Краткая биография Радищева Александра: история жизни, творчество и книги. Михаил жижка - радищев

1. Характеристика творчества А.Н. Радищева

Творчество Александра Николаевича Радищева явило собой образец преемственности революционной мысли и революционного действия, отразило традиции подлинного демократизма в России и оказало сильнейшее влияние на развитие русской культуры конца XVIII - начала XIX вв., и в частности на развитие русской литературы. Творчество и деятельность Радищева, наряду с творчеством Державина, подготовили тот революционный переворот в русской литературе, который был осуществлен Пушкиным в начале XIX в. Радищев проповедовал в своем творчестве следующие идеи:

призыв к борьбе против крепостничества и действующего правительства;

призыв к народной революции;

✓ демократизм.

Философскими основами творчества Радищева и как мыслителя, и как литератора являются:

учение французских просветителей, и в частности Ж.-Ж. Руссо, ориентация на традиции французской литературы;

английская литературная традиция;

германская философия, на основе которой усложняется и развивается механистическая система французского энциклопедизма.

Значение литературного творчества Радищева заключается в следующем:

через свои художественные произведения, выражающие его политические революционные идеи, оказал влияние на формирование движения декабризма;

повлиял на творчество А. С. Пушкина, в частности его ода "Вольность" имеет много параллелей с радищевской "Вольностью";

явил собой пример революционной литературы и показал, что литература может и должна бороться за передовые идеи развития общества и государства.

2. Литературные труды Радищева

Творчество Радищева разнообразно и включает в себя следующие литературные труды:

ранние произведения, среди которых:

. "Отрывок ", в котором уже закладывались революционные идеи автора;

. перевод книги Мабли "Размышления о греческой истории ";

. перевод военного сочинения "Офицерские упражнения ";

"Путешествие из Петербурга в Москву " (1789), принесшее ему известность революционера;

анонимная брошюра "Житие Федора Васильевича Ушакова ", которая имела следующие особенности:

Содержала в себе описание жизни друга Радищева Ушакова, рассказы о жизни студентов в Лейпциге, переводы философских и юридических трудов Ушакова;

Явилась вызовом феодальной литературе "житий";

Проповедовала революционные мысли Радищева через описание жизни молодых студентов и их борьбу с тиранией преподавателей, и в такой форме давала характеристику русской жизни и призывы к революционной борьбе против царского самодержавия и крепостничества;

поэма "Песни древние" , построенная отчасти на изучении "Слова о полку Игореве", и поэма "Песнь историческая" (1800), которые также явили собой выражение революционных идей Радищева через художественное поэтическое описание исторических событий Древней Руси;

поэма "Бова ";

ода "Вольность " - второе по величине и значению после "Путешествия" произведение, принесшее Радищеву славу и отражавшее его революционные идеи, и в нем автор осуждает и проклинает монархию.

3. "Путешествие из Петербурга в Москву"

Огромное значение для русской литературы имело его произведение "Путешествие из Петербурга в Москву, выразившее его революционные идеи. "Путешествие" имеет ряд особенностей, которые отличают его от литературы предыдущих этапов, придают ему важнейшее значение для развития русской литературы. "Путешествие" имеет следующие такие особенности:

демонстрирует мировоззрение автора, а именно:

Отражение концепции философского и социально-политического мировоззрения;

Выражение истинно народного протеста и гнева без примеси буржуазности;

Решение основной, глобальной задачи — борьбы с крепостничеством;

Отражение основного социального противоречия — противоречия крестьянской массы и помещиков, которое разрешается с позиции революционного народа;

имеет тематическое многообразие, когда под одним углом зрения рассматривается множество проблем, среди которых:

Социально-политические проблемы: крепостное право, помещичество, монархия, революция;

Тема народа;

Проблемы философии и права;

Проблемы морали;

Бытовые проблемы;

Вопросы воспитания;

Искусство и литература;

использование множества художественных средств для демонстрации реальности российской жизни, в частности ужаса крепостничества;

проводит следующие главные идеи:

Использование правовой и экономической аргументации в доказательстве неправомерности крепостничества;

Отрицание, критика и ненависть по отношению к монархии, которая превращает жизнь крестьян в ад;

Крестьянская революция - единственный способ спасти народ от тирании помещиков и царя, оправдание революции с точки зрения закона;

Проведение мысли о том, что развращенность помещиков основана на их рабовладельческом, крепостном праве;

Отрицание наличия у дворянства каких-либо добродетелей, а существование у них только лишь пороков, отравляющих все общество;

Восторженная оценка народных достоинств как противопоставление деградации класса помещиков и дворянства, и это выражается в следующем:

Положительные образы крестьян;

Наделение крестьян различными психологическими характеристиками и добродетелями;

Описание несчастных судеб и историй героев-крестьян;

признание народной поэзии высшей ценностью, что отличает творчество Радищева от более ранних авторов, которые также стремились использовать фольклорные традиции, но с целью допущения этих явлений в круг высоких эстетических явлений, тогда как у Радищева народная поэзия сама по себе имеет ценность и является основой подлинного искусства;

рассуждение и анализ пугачевского восстания, сочувствие по отношению к этому, что было новаторством, так как данная тема вообще не поднималась в русской литературе конца XVIII в. по причине ее запрета.

4. Художественный метод Радищева

А.Н. Радищев является выдающимся мастером слова, выдающимся художником-писателем, литературный и художественный стиль которого имеет свои особенности и новаторство. Новаторство и особенности художественного метода Радищева заключаются в следующем:

преодоление мистической эстетики, классицизма и зарождение черт реализма, что обеспечивалось следующим:

Историзм в понимании Радищевым общества и его социальное понимание человека;

Использование народной речи как высшей ценности национального творчества;

Революционность мировоззрения, обеспечивающая максимальную точность и правдивость изображения действительности;

Номинальная принадлежность творчества Радищева к течению сентиментализма, которое на Западе подготовило появление в литературе реализма;

рассмотрение человека в контексте сентиментализма в его социальном функционировании, что отличало Радищева от западных коллег;

полное преодоление схем классицизма через отрицание в творчестве Радищева самой возможности использования каких-либо схем и рецептов;

понимание эстетических критериев произведения не как его закономерности, а как наличия в нем субъективной характерности, когда произведение выражает неповторимость и индивидуальность момента, который творится данной конкретной личностью в данных исторических условиях;

своеобразие и новаторство жанровых форм, зародившихся в основном в недрах сентиментализма, и это новаторство и своеобразие заключаются в следующем:

Попытки дать углубленный анализ психологических состояний героев, и психологизм Радищева имеет следующие особенности:

Гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма;

Хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма;

Разрушение за счет широкого психологического описания личности героя жанровых форм и рамок классицизма, где человек показан в плоскости одной-двух черт;

Связь "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева с популярным в Европе жанром путешествия, и этот жанр со многими его техническими приемам прививается в русской литературе именно благодаря Радищеву;

исследование и интерес к социальной среде героя и рассмотрение его психологии именно в этом контексте;

описание отдельных явлений, фактов, событий и людей не самих по себе, хотя при этом используется индивидуальный подход, а как характерных проявлений общественной структуры;

описание человека через индивидуальные характеристики, но эти характеристики выражают принадлежность этого человека к социальному типу, который, в свою очередь, понимается по-новому;

описание быта, основанное на реализме и призванное сорвать последние покровы и показать реальность во всей ее правдивости и часто неприглядности;

поддержание позиции идейной направленности литературы, ее открытости и активности, которая активно развивалась в западной литературе того времени;

введение литературы в число факторов социальной борьбы за счет развития и освещения в произведениях таких тем, как публицистика, политика, философия, идеи о воспитании;

новаторство и своеобразие литературного языка и стиля, которое выражается в следующем:

Придание литературному языку важнейшей функции - передачи новых философских и политических идей и понятий, что невозможно без введения и поиска новых словесных форм и выражений;

Разнообразие литературного языка как в разных произведениях, так и в пределах одного произведения, и это зависит в первую очередь от темы и предмета описания, например в описании быта используются простые разговорные обороты, в рассуждениях о политике, философии — возвышенные библейские обороты и т. п.;

Использование различных языков в зависимости от роли и социального статуса персонажа.

Первый литературный опыт Радищева относится еще ко времени пребывания его в Лейпциге. Это начало перевода брошюры «Желания греков - к Европе христианской», появившейся в 1771. Автор этой брошюры Антон Гика , греко-албанский политический деятель, состоял во время Русско-турецкой войны 1768 - 1774 при штабе русского военачальника Алексея Орлова и ставил своей задачей поднять восстание балканских народов против Турции. Брошюра призывала европейское общественное мнение вступиться за греков и их независимость. Радищев не довел до конца своего перевода потому, что уже в августе того же года эта брошюра была напечатана в другом переводе в «Прибавлении к № 65 С.-Петербургских ведомостей» под названием «Вопль греческого народа к европейским христианам» (с пометой «Перевод с италианского языка»; вероятно, с этого же языка делал свой перевод и Радищев). Примечательно, что Радищев подчеркивал в своем тексте тему угнетения, рабства народа. Так, например, он переводит: «В рабском состоянии всякая добродетель есть преступление, которое злодейством против тирана почитается»; в переводе «Ведомостей» это место выглядит иначе, менее резко, политически неопределенно: «Все великодушные добродетели почитаются преступлением в людях подобного состояния». Наоборот, христианские «аргументы» Радищеву кажутся неубедительными, что он отмечает особым примечанием от переводчика.

Вернувшись из Лейпцига на родину, Радищев лично познакомился с Николаем Новиковым, издававшим в 1772 «Живописец». В пятом номере этого журнала появился очерк под названием «Отрывок путешествия в ***И***Т***». Ученые долго спорили о том, кто был автором «Отрывка», и только недавно установили, что написал его Радищев. «Отрывок» - это яркая, но мрачная картина крепостнической деревни, полная пафоса отрицания крепостнических порядков. «Отрывок» произвел шум в обществе. На «верхах» были крайне недовольны им и обвиняли автора в том, что он оскорбляет «весь дворянский корпус». Но ни Новиков, ни Радищев не испугались. В 13-м номере «Живописца» Новиков напечатал «Английскую прогулку» - статью, защищавшую «Отрывок» от нападок обиженных им помещиков, а в 14-м номере - продолжение «Отрывка». Первое выступление Радищева в печати стало началом его трагического пути писателя - проповедника свободы, а первое его оригинальное произведение - наброском основного его труда - «Путешествия из Петербурга в Москву».

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Титульный лист, изд. 1790 г.

Свои переводы Радищев также публиковал у Новикова. Так, в 1773 был напечатан радищевский перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории». Самый перевод был сделан Радищевым для основанного в 1768 по приказанию Екатерины II «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг на российский язык». Радищев приказ императрицы выполнил, но прибавил к тексту Мабли семь своих примечаний, в которых содержится не только полемика с Мабли, но и политическая декларация радикала-просветителя. Переводя слово despotisme (франц.) как «самодержавство», Радищев так объяснял это понятие: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Мы не токмо не можем дать над собою неограниченной власти; но ниже закон, извет общия воли, не имеет другого права наказывать преступников опричь права собственныя сохранности. Если мы живем под властию законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно, но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природный власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества».

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал много лет. Его мировоззрение менялось под влиянием книг, которые он читал (а он следил за развитием передовой мысли во всех областях человеческого знания и у всех европейских народов), но прежде всего под влиянием больших исторических событий, свидетелем которых он был. Крестьянская война под предводительством Пугачева не испугала Радищева, а, наоборот, убедила его в потенциальной политической активности порабощенных народов России. Затем началась американская революция, и Радищев восторженно приветствовал ее как зарю освобождения человечества.

В 1789 Радищев закончил книжку «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений» и издал ее анонимно в том же году. Книжка обратила на себя внимание. Княгиня Дашкова заметила, что в ней встречаются опасные выражения и мысли. Члены Российской Академии были недовольны книжкой. И все же она имела успех 4 . Успех книги, шум, вызванный ею, и то обстоятельство, что правительство не подняло дела по поводу ее появления, - все это, без сомнения, побудило Радищева к дальнейшим выступлениям.

Однако Радищев рвался к практической революционной или, по крайней мере, радикальной общественной деятельности. В конце 1780-х Радищев вступил в Общество друзей словесных наук и сразу начал подчинять его своему влиянию. Это был довольно многолюдный кружок, объединивший офицеров, моряков, молодых литераторов. Общество работало довольно усердно; оно занимало специальный дом, имело собрания, выпускало в 1789 журнал «Беседующий гражданин». По движению идейного направления этого журнала можно проследить нарастание в Обществе радищевских настроений и идей. В последнем номере журнала напечатана статья самого Радищева - «Беседа о том, что есть сын отечества». Это весьма радикальная агитационная речь, для публикации которой самому Радищеву пришлось использовать свои связи, чтобы преодолеть цензуру. Но тучи сгущались.

Русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинении. В главном произведении Радищева — "Путешествии из Петербурга в Москву" (1790) — широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 года распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801 — 02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Биография

Родился 20 августа (31 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы прошли в подмосковном имении отца, селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове.

С семилетнего возраста мальчик жил в Москве, в семье родственника Аргамакова, с детьми которого учился дома с профессорами только что открытого университета.

В 1762 — 1766 учился в Петербургском пажеском корпусе, затем в течение пяти лет продолжал образование на юридическом факультете Лейпцигского университета, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками. Большую роль в формировании мировоззрения Радищева сыграло его знакомство с сочинениями французских просветителей — Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, читая которых, "учился мыслить".

По возвращении в Россию в 1771 был назначен протоколистом в Сенат, затем в 1773 — 1775 (годы крестьянского восстания Е. Пугачева) служил в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора) в штабе финляндской дивизии. Военная служба дала возможность познакомиться с делами беглых рекрутов, злоупотреблениями помещиков, манифестами Пугачева, читать приказы военной коллегии — все это стало определяющим в идейном развитии Радищева. В год расправы с Пугачевым он ушел в отставку, женился на А. Рубановской.

В 1777 Радищев поступил в Коммерц-коллегию, руководителем которой был либеральный вельможа А. Воронцов, оппозиционно настроенный к Екатерине II, который приблизил к себе Радищева и в 1780 рекомендовал для работы в столичной таможне (с 1790 был директором).

В 1780-е годы Радищев поддерживал бурно развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова. С интересом следил за событиями войны за независимость в Северной Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные Штаты Америки.

В эти годы Радищев активно занимался литературным трудом. Написал "Слово о Ломоносове", "Письмо к другу...", закончил оду "Вольность".

В 1784 в Петербурге было создано "Общество друзей словесных наук" из бывших воспитанников университета, в которое вступил и Радищев, мечтая подчинить целям революционной пропаганды его журнал "Беседующий гражданин". Здесь была опубликована статья Радищева "Беседа о том, что есть сын Отечества" (17897.

С середины 1780-х приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву", которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II ("он бунтовщик, хуже Пугачева") книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А. Воронцова сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал "Письмо о китайском торге" (1792), философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792㭜), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791 — 96), "Описание Тобольского наместничества" и др.

В 1796 Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу он получил в марте 1801 при Александре I.

Привлеченный в Комиссию по составлению свода законов, он занимался разработкой проектов законодательных реформ. Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, произвола властей. Председатель Комиссии граф П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 кончил жизнь самоубийством, приняв яд.

Александр Николаевич Радищев легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских читателей окружено ореолом мученичества. Это связано с историей создания книги "Путешествие из Петербурга в Москву", над которой писатель работал около десяти лет.

Радищев -- первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев -- предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в. Об этом писал Ленин в статье «О национальной гордости великороссов»: «Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызвали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов...»

Радищев родился в Москве, детство провел в саратовском имении. Богатейшим помещикам Радищевым принадлежали тысячи крепостных душ. Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дворам, измазав сажей и грязью, -- помнили, что хозяева добрые. В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами его отправляют в Лейпциг учиться. Радищев принадлежал к наиболее радикальному крылу европейского просветительства. Еще в годы обучения в Лейпцигском университете, куда он был послан вместе с другими русскими студентами изучать юриспруденцию, Радищев познакомился с работами Монтескье, Мабли, Руссо. а в 1771 г. 22-летний Радищев возвращается в Россию и становится протоколистом Сената. По долгу службы ему приходилось иметь дело со множеством судебных документов. В 1775 г., выйдя в отставку в чине секунд-майора, он женится на Анне Васильевне Рубановой (у них родится четверо детей) . В 1777 г. Радищев -- на гражданской службе в Петербургской таможне в чине коллежского асессора. Служил, по-видимому, успешно: был награжден орденом, а в 1780 г. получил повышение -- стал помощником управляющего таможней. А тем временем уже сочинялись первые главы “ Путешествия из Петербурга в Москву ” . 22 июля 1789 г. -- через несколько недель после начала Великой Французской революции -- петербургский обер-полицмейстер разрешает публикацию книги А. Н. Радищева. В январе -1790 г. книга была набрана в домашней типографии писателя. В конце мая -- начале июня она выходит тиражом около 600 экземпляров. На титульном листе нет имени автора. Эпиграф -- “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” -- символизировал ненавистное крепостное право и был взят Радищевым из поэмы В. К. Тредиаковского “Телемахиада” . В поэме чудище было “тризевно” (с тремя глотками) . У Радищева -- “стозевно” . 25 июня 1790 г. экземпляр “Путешествия...” был на столе у Екатерины II. После смерти Екатерины II А. Н. Радищев был переведен в ссылку в Калугу, и лишь Александр 1 в 1801 -- 1802 гг. амнистировал его и разрешил вернуться в Петербург...

Еще в Сибири, в Илимском остроге, Радищев узнает о событиях Французской революции, о казни королевской четы, о страшной якобинской диктатуре, унесшей тысячи жизней, о взаимном истреблении якобинцами друг друга, о реакции, наконец, -- о появлении нового деспота, Наполеона. Ему революция виделась иной... Наступило жестокое разочарование: “Из мучительства рождается вольность, из вольности рабство”

При императоре Александре 1 недавний ссыльный становится важной персоной, участвует в разработке законов империи -- и, тем не менее, внешнее благополучие отравлено тяжкими сомнениями. Писатель не выдерживает их -- кончает жизнь самоубийством.

Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав "Путешествие", императрица пришла в негодование и написала в примечаниях: "Надежды полагает на бунт мужиков... Царям грозится плахою... Он бунтовщик хуже Пугачева". Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.

После революции 1917 года литературоведы-марксисты увидели в Радищеве зачинателя социализма в России, но в этих суждениях они шли по стопам В.И. Ленина, который поставил Радищева "первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости".

Дневник одной недели

Время написания этого произведения до сих пор остается спорным, так как оно было напечатано после смерти автора, в 1811 г., без указания даты. Рукопись также не сохранилась. . «Дневник одной недели» по жанру и содержанию -- один из ранних в России образцов сентиментальной литературы. Он представляет собой одиннадцать коротких лирических записей, наполненных горестными сетованиями автора по поводу отъезда из Петербурга его друзей. Читателям, привыкшим судить о творчестве Радищева по его «Путешествию», по его публицистике, «Дневник одной недели» может показаться чужеродным среди остро-политических произведений писателя. Но такое мнение ошибочно.

В «Дневнике одной недели» поведение человека в обществе еще не показано, но раскрыта его душа, способная к самоотверженной привязанности, а это -- надежная гарантия будущих гражданских добродетелей. Такое понимание дружбы помогает понять связь «Дневника» с другими произведениями Радищева, в первую очередь с «Житием Федора Васильевича Ушакова».

Житие Федора Васильевича Ушакова Это произведение вышло отдельной книжкой в 1789 г. за несколько месяцев до появления «Путешествия из Петербурга в Москву». Ф. В. Ушаков -- товарищ Радищева по Лейпцигскому университету, умерший в 1770 г. на двадцать третьем году жизни. Он был на несколько лет старше своих друзей и заметно выделялся среди них силой характера и жизненным опытом. Слово «житие» употреблено Радищевым не в традиционном, агиографическом значении, а в смысле «биография». Жанр, предложенный Радищевым, следует рассматривать как одно из явлений просветительской литературы. Он подсказан традицией дидактических произведений, в которых выводился молодой человек, свободный от окружающих его «предрассудков», сам выработавший свое мировоззрение и выбирающий свой жизненный путь.

«Путешествие из Петербурга в Москву» Лучшим произведением Радищева является его «Путешествие», Эта книга оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в. Ее с полным основанием можно поставить в один ряд с такими образцами русской литературы XIX в., как «Былое и думы» Герцена и «Что делать?» Чернышевского.

Поэзия Радищев был не только прозаиком, но и поэтом. Ему принадлежат двенадцать лирических стихотворений и четыре неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая». В поэзии, как и в прозе, он стремился проложить новые пути. «Радищев, -- писал Пушкин, -- будучи нововводителем в душе, силился переменить и русское стихосложение». Пушкин склонен был даже считать стихи Радищева «лучше его прозы». Новаторские устремления Радищева связаны с пересмотром им поэзии классицизма, в котором к концу XVIII в. наблюдается окостенение поэтических форм, в том числе стихотворных размеров, закрепленных за определенными жанрами. Так, похвальные оды писались четырехстопным ямбом и десятистишными строфами. Поэмы и трагедии --шестистопным ямбом с парной рифмовкой (александрийскими стихами). «Парнас окружен ямбами, и рифмы стоят везде на карауле» (Т. 1 С. 353), -- жалуется один из героев «Путешествия» в главе «Тверь». Желая расширить ритмические возможности русской поэзии, он предлагает обратиться к стихам с трехсложными стопами, в частности к гекзаметру: «Но желал бы я, чтобы Омир (т. е. Гомер. -- П. О.) между нами не в ямбах явился, но в стихах, подобных его, ексаметрах» (Т. 1. С. 352). Интересом к гекзаметру объясняется и историко-литературная статья Радищева о «Тилемахиде» Тредиаковского -- «Памятник дактилохореическому витязю».

Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху. Введение безрифменного стиха ощущалось им как освобождение русской поэзии от чуждых ей иноземных форм, как возвращение к народным, национальным истокам. Эти теоретические положения Радищев стремился воплотить в собственных поэтических опытах.

Ода «Вольность» написана в период с 1781 по 1783 г., но работа над ней продолжалась до 1790 г., когда она была напечатана с сокращениями в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Тверь». Полный ее текст появился лишь в 1906 г. Ода создавалась в то время, когда только что завершилась Американская и начиналась Французская революция. Ее гражданский пафос отражает непреклонное стремление народов сбросить с себя феодально-абсолютистский гнет.

Александр Радищев (1749—1802)

Александр Николаевич Радищев родился в Москве в дворянской семье. Детство провел в имении отца, селе Верх-нее Аблязиво Кузнецкого уезда (ныне Пензенская обл.). «Начальное образование души» Радищев получил у своих же крепостных — няни Прасковьи Клементьевны и дядь-ки Петра Мамонтова, который обучил его грамоте.

С 1756 г. Радищев живет в Москве в доме дяди М. Ф. Аргамакова, вместе с детьми которого занимается у преподава-телей гимназии и Московского университета. В 1762 г., не закончив курса наук, Радищев был определен в Петербург-ский пажеский корпус, а с 1766 по 1771 гг. учился на юриди-ческом факультете Лейпцигского университета. По возвраще-нии в Петербург (осенью 1771 г.) он был определен чинов-ником в первый департамент Сената. Первое литературное вы-ступление Радищева — перевод книги Мабли «Размышле-ния о греческой истории...», который он сопроводил своими весьма вольнолюбивыми примечаниями (1773).

В 1773 — 1775 гг. Радищев служил в штабе 9-й Финлянд-ской дивизии в качестве дивизионного прокурора (обер-аудитора). Разбор дел беглых рекрутов раскрыл ему жизнь кре-постного крестьянина, злоупотребления помещиков, преступ-ные действия властей, их безнаказанность, бесправие обре-ченных на четверть века солдатчины. Служба в армии по-зволила Радищеву также ознакомиться с манифестами крестьянского «царя Петра III» — Емельяна Пугачева. Пос-ле разгрома восстания Радищев поступил на службу в коммерц-коллегию, президентом которой был граф А. Р. Ворон-цов, ставший вскоре другом и покровителем Радищева. В 1780 г. Радищев создает главные свои произведения, но печатает их только в конце десятилетия: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782; издано в 1790 г.), посвященное открытию в Петербур-ге памятника Петру I; оду. «Вольность» (1783) — первое действительно антимонархическое произведение в литера-туре, направленное против существующего в России соци-ального и политического уклада (частично было опублико-вано в «Путешествии из Петербурга в Москву »). В 1789 г. Радищев установил связи с «Обществом друзей словесных наук» и напечатал в декабре того же года в журнале обще-ства «Беседующий гражданин» статью «Беседа о том, что есть сын отечества».

В том же году вышло из печати «Житие Федора Василь-евича Ушакова». Во второй половине 1780-х гг. Радищев ра-ботает над «Путешествием из Петербурга в Москву». Роман был напечатан в маленькой домашней типографии в количестве 650 экземпляров весной 1790 г. Все эти произведения были изданы анонимно. 30 июня 1790 г. Радищева арестова-ли и посадили в Петропавловскую крепость. Он был приго-ворен к смертной казни, но в последний момент Екатерина помиловала писателя, повелев сослать его «на десятилетнее безысходное пребывание» в сибирский острог Илимск. Там Радищев написал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (издан в 1809 г.) и некоторые другие произведения. После смерти Екатерины в 1796 г. император Павел разрешил Радищеву поселиться в имении Немцово под Москвой, однако за ним был установлен поли-цейский надзор. После возвращения из Сибири Радищев пишет «Песнь историческую», поэму «Бова» и ряд стихо-творений. Лишь при Александре I Радищеву было позволе-но вернуться в Петербург. Более того, юный император назна-чил Радищева в Комиссию составления законов, поручив ему разработку законодательных реформ. Однако весьма ради-кальные и в то же время утопические проекты Радищева у других членов Комиссии не вызывали ничего, кроме раздра-жения. Радищеву даже пригрозили новой ссылкой. Осознав всю тщетность и бесплодность своей гражданственной и пат-риотической деятельности, разочарованный и лишенный на-дежды, Радищев 11 сентября 1802 г. принял яд.

Ни один автор XVIII века не был так проникнут идеей отрицания, как А. Н. Радищев. Он стремился критически осмыслить все без исключения сферы общественной жизни. Устранение частных недостатков не могло его удовлетво-рить, он хотел изменить мир в целом.

«Нововводитель в душе», по меткому определению А. С. Пушкина, Радищев и к литературе подходил не с таки-ми требованиями, как большинство его современников. Ав-тор знаменитого «Путешествия» признается читателю, что написать книгу его побудила мысль: «Возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных». Не-обычайно острое сознание ответственности за «благодействие себе подобных» определяет существенные черты не только прозы Радищева, но и его поэзии.

При том что поэзия была для Радищева одним из спосо-бов пропаганды гражданских идей, он безусловно понимал и ценил специфику поэзии как искусства — «чародейства изразительной гармонии».

Смелый экспериментатор, Радищев стремился по-новому использовать распространенные поэтические жанры. Он пы-тался обогатить русскую поэзию новыми размерами, выступая не только с собственными практическими опытами, но и с теоретическими статьями, посвященными стихосложению («Памятник дактило-хореическому витязю»). Почти все сти-хотворения Радищева, созданные в период 1780 —начала 1800 гг., были опубликованы лишь посмертно, в Собрании сочинений 1807 —1811 гг.

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро.

Будешь проклято во век, в век удивлением всех.

Крови — в твоей колыбели, припевание — громы сраженьев;

Ах, омочено в крови ты ниспадаешь во гроб.

О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь

Истину, вольность и свет, ясно созвездье во век.

(«Осьмнадцатое столетие»)

Поэты, группировавшиеся вокруг «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», деятельно под-держали традиции Радищева. Его стихи, так же как и сам автор, представлялись творцам начала XIX в. воплощением подлинного гражданского мужества и героизма.