Направления в литературе начала 20 века. Русская литература XX века

Начало двадцатого века. Как много этот период истории принес для русского народа. Это и масштабный технический прорыв: впервые начинают использоваться телефоны, электрические лампочки, автомобили. Это - кровопролитные войны и революции.

Это – светлая, непоколебимая вера в лучшее, что помогала людям с достоинством и честью пройти через все испытания. Если охарактеризовать данный период одним словом, то максимально подходящим будет слово «Прорыв». Общество смогло распрощаться со своим прошлым и открылось новаторствам, впитывало новые идеи. Литература подобно зеркалу отображала все изменения, которые происходили в жизни нации.

Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.

Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве – это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми.

Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста – появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами. Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.

В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.

Влияние общественной и государственной жизни на литературу

В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.

Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.

Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.

Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.

Русская литература XX века ("Серебряный век". Проза. Поэзия).

Русская литература XX века - наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уро­вень вполне сопоставим с нашей классикой.

На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литера­туре острый интерес к художественному наследию и духовному по­тенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традици­ей носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкива­ние, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы - модер­низм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понима­ние задач искусства, свое отношение к традиции, языку художест­венной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание лич­ности, ее места и роли в истории и национальной жизни.

Литературный процесс в России XX века во многом определялся воз­действием на художника, культуру в целом различных философских сис­тем и политики. С одной стороны, несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Фе­дорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.), с другой - марксист­ской философии и большевистской практики. Марксистская идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат, изго­няя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго рег­ламентированными идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом съезде советских писателей в 1934 году.

Начиная с 1920-х годов, наша литература перестает существо­вать как единая национальная литература. Она вынужденно разде­ляется на три потока: советская; литература русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображени­ям. Эти потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не имел возможности представить целостную кар­тину развития национальной литературы. Это трагическое обстоя­тельство составляет одну из особенностей литературного процес­са. Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие твор­чества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В настоящее время активная публикация произведений писате­лей-эмигрантов всех трех волн, произведений, долгие годы проле­жавших в писательских архивах, позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы. Появилась возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутрен­ние закономерности ее развития как особой, собственно художе­ственной области общеисторического процесса.

В изучении русской литературы и ее периодизации преодолевают­ся принципы исключительной и прямой обусловленности литератур­ного развития социально-политическими причинами. Конечно, лите­ратура реагировала на важнейшие политические события времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художест­венным принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духов­ной жизни общества. Традиционно выделяются следующие периоды :

1) конец XIX века - первые десятилетия XX века;

2) 1920-1930-е годы;

3) 1940-е - середина 1950-х годов;

4) середина 1950-х-1990-е годы.

Конец XIX века были переломным ис­торическим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Че­ловеческая личность осознается как единство многих начал - со­циального и природного, нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.

Впоследствии поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным ве­ком» русской литературы. Современный исследователь М. Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» - в сравнении с «золотым», пушкинским, - принято назы­вать в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX - начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.) и эпилог (годы Февральской и Октябрь­ской революций и гражданской войны), то началом его можно счи­тать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом - речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» - Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского свя­заны две основные, активно взаимодействующие между собой тен­денции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная».

Тема судьбы России, ее духовно-нравственной сущности и историче­ских перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме на­ционального характера, специфике национальной жизни, природы че­ловека. В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критическо­го реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Се­рафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов ус­ловности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия - писателя­ми-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессиони­стом Л. Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно расту­щий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М. Горького, герой социалистического реализма.

Литература начала XX века - литература философской пробле­матики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский смысл.

Определяющие черты литературы этого периода:

интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа;

интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности;

появление нереалистических методов - модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);

тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.

Борьба двух основных художественных систем - реализма и модернизма - определила развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.

Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руково­димом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демо­кратической литературы 60-70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям. Продолжа­лась чеховская традиция.

Проблемы исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).

Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.

Особое место занимает в литературном процессе проза симво­листов. Философское осмысление истории характерно для трило­гии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стили­зацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф. Сологуба фор­мируется поэтика модернистского романа, с его новым осмысле­нием классических традиций. А. Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические воз­можности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.

Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.

В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова тео­ретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рем­бо. Символисты провозгласили как основу своего творчества мисти­ческое содержание и символ - основное средство его воплощения. Красота - единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.

В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из симво­лизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком, С. Со­ловьевым, Ю. Балтрушайтисом. На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была ха­рактерна трактовка событий современности и истории России как столкновения метафизических сил. В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.

Кризис символизма обусловил появление нового течения, про­тивостоящего ему, - акмеизма. Акмеизм сформировался в круж­ке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ах­матова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др. Они пытались реформиро­вать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» воспри­ятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии акмеистов харак­терна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, жи­вописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии - футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются не­сколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Камен­ский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина обще­ственному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так на­зываемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.

Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профес­сиональными художниками.

Свое особое место в литературном процессе начала века зани­мала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культу­ру (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)


«Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века


Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.


I. Начало 1890-х – 1905 год 1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной» Быстрыми темпами развивается промышленное производство. Растет социальное сознание нового класса – пролетариата год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми год. Император Николай Второй. Образовались первые политические партии: 1898 – социал-демократы, 1905 – конституционные демократы, 1901 – социал-революционеры


Революции Исторические потрясения начала 20века Февральская буржуазно - демократическая революция Октябрьская социалистическая революция Первая русская революция


Николай Бердяев «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».


Девятнадцатый век …. Упали в прах обломки суеверий, Наука в правду превратила сон: В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, Познав составы звезд и жизнь бактерий. Античный мир вел к вечным тайнам нить; Мир новый дал уму власть над природой; Века борьбы венчали всех свободой. Осталось: знанье с тайной съединить. Мы близимся к концу, и новой эре Не заглушить стремленья к высшей сфере. (В.Брюсов)


Русскую литературу рубежа веков называют Серебряным веком – 1920 г.


Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого». Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.


Начало эпохи 1890 год Николай Минский "Со светом совести" (1890г.) Дмитрий Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.) Валерий Брюсов "Российские символисты" (1894г.) Окончание эпохи 1921 год смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева в 1921г.




От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны». Декаданс (конец 19 начало 20 вв.)


Декаданская лирика Пустынный ш ар в п устой п устыне, Как Д ьявола р аздумие... Висел в сегда, в исит п оныне... Безумие! Б езумие! Единый м иг з астыл – и д лится, Как в ечное р аскаянье... Нельзя н и п лакать, н и м олиться... Отчаянье! О тчаянье! Пугает к то - то м укой а да, Потом с улит с пасение... Ни л жи, н и и стины н е н адо... Забвение! З абвение! Сомкни п лотней п устые о чи И т лей с корей, м ертвец. Нет у тр, н ет д ней, е сть т олько н очи. Конец. З. Г иппиус


Так ж изнь н ичтожеством с трашна, И д аже н е б орьбой, н е м укой, А т олько б есконечной с кукой И т ихим у жасом п олна, Что к ажется я н е ж иву, И с ердце п ерестало б иться, И э то т олько н аяву Мне в се о дно и т о ж е с нится. И е сли т ам, г де б уду я, Господь м еня, к ак з десь, н акажет, То б удет с мерть, к ак ж изнь м оя, И с мерть м не н ового н е с кажет. Д. С. М ережковский


Критический реализм (XIX век – начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека. А.П. ЧеховЛ.Н. Толстой А.И. Куприн И.А. Бунин




Жанр – повесть и рассказ. Ослаблена сюжетная линия. Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком. Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни. Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий) Возрастает роль детали. Поэтические приемы переходят в прозу. Реализм (неореализм)


Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства. В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.


Символизм Д. МережковскийД. Мережковский, З. ГиппиусЗ. Гиппиус, Ф. Сологуб,Ф. Сологуб, В. БрюсовВ. Брюсов, К. Бальмонт,К. Бальмонт А. БлокА. Блок, А. Белый,А. Белый е гг. От гр. symbolon - знак, символ.


Символизм зародился во Франции в гг. XIX века.


Истоки русского символизма Франция е годы. Артюр Рембо Поль Верлен Шарль Бодлер Стефан Малларме Основатель символизма – Шарль Бодлер


Литературные манифесты 1893 год. Статья Д. С. Мережковского « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы ». Модернизм получает теоретическое обоснование. Три основных элемента « нового искусства »: – мистическое содержание, – символизация –« расширение художественной впечатлительности » 1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны». Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.


Символический пейзаж Звукопись. Важна музыка слова. « Жреческий язык »: усложненный, метафоричный. Возрождение сонета, рондо, терцины … Особенность поэтики Антитеза 2- х миров (двоемирие): нетленный и реальный Цветовая символика синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир … белый – идеал, женственность, любовь, мечта … жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение … чёрный – тайна, двойственность … красный – кровь, катастрофа …


Символ образ, имеющий безграничное количество значений –«Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов) –«Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов) М. Врубель. Роза


Особенность мировосприятия Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев. Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. К. Сомов «Синяя птица».1918 Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее


Старшие символисты 1903 Брюсов « Ключи тайн »: Цель искусства – выражение « движения души » поэта, тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность В. БрюсовК. БальмонтД. МережковскийЗ. ГиппиусФ. Сологуб


Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков Философия Владимира Соловьева … Мы подошли – и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны … божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах В. ИвановА. БелыйА. Блок




II.1905 – 1911 годы 1905 год - один из ключевых в истории России В этот год свершилась революция, начавшаяся с «Кровавого воскресенья» 9 января, издан первый царский манифест, ограничивающий власть монархии в пользу подданных, провозглашающий Думу законодательным органом власти, утверждающий гражданские свободы, создание совета министров во главе с Витте, произошло вооруженное восстание в Москве, явившееся пиком революции, восстание в Севастополе и др.


Годы. Русско - японская война








Особенности поэтики Предметность и четкость образов («прекрасная ясность») Отточенность деталей, создающих конкретную картину Не «зыбкие слова», а слова «с более устойчивым содержанием» Жанр- мадригал Культ «прекрасной ясности»: поэзия должна быть понятна, образы – четкими. Отказ от таинственности, туманности, многозначности. Отказ от двоемирия и приятие реальности во всех ее проявлениях.


Мировосприятие Мир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов. Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров К.М. Рерих «Заморские гости» «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахами и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем- нибудь ещё» (С. Городецкий)


Представители «Цех поэтов» Н. ГумилёвА. АхматоваО. МандельштамС. Городецкий Акмеизм выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова


Кризис символизма год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма» 1911 год. Появляется самое радикальное направление, отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм. В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин. III – 1920-е годы В ХлебниковВ. Маяковский И. Северянин


Футуризм (от лат. futurum – будущее) В.МаяковскийВ.ХлебниковИ.Северянин годы


Футуризм зародился в Италии в х гг.


Истоки русского футуризма Италия год Ф. Маринетти «Манифест футуризма»: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы «До сих пор литература воспевала задумчивое бездействие, чувствительность и сон, мы провозглашаем агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака». «Гоночный автомобиль… прекраснее Ники Самофракийской...» смелость, дерзость, бунт «Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа…» литературные эксперименты


Литературные манифесты Отвергают литературную традицию Мы приказываем чтить права поэтов: На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество) год. «Пощечина общественному вкусу» «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности». Создают искусство заново


Пощечина общественному вкусу Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!...


Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва Декабрь


Эстетические принципы футуризма 1.Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм. 2.Отношение к реальности: революционное преображение. 3.Взгляд на призвание поэта: поэт- бунтарь, революционер, сотворец новой реальности. 4.Взгляд на исторический процесс: вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего. 5.Близкий род искусства: живопись. 6. Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.







Основные особенности: Отрицание ценности классической литературы. Культ техники, индустриализации. Эпатаж, шокирующее поведение, скандал как основные средства достижения популярности. Культ словотворчества: для «новых» людей нужен «новый», «заумный» язык. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров.






И. Северянин Эгофутуризм Бунин И.А.: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм». Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи, при всей их претенциозности, а нередко и пошлости, отличались безусловной напевностью, звучностью и легкостью.


В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева. А дорожка песочная от листвы разузорена - Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -


Литературные манифесты Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении «Ключи Марии» (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации «Ключи Марии» полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение» (все – 1921) и драматическая поэма «Пугачев» (1922).


Николай Алексеевич Клюев гг. Орешин Пётр Васильевич гг. Есенин Сергей Александрович гг. Мы предутренние тучи, зори росные весны Н. Гумилёв Неокрестьянские поэты



Русская литература XX века (первая половина)

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Аверченко А.Т . Рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы».

Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Петька на даче. Жили-были. Кусака. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. К звездам. Жизнь человека. Анатэма.

Анненский И.Ф . Кипарисовый ларец. Книга отражений.

Арбузов А.Н. Таня.

Ахматова А.А . Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». Лирика 20-60-х гг. Реквием. Поэма без героя.

Бабель И.Э . Конармия. Одесские рассказы.

Бальмонт К.Д . Стихотворения.

Багрицкий Э.Г . Дума про Опанаса. Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым. Последняя ночь. Человек предместья. Смерть пионерки.

Бажов П.П . Малахитовая шкатулка.

Бедный Демьян . Стихотворения. Басни.

Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Петербург. Серебряный голубь. Между двух революций.

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.

Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.

Блок А.А . Стихи о Прекрасной даме. Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Песня Судьбы. Роза и крест. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

Брюсов В.Я. Стихотворения. Огненный ангел.

Булгаков М.А . Белая гвардия. Дни Турбиных. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Бег. Кабала святош (Мольер). Театральный роман. Мастер и Маргарита.

Бунин И.А . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни.

Вагинов К.К. Козлиная песнь.

Васильев П.Н . Лирика. Стихи в честь Натальи. Песня о гибели казачьего войска.

Вересаев В.В. Без дороги. Записки врача.

Веселый Артем . Россия, кровью умытая.

Вишневский Вс.В . Оптимистическая трагедия.

Волошин М.А . Демоны глухонемые. Стихотворения 1919-1929 гг. Владимирская Богоматерь.

Гиппиус 3.Н . Стихотворения, литературно-критические статьи.

Горький М . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Трое. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Дети солнца. Враги. Исповедь. Городок Окуров. Детство. В людях. Мои университеты. Рассказы из сборника «По Руси» Последние. О том, как я учился писать. Беседы о ремесле. Несвоевременные мысли. Лев Толстой. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие.

Грин А.С. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.

Гумилев Н.С . Стихотворения.

Есенин С.А . Лирика 1915-1925 гг. Певущий зов. Товарищ. Иорданская голубица. Инония. Небесный барабанщик. Пантократор. Кобыльи корабли. Сорокоуст. Пугачев. Страна негодяев. Персидские мотивы. Анна Снегина. Черный человек.

Заболоцкий Н.А. Торжество земледелия. Стихотворения 20-30-х гг.

Зазубрин В.Я. Щепка.

Замятин Е.И . Островитяне. Мы. Я боюсь.

Зощенко М.М . Рассказы. Сентиментальные повести. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца.

Иванов Вс.Вяч . Бронепоезд 14 – 69.

Иванов Вяч.И . Стихотворения и поэмы.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

Исаковский М.В . Лирика 30-х гг. и военных лет.

Каверин В.А . Скандалист, или Вечера на Васильевском острове.

Кедрин Д.Б. Стихотворения. Зодчие. Приданое.

Кириллов В.Т . Мы. Матросы. Железный Мессия.

Клычков С.А . Лирика. Чертухинский балакирь.

Клюев Н.А . Стихотворения 10 – 30-х гг. Погорельщина.

Кузмин М.А . Лирика. Александрийские песни. Форель разбивает лед.

Куприн А.И . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Изумруд. Суламифь. Гранатовый браслет.

Лавренев Б.А. Сорок первый.

Леонов Л.М. Вор. Половчанские сады.

Луговской В.А. Стихотворения 30-х гг.

Макаренко А.С . Педагогическая поэма. Флаги на башнях.

Мандельштам О.Э . Лирика 10 – 30-х гг. Воронежские тетради.

Маяковский В.В . Я сам (автобиография). Стихотворения. Мистерия-буфф. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

Мережковский Д.С . Христос и Антихрист.

Неверов А. Ташкент – город хлебный.

Новиков-Прибой А.С. Цусима.

Олеша Ю.К . Зависть.

Островский Н.А . Как закалялась сталь.

Пастернак Б.Л. Лирика разных лет. Девятьсот пятый год. Высокая болезнь. Лейтенант Шмидт. Спекторский. Детство Люверс. Доктор Живаго.

Паустовский К.Г. Кара-Бугаз. Колхида.

Пильняк Б.А . Голый год. Повесть непогашенной луны.

Платонов А.П . Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан.

Погодин Н.Ф . Человек с ружьем.

Пришвин М.М. Жень-шень. Журавлиная роща. Календарь природы.

Ремизов А.М . Крестовые сестры. Пруд. Подстриженными глазами. Огонь вещей.

Светлов М.А . Гренада.

Северянин Игорь . Стихотворения.

Серафимович А.С . Железный поток.

Смеляков Я.В. Стихотворения из сборника «Работа и любовь».

Соловьев Вл.С . Стихотворения.

Сологуб Ф.К . Стихотворения. Мелкий бес. Творимая легенда.

Тихонов Н.С . Стихотворения из сборников «Орда», «Брага».

Толстой А.Н . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин. Детство Никиты. Хождение по мукам. Петр Первый. Рассказы Ивана Сударева.

Тренев К.А. Любовь Яровая.

Тынянов Ю.Н . Смерть Вазир-Мухтара. Кюхля. Подпоручик Киже. Пушкин.

Тэффи. Рассказы из сборников «Юмористические рассказы», «Неживой зверь».

Фадеев А.А . Разгром. Молодая гвардия.

Федин К.А . Города и годы.

Форш О.Д. Сумасшедший корабль.

Фурманов Д.А . Чапаев.

Хармс Даниил . Стихотворения.

Хлебников Велимир . Стихотворения и поэмы 1917-1922 гг.

Цветаева М.И . Лирика 20 – 30-х гг. Лебединый стан. Поэма горы. Поэма конца.

Черный Саша. Стихотворения из сборников «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

Шварц Е.Л. Тень.

Шолохов М.А. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

Эрдман Н.Р. Мандат. Самоубийца.

Минералова И.Г. Русская литература XX века. Поэтика символизма. М., 2004.

Русская литература рубежа веков (1890 - начало 20-х гг.): В 2 кн. / Под ред. В.А. Келдыша. Кн.1. М., 2000. Кн. 2. М., 2001.

Русская литература XX в.: В 2 тт. / Под ред. Л.П. Керменцова. Т. 1. 1920-1930-е гг. Т.2. 1940-1990-е гг. М., 2002.

Литература русского зарубежья

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Господин из Сан-Франциско.

Куприн А.И. Купол Св. Исаакия Далматского. Юнкера.

Шмелев И.С. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне. Няня из Москвы.

Ремизов А.М. Взвихренная Русь. В розовом блеске. Подстриженными глазами.

Зайцев Б.К. Авдотья-смерть. Преподобный Сергий Радонежский. Путешествие Глеба. Голубая звезда.

Гиппиус 3.Н. Сияния.

Бальмонт К.Д. Дар земли. Мое – ей. Стихи о России.

Иванов В.И. Римские сонеты.

Адамович Г.В. На западе.

Оцуп Н.А. Град.

Ходасевич В.Ф. Путем зерна. Тяжелая лира. Критические статьи.

Берберова Н.Я . Биянкурские праздники.

Иванов Г.В. Розы. Отплытие на остров Цитеру. Распад атома.

Цветаева М.И . Стихи из книг «Лебединый стан», «Ремесло», «После России». Крысолов. Поэма горы. Поэма конца.

Осоргин М.А. Сивцев Вражек. Свидетель истории. Времена.

Газданов Г . Вечер у Клэр. Призрак Александра Вольфа. Ночные дороги. Эвелина и ее друзья.

Алданов М.Л. Св. Елена – маленький остров. Бельведерский торс.

Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Весна в Фиальте. Пнин.

Поплавский Б.Ю. Домой с небес. Флаги. Снежный час. Дирижабль неизвестного направления.

Аверченко А. Дюжина ножей в спину революции. Рассказы.

Черный С. Стихи. Кому в эмиграции жить хорошо. Солдатские сказки.

Тэффи Н. Рассказы.

Несмелов А. Стихи о Харбине. Пять рукопожатий. Потомку.

Перелешин В. Заблудившийся аргонавт. Три родины.

Присманова А. Стихи.

Головина А. Стихи.

Дон Аминадо. Стихи.

Ачаир А. Стихи.

Божнев Б. Борьба за несуществование. Фонтан.

Кленовский Д. Стихи.

Моршен Н. Стихи.

Синкевич В. Стихи.

Анстей О. Стихи.

Елагин И. По дороге оттуда.

Нароков Н. Мнимые величины.

Гингер А. Сердце. Стихи.

Довлатов С. Наши. Чемодан. Заповедник. Иностранка.

Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. Эссе.

Бродский И. Нобелевская лекция. Письма римскому другу. Двадцать сонетов Марии Стюарт. Конец прекрасной эпохи. Меньше единицы.

Бобышев Д.В. Стихи.

Кублановский Ю. Стихи из книг «С последним солнцем», «Избранное».

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адамович Г.В. Одиночество и свобода.

Анненков Ю.П. Дневник моих встреч.

Берберова Н.Я . Курсив мой.

Бунин И.А. Окаянные дни.

Гиппиус 3.Н. Живые лица.

Гуль Р.В. Я унес Россию: Апология русской эмиграции.

Дон Аминадо. Поезд на третьем пути.

Иванов Г.В. Петербургские зимы.

Зайцев Б.К. Молодость – Россия.

Набоков В.В. Другие берега.

Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены.

Седых А. Далекие, близкие.

Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.

Терапиано Ю. Встречи: 1926–1971.

Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения.

Ходасевич В.Ф. Некрополь.

Яновский B . C . Поля Елисейские: книга памяти.

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Цветаева М. Рас-стояние: версты, мили…Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Тебе через сто лет.

Ходасевич В. Жив Бог! Умен, а не заумен… Перед зеркалом. « Баллада (1921).

Черный С. Весна в Шарлоттенбурге. На миг забыть – и вновь ты дома… Ночные ламентации.

Божнев Б. Над городом несется смерч… Неблагодарность – самый черный грех… В четвертом этаже играют Баха.

Присманова А. С ночных высот они не сводят глаз… Сияние (памяти Раисы Блох). Облако.

Поплавский Б. Черная мадонна. Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков… Детство Гамлета.

Несмелов А. В. Сочельник. Тихвин. Нищие духом.

Набоков В. Расстрел. К России (Отвяжись, я тебя умоляю…) Люби лишь то, что редкостно и мнимо… (из романа «Дар»).

Бродский И. Рождественский романс. Письма римскому другу. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

Кублановский Ю. Ангел. Возвращение. Вчера мы встретились с тобой…

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ

Адамович Г. Одиночество и свобода. – М.: Республика, 1996.

Агеносов В.В. Литература russkogo зарубежья. 1918–1996: Учебн. пособие. – М.: Терра: Спорт, 1998.

Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 2003.

Глэд Д. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. палата, 1991.

Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков: Учебн. пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. – СПб., 2003.

Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М.: Скифы, 1991.

История русской литературы XX века: Учебн. пособие: в 4-х кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высш. шк., 2005. – Кн. 2: 1910–1930 годы. Русское зарубежье.

Критика русского зарубежья: в 2 ч. / Сост., предисл., преамбулы, примеч. О.А. Коростелёва, Н.Г. Мельникова. – М.: Олимп: АСТ, 2002. – (Б-ка русской критики).

Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940: В 2-х кн. – М.: Наследие, 1994.

Ланин Б.А. Проза русской эмиграции: Третья волна: Пособие для преподавателей литературы. – М.: Новая школа, 1997.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебн. пособие: в 3-х кн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Литература русского зарубежья: 1920–1940. – Вып. 2. – М.: ИМЛИ –Наследие, 1999.

Литература русского зарубежья (1920–1990): Учебн. пособие / Под. ред. А.И. Смирновой. – М.: Флинта; Наука, 2006.

Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. – М., 2001.

Поэты русской эмиграции: Учебн. пособие. – Псков, 1993. – Вып. 1.

Плетнев Р. История русской литературы XX века. – Нью-Йорк, 1987.

Раев М.И. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции, 1918–1939. – М., 1994.

Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П. Полторацкого. – Питсбург, 1972.

Русский Париж. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

Современное русское зарубежье. – М., 1998.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х–40-х гг. – М., 1991.

Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. – М., 1999.

Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. – Париж, М., 1996.

Струве Г.П. Семьдесят лет русской эмиграции. 1919–1989. – Париж, Файар, 1996.

Толстой И.Н. Книжный угол // Толстой И.Н. Курсив эпохи. – СПб., 1993.

Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья: Учебн. пособие. – Тверь, 1995.

«Вернуться в Россию стихами…». 200 поэтов эмиграции: Антология / Сост., автор предисл., коммент. и биогр. сведений В. Крейд. – М. Республика, 1995.

Литература русского зарубежья: Антология: В 6 томах. – М.: Книга, 1990– 1993.

«Мы жили тогда на планете другой…». Антология поэзии русского зарубежья. 1920–1990. Кн. 1–4 / Сост. Е.В. Витковский. – М., 1995–1997.

Третья волна. Антология русского зарубежья. – М., 1991.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940. Материалы к библиографии /Отв. Ред. К.Д. Муратова. – СПб., 1993.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом (1920–1990 гг.). Аннотированная библиография. – М., 2002.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом в 1980-е годы. Аннотированный библиографический указатель (учебники, монографии, сборники). – М., 1995.

Казак В. Лексикон русской литературы XX века. – М, 1996.

Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918–1940 / ИНИОН РАН; Под. ред. А.Н. Николюкина. Т. 1–3. – М., 1994–1997.

Писатели русского зарубежья (1918-1940): Справочник: В 3-х частях. – М., 1993–1995.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997.

Русское зарубежье. Хроника научной, культурной, общественной жизни. Франция. 1920–1940: В 4 т. / Под. ред. Л.А. Мнухина. – М., 1995–1997.

Русские писатели XX века: Словарь: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Грознова. – М., 1998.

Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. – СПб., 1999.

Словарь русских зарубежных писателей / Сост. В.Ф. Булгаков; Ред. Г. Ванечкова. – Нью-Йорк, 1993.

Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы (1918–1968). Т. 1-2. – Бостон, 1970.

НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Азадовский К.М., Лавров В.В. 3.Г. Гиппиус. Сочинения. – СПб.: Худ. лит., 1991.

Александров В.Е. Набоков и потусторонность. – СПб., 1999.

Алексей Ремизов: Исследования и материалы. – СПб., 1994.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.

Ариель (Е. Витковский) «В день кончины моей»: Памяти Валерия Перелешина // Новый журнал. – 1993. – № 190-191.

Белкина М. Скрещение судеб [О творчестве М. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988.

Битов А. Грусть всего человека [О творчестве С. Соколова] // Октябрь. – 1989. – № 3.

Богомолов Н. Жизнь и поэзия В. Ходасевича. – Вопр. лит. – 1988. – № 3. – С. 23-61.

Борисов Л. За круглым столом прошлого [О творчестве А. Аверченко]. – Л., 1971. – С. 123-129.

Бочаров С. «Но все ж я прочное звено...» [О творчестве В. Ходасевича] // Новый мир. – 1990. – № 3. – С. 160-167.

Бродский И. Послесловие // Кублановский Ю. С последним солнцем. – Paris, 1983.

В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных исследователей и мыслителей. – СПб., 1997.

Возвращение Гайто Газданова: Материалы и исследования / Сост. М.Д. Васильева. – М., 2000.

В поисках гармонии: О творчестве Б.К. Зайцева: Межвузовский сборник научных трудов. – Орел, 1998.

Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского. – Лит. обозрение. – 1990. – № 8. – С. 23-29.

Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Лит. обозрение. – 1993. – № 1/2. – С.13-16.

Василевский А. Разорение III [О творчестве И. Бунина]. – Новый мир. – 1990. № 2. – С. 264-267.

Васильев И. Борис Поплавский. Дальняя скрипка // Октябрь. – 1989. – № 9.

Винокурова И. Замечательный лирик "Н" [О творчестве И. Бродского]. – Октябрь. – 1988. – № 7.

Витковский Е. Еще одна страница [О творчестве А. Несмелова] // Рубеж. – Владивосток, 1992. – № 1.

Зорин А. Насылающий ветер [О творчестве С. Соколова] // Новый мир. – М., 1989. – № 12. – С. 250-253.

Кублановский Ю. Поэзия нового измерения [О творчестве И. Бродского]. – Новый мир. – 1991. – № 2. – С. 242-246.

Дарк О. Загадка Сирина : Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы литературы. – 1990. – № 3. – С. 243-257.

Дарк О. Миф о прозе [О творчестве Саши Соколова] // Дружба народов. – 1992. – № 5. – С. 219-234.

Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ, 1995.

Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Набокова. – Лит. обозрение. – 1988. – № 9. – С. 15-24.

Генис А. Довлатов и окрестности. – М., 1997.

Гинзбург Л. Литература в поисках реальности [О творчестве В. Ходасевича]. – Л., 1987. – С. 87-113.

Грачева A.M. A.M. Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Грачева A.M. Жизнь и творчество A.M. Ремизова. – М., 2000.

Евстигнеева Л. Поэты-сатириконцы // Поэты «Сатирикона». – М.-Л., 1977. – С. 8-53.

Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. – Т. 1. – М.: Правда, Огонек. – 1990. – С. 3-32.

Иванов Ю. Прошедший все ступени: «Идеологический сюжет» поэзии А. Несмелова // Литературное обозрение. – 1992. – № 5-6.

Кабалоти С. Поэтика прозы Гайто Газданова 20–30-х годов. – СПб., 1998.

Карпович М. М. Алданов в истории // Новый журнал. – 1956. – № 47.

Колодный Л. Писатель Борис Зайцев // Колодный Л. Хождение в Москву. – М., 1990. – С. 205-209.

Комолова Н.П. Италия в судьбе и творчестве Бориса Зайцева. – М., 1998.

Костырко С. Выжить, чтобы жить [О творчестве Н. Берберовой] // Новый мир. – 1991. – № 9.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. А.Т. Аверченко. – РЯЛ. – 1990. – № 4. – С. 52-57.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. К.Д. Бальмонт. – РЯЛ. – 1989. – Т. 11. – С. 42-45.

Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. – М., 2002.

Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика. – Новый мир. – 1992. – № 10. – С. 243-250.

Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1979.

Кутырина Ю. Трагедия И. Шмелева // Слово. – 1991. – № 2.

Лавров В. Идти всему наперекор [О творчестве З. Гиппиус]. – Совет. Россия. – 1989. – 17 февраля. – С. 4.

Лавров В. Холодная осень: Бунин в эмиграции (1920–1953). – М.: Мол.гв. – 1989.

Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999.

Липкин С. Судьба стиха – миродержавная. О поэзии Юрия Кублановского // Знамя. – 1991. – № 10. – С. 43-45.

Лосев Л. Поэзия как добродетель [О поэзии Ю. Кублановского ] // Континет. – Берлин, 1983. – № 37. – С. 415-420.

Лотман М. Русский поэт – лауреат Нобелевской премии по литературе [О И. Бродском]. – Дружба народов. – 1988. – № 8.

Марков В. Неизвестный писатель Ремизов // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марков В. Русские цитатные поэты: Заметки о поэзии П. Вяземского и Г. Иванова // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марченко Т.В. Традиции Гоголя в творчестве И.С. Шмелева // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 4.

Материалы творческой биографии В. Ходасевича. – Вопросы лит. – 1987. – № 9. – С. 225-245.

Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции «Осоргинские чтения» (23-24 ноября 1993 г.). – Пермь: Пермский ун-т, 1994.

Михайлов О. Аркадий Аверченко // Аверченко А. Избранные рассказы. – М. 1985. – С. 5-18.

Михайлов А.И. Сказочная Русь A.M. Ремизова // Русская литература. – СПб., 1995. – № 4.

Михайлов О. Поэт «потерянного поколения» // Волга. – 1989. – № 7.

Михайлов О. Строгий талант [О творчестве И. Бунина]. – М.: Современник. – 1976.

Мулярчик А.С. Русские романы В. Набокова. – М., 1997.

Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. – М., 1995.

Орлов В. Перепутья [О творчестве К. Бальмонта]. – М., 1976. – С. 179-254.

Орлов В. М. Цветаева // Перепутья. – М.: Худ. лит., 1976. – С. 255-312.

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. – Л., 1989.

Поплавский Б. Из дневников 1928–1935. Бердяев Н.А. По поводу «Дневников» Б. Поплавского / Публ., прим. С. Никоненко // Лит. учеба. – 1996. – № 3.

Перелешин В. Об Арсении Несмелове // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Потапов В. Очарованный точильщик: Опыт прочтения // Волга. – Саратов, 1989. – № 9. – С. 103-107.

Приходько В. Что осчастливит паяца: О Саше Черном, известном и неизвестном // Литературное обозрение. – 1993. – № 5. – № 7/8.

Ратгуаз М.Г. О Борисе Поплавском // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Рогов О. Ю. Кублановский: поэтика путешествий. Очерки неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Волга. – 1999. – № 7. – С. 144-153.

Саакянц А. Поэзия М. Цветаевой. – М.: Худ. лит., 1986.

Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 1994.

Сухих И. Писатель с «философского парохода» [О творчестве М.А. Осоргина] // Нева. – 1993. – № 2.С. 228- 246.

Сухих И. Сергей Довлатов. – СПб., 1996.

Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. – М.: Наследие, 1999.

Телешов Н. Записки писателя [О творчестве А. Куприна]. – М., 1980.

Топоров В. Набоков наоборот. – Лит. обозрение. – 1990. – № 4. – С. 71-75.

Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. – Калуга, 1995.

Чуковский К. Онегин на чужбине [О творчестве В. Набокова]. – Дружба народов. – 1988. – № 4. – С. 246-257.

Чуковский К. Саша Черный. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т.2. – С. 372-394.

Шайтанов И. Предисловие к знакомству [О творчестве И. Бродского]. – Лит. обозрение. – 1988. – № 8. – С. 55-62.

Шевелев Э. На перекрестках, или размышления у могилы Аркадия Аверченко, а также до и после ее посещения с напоминаниями о том, что писал он и что писали о нем. – Аврора. – 1987. – № 3. – С. 62-85.

... обязательны для ... изученных языковых художествен­ных ... культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для ... произ­ведениях художественной литературы. . Список литературы Для ... -ирова -, ...

  • Русский язык и культура речи (5)

    Документ

    обязательность для произведения список ...

  • Русский язык и культура речи (22)

    Документ

    Устойчивость, 2) общеупотребительность, 3) обязательность для всех носителей языка, 4) ... произведения ; 3) выводы автора реферата; 4) библиографический аппарат. Библиографический аппарат составляют: а) библиографический указатель - список ...

  • Литневская язык краткий теоретический курс для школьников

    Документ

    ... обязательный учебный предмет. Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения ... - язык культуры и язык... художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для ... В лингвистике список разрядов сочинительных...

  • Мировой литературный процесс ушедшего столетия – явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему анализу. В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века. Разногласия учёных касаются даже вопроса о том, когда начался 20 век в литературе . По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 – 1870-х гг., когда в Европе заявили о себе поэт-новатор Шарль Бодлер, создатель новой драмы Генрик Ибсен, а также французские поэты-символисты Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. По мнению других литературоведов, точкой отсчёта в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг ., т.к. это было время смелых экспериментов во всех областях искусства: в живописи (Пабло Пикассо), в музыке (Морис Равель), в театре (Макс Рейнгардт), в кино (Дэвид Гриффит), в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.). Кроме того, 1910-е гг. печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла Первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся представления человечества.

    Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идёт по пути прогресса и что духовному потенциалу личности ещё предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий. «Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания.

    Приметой времени стал сопутствующий научным открытиям технический прогресс : никогда прежде техника не развивалась так стремительно. В 1895 году был изобретён беспроволочный телеграф, в 1896 – кино, в первое десятилетие 20 века появились метро, радио, телефон. Если в начале 20 столетия автомобиль и радио были чудом, то уже через полвека никого не удивляли полёты в космос, ядерное оружие, телевидение и генная инженерия. Всё это явилось мощным стимулом для развития такого направления, как научная фантастика . Именно в первые десятилетия 20 века появляются классики научной фантастики: Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, Александр Беляев.

    К научной фантастике примыкает появившийся в 20 веке жанр антиутопии, явившийся следствием политических потрясений. Примечательно, что первопроходцем жанра стал русский писатель Евгений Замятин, написавший в 1920 году роман "Мы" на стыке фантастики и антиутопии, хотя сам термин "антиутопия" был введён английским философом Джоном Миллем в 1868 году. В 1930-1950-е годы жанр антиутопии становится популярным и в Европе: Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери.

    Одна из характерных черт литературного процесса 20 века – его крайняя раздробленность . Именно в 20 веке стали разделять литературу на элитарную и массовую, мужскую и женскую, реалистическую и модернистскую . Последняя, в свою очередь, поражала пестротой методов и направлений: футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абсурдизм, концептуализм – таков далеко не полный перечень модернистских и постмодернистских направлений и методов. Модернисты решительно отказались от традиционных форм искусства и от оптимистического отношения к миру. Реализм 20 века – явление тоже неоднородное. Уже в начале столетия выделяли такие разновидности реализма , как натурализм, неоромантизм, социалистический реализм, мифологический реализм.

    20 век не создал какого-либо главенствующего направления в литературе, но внёс в неё необратимые изменения. Это выразилось в географии литературного процесса, а также в понимании того, что есть литературный герой и художественная правда. В 20 веке произошло резкое расширение пространственных границ литературы: писатели с мировыми именами стали появляться в так называемых «третьих странах» – Колумбии, Бразилии, Исландии, чего не было прежде. Изменилось представление о том, что такое литературный герой и что такое художественная правда, расширилось понятие реальной действительности. Мир, изображаемый в литературе, потерял какие-либо законченные формы: он стал раздробленным, невыстроенным, разнородным, в таком мире невозможно надеяться на постижение истины, на гармоничное бытие. Поэтому вместо поиска истины литература обрела иную задачу – найти множество возможных интерпретаций общественных и духовных явлений .