Игры на русском языке. Словесные игры на уроках русского языка















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • привить любовь к великому русскому языку,
  • повысить общую языковую культуру.
  • углубить знания учащихся по жанрам фольклора;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование: компьютер, принтер, экран

В качестве музыкального оформления используется композиция Игоря Крутого

Ход игры

(Слайд 1).

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.

(Слайд 2). По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.

Приветствие команд.

Оценивается название команды, эмблема, девиз.

Разминка.

Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
  6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Конкурс знатоков ударений.

(Слайд 3).

В словах нужно правильно расставить ударение.

  1. Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.
  2. Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

(Слайд 4). “Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
    (Поспешишь – людей насмешишь.)
  2. Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
    (Век живи – век учись.)
  3. Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
    (Тише едешь – дальше будешь.)
  4. Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
    (Сделал дело – гуляй смело.)
  5. Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
    (Что посеешь, то и пожнешь.)
  6. Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
    (Без труда не вытянешь рыбку из труда.)

(Слайд 5).

Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай – …(а товарища выручай).
  2. По одежке встречают – …(по уму провожают).
  3. Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).
  4. Глаза боятся – …(а руки делают).
  5. С кем поведешься – …(от того наберешься).
  6. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

Конкурс знатоков фразеологии.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? (Слайд 6)

  1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).
  2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).
  3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).
  4. Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).

Конкурс знатоков грамматики.

(Слайд 7).

Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!

Вас ждут грамматические загадки.

  1. Первая цифра стоит в середине,
    Буква с начала и буква с конца.
    А в целом – леса, города и равнины.
    К целому полны любовью сердца.
    (Р-один-а).
  2. Корень извлечь из начинки несложно,
    Приставка в сосуде хранится надежно.
    Суффикс в гудении явно услышишь,
    Вместе – на темы различные пишешь.
    (Со-чин-ени-е).

Игра “Четвертое лишнее”.

(Слайд 8).

А. подлежащее
Б. глагол
В. дополнение
Г. определение

А. существительное
Б. наречие
В. сказуемое
Г. глагол

Викторина.

(Слайд 9) . Кто был создателем первого славянского алфавита?

А. Кирилл и Мефодий
Б. Борис и Глеб
В. Афанасий Никитин
Г.Минин и Пожарский

(Слайд 10). Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?

А. Ожегов
Б. Эфрон
В. Даль
Г.Чуковский

(Слайд 11).

– Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?

А. птичье молоко
Б. разбитое корыто
В. рог изобилия
Г.журавль в небе

– Как называется искусство красивого письма?

А. пиктография
Б. каллиграфия
В. скоропись
Г. клинопись

Конкурс “Раз! Два! Три!”.

(Слайд 12).

Вставьте пропущенные буквы и угадайте слова

Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

Конкурс “Домашнее задание”.

Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.

Подведение итогов.

(Слайд 13).

Жюри подводит итоги игры. (Приложение 1)
Награждение.

Заключительное слово учителя.

(Слайд 14).

Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Список литературы.

  1. http://www.mista.ru/pogovorki.htm
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
  3. light.lifeisphoto.ru
  4. Водолазькая С.В. Конкурсы, викторины, олимпиады. – М., 2006.
  5. www.sprinter.ru
  6. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1999.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.

Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.

Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.

В чем отличие?

Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
Словесно-ролевые игры -- разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.

Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”

Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.

Что отрабатываем: логику речи.

Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.

Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.

Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.

Словесная игра “Один день из жизни”

Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.

К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Словесная игра “Новый словарь”

Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.

Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.

Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

Словесная игра “Табу”

Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
Другие студенты должны это слово отгадать.

Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).

Лингвистическая игра “Звукообразы”

Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
“Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.

Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.

Словесная игра “Буквы-Пуквы”

Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»

Слайд 2

Разгадайте шарады.

  • 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
  • 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
  • 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

коснуться

  • 1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
  • 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.
  • 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).
  • 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.

прикосновение

Слайд 3

Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:

Здорова. Прибываю в полном благополучии.

Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?

Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;

Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.

Слайд 4

Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:

1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал ещё несколько времени.

2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.

3.Губернские чиновники трепетали при его имени.

времени, пламени, имени

Слайд 5

Есть пословица «Семеро одного не ждут». А если было бы не семь человек, а девять? Как бы вы сказали?

Девятеро

Слайд 6

Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а?

полтора, полтораста

Сколько окончаний у слова семьсот?

Два окончания, оба - нулевые

Слайд 7

Мы говорим: увеличить в полтора раза. ПОЛ – это половина, а что такое ТОРА?

Слово «полтора» образовалось из «полвтора» (половина второй единицы)

Слайд 8

Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа – сто – тоже состоит из трёх букв.

Найдите другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.

1 000 000 - миллион (в слове семь букв и семь цифр0

Слайд 9

Какие разряды местоимений различаются только значением? Привести примеры.

Вопросительные и относительные.

Который час?

Часы, на которые я посмотрел, показывали полночь.

Слайд 10

Отгадайте несклоняемое имя существительное.

Линейной меры единица

В соединенье с буквой гласной

Вам скажет сразу, что в столице

Любой увидеть может сразу?

Слайд 11

Образовать существительные общего рода от слов:

  • выскочить
  • задираться
  • ломаться
  • не посидеть
  • размазать
  • трудиться
  • выскочка
  • задира
  • ломака
  • непоседа
  • размазня
  • трудяга
  • Слайд 12

    Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?

    Белка песенки поёт

    И орешки всё грызёт.

    А орешки не простые,

    Все скорлупки золотые.

    Имеется скрытое противопоставление.

    Слайд 13

    Установить, в значении каких наклонений выступают глаголы в данных примерах.

    1) И будь не я – корпел бы ты в Твери.

    2)Эй, пошёл, ямщик!

    3) Вы бы чего-нибудь покушали, Пульхерия Ивановна!

    1) Повелительное в значении условного.

    2) Изъявительное в значении повелительного.

    3) Условное в значении повелительного.

    Слайд 14

    В роли каких частей речи выступает в приведённых ниже предложениях числительное ОДИН?

    1) Один рыбак рассказал, что поймал рыбу весом в три пуда.

    2) Все ушли, один я остался.

    3) Все как один.

    4) Один за всех, все за одного.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло.

    1) Одинрыбак – неопределённое местоимение.

    2)Один я остался – частица (только).

    3)Все как один – наречие (дружно)

    4)Одинза всех, все за одного – существительное.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло- прилагательное.

    Слайд 15

    В каких из приведённых ниже предложений выделенные слова являются числительными?

    1)Прошло около четверти часа.

    2)Прошла вторая учебная четверть.

    3)Ровно в четверть восьмого меня разбудили.

    4)Сейчас половина четвёртого.

    5)Отрежь от арбуза половину и дай мне.

    6)Хозяин с семьёй занимал вторую половину избы.

    четверть восьмого, половина четвёртого

    Слайд 16

    Литература

    1.О.Репина. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480 с.

    Посмотреть все слайды

    Занимательный русский

    Слайдов: 22 Слов: 926 Звуков: 0 Эффектов: 73

    Занимательный русский. Универсальные учебные действия. Мотивационный этап. Знания. Помидор. Страна словарных слов. Весёлые рифмы. Шёл дождь. Запоминалки. Преогромный огурец. Кто это сказал. Картина. Квартира. Картофель. Приёмы запоминания словарных слов. Ботанический сад. Москва. Третий лишний. Деревня. Словарные сказки. - Занимательный русский.pptx

    Игры на русском языке

    Слайдов: 8 Слов: 317 Звуков: 0 Эффектов: 8

    Игра на уроках русского языка и литературы. Ф.Шиллер. Функции игры. Познавательный интерес, активизация деятельности. Развитие ВМ, логического мышления, творческих способностей. Коммуникативная. Социализация, толерантность. Межнациональная коммуникация. Повышение самооценки. Условия использования игр на уроках: Возможности использования игровых технологий: - Игры на русском языке.ppt

    Игра на уроке русского языка

    Слайдов: 14 Слов: 375 Звуков: 0 Эффектов: 55

    Игра «счастливый случай». Приветствие. Найди вторую половину пословицы. Отгадайте загадки. Тёмная лошадка. Разгадайте ребусы. Ребусы. Значения фразеологизмов. Заполните клетки синонимами. Подготовить по два вопроса. Ответить на вопросы. Гонка за лидером. - Игра на уроке русского языка.pptx

    Игра по русскому языку в школе

    Слайдов: 47 Слов: 455 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Причастия. Действительные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Деепричастный оборот. Частица. Деепричастие. Наречие. Наречия изменяются по разрядам. В предложении наречие является обстоятельством. Глагол. Глаголы совершенного вида. Переходные глаголы. Как писать правильно. Кто автор картины. И.Попов. С.Григорьев. Сколько звонких согласных. Назовите произведение. Графика. Устное народное творчество. Определите жанр УНТ. Солнышко, покажись. Отгадай загадку. - Игра по русскому языку в школе.ppt

    «Своя игра» по русскому языку

    Слайдов: 29 Слов: 1025 Звуков: 0 Эффектов: 46

    Своя игра. Команды. Фонетика. Графика. Орфография. Запишите в старой орфографии слова. Вставьте пропущенные буквы. Попробуйте читать звуки. Вода. Слова с одинаковыми приставками. Морфемика. Словообразование. Карманчик. Лексика. Фразеология. Слово «спасибо». Рубль. Подножка. Морфология. Синтаксис. Формы единственного числа. Предложение. Сказуемое. Дополнительные задания. Определим. Согнула жизнь меня в дугу. Синонимы. Существительное женское рода. - «Своя игра» по русскому языку.pptx

    Игра-конкурс по русскому языку

    Слайдов: 35 Слов: 1356 Звуков: 0 Эффектов: 58

    Словарь. Полученные знания. Оценка. Слова-образы. Искры чувства. Обратимся к истокам. Слова. Грона. Конверты. Анабиоз. Конкурс. Названия. Фамилии. Шутка. Ударения. Антонимы. Кто быстрее. Верх. Синонимы. Угнетение. Крылатые слова. Значение. Делирий. Русский язык. Пастораль. Советский языковед. Помощники. Награды. Материал. Заведующая библиотекой. - Игра-конкурс по русскому языку.ppt

    Развивающие игры на русском языке

    Слайдов: 10 Слов: 518 Звуков: 0 Эффектов: 25

    Интеллектуальная игра по русскому языку

    Слайдов: 68 Слов: 539 Звуков: 0 Эффектов: 5

    Слово - речи основа. Вопросы. Возврат. Русский месяцеслов. Русская пословица. Старинные названия зимних месяцев. Месяц июнь. Темные аллеи. Иван Алексеевич Бунин. И. А. Бунин. Литературная страница. Пословицы. Не все коту масленица. Гусь свинье не товарищ. Аппетит приходит во время еды. Назовите авторов русской азбуки. Что значит «ходить фертом». День славянской письменности и культуры. Роман «Война и мир». Октябрь. Травень. Стужень. Июнь. Тема любви. Дворянин. Великий пост. Конный пешему не попутчик. Жажда уходит во время питья. Кирилл и Мефодий. Выражение. - Интеллектуальная игра по русскому языку.ppt

    Урок-игра по русскому языку

    Слайдов: 26 Слов: 1593 Звуков: 0 Эффектов: 239

    Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе. Собери слова. Доскажи словечко. Четвёртый лишний. Волшебные превращения. Расшифруйте имена существительные. Пропажа. Слова в словах. Проверьте Незнайку. Запишите слова. Слово женского рода. Шуточные вопросы. Найди определение. Кто быстрее. Словосочетания. Третье лишнее. Восстанови справедливость. Загадки. Замените словосочетания глаголом. Задания для умников и умниц. Определить время глаголов. Закончи пословицу. Угадайте слово. Табун. Мама пришла с работы. Наилучшие пожелания. - Урок-игра по русскому языку.ppt

    Викторина по русскому языку

    Слайдов: 21 Слов: 435 Звуков: 0 Эффектов: 84

    Викторина по русскому языку. «Кто хочет стать миллионером?». 1-й уровень. 1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? 2.Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? 3.Кто гладок оттого, что поел и на бок? 4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь. 2-й уровень. 1. Какое растение существует? 2. Какие берега обычно бывают у молочных рек? 3. Какой зайка скакал под елочкой? 4. Какой породы овчарок не существует? 3-й уровень. 1. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? 2. Какое молоко никто не пил? 3. Кого в сказках называют Топтыгин? - Викторина по русскому языку.ppt

    Викторина для 1 класса

    Слайдов: 31 Слов: 732 Звуков: 0 Эффектов: 15

    Викторина по русскому языку. Составь из букв слова. Игра «Эхо». Назови детёнышей и их родителей. Назови полное имя, например, Наташа - Наталья. По первым буквам составьте слово. Изографы. Отгадайте загадки. Не на прогулку – на охоту, а он в ней, дети, знает толк. Всё время стучит, деревья долбит. Лесом катится клубок. Серый маленький зверюшка, косоглазый длинноушка. Ягоды в сметане для Вани и для Мани. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу. Не хожу и не летаю, а попробуй, догони. Этот зверь почти как кот, играть же с ним опасно, в природе он живет. - Викторина для 1 класса.pptx

    Викторина для 5 класса

    Слайдов: 22 Слов: 555 Звуков: 0 Эффектов: 0

    викторина «Синтаксис». Саша приехал в незнакомый город. Составь по картинке любое повествовательное предложение. Какое понятие лишнее? Повествовательное Вопросительное Восклицательное Побудительное. На какие вопросы отвечает подлежащее? Ребята участвуют в викторине. Белые облака высоки. Волк – хищное животное. Выпиши из предложение сказуемые. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Вчера Трудную Задание. Вставь слова в предложения. В каком высказывании допущена ошибка? Снегом покрылись леса и поля. Петя нырнул, но дна не достал. Мальчики и девочки весело пели и танцевали. - Викторина для 5 класса.ppt

    Конкурс по русскому языку

    Слайдов: 72 Слов: 1520 Звуков: 0 Эффектов: 10

    Знай и люби русский язык. Четвёртый лишний. Ударение ставится на последний слог. Ударение падает на первый слог. Какое прилагательное сочетается со словом НИИ. Какое слово женского рода. Как правильно сказать. Какое из перечисленных ниже слов относится к мужскому роду. Логические задачки. Шестиклеточный логикон. Цвет. Слон. Дерево. Оса. Подбери синоним. Дискуссия. Надменность. Консерватизм. Установление определенных связей. Песня – композитор. Горы - высоты. Тепло - жизнедеятельность. Север – юг. Стихотворение - поэзия. Договор дороже денег. На вкус и цвет товарищей нет. - Конкурс по русскому языку.pptx

    КВН по русскому

    Слайдов: 15 Слов: 490 Звуков: 1 Эффектов: 92

    «КВН» по русскому языку. Мой верный друг. Один – много. Букварь. Омонимы. Кроссворды на словарные слова. Подбери пару. Будь внимателен. Блиц-опрос. Закончи пословицу. Загадки. Восстанови справедливость. Из мужского в женский. Расшифруй слова. - КВН по русскому.pptx

    КВН по русскому языку

    Слайдов: 10 Слов: 473 Звуков: 10 Эффектов: 59

    КВН Веселая грамматика. Приветствие команд. Мы веселые ребята, И не любим мы скучать. С удовольствием мы с вами В КВН будем играть. Обращение к жюри Вам и слава, и почет! Все мы любим точный счет! Разминка – кто быстрее ответит. Чем кончается день и ночь? Чем кончается лето и начинается осень? В каком слове 40 гласных? (Сорока). В каком слове 100 согласных? (Стог, стон, стол). В каком глаголе нет слышится 100 раз? (Стонет). Какую ноту кладут в суп? Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Соль). Конкурс эрудитов. Грамматическая арифметика. ров + поза =? Вид транспорта. - КВН по русскому языку.ppt

    Урок-КВН по русскому языку

    Слайдов: 17 Слов: 726 Звуков: 0 Эффектов: 3

    Урок-КВН по русскому языку. Цели урока. Найди ошибкоопасные места. Согласные в слабой позиции. Правило-помощник. Правила надо запоминать. Вернуть убежавшую согласную, найти коварное слово. Правило. Проверочное слово. Допишите недостающие слоги. После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ надо писать гласные И, У, А, А не Ы, Ю, Я. Конкурс капитанов «Коварные Ъ и Ь». Конкурс капитанов. Разделительный Ъ пишется после приставки. Орфографическая эстафета. Помощники. - Урок-КВН по русскому языку.pptx

    Урок-путешествие

    Слайдов: 6 Слов: 274 Звуков: 0 Эффектов: 40

    Урок-путешествие по стране терра лигва. Предмет: русский язык. Создать диалоговую среду, инициирующую потребность и мотив включаться в предлагаемую деятельность. Стимулировать познавательную активность учащихся. Учить работать со словарями. Систематизировать знания обучающихся, полученные в 5 классе. Виды деятельности на уроке. - Урок-путешествие.ppt

    Путешествие в страну знаний

    Слайдов: 9 Слов: 167 Звуков: 0 Эффектов: 25

    Путешествие в страну знаний. Как хорошо уметь читать. Станция «почитай-ка». Вкусные слова. Гру бу вы я б ло з ши ки сли ар. Станция «грамматика». Станция «посчитай-ка». Станция «эрудит». Станция «музыкльная». - Путешествие в страну знаний.ppt

    Урок-путешествие по русскому языку

    Слайдов: 39 Слов: 1267 Звуков: 0 Эффектов: 11

    Лингвистическое путешествие. Маршрут путешествия. Застава орфоэпии. Как правильно говорить. Курица. Поставьте ударение. Заглянем в словарь. Город морфологии. Сколько частей речи в русском языке. Заглянем в учебник. Замок орфографии. Вставить буквы. Проверяем по словарю. Посад синтаксиса и пунктуации. Камень упал в глубокую реку. Расставьте знаки препинания. Кроссворд. Бастион фонетики. Сколько гласных букв и звуков в русском языке. 10 гласных букв, 6 звуков. Крепость морфемики. Повторяющееся основное слово или корень обозначают значком ~. Мир. Диалог в магазине. -