Морис утрилло картины. Безумная жизнь художника мориса утрилло

Морис Утрилло (Maurice Utrillo) (1883-1955) – французский художник-живописец, работавший преимущественно в жанре городского пейзажа.
Морис Утрилло родился в 25 декабря 1883 года в Париже. Матерью художника была Сюзанна Валадон (Suzanne Valadon) (1865-1938) – натурщица и художница, первая женщина, принятая во французский союз художников (1894 год). Отец Мориса Утрилло неизвестен, бытует мнение, что это был малоизвестный французский художник Буасси, но никаких доказательств этому нет. Известно, что Сюзанна Валадон позировала многим французским художникам, в том числе и знаменитым: , . С некоторыми из них, Сюзанна даже имела любовную связь.
В 1891-м году было написано документальное свидетельство, утверждающее, что отцом Мориса является испанский художник Мигель Утрилло. Некоторые думают, что документ был сфабрикован, чтобы мальчик не считался незаконнорожденным.
Морис с юности проявлял опасную склонность к алкоголизму и дебошу, а с младенчества у него происходили некие приступы, во время которых его трясло, и он еле дышал. Уже с 12 лет Морис часто напивался до потери сознания и приходил в дикую ярость, если ему не удавалось добыть себе выпивку.
Во время одного из таких приступов бешенства, Морис вооружился ножом и угрожал самоубийством. Вскоре после этого Морис Утрилло впервые попал в психиатрическую лечебницу.
Чтобы как-то утихомирить и отвлечь сына от бутылки, в 1903-м году Сюзанна Валадон заставила Мориса заниматься живописью. Занятие увлекло юношу: он рисовал виды Парижа, в основном района Монмартра. Интересно, что Морис не получал специального художественного образования, ему полностью хватило того, чему научила мать.
В 1910 году работы Мориса Утрилло привлекли внимание художественных критиков, а к 1920 году Морис считался уже всемирно известным художником. В 1928 году французское правительство наградило Мориса орденом Почётного Легиона. Интересно, что несмотря на старания матери и собственные успехи в творческой стезе, Морис по-прежнему не терял интерес к выпивке, что ещё несколько раз приводило его в психиатрические лечебницы. Впечатлённый одним из своих посещений психушки, Морис написал одну из своих известнейших работ - «Безумие», выполненную в совершенно нетипичном для Утрилло жанре и стиле.
В 1930-х годах Морис стал проявлять активный интерес к религии, а в 1935 году женился на художнице Люси Валор. Существует мнение, что жениться его заставила мать, так как предчувствовала свою скорую смерть (она скончалась в 1938 году). Вскоре после свадьбы Морис и Люси переехали в парижский пригород Ле-Везине. Морис к этому времени тяжело болел и уже не мог работать на открытом воздухе, свои картины он начал писать по памяти и основываясь на почтовых открытках.
5 ноября 1955 года Морис скончался после продолжительной борьбы с болезнью лёгких. Удивительно, но, несмотря на то, что практически всю свою жизнь художник пил, ему удалось довольно долго прожить – до 71 года.

Утрилло Морис Утри́лло́ Морис

(Utrillo) (1883-1955), французский живописец. Мастер лирического городского пейзажа, изображал парижские предместья, улочки Монмартра («Сад Ренуара», 1909-10).

УТРИЛЛО Морис

УТРИ́ЛЛО́ (Utrillo) Морис (25 декабря 1883, Париж - 5 ноября 1955, Дакс, деп. Ланды), французский живописец, мастер городского пейзажа, увидевший город глазами одинокого художника. Главной и единственной темой его творчества был Париж, окраинные районы Монмартра.
Семья
Мать художника, Мари-Клементин Валадон, переменила множество занятий (ученица модистки, няня, официантка, акробатка в цирке и т. п.), прежде чем стала профессиональной натурщицей (с ней работали Огюст Ренуар (см. РЕНУАР Огюст) , Пьер Пюви де Шаванн (см. ПЮВИ ДЕ ШАВАНН Пьер) , Винсент Ван Гог (см. ВАН ГОГ Винсент) , Анри де Тулуз-Лотрек (см. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де) и др.), а затем и художницей (Сюзанна Валадон). Ее смелые уверенные наброски восхитили Эдгара Дега (см. ДЕГА Эдгар) , и, освоив под его руководством технику мягкого лака, она стала писать в интенсивной красочной гамме, напоминающей работы фовистов.
Отцом Мориса мать считала некоего Буасси, но в 8-летнем возрасте мальчика по непонятным причинам усыновил давний приятель Валадон - испанец Мигюэль Утрилло-и-Милинс, подрабатывавший газетными очерками, живописью и архитектурными проектами, однако вскоре он уехал в Испанию и не напоминал о себе.
Именем «Морис Утрилло» художник стал подписывать свои картины только после 1906, до этого он использовал имена «Морис Валадон» или «М. У. Валадон».
Пагубное пристрастие
Пристрастившись к алкоголю в подростковом возрасте (14-летнего мальчика, самостоятельно добиравшегося до парижского коллежа из предместья, иногда подвозили штукатуры и, забавляясь, угощали вином), художник на протяжении всей своей жизни, особенно в молодости, был подвержен жестоким запоям. Из-за пагубного пристрастия ему пришлось бросить коллеж (если не удавалось выпить рюмку абсента, мальчик впадал в ярость - рвал тетради и одежду, ломал мебель, угрожал самоубийством). Попытки обучить Мориса ремеслу также не увенчались успехом, и 16-летний подросток стал предметом всеобщих насмешек.
Спасла юношу Сюзанна Валадон - по совету психиатра она стала учить сына рисовать, однако первые уроки (мать водила по бумаге рукой сына с карандашом) были неудачными: Морис отбрасывал непослушные карандаши, рвал картон, пытался выпрыгнуть в окно. Но постепенно живопись увлекла его.
Первые опыты. Особенности живописной манеры
Первые самостоятельные наброски Утрилло делал карандашом, затем стал писать маслом. В 1903, осенью, он уже работал на натуре (однако из 150 пейзажей, выполненных, по утверждениям матери, за полгода, не сохранилось ни одного - самые ранние из известных относятся к 1905).
На протяжении 1903-07 гг. он пишет деревушки Монманьи и Пьерефитт, окруженные пологими холмами и заросшие яблонями. В этих пейзажах прослеживается влияние творчества К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) , заметное по характерному мелкому отрывистому мазку. С работами Писсарро Утрилло мог познакомиться в Люксембургском музее или в галерее Дюран-Рюэля.
Однако импрессионистическая манера передачи света и воздуха была ему неинтересна, гораздо больше привлекала художника ощутимая графическая материальность предмета. Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становится уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане - преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым. В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно. Художник упрощает реальные формы, обобщая контуры, он сводит очертания предметов к их основе; одним движением кисти создает ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски кажутся ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавляет в краску песок, гипс, клей, использует известь, накладывает кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносит ее на холст ножом, разглаживает пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений.
Собор Парижской Богоматери
В 1908-10 гг. любимой темой художника, к этому времени вполне сформировавшегося, стал Собор Парижской Богоматери. К изображению собора Утрилло неоднократно возвращался и впоследствии, однако картины именно этих лет, где собор предстает как целостный величественный образ, подавляющий человека, специалисты считают наиболее сильными. Интерес к соборам - художник писал в Париже, Руане, Шартре, Реймсе, Лурде - связан не только с их живописностью, но и с возрастающей с годами религиозностью Утрилло.
Монмартр
Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра - древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид. Однако для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910-х гг. (и до глубокой старости) стал главной темой творчества. Картины его скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности...».
В 1909 работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники - настоящие любители живописи (например, Октав Мирбо (см. МИРБО Октав) ).
«Белый период»
К 1910-м гг. относиться начало так называемого «белого периода» в творчестве Утрилло. Этот период, продолжавшийся до начала Первой мировой войны, характеризуется преобладанием в картинах разнообразных оттенков белого цвета, переходящего то в пепельный, то в серебристый, то снова в молочный, серый или золотистый тона. С помощью наиболее полюбившихся цветов - белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака - художнику удавалось создавать не только удивительно насыщенную цветовую гамму, но и передавать безмолвное обаяние безлюдных улочек Монмартра, закованных в брусчатые мостовые. Впечатление вымершего города часто дополняется чахлыми деревьями и плотно закрытыми домами, что вызывает щемящее чувство одиночества и бесприютности, столь характерное не только для ощущений самого художника, но и вообще для горожан 20 в. В 1950 на одном из парижских аукционов американский миллионер заплатил за пейзаж Утрилло «белого периода» восемь миллионов франков - сенсационная сумма, не удивившая, однако, самого художника, к этому времени его картины ценились дороже полотен Клода Моне (см. МОНЕ Клод) и Эдгара Дега (см. ДЕГА Эдгар) .
Послевоенный период
После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и др. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник пишет город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работает также акварелью и гуашью, пробует свои силы в технике литографии.
Слава художника растет, регулярно устраиваются его выставки, публикуются монографии. Вместе с семьей он живет в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги).
В 1926 Утрилло по заказу Сергея Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович) делает эскизы декораций и костюмов для балета Джорджа Баланчина (см. БАЛАНЧИН Джордж) «Барабо», поставленного в Париже в театре Сары Бернар (см. БЕРНАР Сара) .
Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становятся все однообразнее и монотоннее. Ловкие копииста легко подделывают их и заполняют рынок многочисленными фальшивками. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование - плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло - сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.
В 1935 Утрилло женился на вдове банкира, который коллекционировал его работы. События Второй мировой войны практически не изменили упорядоченной, спокойной жизни художника. В 1951 состоялась премьера кинофильма «Трагическая жизнь Мориса Утрилло». А художник, продолжая жить прошлым, даже в день своей смерти начал писать пейзаж монмартровской улицы Корто. Морис Утрилло похоронен рядом со своей матерью, умершей в 1938, на кладбище св. Винсента.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Утрилло Морис" в других словарях:

    Утрилло, Морис … Википедия

    Морис Утрилло (фр. Maurice Utrillo) (25 декабря 1883, Париж 5 ноября 1955, Дакс) французский живописец пейзажист. Надгробие на могиле Мориса Утрилло на монмартрском кладбище Сен Венсан Биография Морис Утрилло родился 25 декабря 1883 году в… … Википедия

    - (Utrillo) (1883 1955), французский живописец. Пейзажист. Учился у своей матери художницы С. Валадон. Испытал влияние К. Писсарро. Незамысловатым, непосредственным по восприятию натуры пейзажам Утрилло с изображением пустынных узких улочек … Художественная энциклопедия

    Утрилло, Морис - Морис Утрилло. Улица на Монмартре. 1930. Частное собрание. УТРИЛЛО (Utrillo) Морис (1883 1955), французский живописец. Мастер лирического городского пейзажа (парижские предместья, улочки Монмартра). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Утрилло (Utrillo) Морис (25.12.1883, Париж, √ 5.11.1955, Дакс, департамент Ланды), французский живописец пейзажист. Рос в артистической среде. Учился у матери, художницы С. Валадон. Испытал влияние К. Писсарро. Постоянные мотивы У. √ узкие и… … Большая советская энциклопедия

    - (Utrillo, Maurice) (1883 1955), французский живописец постимпрессионист. Родился в Париже 25 декабря 1883. Начал заниматься живописью в 1903 под руководством матери, художницы Сюзанны Валадон. Обычно он подписывал свои работы Морис Утрилло В. (В … Энциклопедия Кольера

Морис Утрилло (1883-1955) - французский живописец. Его первой любовью, самым верным другом и самым внимательным собеседником был Париж. Не по своей вине рано пристрастившийся к алкоголю, Морис Утрилло был изгоем среди одногодков, которые дразнили его, называя "Гамлетом-Полишинелем", высмеивали и презирали. Сын известной художницы Сюзанны Валадон, которая и научила его рисовать, Морис Утрилло искал успокоения в живописи и религии. Самыми сильными среди его работ считаются написанные в 1908-1910 годах виды собора Парижской Богоматери. Этот собор, как и другие церкви Парижа, Шартра, Руана, Реймса и Лурда, Утрилло воспринимал и изображал не просто как живописную натуру, но прежде всего как святыни. Нотр-Дам, попадая в поле зрения художника, обретает не только материальность, но даже, кажется, одушевленность. Он величав и торжественен, он настолько велик, что, кажется, подавляет человека. Это меланхолическое чувство подавленности, щемящей тревоги и одиночества есть практически во всех городских пейзажах Утрилло. Это его судьба, его боль, его мучительное восхождение к самому себе.

Морис Утрилло родился 25 декабря 1883 года. Его мать, Мари-Клементина Валадон, которую все звали Сюзанной, работала и ученицей модистки, и нянькой, и цирковой гимнасткой. Неудачно спрыгнув с трапеции, она вынуждена была отказаться от работы в цирке и стала профессиональной натурщицей. Она родила Мориса, когда ей было всего восемнадцать лет. Отцом мальчика Сюзанна считала одного из завсегдатаев монмартрского бистро, некоего Буасси, но в 1891 году Мориса -усыновил Мипоэль Утрилло-и-Молинс, который подрабатывал газетными очерками, живописью и архитектурными проектами, но вскоре уехал в Испанию и больше не приезжал. Сюзанну рисовали Ренуар, Ван Гог, Пюви де Шаванн, Тулуз-Лотрек, а Эдгар Дега одним из первых заметил ее необыкновенный художественный дар, назвал "гением рисунка" и помог освоить ей технику мягкого лака. В 1893 году Сюзанна обвенчалась с богатым буржуа Муси. Заботы о муже и занятия живописью не оставляли времени для сына, который рос болезненно неуравновешенным и своим невниманием и рассеянностью выводил из себя учителей и в местной школе (мать с отчимом в это время перебрались жить в дом под Парижем), и в парижском коллеже Роллен. Из Монманьи, который находился в тринадцати километрах от Парижа, мальчика часто подвозили в Париж штукатуры, которые ради забавы угощали его вином, и вскоре Морис, чтобы выпить рюмку абсента, начал экономить на карманных деньгах. Из коллежа вскоре пришлось уйти, но Морис не смог учиться ни у чистильщика сапог, ни у мастера по изготовлению абажуров, ни у переписчика. В шестнадцать лет юношу, который продолжал дебоширить, уволили и из конторы "Лионского кредита", куда устроил его отчим. Врач-психиатр, для которого мать, в это время уже известная художница, делала эскизы мебели, посоветовал ей учить мальчика рисовать. Постепенно живопись увлекла Мориса, и уже в 1903 году он, выезжая на пленэр, сделал более 150 пейзажей. Занятия живописью всю жизнь чередовались у него с жестокими запоями. Утрилло был увлечен живописью Писсарро, писал мелкими отрывистыми мазками. Но его Париж, в отличие от Парижа, Писсарро, выглядит пустынным и неприветливым. Пространство на его картинах как бы сдавлено кулисами, пейзаж выстроен в глубину, а вода в Сене мутная и застывшая.

В 1903-1907 годах Морис писал виды Монманьи и Пьерефитт, но и в них нет лиризма, легких красочных переходов. Стремясь передать ощутимую материальность окружающего мира и в то же время всегда сберегая графичность рисунка, Утрилло писал оголенные ветки деревьев, довольно мрачные композиции, в которых практически нет неба. Он чаще использовал непрозрачные, темные, грязные краски. Приблизительно до 1906 года Морис подписывал свои работы именем "Морис Валадон" и только позже начал ставить подпись "Морис Утрилло".

По натуре очень ранимый, Морис Утрилло писал парижские улицы и храмы с чувством глубокого одиночества, а порой и с желанием избавиться от преследовавших его кошмаров.

"Импрессионистический" период в творчестве Утрилло сменился так называемым "белым", когда художник начал использовать на своих полотнах всевозможные оттенки белого цвета. Своей выработанной в 1910-е годы системе живописи Утрилло остался верен практически до конца жизни. Уходящую вдаль дорогу окружают дома, а на заднем плане чаще всего возникает башня или какое-то другое здание, заслоняющие небо и делающие пространство замкнутым. Утрилло мало волновала такая важная в произведениях импрессионистов свето-воздушная оболочка. Он хотел передать фактуру штукатурки, шероховатого песчаника, черепичных крыш и для этого смешивал масляные краски с песком, гипсом, накладывал на полотно листы бумаги и кусочки мха. Обобщая контур, художник сводил очертания предметов к их основе. В 1909 году картины Утрилло впервые экспонировались в Осеннем салоне, а в 1913 году прошла его первая персональная выставка. Даже путешествуя с матерью и Андре Утте по Корсике и Бретани, он писал по памяти виды Монмартра.

В 1920-1930-е годы колорит картин Утрилло меняется. Его полотна становятся более светлыми, полихромными. Цветы на балконах домов, кроны деревьев, хрупкие женские фигурки начинают придавать его полотнам поэтичность и возвышенность. Утрилло в это время увлекся акварелью, гуашью, литографией. Его слава растет. И семья переезжает в замок Сен-Бер-нар, где мать надеялась изолировать сына от завсегдатаев монмартрских кафе. Многие владельцы питейных заведений начали продавать за баснословные деньги его полотна, когда-то отданные художником за рюмку аперитива.

В 1926 году Утрилло по просьбе Сергея Дягилева сделал эскизы декораций и костюмов к балету Баланчина "Барабо". Монмартр в это время уже изменился, но Утрилло, оставаясь верным образам своей молодости, продолжал писать любимые, дорогие его сердцу улочки, пользуясь старыми открытками. Работы Утрилло этого времени напоминают скорее декорации, чем живую натуру.

В 1935 году Утрилло женился на вдове банкира, которая уже давно коллекционировала его картины. А в 1936 году умерла его мать.

В 1950 году на одном из парижских аукционов американский коллекционер приобрел пейзаж Утрилло "белого периода" за 8 миллионов франков. Это было значительно выше сумм, которые богатые люди готовы были платить за полотна Моне и Дега. А в 1951 году на экраны вышел фильм "Трагическая жизнь Мориса Утрилло". Однако самого художника мало интересовала его собственная слава. Он жил на загородной вилле, каждый день с утра рисовал, молился в домашней часовне, собирал статуэтки Жанны д"Арк и лурдской богоматери и очень любил наблюдать, как по полу его мастерской ездит игрушечный паровозик. Говорят, что на выставках он сам порой не узнавал свои картины. В день смерти, 5 ноября 1955 года, Морис Утрилло начал писать свой последний пейзаж - улицы Корто, Монмартр своей молодости.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Художник Морис Утрилло - коренной парижанин, блестящий «певец монмартрских пейзажей» и глубоко несчастный человек с неустойчивой психикой и изломанной судьбой. Его личная и творческая жизнь тесно переплелись с жизнью его матери - талантливой художницы Сюзанны Валадон.

(Всего 26 фото)

1. Морис Утрилло никогда не знал своего настоящего отца, им мог оказаться любой из художников, для которых позировала его мать - Сюзанна Валадон.

2. Сюзанна была независимой и раскрепощенной женщиной, являлась одной из любимых натурщиц Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Анри де Тулуз-Лотрека. Именно Сюзанна Валадон позировала для знаменитой картины Ренуара «Танец в Буживале».

3. Сюзанна крутила бесконечные романы с мужчинами из своего окружения, но при этом была не просто «симпатичной мордашкой», природа одарила ее и художественным талантом, который она смогла развить в себе в полной мере.

4. Сюзанна Валадон добилась признания и финансового благополучия еще при жизни. Особый успех ей принесли портреты обнаженных натурщиц: для конца XIX века художница, изображающая обнаженных женщин, являлась скорее исключением, чем правилом.

5. Когда на свет появился маленький Морис, его отцом Сюзанна записала Мигеля Утрилло и Морлиуса, возможно, он дал ребенку свою фамилию из жалости к незаконнорожденному малышу.

6. Уже первые месяцы жизни Мориса Утрилло были отягощены нервными приступами: он то приходил в оцепенение, то дрожал всем телом, а его дыхание ненадолго останавливалось.

7. Ребенка растила бабушка по материнской линии, которую рождение внука смогло отвлечь от беспробудного пьянства. Следуя сельским обычаям, старая женщина отпаивала маленького Мориса после нервных приступов смесью из бульона и красного вина. Этот напиток у лиможских крестьян считался успокоительным средством.

8. Прежде чем Морис Утрилло начал говорить, он уже был алкоголиком, а с возрастом нервные припадки только участились.

9. Утрилло рос малообщительным ребенком, подверженным неукротимым и беспричинным приступам гнева, в моменты которого он разражался потоками дикой брани.

10. Уже двенадцати лет от роду Морис Утрилло напивался до полусмерти, засыпая в лесу или под мостом. Будущий художник экономил карманные деньги, чтобы покупать себе абсент или вино, а если в алкоголе ему отказывали, он впадал в ярость, рвал на себе одежду и ломал мебель.

11. Во время одного из таких приступов Морис Утрилло, вооружившись кухонным ножом, угрожал покончить жизнь самоубийством. Молодому человеку тогда было 19 лет, и он впервые был направлен на лечение в психиатрическую больницу Святой Анны. Лечение длилось три месяца. По совету врача Сюзанна Валадон стала приобщать сына к живописи для того, чтобы отвлечь его от алкоголя.

12. Эта первая госпитализация Мориса Утрилло не была единственной, художник еще как минимум трижды попадал в психиатрические клиники. Находясь под впечатлением от одной из госпитализаций, художник написал работу под названием «Безумие», эта картина в корне отличается от привычных «утрилловских» пейзажей Монмартра.

13. Во взрослом возрасте Морис Утрилло опустится до питья жидкости для разведения красок. Тяга к алкоголю и неустойчивость психики во многом были следствием психологической травмы, нанесенной ему обожаемой матерью.

14. Раскрепощенная Сюзанна крутила романы на глазах собственного сына, приводя в дом то одного, то другого мужчину. Морис Утрилло большую часть своей жизни проживал вместе с матерью и ее любовниками. Однажды пьяный Утрилло привел в дом своей матери молодого художника Андре Уттера, который на долгие годы стал любовником и сожителем Сюзанны Валадон.

15. Уттер был на 21 год моложе Сюзанны и на три года моложе самого Мориса Утрилло. На Монмартре Валадон, Утрилло и Уттера часто называли «проклятой троицей», их сожительство сопровождалось постоянными скандалами и вечным пьянством Утрилло. Сюзанна хотела, чтобы Уттер занял место главы семьи и оказал положительное влияние на ее сына, но из этой затеи так и не вышло ничего путного.

16. Несмотря на тяжелую алкогольную зависимость, жизнь Мориса Утрилло была достаточно продолжительной (72 года), он пережил многих художников, написал бесчисленное количество различных по качеству полотен (по некоторым данным - 3000, по другим - 10 000).

17. Злоупотребление алкоголем станет для художника его роком, он выглядел настоящим посмешищем даже в глазах сутенеров и проституток с площади Пигаль. Едва приметив фигуру Утрилло на подгибающихся ногах, они дразнили его «придурком с холма», а детишки кричали ему вслед обидное прозвище - Литрилло.

18. «Он бродил по улицам Парижа и его предместий, бессознательно ища приключений, которые иногда и находил. Он был даже рад какой-нибудь сомнительной встрече, лишь бы разрядиться и истратить избыток силы хотя бы в драке…» - вспоминал друг Утрилло литератор Франсис Карко. Обычно после таких «разрядок» требовалось не меньше недели для того, чтобы художник успокоился и пришел в себя.

19. Вне опьянения Морис Утрилло был тихим и одиноким человеком, избегавшим общения с людьми, но такие периоды бывали у него крайне редкими. «Он писал лишь для того, чтобы пить», - вспоминал один из биографов художника, имея в виду то обстоятельство, что часто Утрилло продавал свои работы за литр-другой вина.

20. Несмотря на беспробудное пьянство и патологическую связь с матерью, картины художника неплохо продавались еще при жизни. Кто-то из биографов Мориса Утрилло рассказывал о том, что, будучи уже взрослым человеком, художник часто запирался в комнате и в абсолютной тишине развлекался с игрушечным электрическим поездом, который ему в детстве подарила Сюзанна Валадон.

21. Мать умерла, когда Морису было 55 лет. Понимая, что сын абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, она настояла на том, чтобы он женился на Люси Валор (вдове одного бельгийского банкира). Морису Утрилло на момент женитьбы был 51 год.

22. Другая версия гласит, что художник, страшно ревновавший свою мать к ее многочисленным любовникам, женился назло ей.

23. Как бы то ни было, под влиянием супруга Люси Валор начинает рисовать в наивной манере: по большей части ее работы изображают яркие цветочные букеты.

24. Свои нежные и тихие пейзажи Морис Утрилло писал несмотря на тяжелейшую форму алкоголизма, припадки ярости и агрессии, сопровождавшие этого большого художника на протяжении всей жизни.

25. «До Утрилло я не знал, что с виду такие однообразные кварталы прекрасны красотой свежей и почти таинственной», - говорил французский писатель Андре Моруа.

26. Париж, запечатленный на полотнах Мориса Утрилло, навсегда стал городом этого художника.

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой