Какие основные жанры живописи вы знаете? Урок "Пейзаж. Его виды и характеры" Что такое пейзажи

Изобразительное искусство - это жанр, который создан для того, чтобы услаждать взор. Естественно, что живописцы в первую очередь стремились изобразить то, что восхищало их самих. Так появился пейзаж - красоты природы, перенесенные на холст с помощью кистей и красок.

Изображать природу художники начали еще до наступления . Однако в те времена такое изображение служило фоном, или частью картины. Учитывая, что большинство работ было привязано к религиозной тематике, то и изображение природы было довольно схематичным.

Пейзаж зародился в творчестве голландских живописцев. Природа их страны была весьма своеобразной - болотистые берега, нависающие небеса, скудная растительность. Однако голландцы смогли разглядеть в этом неповторимый колорит, и передать это на холсте. Первые пейзажи были небольшими, и предназначались для украшения стен деревенских домов.

В процессе становления живописи, продолжал свое развитие и пейзаж. Со временем художники придумали массу необычных техник, которые помогали изобразить растения и ландшафты в деталях, передать необычные сочетания света и тени, достичь необычных колористических решений.

Появились различные виды пейзажа. Среди них самые яркие - это городской и сельский пейзаж, архитектурный пейзаж и «марина» - полотна, на которых изображалось море.


"Океан" - И.К. Айвазовский (вид пейзажа "марина")

Возникло несколько направлений пейзажной живописи. - где природа изображалась с максимальной точностью и реалистичностью. - попытка художников выразить свои чувства через изображение природных красот. Импрессионизм - «воздушная» живопись, где природа слово оживает.

Несмотря на то, что художники научились рисовать окружающий мир с максимальной точностью, суть пейзажа заключалась совершенно в другом. Этот жанр - отражение внутреннего мира художника, попытка выразить свое видение мира через образы природы, нарисованной на холсте. Именно поэтому пейзажи так разнообразны.


А.К. Саврасов

В пейзажной живописи существовало множество различных школ. Среди них ярко выделяются русские мастера пейзажа, работы которых прославились на весь мир. Это А.К. Саврасов, И.В. Левитан, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов и многие другие. В разные времена эти художники черпали вдохновение в необычайных красотах русской природы, и достигли совершенства в изображении ее на холсте.

Главная тема которого - живая или созданная человеком окружающая среда, стал самостоятельным позже других - сюжетного, натюрморта или анималистики.

Виды пейзажа стали развиваться с новой силой, когда художники получили возможность работать на пленэре.

Определение

Французскому слову "paysage" ("pays" - "страна", "местность") близки по значению немецкое "Landschaft" и английское "landscape". Все они обозначают пространственную среду, окружающую человека на открытом воздухе. Эта среда может состоять из элементов естественного происхождения (рельеф, растительность, водоемы, воздушная атмосфера), созданных или преобразованных человеком (дороги, здания, сельхозугодия, и т. д.).

Слово "пейзаж" имеет несколько значений: это просто то, на чем останавливается глаз человека вне помещения, описание природы в литературном произведении, изображение окружающей среды средствами визуального искусства. Почти в каждом произведении искусства присутствуют различные виды пейзажей. Фото, кино, видео, компьютерная графика и, конечно, живопись участвуют в отображении окружающего мира.

Многообразие тем

У каждого истинного художника существует свой взгляд на окружающую среду. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии приняты различать некоторые виды пейзажа. Для дошкольников, учащихся средней школы, студентов и любителей живописи любого возраста существует градации пейзажных картин в зависимости от тематики изображения природы и его характера.

Существуют природный, сельский и городской виды пейзажа в живописи. У каждого из них есть разновидности и особенности. По характеру выделяются пейзаж исторический и героический, эпический, романтический и пейзаж настроения.

Природный пейзаж

Еще в средние века изображение природы было схематическим и плоскостным. Оно носило вспомогательный характер дополнения к религиозным, мифологическим или историческим композициям. Но начиная с эпохи Возрождения стали появляться картины, на которых для выражения чувств и эмоций не использовались сюжеты или фигуры людей, главными героями в них были земля, леса, небо, море в разных состояниях.

Одним из родоначальников жанра «чистого пейзажа» считается немецкий гравер, рисовальщик и живописец Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Впервые на мифологических полотнах фигуры героев часто были мало различимы на фоне грандиозного изображения естественной среды.

Марина - картина о море

В природном пейзаже особое место занимают изображения водной среды, всегда привлекавшей внимание художников. Виды пейзажа, связанные с мореплаванием, и маринистика (марина - картина морской тематики) родились в странах, где кораблестроение было привычным делом - в Голландии, Англии и т. д.

Сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем выразительность и мощная красота стихии, её неуловимая изменчивость стали сами по себе увлекать живописцев. Настоящей вершиной мирового значения является творчество русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).

Изображение небесных пространств, планет и звезд также относят к природному пейзажу. Виды пейзажа, называемого космическим или астральным, всегда были жанром фантастического или футуристического искусства, с началом регулярных космических полетов такие картины носят более реалистичный характер.

Сельский пейзаж

Со времени идиллических картин из жизни пастухов и пастушек эпохи рококо сельский пейзаж всегда занимал важное место в живописном искусстве.

Близость к природе, гармония жизни на земле, крестьянский труд были темой для многих выдающихся мастеров разных эпох, такх, как Питер Брейгель (1525-1569), Никола Пуссен(1594-1665), (1796-1875), Франсуа Милле (1814-1875).

Русской живописи деревенская тема была присуща со времен А. Г. Венецианова (1780-1847). Примеры высочайших вершин в сельском пейзаже есть у гениальных русских художников: И. И. Левитана (1860-1900), А. К. Саврасова (1830-1897), В. Д. Поленова (1844-1927), А. А. Пластова (1893-1972). Особая поэзия сельской жизни в окружении русской природы вдохновляет и современных художников.

Городской пейзаж

В XVII веке в Европе стал очень популярен жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - топографически точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».

Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания. Особый вид такого пейзажа - фантазийные композиции, рожденные воображением художника. Одно время были очень популярны «руины» - виды пейзажа из античных развалин, порождающие мысли о бренности бытия.

Можно выделить и футурологический, фантастический пейзаж - виды городов будущего, образ которых с ходом времени меняется в зависимости от прогресса, достижений науки и техники.

Другой разновидностью городского пейзажа является индустриальный пейзаж, изображающий максимально преобразованную человеком природу. Главная тема таких полотен - эстетическое впечатление от зданий, плотин, мостов, башен, дорог, транспортных сетей, заводов и фабрик и т. д. Среди первых значительных произведений индустриального пейзажа можно упомянуть картину Клода Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар».

Выделяют в отдельную категорию и парковый пейзаж. Похожий по тематике на сельский или чисто природный, по географической привязке он относится к городскому.

Стили пейзажной живописи

Художественное произведение - это всегда творческое осмысление мира, и пейзаж у настоящего художника - не просто похожее на реальность изображение, а образ окружающей природной или городской среды, впечатление от неё, выраженное Такое осмысление очень часто определяет стиль, характерный как отдельной личности, так и целым сообществам, связанным одним местом и одним временем.

Историческая принадлежность мастера к определенному стилю в пейзажной живописи заметна особенно. «Пейзаж с радугой» П. П. Рубенса (1577-1640) - шедевр и одноименная картина Константина Сомова (1869-1939) похожи сюжетно. Они полны одинаковым восхищением от окружающего мира, но какими разными средствами передаются эти чувства!

Творчество импрессионистов оказало особое влияние на этот жанр. Все виды пейзажа - природный, городской, сельский - с появлением возможности работать на пленэре претерпели кардинальные изменения. Пытаясь выразить сиюминутные изменения и мельчайшие нюансы света, используя новую свободную живописную технику, импрессионисты открыли в пейзажном жанре новые горизонты. После шедевров (1840-1926), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1999) и многих других импрессионистов стало невозможно смотреть на мир прежними глазами, не замечая его красоты, не видя богатства его оттенков.

Вечный источник вдохновения

Природа всегда было главным источником новых чувств и впечатлений для настоящего художника. Наши далекие предки пытались нарисовать восход солнца на стене пещеры куском засохшей глины, виды пейзажа для дошкольников сегодня - это фотографии Марса, переданные с его поверхности космическим самоходным аппаратом. Общим остается чувство удивления от бесконечности мира, от радости жизни.

ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства . Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек , полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзажмарина », а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

В узком и строгом смысле следует различать пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение – это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

Пейзаж – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже Вечерний звон создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем ) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

Философская мировоззренческая трактовка образа определяет его эстетику. В Вечернем звоне это благостная, идиллическая красота , Над вечным покоем решена в стиле монументального трагизма, возвышенного в своей основе.

Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно различать лирику, эпос и драму. Если в Вечернем звоне мы видим лирическую вещь, где эстетические чувства выражаются как состояния природы, то в картине Над вечным покоем при всей ее лиричности (как во всяком пейзаже) мы ощущаем скорбное повествование эпического характера, проникнутого напряжением и драматизмом.

И.Левитан – пейзажист реалистического стиля, но предложенный способ трактовки его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре , в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

Для модернистских течений современности характерно стремление к деформации пейзажного изображения, что часто является мостом для перехода к абстракциям, где пейзаж утрачивает свою жанровую специфику.

Евгений Басин

Виды природы поражают своей красотой, помогают расслабиться, вдохновляют на творчество. Неудивительно, что запечатлеть их человек стремился с давних времен. Так появился особый жанр искусства – пейзаж. Так что такое пейзаж?

Слово «пейзаж» произошло от французского pays – местность, страна. Это жанр изобразительного искусства, передающий реальные или воображаемые виды природы.

Развитие пейзажного жанра

Пейзаж с древности был частью разных изображений. Его элементы есть в древнерусской иконописи (так называемые «горки»). Долгое время изображение природы оставалось условным, сохранялась его вспомогательная роль.

Значение пейзажа возросло в эпоху Возрождения, когда открытия в области перспективы, светотени, позволили сделать его более натуралистичным.

В период классицизма пейзажи носят скорее условный характер, являясь в большей степени вымышленными. Строгие каноны написания видов природы (трехплановая композиция) делали эти изображения напоминающими театральные декорации.

Расцвет жанра приходится на XIX в. Сначала роль его была переосмыслена в искусстве романтизма. Затем появилась пленэрная живопись (от французского «открытый воздух»). Ранее на природе делались наброски, а писалась картина в мастерской. После изобретения краски в тюбиках стало возможным полностью работать на природе.

Большую роль в развитии пленэрного пейзажа сыграли французские мастера Барбизонской школы. А затем импрессионисты, стремившиеся воплотить в своих работах непосредственные впечатления от увиденного (impression – впечатление). Появились пейзажи, пронизанные ощущением света и воздуха.

Виды пейзажа

Пейзаж часто носит вспомогательный характер, передавая эмоциональное состояние человека (лирический пейзаж). Являясь фоном, он может в зависимости от жанра картины быть историческим, абстрактным, героическим и т.д.

В XVIII в. получает развитие такая разновидность пейзажа как ведута – городской, архитектурный пейзаж.

Изображение моря также выделяется в особый вид: морской пейзаж – марина (яркий представитель – И.Айвазовский).

Пейзаж в литературе

Что такое пейзаж в литературе, зачем он нужен? В литературных произведениях пейзаж – мощное средство выразительности. Он помогает не только показать место действия, определить время года и суток (описательная функция).

Он носит психологический характер. Часто именно через изображение различных природных явлений писатели показывают душевное состояние героев. Причем это не всегда происходит по принципу аналогии. Используется и противопоставление для усиления эмоционального воздействия.

Таким образом, тесная взаимосвязь человека и природы породила такой жанр искусства как пейзаж.

Искусство пейзажа имеет свою прекрасную и давнюю историю. Пейзаж вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. У каждого живописца свое видение мира.

Пейзаж получил распространение в живописи, графике и даже скульптуре.

Предпосылки пейзажа появились уже в эпоху неолита в наскальных росписях керамике и т. д. В искусстве Египта с развитием интереса к сюжетному повествованию, складывается восприятие природы как среды действия.

Древнеримская живопись, рождает самостоятельные пейзажи, которые появляются в иллюзионистических росписях, украшающие жилые покои.

Совсем иное впечатление производят пейзажи средневекового искусства. Причудливые горки, вздымающиеся на фонах византийских и древнерусских икон, зримо разделяют мир на земной и божественный.

Исключительно важное положение занимает пейзаж в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург - создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале 16 столетия. В Северной Европе в 16 веке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции. Джорджоне оказал значительное влияние на Тициана, позднее возглавившего венецианскую школу. Тициан сыграл большую роль в формировании всех жанров европейской пейзажной живописи. Знаменитый художник не оставил без внимания и пейзаж. На многих его полотнах предстают величественные образы природы.

Образы природы занимают важное место в творчестве голландского художника Питера Брейгеля Старшего. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов.

В 17 веке в Голландии получила широкое распространение одна из разновидностей пейзажного жанра - марина. В стране мореплавателей и рыбаков морской пейзаж пользовался огромным успехом. В числе лучших художников-маринистов: В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Д. Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера. Веласкес виртуозно передает свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в европейском искусстве в 17 веке.

В 17 веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине 18 столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетическую.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма.

Пленэрные пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея отражают глубокий интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведения импрессионистов показывают не только сельскую природу, но и живой и динамичный мир современного города.

Видоизмененные традиции импрессионистов использовали в своей живописи художники - постимпрессионисты. С позиций монументального искусства представляет величественную красоту и мощь природы Поль Сезанн. Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.

Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм.

Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М.И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи. Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина - М.М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников - М.Н. Воробьева, С. Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.

Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом.

Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры; изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа.

Одним из высших достижений русской реалистической живописи в пределах ее общей романтической направленности было искусство С. Ф. Щедрина. Именно у него особенно отчетлива реалистическая основа русского романтизма.

В первой четверти 19 работает ряд художников, специализирующихся на писании видов и местностей, городов и усадеб.

К 50 годам 19 столетия из всех течений русской романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров стал выдвигаться русский национальный романтический пейзаж. Течение русского романтического пейзажа - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображавших родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Одно из первых мест среди них по праву принадлежит В. Поленову.

Творчество И.И. Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Шишкин не только овладел новыми, типично российскими мотивами в пейзаже, он покорил своими произведениями самые широкие круги общества, создав образ родной природы, близкий народному идеалу силы и красоты родной земли.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником национального лирического пейзажа.

Небольшая по размерам работа " Грачи прилетели " по праву занимает место среди шедевров других художников 19 века. У Саврасова было много учеников и последователей, которых учил он внимательно присматриваться и изучать природу, не бояться выйти с этюдником на пленэр. Учил искать красоту в простых и несложных ландшафтах родной земли.

Во второй половине 19 века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.

Импрессионизм вносит в пейзаж светозарную свежесть колористической игры, а символизм и модерн - любовь к декоративным обобщениям.

Пейзажная живопись 20 века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж, интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского.

За долгую историю пейзажное искусство, постоянно обращавшееся не только к настоящему, но и к будущему, породило немало мечтаний, чаяний и надежд. И если оно в лучших образцах пребывает не просто декорацией, утехой для глаз, но поводам к творческому обновлению человеческого сознания, то можно с уверенностью утверждать: искусство это будет жить вечно. Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С. В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.

Белорусская живопись берёт своё начало на землях Великого Княжества Литовского. В 11-13 веках начинается строительство храмов, стены которых расписывались фресками или украшались скульптурой. Росписи до нашего времени практически не дошли, только небольшие фрагменты, которые практически не подлежат реставрации, можно только предположить, что в этих росписях мог присутствовать пейзаж.

Весомый вклад в историю развития белорусской живописи внесли мастера 15-17 веков. Особое место занимает иконопись этого периода. Возникает особая школа, которая оставила нам множество икон.

В Беларуси первые художники появились в 19 в. Основную профессиональную подготовку они получили на кафедре живописи Виленского университета, а затем и в Петербургской академии искусств. Среди них Я. Дамель. Одним из первых белорусских живописцев был И. Хруцкий. В своём творчестве он тоже обращался к пейзажу.

Во второй половине 19 века в пейзажной живописи нарастает реалистическая тенденция. Ярким представителем был А. Горавский.

Его пейзажные работы, как правило, называются конкретными адресами - "Почтовая станция Свислач", "Вечер в Минской губернии", что говорит о его приверженности писания с натуры.

В большинстве произведений таких художников, как А. Гаравский, Н. Селиванович, присутствует не только белорусская природа, но и города Беларуси, с приметными чертами быта простых людей. Любовь к своей родине и вместе с тем искреннее сочувствие лишенному народу, ярко проявляется во многих дореволюционных пейзажных произведениях, с их убогими патриархальными деревушками, пустыми полями и узкими лентами дорог.

На рубеже 19-20 веков появилась целая плеяда художников. Появились новые имена пейзажистов - Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского и других.

Творчество Ф. Рущица рассматривают как яркую страницу польской национальной культуры. Такая точка зрения представляется односторонней и потому неверной. Известно, что творческая деятельность Рущица в основном протекала на белорусской земле. Здесь он создал свои произведения, в которых изобразил природу Белоруссии и жизнь белорусского народа. В его творчестве нашли отражение жизнь и быт белорусского народа, преломились традиции белорусской реалистической живописи.

Творчество Ф. Рущица представляет значительный интерес для белорусского искусствоведения. Стилистическая общность его живописи с живописью Г. Вейсенгофа, К Стабровского, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули и других художников, выросших и воспитавшихся в Белоруссии и затем внесших значительный вклад в белорусское, русское, польское и литовское искусство позволили говорить о Рущице как о представителе белорусской национальной школы живописи, которая в общих чертах уже начала складываться в конце 19 - начале 20 века.

Наивысший подъем живописи в Беларуси наступил на рубеже 19-20 вв., в период русской революции 1905 г.

Пейзажистам Белоруссии не были чужды достижения французских импрессионистов, внесших в живопись свет, воздух. Творчество названных художников Белоруссии не было равноценным. В процессе своего развития оно претерпевало значительные изменения. Особенно заметны эти изменения в период с 1907 по 1917 гг. После поражения революции 1905 г. многие художники отошли от реалистических позиций. Основой их творчества стали поиски в области формы.

Рассматривая Белорусский пейзаж 1890-1917 гг., нельзя обойти творчество тех пейзажистов, которые оставались на позициях академизма. Как правило, это были художники невысокой профессиональной культуры. Их полотна не отличались большим мастерством и поэтому не оставляли значительного следа в истории изобразительного искусства.

Дальнейшее развитие белорусский пейзаж получил в творчестве С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули и др. художников, начавших работать преимущественно в первые десятилетия 20 века. В творчестве названных живописцев - в композиционных мотивах, колорите, характере живописного построения - преобладают черты, связывающие их с белорусским искусством. В то же время пейзаж в живописи внес другие функции, во - первых в большинстве работ он служил вспомогательным материалам в произведениях художников и как правило оставался на уровне этюда с натуры. Во - вторых в пейзаже часто показывались мотивы камерного характера, возлюбленные уголки белорусской природы, или городские окраины.

Картины С. Жуковского отличаются утонченным изображением природы, мастерским использованием контрастов, на фоне колористической гармонии всей композиции, легкой декоративностью. Он показал в своих произведениях безграничное очарование родной природой, особенностью белорусской земли. Произведения художника эмоционально близки, "Плотина", "Осенний вечер".

Белиницкий - Бируля. Он много сделал для развития белорусской пейзажной живописи. Природу Беларуси художник воспринимал обострённо, тонко передавая её характерные особенности. Выработанный им своеобразный подчерк, ни с кем несравнимый, мягкий и лиричный. Всемирную известность получили его картины - "Весна идёт", "Осень". Именно он стал настоящим основателем белорусского пейзажа, тем мостиком, который объединяет традиции старых мастеров с находками современных белорусских пейзажистов.

Развитие изобразительного искусства Белоруссии в послевоенный период можно разделить на 2 наиболее характерных этапа, первый - 50 г., другой - конец 60, 70 года. Первый период в основном связан с творчеством художников старшего поколения - В. Волкова, У. Кудревича, Б. Звиноградского. Большой любовью к природе выделяются лирические пейзажи У. Кудревича "Цветущий луг", "Перед грозой".

Народный художник Беларуси В.А. Громыко принадлежит к старшему поколению белорусских пейзажистов, его работы "Золотые дороги Минщины", "Утро туманное", "Над озером", и др. Белорусские пригорки, леса, озера раскрываются разнообразно, в произведениях В. Громыки, он обогащает пейзаж новыми эмоциями.

Большой вклад в развитие этого жанра внесли Н. Воронов, С, Катков, А. Гугель и др.

Заслуженный деятель искусства Беларуси П.А. Данелия известен не только у себя на родине, но и за рубежом. Его работы "Белорусская мелодия", "Плывут облака" и др.

Интересными пейзажистами заявили себя витебчане - В. Дежиц, М. Михайлов, У Кухарев. Лирические пейзажи В. Дежица в основном посвящены Витебску.

С гомельских художников, в творчестве которых основные места занимали лирические и индустриальные темы, выделялись: пейзажист старшего поколения Б. Звиноградский "Сож. Большая вода", "Лед прошел", В Казаченко, "Вечер на Соже", "Осень", "Гомельский порт", У Рыкалин "Порт Гомеля", "Нефтепровод Дружба".

Пейзажи, выполненные Г. Азгур в 50 года, выделяются тонким лиризмом, щедростью чувств в изображении неповторимой красоты белорусской природы "Логойские взгорки", "Последний снег", и эти чувства художница и дальше сберегла в своем творчестве.

В 50-е годы крепнет талан пейзажиста В. Цвирко. В этот период в его пейзажах наблюдается приближенность к природе Белоруссии с ее мягкими взгорками, перелесками, множеством облаков и теплыми ветрами. Свет открывается у них светлый, просторный, богатый красками, расстилается как широкое поле деятельности для человека. В. Цвирко умело использует натуру, замечает наиболее характерные ее черты. Его позднейшие пейзажи отмечены поиском новых форм и средств образной выразительности.

Во второй половине 60-х г. белорусская пейзажная живопись характеризуется новыми поисками и направлениями. На смену существовавшему пейзажу-этюду приходит пейзаж-картина, где средства цветовой, пластической линейно-ритмической организации отражения направлены на эпическое объяснение жизни природы, на придание виду важной внутренней значимости.

Большинство пейзажей Цвирко, созданных в конце 60-х годов начала 70-х годов открывает новую страницу в пейзажной живописи Белоруссии. Поэтичность работ раннего периода сменилось строгой декоративной упрощенностью, разнообразием плоскостных цветовых градаций. В каждом новом произведении художника чувствуется стремление к философскому размышлению о природе, времени. "Беларусь моя", "На старой земле", эти картины выделяются эмоциональностью цветового и композиционного решения, яркостью подчеркнутых планов, которые постепенно отводят взгляд до самого горизонта. Большинству пейзажных работ художника присуща монументальность, благодаря широте пространства. Белорусский ландшафт, в произведениях В. Цвирко и многих других художников показан во всем многообразии и неповторимости.

Не мене важно особенностью белорусского пейзажа в последнее время является эпическое изображение наиболее характерных и типовых явлений в природе или конкретных моментов и действий, связанных с природой.

Белорусские озера, леса, реки раскрываются в произведениях В. Громыки, перед зрителем богато и разнообразно. Некоторые с их насыщенные мягким лиризмом, поэтичностью, другие - высоким драматизмом. Во всех произведениях большую роль играет цвет - желто-зеленый, синий, красный.

Творчество В. Громыки в пейзажной живописи, за последние десять лет подымает этот жанр на более высокую ступень. Используя лучшие достижения мастеров старшего поколения, он обогащает пейзаж новым содержанием, новыми эмоциями, доводит его до значения картины высокого художественного уровня.

В середине 70-х г., в пейзажной живописи появляется тенденция аналитического образного раскрытия темы. Почти каждый автор ставит перед собой задачу, не только раскрыть внешнюю красоту родного края, но и поднять более глубокие вопросы философского понимания жизни.

Своеобразные по манере письма и цвету пейзажи Л. Щемелева, Д. Алейника, Н. Казакевича.

Образы природы сотканы из света и цвета, они удивительно прозрачны, чисты и хрупки. Н. Казакевич воссоздает родную природу с теплотой и задушевностью человека, влюбленного в свой край, в живопись.

Процесс освоения лучших традиций в искусстве прошлых лет, сопровождается поиском новых форм, новых решений.

Среди художников среднего поколения можно также назвать много имен, которые уже вошли в историю белорусского искусства - это А.В. Барановский, В.В. Немцов, Л.В. Рамановский, А.Я. Шибнев.

Для А. Барановского природа Беларуси - основная тема для творчества. Тонкий колорист, прекрасно владеющий выразительными возможностями живописи, цветом, композицией, рисунком. Произведения художника отличаются сочетанием остроты видения с мягкостью, добротой, особой трепетной любовью и теплотой к изображаемому миру. Образность и поэзия объединяются с неторопливым, тщательным анализом того или иного мотива, вниманием к средствам живописного высказывания.

Изменилась белорусская пейзажная живопись. Уже никого не удивишь нетрадиционностью и чистотой цвета в работах Б. Аракчеева, праздничностью и жизнерадостностью полотен Д. Алейника, В. Кубарева, А. Марочкина, каждый из них идет своим путем и открывает новую, неповторимую страницу в развитии изобразительного искусства.

Для каждого произведения Л. Дударенко, характерно своеобразное живописно пластическое решение, совершенство рисунка и композиционная завершенность. В основе творчества всегда присутствует тема духовности, художественной правды, что позволяет сохранять творческую индивидуальность.

Особенно актуальным стал пейзаж в последние годы, когда все более виден кризис композиций на социально значимые темы. Художники обратились к наиболее традиционной форме пейзажа - изображению природы, свободе и гармонии.

Все отчетливее зазвучали в творчестве художников ностальгические нотки по уходящим первозданным уголкам природы, все больше волнует гармония природы, привлекает романтичность восприятия пейзажей, где самое обычное, много раз увиденное, предстает в другом качестве, реальность под таинственным цветом обретает черты иллюзорности. Именно эти мотивы стремятся сохранить и воплотить в своих полотнах В. Зинкевич, В. Шкарубо, В. Хмыз, А. Мирский и др.

Пейзажи В. Зинкевича - это даже не ландшафты в привычном для нас понимании. Скорее, это их, эмоциональный отзвук, эхо того или иного состояния природы, долетевшее до нас. Субъективизм, фантастичность видения художника невозможно интерпретировать однозначно и конкретно. Пейзажные импровизации многозначны, они побуждают к размышлениям, ассоциациям.

Искусство В. Шкарубо в значительной степени концептуально, поскольку всегда подчинено выражению заранее определенной и продуманной авторской идее. В его пейзажах отсутствуют люди, что лишь прибавляет таинственности, делает атмосферу картины несколько ирреальной, позволяет отойти от пасторальной сентиментальности и придать образному строю композиции большую емкость и глубину.