Короткое сообщение на тему культура византии. Культура византии краткое сообщение

В средние века возникли и развились три культуры: византийская, арабская и западноевропейская, которые резко обособились одна от другой. В эпоху падения империи на Западе Византия оставалась главною хранительницею древней образованности, но мало-помалу сама эта культура сильно изменилась, и её классические предания пришли в забвение. В конце своего существования византийская образованность застыла в раз принятых формах и стала отличаться большим консерватизмом. Арабская культура, достигшая уже большого блеска в то время, когда Западная Европа была еще погружена в варварство (IX–X вв.), тоже выросла на почве древней греческой образованности, с остатками которой арабы познакомились в Сирии, Египте и Малой Азии. Но эпоха процветания арабской культуры была непродолжительна. Западноевропейская, романо‑германская образованность развилась позднее, чем византийская и арабская, и резче всего выразились её наиболее характерные средневековые черты лишь в эпоху крестовых походов. Духовная физиономия средних веков на Западе была полною противоположностью классической культуры, но зато здесь было больше движения вперед, чем в Византии, и само движение это оказалось более прочным, нежели у арабов. Тремя главными языками средневековой культуры были: греческий в Византии, арабский в мусульманском мире, латинский на Западе. Это были языки, так сказать, международные, и с ними по своему значению не мог сравняться ни один из новых народных языков. До какой степени эти три культуры иногда были разобщены между собою и какими окольными путями шли влияния одной на другую, лучше всего можно видеть из того, что на Западе сочинения греческого философа Аристотеля были известны не в подлиннике и не в переводах прямо с греческого, а в латинских переводах, сделанных с переводов арабских. До начала бегства византийских греков в Италию во время завоевания Балканского полуострова турками, в Италии почти невозможно было найти учителя греческого языка. Взаимному отчуждению трех культур немало содействовала, конечно, религиозная вражда, бывшая особенно сильною в эпоху крестовых походов.

262. Философия в Византии

Умственная деятельность в Византийской империи сосредоточивалась главным образом на решении религиозных вопросов. С появления арианства до падения иконоборства , т. е. с IV до середины IX в. здесь постоянно возникали разные ереси, которые вызывали богословские споры и в обществе, и в литературе. Едва окончилась борьба с иконоборством, как началось разделение церквей , породившее целую обличительную литературу против латинян. Во всех своих богословских занятиях византийцы пользовались греческой философией, стремясь приспособить ее к пониманию христианских истин. (То, что на Западе получило название схоластики, зародилось, собственно говоря, в Византии). Так как, однако, в XI столетия обнаружилось несогласие некоторых представителей философии с установившимися учениями церкви, то против свободного философского мышления при Комнинах были приняты очень строгие меры. Только при Палеологах произошло в Византии некоторое возрождение философских занятий, и в XIV и XV вв. здесь явились последователи Платона и Аристотеля , ведшие между собою споры. Но непосредственными преемниками византийских платоников и аристотеликов были уже итальянцы XV–XVI вв.

263. Научная деятельность византийцев

В других отраслях знания византийцы были более собирателями, компиляторами и толкователями старого материала, чем самостоятельными исследователями и творцами новых идей. Многие византийцы отличались большою ученостью при совершенном, однако, отсутствии оригинальности. Таков был в середине IX в. патриарх Фотий, который составил большой энциклопедический сборник, заключающий в себе богатый материал из сочинений древних авторов. В X в. на том же поприще собирания разнородных сведений прославил себя император Константин Багрянородный, а в XI в. очень большим ученым, но без всякого идейного творчества был Михаил Пселл. Средневековая византийская наука была вообще чисто книжною, и в изучении природы византийцы не только не подвинули вперед знаний древнего мира, но даже прямо от него отстали,

264. Византийская историография

Гораздо большее значение имеет византийская литература исторического, этнографического и политического содержания. Современный события, образ жизни и нравы чуждых народов, состояние империи и её управления, все это служило предметом подробных повествований и обстоятельных описаний. Царствование Юстиниана Великого нашло своего историка в современнике его Прокопии, секретаре и юрисконсульте Велисария. Он описал историю тогдашних войск, и оставил еще сочинение под заглавием «Тайной истории» (Ανέκδοτα или Historia arcana), где изобразил в самом мрачном виде деспотизм Юстиниана и развращенность Феодоры. В его сочинениях есть также известия о древнейшем быте славян. Тогда же стали писаться всемирные хроники, которые сделались образцом и для русских летописей, так как переводились по‑славянски (хроники Иоанна Малалы в VI в. и Георгия Амартола в IX в.). Этот вид бытописания развивался преимущественно в монастырях, где процветала также агиография, т. е. литература житий святых. В X в. император Константин Багрянородный отчасти написал сам, отчасти вызвал несколько сочинений исторического и описательного характера. Он составил труды о государственном управлении, о византийских фемах (областях) и придворных церемониях, и в его сочинениях тоже имеются сведения о славянах. В эпоху Комнинов византийская историография выставила талантливых писателей в лице Анны Комнины, дочери императора Алексея I, время которого она и описала, и в лице Никиты Акомината, доведшего историю Византии при Комнинах до завоевания Константинополя крестоносцами. При Палеологах византийская историография находилась уже в упадке.

265. Византийское правоведение

До возрождения ученого правоведения в западноевропейских университетах, – что произошло лишь в эпоху крестовых походов, – Византия была единственной хранительницей традиции римского права. Законодательная деятельность времен Юстиниана (Corpus juris), императоров‑иконоборцев (законы Льва Исавра и его сына Константина) и Македонской династии (Василики) требовала недюжинных умственных сил и большой учености. Но и в этой области дают себя знать общие черты византинизма. Уже Юстиниан Великий хотел заключить науку права в строго определенные границы и потому под страхом наказания запретил составлять какие‑либо толкования к своему своду. Это запрещение стало, однако, нарушаться еще в царствование самого Юстиниана; но вся византийская юридическая литература и состоит главным образом из простого комментаторства и компиляторства. По образцу Юстинианова свода в VI же веке стали составляться сборники церковного (канонического) права, т. е. главным образом постановлений (канонов) вселенских соборов и императорских законов (νόμοι) по церковным делам. Из слияния тех и других составился один Номоканон, который оказал свое влияние и на право славянских народов.

266. Поэтическая литература в Византии

Еще в первые века нашей эры христианские писатели делали попытки пользоваться античными поэтическими формами, для передачи библейских сюжетов . Например, Григорию Назианзину приписывают драму «Страждущий Христос», в которой даже находят много стихов, взятых целиком у греческого трагика Еврипида. Лишь некоторые роды поэтического творчества получили в Византии самостоятельное развитие. Главным образом это была область церковных гимнов, в которой прославились преимущественно Роман Сладкопевец (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VIII в.). В светской поэзии Византия не создала ничего великого.

267. Византийское искусство

В то время как варварское нашествие на Запад сопровождалось упадком культуры и в художественном отношении, Византия опять‑таки оставалась хранительницею и эстетических идеалов. Византийское искусство служило преимущественно религиозным целям, архитектура – храмоздательству, а живопись – украшению церквей священными изображениями. В архитектуре выработался особый византийский стиль (крестообразный план и купол, увенчивающий здание). Развитие византийского зодчества открывается храмом св. Софии, построенным Юстинианом Великим. Стиль этот распространился не только в Армении, Грузии и России, но отчасти и на Западе. Скульптура не могла развиться в Византии, потому что восточная церковь всегда относилась неблагоприятно к статуям, напоминающим собою языческих идолов, а в эпоху восстановления иконопочитания статуи и совсем были запрещены. Зато живопись нашла в религиозной жизни Византии широкое применение в украшении храмов стенными изображениями, исполненными кистью или мозаикою, в изготовлении переносных икон и в иллюстрировании рукописей миниатюрами. И в живописи выработался свой особый византийский стиль, но с середины IX в., когда одержана была окончательная победа над иконоборством, художественное творчество стало стесняться необходимостью неизменно следовать старым образцам, а лет через двести установился даже обязательный канон, как нужно писать те или другие иконы (подлинники). Мало-помалу иконописью стали заниматься исключительно монахи, которые старались придать изображениям святых преувеличенные черты аскетизма, т. е. писали их непременно худощавыми и изможденными.

268. Общие черты византийской культуры

Византийская культура выросла на греческой основе ,но в ней античный элемент все более и более уступал место церковным началам, как это было, впрочем, и на Западе в средние века. Другая черта византинизма – отсутствие личной оригинальности, которая и в области отвлеченного мышления, и в области художественного творчества стеснялась установленными формами, поддерживавшимися и властями (как государственною, так и церковною), и общественным мнением, и всем складом жизни с преобладанием в ней традиции и обычаев.

269. Сфера распространения и судьбы византийской культуры

Главной сферой распространения византийской культуры были страны, в которых господствовала восточная церковь (Балканский полуостров, древняя Русь, Грузия), или страны соседние (Италия в Европе, Армения в Азии). Восточная церковь не навязывала принадлежавшим к ней народам греческого языка, как это делала западная церковь по отношению к языку латинскому. Уже в IX в. вскоре после принятия христианства Болгарией в этой стране развилась широкая литературная деятельность, заключавшаяся преимущественно в переводах греческих книг на славянский язык. Болгары были и главными посредниками при передаче византийской культуры в тогдашнюю Русь. Вся древняя русская образованность имела свой источник в византийской культуре второй половины средних веков, когда эта культура уже получила вполне законченный вид. Влияние византийской образованности на Западе стало ощутительным лишь в эпоху падения Константинополя, но оно касалось более форм, а не умственного содержания. В конце средних веков византийская культура не обнаруживала способности к дальнейшему развитию. Одною из причин этого была печальная судьба самой Византии и народов, развивавшихся под её влиянием. Два с половиною века (XIII–XV) Русь находилась под татарским игом, в XIV в. завоеваны были турками южнославянские царства, в XV в. пала и сама Византийская империя. Завоеватели государств Восточной Европы были настоящими варварами, стоявшими в культурном отношении неизмеримо ниже побежденных; в то же время сами они оказались малоспособными к усвоению высшей культуры.

Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.

Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.

Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.

Особенности Византийской культуры

Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.

Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.

Влияние и роль Византийской культуры

Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.

В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы. Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Οʜᴎ должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селœениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. По этой причине даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинœения византийских ученых и писателœей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для расчёта размеров налога, в астрономии, в строительстве. Οʜᴎ также широко использовали изобретения и сочинœения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов.

Составлялись учебные пособия по медицинœе. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен ʼʼгреческий огоньʼʼ - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью ʼʼгреческого огняʼʼ византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Οʜᴎ умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинœения историков создавались на базе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. По этой причине внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор - помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) - вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать данный храм главной и самой большой церковью всœего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии называли ʼʼчудом из чудесʼʼ, воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посœерединœе, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

4. Живопись. В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту

укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всœего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. По этой причине часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестинœе. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлинœенный овал лица - всœе говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Οʜᴎ кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц - торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон - ʼʼВладимирская Богоматерьʼʼ - была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли ʼʼБиблией для неграмотныхʼʼ: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всœего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принœесли учившиеся у греков болгары (см. ниже). С греческого языка на славянские было переведено много книᴦ. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателœей.

Культура Византии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура Византии" 2017, 2018.


Периодизация культуры Византии:

До конца 5 в. - ранневизантийский этап (характеризуется эклектичностью культуры, большим количеством локальных вариантов, сильными античными традициями)

Конец 5 - начало 6 в - - формирование культуры в рамках Византийской империи, формирование своеобразной “средиземноморской” культуры.

Основные направления развития Византийской культуры в 4 - п.п. 7 вв.

Формирование культуры Византии раннего периода опиралось на традиции дохристианской (эллинистической) и христианской культур. Эклектичность культуры Византии (смешение дохристианских и христианских элементов).

Культуру Византии характеризуют, прежде всего, как городскую культуру.

Христианство оформилось как качественно новая структура в системе культуры. Христианство стало основой формирования не только государственности, но и всего комплекса культуры. На принципах христианства сформировались философия, литература, фольклор, система образования. Развитие христианства подтолкнуло формирование новых школ изобразительного искусства и архитектуры. Христианство характеризуется как сложная религиозно-философская система.

В формирование христианской идеологии наблюдалось два крупных течения: аристократической (было связано с господствующей церковью, представляло государственные интересы, охватывало элитарные слои общества) и плебейско-народное (большое влияние оказали ереси, в социально-сословной плане это течение представляли наиболее бедные слои населения и беднейшее монашество). Аристократическое течение, несмотря на жесткие христианские рамки, активно использовало и пропагандировало античное наследие. Второе течение включило, кроме религиозной составляющей, этническую. Вернее, этнические культуры местного населения, характеризовавшиеся определенными локальными различиями. На этой, в значительной степени народной, основе формируются многие жанры литературы (повесть и хроника (монашеские), церковная поэзия и агиография). Особенно богата историческая литература. В 4 - 6 вв. оформились школы географической литературы: антиохийская (догматический подход, основа - Священное писание), каппадокийско-александрийская (продолжали традиции греческой географической школы).

Главной функцией религии постепенно становится регулирующая, нормативная, подчиняющая функции. Религия приобрела новую эмоциональную окраску. В рамках отправления христианского культа были использованы традиции массовых зрелищ с обязательным участием всех членов общества. В противовес веселым праздникам античной культуры, в Византии формируются новые культовые традиции, характеризующиеся пышностью, мрачностью, прерогативой отдельных социально-сословных групп в отправлении культа, использование элементов римского императорского культа. Главным качественным отличием является пессимизм христианских богослужений, в отличие от оптимизма античных. Религиозная система пришла к сер. 7 в. к определенному кризису – иконоборческое движение.

В Византийской культуре сформировалась собственная музыкальная культура, основанная на религиозной традиции. Основой формирования традиции была литургия и сочетание церковной музыки и народной. Можно выделить специфическую музыку: государственная, народная сельская, городская, театральная, обрядовая церковная и т.п.

Наука

Сферы науки: математика, астрономия+астрология, медицина, агрономия, философия (неоплатонизм), история, география, алхимия.

● уцелели старые центры науки (Афины, Берут, Газа, Александрия);

● появились новые крупные научные центры – Константинополь;

● сохранились доримские традиции в научном знании;

● “вливания” новых достижений со стороны арабов и болгар.

Философия Византии характеризуется как носящая мистический и теистический характер. В то же время, продолжались традиции, заложенные еще в Др. Греции. Наиболее значительной была школа неоплатоников (Прокл Диадох, Плотин, псевдо-Дионисий Ареопагит).

Происходит формирование научной мысли , в том числе философской и эстетической, что связано с развитой социальной структурой общества и является в рассматриваемый период прерогативой элитарных слоев; происходит кардинальное изменение представлений о человеке, его месте в мире, космосе, обществе.

Формируется концепция всемирной истории, основанная на Библии (в церковной историографии).

Политическая мысль в культуре Византии представляет особый цельный блок культуры. Политическая мысль сформировалась на основе трех компонентов: традиции эллинизма, римские традиции государственности и христианство.

Система образования в большей степени, чем другие сферы жизни, сохранила античное, особенно греческое, наследие. Византия унаследовала классическое образование с заложенной в его основу системой семи свободных искусств. Существовали начальные, средние и высшие школы. Высшие школы в свою очередь являлись центрами науки и искусства, центрами культуры. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается смена ориентаций в системе образования. Постепенно образование стараются переориентировать с принципов античной культуры на христианскую основу.

Развитие исторической мысли в Византии.

В исторической литературе освещались небольшие отрезки времени, в центре внимания стояли события, современные авторам

Произведения исторической литературы написаны на основании современных авторам документов, рассказов очевидцев, личного опыта

Отсутствие компилятивности

Ограниченность исторического кругозора и общеисторической концепции

Сильное влияние политики на историческую литературу

Определенная субъективность

Преобладали представления о цикличном повторяющемся времени, заимствованные у античных историков (создатели концепции - Платон, Аристотель, неоплатоники), в качестве идеала трактовалось круговое движение

Принцип казуальности - один из главных историко-философских принципов, используемых историками (использовали вслед за Геродотом, Фукидидом и Полибием), причинные (казуальные) связи присутствовали как реальные, так и мистические

Вера во всесильную роль судьбы, как следствие - подмена причинны следствием, поиск несуществующих мистических причин и пр., признание фатализма как фактора исторического развития

Хронологическая последовательность часто заменяется ассоциативной либо проблемным или ассоциативным методом изложения. В сочинениях светских историков ранней Византии указание на точное время того или иного события часто заменяется описательными, расплывчатыми выражениями (связано с понятием цикличного повторяющегося времени)

Эклектичность произведений византийских историков (на основе античных воззрений)

Философские воззрения и их изложение составляли значительную часть исторических произведений

Литература и театр

▬ развивалась на основе греческого языка, а, значит, греческой литературы;

▬ для содержания и сюжетной линии характерно сочетание античных мифов и евангельских сказаний;

▬ церковная поэзия в популяризаторских целях быстро стала использовать народный язык;

▬ форма прозаических и придворных романсов с цитатами из произведений античных авторов; развивалась специфическая придворная литература;

▬ ярко выраженная жанровая литература (проза, стихи, сатира, церковный канон)

Театр сохранил свое значение. В культуре Византии присутствовали и античные трагедии и комедии и цирковые виды искусства (жонглеры, гимнасты, укротители конные ристания и пр.). Цирковые виды искусства имели большую популярность и значение.

Тенденции развития изобразительного искусства и архитектуры. Прикладное искусство .

Расцвет изобразительного искусства в 6 в. н.э. – эпоха Юстиниана 1 (параллельное развитие на большей части территории Византии).

Актуальной была проблема социальной принадлежности искусства.

Изобразительное искусство : развивались мозаика, скульптура (скульптурные барельефы), резьба (слоновая кость), книжная графика.

Архитектура : развитие монументальной архитектуры шло параллельно с распространением христианства. В период иконоборчества распространение растительных и зооморфных мотивов в орнаменте. В резьбе – резьба по камню.

Изобразительное искусство , как и система образования, первоначально основывалось на лучших античных традициях. Постепенно происходила переориентация в русле христианской идеологии. Красота естественная ценилась выше, чем красота “рукотворная”. Здесь прослеживается разделение духа и тела человека, божественного и земного и предпочтение отдавали божественному, естественному. Произведения искусства, созданные руками человека были своего рода “вторичным продуктом”, не божественным.

Византийцы, как и их предшественники не выделяли для себя сферу эстетического. Древний библейский мотив творения богом мира стал стержнем внерационального, эстетического подхода к восприятию и преобразованию мира, акт творения в новой христианской традиции. Византийская культура переняла основополагающий принцип античной эстетики - принцип гармонии. В 4 - 5 вв. в искусстве еще сильны были античные традиции. К 6 в. искусство прониклось идеями христианства. В основу идеи произведения искусства закладывался не античные принцип гармонии и спокойствия, умиротворенности, созерцании, а принцип борьбы духа и тела, положительных и отрицательных сил. Этот принцип придал произведениям искусства новое звучание. Основа формы часто оставалась старой (например, базилика в архитектуре)

Распространение и упрочение христианского культа способствовало развитию прикладного искусства (ткачества, ювелирного дела, резьбы, мозаичного искусства).

Архитектура

Византийская архитектура рассматривается как продолжательница традиций античного мира. Новой составляющей в искусстве было христианство. К 6 в. намечаются коренные перемены как в искусстве вообще, так и в архитектуре. Характерным является отрицание к 6 в. античного наследия в искусстве, а, значит, использование античных элементов, традиций и принципов было либо забыто, либо завуалировано.

Одной из немногих, перенятых из эллинистической и римской культур, стала конструкция базилики. Базилика в Византии стала не только культовым но и общественным зданием. Базилики различали по их предназначению: судебные, дворцовые и пр.

Базилика стала преобладающим, фактически обязательным типом храма. Базилика строится ориентированной по оси запад-восток. Алтарная часть византийской базилики, в отличие от более раннего времени, обращена к востоку. Культурная, религиозная и политическая общность территории вера к заимствованию элементов и взаимовлиянию стилей, обмену композиционными идеями и декоративными формами. В то же время, в каждом регионе средиземноморья архитектура основывается на местных традициях. Формированию локальных особенностей архитектуры способствуют не только влияния соседних культур и местных традиций, но и такие конкретные моменты, как, например, материал доступный для строительства.

Наиболее единообразными и однородными архитектурные формы были в Риме того времени. Для построек характерна ориентировка здания по оси запад-влсток, вытянутость по этой же оси, осевое движение формируется построением и своеобразной динамикой движения нефов к алтарной части храма. доминирует тип трехнефной базилики. пропорции нефов отличаются от более ранних, римских хорошо выраженным вертикальным членением, покрываются мраморной облицовкой или мозаиками. Аналогичные черты общественной архитектуры были характерны для Северной Африки. Особый тип архитектуры формируется в Сирии: в композиции храма актуальными были кубические формы, меньшее внимание уделялось пространственной осевой динамике в горизонтальной плоскости, сокращается количество внутренних опор, внутреннее помещение зала приобретает зальный вид, пространство храма группируется вокруг центрального нефа. За счет таких изменений сирийские храмы производили на входящего иное впечатление. Человек находился не в динамичном, двигающемся пространстве, а в статичном, спокойном зале. Зодчие достигали эффекта покоя.

Дворцы как памятники архитектуры имели не меньшее значение, чем базилики.

Типичные памятники зодчества 4 в.:

п.пол. 4 в. - Храмы-мартирии (Рождества в Вифлееме и Воскресения в Иерусалиме)

сер 4 в. - Храм Апостолов в Константинополе (в плане - вид 4-хконечного креста)

4 в. - Храмы при императорских резиденциях

В 5 в. происходит стабилизация и типизация приемов и композиций в архитектуре в связи с массовым строительством храмов. Преобладающим материалом была плинфа . Широко применялась техника строительства, при которой ряды плинфы чередовались с рядами камня на растворе. Техника пришла в Константинополь из Малой Азии. Конец 5 в. характеризуется подъемом архитектуры. Константинополь постепенно превращался в ведущий художественный центр. Кроме базилик, архитектурными памятником этого времени стал городской архитектурный ансамбль с тройными городскими стенами., императорским дворцом, ипподромом и пр. (Дворец Константина).

Живопись

Близость к античным художественным традициям;

Использование античных канонов изображения, построения и организации пространства;

Сильные локальные различия (западная и восточная части империи);

Формирование особой, отличной от предшествующей, символики;

Наряду с общехристианской символикой формируется “прообразовательная” (предсказательная) символика.

Самые ранние живописные произведения - росписи в катакомбах, они относятся к ко 2 - 4 вв. Росписи появились параллельно с господствующим дохристианским искусством и относятся по времени к довизантийской эпохе. Их называют наиболее ранними по сюжетной тематике.

3 в. - фресковая роспись (баптистерий при христианском молитвенном доме в Дура Европос на Евфрате) - самый ранний опыт христианского монументального изобразительного искусства. (исключение составляют росписи в катакомбах).

Произведения искусства с 4 в. имеют церковное назначение или включаются в круг христианской символики.

Культура Византии серелины 7 – 12 вв.

Формирование устойчивой религиозной системы, на основе которой сформировалась устойчивая структура общества с деспотической формой власти, отношения внутри общества, наука, система образования и администрирования, искусство и пр. Христианская религия упроила и обосновала отличия в культуре элиты общества и основной части общства. Этот период в культуре Византии характеризуется наличием исключительно христианского мировоззрения. В результате усиления церкви увеличивается количество служителей культа и культовых сооружений (особенно монастырей). В то же время сохраняется традиция плюрализма в личных религиозных взглядах, сохраняются секты (монофизитов и монофилитов).

К концу рассматриваемого периода наблюдается возрастание интереса к культуре Античности.

Происходит доработка богословской системы . Иоанн Дамаскин критикует врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев). Он проводит систематизацию богословия, представляя богословие как особую систему идей о Боге. И. Дамаскин постарался устранить противоречия из церковных догматов.

К 11 в. открывается первая высшая духовная школа при патриархии, главным предметом в которой была теология.

Литература характеризуется целым комплексом разнообразных явлений:

Много заимствований (в том числе и из античных памятников);

Широко распространяются произведения народно-язычной литературы (например, на основе цикла народных песен);

Как жанр литературы возникает и распространяется роман (в культуре эллинизма уже были прецеденты);

Популярными становятся сатирические произведения, направленные против духовенства;

Отмечают взаимопроникновение разных литературных жанров (эпоса, романа, жития и пр.);

В 9 – 10 в. широко развивается агиография (обработка и переписывание уже существующих житий святых); в рамках агиографии развивается поэзия (поэтизация монашества, идеализация жизни монахов).

В исторической мысли этого периода исследователи прослеживают типичные средневековые черты:

○ повествовательность;

○ отсутствие литературного героя;

○ формирование образа идеального государя (образ равноапостольного Константина Великого);

○ фиксация событий при почти полном отсутствии описаний – событийность произведений, популярность исторических хроник;

○ индивидуализация произведений (автор, например, Михаил Пселл, использовал свои приемы, индивидуальная конструкция исторических произведений, авторские оценки событий).

Архитектура и изобразительное искусство

Представления о прекрасном, гармонии, произведениях изобразительного искусства формируются под влиянием церкви. К этому времени складывается система христианской символики цвета.

В 9 – 11 вв. происходит реставрация старых, разрушенных в период иконоборчества, памятников;

Восстанавливают некоторые памятники монументальной живописи (например, мозаики Храма Св. Софии в Константинополе);

Развивается книжное искусство (11 – 12 вв. – расцвет книжного дела), формируется столичная школа книжного дела;

Строится много новых храмов и монастырей;

Появляются трактаты по искусствоведению.

В архитектуре преобладает крестово-купольная композиция храма (возникла еще в 6 в.). В 9 – 10 вв. формируется свой архитектурный стиль: храм воспринимался как образ и модель мира . Архитектурные сооружения богато декорируются. Один из широко распространенных строительных приемов – узорчатая кирпичная кладка стен. В архитектурной композиции храмов этого периода характерной чертой является большое количество вертикальных линий, (исследователи говорят о возврате к античным греческим традициям). В архитектуре говорят о формировании локальных архитектурных школ разных регионов (собственно Византийская, Северо-Африканская и пр.)



Византийская культура имела огромное значение в становле-нии европейской цивилизации. Ее роль выходила далеко за пре-делы тысячелетних хронологических рамок существования самой империи. Почти половина христиан всего мира в духовном отно-шении являются и поныне прямыми наследниками восточно-христианской, византийской культуры.

Общие особенности византийской культуры. Византийской куль-туре в целом присущ ряд ярко выраженных особенностей сравни-тельно с культурой других европейских стран в средние века. 1) В IV-ХП вв. ее отличал значительно более высокий уровень. 2) Античное наследие в византийской культуре, хотя и в адапти-рованной и переработанной форме, находило проявление во всех областях, начиная с философии и кончая прикладным искусст-вом и бытовым распорядком. 3) В органическом сплаве собствен-но греко-латинской культуры с традициями местных культур (еги-петской, сирийской, армянской, грузинской и др.) преобладал творческий гений греческого народа, особенно в ее языке — с VII в. она окончательно стала грекоязычной. 4) Ее специфика состояла и в ее открытости влиянию культур народов, живших не только в пределах империи, но и вне их — отсюда ее отчетливый восточ-ный колорит. 5) Яркая черта культуры Византии — ее традицион-ность, приверженность канону, скрывающая под издревле при-нятыми формами борьбу идей, критериев, стилей. 6) Отличалась, наконец, византийская культура и большей типологической одно-родностью по сравнению с западноевропейской.

В культуре Византии, как в никакой иной в средневековой Ев-ропе, слились развитые культурные традиции весьма разных древ-них народов. Это объяснялось многовековым воздействием таких факторов, как: сильная централизованная власть, единство систе-мы управления, принципов налогообложения и комплектования армии, права и судопроизводства, религии и организации церкви, государственного (греческого) языка; континуитет городской жиз-ни с прямой культурной преемственностью между поколениями; сравнительная интенсивность общения и обмена информацией между центром и провинциями, благодаря государственной поч-те и обширной сети морских коммуникаций; наконец, чрезвы-чайная роль гигантского очага культуры — Константинополя, глав-ного для всей империи источника новых идей, критериев и прин-ципов, законодателя мод и вкусов.

Ранневизантийская культура. С IV до середины VII в. (т.е. в ранневизантийский период) совершалось формирование основ ви-зантийской культуры как целостной системы проявлений духов-ной жизни общества. Рождалась принципиально новая культура, пронизанная христианским миросозерцанием. В острой идейной борьбе христианский монотеизм приходил на смену языческому политеизму. Приверженность христианству стала идеологическим императивом — необходимым условием самого существования индивида как полноправного члена общества и подданного империи.

До конца существования империи византийское общество со-храняло древние традиции уважения к знанию. Восточнохристи-анскому богослову VIII в. Иоанну Дамаскину принадлежит рас-пространенное и поныне изречение: «Ученье — свет, а неученье — тьма». В городах империи знание грамоты (чтения и счета) было обычным не только в высших, но и в средних и низших по до-статку слоях населения. Резкое падение уровня образования и со-кращение числа грамотных людей имели место лишь в «темные века», т.е. в VII—VIII столетиях, в условиях всеобщего кризиса и нашествия варваров. Тягу к учебе стимулировал стойкий спрос государства на образованных людей, необходимых для пополнения штата многочисленного чиновничества. Уже в IX в., в условиях упрочения аппарата власти, начался новый подъем образования.

К ак и в других странах средневековья, Византия не знала еди-ной всеобщей системы образования, хотя сеть школьных учреж-дений была здесь гораздо более широкой. Организация школы, состав дисциплин и порядок обучения были унаследованы от анти-чности. Школы делились на две ступени: начальную и среднюю. В начальной дети с 6-9 лет изучали цикл наук, обозначаемый по традиции как «тривиум» (некогда он включал грамматику, рито-рику и диалектику). На деле круг дисциплин в разных школах был различным и изучались в них лишь начатки знаний. Общим было обучение в течение двух-трех лет чтению, письму, счету, основам христианского вероучения и элементам светской и биб-лейской истории. Вместо Гомера читали теперь «Псалтирь» - главный учебник школяров. Школы были как платными — част-ными, так и бесплатными — монастырскими, церковными, го-родскими, доступными даже для бедняков. В круг дисциплин школы средней ступени — «квадривиум» — входили арифметика, геометрия, музыка (гармония) и астрономия. Но и здесь царило разнообразие в выборе наук. На более высоком уровне изучали грамматику, риторику и логику (диалектику). Всю совокупность наук определяли как философию — чисто теоретическое знание. К практическим относили этику, политику, юриспруденцию. Зна-ния же физических или химических свойств веществ, приобре-таемые опытным путем, считались не наукой, а ремеслом. С по-бедой христианства науку делили также на священную и свет-скую («внешнюю»), причем первая объявлялась госпожой, а вторая ее служанкой. Сколь ни избирательным был подход к наследию античной литературы, ее изучению отдавалось много сил. По ста-рой традиции совершенным литературным (письменным) языком считался только аттический диалект, уже мало понятный боль-шинству населения. Именно его, однако, изучали, на нем образо-ванные люди говорили друг с другом и создавали свои сочине-ния. Между языком культуры и живой речью народа увеличивал-ся разрыв. Попытки его преодоления начались в конце XII в., но полностью он был ликвидирован только в новое время.

Средняя, платная школа, создаваемая обычно частным образом самими преподавателями (грамматиками), была редкостью даже в крупных городах. Продолжали образование главным образом в столице. Самого по себе понятия «высшее образование» визан-тийцы не знали, хотя среди них было немало высоко образован-ных людей. Высших ступеней знания они достигали порой само-стоятельно, но чаще через обучение по частному соглашению у известных эрудитов (риторов, философов, правоведов). В IV—VI вв. своими учеными славились Афины, Антиохия, Бейрут, Газа, Алек-сандрия — крупнейшие очаги высшей образованности, центры античного знания. Однако во второй половине VI—VII в. они при-шли в упадок. В V в. сгорела дотла богатейшая библиотека в Алек-сандрии и была убита фанатичными монахами известная ученая — математик Ипатия. Особым эдиктом Юстиниан I закрыл прослав-ленную в империи школу философов-неоплатоников в Афинах, еще одним своим актом подводя черту под позднеантичной эпо-хой. Единственным крупным рассадником учености надолго стал Константинополь, а с XII в. также Фессалоника и Трапезунд, и лишь в XIII—XV вв. многие другие города.

Философия в ту эпоху была неотделима от богословия: оба по-нятия были почти синонимами. Разрабатывая христианскую бо-гословскую доктрину, способную выстоять в идейной борьбе с язычеством, иными культами и ересями, византийские бого-словы были вынуждены опираться на логику и идеалистические учения античности. Как и западные схоласты, византийские мыс-лители уделяли особое внимание логике Аристотеля, однако они изучали и комментировали труды не только Аристотеля, а широ-кого круга философов древности. В создание христианского ве-роучения как системы основополагающий вклад внесли в IV в. «три великих каппадокийца», канонисты-эрудиты Василий Вели-кий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзин) и Григорий Нисский, а также патриарх Константинополя в 398—404 гг. Иоанн Златоуст. Помимо чисто теологических концепций, они рассмот-рели немало важных и поныне проблем христианской антропо-логии, психологии, этики, возлагавшей главную ответственность за социальный мир на государственную власть и состоятельные круги общества.

Разработка богословских тонкостей сочеталась с примитивиза-цией позитивного античного знания о мироздании и окружаю-щем материальном мире: ничто не должно было противоречить Священному писанию. Гигантский культурный переворот, сопут-ствовавший торжеству христианства, захватил практически все сферы духовной жизни общества, основу которой составляла от-ныне религиозная идея. Примером замещения античной космо-гонии библейским мифом о сотворении и устройстве вселенной является «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (греч. «плававшего в Индию»). Сообщая правдивые данные о путях со-общений, о народах, которых они связывали (а в этих данных всегда нуждались дипломаты и купцы империи), о флоре и фауне Восточной Африки, Аравии и Индии, Косьма пишет о Земле как о плоском четырехугольнике, окруженном водой и накрытом твер-дым небесным сводом.

Вопреки принципиальному недоверию к познаниям древних о материи, нужды сельского хозяйства, ремесла, ирригации, судо-строения, зодчества, фортификации, медицины и т.д. диктовали необходимость хранить и развивать знания, добытые путем опы-та. Византийцы не только изучали труды Галена и Гиппократа -они совершенствовали диагностику, хирургию, антисептику, рас-ширяли набор лекарств растительного происхождения. Подобным было положение дел в производстве стекла, мозаичной смальты, красок, керамики, эмалей, в металлургии, ювелирном деле — во всем этом мастерство византийцев нашло международное при-знание. Но подобные знания не считались научными, ибо отно-сились к сфере приземленных забот человека не о духовном, а о материальном.

Богословские труды были преобладающим жанром литературы во все века истории империи. Сопоставимой с ним, однако, по общественному значению была историография, продолжавшая как никакой иной жанр византийского литературного творчества бо-гатые традиции античного историописания. Историки империи почти до ее конца сознательно подражали своим великим пред-шественникам (особенно Геродоту, Плутарху, Ксенофонту и Фукидиду). Вершиной историографии ранневизантийской эпохи были труды Прокопия из Кесарии, Менандра Протиктора, Агафия Миринейского. Все они владели аттической речью и все писали свои труды в VI в., в канун крушения высокой культуры импе-рии. По сути дела их творчество не столько «открывает» средне-вековую византийскую историографию, сколько «закрывает» позднеантичную. Наиболее выдающимся среди них был Прокопий Кесарийский, близкий ко двору обладатель высоких постов и ти-тулов, очевидец важнейших событий. Он создал широкую исто-рическую панораму — «Историю войн Юстиниана с персами, ван-далами и готами». Позиция автора, стоявшего на грани двух эпох, отразилась и на его творчестве: прославляя деяния Юстиниана I в своей «Истории» и в трактате «О постройках» как христианней-шего и мудрого правителя, Прокопий в своей «Тайной истории» (для близких и друзей из сенаторской оппозиции) создал образ жестокого и безнравственного самодура, ответственного за все беды империи.

Собственно средневековый жанр исторического повествования — хронография — возник в конце III — начале IV в. и постепенно стал выдвигаться на первый план. Основоположником жанра был церковный писатель Евсевий Кесарийский. Характерными при-знаками созданной им хроники, как и большинства позднейших, были: начало изложения «от сотворения мира» (от Адама) с крат-ким обозрением истории древних (упоминаемых Библией) наро-дов, начиная с халдеев и кончая римлянами, и лишь затем — от-носительно подробный, погодный, рассказ о хронологически близ-ких автору событиях, из которых чисто субъективно отбирались и регистрировались важнейшие. «Мировая хроника» не имела ло-гической концовки: она обрывалась годом, до которого ее до-водил данный автор или его преемник. Предполагалось, что у каж-дой такой хроники в последующем может появиться продолжа-тель. Авторская индивидуальность, аналитичность были чужды хронисту: без какой бы то ни было критики самые разные источ-ники, включая легенды и исторические анекдоты, использовались с равной степенью доверия. Всякого рода чудеса, явления приро-ды, казусы частной жизни героев и крупные сражения, государ-ственные перевороты и народные бедствия излагались как фак-ты, равнозначные по их важности. Авторами хронографов были обычно представители духовенства, в частности — монахи. По своему происхождению, миропониманию и кругу общения они были близки к низшим и средним социальным слоям, их язык и стиль были понятны народу, и хроники стали со временем попу-лярны. Их переводили на свой язык ближние и дальние соседи, как, например, хронику Иоанна Малалы (VI в.).

Христианское мировоззрение постепенно овладевало и другими жанрами византийской культуры, которые можно определить как собственно художественные, но до конца VI в. и в этой сфере преобладали античные традиции. Они пронизывали и любовную лирику, и эпиграммы, и речи по поводу тех или иных событий общественной и частной жизни, и эротические повествования, и всегда распространенную в империи эпистолографию как особый вид литературного творчества, выходившего далеко за рамки об-мена письменной информацией. Новым, религиозным жанром, сложившимся в то же время, была церковная поэзия, или гимно-графия. Огромную роль в становлении высокого искусства вос-точнохристианского церковного сладкогласия (хорового песнопе-ния) сыграл в первой половине VI в. Роман Сладкопевец — поэт, певец, музыкант. Его гимны (он создал их около 1000) отличали совершенная форма, высокий накал чувств, покоряющая мелоди-ка, близкая по ритму к народной песне.

Яркий колорит поздней античности характерен в IV—VI вв. и для важнейших областей византийского искусства (живописи, архитектуры, мелкой пластики). Новое, христианское идейное содержание облекалось на первых порах еще в старые формы. Наиболее наглядно это проявлялось в мозаичных, как правило - масштабных, изображениях. Мозаики Большого императорского дворца представляют с большим мастерством и реализмом сцены из сельской жизни, выполненные в многоцветной гамме мозаики храма-ротонды в Фессалонике — галерею ликов святых с ясно вы-раженными индивидуальными характеристиками, как и мозаики церкви Сан-Витале в Равенне со знаменитыми изображениями Юстиниана и Феодоры. Однако в других мозаиках того же храма и того же времени уже четко отражена христианская эстетика: изо-бражение воспроизводило не облик конкретного человека, а за-ключенную в нем религиозную идею. Такая же эволюция свойст-венна и другим жанрам византийской живописи: настенной рос-писи (фреске) и книжной миниатюре. Однако особенно полно и выразительно духовная символика воплощена в специально создан-ном в ранней Византии для этой цели жанре живописи — иконе. Она стала наиболее характерным и оригинальным видом восточ-нохристианского изобразительного искусства. Иконописцы владели и отточенной техникой мастеров древности, и искусством переда-чи глубокого психологизма, присущего позднеантичному портре-ту, но они переосмыслили его с позиций новой функциональной роли изображения и новых эстетических принципов, утверждав-ших примат духа над материей: икона запечатлевала не столько облик того или иного святого, сколько присущие ему добродетели.

Византийские архитекторы также в совершенстве усвоили опыт своих древних предшественников. В крупных городах сохрани-лись от античности и водопроводы, и термы, и стадионы, хотя в планировке постепенно восторжествовал средневековый принцип: на центральной площади располагались главный храм и здания администрации, а жилые кварталы разбегались от центра к пери-ферии, возведенные обычно без всякого плана, с использованием особенностей ландшафта. Сохранившиеся доныне шедевры стро-ительной техники, созданные в ранней Византии, свидетельству-ют о глубоких познаниях зодчих в математике и геометрии, в физических и химических свойствах материалов, в законах гар-монии и акустики. Самым выдающимся архитектурным памят-ником ранней эпохи является храм Божественной Премудрости (Св. Софии) в Константинополе. Он был построен в 532—537 гг. Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Грандиозные разме-ры храма, залитого светом из сорока окон у основания гигантско-го купола, как небосвод венчавшего здание, мрамор многочис-ленных колонн, золото мозаик, краски фресок — все было при-звано символизировать могущество и единство богоизбранной христианской империи.

Культура ранней Византии находилась на перепутье: она изжи-вала старый, позднеантичный облик, утрачивая немало былых вы-соких ценностей. Она проникалась новыми духовными идеала-ми, используя старые и обретая новые формы. Но процесс был далек от завершения — синтез местных разноэтнических и разно-ликих традиций еще не привел к рождению единой, гомогенной системы.

Культура центрального периода истории империи. В «темные» века глубокий кризис с особой силой отразился именно на куль-турной жизни общества. Именно от VII—VIII вв. сохранилось не-измеримо меньше источников, чем от предыдущих. Круг даже эле-ментарно грамотных людей резко сузился, общий уровень куль-туры упал и в среде высшей знати. Однако образованность высоко ценилась в византийском обществе во все эпохи. Уже в середине VIII в. грамотность снова была достоянием широких слоев горо-жан, включая женщин.

Настоящим гимном науке, в том числе античной, явился со-зданный тогда христианским богословом, проживавшим в Багдаде, Иоанном Дамаскином труд «Источник знания», первый гранди-озный опыт его систематизации. Иконоборческие споры и борь-ба с ересями стимулировали жажду образования и побуждали им-ператорскую власть содействовать развитию школы. Высшая школа при дворе существовала уже в первой половине IX в., а в середи-не этого столетия высоким уровнем обучения славилась Магнаврская школа, названная по имени одного из самых больших залов императорского дворца. Преподавал в ней и просветитель славян Кирилл-Константин, по прозвищу Философ. Особую роль в ор-ганизации образования, повышении его уровня и возрождении интереса к античному знанию сыграл патриарх Фотий, один из самых просвещенных людей того времени. Он утверждал идею о ценности положительного (светского) знания, независимо от его источника, включая знания древних о природе и материи, счи-тал вредными даже принятые ранее церковью суеверия (включая космогонию Косьмы Индикоплова). Патриаршеством Фотия (858—867, 877—886), совпавшего с правлением Василия I Маке-донянина, основателя новой династии, датируют начало «Маке-донского возрождения» наук и искусств в империи.

Во второй половине IX в. были заложены предпосылки нового расцвета византийской культуры, длившегося вплоть до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Контроль церкви над духовной жизнью общества сохранялся и в этот период, времена-ми он даже ужесточался (например, при Алексее I и Мануиле I Комнинах), однако в целом не был уже столь всеобъемлющим и жестким. Сохранялась и почти безраздельная преданность вос-точнохристианскому исповеданию, но она сочеталась теперь, даже в среде иерархов, с уважением к античному наследию и с глубо-ким его изучением. Под влиянием идеалов античности и культа власти василевса, нуждавшейся в прославлении не только цер-ковными, но и мирскими средствами, относительную независи-мость приобрели светские направления в литературе и искусстве. Среди византийских интеллектуалов уже имелись сторонники идеи о сферичности земли и теорий о геоцентрическом или гелиоцен-трическом строении вселенной. В 1045 г. в Константинополе открылось новое высшее училище, условно называемое универси-тетом, с двумя факультетами (философским и юридическим), где преподавали авторитетнейшие эрудиты того времени, а в конце XI в. — и «Патриаршая Академия» для подготовки высших ие-рархов церкви. В X—XII вв. почти все императоры, независимо от уровня собственной образованности, считали своим долгом содействовать расширению сети школ и помогать им материаль-но. На более высокую ступень культура империи — по широте распространения ее высших форм, по сюжетному, жанровому и стилевому разнообразию — поднялась в XII в., в эпоху так назы-ваемого «Комниновского возрождения». Интенсивность духовной жизни Византии обусловила превращение ее культуры в течение X—XII вв. в единую, типологически однородную систему.

В первое столетие центрального периода главное внимание об-щества было вновь приковано к проблемам богословия. Встала необходимость во всеобъемлющей систематизации христианско-го вероучения. Эту задачу выполнил Иоанн Дамаскин в труде «Точ-ное изложение православной веры», всегда пользовавшемся авто-ритетом у богословов. Следуя принципу «не люблю ничего свое-го», автор привел в стройную систему учение церкви, устранив имевшиеся там противоречия и решительно встав на сторону иконопочитателей.

В философских исканиях X—XI вв. противоборствовали две тен-денции. Первая была связана с увлечением части византийских эрудитов идеями Платона, позволявшими усомниться в преиму-ществах слепой веры перед возможностями просвещенного разу-ма. Поэт Иоанн Мавропод, учитель Михаила Пселла, ученого, писателя, историка второй половины XI в., молил в стихах Бога допустить в рай язычника Платона, который просто не мог знать веры Христовой. Пселла современники-богословы порицали за элементы рационализма в его «Логике», недопустимые, на их взгляд, для «ипата (т.е. главы) философов», каким его назначил император при столичном университете. Ученик же Пселла Иоанн Итал, преемник учителя на посту ипата, за упорство в «платониз-ме» был лишен должности и осужден церковью. Вторая — гос-подствующая — среди мыслителей-богословов тенденция выража-лась в утверждении идеи совершенствования в добродетелях в духе христианской этики. Наиболее оригинальным среди мистиков был Симеон Новый Богослов (949-1022), согласно учению которого человек способен благодаря молитве и духовному очищению до-стигнуть при жизни реального единения с Богом. Для духовной жизни XI—XII вв. характерно периодическое появление богослов-ских полемических трактатов, направленных против «заблужде-ний» и неправоверия, как правило, «латинян», армян-монофизи-тов и иудеев. Сложился обычай, побуждавший каждого из вид-ных церковных деятелей создать хотя бы один трактат на эту тему.

Крупными успехами культура Византии в центральный период отмечена и в сфере естественных наук (в математике, механике, химии, биологии и т.п.). К середине VII в. относится изобретение «греческого огня». Современник Фотия, один из основополож-ников алгебры, Лев Математик изобрел световой телеграф, позволявший узнавать в столице о вторжении арабов на восточ-ных рубежах всего через несколько часов, а также механизмы-автоматы, заставлявшие во время приемов трон императора вдруг вздыматься ввысь, статуи львов — бить хвостами и рычать, металлических птиц — порхать и щебетать. Расцвели в это время и такие жанры «искусств» чисто практического назначения, как картография, составление «путеводителей» для путешественников по суше. При Константине VII Багрянородном (913—959) был предпринят грандиозный труд по систематизации знаний, накоп-ленных со времен древности. Было составлено более 50 своего рода «энциклопедий» и трактатов по агрономии, медицине, во-инскому искусству, дипломатии и т.п. Самому императору при-писывают (частичное или полное) авторство таких трудов, как «О фемах», «Об управлении империей», «О церемониях царско-го двора».

В течение трех с половиной столетий (вторая половина VII—X в.) византийская историография находилась в стадии постепенного возрождения. Видное место на рубеже VIII—IX вв. принадлежит историописаниям патриарха Никифора и Феофана Исповедника, а в X в. — Льва Диакона, подробно осветившего войны князя Святослава на Балканах. Подлинный расцвет историографии Ви-зантии приходится на XI—XII вв., когда было создано более полу-тора десятков выдающихся исторических сочинений. Одним из самых ярких среди них, талантливым повествованием, написан-ным в конце XI столетия, является «Хронография» Михаила Пселла, представляющая жанр исторической биографии. С блестящим мастерством и беспощадным цинизмом Пселл вскрывает всю под-ноготную личной жизни и государственной деятельности 12-ти венценосцев, воздавая каждому должное за достойные деяния и с лихвой — за все недостойные (восьмерых из них он знал лично, будучи их фаворитом). «Алексиада» Анны Комнины, дочери Алек-сея I, — также историческая биография, но лишь одной личности — ее отца, деятельность которого она посмертно прославляет, демонстрируя высокую образованность, верность аттицизму и литературное мастерство (Анна подражает Фукидиду). На рубеже XII—XIII вв. как непосредственное продолжение «Алексиады» со-здал свой труд видный сановник Никита Хониат. Его «История» — обширное повествование о судьбах империи с 1118 до 1206 г. (осо-бенно подробное — о падении столицы в 1204 г.). Труд проник-нут гуманистическими мотивами, автору присуща четкая граж-данская позиция, он глубоко переживает события, свидетелем которых был сам. Размышляя над прошлым и лично пережитом, Никита честно ищет причины крушения великой империи.

Византийская литература центрального периода тоже пережила время медленного возрождения в конце VII—VIII в. и последо-вавшего затем расцвета при императорах Македонской и Комни-новской династий. Для конца VII—VIII в. характерно безраздель-ное господство в литературе жанра житий святых (агиографии). Наряду с рассказами о чудесах и мученичествах святых, в житиях отразились яркие картины повседневного быта, условия труда и жизни народа, а порой и исторические события. Положение в литературе стало меняться с начала IX в. К первой его трети от-носится творчество поэтессы Касии, бичевавшей невежд и само-дуров среди власть имущих. С середины IX в. в кругах знати ста-ли распространяться романы в прозе и стихах на темы античной мифологии и истории. Отвечая широкому интересу к трудам древ-них, патриарх Фотий составил сборник отзывов о 280 сочинениях христианских и античных авторов с подробными выписками из них. Сборник получил название «Мириовивлион» («Описание мно-жества книг»). Немало утраченных позднее трудов известны только по выпискам Фотия. Большой популярностью у византийцев и у их соседей пользовался созданный в IX—X вв. на основе народ-ных песен о борьбе с арабами эпос о Дигенисе Акрите, прослав-ляющий подвиги юного воина и его любовь к прекрасной девуш-ке. «Поэма» проникнута идеей патриотизма, сознанием челове-ческого достоинства, независимости, ценности простых радостей жизни. «Поэма» была переведена на древнерусский язык. Расцве-тает в XII в. и басенный жанр с остро выраженной и социально ориентированной критикой властей и существующих порядков. Важная особенность созданной на базе эпоса литературы состоя-ла в доступности ее языка широким кругам населения империи.

Восхождением к высокой степени совершенства отмечено и изо-бразительное искусство IX—XII вв. Образцов икон VII — первой половины IX в. сохранилось немного: они были уничтожены ико-ноборцами. Мастерство иконописцев X—XII вв. по-прежнему под-чинялось требованиям религиозной эстетики: именно в этой сфере искусства контроль церкви был особенно строгим. Канон, трафа-рет, образец, глубокий спиритуализм и стилизация стали нормой, включая набор сюжетов, галереи образов, расположение фигур, сочетание цветов и светотеней. Все это соединялось, однако, с предельной выразительностью воплощаемой в иконе религиоз-ной идеи. На те же принципы были ориентированы и книжная миниатюра, и фресковая роспись, широко представленная в цер-квах, которые в это время обрели новую форму: на смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым внешним и внутрен-ним декором. Живописный канон господствовал и в комниновскую эпоху, но существенно возросло число сюжетов, улучшилась тех-ника, возросло внимание к индивидуальности характеристик. Одной из особенностей творчества византийских живописцев яв-лялась повышенная эмоциональность при восприятии ими обра-за и при воплощении замысла: иконописец выступал в роли не-коего ходатая за слабого человека перед Богом, умоляя его о смяг-чении кары за людские грехи.

В конце XI—XII в., несмотря на углубляющиеся расхождения между константинопольской и римской церквами и все более час-тые столкновения с военными силами Запада, его культурный обмен с империей стал более интенсивным. Стало более актив-ным санкционированное и несанкционированное властями и цер-ковью заимствование неидеологизированных форм западной куль-туры и искусства, особенно в сфере прикладного искусства, в му-зыке, одежде, повседневном жизненном распорядке. Эти влияния ничуть не меняли, однако, сущности культуры империи. Наряду со свойственными ей высокими ценностями общечеловеческого значения, ей по-прежнему были присущи такие черты, как не-приятие нового, традиционализм, внешняя помпезность, приверженность к строгой обрядности, надменность и дидактика, по-рождаемые сознанием своего превосходства над культурой наро-дов всего остального мира.

Поздневизантийская культура. После развала империи в 1204 г. развитие культуры в каждом из ее «осколков» совершалось, по крайней мере до 1261 г., изолированно, без живых постоянных связей. Несмотря на это важное обстоятельство, она осталась, как и была до этого, византийской в своей основе, вековые ценности и традиции остались во всем главном непоколебленными. Непо-средственная преемственность с культурой Константинополя была особенно характерна для культурного развития Никейской импе-рии. В никейский период и было в основном подготовлено то «Палеологовское возрождение», которое началось через 20 лет после отвоевания столицы (1261 г.). Именно в никейский период в духовном облике византийца появилась новая черта — осозна-ние принадлежности к греческому этносу, имевшему, помимо «об-щеромейских», свои особые свойства и свое особое место среди других народов.

На территориях, захваченных крестоносцами, темпы развития местной культуры замедлились (ее элита эмигрировала, а у остав-шихся не доставало средств на поддержание прежнего уровня образованности и искусства). Тем не менее и под иноземным владычеством общий культурный облик и внутренний мир насе-ления остались также византийскими, восточнохристианскими. Проявления синтеза местной и западной культур здесь были бо-лее отчетливыми, но и тут он происходил на почве преимущест-венно византийской культуры, даже в кругах высшей знати завое-вателей: «латиняне» огречивались. Латинская Романия сыграла роль посредника в передаче на Запад сочинений античных и ви-зантийских авторов. В свою очередь, под влиянием латинского Запада в Византии возник рыцарский роман, проникали в поэ-зию мотивы куртуазной лирики.

Культурный подъем XIV—XV вв. происходил на фоне быстрого заката империи как могущественного государства, изнемогшего от внутренних бед и ударов внешних врагов. В VII в. сходная си-туация привела к временному культурному упадку, теперь же, напротив, — к активизации культурной жизни. Причина этого отличия состояла прежде всего в более высоком уровне, в боль-шей устойчивости культуры Византии к началу XIII в. На этот раз драматизм общей ситуации вызвал более широкий резонанс в обществе. Вопреки неистребимым представлениям византийцев о «богоизбранности» империи, претендовавшей на первенство в цивилизованном мире, она недавно, на свежей памяти, была раз-громлена и унижена крестоносцами и ныне снова, после непро-должительного укрепления, теряла силы, а в последнее столетие опустилась вообще до положения вассала иноверцев-турок. Все это накаляло эмоциональную сферу, побуждало культурные кру-ги лихорадочно искать выход, жить в постоянном интеллектуаль-ном напряжении. Активные связи с представителями западной культуры, в особенности с итальянскими гуманистами, давали новую пищу для размышлений. В VII в. империя была одинокой перед полчищами варваров, теперь она составляла часть христи-анского мира. Вопреки небеспочвенным опасениям перед Запа-дом, в сознании многих видных византийцев теплилась надежда, представлялась реальной альтернатива: либо купить помощь за-падных держав ценой конфессиональных уступок папству, либо найти компромисс с османами, не поступаясь верой.

Культура эпохи Палеологов свидетельствует о развитии в ее лоне качественно новых процессов и об убыстрении темпов прогресса в самых разных сферах духовной жизни общества. Новое состоя-ло: в большей свободе суждений по вопросам веры и в критике ортодоксального христианства, в большей терпимости к иновер-цам, в более рационалистическом понимании явлений природы, в нарастании внимания к внутреннему миру человека, в уваже-нии к его личности, в признании добродетелью не только благо-честия и смирения, но и порядочности — как нормы поведения и служения отечеству, как нравственного долга. Такова в целом была позиция той части византийских интеллектуалов, которые были носителями гуманистических тенденций. К ним принадлежали выдающиеся ученые Феодор Метохит, Мануил Хрисолор, Геор-гий Гемист Плифон, Виссарион Никейский. Тесно связанные с деятелями итальянского Ренессанса, они однако не стали в под-линном смысле идеологами гуманизма. Почва для этого социо-культурного течения оказалась еще не подготовленной процесса-ми исторического развития империи. Наиболее радикальные идеи высказывал Плифон, а именно: отказ от частной собственности на землю, государственное руководство производственной деятель-ностью, возврат к реформированному античному язычеству как религии подлинных греков, ликвидация монастырей. Позиция «гуманистов», в особенности их тезис, что церковные уступки папству — вполне приемлемая плата за спасение империи, вызва-ли острую критику, получившую общественно-политическое зна-чение. Их непримиримыми оппонентами оказались гораздо бо-лее многочисленные круги и среди образованной светской знати и особенно среди духовенства.

Это были исихасты — последователи популярного в империи в течение последнего столетия ее существования мистического уче-ния. Основы этого учения были заложены много веков назад в монашеской среде, в особенности Симеоном Новым Богословом. Оно долго оставалось теоретической базой истового подвижниче-ства для немногочисленных кругов аскетического монашества. В середине XIV в., в условиях нестабильности и острой тревоги за судьбы империи и веры, оно было обстоятельно развито Григорием Паламой, архиепископом Фессалоники (ок. 1297—1359). Палама учил, что спасение возможно через прижизненное слияние с Бо-гом путем индивидуального религиозного подвижничества и экс-таза, путем углубленной мысленной молитвы в состоянии абсо-лютного физического покоя («исихии») и полного отрешения от материальных помыслов. Против теории Паламы выступили про-исходивший из Калабрии монах Варлаам, отстаивавший примат разума над верой, писатели и теологи Никифор Григора и Гри-горий Акиндин. В споры вокруг исихазма были вовлечены при-дворные круги и сам император. В 1351 г. церковный собор в столице, при активном вмешательстве императора-узурпатора Иоанна VI Кантакузина (1347-1354), не только подверг осужде-нию оппонентов Паламы, но и признал его учение канонически безупречным. Исихазм быстро стал господствующей идеологичес-кой доктриной в империи и скоро широко распространился в других православных странах, пережив на несколько веков своего теоретика.

Общественную роль исихазма нельзя оценить однозначно. Вряд ли исихазм в политической обстановке последнего столетия им-перии оказался своевременной, вызванной жизнью доктриной, способной дать идеологический импульс для мобилизации сил общества в период смертельной опасности. Исихасты, укрепляя верующих в беззаветной преданности православию, проповедова-ли как путь к спасению сознательное отстранение от насущных проблем жизни, в то время когда были необходимы энергичные и решительные действия и трезвая оценка реального положения дел. (Известно, что множество византийцев возлагали все надежды на Бога, до последнего часа борьбы ожидая сверхъестественного чуда). Иначе оценивается культурно-идеологическая роль исихазма. Он утверждал высоко гуманный нравственный кодекс, разработал систему духовного самосовершенствования верующих, создал стройную эстетическую концепцию, сконцентрированную на от-ражении духовного мира человека, оказал влияние на развитие изобразительных искусств, укрепляя их традиционную верность «классицизму». Исихазм не обрел безраздельного господства в жи-вописи: ему противостояло новое течение, тяготевшее к реали-зму. Для этого течения характерны динамизм, экспрессия, эмо-циональность рисунка, как и новые приемы письма — свежая игра светотени, красочная палитра, многомерность пространства и ком-позиций. Ярким образцом поднимающегося к новым высотам византийского изобразительного искусства являются мозаики мо-настыря Хора близ Константинополя (ныне мечеть Кахрие-Джами), который дает представление и о мастерстве зодчих поздней Византии.

Трактуя идеи «гуманистов» как еретичество, а склонность к унии как предательство православия, исихасты при поддержке высшей власти одержали победу, лишив «гуманистов» всякого влияния на общественную жизнь и подтолкнув многих из них к эмиграции на Запад (в основном — в Италию), к чему, впрочем, часть их была и без того готова.

Богатая историография ХШ-ХУ вв. развивала традиции жанра историописания комниновского времени. Среди историков позд-ней эпохи выделяется Иоанн Кантакузин, писавший свой труд после отречения от престола как изворотливую, умную апологию деяний своей персоны, повинной в гражданской войне (он был узурпатором) и в появлении первых орд османов на земле им-перии (они были его союзниками в борьбе с законными импера-торами). Историк XV в. Дука описал трагические дни осады, штурма и падения Константинополя в мае 1453 г. Своеобразен историко-этнографический труд Лаоника Халкокондила. Его сочинение представляет собой серию новелл; в поле зрения ав-тора не только турки, но почти все страны и народы Европы. По характеру изложения материала труд Халкокондила, хотя и отли-чается архаизацией стиля, приближается порой к художествен-ной прозе, которая в эту эпоху отличалась большим разнообра-зием жанров.

Османское завоевание поразило византийскую культуру на не-бывалом взлете. Но закат империи не означал исчезновения ее культуры. Во-первых, она осталась фундаментом дальнейшего развития культуры греков, питая сознание их собственной иден-тичности и этнокультурного своеобразия. Во-вторых, ее тради-ции сохранялись во всех православных странах (Руси, Болгарии, Сербии, Грузии), при всех превратностях их судеб. В-третьих, наследие этой культуры продолжало развиваться в единственной православной стране, остававшейся вне власти мусульман, — в Московской Руси. В-четвертых, наконец, духовные ценности куль-туры Византии составили неотъемлемую часть мировой культуры, обогатив как культуру Ренессанса, так и культуру Европы в це-лом в последующие периоды ее истории.