Почему мифы разных народов похожи.

Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложными.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История - это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Добро пожаловать в новый мир – прекрасный безумный иллюзорный бесконечный двойственный мифический мир виртуальной реальности!

P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Рай – это Крит», «В гостях у вулкана», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», «Кносский дворец минотавра», «Санторини – погибшая Атлантида», и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

С древних времен человек о многом задумывался. Как устроен мир, который его окружает? Когда и из чего была сотворена Земля? Почему на ней существуют горы и реки, болота и леса? Почему светит солнце, горят звезды, идет дождь, гремит гром? Что такое человек и откуда он произошел? Почему люди умирают, и что с ними происходит после смерти?

Кто мог дать ответ на эти вопросы? Наверное, сам человек, а вернее мифы, созданные им. Итак, обратимся к мифам. Познакомимся с китайским мифом «Рождение Паньгу».

** «В Китае считали: когда земля еще не отделилась от неба, вся Вселенная была яйцом, заполненным хаосом. В этом яйце сам собою зародился и вырос Паньгу. Он, свернувшись клубочком, заснул на восемнадцать тысяч лет, потому что не знал, что делать дальше. Пока спал Паньгу, рядом с ним сами собой появились долото и большой топор, которые стали давить его в бок. Паньгу проснулся, но ничего, кроме липкого мрака, не ощутил. Сердце его наполнилось тоской. Он взял топор, изо всех сил ударил по долоту. Раздался оглушительный грохот, который бывает, когда трескаются горы, и... яйцо раскололось! Все легкое и чистое - ян - тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное - инь - опустилось и стало землею. Так небо и земля благодаря удару топора отделились друг от друга. А у Паньгу тоска прошла, потому что он хорошо поработал.

Но место тоски тотчас занял страх: а вдруг небо и земля снова соединятся! Паньгу уперся ногами в землю и подпер головою небо. Каждый день он подрастал на один чжан. А чжан - это три метра. На такое же расстояние отдалялось небо от земли. Рядом с Паньгу так же быстро росло дерево, корни которого прочно сидели в земле, а ветви не хотели отрываться от неба.

Прошло еще восемнадцать тысяч лет. Небо поднялось очень высоко. Земля стала толстой. Тело Паньгу тоже выросло необычайно. И дерево стало такой же высоты, как великан. Это очень волновало Паньгу. Ведь он не хотел, чтобы земля и небо были соединены. Он стал бить долотом и топором по стволу до тех пор, пока не перерубил дерево.

«Вот я и закончил работу, теперь отдохну», - подумал Паньгу.

Но силы его иссякли совсем. Он упал на землю и умер, отдав всю жизнь работе.

Последний вздох сделался ветром и облаками, вскрик - громом, левый глаз его стал солнцем, а правый - луной. Туловище Паньгу превратилось в пять священных гор, руки и ноги - в четыре страны света, кровь - в реки, жилы - в дороги, кожа и волосы стали лесами и травами, зубы и кости преобразились в драгоценные камни и металлы, а спинной мозг стал священным камнем нефритом. И даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капли дождя и росу».



Вот как китайцы объясняли появление гор, рек, подземных богатств, небесных светил.

Таким образом, при помощи мифов человек ненаучно наивно объяснял картину мироустройства. Каждый народ имеет свою систему мифов. До нас дошли древнегреческие мифы об олимпийских богах, скандинавские мифы об асах, древнеиндийская мифология, изложенная в «Ведах», и мифы других народов.

Что же такое мифология? Это слово, если буквально перевести его с греческого языка, означает «изложение преданий». С точки зрения ученых, мифология – это, прежде всего, «выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на разных стадиях развития». Мифы – это древние рассказы, в которых люди пытались объяснить различные явления жизни. Первая и главная причина возникновения мифа– это вера в то, что все объекты в природе наделены душой. Одушевление природы учёные называют анимизмом. Солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся одушевленными существами, которые живут наподобие людей, общаются между собой, выполняют определенные функции, обладают своим характером. Происходит олицетворение природы, то есть наделение объектов природы своим лицом.

Эти идеи опираются на очеловечивание окружающего мира. Первые существа, доступные пониманию ребенка, бывают существа человеческие (мама, папа, он сам), обладающие личной волей. Поэтому ребенок наделяет этой волей и окружающие его предметы. Таким образом, ребенок делает первый шаг по пути мифотворчества, стараясь представить себе, что «нечто есть некто», все предметы оживают и действуют самостоятельно. Пережитки первобытнообщинного сознания сохранились и по сей день, например, мы можем ударить предмет, причинивший нам боль; или в Древней Греции суду подвергались предметы (камень или сук дерева), причинивший человеку смерть, если было доказано, что в этом не участвовал человек. Осужденные предметы выбрасывали за пределы города.

Значение мифологии велико. Мифы стали колыбелью, из которой выросли литература, искусство, религия, наука. По пути мифотворчества пошли и ваши, ребята, сверстники - ученики пятых классов. Познакомьтесь с некоторыми мифами, придуманными пятиклассниками. Быть может, вам тоже захочется создать миф. Дерзайте!

Люди всегда стремились узнать, как они появились, откуда берет свое начало человеческий род. Не зная ответа на свой вопрос, они строили догадки, сочиняли предания. Миф о происхождении человека существует практически во всех религиозных верованиях.

Но не только религия пыталась найти ответ на этот извечный вопрос. По мере своего развития наука тоже приобщилась к поискам истины. Но в рамках этой статьи будет сделан упор на теории происхождения человека именно на основе религиозных верований и мифологии.

В Древней Греции

Греческая мифология известна во всем мире, поэтому именно с нее в статье начинается рассмотрение мифов, объясняющих происхождение мира и человека. Согласно мифологии этого народа в начале был Хаос.

Из него появились боги: Хронос, олицетворяющий время, Гея - земля, Эрос - воплощение любви, Тартар и Эреб - это бездна и мрак соответственно. Последним божеством, рожденным из Хаоса, была богиня Нюкта, символизировавшая ночь.

Со временем эти всемогущие существа рождают на свет других богов, завладевают миром. Позднее они обосновались на вершине горы Олимп, которая отныне стала их домом.

Греческий миф о происхождении человека - один из самых известных, поскольку изучается в школьной программе.

Древний Египет

Цивилизация в долине реки Нила является одной из самых ранних, поэтому их мифология тоже очень стара. Разумеется, в их религиозном веровании тоже был миф о происхождении людей.

Здесь можно провести аналогию с уже упомянутыми выше греческими мифами. Египтяне считали, что в начале был Хаос, в котором царили Бесконечность, Тьма, Ничто и Небытие. Эти силы были очень сильны и стремились все разрушить, но в противовес им действовала великая восьмерка, из которых 4 имели мужской облик с головами лягушек, а другие 4 - женский облик со змеиными головами.

Впоследствии разрушительные силы Хаоса были преодолены, и был сотворен мир.

Индийские верования

В индуизме есть минимум 5 версий происхождения мира и человека. В соответствии с первой версией мир возник из звука Ом, произведенного барабаном Шивы.

По второму мифу мир и человек появились из "яйца" (брахманда), пришедшего из космоса. В третьей версии было "первичное тепло", породившее мир.

Четвертый миф звучит довольно кровожадно: первочеловек, которого звали Пуруши, совершил жертвоприношение частей своего тела самому себе. Из них появились остальные люди.

Последняя версия говорит о том, что своим происхождением мир и человек обязаны дыханию бога Маха-Вишну. При каждом его вздохе появляются брахманды (вселенные), в которых проживают Брахмы.

Буддизм

В этой религии нет как такового мифа о происхождении людей и мира. Здесь главенствует идея постоянного перерождения вселенной, которая появляется с самого начала. Этот процесс называется колесом Сансары. В зависимости от кармы, которую имеет живое существо, в следующей жизни оно может переродиться в более высокоразвитое. К примеру, человек, который вел праведную жизнь, в следующей жизни будет либо снова человеком, либо полубогом или даже богом.

Тот же, кто имеет плохую карму, может вовсе не стать человеком, а родиться животным или растением, и даже неодушевленным существом. Это своеобразное наказание за то, что он прожил "плохую" жизнь.

О самом появлении человека и всего мира в буддизме нет никакого пояснения.

Верования викингов

Скандинавские мифы о происхождении человека не так известны современным людям, чем те же греческие или египетские, но не менее интересны. Они верили, что вселенная появилась из пустоты (Гинугага), а остальной материальный мир возник из туловища обоеполого великана по имени Имир.

Этот великан был взращен священной коровой Аудумлой. Камни, которые она лизала, чтобы получить соль, стали основой для появления богов, в числе которых был и главный бог скандинавской мифологии Один.

Один и его два брата Вили и Ве убили Имира, из тела которого и сотворили наш мир и человека.

Древнеславянские верования

Как и в большинстве древних политеистических религий, по славянской мифологии в начале тоже был Хаос. А в нем жила Матерь мглы и бесконечности, которую звали Сва. Захотела она однажды себе дитя и создала из зародыша огненного себе сына Сварога, а из пуповины был рожден змей Ферт, который стал другом ее сына.

Сва, чтобы порадовать Сварога, сняла со змея старую шкуру, взмахнула руками и создала из нее все живое. Человек был создан так же, но в его тело была вложена душа.

Иудаизм

Это первая монотеистическая религия в мире, из которой берут свое начало христианство и ислам. Поэтому во всех трех вероучениях миф о происхождении людей и мира похож.

Иудеи считают, что мир был создан богом. Однако есть некоторые расхождения. Так, некоторые считают, что небо было создано из сияния его одежды, земля - из снега, находящегося под его троном, который он бросил в воду.

Другие же считают, что бог сплел воедино несколько нитей: две (огонь и снег) использовал для создания своего мира, еще две (огонь и вода) пошли на создание неба. Позднее был создан и человек.

Христианство

В этой религии господствует идея сотворения мира из "ничего". Бог создал весь мир при помощи собственной силы. На сотворение мира у него ушло 6 дней, а на седьмой он отдыхал.

В этом мифе, объясняющем происхождение мира и человека, люди появились в самом конце. Человек был создан Богом по своему образу и подобию, поэтому именно люди являются "высшими" существами на Земле.

Ну и, конечно, все знают про первого человека Адама, который был создан из глины. Затем из его ребра Бог сделал женщину.

Ислам

Несмотря на то что мусульманское вероучение берет свои корни из иудаизма, где Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал, в исламе этот миф трактуется несколько иначе.

Для Аллаха не существует отдыха, он сотворил весь мир и все живое за шесть дней, но его ничуть не коснулась усталость.

Научные теории происхождения человека

Сегодня принято считать, что люди появились в ходе длительного биологического процесса эволюции. Теория Дарвина утверждает, что человек появился из высших приматов, поэтому у человека и человекообразных обезьян в древности был единый предок.

Конечно, в науке тоже существуют разные гипотезы касательно появления мира и людей. К примеру, некоторые ученые выдвигают версию, по которой человек является результатом слияния приматов и иноземных пришельцев, которые в глубокой древности посетили Землю.

Сегодня стали появляться еще более смелые гипотезы. Например, есть теория, по которой наш мир является виртуальной программой, а все, что нас окружает, включая самих людей, является частью компьютерной игры или программы, которой пользуются более развитые существа.

Однако столь смелые идеи без должного фактического и экспериментального подтверждения не многим отличаются от мифов о происхождении людей.

В заключение

В этой статье были рассмотрены различные варианты происхождения человека: мифы и религии, версии и гипотезы, основанные на научных изысканиях. Никто на сегодняшний день не может со стопроцентной уверенностью сказать, как было на самом деле. Поэтому каждый человек волен выбирать, в какую из теорий верить.

Современный научный мир склоняется к теории дарвинистов, поскольку она имеет наибольшую и наилучшую доказательную базу, хотя в ней тоже есть некоторые неточности и недочеты.

Как бы то ни было, люди стремятся докопаться до истины, поэтому появляются все новые и новые гипотезы, доказательства, проводятся эксперименты и наблюдения. Возможно, в будущем удастся найти единственно верный ответ.


Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложные.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История - это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Добро пожаловать в новый мир – прекрасный безумный иллюзорный бесконечный двойственный мифический мир виртуальной реальности!

P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Рай – это Крит», «В гостях у вулкана», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», «Кносский дворец минотавра», «Санторини – погибшая Атлантида», и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

Все мы скорее потомки рабов, грешников, крестьян, ремесленников и других угнетённых простолюдинов, а не царей, императоров, князей, лордов и иных паразитов, как бы нам этого не хотелось. Это очевидный факт!
Древнегреческая богиня Исида - первая дочь Геба, бога земли, и Нут, богини Неба - покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но, при этом, прислушивалась и к желаниям богачей, девушек, аристократов и правителей.
Исида вышла замуж за своего брата Осириса (для нас это выглядит мерзкопакостно, непонятно и аморально) и зачала с ним Гора.
Когда Сет убил её мужа и разбросал части его тела по Земле, Исида собрала их и восстановила тело своего супруга.
Откуда и почему у древних египтян возник именно такой миф? Что они имели в виду? Они же не моральные и нравственные уроды!
Как и все мифы всех народов (и даже еврейского народа) возникали на основе уже имеющихся представлений, данный миф также возник на основании чего-то. Мы никогда не узнаем точно с чего всё начиналось. Но объяснить всё можно всегда...
Каждый народ, став Народом, вытворял "свои" мифы и легенды про "своих" героев и правителей на основе доставшегося ему знания от других, более древних народов. Бесперспективно и ненаучно выискивать в истории какого-то "оригинального" творца всех известных сейчас "истин".
Многие народы претендуют на свою особость и уникальность "выдумывания" идей и представлений в виде мифов и религий. Если же "копнуть" поглубже, то обязательно выяснится, - что все учения любых конкретных народов были взяты их элитными интеллектуальными представителями из учений и мифов других народов.
Например, представление о Троице исходит из древнеегипетского мифа о боге Ра. Исида пообещала богу Ра, когда его укусиля ядовитая змея, что она исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. Вам это не напоминает православную Троицу?
Подкорректировали умники немного, подогнали под свою самостийную известную или придуманную историю, адаптировали под себя понятийно, придумали слова, имена и термины - и "возникли" различные учения и мифы: Веды и Авеста, Тора и Библия, Коран и Талмуд, мифы и календари американских индейцев и много чего ещё у всех народов.
Суть всех учений сводилась к "простому" человеческому (антропному) представлению - всё сущее делится на два полярно противоположных лагеря: мир добра и мир зла, мир света и мир тьмы. Мир первый - мир справедливости (правды) олицетворяется каким-нибудь Богом с конкретным именем, а мир тьмы, зла и лжи олицетворяется другим мифическим созданием (не будем перечислять его имён всуе).
Вторая общая идея - о мужском и женском Началах. Много можно объяснить через их противоположность...
Далее идут всевозможные представления о божественном происхождении мира, природы, временах года, погоды, растений, животных, человека, земли, металлов, воды, воздуха, неба, огня... Формируется Принцип всеохватывающего, универсального и всезнающего Великого Духа, Абсолюта, Идеи, определяющих всё, который в последствии воплотился в представление о едином Боге.
У меня складывается уверенное впечатление, что все религии происходят от одного источника информации (как и всё живое на Земле, как теперь строго научно доказано, возникло из одной клетки).
Абсолютно прав Гермес Трисмегист, утверждая, что: "То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи."
Те люди, кто имел доступ к первичной информации просто многого не поняли. Не потому, что они были глупы, а потому, что в принципе не могли действительно понять! И написали всякую ерунду по уровню своего понимания и языка.
Давайте представим себе ситуацию: вы, человек всё знающий о достижениях современной науки и техники, попадаете в страну "дикарей", но с человеческим потенциалом развития. Или, как вариант - вы сами из того живого материала, что есть на данной планете, синтезируете (генетически) разумное существо.
Вы искренне хотите обучить этих новых разумных существ или "дикарей" своей науки, технологии, но они, естественно, не в состоянии это воспринять, они просто не могут многого понять из-за отсутствия соответствующего терминологического языка. Ну не знают и не могут осознать они ещё, что такое есть "материя", "сознание", "поле", "время", "пространство", "вещество", "энергия", "информация", "квант действия" и так далее...
И вам приходится на "пальцах" объяснять этим "дикарям" устройство мира, вселенной, вещества, жизни, разума, духа...
Эти неподготовленные люди, естественно, могут воспринять, понять только то, что они могут понять на уровне своих представлений. Не более. Многое они просто тупо запоминают, ничего не смысля в запоминаемом...
По тем или иным обстоятельствам, вам приходится их покинуть.
Они остаются наедине с Природой и пытаются воспроизвести то, что услышали и поняли от вас на уровне своих сложившихся на то время парадигмических установок, представлений, мыслей и предают это своим детям, сперва устно, а затем и письменно...
Так возникают первичные мифы и религии. Люди рассуждают о том и пишут то, что услышали, в своей, совершенно иной интерпретации, далеко не всегда адекватно отражающей, что им в действительности пытались объяснить, рассказать и надоумить...
Теперь мы "страшно" удивляемся - откуда у наших далёких предков появились такие искры знания, о которых мы только совсем недавно узнали благодаря сложнейшим научным приборам и теориям?
"Как устроен этот мир? Давно описано"
"Всё произошло из одного"
"Какая религия самая древняя?"
"Единство бытия и познания. Часть 3."
"В начале было..."
"Откуда и почему это всё взялось?"