Клара новикова как отдыхает год. Клара новикова - биография, информация, личная жизнь

Клара Новикова отмечает 70-летие. Несмотря на солидный, казалось бы, возраст, народная артистка и любимица миллионов зрителей даст фору любому. В ее рабочем и гастрольном расписании напрочь отсутствует даже полчаса свободного времени. С юбиляршей встретилась обозреватель «Известий».

- Чем занимались в преддверии юбилея, Клара Борисовна?

Если вам рассказать мой месяц, вы поймете, что люди так не живут. За весь месяц у меня был только один выходной, когда я могла отоспаться, но в этот день в моей новой квартире устанавливали столешницу и умывальник. Целый день в доме топтались какие-то люди, а после этого я убирала квартиру. Есть те, кто живет для себя. А оказалось, что для меня жизнь - это работа.

- Зачем вам столько работать?

По-другому не умею, не могу остановиться. Возможно, кто-нибудь или что-нибудь меня остановит, и тогда я пойму, что никогда не жила для себя.

- Откуда вы черпаете силы?

А сколько вам лет?

- Двадцать семь, но я бы не выдержала такой ритм.

Вы себя очень любите, а мне хочется успеть. У вас много времени впереди, а у меня его уже меньше.

- С возрастом силы прибавляются?

Про возраст мы не говорим - я не знаю, что это. Все, конечно, откроют интернет и узнают. Но я не хочу, чтобы об этом говорили. У меня съемки, работа, фотосессии, интервью… О каком возрасте идет речь? Возраст - это когда тебе уже ничего этого не надо, когда всё уже позади. Я продолжаю жить как жила.

- Вы следите за молодым поколением, выступающим в разговорном жанре?

Я подсматриваю за ними, чтобы быть в теме. Кто-то мне нравится больше, кто-то меньше, кто-то не нравится совсем… Я понимаю, что они есть и они должны быть. Но мне кажется, что я вполне в тренде. Не чувствую себя «старым дураком».

- Вашу тетю Соню часто копируют...

Все они делают одну и ту же ошибку: копируют интонацию и кривляются. Понимаете, в Одессе так не шутят специально - они так живут. Тете Соне уже 25 лет, и у меня нет такого концерта, чтобы зрители не спросили: «А тетя Соня будет?». Она - философ, бренд! А как можно повторить бренд? Только создать подделку.

- Раньше вы любили гастролировать в Киеве, удается сейчас там выступать?

У меня случилась неприятная история с Одессой и Киевом. Я не знаю, что стало тому причиной. Надеюсь, эти отношения поменяются когда-нибудь, потому что они не могут быть такими, как сейчас. Это ведь мой родной город, альма-матер - у меня в Киеве родительские могилы, там я родилась, училась, там мои друзья.

В сентябре мы снимали в Киеве и в Житомирской области программу обо мне - не было никаких преград. Ко мне подходили люди на улицах и говорили: «Вы наша! Когда будет ваш концерт? Мы очень хотим прийти».

Но концертов там нет. А я бы поехала, если бы они были. Меня бы ничто не остановило. Ведь еду выступать не к Порошенко, а к моим зрителям. Порошенко сегодня есть, а завтра будет кто-то другой. И на моем веку многие сменились, а зрители как были, так и остались.

Меня позвали на гастроли в Киев, предложили зал, в котором я никогда до этого не выступала. А я киевлянка, и для меня зал в Киеве - это отношение ко мне, престиж. Есть места, в которых я не хочу выступать, куда я не поеду, потому что они неуютны для жанра. Меня позвали именно в такой и сказали, что те площадки, на которых я выступала раньше, мне не дали.

- Кто не дал? Украинские власти?

К властям я не имею отношения - общаюсь с продюсерами, которые приглашают на гастроли. Мне долго не хотели говорить, но потом признались: «Для вас разрешили только такой зал».

- Надо понимать, та же ситуация в Одессе?

В Одессе я должна была выступить на дне рождения у Олега Филимонова. Юбилей в большом зале, играется два дня. Меня несколько месяцев уговаривали, просили, и я сделала всё, чтобы быть в Одессе в этой компании. Но потом мне позвонили, извинились и сказали, что у них не получается. Не знаю, кто не дает добро на мой приезд.

- А вы как думаете?

Послушайте, артист - это профессия, которая всегда и везде. Даже во время войны артисты ездили выступать туда, где были войска, где было тяжело. К народу! Так получилось, что Украина сегодня - фронт военных действий по отношению к актерам.

Но я не связана с политикой. Крым ваш, Крым наш... Он мой! Я в Крыму выступала, в Ялте стоит памятник тете Соне, я вынашивала свою дочь в Гурзуфе. Нет такого места на земле, куда бы я не могла приехать, потому что я - человек этой Земли. Для меня было бы неожиданным и противным, если бы какие-то власти решили, что я на что-то не имею права.

В зал приходят и те, кто за «красных», и те, кто за «белых». Но на концерте они становятся зрителями, сидят рядом друг с другом. В буфете пьют шампанское и не достают оружие, чтобы стрелять, если, конечно, они не дегенераты. Я на месте политиков звала бы всюду артистов, потому что они объединяют мир. Артист - первый вестник мира.

- Вы замечаете, как меняются поколения?

В человеческих отношениях ничего не изменилось. Чувства как были, так и остаются: любовь, ненависть, привязанность, нежность… Но мне жаль, что не остается времени взять книжку, посидеть, почитать, повыписывать… Ткнул кнопку и тебе всё покажут. С одной стороны, это хорошо - сокращает время. Но люди меньше общаются, реже разговаривают. Я бы не хотела, чтобы дети были косноязычны. Но на своих внуках я этого не замечаю.

Младший, Андрюшка, весь в футболе и постоянно хочет общаться, ему скучно одному. Старший, Лева, - студент. Подробностей не знаю. Какие можно знать подробности, когда человеку 19 лет? Он говорит мне: «Клара, что ты вообще понимаешь?». Я так же говорила своей маме. Но мы с ним дружим.

Анечка - моя тайная любовь. У меня мало времени, чтобы с ней общаться, но я бы очень хотела с ней говорить. Я ее очень чувствую. Она занимается то спортивным рок-н-роллом, то гитарой, то пением, то вдруг стала лазить по стенкам.

- У вас хватает времени ходить в театр?

Конечно! «Царя Эдипа» я уже посмотрела. Очень люблю Римаса Туминаса, он фантастический. Это очень высокий уровень театра. Сейчас приедет моя подруга из Киева, Светочка, и мы пойдем в театр. Я хожу на всё, что мне интересно, жаль, что времени мало. Моя дочь Маша - театровед, она меня ориентирует. Иногда говорит: «Мам, неужели ты пойдешь это смотреть? Не стоит тратить время». Но я очень люблю театр.

На культурном форуме в Санкт-Петербурге Карен Шахназаров предложил изучать в рамках школьной программы по литературе произведения только шести авторов…

А как Карен определил лучших, по каким критериям? У меня, допустим, есть свои лучшие. И как мы должны с ним сойтись? Кого убрать из учебников? Детям сегодня очень трудно ориентироваться в литературе XIX века, если рядом нет кого-то, чтобы объяснить значение какого-то слова. Язык - не мертвое понятие, он движется, он живой.

Я склонна доверять мнению Карена, но мне было бы обидно не изучать Жуковского - автора, которого приветил сам Пушкин. А поэзия? У нас такой круг поэтов, и я бы не хотела ни от одного отказаться: Фет, Блок, Северянин… Русская литература так много дает! Мне кажется, если ты не читаешь, - не узнаешь ничего ни о прошлом, ни о нынешнем, ни о себе.

Я училась на Украине, и сейчас там на русскую литературу дано лишь несколько часов - ее изучают как иностранную. Желание разъединиться и перестать существовать как одна культура - не самая лучшая затея. Я не представляю, что было бы, если бы я не читала Тараса Шевченко, Лесю Украинку, Гоголя (хотя он и называл себя русским) или Булгакова, который жил в Киеве. Дураки! Будет очень стыдно когда-нибудь за тех, которые пытаются это сделать. Я читала, кстати, Евгения Онегина на украинском языке в переводе Рыльского. Это потрясающий перевод!

- Вы так хорошо знаете украинский?

Да, я знаю язык. Мы однажды летели в самолете с Богданом Ступкой и разговаривали. Он немножко подтрунивал надо мной: я что-то неправильно выговаривала, что-то не могла вспомнить. Потом мы с ним, правда, так сошлись на политической теме, что я пересела, чтобы не разругаться совсем. Он потрясающий актер и человек - потом мы шутили над нашими «политическими разногласиями».

- А ведь многие так и рассорились на почве этих «разногласий».

Мы тоже рассорились в какой-то момент. Потом поняли, что это не мы и не наши отношения, а пропаганда. Когда мы всё это расставили для себя по местам, то осознали, что нас ничего не разъединяет.

- Вы как-то сказали: «Я всегда стараюсь понять человека, мне очень интересен человек».

Да, я же не просто с вами сейчас разговариваю, я вас изучаю. Мне интересно, какой же вы человек? Зачем вы пришли ко мне? Что вам во мне интересно? Или это просто задание газеты? Мы с вами сейчас достукиваемся друг до друга. Я вот общаюсь с человеком, смотрю, слушаю и всегда представляю - а если я бы его играла, то как бы я его сыграла?

Знаете, когда я рожала Машу, мне было очень больно, а в голове вертелось: «А если бы я это играла?». Мне казалось, что я бы орала как ненормальная в кадре или на сцене. А в действительности я не орала.

Меня всегда поражало, с какой открытостью вы говорили о своей жизни, болезнях, семье. Не страшно было этим делиться?

Я когда-то для себя решила, что мой опыт может быть кому-то полезен и я могу кому-то помочь. И это помогало. Когда идешь на интервью, предполагаешь, что тебе могут задавать жесткие вопросы. Если не хочешь на них отвечать - не приходи. Я открытый человек, и если кто-то воспользуется моей бесхитростностью, прокомментирует по-своему то, что я говорю, - мне грустно. Но я и не рассчитываю на таких людей.

- У вас есть мечты?

Я хочу сыграть в театре, в пьесе, которая мне понравится, и роль, которую я очень давно жду. Даже если это будет какая-нибудь бабушка, пожилая женщина. Мне кажется, актриса моего возраста может играть всё. Мне рассказывали, что на Западе есть спектакль, где пожилая актриса играет Джульетту. Я мечтала в моем возрасте сыграть Джульетту: когда ей 15, она не дорожит жизнью. Жизнь для нее эфемерна. Моя Джульетта в моем возрасте дорожила бы жизнью. Возможно, она поступила бы так же, как и юная Джульетта, но - очень осознанно. А, впрочем, не знаю.

Я хотела бы почаще видеть моих внуков и дочь, я их очень люблю. Я не умею сама отдыхать, не умею сама путешествовать, мне нужен рядом человек, с которым я делилась бы эмоциями. Я хотела бы иметь больше свободного времени, чтобы ни от чего и ни от кого не зависеть. Но это невозможно. Хотелось бы быть более свободной - человеком мира, не замыкаться.

Я очень многих потеряла. Каждый ушедший близкий мне человек - это глоток воздуха. Я не хочу, чтобы у меня не оставалось, чем дышать. Хочу, чтобы со мной рядом долго были те, кого я люблю. Никто не знает, когда что случится, - в этом самая великая философия в жизни. Но я очень хочу еще многое успеть. И успею!

Болезнь Клары Новиковой стала страшным ударом как для её близких и родных людей, так и для миллионов поклонников её таланта, которые помнят Клару Борисовну в образе неувядающей и цветущей тёти Сони. Пережить острый период популярной актрисе помогла её семья и близкие.

Творческая биография Клары Новиковой

Клара Борисовна Новикова (в девичестве Герцер) появилась на свет в декабре 1946 года в Киеве. Её отцом был Борис Зиновьевич Герцер, который после фронта служил директором обувного магазина. Мама Клары, Полина Семёновна Герцер, была домохозяйкой. Изначально будущая артистка мечтала об актёрской карьере, даже пробовала поступить в театральный институт. Однако комиссия вуза не увидела в Кларе драматическую актрису.

Девушка окончила студию эстрадно-циркового искусства в городе Киеве, а также получила образование в Государственном институте театрального искусства столицы. Приехав в Москву, артистка стала жить под новой фамилией - Новикова. Фамилия досталась ей от сокурсника-барабанщика по цирковому училищу, который на протяжении недолгого времени был ее супругом.

В 28-летнем возрасте Клара Новикова участвовала во всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где была удостоена главного приза от председателя жюри - советского актера театра и эстрады Аркадия Райкина. Спустя два года девушку пригласили в Москонцерт, где, регулярно выступая на сцене, Новикова усовершенствовала свой талант. Практически сразу артистка стала известной среди ценителей эстрады: её полюбила публика и приняли критики.

Творческая деятельность

Клара Борисовна смогла сыграть на эстраде сотни персонажей, среди которых самым известным был образ тёти Сони. Новикова в течение долгого времени выступала перед зрителями с эстрадными монологами личного сочинения, а также юмористическими текстами, написанными другими авторами. Но истинная популярность пришла к артистке именно с того времени, как она стала работать со знаменитым украинским драматургом М. Беленьким, так как именно Марьян Давыдович был создателем образа, покорившего всю страну.

В начале 90-х народная артистка работала в столичном театре эстрадных миниатюр, руководителем которого был В 1992 году Новикова на Международном фестивале сатиры и юмора, который состоялся в городе Санкт-Петербурге, была награждена профессиональной премией «Золотой Остап». Спустя два года она стала лауреатом Кубка Аркадия Райкина на международном фестивале MORE SMEHA. В 1997 году Новикова была удостоена звания Народная артистка России.

На рубеже нового века популярность любимой многими тёти Сони стала медленно угасать. На смену ей и другим артистам эпохи «Аншлага» стали приходить более молодые комики. Выступления на телевидении стали случаться все реже, а классической аудиторией таланта Клары Борисовны, как правило, стала публика пожилого возраста.

Клара Новикова: биография, личная жизнь, болезнь

Первый раз народная артистка вышла замуж, проходя обучение в цирковом училище. Её избранником стал сокурсник В. Новиков. Отношения продлились недолго и закончились разводом.

Вторым мужем Новиковой стал спортивный журналист Ю. Зерчанинов, который был заведующим отдела публицистики. В браке с журналистом у Клары Борисовны родилась дочка Мария, которая изучала журналистику. В настоящее время занимается преподавательской деятельностью. Дочь Мария подарила народной любимице Кларе Новиковой троих внуков. Двух мальчиков: Льва и Андрея, а также внучку Анну.

Однако после кончины супруга у актрисы появились симптомы, свидетельствующие об ухудшении здоровья. Около 3 лет назад, в ноябре 2014 года, стало известно о болезни Клары Новиковой. Врачи поставили артистке страшный диагноз - рак груди.

Борьба с раком

По словам Клары Борисовны, когда она оказалась в больнице, кроме того что её ждёт серьёзная операция, ни о чем другом думать не могла.

После хирургического вмешательства болезнь Клары Новиковой отступила.Ей ликвидировали часть молочной железы. Однако период восстановления оказался тяжелей самой операции. Женщиной овладела тяжёлая депрессия. В придачу к болезни у Клары Новиковой отнялась рука. На что лечащий доктор сказал, что больше ничем не сможет ей помочь.

Клара Борисовна, благодаря помощи родных и близких людей, начала борьбу с недугом. Превозмогая боль, принимала пищу и лекарственные препараты. Ежедневно через силу выполняла положенные упражнения, пытаясь таким образом разработать руку, а также посещала специальные процедуры.

Спустя время болезнь Клары Новиковой перестала о себе напоминать. Актриса начала придумывать новые номера, передумала ставить на себе крест, стала жить мыслями о будущем и о предстоящих репетициях.

Клара Борисовна сегодня

На данный момент народная артистка чувствует себя отлично и полностью забыла о болезни. Клара Новикова замечательно выглядит, однако не забывает посещать врачей. Она ведёт здоровый образ жизни и при необходимости оказывает помощь тем, кто только переживает подобный недуг.

Таким образом, болезнь в биографии Клары Новиковой оставила неизгладимый след, однако артистка нашла в себе силы и поборола серьезный недуг.

Клара Новика – потрясающая советская и российская артистка лёгкого жанра, юмористка , чья биография и личная жизнь подтверждают ту истину, что служение смеху на сцене не означает непрерывной радости в судьбе.

Клара Новикова, в девичестве Герцер, родилась в 1946-м году в Киеве, на знаменитом Подоле, в семье заведующего магазином обуви и домохозяйки. Трудное послевоенное детство, безусловно, наложило свой отпечаток на биографию и личную жизнь Клары Новиковой.

Отец, прошедший войну, отличался крайне суровым нравом. Дети — Клара и её брат Леонид воспитывались в строгости, и экзекуция следовала за малейшее непослушание. Мама, домохозяйка, условно говоря, не имела права голоса в семье и не могла перечить супругу. Может быть, поэтому, Клара с детства увлеклась театром – это было для неё способом бегства от действительности.

В школе она стала активной участницей драмкружка, и уже тогда обратила на себя внимание, как подающая надежды артистка. Она была раскована, пластична, а обаяние било просто через край.

После окончания школы, Клара поступила в эстрадно-цирковое училище в Киеве. Отец её выбора категорически не одобрил и отказал в поддержке. Но, как ни парадоксально, именно родители сыграли важную роль в – их отстранённое отношение заставило её с юных лет стремиться к самостоятельности и рассчитывать всегда и во всём на собственные силы.

Клара Новикова

Эстрада и театр

Сколько лет Клара мечтала о том, чтобы пробиться в Москву, на большую сцену, но этим мечтам суждено было сбыться лишь в начале семидесятых годов.

Сначала в 74-м году она становится лауреатом эстрадного конкурса, в жюри которого присутствовал знаменитый Аркадий Райкин. Очаровательную юмористку заметили, и в 76-м году пригласили на работу в Москонцерт. С помощью друзей она сумела найти жильё в Москве, и впоследствии закончила ГИТИС.

Исследователи биографии и личной жизни Клары Новиковой изучали вопрос, какое влияние на её судьбу оказала её еврейская национальность ? В смысле зрительского успеха, влияние было явно позитивным: слава пришла к Новиковой, когда она предстала перед зрителями в образе «тёти Сони».

Клара Новикова в образе «тёти Сони»

Выступления Новиковой в 70-е – 80-е годы пользовались неизменным успехом, её приглашали на съёмки различных телепрограмм вроде «Голубого огонька».

С развалом СССР изменилась и сценическая жизнь Новиковой. В 92-м году она получила приглашение в труппу театра Михаила Жванецкого. В это время слава Новиковой достигла международного уровня, что подтвердило получение ею престижных премий «Золотой Остап» и «MORE SMEHA»

В концертном графике Новиковой появились зарубежные гастроли: Германия, США, Израиль. Особенно тепло её принимали в странах, где была велика русско-советская диаспора. Биографии и личной жизни Клары Новиковой начинают уделять внимание СМИ, фото и интервью с нею появляются на страницах газет и журналов.

Клара Новикова в фильме «Королева бензоколонки 2»

В двухтысячные годы Клара Новикова попробовала силы как серьёзная актриса, сыграв главную роль в драме «Поздняя любовь».

За время творческой деятельности Новикова снялась в нескольких фильмах и сериалах, в том числе:

  • «Снежная королева»
  • «Осторожно, Задов!»
  • «Как это делалось в Одессе»
  • «Ералаш»
  • «Королева бензоколонки 2»

На телевидении Новикова регулярно появлялась в юмористической программе «Аншлаг», а также пробовала себя в качестве ведущей в программах «Утренняя почта» и «Чего хочет женщина?»

Новикова в юмористической программе «Аншлаг»

Личная жизнь

Всех, интересующихся биографией и личной жизнью Клары Новиковой , разумеется, волнует вопрос её мужей и детей.

Новикова в первый раз вышла замуж за сокурсника по эстрадно-цирковому училищу и тогда же стала Новиковой. Муж – Виктор Новиков был барабанщиком. Брак распался в 75-м году. Сама Новикова в откровенном интервью рассказала, что на встрече Нового года, публично, в компании друзей супруг внезапно ударил её по лицу. Это казалось диким и беспричинным поступком. Возможно, его обуял приступ ревности – Новикова действительно нравилась многим.

Клара Новикова понимала, что популярность, фото , которые просят подписать поклонники – это всё прекрасно, но в биографии и личной жизни женщины дети – это главное.

Клара Новикова

В 76-м году она выходит замуж вторично, за Юрия Зерчанинова, журналиста, завотделом в «Юности». В 77-м году у пары рождается дочь Мария, и с этого времени фото дочери становится для Клары чем-то вроде иконы.

Клара Новикова и её второй муж познакомились, когда он приехал брать у неё интервью, договорившись о встрече по телефону. Его голос совершенно очаровал Новикову, она нарисовала себе в воображении кого-то, похожего на Рудольфо Валентино, и, увидев его воочию, поначалу была разочарована, но при личном разговоре он произвёл на неё сильное впечатление.

Благодаря Зерчанинову, у Новиковой совершенно поменялся круг общения. Она познакомилась с потрясающе талантливыми и интересными людьми: Аркановым, Розовским, Гориным, . Она перестала ощущать, что Юрий, 31-го года рождения , старше неё на пятнадцать лет.

Клара Новикова и ее второй муж — Юрий Зерчанинов

Пара прожила вместе тридцать два года, без измен и скандалов, и это при том, что в быту Юрий оказался крайне непростым человеком. Жить с ним вместе, витающим в облаках, было нелегко. Юрий рос избалованным ребёнком, каждая его прихоть исполнялась родителями. Потом он свыкся с мыслью, что он принадлежит к элите, к золотой молодёжи. Часто случались ссоры и конфликты с мужем из-за пустяков, но, в конце концов, они всегда приходили к согласию.

Смерть мужа в 2009-м году стала для Клары Новиковой страшным ударом, огромной трагедией, от которой, по большому счёту, она не оправилась до сих пор.

К сожалению, дочь в биографии и личной жизни Клары Новиковой играет неоднозначную роль. Отношения между ними сложились далеко не радужные. Дочь, сейчас работающая журналистом и преподавателем, всегда старалась доказать свою независимость и подчеркнуть, что мнение мамы для неё – не авторитет. Втайне вышла замуж, а когда Клара Новикова взяла на себя заботу о внуках и материальном достатке семьи, особой благодарности не выразила.

Клара Новикова и ее дочь Мария Зерчанинова

Дошло до того, что Борис Грачевский обратился к Марии с публичным призывом быть подобрее и повнимательнее с матерью, которая до сих пор её содержит.

Впрочем, по последним сообщениям ситуация в этом смысле изменилась к лучшему. Отношения с дочерью потихоньку нормализуются, а внуки Новикову просто обожают.

А внуков у Клары Новиковой трое. Старшему Льву в этом году исполнится двадцать, средней Анне – шестнадцать, а младшему Андрею десять лет.

Дочь Клары Новиковой — Мария Зерчанинова со своей семьей

В 2014-м году биографию и личную жизнь Клары Новиковой омрачила страшная болезнь. Врачи поставили ей диагноз «рак груди». Ей была проведена сложнейшая операция. После реабилитационного периода болезнь, по счастью, отступила.

Мы собрали небольшую подборку любопытных фактов, связанных с личностью Клары Новиковой:

  • В 2001-м году Клара Новикова выпустила книгу «Моя история», которая пользовалась хорошим спросом у читателей.
  • В 2008-м году в Ялте собирались поставить памятник «Тёте Соне», но проект не был реализован, и скульптура осталась в мастерской скульпторов.
  • Брат Клары Новиковой живёт в США, в Сан-Диего, и работает врачом.
  • Клара Новикова записала песню «Коричневая пуговка» в дуэте с Е. Шифриным.
  • Клара Новикова – член Российского еврейского конгресса

Юмористка Клара Новикова

Клара Новикова сейчас

Кларе Новиковой уже семьдесят один год, но сцены она не покидает. По её словам, артист, работающий в юмористическом жанре, несёт великую миссию, и должен уметь выступать в любом состоянии, что бы ни случилось у него в жизни, невзирая на стрессы, плохое самочувствие, проблемы в семье и даже самые трагические обстоятельства.

После похорон мужа, она сразу улетела на гастроли во Владивосток, но, по её признанию, не помнит, как выходила на сцену и произносила слова роли.

Клара Новикова присутствует в соцсетях: есть официальная страница в фэйсбуке, есть страница в инстаграм, которую ведут фанаты её творчества. На ней можно увидеть фото с идущего в театре на Малой Бронной спектакля «Поздняя любовь», где Новикова играет с такими замечательными актёрами, как Даниил Спиваковский и Леонид Каневский.

Клара Новикова и Леонид Каневский в спектакле «Поздняя любовь»

Она по-прежнему появляется в эфире канала «Россия» в программе Аншлаг. Сколько уже критических стрел было выпущено в эту программу, но она уже тридцать лет собирает высокие зрительские рейтинги.

Кроме того, Новикова недавно приняла участие в съёмках проекта «Приют комедиантов» на канале ТВЦ.

Как видно, Клара Новикова продолжает жить активной творческой жизнью, и собирается и дальше радовать нас своим искромётным творчеством.

Клара Новикова очень тяжело пережила уход коллеги по цеху и друга Михаила Задорнова. По её словам, вместе с ним ушла часть её жизни.

Клара Новикова и Михаил Задорнов

Очень ценными кажутся рассуждения Клары Новиковой о природе смеха и юмора вообще. Её философский взгляд на эту тему в чём-то перекликается со словами Карла Маркса «человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым». По мнению Новиковой, роль юмора в жизни человека просто огромна. Недаром существуют поговорки «смех лечит», «смех продлевает жизнь», «пять минут смеха заменяют стакан стаканы» и т.д.

Смех – это вшитый самой природой в человека защитный механизм, позволяющий защититься от горя, страдания и слёз. Порой, это единственный щит от трагедий и невзгод. Собственно, поэтому все героини Новиковой при всей своей комичности поражают своей печалью. Они очень живые, ведь в жизни смешное и грустное иногда невозможно разделить.

В жизни всегда есть место для трагедии, а вот для счастья – не всегда, и спасти может только смех. Он позволяет преодолевать самые страшные перегрузки, являясь лучшим обезболивающим лекарством.

Клара Новикова

Не случайно, через много лет Новикова пришла в своём творчестве к настоящей драме и такому безумно сложному жанру, как трагикомедия. В этом жанре творили классики юмора – Чаплин, Макс Линдер, Бастер Китон. Творчество классиков остаётся неувядаемым потому, что в нём под внешней весёлой оболочкой всегда прячется большая человеческая глубина.

Клара Новикова сдержанна в оценках работы современных артистов юмористического жанра таких, как резиденты Comedy Club и другие.

Она признаёт, что юмор должен быть актуальным. У каждого поколения – свой юмор, свои кумиры. Но её смущает, что в погоне за внешними эффектами современные исполнители теряют ту самую скрытую философскую грусть, которая превращает просто блестящий номер в шедевр.

Клара Новикова на сцене

Возможно, эти ценные наблюдения и мысли Клара Новикова изложит в новой книге. Не исключено, что, имея такой огромный опыт, попробует свои силы в качестве педагога. Недостатка в идеях у Новиковой не было никогда.

Четыре года назад не стало мужа Клары Новиковой, известного журналиста Юрия Леонидовича Зерчанинова, с которым они прожили вместе почти четыре десятка лет­­…

— Клара, как складывается теперь ваша личная жизнь?

— Мне говорят: «Пора тебе как-то устраиваться. Замуж надо выйти». А я не понимаю этого. Много лет назад, когда только приехала в Москву, снимала комнату у одной потрясающей женщины, Марии Иса­аковны, с которой, кстати, потом «срисовала» свою Элеонору Петровну. Яркая была дама. Оставшись вдовой, Мария Исааковна не опустилась: всегда ухоженная, элегантная, с острым и ироничным взглядом на жизнь, она приковывала к себе внимание. И сама собой любовалась.

Букву «р», кокетливо грассируя, произносила как смягченную «г». Со мной разговаривала исключительно с напускной строгостью, называла нежно «дрянь». «Иди сюда, дрянь (у нее получалось «дгянь»), покушай, я приготовила потрясающий овощной супчик…» Иногда просила анекдот рассказать или говорила: «Кларка, ну-ка покажи меня!» Я рассказывала, изображала, и ей очень нравилось. Хохотала, трясясь грудью и животом, приговаривала: «Хороша канашка!»

За ней ухаживали мужчины, причем весьма интеллигентные, с самыми серьезными намерениями. Встречаясь с ними, она поясняла: «Для куража!» Как-то я спросила: «Но почему же вы не идете замуж?» И она ответила: «А для чего? Чтобы стирать чужие рубашки?» Я удивилась: «Но ведь если мужчина будет вашим мужем, значит, они не будут чужими». — «Своими они уже не станут никогда…» Тогда я ничего не поняла, а вот теперь… Когда мне говорят: «Слушай, хочу познакомить тебя с интересным мужчиной», тут же вспоминаю про те рубашки и отвечаю вопросом своей квартирной хозяйки: «А зачем?»

Не хочу заводить «гостевого» мужа, пусть сегодня это и модно. А что касается постоянного… Сложно, ведь у женщины и мужчины должно совпасть множество тончайших струн. На уровне интуиции, нерва, вздоха, ощущений. Интересы общие, мировосприятие. Не говоря уж о чисто бытовых привычках. Пока такого совпадения у меня ни с кем нет. При этом понимаю, что нравлюсь мужчинам: мне делают комплименты, оказывают знаки внимания, намекают на перспективу отношений. Но увы… Хотя, кто знает? Может, просто не нашелся пока тот, к которому я расположилась бы? (С улыбкой.)

— Может, дяденькам следует проявлять больше активности?

— Во-первых, не даю повода. Во-вторых, думаю, они не решаются — побаиваются попасть на мой острый язычок. Я запросто могу и подковырнуть, и обсмеять, а то и пригвоздить. Мой муж, Юрка, сам был большой насмешник, и тот меня побаивался! Но постепенно привык. А нового-то надо будет приучать… (Смеется.)

Недавно одна женщина говорит мне: «Кларочка, давайте я вас познакомлю, у вас должна быть личная жизнь». — «А то, что у меня сейчас, не личная жизнь?» — уточнила я. «Нет», — отрезала она и стала подготавливать меня к знакомству с одним «о-о-очень ничего себе мужчиной». Наконец на каком-то празднике мы с ним встретились. Смотрю, действительно весьма благообразный, руку мне галантно протягивает. Моя знакомая рядом стоит, тоном свахи представляет: «Ну вот он, его зовут Леня…» И тут я как всплесну руками, как заверещу радостно: «Леня! Боже мой! Какое счастье! Наконец-то!» От неожиданности он, бедный, прямо подпрыгнул и буквально спрятался за эту женщину. А я, сбавив тон, говорю: «Кажется, я вас напугала. Простите. У меня есть брат — тоже Леня, поэтому я так эмоционально среагировала…» На ужине мы с тем перепуганным мужчиной оказались за одним столом, и весь вечер он смотрел на меня с опаской, а когда я просила его передать мне какое-то блюдо, прямо вжимался в стул. (Смеется.) Согласитесь, вряд ли я подошла бы для личной жизни такому Лене — он прятался бы от меня по углам. Ему нужна женщина спокойная, тихая. А во мне энергии на десятерых хватит.

В общем, на сей момент моя личная жизнь — это репетиции, выступления, гастроли с концертами, Театр на Малой Бронной, где я играю. Часто хожу в театры, встречаюсь с друзьями. И потом — у меня есть дочь, внуки, которым надо помогать. Так что времени на страдания от одиночества у меня нет.

— Статус бабушки, причем трижды, не давит­?

— Бабушка я биологически и по факту. А психологически — нет, не чувствую себя бабушкой. Мне интересно то же, что и молодым. Кстати, все внуки называют меня Кларой. Даже четырехлетний Андрюша. Недавно кто-то спросил его про меня: «Это твоя бабушка?», и он ответил: «Это моя Клара».

Мне пришлось пережить многое. Но, как бы ни было тяжело, я не позволяла себе погружаться в депрессивное состояние, за уши себя вытаскивала. Впасть в депрессию легче всего, гораздо сложнее — не поддаться ей. Точно знаю: в таких случаях нельзя быть одной, надо идти в люди. И я хожу. А еще у меня есть особенность: в любой ситуации, даже самой безрадостной, мне запоминается только смешное­.

Вот, например, история из моей жизни. Однажды меня раздели в собственном подъезде. В полдень. Я вызвала лифт, вошла в него, и в тот момент, когда нажала на кнопку своего этажа, почти захлопнувшаяся дверь раздвинулась и в лифт зашли двое — на лицах свитеры, на головах шапочки, видны только глаза. Приставили к шее нож, двинули по уху, я ударилась головой о стенку. Потом загнали меня на верхний этаж… Впоследствии оказалось, что это двоюродные братья — один сбежал из психушки, а другой только вышел из тюрьмы. Короче, к своей квартире я подошла босиком, в лифчике, трусиках и шляпке, а в руках держала хозяйственную сумку с курицей, за которой, собственно, и ходила в магазин. Помню, за шляпку я особенно обиделась: эти идиоты ее не взяли. А ведь я покупала ее в Германии, в дорогущем магазине! А он, сволочь, зашвырнул ее на другой этаж, и я, голая, пошла искать. Когда Юра открыл дверь, он оглядел меня с головы до ног и невозмутимо сказал: «Ну ладно, кончай разы­грывать!» Никак не хотел верить в то, что это не глупая шутка, а реальность. По сути чудовищная. Но мне, как только представлю себя голышом, в шляпке и с курицей, все равно становится смешно.

А дальше было еще забавнее. Я позвонила приятельнице, которая шила мне костюмы, и дрожащим голосом сообщила: «Люда, я к тебе сегодня не приеду, на меня напали бандиты, раздели…» Она спросила: «Все унесли?» — «Все!» — «И в чем ты осталась?» — «В лифчике и трусиках». — «А что, на тебе было плохое белье?» — «Да нет, хорошее, французское», — опешила я. «Так почему же, — возмутилась она, — они не взяли?!» Нет, правда, смешные моменты всегда можно найти.

Или вот, пожалуйста, другой случай. Из 1990-х годов, тоже с криминальным оттенком — мне на них везло. Накануне Рождества я была на гастролях в городе Чайковск и оказалась свидетелем вооруженного ограбления. Захожу в универмаг — хотела купить подарки друзьям: камешки, шкатулочки, поделки всякие. Стою у прилавка, примеряю колечко. Вдруг слышу крик: «На пол! Лицом вниз!» Какие-то люди в масках, с оружием всех уложили, кого-то попинали ногами и сгребли с прилавка всю ювелирку. Перед этим налетом рядом со мной у прилавка стояла женщина, которая держала в руках тортик «Полено» — на картонке, без крышки (тогда в нашей стране упаковка была в дефиците). Когда мы лежали на полу под дулами пистолетов, я почему-то обратила внимание на то, что все грибочки с цветочками, украшавшие торт, были размазаны по потолку и по стенам. Кошмар! Вскоре я оказалась в Германии, и меня пригласили в гости в один очень обеспеченный дом. И там, за столом, я рассказала этот случай. В конце моего эмоционального повествования хозяйка дома вдруг поинтересовалась: «Скажите, а почему в России не делают коробочек для тортов?» (Смеется.) На нее именно эта деталь произвела самое сильное впечатление.

— А ограбление-то чем закончилось?

— Налетчики скрылись, мы все с опаской стали подниматься с пола, вызвали милицию. Вдруг я заметила на своей руке бирочку от кольца. Подбежала к продавщице: «Девушка, простите! Я чуть не унесла кольцо». Представьте себе, оно оказалось единственным украшением, оставшимся в том отделе. Спустя полтора часа у меня концерт. Доползаю до театра. Костюмер спрашивает: «Что с вами?! Вы совершенно белая». Прошу у девчонок рюмку к­оньяка. Выпила. Вышла на сцену. И тут же начала рассказывать зрителям о том, что случилось. В зале — смех. И чем дольше я говорила, тем сильнее хохотал зрительный зал. Они решили, что я специально подготовила номер для гастролей в их городе. Я сначала занервничала, а потом и мне самой тоже стало смешно. Ну что поделать, я такая. Даже о дорогих мне, любимых людях, которых уже нет в живых, все равно стараюсь вспоминать только веселое. Мне так легче. (Со вздохом.) И им, наверное, тоже.

— На одном из концертов вы показали фильм, который сняли о своих родителях. Вы там задаете отцу вопрос: «Папа, ты прошел всю войну, воевал под Сталинградом и Севастополем, был ранен. Скажи, что это для тебя было, что ты вынес из этого?» А он ответил: «Что я вынес? Две рубашки, да и те оказались женскими…»

— Да-да, и заодно еще майора медицинской службы женского пола — только об этом он там не говорил. Из семейных преданий мне известно, что папа после тяжелой контузии долго лечился в госпитале, и, очевидно, та майорша его выхаживала. Видимо, так старалась, что он пообещал после войны на ней жениться.

Вообще-то раньше, в довоенной молодости, он ухаживал за маминой старшей сестрой. Но к моменту его возвращения в Киев Маня вышла замуж и родила двоих детей — Зорика и Фиму. И она познакомила его со своей сестренкой. Папа — огромный, статный красавец, увидев мини­атюрную рыженькую девчонку, влюбился по уши. Но тут как раз в Киев прибыла та самая фронтовая подруга.

Папа тут же сочинил историю о своей несуществующей семье: якобы он думал, что жена и двое детей погибли, но, вернувшись, нашел их. Она ему не поверила. Тогда он сказал: «Жди меня на Крещатике в таком-то месте…» Прибежал к тете Мане, вытащил на прогулку ее мальчишек, мою маму и под руку с ней прошелся мимо указанного места. Бедная женщина поняла, что надеяться ей больше не на что.

Папа не догулял в юности: едва за­кончилась служба в армии — тут же началась война. И он прошел ее всю. Только никогда не рассказывал о ней. Фильмы на военную тему называл «бабины сказки». В первые же дни войны отец потерял свою маму. Они жили в Житомирской области, и известно только, что она бежала вместе со всеми, пытаясь спастись от бомбежки, но на дороге их настигли фашисты и расстреляли. Папа так и не узнал, где она похоронена и похоронена ли. Кларой меня назвали в память об этой бабушке, а вовсе не в честь Клары Цеткин, как многие думали. Отец часто называл меня «мама моя». Мы с братом отца обожали, хотя он был человеком суровым, властным, непреклонным, держал нас, мягко говоря, в строгости — воспитательная мера в виде солдатского ремня с пряжкой шла в порядке вещей. Ему достаточно было произнести: «Все, я сказал…» — и любые возражения исключались. (Со вздохом.) Вот и дочка моя, Маша, теперь точь-в-точь так же может мне сказать, тем же тоном. Но если бы я посмела так говорить с отцом, он бы меня убил.

А мама была совсем другим человеком. Тихая, молчаливая. При этом ее обожали все. Щедрости необыкновенной — гости из нашего дома всегда уходили с полными пакетами еды. И очень впечатлительная. Смотрит, допустим, в сотый раз «Балладу о солдате» и плачет. «Мама, ну что ты плачешь, это же кино!» — «Шо, я не могу переживать?»

Больше всего переживала из-за папы — он был слишком любвеобилен. Как-то, когда я приехала с гастролями в Израиль, ко мне подошла дама приятной наружности: «Здравствуйте. Ваш папа Борис Зиновьевич?» — «Да». — «Передайте ему привет». — «От кого?» — «Скажите, от Беллы. Он знает», — многозначительно так. Папа действительно любил женщин, он так на них смотрел! Прекрасно это помню, хотя он думал, что я маленькая и ничего не понимаю. Когда брату было года два, а мне лет пять, у нас дома появилась няня, помогавшая маме по хозяйству, — молодая, румяная, крепкая деваха Аня. Папе она нравилась — он говорил недвусмысленно: «Какая женщина — кровь с молоком!» Потом замуж ее выдавал: она ребенка родила, Колю, родственники говорили, что от папы…

Хорошо помню тетеньку-врача «ухо-горло-нос», к которой мы с папой некоторое время ходили по вечерам. Он заявлял маме: «Поля, ей надо лечить гланды!», брал меня за руку и вел почему-то во взрослую поликлинику. Там мы входили в кабинет, докторша тетя Женя обмазывала мне горло люголем, и таким образом папа получал алиби. После чего они отводили меня в Театр имени Леси Украинки — там работал родственник той самой тетеньки, а сама она жила во дворе театра. И я, к общему удовольствию, из директорской ложи смотрела спектакли. По нескольку раз все пересмотрела — таких артистов открыла для себя! Совсем молодые Борисов, Роговцева… От восторга я плакала. (Задумчиво.) Надо же, а много лет спустя сама выступала на этой сцене с концертом.

Короче говоря, наша с папой и его подругой идиллия продолжалась до тех пор, пока к нам домой не влетел муж тети Жени. Он устроил такой скандал! От стресса мама потеряла речь. Совсем не могла говорить, писала записочки. Папа чувствовал себя виноватым. Столько у мамы было по этому поводу переживаний, огорчений, обид, слез, но нам с братом она не жаловалась никогда­.

Как-то, уже став взрослой, я спросила: «Мама, почему ты не развелась?», и она сказала: «Как я могла его бросить?!» Конечно, она его любила. И терпела. Родители прожили вместе 50 с лишним лет. К старости даже в магазин не ходили друг без друга. К концу жизни, наоборот, папа стал бешено ревновать маму. Она жаловалась: «Клара, ну шо ему надо? Мне 77 лет, как можно ревновать?»

Кстати, весьма распространенная модель поведения мужчин в семье. Охотники по своей сути, они на протяжении жизни ищут себе приключений, новых отношений, а когда понимают, что дело уже к закату… Хотя папа нравился теткам до последних своих дней. Притом что ушел он в глубоко преклонном возрасте, чуть-чуть не дотянув до 90 лет. Маму пережил на семь лет… (После паузы.) Простите меня, мои дорогие родители, что я о вас все рассказываю, но мне хочется, чтобы и в воспоминаниях вы были такими же, как в жизни: живыми, страстными, а не искусственно-прилизанными. Я помню о вас каждую секунду…

— Родители одобрили ваше намерение стать артисткой? И кстати, почему вас повело в эту сторону?

— По-моему, все началось с пеленок. Когда спрашивали, как меня зовут, я говорила: «Налодная алтистка Каля Бисевна» (Клара Борисовна). Потом эта «Каля Бисевна» так за мной и закрепилась среди своих. Рядом с домом стоял цирк, и я мечтала стать цирковой артисткой. Все мои выступления начинались во дворе, я разыгрывала репризы и дрессировала детей. Они были тиграми, львами, а я с хлыстом — великой дрессировщицей Бугримовой. А вообще, я занималась прыжками в воду и была диким сорванцом, имела дело только с мальчишками. Все крыши, гвозди, пистолеты были моими. Наша Красноармейская улица в Киеве — наклонная. Я поднималась наверх и, положив ноги на руль велосипеда, с жутким криком мчалась вниз. Бедная мама не знала, как меня утихомирить. К ее счастью, потом вдруг произошло преображение — я начала играть в куклы и шить им наряды.

К тому же я была конопатая и самая рыжая в школе, рыжее даже одноклассницы Светки. Сразу, как появлялось первое солнце, у меня высыпали веснушки где только возможно — на лице, плечах, руках. Брат меня дразнил, и я жутко стеснялась. Тем более что одета была так, как считал нужным папа, и все эти несовременные платья меня страшно смущали. Не говоря уж об обязательных теплых штанишках-трикошках до колен, с резинками, которые я все время старалась поднять повыше, а они, гады, опять спускались. Я так комплексовала из-за этого! Наверное, когда всерьез задумала идти на сцену, хотелось преодолеть свои комплексы. Доказать что-то и себе, и другим.

Родители, ясно, не возрадовались. К искусству они никакого отношения не имели. Папа работал директором универмага, благодаря чему, кстати, мы были всего лишены. «Как, — говорил он, — у людей нету, а у нас будет?!» В связи с чем, допустим, холодильник и телевизор у нас появились позже всех наших соседей. А мама, когда мы подросли, пошла работать в картонажный цех кондитерской фаб­­ри­­ки — клеила коробки. Она против моих сценических устремлений открыто не возражала. А вот папа делал все, чтобы помешать мне пойти в артистки. В наказание даже запретил шить платье на выпускной вечер, и я была там единственным гадким утенком. Он говорил: «Профессия для женщины — это только белый халат: врач (им, кстати, стал мой брат, который уже давно живет с семьей в Америке), повар, воспитательница детского сада, чертежница и так далее. Выберешь такую — буду помогать. Нет — значит, останешься без поддержки». И слово сдержал. Но я никогда в жизни не попросила у родителей ни копейки. А потом так сложилось, что, наоборот, сама стала помогать им.

Когда я не прошла в театральный институт, стала устраиваться на работу, но меня нигде не брали. Любимая учительница Фаина Соломоновна, которая вела в Доме пионеров кружок художественного чтения, через свою подругу — парторга «Укрконцерта», работавшую по совместительству актрисой Ансамбля комедии и водевиля, устроила меня в этот коллектив помощником режиссера. Я, конечно, представляла себя вторым человеком в труппе. Но когда начала работать, оказалось, что в мои профессиональные обязанности входило только «принеси-подай» да утюжка занавесок — километровых пыльных кулис.

— С какого момента ваши родители оценили вас как состоявшуюся артистку?

— Я уже и Киевскую студию эстрадно-циркового искусства окончила, и ГИТИС, и выступала вовсю, но папа все не признавался в том, что гордится мной. Даже когда я выиграла V Всесоюзный конкурс артистов эстрады (Клара Новикова разделила первую премию с Геннадием Хазановым. — Прим. «ТН») и счастливая мама говорила отцу: «Ну, шо теперь скажешь?» Папа отвечал: «И все-таки она не Райкин…» А потом я узнала, что папа всегда носил мою фотографию на календарике во внутреннем кармане пиджака.

Когда родители приходили на мои концерты, меня, кажется, они просто не слышали. Только головами вертели — следили, как кто реагирует. Потом мама делилась впечатлениями: «Одна женщина рядом со мной так смеялась, так смеялась, шо чуть не уписалась». Это была высшая мамина оценка. А от папы была такая. Когда его спрашивали «Борис Зиновьевич, вы хотели, чтобы Клара была артисткой?», он отвечал: «Раньше не хотел, а сейчас не возражаю».

— Первое зрительское признание вам запомнилось?

— На всю жизнь. Оно настигло меня на концерте в Степногорске, в лагере для заключенных строгого режима. Я приехала туда совсем девочкой с тем самым Ансамблем комедии и водевиля. И мне доверили провести концерт: я должна была выйти, сказать, какой спектакль будет показан, какие артисты в нем заняты, и уйти на фиг, после чего заняться своим основным делом — гладить занавеску… Перед выступлением всех повели к начальнику лагеря, где нас долго и обстоятельно инструктировали. Нам сказали, что никаких колющих и режущих предметов с собой у нас быть не должно, потому что в лагере находятся убийцы, рецидивисты, получившие самые большие сроки. Что даже в туалет ни в коем случае нельзя ходить поодиночке, особенно женщинам, поскольку «вы же понимаете, здесь изголодавшиеся мужчины, и если поймают, мало не покажется: надругаются, убьют и утопят…» И еще: ни в коем случае нельзя к ним обращаться «дорогие друзья» или «товарищи» — пусть и со сцены, потому что никакие они нам не товарищи, тем более не дорогие. Одним словом, напугали нас дальше некуда­…

Из кабинета к месту выступления мы шли сквозь строй заключенных. Они стояли, одетые в одинаковые лагерные фуфайки, и молча смотрели на нас. Ужасный ужас! А я ведь самая молодая из ансамбля: мне всего 17, вслед за мной по старшинству шла 42-­летняя Катя Губарь, а остальным актерам и вовсе за 60. И вот иду мимо зеков и вдруг прямо перед собой вижу на стене концертную афишу, на которой крупными буквами написано название нашей программы: «Нам с вами по пути!» От смеха со мной случилась просто истерика.

Сцены как таковой не было — ее сколотили из столов. И когда я вышла в коротеньком платьице, все эти дядьки, сидевшие прямо под этой импровизированной сценой, стали с неподдельным интересом заглядывать мне под юбку. А в конце принесли букет полевых цветов и вручили только мне одной. После чего в коллективе был скандал: какое право я имела взять цветы?! Я обязана была тут же отдать их заслуженным артистам. Я, конечно, извинилась, но все равно посчитала это своим первым настоящим успехом. Тот букет памятен мне до сих пор.

— Только он и запомнился?

— Нет, было еще два. Правда, они не связаны со сценой. Когда я оканчивала школу, на меня вдруг обратил внимание симпатичный го­лубоглазый мальчик — студент геологоразведочного института. Однажды он уехал в экспедицию. И вот в один дождливый майский день я вошла во двор и вижу вынырнувшего откуда-то Егора — в резиновой плащ-палатке, в огромных сапогах, с большущей охапкой сирени и тюльпанов. И всю эту охапку он бросил на меня. Представляете: море цветов, брызги! Настолько красиво бывает только в кино. Или во сне… Так он сделал мне предложение. Но поскольку я была школьницей, мама пришла в ужас, и вскоре наши дороги разошлись.

А много позже за мной ухаживал один телережиссер — несмотря на то что я уже была мамой пятилетней дочки. Как-то утром выхожу с Машкой из квартиры и на пороге вижу гигантский букет свежайших, еще с капельками росы на лепестках, роз — как потом выяснилось, их было сто. Я прямо остолбенела. В это время из двери рядом выглянула соседка. Увидев мизансцену, воскликнула: «Ух ты, сколько роз! Что делать с ними будешь?» Я растерялась: «Не знаю, поищу вазы, банки». Она быстренько сориентировалась: «Дура, что ли? Пойдем на рынок — продадим…» (Смеется.) Потом Слава рассказал, что надыбал эти розы в каком-то подмосковном совхозе: убедил сотрудников, что едет встречать Мирей Матье, которая действительно в тот день приезжала в Москву. Ему поверили и срезали самые лучшие бутоны… Вот только Юра, муж мой, был недоволен, хотя виду, конечно, не показывал.

— Юрий Леонидович был вторым вашим мужем­?

— Да. Сначала я вышла замуж за Виктора Новикова — мы работали в Кировоградской филармонии. Прожили в браке восемь лет. Он музыкант-барабанщик, долгое время вместе тряслись по ухабам в автобусах, мотаясь по городам и весям нашей необъятной родины. Поженились втайне от моих родителей. Когда они узнали, были в шоке: дочь вышла без свадьбы?! как после такого смотреть людям в глаза! Но окончательно папу добила му­зыкальная специальность моего мужа. «Ну я понимаю, скрипка, — удивлялся он, — на ней можно сыграть сольный концерт. Но что можно сыграть на барабанах?!» Невысокий, тщедушный Витька вначале не пришелся отцу по душе. Он заклеймил моего супруга «мужчинкой». Хотя потом они подружились. «Витя хороший парень, — говорил папа. — Мне есть с кем выпить рюмку». Жаль только, что, выпивая, Витька терял голову.

Чтобы получить работу в Киеве, Виктору нужна была прописка, и я умолила родителей прописать его у нас, хотя папа сопротивлялся: «Ну да, я его пропишу, а потом он выселит нас всех!» И, между прочим, оказался прав. Как только я от мужа ушла, Витька стал водить в дом к моим родителям каких-то баб и требовать свою часть жилплощади. В итоге я вынуждена была построить ему кооперативную квартиру. На память о первом замужестве у меня осталась только фамилия, сменившая мою девичью — Герцер. Когда выходила замуж за Зерчанинова, меня уже знали, и мы с Юрой решили, что я останусь Новиковой.

В Юре, который был старше меня на много лет, папа сразу увидел человека незаурядного и относился к нему уважительно. После первой встречи не преминул, однако, меня подколоть: «Поздравляю, дочка, ты наконец нашла себе дедушку…» А я и сама перед Юрой трепетала и смотрела на него снизу вверх. Это же он открыл мне Москву, ввел меня в круг своих друзей — известных актеров, режиссеров, писателей, художников… Я чувствовала дистанцию и долго не могла обратиться к нему на ты. У нас уже Машка родилась, а я все продолжала: «Вы, Юрий Леонидович…»

Конечно, мое появление изменило привычную Юрину жизнь. Я мешала ему проводить время так, как он — холостяк — привык. Он вынужден был внедрять меня в круг своего общения. Его ближайшим другом был Петр Фоменко. Как-то Юра говорит мне: «Петюня собирается снимать «Анну Каренину» и хочет посмотреть тебя на роль Китти. На катке — поскольку именно там состоялась первая встреча Китти с Левиным». Я потеряла дар речи. Китти — это же моя мечта! Но во что же одеться?! Эврика! Я только что купила коричневое пальтишко, отороченное внизу каракулем. Ночью сажусь за работу: отрезаю кусок пальто, в итоге выходит некая шубейка-душегрейка, к низу которой пришиваю отрезанный мех. Из остатка меха делаю муфточку.

Приехала на каток в Лужники, и только в этот момент осознала, что никогда в жизни не стояла на коньках. Ребята берут для меня напрокат коньки, встаю на них, иду по прорезиненной дорожке, ведущей к катку. Дорожка заканчивается, и… я оказываюсь на льду на четвереньках. Пытаюсь подняться, снова падаю. (Смеется.) В общем, единственным, что я смогла продемонстрировать режиссеру, оказалась попа. Переглянувшись, они меня подняли, закинули на скамейку, и мне оставалось только наблюдать за тем, как они вдвоем гарцуют. Потом выяснилось, что «Анну Каренину» Петя действительно готовился снимать, но там что-то сорвалось, о чем всем было прекрасно известно, и позвали они меня только по одной причине: мужчинам хотелось произвести на меня впечатление.

Юрка вообще был горазд на такие штуки. Образованнейший человек, эрудит, но при этом неисправимый хохмач и выдумщик. И до последних дней бесшабашный. Ни за что не хотел выглядеть передо мной слабым. В клинике ему ставят диагноз «микроинсульт». Врач говорит: «Надо оперировать». А Юра в ответ: «Это невозможно, я должен сдать материал в номер». Я умоляю: «Юра, это же необходимо, тебе станет легче». Но он орет: «Дура, я здоров!» Врачам: «Не слушайте вы ее!» (Задумчиво.) Что говорить, не хватает мне его, очень не хватает…

— Клара, с детьми, с внуками ладите?

— Они самостоятельные, живут своей семьей. Любят подарки, ждут их, и я с удовольствием их делаю. Маленький Андрюшка, конечно, прелесть — радуется всему, что я принесу. Старший, Левка, уже перешел в 10-й класс. Поскольку он мой первый внук, обожаю его безумно. Мне кажется, это я его родила. У него уже рост под два метра и 46-й размер обуви, а я все пылинки с него сдуваю. А Анечке только что исполнилось 12 лет. Мне так приятно, что ей всегда нравятся вещи, которые я дарю. Наверное, я понимаю ее стиль. Что еще радует? Маша, дочь, ко мне прислушивается, хотя виду не показывает. Но я чувствую: ей не безразлично то, что говорю. Особенно по части профессии, когда мы вместе бываем в теат­ре. Маша ведь театральный критик. Смотрит спектакли, пишет о них, и мне нравится: кстати, очень похоже на то, как писал Юра. Ее муж, Борис, филолог, занимается наукой, преподает античную литературу и древнегреческий язык. К сожалению, эти профессии неденежные, но зато приносят удовлетворение — и дети счастливы. А я счастлива за них.

Обожаю, когда мы собираемся семьей: все садятся за стол, уставленный разными вкусностями, которые я с удовольствием готовлю для таких случаев. Вот только для меня важно, чтобы это было оценено. Ничего не могу с собой поделать — мне очень хочется, как на сцене, получать аплодисменты. Все надеюсь услышать: «Ой, как вкусно! Как замечательно ты все организовала!» Не дождавшись, сама начинаю приставать: «Ну как?» — «Нормально». — «Чего нормально-то?» — «Да все, мам». Вот и все аплодисменты.

Маша говорит: «Тебе из всего надо устроить праздник!» Но мне действительно кажется, что жизнь — это праздник, она не должна состоять только из будней. Умом-то я понимаю, что они хотят жить по-своему, но сердцем… Один знакомый сказал: «Отлучи уже от груди. Дочь взрослая, ей не нужно твое молоко». Но у меня не получается отлучить… Порой обижаюсь, чувствую себя одинокой. Знаете, что такое одиночество с моей точки зрения? Это когда куда-то улетаешь, тебя никто не спросит: «Как долетела?», и когда возвращаешься, никто не поинтересуется: «Ты приземлилась?» Они просто забывают — привыкли, что я все время в полете. А я и вправду в полете.

Иногда думаю: «И чего я все суечусь? Может, хватит, пора уже приземлиться? Во всех смыслах». Но как только возникает такое настроение, подбегаю к шкафу, смотрю на себя в зеркало и… говорю себе: «С ума сошла — приземлиться?! А ну-ка, в полет!» И давай примерять костюмчики, шляпки, украшения. Так завожусь от этого! Мне кажется, что для женщины игра — кокетство, улыбка — нормальное состояние. Не понимаю, когда слышу: «Я выскочила из дома, даже не успела накраситься». Как?! Да лучше не поесть. Что значит не успела?! Не захотела — это другое дело.

Когда-то давно я лежала в больнице в компании женщин после серьезных операций. Представьте, нам не разрешали приходить на перевязку непричесанными и без макияжа. Проще говоря, не позволяли опуститься. И я убеждена: женщина всегда должна быть в порядке. (Улыбается.) Даже если у нее не все в порядке.

Семья: дочь — Мария (36 лет), театральный критик; зять — Борис, филолог; внуки — Лев (16 лет), Анна (12 лет), Андрей (4 года)

Образование: окончила Киевскую студию эстрадно-циркового искусства, потом ГИТИС

Карьера: лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974). Вместе с Михаилом Жванецким и Романом Карцевым работает в Московском театре миниатюр. Играет в Театре на Малой Бронной. Народная артистка России.

Клара Новикова – особенная женщина. В ней гармонично сочетаются ум, красота и чувство юмора. На отечественной сцене это единственная представительница слабого пола в области разговорного жанра, которой присвоено звание «Народная артистка России».

Детство и юность

Клара Борисовна родилась в Киеве 12 декабря 1946 года. Ее девичья фамилия – Герцер. Отец работал директором магазина обуви. Борис Герцер, ветеран ВОВ, был лидером в семье, держал своих детей в строгости и требовал от них безоговорочного послушания.

Мать, Полина Семеновна, была женщиной с мягким характером и бесконечным терпением. Все свое время она посвящала мужу и детям. В семье было двое детей: Клара и Леонид. В настоящее время брат артистки проживает в США.

Клара Новикова в детстве

В школе учителя Клару характеризовали как сообразительную и послушную девочку. Музыка, рисование и литература были любимыми предметами нашей героини. В свободное от учебы время маленькая Клара посещала кружок танцев.

В старших классах девушка стала увлекаться актерским мастерством. Клара выступала на сцене школьного театра. Все с удивлением отмечали ее талант к перевоплощению. Педагоги пророчили ей блистательную карьеру на театральном поприще. Отец не разделял стремления дочери, считая работу актрисы несерьезной.

После окончания школы, вопреки желанию папы, Клара пробует поступить в театральный институт. Приемная комиссия не увидит в ней драматической актрисы. Не отчаявшись, девушка начинает посещать Киевскую студию эстрадно-циркового искусства.

Борис Герцер настаивает, чтобы дочь оставила обучение, но Клара доводит начатое до конца. Получив диплом, будущая звезда собирает вещи и уезжает в Москву.

В столице Кларе улыбнулась удача – она с первой попытки поступает в ГИТИС. Талантливую артистку отмечают педагоги, Клара считается одной из лучших студенток на курсе.

В 1974 году Клара принимает участие во всесоюзном конкурсе артистов эстрады, председателем жюри которого является Аркадий Райкин. Ей удается не только стать победительницей конкурса, но и заслужить похвалу мэтра.

После окончания института (1976г) Клара Новикова начинает работу в Москонцерте под руководством Павла Леонидова. Здесь артистка оттачивает свое мастерство, получает опыт работы с публикой.

Путь к славе

Клара Новикова стала известна широкой публике в образе «тети Сони», который был создан благодаря украинскому писателю Марьяну Беленькому. Сотрудничество с этим автором стало поворотным в судьбе киевской артистки. Образ быстро полюбился людям, монологи были живыми и легкими.

Клара Новикова стала гастролировать по стране, ее приглашали на телевиденье. Артистку начали узнавать на улице. К Кларе Новиковой пришла заслуженная слава. Позже тексты для «тети Сони» также писали другие авторы и сама юмористка.

Значимым периодом в жизни Клары Новиковой стало ее сотрудничество с Региной Дубовицкой. Киевская артистка приняла участие в телепередаче «Аншлаг». Всего несколько выступлений и Клара – незаменимая героиня проекта.

За время работы в «Аншлаге» Новикова выступала на сцене с такими звездами отечественной эстрады как Евгений Петросян, Владимир Винокур, Елена Воробей, Геннадий Ветров, Виктор Коклюшкин и другие.

Выступления в «Аншлаге» юмористка совмещает с работой в Московском театре эстрадных миниатюр, художественным руководителем которого является Михаил Жванецкий. Он отмечал не только яркий талант Новиковой, но и необычайную дисциплинированность и трудолюбие.

В 1992г Клара принимает участие в Международном фестивале сатиры и юмора (г. Санкт-Петербург). Выступление Новиковой высоко оценило профессиональное жюри, ей вручили премию «Золотой Остап».

Через три года юмористка успешно выступила в Риге на международном фестивале «More Smeha». Клара Новикова привезла из Латвии Кубок Аркадия Райкина.

В 1997г талантливой артистке присваивают звание – «Заслуженная артистка России».

90-е годы стали самыми успешными в карьере Клары Новиковой: сумасшедшая популярность, гастроли и съемки. Все свои победы артистка посвящала родным и близким людям. Она очень хотела доказать отцу, что выбор профессии был не случайным.

Клара Новикова сейчас

В начале двухтысячных годов на отечественной сцене произошла смена поколений. Молодые выходцы из КВН стали набирать популярность, вытесняя артистов эпохи «Аншлага». Концертов и выступлений на телевидении становилось все меньше. Основной публикой юмористки стали люди старшего возраста.

Эти события способствовали тому, что Клара Новикова стала искать себя в других сферах. Она решила попробовать себя в качестве писательницы. В 2001 году свет увидел роман «Моя история». Книгу тепло встретили не только в России, но и в других странах СНГ.

Впервые как драматическая актриса Клара Новикова предстала перед зрителем в «Поздней любви». Евгений Арнье (режиссер спектакля) пригласил ее исполнить главную женскую роль.

Кларе Новиковой удалось создать яркие образы в кино.

Самыми запоминающимися ролями стали: Рогнеда Карповна («Королева бензоклонки-2»), ворона Клара («Снежная королева»). Ее голосом говорила мама Михаила Натановича в «Дне радио». Сейчас артистка выступает на сцене израильского театра «Гешер».

Личная жизнь

Недостатка в ухажерах и поклонниках у Клары Новиковой не было никогда. Еще со школьной скамьи за красивой девушкой бегали парни, но она не отвечала взаимностью – ждала большую любовь.

Будучи студенткой киевского эстрадно-циркового училища, Клара встретила Виктора Новикова.

Он был ее однокурсником. Между молодыми людьми вспыхнули чувства, они решили пожениться. Брак длился восемь лет. Эмоции утихли и супруги пришли к разводу. Будущая артистка оставила фамилию мужа. Именно с ней она стала известной.

Второй раз юмористка отправилась в ЗАГС с Юрием Зерчаниновым. Муж Клары работал журналистом. Именно профессия свела их вместе – Юрий пришел брать интервью у Клары для издания «Юность». В 1976г у пары появилась дочь Мария.

Юрий жил с дочерью отдельно от Клары. Такой образ жизни был многим непонятен. Но супругов это устраивало. Все хозяйственные хлопоты на себя взяла артистка. Отдельная квартира нужна была ей, чтобы отдохнуть от многочисленных гастролей и выступлений.

Благодаря мужу Клара попала в круг московской интеллигенции, некоторые знакомства сыграли значимую роль в жизни артистки. Юрий был старше жены на 14 лет. Не стало Зерчанинова в 2009г. Новикова была на гастролях, страшная новость застала ее перед выходом на сцену. Но, как настоящая артистка, Клара собралась и выступила перед публикой.

Новикова тяжело перенесла смерть любимого мужчины. Она остро чувствовала одиночество. Дочь Маша имела свою семью, да и их отношения нельзя назвать близкими. В 67 лет ей поставили страшный диагноз – рак молочной железы. Клара Новикова пережила сложную операцию и длительный период реабилитации.