Татьяна и Ольга: сравнительная характеристика (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

СОСТОЯНИЕ ДУШИ:

Татьяна: была замкнута и молчалива, отстранена от общества и даже от своей семьи: “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Ей больше нравилось спокойствие и одиночество, в которых она находила некий комфорт, который также и украшался ее мечтами. В душе она была еще ребенком. Она влюблялась в “обманы Ричардсона и Руссо” – в романы, заменявшие ей все. С их помощью она создала себе свой собственный мир, выдуманный и идеальный, не похожий на реальный мир.

Она не понимала ИХ и ОНИ не понимали ее – Татьяна была совершенно не такой, как светские девушки. Влюбившись в Онегина, она мучалась, переживала, страдала, как героиня французских романов, на которых Татьяна выросла.

Ольга: При прочтении описания Ольги в романе, создается образ легкой непринужденности. Она всегда весела, “как утро”; простодушна, “как жизнь поэта”, проста. Даже движенья и голос ее были были легкими, и была ей свойственна “свежесть румяная”. Однако Онегин считал, что “в чертах у Ольги жизни нет”. Она не была ничем встревожена – Пушкин в романе не

говорит о каких-либо ее душевных муках, трагедиях. “Подобна ветреной надежде, резва, беспечна, весела”. На одном балу особо открывается ее легкомысленное отношение, ветреность, вполне свойственная многим светским дамам: “Чуть лишь из пеленок, кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, уж изменять научена”. Довольно просто Ольга отнеслась и к гибели Ленского: “Изнывая, недолго плакала она. Увы! Невеста молодая своей печали неверна. Другой увлек ее вниманье”. И вскоре она вышла замуж.

Татьяна: ее Пушкин очень любил, не мог остановиться, когда писал о ней. Даже если сравнивать описание – старшей сестре поэт дал характеристику более объемную, в несколько раз больше, чем младшей. Пушкин очень нежно, с любовью и пониманием относился к ней: “Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью”. И признается, извиняясь перед читателем: “Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою”.

Ольга: Пушкин в первых же строчках описания Ольги дает ей весьма приятную характеристику. Однако он считает ее ветреной, легкомысленной, в итоге признается, что она очень надоела ему. Пушкин всю красоту ее заключил во внешность, но на душу ничего не осталось. Она не была для поэта плохим человеком, он просто видел ее пустой.

ОБЩЕНИЕ, ОТНОШЕНИЕ С ОБЩЕСТВОМ:

Татьяна: Ей было чуждо общество, к которому тянулась ее сестра. Еще с детства она “дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела, и часто целый день одна сидела молча у окна”. Даже в семье она была как не своя, не считала интересы общества схожими со своими. И “от самых колыбельных дней задумчивость – ее подруга”. Других же друзей она не искала.

Ольга: Она соответствовала светскому обществу, была общительна, весела, в детстве няня собирала для Ольги широкий круг всех ее подруг, они весело играли. Она в этом обществе была своей, любила вечера, балы, была кокетлива с парнями, дружелюбна с подругами.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ:

Татьяна: абсолютно не похожа на других. Даже ее имя впервые употреблено на страницах русского романа. В то время как другие предпочитали веселье, Татьяна выбирала уединение и размышления. Она всем была непонятна, пыталась понять себя и жизнь, часто грустила, “дика” была (как пишет автор) в том смысле, что “чужая, неизвестная для людей. Она была превосходным мечтателем.

Ольга: Пушкин говорит, что Ольга “как поцелуй любви мила, глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан – все в Ольге…” Однако такую встретишь в любом романе, таких полно, оттого она и надоела безмерно Пушкину. Он встречал ее уже не раз на страницах книг. Ольга такая же, как и все, находящаяся под влиянием общественного мнения и желанием влиться в светское общество.

ИНТЕРЕСЫ, ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ, ВОСПИТАНИЕ:

Ольга: любила веселье, праздники, балы, занятия светской молодежи того времени, игры и забавы, развлечения, моду, подруг. Воспитана обществом, подстроена под его законы.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Татьяна – любимая героиня Пушкина в его романе ” Евгений Онегин”. Она является идеалом настоящей русской девушки, с ней связаны представления поэта о русском национальном...
  2. В единой социальной среде росли сестры Ларины – Татьяна и Ольга. Хотя они и были родными, между ними существовали разительные отличия. Сходство, всего лишь одно,...

Такие родные, но совершенно непохожи – это высказывание согласуется с характеристикой пушкинских героинь в романе « Евгений Онегин». Дочери уважаемых родителей, - Лариных, которые получили на тот момент лучшее образование почёт среди окружающих. Однако, их характер, поведение и действия разнятся.

Отношение Пушкина к девушкам

Мнение самого Пушкина к юным девицам противоположно: Татьяна для него милый идеал девушки, жены, а присутствие и поведение Ольги надоедает, и она становится прожитым персонажем. Почему так?

Характер и положение в обществе

Мечтательность, которой обладала Татьяна, сформировало её внутренний мир. О любви она знала, читая романы, и свято им верила. Татьяна несмотря на свой юный возраст натура поэтическая, одухотворённая. Она как бы выше всей светской суеты, разговоров о моде и о приметах. В её чертах лица были ясно видны благородство, чистота, верность.

В отличие от своей сестры, Ольга отличалась буйным и весёлым нравом. Она нравилась мужчинам, была любимой, однако, для других она была сиюминутным эпизод. Говоря простыми словами, она была, как все: ходила на балы, мечтала о богатом суженном и вела пустые светские беседы. Её было много повсюду, поэтому неудивительно, что она многим надоедала. В образе Ольги Лариной видим легкомысленность, прекрасную внешность за которой кроется пустота.

Отношения к любви

Татьяна – это идеал верности в любви, она беззаветно любит, пытается понять мысли Онегина. И даже, когда была в шаге от своей мечты, Онегин искренне влюбился в нее, осталась верна своему преданию. Чувство долга, величайшее благородство объединились в этой женщине.

Ольга была всем для всех, кокетничала со всеми, однако не имела счастья. После убийства Ленского долго не раздумывая, вышла замуж за боевого генерала, позабыв о всем. Этот легкомысленный поступок показывает, что и любви настоящей не было, её чувства неглубокие и изменчивые.

В образе Ольги Пушкин показывает мелочность, меркантильность, приземлённость и противопоставляет поистине благородным качествам Татьяны.

Татьяна была особенной, можно сказать неземной и этим влюбила в себя автора, Онегина, а позже читателей. В её образе собран весь смысл пушкинской девушки: чистой и приветливой, верной хранительницей домашнего очага и другом. Это новый тип женщины.

Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги Лариных с цитатами

Главной целью Пушкина в романе «Евгений Онегин» является изображение передовых личностей и их отношение к российской действительности. С особой нежностью он рисует женские образы. Это Татьяна и Ольга Ларины, две сестры и полные две противоположности.

Они отличаются друг от друга внешне и разные по внутреннему содержанию. Обе выросли в небогатой дворянской семье, где хранят «привычки милой старины». Это всё, что их объединяет. Если Ольга «всегда как утро весела», то Татьяна «дика, печальна, молчалива». Ольга общительна, играет с подружками, предаётся шумному веселью. Татьяна, или уединяется с книгами, или любуется природой.

Ольга очень привлекательна внешне, у неё голубые глаза, красивая улыбка и «локоны льняные», но в её чертах «жизни нет». Автор считает младшую сестру красивой, но пустой и глупой девушкой. Это проявляется в её любовной истории с молодым поэтом Ленским. Хоть и отвечает она ему взаимностью, но любовь для Ольги это игра. Её флирт с Онегиным привёл к трагедии. Недолго погоревав, она находит новую любовь и выходит замуж за улана. «Мой бедный Ленский! Изнывая, недолго плакала она, … другой увлёк её вниманье» - даёт автор Ольге последнюю характеристику.

На фоне бездушной и заурядной сестры, ещё ярче проявляется богатый духовный мир Татьяны. Она не отличается внешней красотой, худая, с бледным лицом, с холодными чертами. Ей чужды светские вечеринки. Воспитанная няней, общаясь с крепостными девушками, Татьяна чтит народные традиции. Ей нравятся святочные гадания, она верит в вещие сны и читает любовные романы, «они ей заменяли всё». Это придаёт ей особую самобытность и искренность. Пушкин называет Татьяну «милой» и явно ей симпатизирует, потому что она наделена:

Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Татьяна хотела встретить человека, который был бы близок ей по внутреннему содержанию. Таким человеком она считала Онегина и искренне его полюбила. Она пишет ему письмо, в котором открывает свои чувства. Но Евгений предпочитает «вольность и покой». Отказ Онегина она принимает с достоинством и понимает, что обречена на страдания. Выйдя замуж за пожилого генерала, она становится богатой княгиней, но это не приносит ей счастья. Татьяна готова поменять светскую жизнь на книги, на «дикий сад и наше бедное жилище». Она, сохраняя верность мужу, отвергает ухаживания Онегина.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой 11 класс сочинение

    Анна Ахматова писала стихи не только о любви. Она была патриотом своей страны. Она интересовалась её историей. В годы Первой мировой войны Ахматова заняла иную точку зрения, чем официальные власти.

  • Сочинение Хоровод муз (о Блоке и его творчестве)

    Великий русский поэт, Александр Александрович Блок, прожил яркую и бурную жизнь. Поэту был все лишь 41 год, когда он умер, но жизнь его похожа на путь яркой звезды

  • Если бы я был учителем, я постарался бы быть примером для других учителей и конечно же был бы примером для своих учеников.

Две сестры, Татьяна и Ольга Ларины являются героинями знаменитого и прекрасного произведения. Но, несмотря на родственные связи, они являются персонажами крайне различными и не похожими друг на друга. Большей частью в произведение раскрывается мировоззрение Татьяны, нежели Ольги. Образ Ольги помогает раскрыть и прочувствовать весь внутренний мир Татьяны, глубину ее чувств и рассуждений.

Ольга является легкомысленной и веселой девушкой, в то время как Татьяна задумчивая и скромная. Она молчалива и отрешена от внешнего мира, но вместе с этим чувствительна и мечтательна. Другая же сестра была очень ветрена, и внутренний мир ее был пуст.

Также их различия видны по отношению самого автора к каждой из героинь. Татьяну Александр Сергеевич боготворит и уважает. А Ольга при всей своей общительности и веселом нраве, быстро надоедает автору. Она не является отрицательным персонажем, но при внешней красоте душа ее не была наполнена чувствами и благородством.

В общение со светским обществом и даже с собственной семьей в девушках тоже присутствуют различия. Татьяне высший свет абсолютно чужд, в то время как ее сестра Ольга всегда тянется к нему. Их различия в отношение к обществу и семье были видны уже с детства, когда Татьяна не желала играть с детьми, а мечтательно сидела у окна.

Ольга была очень гармонична в отношение со светским обществом и своими сверстниками. Она всегда придавалась веселью и играм с подругами. Круг ее общения всегда был широк, и в этом кругу она была своей, такой простой и понятной. В индивидуальных характеристиках сестры тоже имеют множество отличий. Татьяна предпочитала различным увеселениям тихие, уединенные размышления. Эта героиня была непонятна обществу и при этом пыталась понять себя. Татьяна часто грустила и придавалась мечтаниям, что ей очень хорошо удавалось.

Ольга предпочитала веселье и была мила, особенно внешне. Однако эти характеристики часто встречались в девушках ее круга и возраста. Поэтому Ольга не была индивидуальна и могла быстро наскучить, в том числе и автору произведения. Вот так две сестры в одном произведение, выглядят как два не родных человека. Их различия видны невооруженным взглядом. Они отличаются кардинально и не имеют и капли сходства. Всю глубину души Татьяны можно отчетливо увидеть на фоне Ольги, у которой внутри лишь пустота.

Сейчас читают:

Пушкин вводит в роман двух героинь – сестёр Татьяну и Ольгу. Но этот неуловимый образ тоненькой девочки, который возникает в воображении читателя – словно антипод младшей сестры Ольги, черты которой можно обнаружить в любом романе того времени. Фривольность стиха, в котором описывается Ольга, вдруг сменяется серьёзной интонацией:

Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
И на страницах романа появляется она.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной,
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой

Это не та героиня, которой посвящён роман. Есть другая, которой “страницы нежные романа мы своевольно посвятим”. Красота Ольги привычна, а Татьяна – иная, запоминающаяся. Но Пушкин всё же отмечает некоторое родство сестёр. И кроме внешнего сходства (”движенье, голос, лёгкий стан” присущ и той, и другой), есть между ними духовное единение:

…подруга стольких лет,
Её голубка молодая,
Её наперсница родная…

Татьяна не кругла и не красна лицом, она бледна, вместе с тем в её чертах есть жизнь. Бледность – постоянный эпитет Татьяны: “бледный цвет”, “бледные красы”. Уже будучи княгиней, затмевающей в свете “блестящую Нину Воронскую”. Татьяна всё та же “прежняя Таня, бедная Таня” “сидит неубрана, бледна”. Пушкин не даёт прямого описания внешности Татьяны, не уподобляется живописцу с его конкретным изображением предмета, а “опираясь на специфическую силу, передаёт впечатление, производимое предметом”. Поэт создаёт облик методом, присущим лишь словесному искусству. Изображение передаётся через впечатления, ощущения, отношение автора. 3. Пора пришла, она влюбилась.

Образ луны в “Евгении Онегине” неразрывно связан с внутренними переживаниями главной героини. Татьяна находится под влиянием луны, когда, увидя её
…двурогий лик…
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела”.
Луною озарённая,
Татьяна пишет письмо Онегину.
И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну…
Вдруг мысль в уме её родилась…
…светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет.

Татьяна пишет без лампады. Душевное состояние уносит её далеко от мира реальности, которую порождает дневной свет. Это высшая степень абстрагирования.
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.

Следует учесть, что письмо Татьяны – перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке – показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени. Конечно, никакого оригинала на французском не было, и письмо – “мифический перевод с чудесного подлинника сердца Татьяны”. Исследователи пушкинского творчества, в частности Лотман, утверждает, что “целый ряд фразеологических клише восходит к “Новой Элоизе” Руссо”. Например, “То воля неба; я твоя”, “…Души неопытной волненья.

апример, “То воля неба; я твоя”, “…Души неопытной волненья. Смирив со временем (как знать?)”. Пушкин определяет такие клише как галлицизмы:
Мне галлицизмы будут милы,
Как прошлой юности грехи,
Как Богдановича стихи.

Помимо влияния “Элоизы” Руссо, Татьяна, возможно, читала стихи, французской поэтессы. Татьяна понимает, на что обрекает себя в случае разглашения Онегиным тайны письма. И “стыд,”, и “презренье” действительно обрушатся на Татьяну. В XIX веке это позор – писать незнакомому молодому человеку, признаваясь в любви. Но Татьяна пишет твёрдою рукою, это её выбор. Она всегда сама решает свою судьбу. Впоследствии лишь от неё зависело решение о свадьбе и переезде Москву.

Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны… Мать не приказывала, а молила. Татьяна уверена, что после прочтения письма Евгений не отвергнет её: “Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня”. Значит, знала, что её полюбят. Интуиция? Или это вовсе не уверенность, а надежда, мольба. Белинский скажет: “Онегин не узнал своей родной души; Татьяна же узнала в нём свою родную душу, не как в полном её проявлении, но как в возможности…”. Татьяна догадывалась об этой возможности. В начале письма по-детски простодушно проступает само собою разумеющееся единение Тани со своими близкими. Да, Татьяна видела Евгения мельком, несколько раз, она внимательно слушала его, но достаточно ли этого для возникновения настоящей высокой любви? Кто этот чужой человек, к которому Таня обращается на вы, он намного старше 18-летней героини, воспитан столицей. Она права:

В глуши, в деревне всё вам скучно.
Ей остаётся только “Всё думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.