Европейский архитектурный стиль. Европейская архитектура XV — начала XIX веков

На этом старом континенте есть множество удивительных мест, которые все еще производят впечатление на туристов и местных жителей. Независимо от того, о чем идет речь, Европа предлагает своим гостям много красот, и один из лучших способов увидеть прекрасное – познакомиться с современной европейской архитектурой.

Многие замечательные архитекторы придумывают проекты, прикладывая все свои усилия и воображение для создания необычных зданий, которые будут долгое время производить впечатление на зрителей. Во многих европейских странах можно увидеть подобные современные архитектурные шедевры, так что вам, как туристу, есть на что посмотреть во время путешествий по Европе. Мы выбрали десять зданий, созданных в духе современной архитектуры. Посмотрите, вам обязательно что-то понравится, и в следующий раз, когда вы будете путешествовать, включите это в свой маршрут!

✰ ✰ ✰
10

Расположение: Прага, Чехия

«Танцующий дом» также известен под названием «Джинджер и Фред», назван так в честь знаменитых танцоров эпохи золотого Голливуда, Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Здание построено по проекту архитекторов Владо Милунича и Фрэнка Гери, строительство началось в 1992 году и было завершено в 1996 году.

За это время здание подвергалось критике, так как оно существенно отличалось от типичной архитектуры Праги. Здание состоит из двух частей — одна статическая и одна динамическая (танцующая часть). На самом деле, они олицетворяют переход Чехословакии от коммунистического строя к парламентской демократии.

✰ ✰ ✰
9

«Новая таможня» (Der Neue Zollhof)

Расположение: Дюссельдорф, Германия

Der Neue Zollhof или же «Новая таможня» состоит из трех зданий. Все они расположены в немецком городе Дюссельдорфе в гавани рядом с рекой Рейн. Здания уникальны благодаря своим геометрическим формам и необычным оконным проемам. Для фасада этих трех зданий использовались разные материалы. Здание в центре покрыто металлическими панелями, восточное и самое высокое здание облицовано гипсом, а западное имеет фасад из красного кирпича.

Благодаря привлекательным фасадам всех трех, а особенно металлического здания, они пользуются популярностью среди туристов. Проект «Der Neue Zollhof» разработал Фрэнк Гери, строительство было завершено в 1998 году.

✰ ✰ ✰
8

Расположение: Брюссель, Бельгия

Атомиум находится в столице Бельгии Брюсселе и представляет собой фрагмент кристаллической решетки железа, увеличенной в 165 миллиардов раз! Здание, в котором сейчас находится музей, было построено в 1958 году для Всемирной выставки в Брюсселе и олицетворяет веру в научный прогресс. Атомиум разработан архитекторами Андре и Жаном Полак, которые работали вместе с инженером Андре Ватеркейном.

По окончании выставки здание должно было быть разобрано, но уникальная и футуристическая архитектура завоевала сердца многих людей и с успехом делает это до сих пор, так что здание решено было оставить.

✰ ✰ ✰
7

Расположение: Мальмё, Швеция

Это необычное здание расположено на юге Швеции в городе Мальмё. Turning Torso — это удивительный неофутуристический небоскреб. Этот дом считается самым высоким во всей Скандинавии! Проект разработан известным испанским архитектором и скульптором Сантьяго Калатрава. Идея такого небоскреба появилась благодаря одной из скульптур Калатрава, на которой изображен закрученный человеческий торс.

Строительство здания было завершено в 2005 году и десять лет спустя, оно выиграло «Награду 10 лет» от Совета по высотным зданиям и городской среде. Высота «Turning Torso» достигает 190 метров. Это жилой дом со 147 квартирами. Благодаря такой высоте его жители могут наслаждаться удивительным видом на Мальмё и Копенгаген через пролив Эресунн.

✰ ✰ ✰
6

Научный музей принца Филиппа

Расположение: Валенсия, Испания

Научный музей принца Филиппа – одно из зданий культурного и архитектурного комплекса «Город искусств и наук» в Валенсии. Проект комплекса был разработан испанским архитектором и скульптором Сантьяго Калатрава, он был открыт в 2000 году. Музей имеет три этажа, которые охватывают 8.000 квадратных метров. Здесь расположено несколько регулярных выставок, охватывающих многие области науки, техники, климата и искусства.

✰ ✰ ✰
5

Кубические дома

Расположение: Роттердам, Нидерланды

Кубические дома расположены в Роттердаме, и изначально они строились как обычные жилые дома. Но благодаря своему уникальному внешнему виду здания привлекли множество посетителей, которым было интересно, как эти дома-кубики выглядят изнутри. Один из владельцев решил открыть свой дом для посетителей, и его кубик сегодня известен как музей Kijk-Kubus.

За этим шедевральным проектом стоит архитектор Пита Бом, который разработал в середине 1970-х годов первую серию кубических домов в Хелмонде, а затем в начале 1980-х годов создал второй проект в Роттердаме.

✰ ✰ ✰
4

Кунстхаус

Расположение: Грац, Австрия

Австрийский город Грац приобрел инопланетный вид благодаря зданию, которое было построено в 2003 году в рамках программы «Культурная столица Европы». Мы имеем в виду Кунстхаус (Kunsthaus Graz)! Имея столь современный внешний вид, здание определенно выделяется среди своих соседей в стиле барокко. Архитекторами этого шедевра являются Колин Фурнье и Питер Кук.

С 2003 года Kunsthaus Graz представляет собой архитектурную достопримечательность города. На самом деле, сейчас это галерея современного искусства, посетители могут увидеть здесь арт-экспонаты начиная с 1960-х годов до сегодняшнего дня, в том числе здесь представлены фильмы, фотографии и новые средства массовой информации.

✰ ✰ ✰
3

Расположение: Монпелье, Франция

Находится во французском городе Монпелье. Этот театр, действительно, выглядит как украшенная деревянная коробка! Построенный в 2013 году архитекторами из компании «A + архитектура», театр имеет очень интересный внешний вид с деревянными узорами в стиле арлекин. В ночное время благодаря разноцветной подсветке, вмонтированной в фасад, здание приобретает еще более удивительный вид.

Театр назван в честь известного французского романиста Жана-Клода Карье, что делает этот театр действительно особенным. К тому же, оно построено таким образом, что поглощает намного меньше энергии, чем любой аналог таких же размеров.

✰ ✰ ✰
2

Расположение: Гётеборг, Швеция

Kuggen представляет собой красочное, цилиндрическое здание, которое было построено по проекту шведских архитекторов Герта Вингардхома и Йонаса Эдблада по заказу компании Wingårdh Arkitektkontor. Здание расположено в Гетеборге, втором по величине городе Швеции, и принадлежит Технологическому университету Чалмерса (повезло студентам!).

Фасад выполнен из терракотовых панелей шести оттенков красного и двух зеленого, которые по-разному выглядят в зависимости от угла, под которым вы на них смотрите и количества естественного света в данный момент.

✰ ✰ ✰
1

Kunsthofpassage

Расположение: Дрезден, Германия

Сначала можно подумать, что это здание не настолько необычно выглядит по сравнению с остальными в нашем списке, но уникальным его делает то, что дом воспроизводит музыку каждый раз, когда идет дождь! Благодаря системе водостоков и воронок, прикрепленных на фасаде здания, Kunsthofpassage является одной из главных достопримечательностей Дрездена, Германия. Музыкальное здание придумали скульптор Аннетт Павла и дизайнеры Кристоф Росснер и Андре Темпель.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья ТОП-10 самых необычных современных зданий Европы . Спасибо за внимание!

С конца 19 века до начала первой мировой войны, и Великой Октябрьской социалистической революции искусство господствующих художественных направлений в странах развитого капитализма начинает переходить на антиреалистические позиции. Однако с нарастанием революционного движения намечается переход к новому этапу развития реализма, проникнутого антибуржуазными идеями, а затем связанного с социалистическими идеалами. Процесс его развития сложен и противоречив, отмечен возникновением разнообразных стилистических форм и течений.

Эйфелева башня, 1889, Построена к столетию Французской революции


Гауди. Церковь Саграда Фамилья
Строится с 1884 года, Барселона

Архитектура. В эпоху империализма развитие различных видов искусства протекает неравномерно. В то время как живопись переживает глубокий кризис, архитектура получает, по сравнению с 19 веком, относительно благоприятные условия. Общественный, характер производства, бурный рост техники, потребность в массовом строительстве, активная борьба рабочего класса за свои права вынуждают капиталистические государства вмешиваться в планировку архитектурного строительства, вызывают необходимость решения проблем градостроительства и ансамблей. Зодчество, в отличие от живописи,– вид искусства, неразрывно связанный с материальным производством, с техническим прогрессом, с удовлетворением практических запросов общества. Оно не может быть оторванным от решения задач, поставленных жизнью. На смену эклектизму 19 века приходят поиски цельного стиля, основанного на применении новых конструкций и материалов, введенных в строительную практику с 1840-х годов (сталь, цемент, бетон, железобетон, каркасная система, громадные покрытия сводчато-купольной системы, висячие покрытия, фермы, козырьки).

Технические возможности новой архитектуры, ее эстетически сильные стороны отражали не только общественный характер производства в эпоху империализма, но создавали материальные предпосылки для расцвета зодчества в дальнейшем в условиях ликвидации частной собственности и эксплуатации. Частная собственность, конкуренция обусловили проявление субъективного произвола. Отсюда погоня за модными, нарочито экстравагантными решениями. Для архитектуры буржуазного общества характерно противоречивое сплетение ложных и эстетически прогрессивных тенденций.


Каза Баттло
Антонио Гауди
1905–1907, Барселона, Испания


Каза Мила
Антонио Гауди
1905–1910, Барселона, Испания


Жилой дом
1918–1919 годы
Турку, Финляндия

Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 года по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.

Интересным памятником этого времени была сооруженная к той же Всемирной выставке Галерея машин из металлических ферм со стеклянным перекрытием пролета в 112,5 м (галерея разобрана в 1910), не имевшая по совершенству замысла себе равных.

Первый жилой дом, в котором был применен новый строительный материал – железобетон, сооружен в Париже (1903) О. Перре. Конструкция здания, определившая его легкую логическую композицию, впервые выявлена на фасаде. Большое значение для дальнейшего развития архитектуры имели ангары парижского пригорода Орли (1916–1924) со складчатыми сводами параболических очертаний. По типу их прочных конструкций были созданы многообразные системы железобетонных покрытий – складчатые своды и купола толщиной в несколько сантиметров при пролетах около 100 м. Однако на первых порах и в чисто инженерных постройках часто проявлялись тенденции эклектизма – новые материалы и новые конструкции не осмысливались эстетически, они сочетались с элементами старых стилей.


Музей искусств
1912–1920 годы
Хельсинки, Финляндия


Каза Мила
Антонио Гауди
1905–1910, Барселона, Испания


Казанский вокзал
А.В. Щусев,1913–1926
Россия, Москва

Стиль модерн. В 1890–1900 годах в разных странах распространилось направление, получившее название стиля модерн от французского слова «современный». Его создатели, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т.п. С другой стороны, у архитекторов модерна Австрии и Германии, Италии и Франции появилось стремление преодолеть сухой рационализм строительной техники. Они обращались к прихотливому декоративизму и символам в орнаментике декораций, в росписях, скульптуре интерьеров и фасадов, к нарочитой подчеркнутости обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений, изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья – эркеры, романские башенки и т. д.), придавая сооружениям несколько романтический характер. Наиболее завершенно стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков и в типе доходного дома, отдавая предпочтение асимметрии в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. В начале 20 столетия в архитектуре модерна усилилась выразительность основных конструктивных элементов, появилось стремление к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей строительных материалов. Решающий перелом в развитии архитектуры наступил, однако, после первой мировой войны.

РЕФЕРАТ

Архитектура Европы XIX-XX веков


1. Зарождение архитектуры


Зарождение архитектуры относится к эпохе первобытнообщинного строя в эпоху позднего палеолита (около 10-го тысяч лет до н.э.), когда возникли первые искусственно построенные жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двухскатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Все это было освоено человеком раньше, чем появилась письменность.

Конец существования первобытного общества сказался строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В мегалитических сооружениях (менгир, дольмены, кромлехи) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники. Например, кромлех в Стоунхендже, Великобритания. Стоит упомянуть также дома на сваях во Франции, глиноплотови дома Трипольской культуры на Украине.


1.1 Архитектура 19 века


Главным архитектурным стилем первой половины 19 века - стал Ампир. Развивая линию позднего классицизма, этот стиль ориентировался на образцы и формы классического искусства античности, преимущественно императорского Рима. Стиль отличается монументальностью форм, широким распространением массивных портиков, триумфальных арок, использованием военных атрибутов и эмблем в архитектурных элементах и орнаментах.

В России классицизм сохранялся до конца 18 - 1-й трети 19 вв. Для этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через «образцовые проекты», по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.

В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей, этот стиль получил название Эклектизм.

Противоречия между старыми и новыми архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль «модерн», возникший в 1890-е гг. Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались.


1.2 Архитектура 20 века


В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами. После 1917 развитие архитектуры западноевропейского общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, интересы правящего класса и его идеологию, с другой - продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство дешёвых жилищ, которое должно было смягчить остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации - функционализм.

В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в архитектуре всех западных стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии прагматизма. В слаборазвитых и колониальных странах функционализм причудливо сочетался с нарочитой экзотичностью колониального стиля.

Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (архитектура фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф.Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций «органической архитектуры» породил её индивидуалистической крайности.

В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении архитектуры к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой.

В европейской архитектуре конце 50-60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как отражение конфликта между личностью и обществом. Возник брутализм (арх. А. и П. Смитсон, Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий получили художественное осмысление архитектурных сооружениях


2. Архитектурный стиль

архитектура искусство художественный

Архитектурный стиль может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.


2.1 Развитие архитектурных стилей


Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко).

В то же время стиль как описательное средство обладает рядом принципиальных недостатков.

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще - понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких крупных регионов стиль как описательное средство не подходит. Например, трудно найти соответствие периодам в истории архитектуры Китая архитектурным стилям Европы.

Несмотря на указанные недостатки, архитектурный стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.


2.2 Виды архитектурного стиля


Ампир (от фр. empire - империя). Стиль в архитектуре и искусстве (более декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы.

Основные черты стиля:

Øмонументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров);

Øвоенная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.);

Øдревнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.п.);

Амстердамская школа (нидерл. Amsterdamse School). Стиль, возникший и развивавшийся в Нидерландах в первой трети XX века. Вдохновлённый социалистическими идеями, этот стиль применялся при строительстве зданий самого разного назначения, в том числе особняков и многоквартирных домов. На архитектуру Амстердамской школы оказали влияние как неоготика и архитектура эпохи Возрождения, так и работы выдающегося нидерландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге.

Постройки Амстердамской школы, испытавшие влияние экспрессионизма, часто имели закруглённую, «органическую» форму фасадов и множественные декоративные элементы, не носившие функционального назначения: шпили, скульптурные изображения и окна с горизонтальной «расстекловкой», напоминавшей лестницу.

Основные черты стиля:

Øкровля сложной формы;

Øкирпичная основа;

Øбольшое использование украшений;

Øдекоративная кладка стен, художественное стекло, кованые фрагменты, скульптурные украшения;

Ар-деко (фр. art deco букв. «декоративное искусство»). Течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи, представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма, в то время, как в странах с тоталитарными режимами (Третий рейх, СССР и др.) ар-деко превращается в «новый ампир». В советской архитектуре в период постконструктивизма были позаимствованы многие элементы ар-деко (напр. гостиница «Москва»).

Основные черты стиля:

Øдорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро);

Øроскошь, шик;

Øэтнические геометрические узоры;

Øстрогая закономерность;


Архитектура Возрождения . Период развития архитекуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

Основные черты стиля:

Øсимметрия, пропорции;

Øполукруглые арки, полусфера купола, ниши, эдикулы;

Øупорядоченное расположение колонн, пилястр и притолок;

Барокко (итал. barocco - «странный», «причудливый»; порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы». Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны. Часто встречаются развернутые. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Основные черты стиля:

Øпространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;

Øмасштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры;

Øхарактерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон;

Био-тек . Архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. В противоположеность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием природных форм. Однако, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Следует отметить, что концепция био-тека предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

Данное движение находится в процессе становления и его исследовательская составляющая преобладает над практической.

Основные черты стиля:

Øконсервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий;

Øбиоморфные криволинейные формы, оболочки, самоподобные фрактальным формам;

Достойное эстетическое и экономически-оправданное решение этого противоречия - одна из основных задач био-тека;

Брутализм . Архитектурное направление, отправной точкой для которого стали послевоенные проекты Ле Корбюзье - «жилая единица» в Марселе (1947-52) и здание секретариата в Чандигархе (1953). Название стиля было образовано британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсон от французского термина «beton brut» - «необработанный бетон».

Архитекторы-бруталисты всячески подчёркивали грубую фактуру бетона, которую не считали нужным скрывать ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской.

Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е гг.) и в СССР (особенно в 1980-е гг.) Многие сторонники этого стиля исповедовали социалистические взгляды, выделяя среди его достоинств не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и бескомпромиссную антибуржуазность и «честность» этого стиля.

Основные черты стиля:

Øнарочито тяжёлые, монотонные, прямолинейные формы («дома-коробки»);

Øтяжеловесность конструкций и шершавость монохромных поверхностей;

Георгианская архитектура (англ. Georgian architecture). Широко распространённое в англоязычных странах обозначение архитектуры, характерной для Георгианской эпохи, которая охватывает практически весь XVIII век. Этот термин бытует как самое общее обозначение английской архитектуры XVIII века, подобно тому как всё многообразие эклектической архитектуры XIX века пытаются охватить термином «викторианская архитектура».

Основные черты стиля:

Øсимметричная планировка здания;

Øфасады домов в георгианском стиле сложены из плоских красных (в Великобритании) или разноцветных кирпичей (в США и в Канаде) и отштукатуренного белого орнамента;

Øарки и пилястры.

Øвходные двери окрашены в различные цвета и в своей верхней части оснащены окнами пропускающими свет, открывающимися окошками;

Øздания окружены со всех сторон цоколем;

Деконструктивизм . Направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том или ином виде по всему миру. Деконструктивизм неразрывно связан с культурой посмодерна, однако принято различать постмодернистскую архитектуру и архитектуру деконструктивистскую.

Возможно, деконструктивистская архитектура самая сложная и отдаленная от массового потребителя, это архитектура мегаполисов и «нового поколения», материальное воплощение экзистенциализма. Часто архитекторы - деконструктивисты не делают различий между реальными объектами и планами и чертежами - все равноценно, что также является пересмотром архитектуры, отказом от иерархии.

Основные черты стиля:

Øвесьма сложные формы, глубокие изломы, оригинальные линии;

Øярко выраженные геометрические формы;

Индо-сарацинский стиль . Один из ретроспективных стилей эпохи архитектурной эклектики, который распространился в Британской Индии в правление королевы Виктории. По сути играл в Индии ту же роль национальной альтернативы универсальному классицизму и его продолжениям, что и неоготика в Европе и английских колониях или псевдорусский стиль в России.

На примере таких бомбейских сооружений, как вокзал Виктории и ворота в Индию, можно выделить основные черты индо-сарацинского стиля.

Интернациональный стиль - ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-60-х гг. Пионерами интернационального стиля были Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями - Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд (Нидерланды).

Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше - тем больше»).

Основные черты стиля:

Øпрямые линии и другие чистые геометрические формы;

Øлёгкие и гладкие поверхности из стекла и металла;

Øжелезобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства;

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый). Художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основные черты стиля:

Øпропорции и формы близкие к античности;

Øсимметрично-осевые композиции;

Øсдержанность декоративного убранства;

Метаболизм (фр. metabolisme от греч. «превращение, изменение»). Течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции.

Основные черты стиля:

Øмодульность, ячеистость;

Øакцентирование внимания на пустоте, визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур;

Неоготика («новая готика»). Распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве. В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост.

Неогрек . Стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века.

Основные черты стиля:

ØФункционально, архитектура европейского неогрека ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен-Женевьев работы Лабруста - бесспорный неогрек снаружи, однако её интерьеры, подчинённые несущему железному каркасу, вполне эклектичны - железные арки оказались несовместимыми с классическим ордером.

Постконструктивизм . Условное обозначение «промежуточного» стиля советской архитектуры в период 1932-1936 гг., когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от авангардизма к неоклассике (к так называемому «Сталинскому ампиру»).

Основные черты стиля:

Øумеренное «обогащение» внешнего облика зданий, преодоление «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда;

Øпредпочтение симметричных композиций;

Øкарнизы простейшего профиля, робкое обращение к дорическому ордеру;

Øэлементы классики;

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль). Реже роккоко - стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.

Основные черты стиля:

Øизысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций;

Øграциозный орнаментальный ритм;

Øбольшое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту;

Романский стиль (от лат. romanus - римский). Развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Псевдоготика, ложная готика или русская готика - предромантическое направление в русской архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, нередко насыщенными масонской символикой. После смерти Екатерины II развитие русской готики шло параллельно со становлением неоготического направления в архитектуре Западной Европы, но, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имеет мало общего.

Основные черты стиля:

Øархитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы);

Романтизм (фр. romantisme). Явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века.

Основные черты стиля:

Øстиль характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы;

Эклектика (эклектизм, историзм). Направление доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Так, в российской практике, русский стиль К.А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии). Стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека в основном англичане - Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только в 1980-1990-х (здание компании Ллойдз, 1986. Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты стиля:

Øиспользование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений;

Øиспользование прямых линий и простых фигур;

Øширокое применение стекла, пластика, металла;

Øтрубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания;

Øдецентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения;

Øширокое использование серебристо-металлического цвета;

Øвысокий прагматизм в планировании пространства;

Øчастое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку),

в виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек;


3. Факторы архитектуры


Как отрасль общественного производства искусство архитектуры зависит от достижений научно-технического прогресса, характера - производственных отношений, от природных и климатических условий, художественных вкусов и др. В последние десятилетия качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру. Многогранность практических потребностей человечества обусловила создание и строительство самых разных типов и видов сооружений, из которых образуются ансамбли, комплексы и целые города. Возникает и развивается градостроительство - проектирование и строительство городов. В процессе развития архитектуры отдельных стран и народов, в зависимости от материальных, духовных и природных условий общественной жизни, сложились различные архитектурные стили, которые определяются своеобразием взаимосвязанных типов сооружений, строительных конструкций и архитектурной формы.

В новейшей эпохи в архитектуре каноническими и даже образцовыми считались архитектурные формулы Витрувия (римский архитектор и инженер второй половины 1 века до н.э.), которые отвечали потребностям своего времени (барокко, классицизм, готика, романский стиль и др.). Именно Витрувий обосновал, что первооснова архитектуры является прочность, польза и красота. За ним красота любого сооружения зависит от пропорций, которые должны соотноситься с определенными, определенными ним, гармоничными отношениями пропорций человеческого тела.

С наступлением периода модернизма (не путать с модерном) и с распространением современных строительных материалов и технологий, с кризисом «единой эпохи» и возникновением принципа разности культур, архитектурная форма почти необратимо стала отрываться от функции. Сегодня форма все чаще зависит не от материала, как во времена Витрувия, а от семиотический претензий заказчика или автора-архитектора. Формулы Витрувия стала интересовать лишь студентов и «классицистов». Развивается в разнообразных стилях архитектура чрезвычайно масштабно и распространено по всему миру, особенно сегодня ценится красота древних обычаев и их модернизация.


Заключение


Традиционное, но логичное рассмотрение сущности архитектуры проводят на основе рассмотрения социальной потребности в ней, специфики её деятельности. Процесс формирования архитектуры происходил достаточно долго, был соотносим с процессом развития человека, его чувственных и интеллектуальных способностей, с его творчеством, деятельностью, со способностью познания, что было неотделимо от процесса развития общества.

На основании культурологического подхода архитектура рассматривается с позиции культурной обусловленности своего возникновения и развития, а формы архитектуры - как культурные формы выражения идеального богатства общества.

Архитектура рассматривается как разновидность искусства, подчас характеризуясь достаточно афористично («архитектура - застывшая музыка»). Это всегда направленное в вечность, всегда актуальное, реализованное настоящее, моделирующее, совершенствующее и развивающее мир человека, общества, человечества. Это всегда целевая направленность на создание социально-значимого нового, более совершенного, так как главнейший вектор архитектуры - это творчество.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.






Романский стиль Стиль 9-13 веков. Главная роль отводилась суровой, крепостной архитектуре. Монастыри, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Исходным прототипом церквей служили римские базилики, однако они были существенно видоизменены: так, плоский потолок был заменен сводом.Церкви украшались росписями и рельефами, в условных формах выражавших пугающее могущество Бога. Но изображения животных и растений восходили к народному творчеству. К великолепным образцам романской архитектуры принадлежат монастыри св. Павла м св. Джованни в Риме, собор в Пизе и церковь св. Миниаты во Флоренции. Много прекрасных образцов этого стиля имеется во Франции и Германии (например, собор в Бамберге).


Готика Стиль веков. В нем отразилось формирование национальных государств, усиление городов, развитие торговли и ремесел. Ведущий архитектурный тип – городской собор. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами многоцветными виражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статями, сложным орнаментом. В этом же стиле строили ратуши, а также жилые дома, торговые ряды и другие сооружения. В готике мы видим усиление интереса к реальному миру, природе, богатству переживаний.


Стиль эпохи Возрождения Возрождение – период истории веков. Характерны гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Однако античная культура развивалась и интерпретировалась по- новому. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественной ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Постройки характеризуются ясностью структуры и четкостью расчленения строгих объемов и светлых просторных интерьеров.


Барокко Один из главных стилей веков. Он связан с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма. В нем отразились представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Свойственны контрастность, напряженность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.


Рококо Стиль начала 18 века. Характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологии. Особенно характерный мотив орнамента – стилизованная раковина (рокайль). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Здания отличаются изысканностью, декоративной красотой асимметричных композиций, комфортом. Пышное оформление интерьеров может сочетаться с относительной строгостью внешнего облика зданий (например, в архитектуре французских отелей).


Классицизм Стиль веков. Сложился во Франции, отразив подъем абсолютизма. В 18 веке был связан с буржуазным Просвещением. Античное наследие рассматривается как норма и идеальный образец. Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером, сдержанный декор. Основой архитектурного языка становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих эпох. Интерьеру свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используются перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи.


Модерн Стиль конца 19 – начала 20 веков. Архитектура модерна искала единства конструктивного и художественного начал. Используются новые технические средства, новые материалы (например, железобетон), свободная, функционально обоснованная планировка, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, особенно из водных растений. Здания подчеркнуто индивидуализированы, все элементы их подчиняются единому орнаментальному ритму и образно- символическому замыслу.



Европейская архитектура - архитектура стран Европы, отличается многообразием стилей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Lecture by Barry Bergdoll about three great architects of European architecture in the 19th Century

    ✪ Tribute To European Art and Architecture

    ✪ Lecture 03 - Egyptian Architecture P

    Субтитры

Первобытная эпоха

В эпоху бронзы (2- тысячелетие до н. э.) на территории Европы возводили сооружения из крупных каменных глыб, которые относят к так называемой мегалитической архитектуре. Менгиры - вертикально поставленные камни - обозначали место общественных церемоний. Дольмены , состоявшие обычно из двух или четырёх вертикальных камней, перекрытых камнем, служили местами захоронений. Кромлех состоял из плит или столбов, расположенных по кругу. Примером является Стоунхендж в Англии.

Античность

Одними из древнейших сооружений европейской архитектуры являются развалины зданий острова Крит , время создания которых более 1000 лет до н. э. Они являются первыми представителями античной архитектуры , используемой затем Древней Грецией и Римом. Округленные формы колонн и арок носили отпечаток представлений о идеальных формах и воплощали грациозность и красоту. Статуи могли входить в состав строения как часть стены или замена колонн. Эта архитектура влияла не только на храмы и дворцы, но и на общественные заведения, улицы, стены и сами дома. Римская архитектура была сложнее греческой, в ней стали играть всё большую роль арки . Римляне впервые использовали бетон , по крайней мере в Европе. Самые примечательные сооружения: Колизей и акведуки .

Средневековье

В начале Средних Веков архитектурное искусство в Европе пришло в упадок и основную роль здесь играло византийское зодчество. Оно развивалось на основе античных традиций под влиянием философии христианства. Продолжали строиться дворцы, акведуки, термы, но основным типом зданий стали церкви. Сформировался тип крестово-купольного храма. Как строительный материал использовался обожжённый кирпич - плинфа.

В X в. в Западной Европе начинается строительство городов, получает распространение фахверковая конструкция жилья и построек. В XI-XII вв. во Франции, на западе Германии и севере Италии возникает романский стиль, основанный на древнеримском и византийском наследии. Определяющие здания романского стиля - базиликальные соборы с двумя башнями по обеим сторонам входа, с шатровыми пирамидальными или конусообразными крышами, имеющие в плане форму латинского креста. Другим архитектурным типом были замки феодалов с крепостными стенами, построенными как фортификационные сооружения.

С середины XII в. на смену романскому стилю приходит готический (тогда его называли «французским» из-за своего происхождения). Увеличивается вместимость и высота соборов, уменьшаются сечения конструкций и толщина опор. Стены облегчаются за счёт больших окон, появляются круглые окна - «розы». Для готического стиля характерны стрельчатые арки. Своды строились на системе арок, переброшенных в нескольких направлениях. Высокого уровня достигла техника обработки камня. Большим достижением готики были витражи - окна с картинами из кусков цветного стекла в свинцовой оправе . . Самые знаменитые храмы этого типа архитектуры находятся в Париже - Собор Парижской Богоматери , в Роттердаме, в Тулузе. Итальянские гуманисты дали стилю современное название, в связи с противоположностью античной архитектуре.