Принцип классицизма в литературе. Классицизм

Основные правила классицизма:

1. Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, что побудило их следовать традиции античных мастеров.

Они считали, если одни эпохи создают образцы прекрасного, то задача художников последующего времени состоит в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда-установление общих правил, необходимых для художественного творчества.

2. В литературе наблюдался четкое распределение по определенным жанрам:

Высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма);

Средние (научные произведения, элегии, сатиры);

Низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы).

Темами для произведений высоким жанров были события общенационального и исторического значения, в них участвовали цари, выдающиеся деятели, придворные т.д.. Высокие жанры были написаны величавой, торжественной языке. Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие пороки, социальные пороки. В них действовали представители средних и низших классов, речь приближалась к разговорному стилю. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, разоблачались недостатки и характеров.

Устанавливались межжанровые границы, а любые межжанровые сплавы (например, трагикомедия) считались недопустимыми.

Для каждого жанра регламентировались язык и герои. Так, трагедии классицизма присуща была возведена, патетическая речь, такие же высокие чувства, изображались героические личности.

В комедиях использовалась простая речь, обязательным был сатирическая струя, действовали бытовые персонажи. Жанровые формы новой литературы классицистами игнорировались, особенно это касалось прозаических жанров, которые, несмотря на их большую популярность в современной литературе, были отодвинуты в классицизме на второй план. Жанровыми доминантами классицистической литературы были ода и трагедия.

3. Важным элементом в эстетике классицизма были учения о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует соблюдать эти законы. Отсюда происходили почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, единство в драматургии и т.п.). Это накладывало отпечаток холодной беспристрастности, чрезмерной логичности на произведения классицистов.

4. С учением об абсолютности идеала прекрасного и с рационализмом было связано утверждение об универсальности типов человеческих характеров. Опираясь на "Характеры" Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому созданные ими образы отличались абстрактностью и универсальностью, воплощением только общих черт, а не индивидуальных признаков. Персонажи основном были схематичны, - строили вокруг изображения какой-то ведущей черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

5. Характеры четко делились на положительные и отрицательные.

6. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств-времени, места и действия. Пьеса воспроизводила события, происходившие в течение одного дня и в одном месте.

7. Четкая композиция произведения должна была подчеркивать логику замысла автора и определенные черты персонажей.

8. Для классицизма целом характерны аристократизм, ориентация на требования, вкусы высшего общественного слоя, хотя некоторые представители классицизма не делал этого (например, Мольер)

9. Эстетическую ценность для классицистов мало лишь вечное, неподвластное времени, как произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали "вечные" образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы (Тартюф, Сид, Гора-ций, Федра, Андромаха, мещанин во дворянстве, скряга и т.п.).

Классицисты настаивали на воспитательной функции литературы и искусства. Причем средством воспитания "хорошего вкуса" является ни дидактизм, ни нравоучения. Воспитывать человека должно наслаждение, которое должно давать искусство.

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

Историческая основа классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 - начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры - оду (торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.), трагедию (драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами), эпос (изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательным отношением к изображаемому предмету) и низшие - комедию (драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде), сатиру (вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения).

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Классицизм (перевод с лат. образцовый). Само название«классицизм» объясняется его ориентацией на искусство древней Греции и Рима. Представители классицизма были убеждены, что греки и римляне создали истинно классическое (образцовое) искусство, идеально прекрасные, вполне совершенные произведения во всех родах и видах художественного творчества. Свою цель сторонники классицизма видели в том, чтобы приблизиться к этим образцам, а средством для этого считали подражание. Поэтому сюжеты произведений они часто заимствовали из античной истории или из мифологии; современное содержание облекалось ими в жанры античной литературы: героические поэмы, трагедий, комедий, од и сатир. Эстетическая и литературная теория классицизма на Западе создавалась на основе «Поэтики» Аристотеля и «Послания к Пизонам» Горация. Теория эта выводилась из анализа произведений греко-римской литературы и предлагалась в виде правил и законов, которым должны были следовать писатели нового времени. Представители классицизма стремились построить искусство на началах «разума», отчего этот стиль приобрел резко выраженный рационалистический характер. Особенно ярко эта черта проявилась в дидактической поэме теоретика классицизма, французского писателя Буало «Поэтическое искусство». Буало устанавливает идеальную задачу поэзии: подражание природе. Наиболее верно изучать природу и подражать ей умели древние греки и римляне, поэтому у них и следует учиться искусству поэзии. Разнообразные жанры литературы: ода, сатира, эпическая поэма, трагедия, комедия в поэтике классицизма резко отделены один от другого, и каждый подчинен своим особым законам. В трагедиях и одах воспевались «герои», т.е. цари, князья, полководцы – вообще представители господствующего класса. В комедиях и сатирах писатели классицизма обличали темные стороны действительности в свете господствующих этических и гражданских идеалов. Объектом литературы классицизма не могла быть народная жизнь, а средством - живая речь народа. В образах греческих царей, вождей и полководцев, действовавших в условно-отвлеченной обстановке, классицизм изображал современных аристократов. Такие герои не могли разговаривать обыкновенным и тем более народным языком. Язык поэзии – это язык возвышенный, облагороженный и очищенный от «низких» слов и выражений. Ориентируясь на античность, подчиняясь рационалистическим правилам и стремясь к «высокому» содержанию, литература классицизма ослабляла связи с отечественным преданием и историей, с жизнью, бытом и языком своего народа; во всех странах Европы она приобреталаоднообразный характер и становилась по преимуществу литературой «верхнего слоя». Обращаясь к формам западноевропейского классицизма, русские писатели XVIII в не могли быть простыми подражателями, - они создавали свою национальную литературу, свой, русский классицизм 1) Русский классицизм своеобразен тем, что многие из лучших его произведений тесно связаны с родной историей и современной действительностью, наполнены злободневным государственно или общественно важным содержанием 2) Русский классицизм был связан с устным народным творчеством. Кантемир в своих сатирах широко пользовался просторечием. В творчестве позднейших писателей XVIII в связанных с классицизмом (Фонвизин, Крылов), разговорная русская речь становится основным материалом литературы 3) Русский классицизм отличался разнообразием своих проявлений, различием внутренних течений, которые или уживались или боролись одно с другим в пределах одного стиля. Главные этапы в развитии русского классицизма таковы. Воздействие на рус.лит. античных авторов отмечается на всем протяжении древнего периода, но там оно не составляет еще стилевого единства. В русской придворной лит-ре конца XVII в. (в виршах Симеона Полоцкого), где использовалась античная мифология и применялись некоторые правила античной поэзии, можно видеть уже зачатки классицизма. В лит-ре первой трети XVIII в. (в сочинениях Ф. Прокоповича) черты эти становятся более отчетливыми. Однако «классицизм» Полоцкого и Прокоповича носит все еще схоластический характер. Первое проявление классицизма XVIII в. мы видим в сатирах Кантемира, которыми зачинается реально-сатирическая линия рус.клас-зма, имевшая большое значение в развитии всей последующей лит-ры. В теоретических работах и худож. произведениях Тредиаковского и Ломоносова русский классицизм как направление оформляется достаточно определенно. В твор-ве Ломоносова с громадной силой проявляются черты классицизма - гражданственность, патриотизм, высокое служение общенациональным интересам, прогрессивность общественных идеалов. Эти черты придают общенародный характер и значение. В лит-рной деятельности Сумарокова осваиваются новые разнообразные жанры развиваются теоретические основы этого направления. Однако Сумароков выступает в своем творчестве как идеолог либерального дворянства XVIIIв. В дальнейшем в творчестве учеников и приемников Сумарокова начинается разложение этого направления. Заметное влияние клас-зма в рус. лит-ре ощущается, однако, приблизительно до второй четверти XIX века века. Впервые гражданский патриотизм Рылеева ярко проявился в его стихотворении «К временщику», напечатанном с подзаголовком «Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию».

Цели урока:

1. Образовательные:

  • дать понятие классицизма, идейную направленность произведений этого художественного метода;
  • провести параллель между произведениями искусства и эпохой классицизма;
  • познакомить с сюжетом комедии “Тартюф”;

2. Развивающие:

  • продолжить работу над формированием навыков анализа драматического произведения;
  • отрабатывать навыков выразительного чтения, инсценировки эпизодов сценического произведения;

3. Воспитательная:

  • пробудить интерес к творчеству мастера “высокой комедии”.

Мольер нанёс сокрушительный удар
лицемерию вообще и в особенности
лицемерию, рядящемуся в религиозные одежды.

И. Гликман

Мольер всенародный и потому
прекрасный художник нового искусства.

Л.Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Изучение нового.

1. Слово учителя.

Живое разнообразие искусства Возрождения уступило месть строгой упорядоченности нового направления, которое получило название классицизм и наиболее ярко осуществилось во Франции.

Черты классицизма.

  • разумная правильность;
  • уравновешенность пропорций;
  • исключение всего лишнего, необязательного;
  • нормой и образцом его становилось античное искусство;
  • обязательны нормы, каноны в искусстве.

Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой государственной идее, а значит, говоря словами Буало, “разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств”.

Проследим черты классицизма на примере картины Жака Луи Давида “Клятва Горациев”, написанной в 1784 году в Риме. (Слайд 3)

В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия , согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга - братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии , клянутся победить или умереть (Слайд 4) , а их отец протягивает им боевые мечи. (Слайд 5) Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла (слайд 6), невеста одного из Куриациев, и Сабина (слайд 7), сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки , каждая из которых соответствует группе фигур: правая - группе женщин, левая - братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, “хореографию” персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. Горации клянутся выполнить свой патриотический долг. Художник убедительно передал общность устремлений, непоколебимую волю к победе всех трех братьев.
Три человека – и единый порыв. Три человека – и единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки. Высоко поднял их боевое оружие старый отец, благословляя сыновей на ратный подвиг, призывая небо в свидетели произнесенной клятвы – победить или умереть. Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин. Они тоже страдают, но не за государство.

Основными жанрами классицизма были признаны

2. Беседа с учащимися.

– Вспомните из курса 8-го класса законы классицизма. / Триединство: единство времени – 1 сутки; места; действия – 1 интрига; говорящие имена и фамилии/.

– Хорошо ли это: каноны, нормы, правила? / Не всегда, т.к. это сдерживает писателя в определённых рамках. Но если художник велик, то он своеобразен и, сливаясь с литературным направлением, он постоянно нарушает его правила/.

– Ни один период в развитии искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до сих пор. Примером этому служит творчество Мольера, пьесы которого идут и на сценах современного театра.

3. Из курса 8-го класса вспомним работу русского классициста М.В. Ломоносова “О 3-х штилях”, где жанр комедии отнесён к низкому стилю. Почему же Мольера называют мастером комедии, но комедии особого типа – “высокой”? – это вопрос наших уроков по Мольеру.

III. Работа над комедией “Тартюф”.

1.Сообщение учащегося об обществе святых даров.

2.Пересказ сюжета комедии.

3.Первичное восприятие прочитанного.

  • В 1 и 2 действии – приём Мольера – автор не вводит главного героя,

но именно в этих действиях мы узнаём предысторию Тартюфа. Давайте нарисуем внешний портрет этого героя. Что видим? / Это пышущий здоровьем человек средних лет, с румяными щёками, с губами “словно вишни”, с глазами, то “кротко потупленными долу, то молитвенно устремлёнными горе”/.

  • Похожа ли эта внешность на внешность святого? / Нет, между его

внешностью и положением святого, в которое он себя ставит, резкое несоответствие/.

  • Как называется приём, когда в одном герое соединяется

несоединимое? / Гротеск/.

  • Тартюф впервые появляется во 2-ой сцене III действия. Хотя

читатель вполне подготовлен к встрече с героем, она всё же ошеломляет его своей неожиданностью. Почему? Обратите внимание на авторские ремарки. / Заметив Дорину, громко обращается к слуге за сценой/. Почему громко? / Чтобы слышали не столько слуги, сколько Дорина и все домашние, находящиеся поблизости/, Дорина это поняла, но Тартюф на это и рассчитывал.

  • Все в доме Оргона хорошо знают, что Тартюф – большой гурман и

сибарит, любящий сладко есть и мягко спать, тем не менее он как ни в чём не бывало продолжает бравировать аскетизмом и выставлять напоказ плеть и власяницу. А вспомните взгляд его на декольтированную шею Дорины… Маска лицемерия намертво приросла к его лицу. Он её приоткрывает или срывает иногда. Когда? (работа с текстом). / “Любовная” сцена с Эльмирой.

“Тартюф” – по-старофранцузски “подлец”, он тартюфствует, т.е. подличает, пробует качество обработки бархата, кружева на её шее/.

  • А как ведёт себя Эльмира? / Ставит его на место, отшучиваясь,

иронизирует над Тартюфом, посмеивается над его обманчивой святостью, чем уязвляет самолюбие лицемера. Ему даже хочется закричать, что он не

“бестелесый ангел”, а человек, как все. Между “тайными страстями” и “гласными действиями” установилось временное соответствие/.

  • Но попытка склонить Эльмиру к измене и обещание сохранить всё в тайне

– это ничто иное как тартюфство.

  • Дамис уличает Тартюфа. Казалось бы, что все пути для него отрезаны, но

что предпринимает лицемер? / Он себя бичует – не опровергает Дамиса. Он кается в несовершённых грехах. Этим он убеждает Оргона в своей святости, ведь не оправдывается, как обычно делают виноватые/. Чтение заранее подготовленным учащимся наизусть монолога Тартюфа:

Верь, брат мой! Я злодей, бесстыдный и лукавый
Виновник всяких зол, источник всяких бед.
Такого грешника еще не видел свет.
С мерзейшим из существ не смею стать я рядом,
Вся жизнь моя полна позором, грязью, смрадом,
В ней скопище грехов и свалка нечистот,
И небо поделом мне казнь такую шлет.
Пускай припишут мне любое злодеянье--
Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье.
Так верьте же всему! Услышав и узрев
Все низости мои, обрушьте ярый гнев,
Гоните прочь меня. Какие бы удары
От вас ни претерпел – я стою большей кары.

  • Тартюф – хозяин дома, имущества, положения. Недаром Клеант именно у него просит помощи, чтобы вернуть Дамиса домой. Что делает Тартюф? / Он цинично издевается над Клеантом, лжёт, прикидываясь кротким исполнителем воли неба, которое не желает возвращения Дамиса/.
  • Тартюф в маске чувствует себя неуязвимым. Что будет наивысшей точкой его могущества, блаженства? (Разговор с Клеантом).
  • Второе, специально подстроенное свидание Тартюфа с Эльмирой, очевидцем которого был Оргон. Такой приём игры в драматическом произведении называется “мышеловкой”. Какова цель этой сцены? (Оргон до того подчинён влиянию Тартюфа, что готов ради него фанатично забыть мать, детей, всех близких. Прозреть Оргону может помочь лишь увиденное своими глазами)
  • Почему Тартюф пошёл на встречу? (Главное правило – ни перед чем не отступать. Ещё – уверенность в себе).
  • Инсценировка эпизода второй встречи Тартюфа и Эльмиры заранее подготовленными учащимися (основой для исполнения ролей учащимися взята книга Бояджиева “От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров” (статья о том, как исполнял роль Тартюфа Жан Ионель).
  • Тартюф уличён. Но что он делает на сей раз? (Опускает маску и пытается опять загипнотизировать Оргона фразами, но Оргон прозрел и не верит “праведнику”. Тогда лицемер меняет тактику, он срывает маску и начинает угрожать Оргону.

Перечислите моменты наступления Тартюфа. (“Как! Вы поверили?..”,

“Хотел я...”,

“Смотрите, как бы вас не выгнали из дому!
Нельзя по-доброму, так будет по-худому:
Дом-мой, и на него я заявлю права.
Вы мне ответите за бранные слова,
Вы пожалеете об этих мерзких кознях,
Замучите себя вы в сокрушеньях поздних
О том, что нанесли обиду небесам,
Мне указав на дверь. Я вам за все воздам!”

“Только в первую секунду попробовал что-то сказать в своё оправдание святоша, но как только Оргон повысил голос, в ответ послышался такой окрик, что честный буржуа так и остался на своём месте с открытым ртом. Ведь теперь Тартюф хозяин всего дома, судьба Оргона в его руках. Громко стуча башмаками, плут уходит – как победитель. Потому что он действительно победил, да ещё с позволения неба” / [ 2].

  • Что происходит? (Оргон испугался Тартюфа, потому что в “любовной сцене” он показался Оргону подлым и низким, а теперь страшным.) Тартюф открыт, но всё равно притворщик.
  • Оргон в недоумении, как можно было быть таким доверчивым, ведь он отдал Тартюфу ларец с бумагами Аргаса.
  • V действие. Чем заканчивается? (справедливость восторжествовала: вместо мечты Тартюфа соблазнить жену Оргона, жениться на его дочери, овладеть имуществом Оргона и самого запрятать в тюрьму, офицер арестовывает Тартюфа, а в семье Оргона воцарилось спокойствие).
  • Почему Мольер так закончил пьесу? На что рассчитывал? А так ли счастливо заканчивались подобные истории на самом деле? (В жизни так, конечно, эти истории не заканчивались. Трагичность в том, что в жизни тартюфы побеждают, и только случайность может изменить закономерность. Грибоедов сказал: “Тартюфы страшны, они в жизни торжествуют”).
  • Кто представляет в комедии авторскую точку зрения на порок – религиозное ханжество? (Да, это Клеант. Зачитать его слова действие 4, явление 1).
  • Есть ли в произведении герой, который изначально увидел в тартюфе лицемера и активно боролся с ним на протяжении всего произведения? Кто это? (Служанка Дорина). (“Для Дорины Тартюф с самого начала проходимец и трус, каким он обнаруживает себя к концу комедии. Умение разглядеть подлинную физиономию Тартюфа – результат народного взгляда на жизнь и людей, и эта народность ярко выявлена в образе Дорины. Борьба Дорины – это защита семьи, в которой если не по положению, то по моральному праву она является матерью. Дорина как мать своих детей защищает Марианну и Дамиса от подлейших посягательств Тартюфа. Да, Дорина – настоящая мать, любящая, умная, и в то же время она служанка. У этой простой женщины ненависть к Тартюфу и тревога за судьбу семьи сливаются воедино. Для Дорины Тартюф – отравитель душ. Оргон перестал быть нормальным человеком, он заражён Тартюфом – и в этом драма всего семейства, ибо его глава стал фанатиком и маньяком. Защитить детей и призвана Дорина”. / .
  • Для чего Мольеру нужен был этот образ? (Единство гневной обличительной сатиры и весёлого жизнеутверждающего смеха. Основа этого единства – оптимизм Мольера, вера в нравственное здоровье народа.)

IV. Рефлексия.

  • Почему мы свой урок назвали “Вечно живые образы Ж. Б. Мольера”? (“Мольер очень высоко ценил правду в человеческих отношениях и испытывал ненависть к лицемерию. Он энергично подчёркивал, что это “один из самых распространённых, самых несносных и самых опасных пороков” [ 3]. Мольер решил показать лицемерие, рядящееся в религиозные одежды, использующее в своих гнусных целях принципы христианской морали. Конечно, это всё Мольер говорил о современной ему Франции. Но как это актуально для нашего времени, для нашего мира).
  • Мольер определил жанр своего произведения как комедия. А каков жанр этого произведения, по-вашему? (трагикомедия.)
  • Самым большим достоинством человека в эпоху классицизма становится исполнение долга, служение высокой государственной идее. В ком воплощена эта идея?

(В самом Мольере. Именно он всегда стремился к тому, чтобы созданные им типические характеры были опознаны современниками, выставлены на всеобщее обозрение, высмеяны. А главным его оружием в борьбе с пороками был смех).

V. Жизнь “Тартюфа” на театральной сцене. (сообщения заранее подготовленных учащихся).

1. “Тартюф” на сцене французских театров.
2. “Тартюф” на русской сцене. (Слайды 8-15)

VI. Домашнее задание.

В виде таблицы записать традиции классицизма и новаторство Мольера в комедии “Тартюф”.

Использованная литература:

  1. Бояджиев Г.П. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии.
  2. Бояджиев Г.П. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров.– М., 1981. – с. 164-179.
  3. Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк, – М.– Л. – 1966.

КЛАССИЦИЗМ (ЛЕКЦИЯ)

Когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые. В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства

Эпоху Возрождения , пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма.

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии. (Абсолютизм - форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть)

Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14, король из династии Бурбонов. Его называли “король-солнце”. Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: “Государство – это я”. Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству это прежде всего служение ему лично.

Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси. Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры. При его поддержке была основана Французская Академия, прошла реконструкция Сорбонны (по завещанию Ришелье оставил ей свою богатейшую библиотеку). Герцог покровительствовал художникам и литераторам, поощрял таланты.

С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта, который ввел систему координат на плоскости или в пространстве со взаимно перпендикулярными осями. Рационализм Декарта выражен во фразе: “Мыслю, следовательно, существую”.

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика. А служение монархии, преданность королю, как мы уже говорили, много значили во Франции XVII века. Классицизм должен воспевать государство

Классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVIIначала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу

Принципы классицизма

Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее Наследование античности как образцу
(действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи) Подражание “украшенной” природе Главная категория – красота

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.

Ленотр планировал аллеи не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это был символ самого Людовика 14, Короля-Солнца. Лучи аллей расходились из спальни Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его пышного ложа, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного стали нормой в эпоху классицизма.

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе. Труд написан в стихах. (Стихи – это рифма, строгий порядок, гармония)

Вот что писал Буало о рифме: “Коль вы научитесь искать ее упорно, на голос разума она придет покорно”.

Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.

2. Исключалось использование простонародного языка

Бегите подлых слов и грубого уродства.
Пусть низкий слог хранит и строй и благородство

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие , вместившееся в сутки ,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры.

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.

Смешивать жанры считалось недопустимым!

Крупнейшие художественные достижения французского театра связаны с именами Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера. Первые двое писали трагедии, а Мольер – комедии. Кстати, Корнелю покровительствовал Ришелье.

Обратимся снова к Буало.

Писать отточенно, изящно, вдохновенно,
Порою глубоко, порою дерзновенно
И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след
Они оставили на много дней и лет, -
Вот в чем Трагедии высокая идея.
Коль вы прославиться в Комедии хотите,
Себе в наставницы природу изберите.

А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

Д/З: Опираясь на лекцию, расскажите об основных принципах классицизма (запишите принципы классицизма в тетради). Подготовьте пересказ биографии Мольера, прочитайте 1 действие комедии «Мещанин во дворянстве»

Опережающее задание: перечитывая комедию Мольера и опираясь на основные принципы классицизма в литературе, доказать, что “Мещанин во дворянстве” - классическое произведение.