Рисунок на столетие революции карандашом. Выставка в Историческом музее: февральская революция глазами детей

30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.

Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...


Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...

Образы революционной эпохи

1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917


2 . ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917

Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.П одпись автора вверху: сле­ва — Иванъ , справа — Каштановъ . Надписи: на знамени — До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке — Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п (р )оти (в) войны и просит много хлеба.

Неизвестный автор Бумага, карандаш, акварель. 34,7Х 26,5 см. Надписи: Долой войну и бур­жуев ; внизу — Большевик. Большевиком называется тот кто против войны; на оборо­те (рукой В. С. Воронова) — Рисунок 12 лет. р ебенка.

4. БОЛЬШЕВИК. 1917

5. ЮНКЕР И БОЛЬШЕВИК. Ноябрь 1917

Юнкер [Юнкера — воспитанники военных училищ, готовивших офицеров. Во время Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в Москве и Петербурге главные воен­ные силы контрреволюции]; справа — Больше­вик.

6 . МАТРОС-БОЛЬШЕВИК. 1917

7. МАТРОС-БОЛЬШЕВИК С КРЕЙСЕРА «АВРОРА». 1917

"...Большой внутренней силой наделен образ матроса-большевика с крейсера «Аврора». Автор его мыслит нетрадиционно. Изображение при­ближено к зрителю, укрупнено до размера половины натуры и построено по принципу оплечного портрета, что необычно для детского рисования. Детям, как правило, свойственно стремление охватить образ целиком, завершить и выразить его через детали. Поразителен ри­сунок и по колориту — он выдержан в одних лишь многогранно разработанных охристых то­нах. Нет здесь ни знамен, ни воззваний, но образ обладает поистине гипнотической силой. Такое впечатление достигается всей совокупностью ху­дожественных средств — композицией, цветом, смелой декоративностью, ритмическим повто­ром линий в чертах лица"" .



8. ПРОЛЕТАРИЙ. 1917

9. МАША-БОЛЬШЕВИЧКА. 1917

«…Чрезвычайно привлекает здоровой свежей красотой, силой, уверенностью образ Маши-большевички, девушки из народа, которая впер­вые в истории становится подлинной хозяйкой жизни. О том же говорит и ее поза. Впечатление это усиливается благодаря ярко­му мажорному сочетанию синего и красного, чистому, смелому контуру. Тщательно прорисо­ванный фасон платья, украшений делает ее об­лик остросовременным. Вместе с тем следует отметить и особый декоративный дар автора, проявившийся не только в цвете, но и в узор­чатости, орнаментальном характере силуэта, в симметрии, статичности, заставляющими вспом­нить народную глиняную игрушку — свистульку» [с. 21].


10 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ СО ЗНА­МЕНЕМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,5X26,4 см. Надписи: на знамени — Да здравствует Герман(ия ). Да здравствует мир. Ур(а); вни­зу — красногвардеец [Красная гвардия — добро­вольные вооруженные отря­ды рабочих, организованные для защиты революции. Су­ществовали с апреля 1917 го­да до марта 1918 года; были распущены в связи с формированием Красной Армии]; на бу­маге в руке—голосуйте за № 5 [«Голосуйте за № 5»—изби­рательный призыв голосовать за список большевистских кандидатов (список № 5) на выборах в московские город­скую и районные думы].

«…Рисунок 10 несет большую информативную нагрузку. Лозунги на знамени героя-красногвардейца доведены до своего логического кон­ца — не только «Да здравствует мир!», но и «Да здравствует Германия!». Было бы не удивитель­но, если бы рисунок относился к времени рево­люции в Германии. Но нет, избирательный при­зыв «Голосуйте за список № 5» в руках крас­ногвардейца говорит о времени выборов в го­родскую или районную московские думы. Зна­чит, рисунок датируется июнем или сентябрем 1917 года. С Германией идет война, она — враг, тем не менее большевики смело выдвигают ин­тернациональный лозунг. Народ его понимал, принимал, и даже ребенку лозунг «Да здрав­ствует Германия!» не казался предательским» [с. 22].

11 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ-БОЛЬ­ШЕВИК. 1917

12 . ЭСЕР-АГИТАТОР. 1918

Неизвестный автор. Бумага, гуашь, акварель, ка­рандаш. 34,7X25,5 см. Надписи: внизу — Против но­вого правительства желают иметь старое правительство; вверху на флажке — С. Р. [Эсеры — члены партии социалистов-революционеров, про­должателей народнических традиций в русском револю­ционном движении].


13. КАДЕТ С ТРОСТЬЮ. 1917

Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 24,3X12.3 см. Надпись внизу: кадет. [Кадеты — члены конститу­ционно-демократической пар­тии (партии «народной свобо­ды»). С разу после Октябрьской ре­волюции объявлены врагами народа].

«…на другом рисунке большевик представлен страшилищем с вытаращенными злобными гла­зами, стреляющим из пистолета. Этот рисунок не остановил бы нашего внимания, если бы не надпись. В первой ее части, как и во многих других работах, изложена программа большеви­ка — «идет против войны и правительства» (мо­жет быть, это слова учителя?), но вот вторая часть надписи — «и хочет предать Россию»(!) — несомненно выражает мнение собственное, точ­нее сказать — семьи, среды. Приписаны эти сло­ва той же детской рукой, но мелко, поспешно, другим карандашом, явно не одновременно с первой частью. Так же и лицо большевика (кстати сказать, по одежде он менее всего может от­носиться к большевикам, так как на нем форма казачьих войск) терто-перетерто резинкой для придания ему особо «зверских» черт. Можно думать, что зверство, как таковое, ассоциировалось у мальчика с казаками, с разгоном демон­страций, то есть с тем, что ребенок видел сам, о чем знал от взрослых. От взрослых же слышал, что большевик — «предатель и злодей», и совме­стил обе фигуры — казака и большевика» [с. 23-24].


15. БОЛЬШЕВИКИ И СВОБОД­НАЯ РОССИЯ. Июль — ок­тябрь 1917

Автор А. Константинов. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X23,9 см. Справа внизу подпись и дата: А. Константинов. 1917 г. Надписи: внизу — Больше­вик. Пропустите нас туда. Россия, нет непущу вы очень господа хорошы ; на платье женщины по подо­лу — Росci я; на двери за спи­ной России — табличка с надписью: Свобода. [Рисунок исполнен после третьеиюльской демонстра­ции].

«Проникновение классовых противоречий эпо­хи в сознание детей отражает и рисунок А. Кон­стантинова, решенный в аллегорической форме. Россия представлена здесь в образе девушки в русском наряде, за ее спиной — дверь в «сво­бодную» страну (но «свобода», которую принес­ла Февральская революция, на деле такая же показная, опереточная, как и сама эта девушка в сарафане и кокошнике). Она отказывается про­пустить в «свободную» страну большевиков, тер­рористов, нарушителей общественного порядка, изображенных с дымящейся бомбой в руках» [с. 24].

«…Мальчиком по фамилии Никитин исполнен рисунок с определенным намерением осмеять идею, носителем которой является красногвар­деец. Таким обычно представляется нам шаржи­рованный тип анархиста: руки в карманах, во рту папироса, ущербная верхняя часть лица за счет гипертрофированной нижней. Шапка надвинута на красный нос, свидетельствующий о склонности к спиртному. На шее красный бант, демонстри­рующий крайнюю левую позицию его облада­теля. Все компоненты рисунка активно работают на поставленную задачу. Особенно выразителен силуэт — голова, одежда, задирающиеся фалды френча, волнистая линия приспущенных брюк. Уверенно, крепко, с нажимом определен контур, раскраска легко и ровно заполняет форму» [с. 23].



17. БУРЖУЙ С ПАПИРОСОЙ. 1917

18. БУРЖУЙ С КОРОБКОЙ КОН­ФЕТ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X26,8 см. Надписи внизу: справа — буржуй; слева — буржуй. На конфетной коробке — Т-во С. Ciy и К о . Москва [С. Ciy и К о — фирма, вла­девшая кондитерской фабри­кой (Петроградское шос­се, 13) и шестью кондитер­скими магазинами в Москве. На базе фабрики Ciy образо­валась кондитерская фабрика «Большевик»].

«…Основная мысль, воплотившаяся в образе буржуя с коробкой конфет,— полная никчем­ность его. Это бездельник, франт и кутила. С удивительным чутьем найдено колористиче­ское решение рисунка — красно-малиновый тон фрака в сочетании с черным (цилиндр, лацканы фрака) и желтым (коробка, бутоньерка, мо­нокль). Цветовой аккорд этот, яркий, но изы­сканный, уже сам по себе создает представле­ние, несовместимое с какой бы то ни было трудовой деятельностью. Вполне выраженная од­ним только цветом идея подкрепляется позой и атрибутами. Беспомощным изящным жестом отставлены бездельные руки, держащие трость и конфеты. Получился лаконичный, но вполне законченный сатирический портрет существа, па­разитирующего за счет трудовой части общества» [с. 25].


«…Спекулянт откровенно страшен. Фигура его зловеща: сине-серое пальто и цилиндр, синие усы, борода и брови, на желтом блине лица косо посажены злодейские глаза. Резко отрицатель­ное отношение ребенка к своему персонажу обусловило и однозначность образа, мгновенную его найденность. Рисунок кистей рук — кружок, расчерченный пятью черточками (в результате чего, между прочим, получается не пять, а шесть пальцев), и надпись, орнаментально большими буквами включенная в рисунок, свидетельствуют о совсем юном, дошкольном возрасте автора» [с. 25-26].


20. БУРЖУЙ С ГАЗЕТОЙ «РУС­СКОЕ СЛОВО». 1917

Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 26,5X15,3 см. Надпись вверху: Буржий ; на газете — Русско (е) слово. Русское слово» — ежеднев­ная московская газета, изда­вавшаяся И. Д. Сытиным. Представляла интересы либе­ральной буржуазии. Была за­крыта в январе 1918 года.].

«…Буржуй с газетой — общественный деятель, биржевик, октябрист. Главной характеризующей его деталью является буржуазная газета «Рус­ское слово». Маленький художник, не справив­шийся даже со словом «буржуй», тем не менее, очень точно находит художественное решение для своего героя. Выразительное соотношение цветов (желтый, лиловый, черный), резко про­черченный контур силуэта, напоминающего боль­шую хищную птицу, способствуют выявлению сущности уверенного в себе «хозяина» жизни» [с. 25].


социал - демократической партии на большевиков и меньшевиков].

«…Многозначительно сопоставление на одном листе большевика и меньшевика. Большевик ог­ромен, меньшевик перед ним — как грибок. Что натолкнуло ребенка на такое толкование? Да сами сказочные названия, сами персонажи ска­зок. Великан, мальчик с пальчик — существа, зна­комые с раннего детства, они всегда рядом, они близки и привычны. Но не только размерами доказывает автор различие этих людей. Малень­кий хоть и мал, но одет в дорогую шубу, а у большого все штаны в разноцветных заплатах, он в кожанке, в валенках и вооружен. Это — ра­бочий, бедняк, революционер. А тот, малень­кий,— богатый, он не за революцию. Таким об­разом, социальная суть отношений понята ре­бенком вовсе не столь примитивно, как это мо­жет показаться с первого взгляда» [с. 26].


24. БОЛЬШЕВИК ЛЕНИН И МЕНЬ­ШЕВИК ДАН. Июль — ок­тябрь 1917

Неизвестный автор/ Бумага, графитный и цветной карандаши. 36,3X21,9 см. Надписи: вверху на знаменах — Долой Буржуазное Правительство защиту най­дете только у Большевиков; внизу посредине — больше­вик Ленин; на воззвании, ко­торое Ленин держит в ру­ке, — Не подчиняйтесь вре­менному правительств(у) изменнику Керенскому. Про­сите мира у большевиков с Германией. Вооружайтесь и идите против врем(енного ) правительства); под длин­ным свитком в правой руке Ленина — это есть воззвания большевика; справа под ма­ленькой фигуркой — Данъ меньшевик [ Гурвич-Дан Федор Ильич (1871 - 1947) – один из лидеров меньшевиков. В 1922 г. выслан за границу.]; на листе в руке у меньшевика — бейте боль­шевиков шпi онов предател (ей).

«Большевик и меньше­вик — это В. И. Ленин и Ф. И. Дан . В противопо­ставлении двух лидеров социал-демократических партий выражена острая политическая борьба. Через их размеры передана духовная значимость и моральная сила этих людей. Оба изображения сопровождены развернутыми текстами, опреде­ляющими их политические платформы. Ленин выступает против Временного правительства, в защиту народа. Воззвание Дана отражает лишь фракционную борьбу с большевиками, содержит брань и призыв бить большевиков. Наконец, хотя оба они одеты бедно, но на одежде Ленина все же заплаток намного больше. Сама история разре­шила их спор очень скоро. Ленин был и останется вождем мирового пролетариата, Дана забыли уже современники» [с. 26-27].


При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .

В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя­щенных Первой мировой войне и рево­лю­ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль­ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го­да - и в муж­ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево­люции.

Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче­ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.

В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя­щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.

Демонстрации, митинги и очереди

Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 года

«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга»


Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года

«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»

Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года

«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»


Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года

На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году)

«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»


Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года

«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»


Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года

Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» - «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» - «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»


Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года

Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).

«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»

Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года

На Театральной площади собрались тысячи мо­скви­чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12–15 ав­гу­ста 1917 года под председательством Александра Керенского в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ - черное знамя анархистов. На первом плане - красный плакат железнодорожников станции Сортиро­вочная с надписью: «Да здравствует демокра­тическая республика!»


Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год

Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.

Образы революции

Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год

«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики - это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»

А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год

На рисунке изображен большевик, идущий на предвы­борный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо­рах в Учредительное собрание.

Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год

«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»

Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год

Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик - крохотный и одет в дорогую шубу; больше­вик - огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.

Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год

«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»

Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год

«Московская война»


Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года

На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».

«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»

«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»


Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года

Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.

«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»

«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»

«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»


Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года

«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»

«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»

Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года

10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо­ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.

С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла­каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.

Источники:

Воронов В. Октябрьская революция в детских записях. Вестник просвещения. № 12. 1927.

Воронов В. Февральская революция в детских записях. Вестник просвещения. № 3. 1927.

Гончарова Н. Н. Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. М., 1987.

Научно-ведомственный архив Отдела письменных источников Государственного исторического музея. Оп. 1. Д. 154.

Отдел рукописей и научной документации Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Ф. 4. Оп. 1.

Спасибо огромное доброму читателю за проявленный интерес.

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.

С Уважением, Sergius Voskresenskiy.

Фотографии

Карикатуры

Фотографии

Распутин (в центре) в окружении своих почитателей. 1914 год DIOMEDIA

Этот снимок ходил по рукам в Петрограде еще до революции. Считалось, что среди «поклонниц» находится и императрица Александра Федоровна, которой приписывали связь с Распутиным, - за императрицу принимали секретаршу Распутина Марию Головину (третья слева во втором ряду). Также на фотогра-фии есть фрейлина двора Анна Вырубова (вторая слева в первом ряду), ближай-шая подруга императрицы и преданная поклонница Распутина. Фотографию продавали за 25 руб-лей (зарплата квалифицированного рабочего была около 50 рублей). После убийства Распутина этот же снимок появился во многих газетах и журналах.


Очередь у продовольственного магазина в Петрограде. 1917 год РИА «Новости»

Продовольственный кризис в России стал ощущаться с началом войны. Глав-ной его причиной были перебои со снабжением: железнодорожный транспорт обслуживал в первую очередь армию. К концу 1916 года в крупных городах, в первую очередь в Петрограде, возник дефицит продовольствия. Это привело к появлению очередей в магазины - «хвостов», которые стали одним из симво-лов начала 1917 года.


Сорванные двуглавые орлы. 1917 год DIOMEDIA

Сразу после февральских событий и отречения императора началась борьба с символами прежней власти. Уже 28 февраля (12 марта) 1917 года в Петрограде стали уничтожать царских двуглавых орлов: их сбивали с ворот и мостов, топили в воде, уничтожали печати; у Аничкова моста развели костер, где сжигали государственные гербы и портреты Николая II. 4 (17) марта художник Константин Сомов записал в дневнике: «Видел, как везде сбивают царские гербы».


Похороны жертв революции. 23 марта 1917 года pastvu.com

23 (10) марта на Марсовом поле в Петрограде были вырыты четыре боль-шие братские могилы. Гробы с телами погибших участников февральских событий сопровождали колонны со знаменами, оркестрами и венками. По раз-ным оценкам, в церемонии приняли участие от 800 тысяч до 1,5 миллио-на человек.

Демонстранты с лозунгом «Война до победного конца». 1917 год РИА «Новости»

Лозунг «Война до победного конца» произнес министр иностранных дел, кадет Павел Милюков. 18 апреля (1 мая) 1917 года он направил ноту правительствам стран Антанты, в которой уверял, что Россия не выйдет из Первой мировой войны, продолжит соблюдать обязательства перед союзниками и не станет заключать сепарат-ный мир. Заявление министра, сделанное в уставшей от войны стране, привело к политическому кризису, отставке Милюкова и военного министра Алексан-дра Гучкова, а затем и к созданию нового, коалиционного правительства.


Александр Керенский (слева) на смотре. 1917 год Universal History Archive / DIOMEDIA

Был прекрасным оратором и любил позировать фотографам. Став военным и морским министром, он ездил по армейским частям, агитируя их пойти в решающее наступление. За это Керенский получил прозвище «главноуго-варивающий». Речи Керенского вызывали восторг - ходили слухи, что неко-торые офицеры даже падали в обморок во время его выступлений.


Женский батальон. 1917 год Keystone-France / Getty Images

Женские батальоны были созданы летом 1917 года Временным правительством по инициативе председателя Государственной думы Михаила Родзянко. Женские добро-вольческие формирования должны были поднять воинский дух, но в итоге принесли не слишком много пользы. На фронте батальон приходи-лось допол-нять специальной частью для охраны женщин от революционных сол-дат, полностью потерявших дисциплину. Женский батальон был одной из по-следних частей, оставшихся защищать Зимний дворец во время октябрь-ских событий.

Офицеры приветствуют Лавра Корнилова. Июль 1917 года РИА «Новости»

Отличился во время июньского наступления на Юго-Западном фронте, после чего стал наиболее популярной фигурой среди офицеров. В ав-густе 1917 года он прибыл в Москву на Государственное совещание, созван-ное Керенским для консолидации политических сил в борьбе с большевиками. У поезда генерала встречали офицеры Текинского конного полка и юнкера, которые затем несли Корнилова на руках под восторженные крики толпы.


Большевики на посту у кабинета Ленина в Смольном. Ноябрь 1917 года Getty Images

Это одна из нескольких подлинных фотографий октябрьских событий в Петро-граде. Фото хоть и постановочное, но не вызывает сомнений в подлинности, в отличие от большинства других, сделанных через десять лет после револю-ции. На двери кабинета — надпись «Классная дама»: до революции в Смольном располагался Институт благородных девиц.

Карикатуры

Дмитрий Моор. Последняя подпись. 1917 год «Будильник»

На рисунке Дмитрия Моора Николай II подписывает манифест об отречении. Рядом с ним — цесаревич и императрица с портретом Распутина в руках. Мало кто из сатириков обходил стороной слухи о связи Александры Федоровны с Распутиным.


«Посмотрим, как они обойдутся без орла». Открытка 1917 года valenik.ru

Последний самодержец с портфелем в руках тащит на веревке двуглавого орла. Карикатура намекает не только на падение монархии, но и на уничтожение российской символики в первые месяцы революции.


Борис Антоновский. Один из «батюшек». Апрель 1917 года «В дни революции много пулеметов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ». «Новый Сатирикон», № 14

После Февральской революции появился слух о том, что восставших обстре-ливали из пулеметов с колоколен церквей в Петрограде. Позже события Февраля изучались Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства, и причастность священнослужителей к расстрелам демонстрантов не подтвердилась.

Продажа России оптом и в розницу. Апрель 1917 года «Как, ваше величество?! Вы находите миллион рублей за план этой крепости дорого?! Но ведь не забывайте, что я продаю вам самое дорогое для меня - нашу милую Россию…» «Новый Сатирикон», № 14

Во время войны разговоры о германофильстве «государыни-немки» превра-тились в прямые обвинения в работе на германскую разведку и в предатель-стве. Об Александре Федоровне ходили самые невероятные слухи — от прода-жи вагонов сахара Германии до выдачи военных секретов: якобы императри-ца даже передавала врагам шифрованные телеграммы. В это верили многие — от крестьян до великих князей.

Социал-революционер. Из серии открыток «Дети-политики». 1917 год Wikimedia Commons

В 1917 году художник Владимир Табурин выпустил серию открыток «Дети-политики» с изображением различных политических сил в виде детей. Кадет — с портфелем, анархист — с бомбой, трудовик — в лаптях, эсер — с пистолетом. Были также в этой серии большевик и меньшевик, умеренный, буржуй и социал-демократ.

Ленин-пролетарий, или Шило в мешке. Июль 1917 года «Стрекоза», № 30

После вооруженного противостояния в июле 1917 года большевиков публично обвинили в сотрудничестве с Германией. Ленина, Зиновьева и других партий-ных лидеров подозревали в получении денег от Германии за целенаправ-лен-ную дезорганизацию русской армии. Июльское восстание, как гласили обвинения, было организовано для ослабления боеготовности в тылу.

Слепые пассажиры. Август 1917 года «Эй, шофер, ты, кажется, собираешься повернуть направо?» «Новый Сатирикон»

В 1915 году «Русские ведомости» опубликовали впоследствии нашумевшую статью Василия Маклакова, адвоката и члена партии кадетов. Маклаков писал о «безумном шофере», управляющем Россией. «И вдруг вы видите, что ваш шофер править не может; потому ли, что он вообще не владеет машиной на спусках или устал и уже не понимает, что делает, но он ведет к гибели и вас, и себя». На карикатуре 1917 года за рулем уже не Николай II, а Керенский, пропасть же никуда не делась, а пассажиры так же слепы, как и шофер.

Дмитрий Моор. На двух полюсах. Ноябрь 1917 года «Новый Сатирикон»

На карикатуре Дмитрия Моора — председатель Совнаркома Ленин и атаман войска Донского Алексей Каледин. Под картинкой поясняющая подпись: «Два казака — пара». Осенью 1917 года атаман Каледин выразил недоверие прави-тельству Керенского и начал создавать независимую республику на Дону. Ленин и Каледин считались двумя полюсами российской политики, но оба они, как считает автор рисунка, принесли одинаковый вред.

Брошюры

Алексей Мельгунов. Самодержавные палачи. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Триста лет «русский народ находился под гнетом династии Романовых. В сущности, род Романовых угас со смертью Петра I, а воцарившиеся потом голштинцы, произвольно и противозаконно, при поддержке холопствующих вельмож, начали называть себя Романовыми». Германофобия времен начала войны осталась и после революции. Императорскую семью обвиняли не только в угнетении народа, но и в том, что они — немцы.

Иван Лукаш. Преображенцы. Петроград, 1917 год Из частной коллекции

«Преображенцы вышли, как один, на грозный зов Свободы, лишь только заслышали ее медно-бряцающий шаг». Запасные батальоны гвардейских полков, оставшиеся в Петрограде в 1917 году, сыграли важную роль во время Февральской революции. Волынский, Павловский и другие гвардейские полки сначала отказались стрелять в манифестантов, а затем и вовсе перешли на сторону восставших.

Николай Арсеньев. Краткий политический словарь для всех. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Многочисленные словари, выпущенные после Февральской революции, до-ходчиво разъясняли гражданам новые термины и трактовки. «Социалисты — это люди, которые добиваются такого порядка в государстве, чтобы не было ни хозяев, ни рабов. Все люди должны трудиться». Или о сепаратном мире: «Когда мы, например, в лесу работаем, а один уйдет от нас, оставив нас дорабатывать дело одним и за него, то этим он выдает своих товарищей по работе».

Толковник политических слов и политических деятелей. Петроград, 1917 год Из частной коллекции

Толковники были подробнее словарей и еще более популярны. Например, про «женский вопрос» следовало такое разъяснение: «Женщины ограничены в своих правах. У нас в России женский вопрос перестанет существовать, потому что женщины будут избираться наравне с мужчинами и в Учредитель-ное собрание, и в Государственную думу».

Алексей Рождественский. Что надо знать каждому. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Такие брошюры были построены по системе «вопрос - ответ». «Вопрос: Что такое свобода? Ответ: Свободой называется право делать все что угодно, но не нару-шая закона и в случае нарушения отвечая только перед судом присяжных». Автор брошюры — профессор Рождественский, читавший общую теорию права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле и написавший множество статей о проблеме парламентаризма.

Владимир Ленин. Империализм как новейший этап капитализма. Петроград, 1917 год Wikimedia Commons

После Февральской революции в России начинают легально издавать работы Ленина, написанные в эмиграции. «Апрельские тезисы», в которых сформули-рована программа партии, напечатана в газете «Правда», появляются и старые теоретические труды, ранее издававшиеся подпольно. Лидер большевиков пока подписывается Н. Ленин (Вл. Ильин). После июльских событий Ленин пишет в Разливе книгу «Государство и революция», в которой предупреждает о меж-ду-народной пролетарской революции, но издана эта брошюра была только в 1918 году.

Брошюра Олега Леонидова «А. Ф. Керенский. Вождь свободы». Петроград, 1917 год Из частной коллекции

«На Керенского, этого тщедушного и щуплого человека, устремлены сейчас взоры не только многострадальной России, но и всего мира… Его несут на ру-ках. И я сам видел, как юноша с восторженными глазами молитвенно тянулся к рукаву его платья, чтобы только прикоснуться. Так тянутся к ис-точнику жизни и света». Это одна из многочисленных брошюр, прослав-ляющих Керен-ского, «солнце свободы России», как его называли сочинители панегириков. Автор этой брошюры, Олег Леонидов, впоследствии восторженно писал и о советских вождях.

Газеты

Статья «Наш долг» в журнале «Музыкальный современник». 1917 год Из частной коллекции

Многие деятели культуры горячо одобрили революцию. «Мы чаем великих перемен прежде всего именно в жизненном значении нашего искусства, в его воздействии на массы в качестве объединяющего начала». Передовица в «Му-зыкальном современнике» написана музыковедом Андреем Римским-Кор-саковым, сыном композитора.

Статья «Пастыри, объединяйтесь» в журнале «К свету». Тверь, 1917 год Из частной коллекции

«Старая власть всячески и планомерно… давила дух русского народа, душила его творческие силы». После Февральской революции изменения произошли и в церкви. 18 апреля (1 мая) 1917 года священники принимали участие в демонстрациях, рядом с красными флагами виднелись и церковные хоругви. Первомай отме-чался торжественной службой и в храме Христа Спасителя в Москве, глава епархии епископ Иоасаф даже осудил приходское духовенство за недостаточно активное участие в праздновании.

Статья Александра Куприна «Звездный флаг» в журнале «Нива», май 1917 года Из частной коллекции

Вступление США в войну на стороне Антанты позволило надеяться на перелом в боевых действиях. Все российские газеты конца марта — начала апреля 1917 года вышли с заголовками, посвященными этому событию. Передовица в «Ниве» — авторства писателя Александра Куприна. «Но есть одно волшебное, упоительное, одинаково радостное на всех языках слово — „свобода“». Справа от текста — американский плакат, на котором братаются два солдата, русский и американский. Перевод надписи - «Привет брату-демократу!»


Статья «Ленин и Ко» в журнале «Искры». 1917 год Из частной коллекции

Статья посвящена розыску лидеров большевиков. После июльских событий 1917 го-да многие партийные вожди были арестованы; другим, таким как Ленину и Зиновьеву, удалось бежать. В статье рассказывается о «госу-дар-ствен-ной измене, совер-шенной большевиками». Ленин и Зиновьев, чьи полицейские фотографии приводятся в тексте, в это время прячутся в шалаше на озере Разлив под Сестрорецком.


Статья «Корнилов среди друзей и врагов» в журнале «Искры», июль 1917 года Из частной коллекции

Фото Корнилова сделано в Китае в 1910 году: рядом с ним стоят немецкие, фран-цузские, китайские и английские офицеры. Популярность в армии Кор-нилов получил после Русско-японской войны: совсем еще молодой офицер смог в одиночку вывести из окружения целый корпус. В 1916 году известности ему добавил и дерзкий побег в 1916 году из австрийского плена. Летом 1917 го-да популярность Корнилова достигает пика.


Статья «Текущий момент. Поражение большевиков в городской думе» в «Петроградской газете», 8 сентября 1917 года Из частной коллекции

В газете едко пересказывается выступление Анатолия Луначарского в город-ской думе Петрограда. Один из лидеров большевиков произносит громкие слова о прекращении войны и продовольственном вопросе. Но, по словам корреспондента, «большевистские герои, приведенные в зал заседаний Думы, уже сейчас не знают, что они будут дальше делать, чем будут и чем могут они заниматься в Думе».


Статья «Разброд» в газете «Труд и воля», сентябрь 1917 года Из частной коллекции

«Собрание оживляется только тогда, когда начинают скандалить большевики. А скандалят они каждый раз, когда со сцены начинают звучать трезвые дело-вые слова, призывающие к работе на пользу родине и к единению всех ее твор-ческих сил». Созванное в сентябре 1917 года Демократическое совещание, Форум всех левых сил, прошло в атмосфере постоянных конфликтов между большевиками и организаторами совещания (эсерами и меньшевиками). Большевики бойкотировали создание Предпарламента, посчитав невозможной коалицию с кадетами. 

С 25 октября в Самарской областной детской библиотеке (Невская, д.8) открывается интерактивная выставка «Дети и революция 1917 года». На ней представлена историческая экспозиция книг о событиях переломной эпохи и репродукций рисунков детей – очевидцев событий Октябрьской революции.

7 ноября мы будем отмечать 100-летие Великой российской революции 1917 года. Это событие перевернуло не только историю нашей страны, но и повлияло на историческое развитие многих государств мира.

«Что такое революция? Почему именно в нашей стране произошли это события? Революция это хорошо, или плохо?»: часто такие вопросы дети задают взрослым, и ответить на них очень непросто.

Предлагаем взглянуть на события тех лет глазами детей, которые отразили свои впечатления в своих рисунках. Перед вами работы из уникальной коллекции рисунков детей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года, собранной преподавателем гимназии Василием Вороновым. Рассматривая эти рисунки, мы как будто переносимся на улицы революционной Москвы, где видим большое количество демонстраций и митингов, очереди за продуктами и вооружённых людей.


Существует немало художественных произведений, рассказывающих о детях, живущих в эту переломную эпоху. На выставке вы найдёте книги, которые и сейчас никого не оставят равнодушными: героям приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, искать выход из сложных ситуаций, и, самое главное, взрослеть и становиться человеком.

Книги и рисунки, представленные на нашей экспозиции, помогут окунуться в историческое прошлое нашей страны, понять всю сложность и трагичность того времени.

Основу выставки составляют материалы уникальной книги карманного формата:

Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. – М., 1987.

Она вышла 30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров. В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 г.

Здесь весь страшный 17 год. Сначала такой радостный своими толпами, красными флагами и пламенными призывами разрушить старое и построить новое. А в конце... вереница гробов. Все это видели дети. Как видели, так и нарисовали. Невероятный документ - детские рисунки.

ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА­ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ­ВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на транспаранте: Долой стар(ое) правитель­ство) доздравствует новое.


ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН­НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: До­лой буржуазiю, да здрав­ствует миръ всего мира.



ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X36,6 см. Надписи: вывеска над дверью - хлебн(ая лавка); на плакате - свобода слова.


КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ­ТОМОБИЛЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,бХ 34,1 см.


МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева -(Свобо)дная Россiя; посре­дине - Да здравствуетъ сво­бодная Россiя; на воротах по сторонам от проема моно­грамма Е. Р. [Красные ворота - название площади и триум­фальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтом­ским в 1753 - 1756 годах (ра­зобрана в 1928 году). Мо­нограмма Е. Р.- Елизавета Prima - Елизавета Первая, императрица Елизавета Пет­ровна, в царствование кото­рой была сооружена арка. Слева - церковь Трех свя­тителей, построена а 1674 го­ду. Не сохранилась].


ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,7/ 35,7 см. Надписи над дверями в магазины: Молотков; Рогачев; Мясо-торговля; Булочная.


МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО­ВОЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в мага­зин - мясоторговля Е. М. Перловой; на двери таб­личка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мяс­ной торговлей не занимались, они были крупнейшими чае­торговцами].



ВАГОН «МОСКВА - НИЖ­НИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи: на вагоне - Зий классъ; Москве - Н. Новго­родъ; объявления над дверя­ми в тамбуры - мѣстъ нѣтъ.



БОЙ ВОЗЛЕ КАЗАРМ. Ноябрь 1917
Автор Косарев. Бумага, акварель. 23,3X29,1 см. Подпись автора внизу справа: Косарев XI. [Число «XI» около фамилии автора означает порядковый номер месяца, в котором был исполнен рисунок,- ноябрь].


ОБЫСК ОРУЖИЯ БОЛЬШЕ­ВИКАМИ. Ноябрь 1917
Автор Косарев. Бумага, акварель, цветной и графитный карандаши, чер­нила, перо. 26,7X33,6 см. Подпись автора справа внизу: Косарев III. Надписи:вверху - обыск оружия большевиками; слева вывеска - булочная Казе...(?).


КРАСНОГВАРДЕЕЦ, ЭСЕР, БУРЖУЙ И КАДЕТ. Эскиз плаката. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 33,0X26,5 см. Надписи: под фигурой в ле­вом верхнем клейме - эс-эр; справа вверху - буржуй; по диагонали на мешках, ящиках, бутылках - сахаръ, крупа, мука, масло, вино; внизу слева - кадет; спра­ва - красногвардеец.



ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ И УБИТЫЕ. Декабрь 1917
Автор П. Григорьев. Бумага, акварель, карандаш. 25,7X 34,8 см. Подписи на середине листа: П. Григорьев уч. II класса 1917 1 декабря Надписи: внизу - Телефон­ная станция и убитые; вверху в витрине - Робертъ Кенцъ и сын. [Изображен угол Мясницкой улицы и Милютинского пере­улка. В глубине Милютинского переулка - баррикада возле Московской телефонной станции. Роберт Кенц и сын - реклама фир­мы, торговавшей весами. Ма­газин находился по адресу: Мясницкая, 5/1].


ПОХОРОНЫ У КРЕМЛЕВ­СКОЙ СТЕНЫ. Ноябрь 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,6X32,3 см. [Похороны павших в боях за революцию происходили на Красной площади 10 ноября 1917 года. Позади похоронной процес­сии - Спасская башня Мос­ковского Кремля, справа - купол сената, слева на сте­не - царская башенка. Рисунок не окончен].


71. ПОХОРОНЫ СТУДЕНТОВ И ЮНКЕРОВ. 1917
Автор А. Малышков (?). Обои, акварель, гуашь, тушь, перо. 30,4X35,2 см. Подпись и дата справа внизу: А. Малышков (?) 1917 годъ 9 декабря. Надпись внизу: Похороны студентов и юнкеров. [Похороны студентов и юнке­ров происходили 13 ноября 1917 года на братском клад­бище, которое находилось возле теперешнего поселка Сокол. Снесено в конце 1940-х годов в связи с за­стройкой района Песчаных улиц].
«Рисунок не по-детски сложный, глу­боко прочувствованный, все художественные средства, которыми владеет автор, и продуман­ные, и найденные интуитивно, соединены воеди­но для передачи трагизма сцены. Холодный день, ноябрь, снег уже покрыл землю. Сумерки. Суровое настроение создается прежде всего за счет цветового решения. Основной тон картины - серый, то высветленный, то сгущенный почти до черного. По всему листу размыты сла­бые отсветы желтого и зеленого - от крыши часовни, одежд священников, света факелов, уси­ливая ощущение холода и бесприютности. Обряд действительно происходил при свете факелов, так как процессия дошла до кладбища лишь к вечеру. Она двигалась пешком из церкви Боль­шого Вознесения, что у Никитских ворот, до села Всехсвятское, где находилось братское кладби­ще. Путь не близкий, да и ноябрьский день был сумрачный, ветреный, с мокрым снегом.Процессия шла так долго, что опущенные в могилы гробы не закопали, отло­жив завершение ритуала на следующий день» [с. 174-175].

Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея.