Анализ "Мертвых душ". Анализ произведения "Мертвые души" Гоголя


Главный герой поэмы «Мертвые души» - Павел Иванович Чичиков. Сложный персонаж литературы открыл глаза на события прошлого, показал многие скрытые проблемы.

Образ и характеристика Чичикова в поэме «Мертвые души» позволит разобраться в себе и найти черты, от которых нужно избавиться, чтобы не стать его подобием.

Внешность героя

Главный герой – Павел Иванович Чичиков не имеет точного указания на возраст. Можно заняться математическими подсчетами, распределив периоды его жизни, ознаменованные взлетами и падениями. Автор говорит, что это мужчина средних лет, есть еще более точное указание:

«…приличные средние лета…».


Другие черты внешности:
  • полная фигура;
  • округлость форм;
  • приятная наружность.
Чичиков приятен внешне, но красавцем его никто не называет. Полнота находится в тех размерах, что толще ему быть уже нельзя. Кроме внешности у героя приятный голос. Именно поэтому все его встречи строятся на переговорах. Он легко разговаривает с любым персонажем. Помещик внимателен к себе, он тщательно подходит к выбору одежды, пользуется одеколоном. Чичиков любуется собой, ему нравится своя внешность. Привлекательнее всего для него – подбородок. Чичиков уверен, что эта часть лица выразительна и красива. Мужчина, изучив себя, нашел способ очарования. Он умеет вызвать симпатию, его приемы вызывают обворожительную улыбку. Собеседники не понимают, какая тайна скрывается внутри обычного человека. Тайна – умение нравиться. Дамы называют его прелестным созданием, выискивают в нем даже то, что скрыто от взгляда.

Личность героя

Павел Иванович Чичиков имеет довольно высокий чин. Он коллежский советник. Для человека

«…без племени и роду…»

Такое достижение доказывает, что герой очень упорный и целеустремленный. С детства мальчик воспитывает в себе умение отказать себе в удовольствии, если это помешает большим делам. Для получения высокого чина Павел получил образование, причем он усердно занимался и приучал себя получать желанное всеми способами: хитростью, подхалимством, терпением. Павел силен в математических науках, значит, обладает логикой мышления и практичностью. Чичиков – человек осмотрительный. Он может рассуждать о различных явлениях жизни, подмечая то, что поможет добиться нужного результата. Герой много путешествует и не боится встреч с новыми людьми. Но сдержанность личности не позволяет ему вести длительные рассказы о прошлом. Герой – отличный знаток психологии. Он легко находит подход и общие темы разговора с разными людьми. Причем поведение Чичикова меняется. Он, как хамелеон, легко меняет внешность, манеру поведения, стиль речи. Автор подчеркивает, насколько необычны извороты его ума. Он знает цену себе и проникает в глубины подсознания собеседников.

Положительные черты характера Павла Ивановича

У персонажа очень много черт, которые не позволяют относиться к нему только к отрицательному персонажу. Его желание – скупить мертвых душ пугает, но до последних страниц читатель находится в недоумении, зачем помещику умершие крестьяне, что задумал Чичиков. Еще один вопрос: как додумался до такого способа обогащения и повышения своего статуса в обществе?
  • бережет здоровье, он не курит и следит за нормой выпитого вина.
  • не играет в азартные игры: карты.
  • верующий человек, перед началом важного разговора мужчина по-русски крестится.
  • жалеет бедных и подает милостыню (но это качество нельзя назвать сострадательностью, оно проявляется не к каждому и не всегда).
  • лукавство позволяет герою скрыть истинное лицо.
  • аккуратен и бережлив: вещи и предметы, которые помогают сохранить в памяти важные события, хранятся в шкатулке.
Чичиков воспитал в себе сильный характер. Твердость и убежденность в своей правоте несколько удивляет, но и покоряет. Помещик не боится делать то, что должно сделать его богаче. Он тверд в убеждении. Такая сила нужна многим, но большинство теряются, сомневаются и сходят со сложного пути.

Отрицательные черты героя

Есть у персонажа и отрицательные качества. Они объясняют, почему образ был воспринят обществом, как реальный человек, сходство с ним находили в любом окружении.
  • никогда не танцует, хотя с усердием посещает балы.
  • любит поесть, особенно за чужой счет.
  • лицемерен: может расплакаться, наврать, прикинуться огорченным.
  • обманщик и взяточник: в речи звучат утверждения честности, но на деле все говорит об обратном.
  • хладнокровие: вежливо, но без чувств Павел Иванович ведет дела, от которых у собеседников все сжимается внутри от страха.
Чичиков не испытывает к женщинам нужного чувства – любви. Он просчитывает их как предмет, способный дать ему потомство. Даже понравившуюся даму он оценивает без нежности: «славная бабешка». «Приобретатель» стремится создать достаток, который достанется его детям. С одной стороны, это положительная черта, подлость, с который он к этому идет, - отрицательна и опасна.

Нельзя точно описать характер Павла Ивановича, сказать, что это положительный персонаж или отрицательный герой. Реальный, взятый из жизни человек и хорош, и плох одновременно. В одном персонаже соединились разные личности, но его стремлению - достичь поставленной цели, можно только позавидовать. Классик помогает молодым людям остановить в себе черты Чичикова, человека, для которого жизнь становится предметом наживы, теряется ценность существования, таинство загробного мира.

Сам Гоголь определял жанр произведения Мертвые души (1842 год) как поэму. . Здесь есть прямая отсылка к пушкинской традиции, т.к. и сам сю жет был подсказан Пушкиным незадолго до его смерти.

Поэтому и возникает противопоставление: если Евгений Онегин - это роман в стихах, то Мертвые души - соответственно, поэма в прозе. Мертвые души и построены по похожей схеме, в тексте содержатся лирические отступления, хотя самом по себе произведение эпическое.

Жанр мертвых душ гоголя

Таким образом, можно сказать, что Гоголь правильно определил жанр: на слиянии лирики и эпоса как раз и получается поэма. Если бы не было лирических отступлений, вышел бы роман, опирающийся на сильные пушкинские традиции.

Мертвые души имеют и черты сентиментализма. Это - роман-путешествие. Хоть поездка Чичикова и не имеет под собой никаких сентментальных мотивов, важен сам факт. Симолично заканчивается поэма: подобно Чацкому в Горе от ума, Чичиков выезжает по дороге прочь из города, он стремится навстречу новой жизни.

Также поэму можно назвать, следуя европейской традиции, плутовским романом: главный герой здесь - мошенник, обманывающий всех, кого встречает. Его афера состоит в том, чтобы купить побольше крестьян и получить таким образом бесплатную землю от государства.

Но он не собирается становиться полноценным помещиком, поэтому крестьяне в качестве рабочих рук ему не нужны. Из-за этого он скупает у прочих помещиков т.н. мертвые души (согласно закону о подушной подати, каждая душа облагалась налогом, пока не сообщали о смерти. Помещики часто не сообщали о смерти своих крестьян), помогая таким образом и себе, и продавцам.

Мертвые души: характеристика героев

Что касается героев поэмы, то Гоголь поставил перед собой задачу изобразить три главных российских сословия: помещиков, крестьян и чиновников. Особое внимание уделяется помещикам, у которых Чичиков скупает мертвые души: Манилову, Коробочке, Ноздреву, Плюшкину и Собакевичу.

Чиновники же в этой поэме довольно похожи на помещиков. Очень выразительным персонажей является губернский прокурор, который умирает от потрясения, узнав об афере Чичикова. Так выясняется, что он тоже умел чувствовать. Но вообще, по мнению Гоголя, чиновники умеют исключительно брать взятки.

Крестьяне являются эпизодическими персонажами, их в поэме совсем мало: крепостные помещиков, случайные встречные... Крестьяне - это загадка. Чичиков долго размышляет о русском народе, фантазирует, глядя на длинный список мертвых душ.

И, наконец, главный герой, Чичиков, не принадлежит в полной мере ни к одному из сословий. В его образе Гоголь создает принципиально новый тип героя - это хозяин-приобретатель, главная цель которого состоит в том, чтобы накопить побольше средств.

План

1.Вступление

2. Смысл названия «Мертвые души»

3. Жанр и суть поэмы

4. Герои и образы

5. Композиция произведения

6. Вывод

В мае 1842 года в свет выходит печатное издание « », автором которого является Николай Васильевич Гоголь. Произведение с первых же дней своего существования заинтересовало читателей, являясь не просто поэмой, а отражением всей России. Хотя изначально показать страну автор хотел всего лишь «с одного боку». После написания первого тома, Гоголь загорелся желанием дальше и глубже раскрыть суть произведения, но, к сожалению, второй том был частично сожжен, а третий и вовсе не был написан. Мысль о создании поэмы появилась у Николая Васильевича после беседы с великим русским поэтом А. С. Пушкиным на тему махинаций с мертвыми душами где-то в Пскове. Изначально и сам хотел взяться за работу, но «подарил» идею молодому дарованию.

Смысл названия «Мертвые души» многогранный и многоуровневый. Все дальше углубляясь в чтение, становится понятна задумка автора. При существовании крепостничества умерших крестьян «исключали их списка живых» только раз в четыре года при проведении ревизской сказки. До этого момента они числись живыми и недобросовестные хозяева или прочие чиновники пользовались этим, продавая или покупая их в своих корыстных целях. Именно эти крестьяне являются «мертвыми душами» в первых главах. Далее автор знакомит нас с чиновниками и помещиками, которые как раз и занимаются передвижением несуществующих крепостных. Их алчность, бесчеловечность и жажда наживы говорят о черствости их души, или вообще об ее отсутствии. Вот кто является настоящими «мертвыми душами».

С литературным жанром этого уникального произведения тоже не все так просто. До начала написания «Мертвых душ» позиционировал произведение как авантюрно - плутовской или социальный роман. Но в процессе работы многое изменилось, и писатель понял, что любовная интрига совсем не то, что он хотел показать современникам и потомкам. Во время издания первого тома автор настоял на том, чтобы произведение было оформлено, как поэма. Желание Николая Васильевича было вполне обоснованным.

Во - первых планировалось написание еще двух томов, в которых бы уже с другой стороны раскрывалась тема работы. А во - вторых множественные отступления лирического характера также указывают на данный литературный жанр. Сам Гоголь объяснял это тем, что события в поэме разворачиваются вокруг одного главного героя, на пути которого встречаются различные трудности и события, отражающие суть данного времени.

В основу этой поэмы легло детище Данте Алигьери «Божественная комедия». Путь главного действующего лица Чичикова должен был пройти через ад, чистилище и рай, взрастив в своей изувеченной душе новые ростки хорошего человека. Социальный строй, и уклад народной жизни играет значимую роль в становлении личности каждого отдельного героя. Обстановка в стране в целом, отдельно взятом городе или усадьбе и отношение человека к этому социальному быту являются выражением порочных сторон личности. Не зря автор считал, что мертвеет душа в основном от обстоятельств и условий жизни.

Ранее в своих работах Гоголь раскрывал жизнь русского народа только в одной конкретной местности. В «Мертвых душах» же охвачена вся российская земля и жизнь различных слоев населения - от крепостных крестьян до прокурора. От провинции до столицы проблемы, волновавшие народ были тесно связаны между собой и четко, но достаточно резко обрисованы автором. Безнаказанная коррупция, воровство, жестокость и разруха были основными из тех проблем. Но, несмотря на все это русский народ не прекращал верить в светлое будущее, выделяясь на сером фоне своей возвышенностью и благородством цели. Наверное, поэтому поэма приобрела такую значимость и популярность, дошедшую и до наших дней.

Положительных героев «Мертвых душ» можно сосчитать по пальцам. Это сам писатель и помещик Костанжогло. Имея научные знания, помещик отличался от других героев поэмы своей рассудительностью, ответственностью, логичностью совершенных дел. Попав именно под его влияние, Чичиков начинает присматриваться к своим поступкам, осмысливать их и делать первые шаги к положительному исправлению. Образ самого писателя, как героя работы, представлен человеком, трагично болеющим за свою страну.

Коррупция и царящие повсюду беспорядки нещадно ранят его в самое сердце и невольно заставляют глубоко прочувствовать ответственность за совершенные другими проступки. Образы остальных героев являются отрицательными и появляются в сюжете по мере своего морального упадка. Все чиновники и помещики относятся к отрицательным личностям. Ими управляет жажда наживы. Все их действия и мысли оправданы только абсурдом и безумством, и абсолютно не поддаются логическому объяснению.

Автор заостряет внимание на том, что каждый конкретный герой описывает не самого человека, а людской типаж, в общем. Например, про Коробочку автор пишет «…одна из тех…». Она является неким собирательным образом, символизирующим коробочку, как сосуд, полный жажды наживы и накопительства чужого добра. А про Манилова сказано, что он «…принадлежит к людям так себе…».

В каждой главе Гоголь уделяет особое значение не только диалогам, но и красочному описанию деревенских пейзажей, обстановке домов и усадеб а также портретной характеристике героя. Особенно ярким и запоминающимся получился образ Степана Плюшкина. «…Ой, баба! Ой, нет!...». Первые впечатления об этом помещике не дали четкого ответа на то, какого он пола, «…платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские дворовые бабы…». Характер помещика был довольно ярким, несмотря на его скупость, жадность и неряшливость. Окружающие люди описывали его, как скрягу, мошенника, собаку, в котором «…человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно…». Несмотря на то, что Плюшкин проявляется высшей степью деградации и неряшливости, а Чичиков полон абсурдной жадности, автор представляет их нам как людей, способных на лучшие изменения.

Несмотря на высокий уровень литературной значимости сюжет произведения достаточно прост. Это использование тех самых мертвых крестьянских душ в своих неблагородных целях. Например, приезжий чиновник Чичиков скупал их для того, чтобы заложить несуществующих работников и выручить за них немаленькую сумму. Композиция поэмы делится на три части, каждая из которых содержит определенное количество глав. В первой композиционной части «Мертвых душ» показаны помещичьи типажи, существовавшие во время творчества Н. Гоголя. В их образе представлены Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич и Плюшкин.

Также подробно описано появление в городе Чичикова и его поездки по усадьбам. Первое звено сначала кажется пустыми передвижениями главного героя с одной усадьбы на другую. Но на самом деле это некая своеобразная подготовка читателя к развязке поэмы. Далее в сюжете следуют более энергичные и интересные события. Совершение «покупок» душ и толки по поводу дел, проведенных Чичиковым и прокурором. К тому же главный герой находит время, чтобы увлечься дочерью губернатора. В конце этого звена прокурора поджидает смерть, так как он не выдерживает укора совести перед своими поступками.

Крайняя глава первого тома является последним звеном и началом следующей работы писателя. В части второго тома дошедшей до нас, раскрываются более глубокие и трагичные переживания по поводу перепродажи несчастных душ умерших крестьян. Сюжет все-таки можно назвать неожиданным и до конца непонятным. Появление главного героя происходит ниоткуда и уезжает он также в никуда. Неясность его поступков указывают больше на тему характеров, чем на масштабную беду страны.

Своей поэмой Николай Васильевич Гоголь не только разоблачает чиновников, показывая нам их черствость, гнилостность и лицемерность, но и обращает внимание на то, что каждый из нас может вырастить в своей душе зерно жестокости и равнодушия. «А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?...». Этими словами автор предупреждает читателя, заставляя его прислушаться к своему внутреннему миру и искоренить в нем существующую порочность.

Немаловажное значение автор в своем произведении уделил теме любви к своей Родине, уважению к труду, человечеству, как в целом, так и к каждому отдельно. Тома «Мертвых душ» должны были отождествлять собой прошлое, настоящее и будущее страны. Но к великому сожалению третий том не был написан. Может быть, таким образом, писатель дает шанс сотворить будущее самостоятельно?

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин . Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова . Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев , напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов , многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом» .

Положительные герои в поэме Мёртвые души Н.В. Гоголя

Для тех, кто не читал, но что-то слышал, сразу поясню, что Николай Васильевич Гоголь назвал "Мёртвые души" поэмой сам. И что называется, все вопросы к автору. Это вместо эпиграфа. Далее — по тексту.

Классический анализ поэмы "Мёртвые души" не предполагает наличия положительных героев. Все герои — отрицательные. Единственным "положительным" является смех. С этим положением товарищей и господ профессоров я не согласен. Оно что? Сделано исходя из опять же классических иллюстраций к тексту? Вы что, смеётесь?

Если внимательно посмотреть классические иллюстрации любого советского издания "Мёртвых душ", то, действительно, каждый персонаж на них по-своему уродлив. Но! Не нужно подменять картинками тенденциозных художников истинные строки, портреты и описания.

На самом деле положительным героем можно считать помещика Собакевича. Вспомните, как его подаёт нам Гоголь! Чичиков приезжает к Собакевичу после нескольких визитов к другим помещикам. И всюду его внимание акцентируется на добротности того, что он видит. Это патриархальный уклад. Здесь нет скупердяйтсва Плюшкина. Безрассудства Ноздрёва. Пустых мечтаний Манилова.

Собакевич живет "так, как делали отцы". В город лишнего он не выезжает не потому, что дикий. А по той причине, что хозяин крепкий. Он должен и следит за тем, что делается на полях, в кузне, в мастерских, в погребе. Он не привык целиком и полностью полагаться на приказчиков. Да и есть ли у него приказчик вообще?

Собакевич — хороший управленец. А иначе, почему его крестьяне все как на подбор крепкие и статные, а не хилые и больные? Значит, он видит насущные потребности крестьянский семей и удовлетворяет их даже слишком, но в то же время сам дороден и богат. Он смог решить сложнейшую управленческую задачу: присвоить чужие результаты труда, но вместе с тем не разорить своих крепостных.

Собакевич — патриот. Обратите внимание на портреты Собакевичей не стене. На них люди в военной форме, служившие Отечеству. Да и сам Собакевич разве уклонялся от воинской службы? На таких вот крепких мужиках, как Собакевич и его крестьяне, и держалась Россия.

Собакевич — просвещенный помещик. Помните, он рассказывает Чичикову историю одного из своих крестьян, которого даже отпускал в Москву торговать? А тот привозил ему 500 рублей в счет оброка. По тем временам это сумасшедшие деньги. Хорошего крепостного можно было приобрести за 100 рублей. Неплохое имение стоило порядка десяти тысяч рублей.

Собакевич негативно отзывается практически обо всех, кого перечисляет Чичиков во время обеда. Единственное исключение — прокурор. Да и тот, по словам Собакевича, порядочная свинья. Разве это не так? Разве может отрицательный герой ругать других отрицательных героев словом "мошенник"?

В конце-концов вспомните, как проходит торг между Чичиковым и Собакевичем. Да, Собакевич не ангел. Но он — помещик. Он должен уметь торговаться. Он делает это. Но спустя некоторое время, когда уже "сохранил лицо", снижает цену до приемлемого для Чичикова уровня. То есть Собакевич не лишен и благородства души.