Участником какого зрелища мог быть этот конь. пословиц на одной картине

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мастерство некоторых художников превосходит все границы. Они рисуют чем угодно: маслом, акриловыми красками, углем, шариковыми ручками или простым карандашом, - но их работы не отличить от фотографий. Немалое упорство и талант авторов делают эти работы чем-то большим чем просто фотокопиями. В них жизнь, видение художника, эмоции и иллюзия мира, в котором мы живем.

сайт собрал 15 художников, глядя на работы которых мы буквально не верим своим глазам.

Диего Фацио

Диего работает как струйный принтер, начиная рисовать с края листа. Рисует простым карандашом и углем. На создание одного портрета у художника уходит по 200 часов работы.

Грегори Тилкер

Грегори Тилкер пишет свои «дождливые» полотна кистью, используя акварель и масляные краски. Просмотр картин Грегори напоминает путешествие на машине в холодный ненастный день.

Руфь Тайсон

Британская художница Руфь Тайсон, как и многие ее коллеги, не имеет художественного образования, однако обладает оригинальной манерой исполнения своих работ. Она рисует графитом и акварельными карандашами, но иногда берется и за краски.

Роберто Бернарди

Сложно поверить, что «сладкие» натюрморты Роберто Бернарди не сняты на камеру. Каждый натюрморт с изумительной точностью передает отражения на глянцевой поверхности стола, сгибы и блики.

Робин Элей

Лондонский художник создает масштабные реалистичные картины маслом. В картинах этой коллекции художник изящно «скрывает» наготу человеческих тел прозрачной пленкой.

Готфрид Хельнвайн

В своих работах Хельнвайн использует преимущественно акварельные краски. Он работает как живописец, чертежник, фотограф, скульптор и артист, раскрывая все стороны своего таланта.

Винсент Фатауззо

Работы известного австралийского художника Винсента Фатауззо выставлены по всему миру. Портрет Хита Леджера был написан за несколько недель до смерти актера.

Камальки Лауреано

Камальки Лауреано - талантливый доминиканский художник. Он применяет технику письма акриловыми красками на холсте. Для него работа - это не просто подражание фотографии, а подражание жизни.

Пол Кэдден

Томас Арвид

Томас не имеет никакого формального образования. Наработав мастерство по собственной системе обучения, художник пришел к своей теме - теме вина. Так и возник «Винный погреб Томаса Арвида» - серия работ с изображениями бутылок, пробок, штопоров и бокалов с искрящимися напитками.

63) Заполните контурную карту «Рост Римского государства» (с. 62).

64) Ответьте на вопросы. В наши дни три древних города почитаются всеми христианами. Что это за города? О каком из них его жители могли бы произнести такие слова?

+ 1) Каждый год на протяжении многих веков к нам прибывают толпы богомольцев из всех стран мира. По сей день христиане утверждают, что более двух тысяч лет назад в нашем городе родился Спаситель человечества.

    Ответ: Вифлей

+ 2) Да, Иисус родился не у нас, но в Евангелии говорится, что именно в наш город к его жительнице Марии явился ангел с благой вестью о том, что у нее родится Сын Божий.

    Ответ: Назарет.

+ 3) В нашем городе сохранилась длинная извилистая улица, по которой, согласно верованиям христиан, Иисус нес тяжелый крест к месту казни. Здесь он принял мученическую смерть и воскрес.

    Ответ: Иерусалим

+ 4) В какой стране находятся три почитаемых христианами города?

    Ответ: Иерусалим и Назарет, которые находятся на территории Израиля, а Вифлей в Палестинской автономии. Когда был Иисус Христос, эти города принадлежали Римской империи.

65) Ответьте на вопросы. В Евангелии от Луки рассказывается, что вместе с Иисусом Христом привели на казнь и двух разбойников. Их распяли на крестах по правую и по левую стороны от Христа. Один из разбойников злословил и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же разбойник, напротив, унимал первого, говоря ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?... Мы с тобой осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Христос ничего худого не сделал». И сказал этот разбойник Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он надеяться людям, совершившим дурные поступки? В каком случае перед ними могли открыться двери рая?

    Ответ: Смысл слов заключается в том, что даже богатый человек вряд ли может попасть в рай. Или же в Царство попадут те, кто ведут правильный образ жизни и те кто всю свою жизнь мучался.

66) Разгадайте кроссворд «Первые христиане».



+ 1) Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их.

    Ответ: Гладиаторские бои были самым любимым зрелищем в Римской Империи. Там погибали и умирали рабы поэтому христиане ненавидели эти кровавые зрелища.

+ 2) Как рисунок подтверждает ту мысль, что большинство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?

    Ответ: Эти кровавые зрелища обожали римляне. Гладиаторские бои были очень любимы и популярны.

+ 3) Опишите вооружение каждого из участников поединка. Предположите, чем он может закончиться.

    Ответ: На 1 гладиаторе есть щит, шлем, короткий меч. А на 2 гладиаторе есть только копье. Закончится этот бой “плачевно”, кто-то из них погибнет.

+ 4) Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ.

    Ответ: Я думаю, что да. Потому что каждое живое существо хочет жить! А убивать людей для своего досуга ужасно!

68) Рассмотрите рисунок, выполните задания и ответьте на вопросы. Выдающийся римский поэт по имени Марциал, стихи которого любили как в самом Риме, так и за его пределами, утверждал, что он пользуется не большей известностью, чем конь Андремон. Подумайте, причем тут конь. Что имел в виду поэт? Ответьте с помощью рисунка.

+ 1) Представьте себе, что художник нарисовал среди породистых рысаков красавца Андремона. Участником какого зрелища мог быть этот конь? Где в Риме оно устраивалось? Опишите, как это зрелище изобразил художник.

Ответ: Участник гонок в Большом Цирке. Скачки были большим праздником для знатных, поэтому они устраивались пышно и ярко.

+ 2) Предположите, почему жеребец Андремон стал любимцем сотен тысяч жителей Рима. Как ведут себя болельщики (слева)?

    Ответ: Победители (звезды) скачек были самыми популярными в Римской Империи. А болельщики слева поддерживают своего фаворита.

+ 3) Сделайте вывод на основании слов поэта Марциала о культурном уровне римской толпы. Каковы были ее вкусы и пристрастия?

    Ответ: Культура Древнего Рима была низкой. Потому что жители предпочитали веселиться, смотреть гладиаторские бои, чем читать литературу.

69) Рассмотрите рисунки, выполните задания и ответьте на вопросы.


В 79 году до н.э. в результате извержения вулкана Везувий погиб небольшой италийский город Помпеи. В XVIII (18-м) веке археологи раскопали Помпеи: его улицы, площади, дома, мастерские. Город имел амфитеатр и два театра (так они выглядят в наши дни).

1) Предположите, на каких рисунках изображены театры.

+ Театры изображены на рисунках

    Ответ:№ 1 и 2.

+ Какие зрелища могли устраиваться в здании театра?

    Ответ:Балет (танцы), представлении, скачки, гонки.

+ Какие три части театра видны на рисунках?

    Ответ: Места для зрителей. сцена.

+ 2) Какие зрелища устраивались в амфитеатре? Какие две части амфитеатра видны на рисунке?

    Ответ: Гладиаторские бои. Видны арена и места для зрителей.

+ 3) Сопоставьте число мест в театрах и амфитеатре: большой театр вмещал 7 тысяч зрителей; малый театр - 2 тысячи зрителей; амфитеатр - 20 тысяч зрителей. Почему в одном и том же римском городе количество мест в амфитеатре намного превышало количество мест в обоих театрах, вместе взятых? Помогает ли этот факт оценить вкусы и пристрастия римской публики?

    Ответ: Театр пришел в Рим из Древней Греции. В Риме театр был как развлечение, а актеры, поэты и др. получали деньги, за то что развлекают знатных людей. Римляне не были культурными людьми, чем греки. Древний Рим предпочитал амфитеатр.

70) Рассмотрите три мозаичные фигуры, украшавшие пол одного из богатых домов римского города в Северной Африке. Ответьте на вопросы и выполните задания.

+ 1) Образованные римляне любили поэмы Гомера. Например, его рассказ о странных существах, изображенных на мозаике: «… Они звонкогласно запели: «Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав.». Догадайтесь, кто эти сладкоголосые существа. Опишите их облик. Добрые они злые? Обоснуйте ответ.

    Ответ: Здесь говорится о сиренах Это были крылатые женщины с красивым голосом, которые прежде всего одурманивал мужчин. Сирены были злыми они «убивали» мореходов.

+ 2) Хитроумный мореход в поэме Гомера произносит такие слова: «Так нас они сладкопеньем пленительным звали. Влекомый сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля...» Как звали морехода? Что должны были «немедля» сделать его товарищи? Как они поступили? Почему?

    Ответ: Его звали Одиссей. Его спутники заткнули себе уши воском, а Одиссей привязали к столбу… чтобы тот не сбежал к сиренам.

+ 3) Почему Гомер называет морехода хитроумным? В чем проявилось его хитроумие при встрече со сладкоголосыми существами?

    Ответ: Одиссей сумел провести кораблю мимо острова сирена и спасти жизнь спутников. Он был единственным кто смог услышать их пение, но остаться в живых.

Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.

Музыка на ягодицах

Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1500-1510.

Фрагмент части триптиха

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала "песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет".

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая "Джоконда" существует в двух вариантах: обнаженная версия называется "Монна Ванна", ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

А был ли кит?


Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».

Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так - в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.

Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.

Два "Завтрака на траве"


Эдуард Мане, "Завтрак на траве", 1863.



Клод Моне, "Завтрак на траве", 1865.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают - ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Двойники на "Тайной вечере"


Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря", 1495-1498.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

"Ночной дозор" или "Дневной"?


Рембрандт, "Ночной дозор", 1642.

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.

И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - не более 14 часов.

Перевернутая лодка


Анри Матисс, "Лодка", 1937.

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус - это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете


Винсент ван Гог, "Автопортрет с трубкой", 1889.

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника - Поля Гогена.

Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Чужие мишки


Иван Шишкин, "Утро в Сосновом лесу", 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Невинная история "Готики"


Грант Вуд, "Американская готика", 1930.

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

Месть Сальвадора Дали

Картина "Фигура у окна" написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал "порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года "Сальвадор Дали глазами сестры" она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с "Фигурой у окна". Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Двуликая Даная


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Даная", 1636 - 1647.

Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Желтая спальня Ван Гога


Винсент Ван Гог, "Спальня в Арле", 1888 - 1889.

В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.

Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку - средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.

Беззубое совершенство


Леонардо да Винчи, "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", 1503 - 1519.

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза - совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, - считает эксперт. - Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Майор на фейсконтроле


Павел Федотов, "Сватовство майора", 1848.

Публика, впервые увидевшая картину "Сватовство майора", смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.

Почему Свобода обнажена


Фердинан Виктор Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах", 1830.

По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.

Неквадратный квадрат


Казимир Малевич, "Черный супрематический квадрат", 1915.

На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

Мелодрама Австрийской Моны Лизы


Густав Климт, "Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907.

На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.

Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.

Картина, вернувшая Гогена к жизни


Поль Гоген, "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?", 1897-1898.

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно "читается" не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).

Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

112 пословиц на одной картине


Питер Брейгель - старший, «Нидерландские пословицы», 1559

Питер Брейгель - старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость.

Субъективность искусства


Поль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894

Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.

Скрытая картина


Пабло Пикассо, «Голубая комната», 1901

В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение - портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», - объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.

Недоступные марокканки


Зинаида Серебрякова, «Нагая», 1928

Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение - отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды - он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.

Спонтанное озарение


Валентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900

Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой... И тут художника осенило - вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.

Опять двойка


© Федор Решетников

Знаменитая картина «Опять двойка» - это всего лишь вторая часть художественной трилогии.

Первая часть - «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

Вторая часть - «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».

Третья часть - «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».

Как рождаются шедевры


Джозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844

В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.

Урок анатомии от Микеланджело


Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511

Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

«Тайная вечеря» Ван Гога


Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888

Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.

Образ памяти у Дали


Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931

Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.

О чем кричит Мунк


Эдвард Мунк, "Крик", 1893.

Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Но что за закат мог так напугать художника?

Есть версия, что идея "Крика" родилась у Мунка в 1883 году, когда произошло несколько сильнейших извержений вулкана Кракатау - настолько мощных, что они изменили на один градус температуру атмосферы Земли. Обильное количество пыли и пепла распространилось по всему земному шару, добравшись даже до Норвегии. Несколько вечеров подряд закаты выглядели так, будто бы вот-вот настанет апокалипсис - один из них и стал источником вдохновения художника.

Писатель в народе


Александр Иванов, "Явление Христа народу", 1837-1857.

Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов "уже давно умер для всего мира, кроме своей работы".

Подагра Микеланджело


Рафаэль Санти, "Афинская школа", 1511.

Создавая знаменитую фреску "Афинская школа", Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти "в роли" Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.

Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.

Зеркало четы Арнольфини


Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434 г.

В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них - ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.

Как недостаток превратился в талант


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Автопортрет в возрасте 63", 1669.

Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется "стереослепота" - неспособность видеть мир в 3D. Но так как живописцу приходится работать с двухмерным изображением, именно этот недостаток Рембрандта мог быть одним из объяснений его феноменального таланта.

Безгрешная Венера


Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482-1486.

До появления "Рождения Венеры" изображение нагого женского тела в живописи символизировало только идею первородного греха. Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в нем. Более того, искусствоведы уверены, что языческая богиня любви символизирует на фреске христианский образ: ее явление - аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.

Лютнист или лютнистка?


Микеланджело Меризи да Караваджо, "Лютнист", 1596.

Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор - это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.

Задание № 71. Заполните контурную карту «Рост Римского государства»

1. Закрасьте территорию Римской республики к началу войн с Карфагеном

264 год до н.э.

2. Обведите границы Римской империи при императоре Траяне

3. Надпишите названия известных вам стран, завоеванных Римом

Македония, Карфаген, Греция, Эпир, Галлия, Египет, государство Селевкидов (Сирия), Понт, Пергам

4. Обозначьте первыми буквами названия городов: Рим, Византий, Иерусалим, Александрия, Карфаген. Закрасьте кружочки, обозначающие эти города

5. Надпишите на карте названия племен (германцы, славяне) в местах их обитания

Задание № 72. Ответьте на вопросы

В наши дни три древних города почитаются всеми христианами. Что это за города? О каком из них его жители могли произнести такие слова?

1. Каждый год на протяжении многих веков к нам прибывают толпы богомольцев из всех стран мира. По сей день христиане утверждают, что более двух тысяч лет назад в нашем городе родился Спаситель человечества

2. Да, Иисус родился не у нас, но в Евангелии говорится, что именно в наш город к его жительнице Марии явился ангел с благой вестью о том, что у нее родится Сын Божий

3. В нашем городе сохранилась длинная извилистая улица, по которой, согласно верованиям христиан, Иисус нес тяжелый крест к месту казни. Здесь он принял мученическую смерть и воскрес

4. В какой стране находятся три почитаемых христианами города? Под чьей властью находилась эта страна во времена Иисуса Христа?

Иерусалим и Назарет находятся на территории Израиля, а Вифлеем на территории Палестинской автономии. Во времена Иисуса эти города находились под властью Римской империи

Задание № 73. Ответьте на вопросы

В Евангелиях рассказывается, что люди спрашивали Иисуса Христа, кто из них войдет в Царство Божие. Иисус ответил им так: «Многие первые будут последними и последние — первыми».
Каков смысл этих слов? Кто из верующих, согласно христианскому вероучению, достигнет райского блаженства, а кто нет? Почему Иисус сказал: «Многие...», а не все?

Смысл этих слов заключается в том, что земное благосостояние (богатство, знатность) не может определять попадет человек в царство Божие или нет. «Первые», то есть богатые в этой жизни, могут быть последними на том свете, и, наоборот, последние бедняки на этом свете, первыми войдут в царство Божие. Райского блаженства достигнут люди, ведущие праведный образ жизни, терпящие лишения и т.п. «Многие» сказано потому, что принадлежность к какому-либо классу в этой жизни не означает несомненную добродетель и праведность

Задание № 74. Ответьте на вопросы

В Евангелии от Луки рассказывается, что вместе с Иисусом Христом привели на казнь двух разбойников. Их распяли на крестах по правую и по левую стороны от Христа. Один из разбойников злословил и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же разбойник, напротив, унимал первого, говоря ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же!.. Мы с тобой осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Христос ничего худого не сделал». И сказал этот разбойник Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю».
Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он надеяться людям, совершившим дурные поступки? В каком случае перед ними могли открыться двери рая?

Смысл раскаяния в своих грехах. Даже совершив дурные поступки, но признав и раскаявшись в них, можно было надеяться на прощение и надеяться попасть в рай

Задание № 75. Решите кроссворд, вспомнив поучения Иисуса в Нагорной проповеди. Если вы забыли эти поучения, найдите их в учебнике

Определите, какое слово пропущено в каждом из приведенных ниже поучений Иисуса. Впишите это слово в клетки кроссворда в том же числе и падеже, как оно стоит в тексте Евангелия

По горизонтали: 3. А я говорю вам: не противься злому. 5. Стучите, и отворят вам. 7. ...Молитесь за обижающих вас. 8. ...Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. 11. Согласно преданию, автор Евангелия, которое содержит Нагорную проповедь Иисуса (Матфей). 12. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. 14. ...Благословляйте проклинающих вас.
По вертикали: 1. Если вы будете прощать людям прегрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 4. Не судите, да не судимы будете. 6. ...Ищите, и найдете. 9. Любите врагов ваших... 10. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 13. Просите, и дано будет вам...

Задание № 76. Решите кроссворд «Первые христиане»

По горизонтали: 1. По верованиям христиан, данная Богом бессмертная часть человеческого существа (душа). 3, 17. Имена учеников Христа, записавших рассказы о его жизни и учении (3. Иоанн, 17. Матфей). 5. Орудие казни Иисуса (крест). 6. Мать Иисуса (Мария). 8. Почитатели и последователи Иисуса Христа (христиане). 10. Противник христиан, ставший после чуда в Дамаске их горячим сторонником (Павел). 12. Местность близ Мертвого моря, где жили люди, называвшие себя сынами света (Кумран). 14. Ученик Иисуса, предавший своего учителя (Иуда). 15. Нищий, которому после смерти было даровано блаженство в раю (из назидательной истории, рассказанной Иисусом) (Лазарь). 16. «Благая весть» - рассказ о жизни и учении Иисуса (Евангелие).
По вертикали: 2. Греческое слово, в переводе означающее «посланец» (так называли учеников Иисуса) (апостол). 3. По верованиям христиан, Сын Божий, распятый на кресте и воскресший (Иисус). 4. Римский император 1-го века, приказавший подвергнуть христиан мучительным пыткам и казням (Нерон). 6, 11. Имена последователей Иисуса, записавших рассказы о его жизни и учении (6. Марк, 11. Лука). 7. Бог, почитавшийся отцом Иисуса (Яхве). 9. Город, где был казнен и похоронен Иисус (Иерусалим). 13. Город, жительницей которого была мать Иисуса. Его детские годы прошли в этом городе (Назарет)

Задание № 77. Рассмотрите рисунок нашего времени, ответьте на вопросы и выполните задания

Живший в 3 веке Киприан был епископом в римской провинции Африка. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку. Что может быть более бесчеловечным и жестоким!»

1. Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их

Гладиаторские бои. Христиане проповедовали милосердие и считали убийство смертным грехом

2. Как рисунок подтверждает ту мысль, что большинство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?

Гладиаторские бои пользовались в Римской империи огромной популярностью среди всех слоев населения и входили в число публичных зрелищ

3. Опишите вооружение каждого из участников поединка. Предположите, чем он может закончиться

Справа изображен ретиарий, вооруженный трезубцем и сетью и одетый в набедренную повязку. Против него сражается или мурмиллон, или секутор — гладиатор, вооруженный овальным щитом (на рисунке ошибочно показан прямоугольный), коротким мечом (гладиусом). На нем одеты короткие латы, шлем, закрывающий лицо и поножи. Ретиарий старается накинуть сеть и поразить запутавшегося противника трезубцем. Мурмиллон должен уворачиваться и стараться нанести удар мечом

4. Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ

Прав. Наблюдать с азартом за кровопролитием и убийством как за развлечением — бесчеловечно и дико

Задание № 78. Рассмотрите рисунок нашего времени, выполните задания и ответьте на вопросы

Выдающийся римский поэт по имени Марциал, стихи которого любили как в самом Риме, так и за его пределами, утверждал, что он пользуется не большей известностью, чем конь Андремон. Подумайте, причем тут конь. Что имел в виду поэт? Ответьте с помощью рисунка

1. Представьте себе, что художник нарисовал среди породистых рысаков красавца Андремона. Участником какого зрелища мог быть этот конь? Где в Риме оно устраивалось? Опишите, как это зрелище изобразил художник

Участником гонок колесниц в Большом Цирке Рима, вмещавшем более 250 тыс. человек. Скачки устраивались очень пышно, превращаясь в городское празднество

2. Предположите, почему жеребец Андремон стал любимцем сотен тысяч жителей Рима. Как ведут себя болельщики (слева)?

Заезды колесниц пользовались огромной популярностью среди римлян, а Большой Цирк вмещал огромное, даже по современным меркам, число людей

3. Сделайте вывод на основании слов поэта Марциала о культурном уровне римской толпы. Каковы были ее вкусы и пристрастия?

Культурный уровень толпы был очень низкий. Она предпочитала массовые развлечения и празднества, но не слушание и чтение стихов поэтов

Задание № 79. Рассмотрите рисунки нашего времени, выполните задания и ответьте на вопросы

В 79 году н.э. в результате извержения вулкана Везувий погиб небольшой итальянский город Помпеи. В новое время археологи раскопали Помпеи: его улицы, площади, мастерские. Город имел амфитеатр и два театра (так они выглядят в наши дни)

1. Предположите, на каких рисунках изображены театры

Театры изображены на рисунках № 1 и 2

Какие зрелища могли устраиваться в здании театра?

Театральные представления, пантомимы, танцы (балет), возможно, состязания поэтов

Какие три части театра видны на рисунках?

Части, аналогичные частям греческого театра: места для зрителей, орхестра (место игры актеров) и скена (пристройка к орхестре)

2. Какие зрелища устраивались в амфитеатре? Какие две части амфитеатра видны на рисунке?

Различные виды гладиаторских боев. Видны две части: места для зрителей и арена

3. Сопоставьте число мест в театрах и амфитеатре: большой театр вмещал 7 тысяч зрителей; малый театр — 2 тысячи зрителей; амфитеатр — 20 тысяч зрителей. Почему в одном и том же римском городе количество мест в амфитеатре намного превышало количество мест в обоих театрах, вместе взятых? Помогает ли этот факт оценить вкусы и пристрастия римской публики?

Театр пришел в Рим из Греции, где он имел значение служения божеству. В Риме же изначально воспринимался, как развлечение, а актеры и сочинители, делавшие свою работу за плату, воспринимались, как ремесленники, потому театр не пользовался особым уважением римлян. Сказывался и образовательный уровень римлян, который был ниже, чем у греков. Все это определяло пристрастия римской публики, предпочитавшей амфитеатр

Задание № 80. Рассмотрите три мозаичные фигуры (см. рисунок) , украшавшие пол одного из богатых домов римского города в Северной Африке. Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Образованные римляне любили поэмы Гомера. Например, его рассказ о странных существах, изображенных на мозаике: «Они звонкогласно запели: «здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав»

Сирены. Крылатые женщины в образе полу-птиц, завлекавшие мореходов сладкозвучным пением. Они злые, за их прекрасной наружностью и голосом скрывалась смертельная опасность и гибель для мореходов

2. Хитроумный мореход в поэме Гомера произносит такие слова: «Так нас они сладкопеньем пленительным звали. Влекомый сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля...»
Как звали морехода? Что должны были «немедля» сделать его товарищи? Как они поступили? Почему?

Одиссей. Его спутники, залепив себе уши воском, должны были крепко привязать Одиссея к мачте, а сами сесть за весла. Привязали Одиссея потому, что слышавшие пение сирен забывали обо всем и стремились к сиренам, что приводило к гибели

3. Почему Гомер называет морехода хитроумным? В чем проявилось его хитроумие при встрече со сладкоголосыми существами?

Он сумел провести свой корабль мимо острова сирен и спасти жизни своих спутников, при этом стал единственным человеком, слышавшим их пение, но оставшимся в живых

С чего начинать рисовать? Таким вопросом нередко задаются начинающие художники, когда приступают к работе. Однако опытные рисовальщики давно знают ответ на него, потому что в классической художественной школе есть замечательный принцип ведения работы. Рисовать или писать следует от общего к частному, от большего к меньшему.

Чтобы понять это наглядно, достаточно вспомнить как рисуют маленькие дети. Часто ребенок сосредоточивается на подробном рисовании какого-либо предмета, не задумываясь о его размерах и о том, как он вписывается в окружение. Дети могут нарисовать маленькую фигурку на большом листе. Случается так, что нарисованный предмет находится где-нибудь в углу листа, а вокруг пустое пространство. Дети в силу своего возраста не воспринимают весь лист как единое целое, поэтому рисуют все по отдельности.

Нечто подобное происходит когда начинающие художники приступают к рисунку или живописи. Хочется передать всю красоту отдельной детали, нарисовать ее в подробностях, не задумываясь о единстве картины, о том как эта деталь должна быть подчинена окружению. Но когда на «добросовестно» проработанный фрагмент посмотришь издалека, отойдя от мольберта, то видишь, что все не так уж и хорошо как казалось вблизи. Сама деталь может и удалась на славу, однако, не вписалась в остальной рисунок, поэтому в целом вышло все криво. Рассмотрим это на примере.

Предположим, художник рисует портрет. И начинает работу сразу с прорисовки глаза, забыв про все остальное. Далее рисует нос, губы, все лицо и контуры головы. Потом завершает весь портрет. Т. е. начал рисунок с глаза, а закончил всем силуэтом головы (смотрите иллюстрацию). В итоге, сам глаз получился, но сместился в сторону. То же самое произошло и с носом, и с губами. Поэтому портрет вышел не только непохожим, но и кривым.

Но почему такое произошло? Потому что художник сначала стал рисовать малые объекты, а потом закончил крупными формами. Т. е. вел работу от меньшего к большему. Но если бы он начал работу с контуров головы, овала лица (т. е. с крупного), а потом перешел к носу, губам, глазам (меньшему) — вышеописанной ошибки не произошло бы (точнее, вероятность этого была бы меньше). Ведь, наметив основу крупных форм, намного легче вписать в нее мелкие детали. Легче сравнить расстояния и пропорции. А если начинать с мелочей, не определив большие силуэты, то подогнать одно к другому впоследствии будет очень сложно. Поэтому художники используют последовательность рисования от большего к меньшему. И хотя сам по себе этот способ не гарантирует успеха, он значительно помогает в работе. Но разве нельзя рисовать так, как хочется? В любой последовательности? Великие мастера с большим опытом могут начать рисунок от точки «А» и закончить в точке «В», не задумываясь о последовательности. У них все получается уже на интуитивном уровне, так как за плечами огромный опыт. Но в большинстве случаев рекомендуется начинать работу не с мелочей, а с общих, больших масс, смотря на картину в целом. Ведь и большие мастера, даже если и нарушают классические этапы рисунка, в уме все равно видят картину целиком, не фрагментарно.

Видеть целое среди мелких деталей очень важно по целому ряду причин. Одна из них — это умение обобщать. Без обобщения нельзя представить себе ни рисунок, ни живопись. Обобщение — это не только способ облегчить работу. Посредством обобщения художники создают иллюзию, при которой живопись или рисунок способны оживать. Возьмем, к примеру, букет цветов. Если его начать писать с отдельных лепесточков, и таким подробным письмом продолжать работу до конца, то живопись может не только содержать ошибки, но и быть менее выразительной, «сухой». Однако, если художник начнет работу с больших масс, обобщая и объединяя цветки в группы, а потом будет писать отдельные цветки подробно, то такая последовательность поможет не запутаться в оттенках, видеть главное, оживлять живопись. Оживлять эффектом отбора, когда художник обобщает второстепенное и выделяет главное. Соседство подробного и обобщенного создает иллюзию, в которой изображаемый вид словно оживает.

Такой отбор требует от человека умения видеть картину в общем, умения обращать внимание на основное, не сосредоточиваться на мелочах. Когда у художника в этом отношении «поставлен глаз», он сумеет лучше определить, что нужно обобщить и как это сделать. Глядя на картину под таким углом, художник сможет точнее определить пропорции, лучше увидеть цветовые и тоновые отношения.