Информационно-аналитические материалы государственной думы. Образование и наука: современные реалии

Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе самым непосредственным образом касается многих родителей, а также учителей начальных классов, которые сталкиваются с ней постоянно.

Адаптация традиционно трактуется как приспособление к той или иной среде, обстановке, ситуации, той или иной деятельности и т.д. Представляется, что термин «приспособление» не совсем точно отражает суть понятия «адаптация», поскольку приспособление подразумевает пассивное отношение к действительности. Более точным синонимом термина «адаптация к школе» было бы словосочетание «включение в школьную жизнь» (инкорпорация), предполагающее активную деятельную позицию.

«Ваш ребенок ворует»! Подобный приговор учителя производит на родителей эффект разорвавшейся бомбы. «Я плохой воспитатель», «а что подумают обо мне другие, если узнают», «как стыдно перед учителем» - эти мысли фейерверком пролетают в голове у растерянных взрослых, и реакция, зачастую, незамедлительна. Отец достает ремень, мать в слезах начинает взывать к совести ребенка. И тут, прежде чем родители применят радикальные методы воспитания, на помощь должен прийти педагог или психолог, который поможет ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват, и что делать?»

Ребенок - существо разумное,
он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Януш Корчак

Как один день промчались три самых беззаботных месяца в году, подарив яркие приключения, фантастические открытия и незабываемые знакомства. И совсем скоро календарь перелистнет последнюю страничку лета, чтобы начать отсчет нового учебного года. Многим знакомо то волнительное чувство, которое испытываешь, когда на плечиках весит отглаженная форма, а в вазе ждет своего торжественного часа букет хризантем. Ночь перед 1 сентября длится бесконечно долго, а будильник в это утро звенит особенно приятно. Примерно такие эмоции переполняют учеников после летних каникул накануне первого школьного дня.

Сегодня в учебном плане многих российских школ можно встретить загадочный предмет под названием «валеология». Он не входит в категорию обязательных общеобразовательных дисциплин, но включен в разряд вариативной составляющей учебного процесса. Это значит, что валеология может преподаваться в школе, на основании решения педагогического совета. Цели и задачи данного школьного курса, декларируются как манифест здорового образа жизни ребенка. На практике же, на этих уроках происходят самые разные невообразимые вещи: начиная со знакомства с оккультными учениями и практиками, и заканчивая медитацией и вхождением в состояние транса.

Кто ропщет на своих учителей,
для тех в сто раз ученье тяжелей
Фирдоуси

Школа – это место, где ребенок проводит половину своей жизни. Здесь он не только получает новые знания, но и приобретает первый опыт общения с другими детьми и педагогами. И от того на сколько успешно ему удается поладить с одноклассниками и учителями, зачастую зависит и отношение к самому учебному заведению. Бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу только потому, что учитель относится к нему предвзято, необоснованно критикует его работу, предъявляет завышенные требования. Подобные конфликты с педагогом могут стать причиной поиска нового учебного заведения. Чтобы такого не произошло, и родителям, и детям необходимо знать простые правила, которые помогут наладить отношение с учителем.

Детство - это время множества вопросов, возможностей и последствий.
Альфред Адлер

Практически все мы, будучи юными, а позже уже имея собственных детей, столкнулись с классической схемой: «3 года – идем в детский сад, 7 лет – здравствуй «родная школа». Кто ходил и в сад, и в школу с удовольствием, а для кого-то это осталось мучительным воспоминанием, но уже сейчас мы понимаем, что именно там формировались наши умения взаимодействовать с окружающим миром, там мы развивались и получали свои первые знания и опыт. И иного сценария для развития и обучения здорового ребенка придумать было сложно... тогда. Сегодня же Россия сделала огромный шаг вперед в этом вопросе.

«Формальное образование
поможет вам выжить.
Самообразование приведет вас к успеху»
Джим Рон

Когда речь заходит об обучении, то первое, что приходит в голову, – это педагогика. Однако в последнее время, все чаще говоря об обучении, мы подразумеваем образование взрослых. Исследования, проведенные Новелсом (Knowles), показали, что педагогические методы не эффективны в обучении данной категории «учащихся». В связи с этим, говоря об обучении взрослых, сегодня нередко можно услышать новое понятие – «андрагогика».

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно".

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно" (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, "воз и ныне там": качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога


В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких "небожителей", к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или "бродить" по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей , но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и "срывать" на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги


Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования , стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с "купленными" дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования


Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

В современных условиях шанс стать процветающей страной по­лучает такое государство, которое обеспечивает максимальный про­стор для реализации творческого потенциала человека. Такая поли­тика предполагает выявление талантов, поиск способностей людей, умение использовать их для блага и интересов общества.

Для этого нужны определенные предпосылки, прежде всего, со­здание равных стартовых возможностей для молодого поколения, предоставление возможностей добиваться получения образования более высокого качества и уровня. В странах с рыночной экономи­кой сфера образования – такой же бизнес, как в любой другой сфе­ре. Разумеется, важную роль играет конкуренция. Нельзя возразить против того, что конкуренция – феномен, относящийся в современ­ную эпоху ко всей системе образования, – как внутри той или иной страны, имеющей рыночную экономику, так и в международном масштабе. Механизмы конкуренции позволяют совершенствовать механизмы образовательных услуг.

Кто лидирует сегодня в производстве знаний, средствах инфор­мации, в науке и образовании, тот и является мировым лидером. Пока таковым государством является США. И многие, если не боль­шинство исследователей, считают, что это вполне естественно: США

– единственная сверхдержава современности. Ее ведущая роль в информационной экономике – следствие лидирующего положения в мире. А может быть, напротив, лидерство США в современном мире

– следствие их лидерства в производстве знаний. А что же Россия? Хотя Россия по праву гордится своими традициями в области фунда­ментальных наук, нельзя не видеть, что их основы заложены в конце XIX века и середине XX века. В последнее же десятилетие XX века и в первые годы XXI века и в России деградируют, стремительно подталкивая страну к уровню показателей «третьего мира». Нельзя, сидя на нефтяной и газовой трубах, полноценно вой­ти в современное информационное общество. Отметим, что ключе­вая идея второй президентской программы В.В. Путина (изложенная им 26 мая 2004 г. в ежегодном послании к Федеральному собранию)

– удвоение ВВП страны, повышение ее конкурентоспособности в мире. И не столько в области экономики, скорее в использовании тотальной конкурентоспособности во всех областях жизнедеятель­ности, в том числе в системе образования. Известно, что в развитых странах мира рост ВВП до 80% достигается, прежде всего, за счет развития наукоемких технологий. Но доля России – страны с бога­тейшими культурными, научными, образовательными традициями -на мировом рынке уровень развития высоких технологий необычай­но низок, достигает всего 1%, по этому показателю наша страна ус­тупает даже маленькому Гонконгу. Сегодня в России, как и все общество, переживает драматический период, от итогов развития которого зависит не только будущее страны, но и возмож­но, ее существование как государства. Если за последние 10-15 лет развитые страны в два раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования, то Россия, наоборот, эти показатели умень­шила в 1,5 раза. Разрушительные тенденции и близорукость прово­димой государством политики приобрели опасные масштабы. За последние 5 лет реальный объем ассигнований на нужды образова­ния в России сократился примерно в 5 раз. Россия, в которой сниже­ние ассигнований на и науку привело к утрате потенци­альных талантов, не имеющих возможность получить достойное об­разование, приводит к «утечке мозгов» из страны. В настоящее вре­мя экономические потери России от «утечки мозгов» весьма велики.

Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высоко­квалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, которая воспитала и выучила. Например, знаменитый физи­ко-технический институт превратился в какой-то степени в поставщи­ка высококвалифицированной силы в США, где даже установили льгот­ные правила въезда для этой категории людей. Поэтому в принципе логично поставить вопрос о компенсации за данную утечку. Частич­но в качестве такой компенсации можно рассматривать помощь раз­личных западных фондов российской науке и образованию.

Несмотря на негативные тенденции, российская система образо­вания пока еще остается одной из достаточно эффективных. Ее по­ложительный опыт перенимается во многих странах. Высоко котиру­ется и имеет большой международный авторитет наше высшее об­разование. По числу студентов на 10 тыс. жителей Россия стоит в одном ряду с Японией, Францией, Великобританией, Германией и Италией. По числу выпускников ВУЗов на те же 10 тыс. – на 4-ом месте (после США, Канады, Японии). По абсолютной численности молодежи с высшим техническим образованием она продолжает занимать первое место в мире. Из 74 ведущих университетов Евро­пы 11 -российские (МГУ стоит на втором месте после Сорбонны).

Образование, которое ориентировано на подготовку специалис­тов, обладающих специфическими знаниями и навыками, направле­но на обеспечение эффективности инновационного процесса. Такой специалист должен быть профессионалом, способным комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Это исследователь, создатель интеллектуальных цен­ностей, способный реализовать их и на этой основе создать новые материальные ценности, а также обеспечить превращение последних в товар. Во всем мире специалисты такого профиля считаются эли­той менеджмента. В 2004-2005 г. в КГТУ (КАИ) началось обучение по специальности «физика и менеджмент наукоемких технологий». Лучше поздно, чем никогда. Таковые вызовы времени, на которые необхо­димы соответствующие этим вызовам ответы.

Вполне соответствует вектору реформ назначение нового мини­стра образования РТ, экономиста, пришедшего непосредственно из главного вуза республики Раиса Фалиховича Шайхелисламова. Пред­ставляя Шайхелисламова сотрудникам министерства и руководите­лям учебных подразделений республики, премьер-министр РТ Р. Минниханов отметил: «Министерство станет основным исполнителем проектов по реализации инновационного образования в Татарстане». И на традиционной республиканской августовской педконференции Р. Шайхелисламов выступил с докладом «Инновационный подход к управлению образованием в Республике Татарстан». Инновации, по словам министра, не самоцель, а средство и принцип решения по­ставленных задач. Первая из них направлена на воспроизводство и развитие главного ресурса системы образования – педагогических и научно-педагогических кадров. Процесс выращивания научной сме­ны сохраняет оптимизм в оценке ближайшего будущего отечествен­ной науки. Этот процесс должен быть непрерывным. Интеллектуали­зация общества, активное включение в общественные преобразова­ния наиболее талантливой и творчески одаренной части населения, прежде всего молодежи одна из приоритетных задач государствен­ной политики РТ. Развитие интеллектуального потенциала республи­ки зависит не только от эффективной поддержки и социальной защи­ты одаренной молодежи, сочетаемой с психолого-педагогической и профессиональной помощью в развитии таланта, но и от уровня ин­теллектуального развития окружения талантливой личности. Интел­лектуальный потенциал общества – продукт творческого развития и саморазвития каждой личности. Чем больше таких личностей и чем гармоничнее они связаны, тем богаче общество.

Реалии настоящего времени объективно актуализируют вопрос о постоянном изучении состояния интеллектуального потенциала и поиска путей его развития. В процессе такого изучения стоит дву­единая задача – выявление уровня интеллектуального потенциала республики и определение причин, тормозящих его развитие.

Национальный интеллектуальный потенциал фактически становит­ся двигателем наукоемких, интеллектоемких экономик, который смо­жет обеспечить опережающее воспроизводство «человеческого ка­питала» и общественного интеллекта. По мнению теоретика – патриар­ха современного менеджмента П. Дракера, «работник интеллектуаль­ного труда является важнейшим ресурсом и активом любой корпора­ции. Результат такого труда … – наиболее ценный капитал XXI века».

Реалии XXI в. – глобализация и информатизация, высокие техно­логии и Интернет – кардинально изменяют мир и условия жизнедея­тельности человека. В России новые технологии пока еще мало при­меняются из-за крайней дороговизны. Персональных компьютеров у нас в 19 раз меньше, чем в США. Интернетом пользуются в 144 раза меньше, чем в США и в 250 раз меньше, чем в Швеции. Специалис­ты подсчитали: если двигаться такими темпами, то к 2050 году дос­туп в Интернет будут иметь лишь 20% нашего населения, в то время как в западных странах – практически каждый. Прорыв России вряд ли возможен до тех пор, пока у подрастающего поколения не будут сформированы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-технологизированную реальность. Это необходимо для интеллектуального развития молодежи, обеспечения ей возмож­ности комфортно жить в условиях нового столетия. Путь к этому -превращение Интернета из элитарной технологии в общедоступное средство учебы и работы. Решение этой масштабной задачи под силу только государству. Даже в такой продвинутой стране, как Япо­ния, государство считает необходимым выделять немалые средства (93 млрд. долл.) на массовое обучение населения пользованию Ин­тернетом. Российские же показатели просто удручающих: на 2000­2005 гг. правительством и бизнесом выделено на интернетизацию образования по 1 млрд. долларов.

Чтобы быть эффективной, система образования должна соответ­ствовать реалиям XXI века, поскольку специалистам нового столетия предстоит решать сложнейшие глобальные задачи, связанные с пе­реходом мирового сообщества к новому технологическому укладу (информационному) со вступлением в эпоху непрерывного образо­вания. Для создания российской школы XXI в. необходимо уже се­годня начать широкий эксперимент по переходу на обязательное 10-летие обучение и бесплатное 12-летие. Содержательная часть ре­формы состоит в создании профильной средней школы. Важнейшая линия стратегического развития – изменение ситуации с компьютер­ной грамотностью нового поколения.

Это позволит повысить конкурентоспособность системы образо­вания. Появится возможность привести российское образование в соответствии с мировыми стандартами, не допустить увеличения технологического отставания от западных стран. Кроме того, на наш взгляд, следует сохранить и обогатить имеющийся образователь­ный потенциал.

Совершенно ясно, что политика российского государства в сфе­ре образования не адекватна реальным потребностям страны, не отвечает ее стратегическим интересам и, с этой точки зрения, в пер­спективе может выступать как дестабилизирующий фактор. Ее глав­ным принципом должна стать вековая крестьянская мудрость: «Уми­рай, но весной землю вспаши и засей, голодуй всю зиму, но зерно на посев сохрани». Этот принцип позволит сохранить основной капи­тал нации – ее кадровый потенциал, ее интеллект, высокую образо­ванность населения. А это в свою очередь позволит создать новый, демократический и экономически эффективный тип российского го­сударства и вступить на тот путь, по которому ныне продвигается весь цивилизованный мир.

Абдрахманова Р.Я.,

ст. преподаватель Альметьевского филиала ИЭУП

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.