Развивающие игры Воскобовича
81310
первые игры вячеслава воскобовича появились в начале 90-х. в основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.
самые известные из них – «геоконт» и «квадрат воскобовича».
игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
в таких играх дети через практику постигают теорию. также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр (например, «волшебная восьмерка») и букв («конструктор букв»), на обучение чтению (например, по универсальному пособию «складушки»). игры воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).
немного истории
вячеслав вадимович воскобович - живет в санкт-петербурге. им разработано более 40 развивающих игр и пособий. в прошлом вячеслав вадимович инженер–физик.
толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху перестройки. воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт никитина и зайцева, но решил пойти своим путем. так появились его первые творческие игры: «геоконт», «игровой квадрат», «цветовые часы».
«мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», - говорит вячеслав воскобович.
чуть позже был создан центр ооо «развивающие игры воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.
цели занятий с игровыми материалами воскобовича
Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
Развитие мелкой моторики.
особенности развивающих игр воскобовича
- игры разработаны, исходя из интересов детей .
занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- широкий возрастной диапазон.
в одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.
игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
- многофункциональность и универсальность.
занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).
- систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
- методическое сопровождение.
многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон метр, храбрый малыш гео, хитрый, но простоватый всюсь, забавный магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
самые популярные игры воскобовича
« геоконт » - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" -. представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. на игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. в результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.
игровой набор сопровождает методическая сказка «малыш гео, ворон метр и я, дядя слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).
а начинается сказка так: «однажды малышу гео приснился сон. идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу красный зверь. испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «не бойся красного зверя, прогони его оранжевым криком». крикнул малыш оранжевым криком – исчез красный зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела желтая птица. взмахнула желтая птица крылами, закружила, малыш испугался и побежал. и снова голос: «не бойся желтую птицу – прогони ее зеленым свистом». свистнул малыш зеленым свистом – исчезла желтая птица. появилось озеро, на берегу стояла лодочка. сел малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает голубая рыба. снова испугался малыш, подналег на весла, но не тут-то было. и снова голос: «не бойся голубую рыбу, прогони ее синим шепотом». шепнул малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. гео стоял перед входом в фиолетовый лес».
таким образом, малыш не просто создает изображения на «геоконте», а делает паутинку паука юка, лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком красного зверя", "зеленым свистом желтой птицы" или "синим шепотом голубой рыбы". в книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.
в результате игр с "геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.
«квадрат воскобовича» или «игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)
игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. с одной стороны «квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. потому-то эту игру называют еще «вечное оригами» или «квадрат– трансформер».
игру сопровождает методическая сказка «тайна ворона метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». в ней "квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
«чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. вкладыши сделаны из кругов и крестиков. крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. на начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. далее задание усложняется: по схемам в «альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.
игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
"кораблик «брызг-брызг
"
представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1
до 7.
к мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса.
игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.
«математические корзинки»
- это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания.
малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
по сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: ежиком-единичкой, зайкой-двойкой, мышкой-тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.
«забавные буквы»
- это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква а
и зовут его арлекин, другой шут скрутился буквой о
и его имя – орлекин, у
– представляется урлекином, также существуют ярлекин, ырлекин, юрлекин и т.д.
играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.
«теремки воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. а из нескольких "теремков" можно составить слово.
на первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. на гранях первого кубика белого цвета живут буквы б, п, в и ф . ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. таким же образом ребенок знакомится с остальными "теремками".
теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. в синем кубике живут а, о , у, э, ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – я, ё, ю, и, е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).
на втором этапе учимся составлять слоги. вкладываем в первый "терем" кубик с буквой а и читаем получившийся слог: "па".
на третьем этапе можно составлять и читать простые слова. устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию увлекательнейших игр. например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.
«складушки» . воскобович переработал идею складов зайцева, создавшего кубики со складами.
игра-пособие "складушки" предназначена для обучения детей чтению в складовой системе.
пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. так же имеется cd-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:
гусь с гусынею гусяток
насчитали лишь десяток.
гусь с гучыней обсчитались
все на месте оказались.
на что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм воскобовича:
Подготовка. перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. в основном дети работают руками и мало говорят. во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.
Усидчивость. для игры с пособиями воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.
Материал к занятию.
МАСТЕР_КЛАСС
Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».
Цель мастер - класса : внедрить технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » в педагогическую деятельность воспитателей нашего города.
Задачи:
Познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича , их особенностями, формами и методами работы с играми.
- развивать творческий познавательный интерес к играм В. В. Воскобовича .
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это игровая технология, т к игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде, а так же и младшем школьном возрасте. Другими словами, на базе РИВ можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет).
Сразу хочу предупредить, мой опыт работы по данной технологии не большой.
Познакомилась я с Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем совсем недавно. Как и многие я присутствовало на его презентации в нашем городе на Форуме «Педагоги России». Затем прослушала его однодневный семинар, который он провел в нашем городе. И уже там я окончательно определилась, что буду использовать в своей работе его технологии.
Немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий . В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович , пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры : «Геоконт» , «Игровой квадрат» , «Цветовые часы» .
Чуть позже был создан центр ООО « Развивающие игры Воскобовича » по разработке, производству, внедрению и распространению методик развивающих и коррекционных игр .
РИВ основаны на трех основных принципах:
Познание
Интерес
Творчество
Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:
- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
- Развитие наблюдательности , воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
- Развитие мелкой моторики .
Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.) .
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Цель технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Особенности технологии:
Широкий возрастной диапазон участников игр.
Многофункциональность развивающих игр.
Вариативность.
Сказочность.
Взаимосвязь развивающих пособий.
Поэтапность.
Широта использования.
Творческий потенциал каждой игры.
Комфортность.
Технология с «открытым кодом»
РИВ направлены на решение задач пяти развивающих областей ФГОС ДО:
социально- коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.
Игры разработаны для детей разного возраста : ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст и для детей с ОВЗ.
К универсальному блоку относятся:
1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,
2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,
3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор»
Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1*1,25, есть еще вариант 1,5*2,5 (если позволяет место). Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.
Задачи, которые мы можем решать:
Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);
Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);
Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.
Развитию аргументированной и доказательной речи;
1 Пример: для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.
«Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.
Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.
«Подарим гномам листочки»
Задачи: - развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; - развитие умения группировать по цвету.
Оборудование и материалы: листочки 4 цветов, гномы.
Игровая ситуация: веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.
Задание : помочь гномам собрать листочки своего цвета.
Ознакомление с окружающим миром.
Например, многие животные леса осенью начинают готовить себе норки-домики на зиму и начинают их утеплять листочками. И наши ежики и мышки тоже решили утеплить свои норки.
Задачи: - закрепление умения выделять размер: большой, средний, маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Оборудование и материалы: желтые листочки трех размеров, ежики двух размеров, мышка.
Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ежики и мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу ежики увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большой ежик решил собрать большие листочки, маленький – средние, и тут они услышали писк. Это мышка прибежала за маленькими листочками. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.
Задание: Помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.
Всегда надо ориентироваться на способности, знания и умения детей. Для кого-то мы начинаем с одного цвета и разных размеров, а кому-то можно подключать и цвет и размер.
«Украсим деревья листочками»
Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения группировать листья на основе цвета.
Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.
Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?
Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми)
Развитие психических процессов
«Откуда выпал листик?»
Задачи: - развитие внимания, мышления; - развитие координации движений.
Оборудование и материалы : ажурное дерево с листочками.
Игровая ситуация: Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и этак, ничего не получалось. Давайте поможем гному поставить листочки на место.
Задание: подобрать листочки в отверстия на кроне дерева.
Во всех примерах мы предлагаем кому-нибудь помочь, помогаем проявить заботу, тем самым решаем социально-коммуникативные задачи.
Играем в математику
«Разноцветные полянки гномов»
Задачи: - развитие внимания, мышления; - закрепление умения делить предметы на три группы по цвету; - закрепление счета до 5, определение больше - меньше.
Оборудование и материалы: радужные гномы, наборы листьев трех цветов
Игровая ситуация: Гномы решили сделать разноцветные полянки, Кохле решил сделать красную полянку, Зеле – зеленую, Си – синюю. А чтобы их полянки не были скучными, гномы решили их украсить листочками.
Задание: помочь гномам украсить полянки листочками любимых цветов. Сосчитать листочки на каждой полянке. Сравнить у кого листочков больше – меньше.
«Коврограф Ларчик»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.
Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус - с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.
Комплект «МиниЛарчик » размером как четверть коврографа, содержит практически такую же комплектацию, удобно использовать в домашних условиях, в индивидуальных занятиях на столе, особенно в занятиях с детьми с ОВЗ.
Коврограф Ларчик содержит:
Сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт)
Образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков)
Знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе)
Вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса)
Конструирование различных игр и заданий:
«Разноцветные кружочки»:
– цепочки (бусы)
Расположение на плоскости
2. «Разноцветные веревочки»:
Лабиринты
Графические диктанты
1 Пример:
Посадили мы цветок, появился стебелек,
Распускается бутон, посмотри-ка красный он,
И еще один бутон, посмотри-ка синий (белый) он.
Вопросы: Сколько всего цветов (бутонов) на стебле? (Много, три…) Сколько красных бутонов? (один) Сколько желтых? (ни одного)
Пальчиковая игра – указательный палец – пчелка – садится на соответствующий цветок
Пчелка Жужа прилетала, над цветочками жужжала.
Выбираем белый цвет. Пчелка села или нет?
Дополнения и усложнения:
Добавить или изменить цвета,
Прикрепить лепестки меньшего (большего) размера вокруг середины-бутона (такого же цвета (другого цвета), разноцветные лепестки)
Пчелки – желтые кружки – прикрепить рядом с указанным цветком, сравнить количество пчелок и цветов.
2 Пример: Пчелка Жужжа собирает нектар (проложить разноцветные дорожки от пчелки к цветам – белую, голубую, серую)
Вопросы и задания:
Пчелка полетит по белой дорожке, к какому цветку прилетит?
По какой дорожке нужно лететь, чтобы добраться до цветка с синей серединкой и красными лепестками?
Усложнения: добавить количество цветков, сделать цветки с одинаковыми серединками но разными лепестками или цветки одинаковой расцветки, но с разным количеством лепестков
3 Пример: Чередование (бусы)
Чередование 2-3 цветов.
Усложнение: добавить размер, кривая ниточка, замкнутая.
Сделай по образцу. Усложнение: измени направление.
Сделай по описанию: - первая - красная, вторая - зеленая и т.д. (числовой отрезок); красная бусина - между зеленой и желтой, но желтая справа.
Цвет могут задавать разноцветные гномы: Сделай для Желе такие же бусы, как у Кохле, но только желтые.
4 Пример: Слоник Ляп-ляп ищет клад (можно учить ребенка ориентироваться на плоскости)
Найди все бусины слева от Слоника,
У кого нужно попросить белую бусину?
Объясни Слонику, как пройти к желтой бусине
Проложи веревочку – дорожку между бусинами и собери их в следующем порядке: красная, синяя, желтая, белая (получилась незамкнутая ломаная из трех звеньев)
Разложи бусины по описанию: - зеленую подари льву, - от колодца пройди направо 2 клетки и 2 вниз, положи маленькую красную бусинку. Для кого она?
5 Пример: Слон Лип-лип идет в гости
Усложнение: камешки на дорожке
Вопросы и задания:
Какие дорожки ведут к гномам? (красная, синяя, зеленая, прямая, кривая, ломаная)
С какими дорожками пересекается красная дорожка?
Какие камни-кружки лежат вдоль зеленой дорожки?
Помоги Слону пройти по описанию словесному или по схеме (последовательность камней- кружков)
Трансформация картинки:
Что изменилось?
Какая дорожка не завалена камнями?
Объясни Слону как пройти к Кохле?
Как еще к нему можно пройти?
Соеденить Слоника с гномами (желт, красн, голуб, зеленый) разными веревочками (зеленая красная, синяя)
Вопросы и задания:
Игрок с закрытыми глазами ведет пальцем по дорожке по указанию направления другого игрока.
Дорожка с пересадкой: идти по красной, перейти на зеленую, затем на синюю
Идти по направлению и на заданное количество клеток: сначала идем по зеленой дорожке 3 вниз, 1 – налево, 1 – вниз, 1 – налево. К какому гному пришли?
Найди самую короткую дорожку к Кохле.
Как Желе дойти к Зеле?
Дополнение: проложи желтую дорожку к Селе, чтобы она пересекалась только с красной и синей
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Универсальные игровые комплексы
Комплект «Сказочный образ»
Комплект «Эталонные конструкторы»
Комплект «Чудо конструкторы»
Комплект «Знаковые конструкторы»
Комплект «Игровой квадрат»
Комплект «Играем в математику»
Комплект «Чтение через игру»
ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ
«Кораблик Плюх-плюх»
Пять цветов, пять мачт разной высоты, флажочки, которые снимаются и одеваются.
На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажочки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и капитан – гусь. Для того, чтобы наш кораблик отправился в плавание не нем надо навести порядок, надо наши флажочки снять и постирать. Затем разложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, помогаем деткам, объясняем им. На маленькую надеваем самую маленькую кучку и тд. Как вариант, можно флажочки надеть на пальчики и прейти в динамическую паузу – потанцевать как лягушата. А потом опять превращаемся в ребяток и продолжаем нанизывать флажочки на мачты. На кораблике можно провести карнавал. Для этого можно украсить кораблик герляндой. И мы выполняем нанизывание на шнурочек флажков различными способами (в большое отверстие или в маленькое, произвольно или по схеме, выбирая определенный цвет). Можно надеть на детей в виде бус или браслетов и опять устроить динамическую паузу – карнавал. На мачтах можно делать вертикальные ряды, горизонтальные ряды. И когда мы соберем весь кораблик, он должен отправиться в плавание по волнам (выполняется движение плавание кораблика по волнам правой и левой рукой).
Эталонные конструкторы «Фонарики»
На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает в РИВ. Вариативность: - вкладыши (для самых маленьких. Причем когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся); - геометрические формы; - конструирование по схемам; - свободное конструирование; - трафаретное рисование.
Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой), зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самой проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза).
Когда мы приступаем к конструированию, для детей раннего возраста мы используем схемы 1 в 1 (на листе А4 отрисовываем схему можно черно-белую, можно цветную). Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет и дети строят на столе, педагог в Фиолетовом лесу. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой. В качестве трафаретного рисования можно просто обрисовывать геометрические фигуры, а можно опять же вернуться к сказке и пройти ее всю, обрисовывая детали. Обязательно надо придумывать сюжет вокруг какого –то сказочного героя и в конце, например, посадили пчелку на машину и проговорили как она едет на машине, и обязательно учим складывать игры на место.
Эталонные конструкторы «Черепашки. Пирамидка»
7 цветов, три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш)
Используется нанизывание, соотношение по величине, можно строить и на столе и на игровом поле (правильно объяснять ребенку где голова, где ноги).
Вариативность: нанизывание по цвету, по величине, плоскостное и объемное конструирование, конструирование по схемам, свободное конструирование.
Схемы так же есть в комплекте. Так же мы их отрисовываем. Вариантов много.
«Чудо Крестики 1»
Основные цвета, вкладыши, количество и состав числа. Модно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам (схемы прилагаются)
«Чудо соты» - продолжение Чудо – крестиков (добавляется новый цвет, разнообразится конструирование)
Игровой квадрат или всем известный квадрат Воскобовича.
В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Получается шоколадка в зеленом (красном) фантике для гномов, печенье (маленький квадрат). Кормим гномов (ням-ням-ням). Сложив по диагонали получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. При этом активизируем речь. Делаем конфеты, домики, конвертики.
Волшебная восьмерка
Вариативность: - работа на игровом поле или на столе; - вытаскивание палочек, подсовывание под резиночку; - одноцветное и разноцветное выкладывание палочек (поворот); - работа одной и двумя руками; - работа со словесной инструкцией: покажи, положи, найди…; - моделирование из палочек на столе (заборчик, домик, цветочек)
Шнур – малыш
На конце шнурочка завязываем узелок. Начинаем с обучения нырять и выныривать. Затем мы учим их огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей. А как известно, любое действие руками способствует развитию речи, мышления. Когда мы овладели действиями одной рукой, делаем все тоже самое другой рукой. У детей до 3-4 лет основная рука не стоит, поэтому развивая обе руки, мы развиваем оба полушария. Усложняя задачу, можно предлагать схемы, словесные указания.
Чтение через игру
Мы готовим артикуляционный аппарат у детей. Используем карточки Арлекин, Ирлекин, Урлекин, Орлекин, Ерлекин. Мы не учим их читать, мы развиваем артикуляционный аппарат. Мы показываем наших любимых шутов и пропеваем их любимую песенку (Оооо). Следим за тем, чтобы дети правильно ставили губы, язык. Затем переходим к слоговому пению.
Для этого можно использовать «Складушки» - это альбом с картинками и песенками и диск. Песенки можно использовать как фон для игры.
Конструкторы могут сочетаться между собой.
«Игровизор» игровой графический тренажер
Рекомендации : Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.
Литература :
1. Вкладыши к играм.
2. Развивающие игры Воскобовича . 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В. Воскобовича , Л. С. Вакуленко.
Спасибо за внимание!
Заведующий ГБДОУ «Детский сад № 91
комбинированного вида» __________ О. Е. Выговская
Эльзара Талыбова
Развитие познавательно-речевой деятельности дошкольников по методике В. В. Воскобовича
Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают ребёнку увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.
История возникновения методики Воскобовича.
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию детей. Методика Воскобовича является актуальной темой на многих семинарах приуроченных творческому, познавательному, речевому развитию детей.
Принципы методики Воскобовича.
*В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.
*Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.
* Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.
Популярные развивающие игры Воскобовича
"Волшебная Восьмерка" Воскобовича.
Для детей от 3 до 9 лет Воскобович сконструировал развивающую игру "Волшебная Восьмерка". Игра в Восьмерку состоит из фанерного поля, к которому с помощью резинок крепятся 7 деревянных деталей всех цветов радуги с одной стороны и одного цвета - с другой. Под деталями пословица-шифр (КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ). Но эта игра более разнообразна по степеням сложности. Степеней сложности три.
Первая степень - это когда ребенок должен конструировать цифры по схеме: от 0 до 9 из однотонных деталей. Вторая степень сложности - это умение конструирования цифр по словесной модели. Для этого педагогу нужно будет выучить считалку-шифр. В ней каждое слово соответствует не только определенной детали в цифрах, но и цвета детали. Когда ребенок поймет и запомнит эту закономерность, можно будет загадывать цифры, шифруя их словами считалки или цветами радуги. Например, цифра "восемь" соответствует считалке КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ, а цифра "девять" - КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ. Третья степень сложности - это достижение умения оформить мысленное представление о цифре в слове без опоры на действие. Например, попросите ребенка вспомнить все цифры, в которых есть зеленая деталь, не собирая цифру. Сколько их всего? Благодаря этому пособию ваш ребенок научится составлять цифры из палочек, разовьет память, внимание, образное и логическое мышление, координацию рук, мелкую моторику рук.
Давайте поиграем!
1-задание.
Мы отправляемся с вами в путешествие на космическом корабле. На корабле имеются помещения, которые называются отсеками. Каждый отсек имеет номер и шифр. Сейчас вы должны определить шифр отсека, в котором мы отправимся в путешествие, по названию палочек в вашей цифре с помощью считалки «Кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи». Давайте сначала выучим всю считалку: КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ. В считалке спрятались цвета радуги. Кохле - это какой цвет? (красный). Охле? (оранжевый). Желе? (желтый). Зеле? (зеленый). Геле? (голубой). Селе? (синий). Фи? (фиолетовый) .
А сейчас приступаем к шифровке. (1 – «Желе-фи», 2 – «Охле-желе-зеле-геле-селе», 3 – «Охле-желе-зеле-селе-фи», 4 – «Кохле-желе-зеле-фи», 5 – «Кохле-охле-зеле-селе-фи», 6 – «Кохле-охле-зеле=геле-селе-фи», 7 – «Охле-желе-фи», 8 – «Кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи», 9 – «Кохле-охле-желе-зеле-селе-фи», 0 – «Кохле-охле-желе-геле-селе-фи»).
2-задание.
Вспомните все цифры, в которых есть красная деталь, не собирая цифру.
«Игровизор».
В самом названии заложен главный смысл этого пособия – «Игра», вот важнейшее средство для подачи, совершенствования и закрепления знаний дошкольников.
«Игровизор» - это интеллектуальный тренажёр. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.
В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку.
«Игровизор» делает учение интересным занятием для дошкольника, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретению знаний, умений и навыков. Использование игровизора в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной интересной деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Как правило, игра не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослого и даёт толчок к творческим проявлениям. «Игровизор», направлен на различные аспекты детского развития – математика, подготовка к чтению, знакомство с окружающим, экология, художественная деятельность, способствует развитию творческого воображения, логического мышления и памяти.
Отметим явные плюсы пособия:
Обучение происходит в игровой форме; задания увлекают ребёнка;
Эмоциональная окраска заданий: ребёнку не надо беспокоиться, что он сделает что-то неправильно, так как можно тут же всё исправить. Это даёт уверенность в своих силах, формирует положительную самооценку;
Задания можно использовать многократно, ещё раз упражняясь, закрепляя пройденный материал;
- «Игровизор» можно использовать с младшей группы детского сада и до подготовительной к школе группе, а также в школе.
Очень важный плюс в вариативности игр, т. е. один лист-задание можно использовать по разным направлениям.
Возможность самоконтроля (возможность проверить себя и легко исправить ошибку).
В игре с «Игровизором» развивается точность и координация движений детей, происходит подготовка руки к письму, совершенствуется внимание, память, мышление, творческое воображение.
- «Игровизор» прост в изготовлении и использовании.
Давайте поиграем!
Виды выполнения заданий на «Игровизоре»: выделение, соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д.
Перед вами лист- задание.
Задания могут быть такими:
Выберите и обведите по контуру только прямоугольники (круги, овалы, квадраты, треугольники). Это самое простое задание для детей, в основном с ним справляется большинство детей. Можно усложнить задание такой формулировкой (кстати, это и есть усложнение по различным возрастным группам):
Выберите фигуры, не имеющие углов, или все четырёхугольники (дети, которые не усвоили материал, могут иметь затруднения, но в целом дети старшего возраста выполняют это задание без проблем). Задание может быть и таким:
Заштрихуйте фигуры с тремя углами (здесь решаются сразу две задачи – определение формы и работа по формированию мелкой моторики). Готовясь к занятию, воспитатель должен продумать назначение и целесообразность данного задания, выбрать вариант, который выполнит цель, заложенную в занятии.
Переверните игровизор, перед вами буквы. При обучении детей грамоте можно использовать задания, такого рода:
Найдите и обведите в круг только гласные (согласные). Задание помогает на первых этапах знакомства с буквами.
Определению буквы в слове, помогут такие задания:
Найдите и обведите буквы, с которых начинаются эти слова: снег, ракета, арлекин и т. д.
Найдите слова, которые спрятались здесь, используя маркер, проведите стрелочки от буквы к букве, прочитайте, что получилось. (сон, нос, ау, мина, рис)
«Квадрат Воскобовича".
"Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху. Это неполный перечень только тех "превращений" Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать!
Все это возможно благодаря тому, что эта игрушка изготовлена из ткани. На тканевую основу наклеены пластиковые треугольники. Они разноцветные - зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать. Складывая "Квадрат" можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с "Квадратом Воскобовича", педагог может давать задания на тренировку внимания, логики или сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, воспитатель спрашивает у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум - два, но если присмотреться внимательнее, то ясно, что квадратов три. А зеленый квадрат один. И таких заданий можно придумывать бесконечное множество! Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности. Если "Квадрат Воскобовича" есть у вас дома, его можно взять с собой даже на прогулку или в дорогу. Он легко поместится в карман и не прервет интересных игр во время прогулки или в путешествии. Для детей постарше "Волшебный квадрат Воскобовича" - наверное, самая популярная игрушка. Этот четырехцветный Квадрат представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных также на гибкую тканевую поверхность в определенном порядке. Между квадратами оставляется небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.
Давайте поиграем:
Ребята, да это же к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое путешествие в сказку «Теремок». Он очень хочет с вами поиграть.
Стоит в поле теремок-теремок Он не низок, не высок. Положите жёлтой стороной к себе и согните 2 верхних угла – получился жёлтый дом с красной крышей. (Делают теремок).Вот по полю мышка бежит, смотрит - теремок стоит! (сделать мышку).Вот лягушка скачет по полянке, в теремке тоже хочет жить, мышку конфеткой угостить. Пока лягушка скакала конфетку потеряла. Давайте угостим Лягушку –квакушку конфетой. Сделайте, пожалуйста. (складывают конфету). Положите квадрат так, чтобы 1 уголок был вверху, а 2 внизу. А теперь сложите уголочки, которые находятся под вашими руками в серединку квадрата. Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, чтоб угостить мышку конфетками и с ней вместе жить. Тут на опушку выскочил зайчик и видит перед ним река журчит. Зайчику ручеек преградил дорожку к терему. А как же зайчику попасть к теремку? (надо переплыть) На чем можно переплыть ручеек? (На лодке). А у нас она есть? (Нет) А давайте мы ее сделаем из нашего волшебного квадрата! Сложите квадратик, как конфетку, а потом пополам. Наш волшебный квадратик превратился в лодочку. Вот заинька переплыл ручеек, зашел в теремок и стали они жить вместе. Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же лиса (воспитатель показывает игрушечную лису). Но пока она бежала по дорожке, потеряла туфельку. Ребята, давайте поможем лисичке и сделаем для нее туфельку. (делают туфельку). А по лесу уж медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!»
В чистом поле теремок,
Был ни низок, ни высок.
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили
Там и мышка и лягушка,
Зайчик с лисонькой –подружкой
Но набрел на теремок Мишка косолапый
Раздавил он теремок своей огромной лапой.
Звери очень испугались, поскорее разбежались
А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый.
Теперь всем животным хватит места! Наши животные будут жить вместе весело и дружно! Спасибо Вам за помощь! А теперь Волшебному квадрату пора возвращаться к себе в страну математики. Давайте поблагодарим его за такое чудесное путешествие в сказку «Теремок».
Играя с ребёнком, вы получаете ощущение радости, открываются в нём новые, удивительные черты характера, прививается желание учиться, познавать новое.
Спасибо за внимание!
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. В этой статье я предлагаю Вам ознакомиться с наиболее популярными играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развивающие игры Воскобовича
Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы.
История возникновения методики Воскобовича
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел отношения к педагогике и психологии. Изначально, игры были созданы автором для своих собственных детей, в начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направления на всестороннее развитие ребенка.
На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию детей.
Принципы методики Воскобовича
Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.
Вторым принципом методики является игра с пользой . Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные качества как память, мышление и логика. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша.
Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала . Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей.
Специфика развивающих игр Воскобовича
Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.
Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
Популярные развивающие игры Воскобовича
Все игры Воскобовича имеют различную направленность:
Развивают у ребенка логическое мышление и воображение
Формируют математические навыки
Обучают чтению
Направлены на конструирование и моделирование
Развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.
Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.
Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получится у детей.
- « Геоконт» вводит детей в мир геометрии
Развивает мелкую моторику рук
Развивает психические процессы
Помогает изучить цвета, формы и велечины.
«Квадрат Воскобовича»
Данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.
«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка:
Абстрактное мышление
Навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве
Развивает креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.
Игра-шнуровка «Ромашка»
Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их.
Из ключевого слова можно составить 200 слов. Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.
Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей:
Сообразительность
Навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
«Складушки»
Красочное игровое пособие знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры «Складушки» встретит множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается так же диск с песенками, который можно периодически слушать с малышом. Следует отметить, что в процессе занятия с ребенком задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой. В результате таких занятий у детей:
Улучшается память
Развивается усидчивость и внимательность.
«Математические корзинки»
Данное пособие приглашает вас и вашего малыша в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверята-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Ребенок в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо положить в корзину, что она была полной. В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Так же ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, штрихует, обводит грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.
Кораблик «Плюх-Плюх»
Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На мачте корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине.
Играя корабликом «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений.
Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая:
Знакомит малыша с различными цветами
Формирует математические навыки
Прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.
Коврограф «Ларчик»
Ларчик – универсальная детская среда для решения любых образовательных задач в домашних условиях и образовательных организациях.
Предназначен для детей 3 – 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями.
Благодаря сказкам у детей развивается фантазия, воображение, владение речью, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащается словарный запас, развитие интонационной культуры, фонематического слуха, развитие интонационной культуры, фонематического слуха и развитие речевого творчества. Благодаря мелким красочным деталям, развивается мелкая моторика и идет подготовка руки к письму.
Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича
Если вы приобрели игру Воскобовича и желаете поиграть с малышом, то следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.
В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите ребенка комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения. Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте с детьми разминку.
Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с детьми на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам и чаще хвалите малыша.
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Детки, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались , в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».
Игру сопровождает методическая «Тайна Ворона Метра, или об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.
Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
"Кораблик «Брызг – брызг " представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса.
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.
«Математические корзинки» - это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.
«Забавные буквы» - это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.
Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.
«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в -теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты " является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты " - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета ( и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание .
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их , и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты " является именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты " не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов " - раннее творческое дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
Способы реализации технологии
Особенности "Сказочных лабиринтов " таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Результаты
Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.
На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:
Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.