Внеклассное мероприятие посвященная году литературе. Внеклассное мероприятие в школе, посвящённое открытию Года литературы в России

СЦЕНАРИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Образовательное учреждении: Муниципальное бесплатное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Колпашева Томской области

Аннотация : представленная игра способствует обобщению и углублению знаний обучающихся 7-8 классов по Всеобщей истории. Помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Древнего и Нового времени, истории родного государства.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: предметная неделя по истории

Предмет: история

Возрастная группа (класс): 7-8 классы

Название сценария: «Игра-викторина «Колесо истории»»

Цель : Обобщение знаний по истории Древнего мира, Нового времени и истории Российского государства.

Задачи:

Образовательные:


  • овладение новыми знаниями по культуре и истории Древнего мира и оперирование этими знаниями;

  • повторение раннее изученного материала.
Развивающие

  • развитие познавательных и творческих способностей обучающихся ;

  • развитие способности к самообучению;

  • развитие наблюдательности, обоснованности суждений.
Воспитательные:

  • воспитать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры;

  • воспитание умения работать в коллективе, взаимодействовать как с взрослыми , так и со сверстниками;

  • воспитать уважительное отношение к чужому мнению;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Ведущие, выступающие и помощники: учителя истории, старшеклассники

Время реализации занятия: 45 минут


  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.

  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала 28 слайдов).

  1. Структура медиапродукта для воспитателя: последовательные кадры презентации.

№ п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№ слайда

1

Вступительное слово учителя.

2 минуты

1-2

2

Целевая установка. Деление класса на команды

5 минуты

3

3

Разминка «Что это?».

3 минуты

4-5

4

Тур «Жили ли они?»

6 минут

6-7

5

Тур «Противники или союзники?»

8 минут

8-22

6

Конкурс капитанов «Неотосланные депеши»

4 минуты

23

7

Работа с текстовой информацией: «Испорченный текст»

6 минут

24-25

5

Тур «Экскурсоводы»

7 минут

26-27

6

Рефлексия. Подведение итогов игры.

4 минуты

28

  1. Схема взаимосвязи кадров презентации:

8




22

4

23

246

28

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:


  1. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал

  2. Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.

  3. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, авторский медиапродукт, листы с заданиями : «Неотосланные депеши», «Испорченный текст»; бумага, ручки, карты для рефлексии.

Ход занятия


Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть.

Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в путешествие , которое поможет не только выяснить, насколько хорошо вы усвоили исторический материал за 5-7 класс, но и узнать много интересного. Я предлагаю вам стать участниками игры «Колесо истории».

В начале игры класс делится на команды (выбирают одного из исторических деятелей Российского государства). Каждая команда должна придумать себе название и выбрать капитана. Обязательное условие: связать название команды со своим историческим деятелем.

После того как обучающиеся представили свои команды, учитель знакомит их с этапами и правилами игры .

Учитель:

Игра «Колесо истории» состоит из шести туров:

I. Разминка «Что это? »

II. «Жили ли они? »

III. «Противники или союзники? »

IV. Конкурс капитанов «Неотосланные депеши»


  1. «Испорченный текст»

  2. «Экскурсоводы»
За каждый тур команда сможет получить от 2 до 6 баллов. Если команда дает неверный ответ, то другая команда получает право дополнительного ответа, и, соответственно, дополнительные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Оценивать результаты работы команд будет жюри, состоящее из учителей и обучающихся старших классов.
Первый тур «Что это?» (слайды № 4-5)

Я думаю, мы все любим вкусно покушать. А любите ли вы разгадывать загадки?

Я предлагаю вам разгадать древнерусские загадки, в которых речь идет о продуктах питания. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Красненькие сапожки 5. Промеж грядок

В земле и лукошке. (свекла) Лежит гусь гладок. (огурец)

2. Красна, да не девка, 6. Красненька матрешка,

Хвостата, да не мышь. (морковь) Беленько сердечко. (малина)

3.Спит на кургане 7. Чиста, да не вода;

Курочка с серьгами. (овес) Клейка, да не смола;

4. На тычинке городок, Бела, да не снег;

В нем 700 воевод. Сладка, да не мед,

(коробочка мака) От рогатого берут

И живулькам дают. (молоко)

8. Поставлю – попарю,

Выну – поправлю,

Этот сдеру, другой положу. (блин)

9. Заплата на заплате-

Иголка не была. (кочан капусты)


Второй тур «Жили ли они?» (слайды № 6-7)

Задание: Вы должны ответить «Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?» Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.

Если капитаны не могут справиться, то на помощь может прийти команда. Для выполнения задания – 4 минуты. Максимальное количество баллов - 6.
1. Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания коней не слышно человеческого голоса.

Ответ: Батый в 1240 г. перед осадой Киева.

2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом .

Ответ: Александр Невский, отправившейся в поход против шведов в июле 1240 г.

3. Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волга наши.

Ответ: Иван Грозный в 1552г. после успешного подкопа под стены Казанского Кремля.

Пятый тур «Испорченный текст» (слайды № 24-25)

Учитель предлагает ребятам выступить в роли редакторов, готовящих к публикации статью об Александре Невском. Однако при сборе информации журналист Петров не проверил достоверность некоторых фактов и тем самым мог допустить фактические ошибки. Обучающиеся как редакторы не могут позволить, чтобы журнал подвергся критике. Поэтому их задача – выявить допущенные фактические ошибки, если они имеются, аргументируя свои выводы. Для выполнения задания – 4 минуты. Текст представлен на слайде и находится в печатном варианте на партах.

« После нашествия монголо-татарских войск Русь была ослаблена. Этим воспользовались западные соседи, Тевтонский орден и Речь Посполитая. Первыми начали поляки, которые нанесли удар летом 1240 г. Однако новгородские войска под командованием Александра Невского разбили их на реке Волхов. Затем выступили тевтоны, захватили ряд городов, но не сумели взять Псков. Они хотели соединиться с поляками и начать наступление на Москву. Однако Александр Невский выбил рыцарей из Копорья, не дав им возможности соединиться с поляками.»

Учитель предлагает оценить деятельность журналиста Петрова. Когда найдены все ошибки, предлагается проверить свою работу (см. слайд № 25).

Учитель подытоживает, что журналист Петров гонорар за свою работу не получит, а работу редакторов оценит жюри.

Шестой тур «Экскурсоводы» (слайды № 26-27)

Обучающимся предлагается показать свои знания в области архитектуры, выступив в роли экскурсоводов .

Участники команд должны внимательно рассмотреть предлагаемые архитектурные памятники и ответить на следующие вопросы:

Название архитектурного памятника;

Место сооружения;

Судьба памятника в наши дни.

Ответы пишутся на листах, а потом передаются жюри. Для выполнения задания – 7 минут.

Перечень архитектурных памятников:


  1. Колизей

  2. Египетские пирамиды

  3. Великая Китайская стена

  4. Галикарнасский мавзолей

  5. Храм Артемиды Эфесской

  6. Фаросский маяк

  7. Пантеон

В конце занятия, пока жюри подводит итоги, учитель просит ребят оценить свою работу и работу своих одноклассников путем заполнения карты:

На занятие:

Я приобрел….

Я понял что….

Было трудно….

Было интересно….

Хочу похвалить…..

Учитель благодарит всех присутствующих за участие в конкурсе и предоставляет слово жюри для награждения.

Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Победители получают ордена «Интеллектуалы современности». Жюри может отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре. Им выдаются шуточные грамоты – «индульгенции» о прощении всех учебных грехов на ближайшие 100 лет.

Итоги занятия

Игра «Колесо истории» была проведена с обучающимися седьмого класса во время предметной недели по истории.

Игра составлена по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» для 5-6 класса. Позволяют выявить степень прочтения произведения, вызвать читательский интерес. Материал можно использовать как на уроке (при анализе романа), так и во внеклассных мероприятиях.

Игра построена по типу телевизионной игры "Своя игра". Играют одновременно 2-3 команды. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса, после этого ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение 15 секунд, затем команда должна дать ответ. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса.Если ответа нет, ведущий зачитывает правильный вариант. После завершения игры подводятся итоги: выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Игра позволяет в интересной форме проверить знание литературных произведений из школьной программы. Вопросы связаны с именем героя, с адресатом лирики, с музыкой, которая "звучит" в книге. Поиграть можно как на уроке, так и во время классного часа.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данный ресурс - это конспект внеклассного мероприятия и презентация к нему. Лучше это мероприятие проводить после изучения отдельных глав романа Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" на уроках. Мероприятие привлечёт внимание шестиклассников к более внимательному прочтению это замечательного романа.

Правила игры
Перед вами игровое поле, состоящее из 8 репродукций картин художников, воссоздавших образ Ильи Муромца. Вам предлагается отгадать фамилию художника и название картины. Нажав на любую из репродукций, можно перейти на её страницу.
При нажатии на репродукцию открывается картина во весь экран. Повторным щелчком возвращаемся на страницу репродукции. При двойном нажатии на центральную фигуру вы сможете проверить, правильно ли определили фамилию художника.

Целевая аудитория: для 6 класса

Игра «Путешествуем по миру» построена на основе материалов древних мифов, легенд и сказаний разных народов и предназначена для учащихся 5 - 8-х классов. Особенностью данной игры является то, что через знакомство с мифами, сказаниями и легендами дети получают и / или закрепляют знания в области географии и одновременно имеют возможность изменить представление о роли чтения и его значимости, а также увидеть взаимосвязь гуманитарных и естественнонаучных областей знаний, что соответствует новым требованиям ФГОС.

Целевая аудитория: для 5 класса

Ресурс представляет собой конспект и презентацию к нему. Это можно использовать и как внеклассное мероприятие по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского", и как итоговый урок по этому произведению. Ресурс будет полезен учителям русского языка и литературы.

Целевая аудитория: для 6 класса

В данном материале предлагаю конспект мероприятия и презентацию к нему. Ресурс может быть использован как на уроках внеклассного чтения, так и в рамках предметной недели. В ходе мероприятия рассматриваются две сказки братьев Гримм: "Бременские музыканты" и "Храбрый портняжка".

2015-02-06 13:59:09 - Лилия Викторовна Постных
Инна Артемовна, пользуйтесь.

Отчет о проведении Недели, посвященной Году литературы.
liljapostnykh35.blogspot.ru/2015/02/blog-post_6.html#more

В Год Литературы объявлены финалисты Всероссийского конкурса идей литературных достопримечательностей
В рамках конкурса Литературный след предложить свой проект литературного арт-объекта мог любой желающий, вне зависимости от возраста, образования и профессии. В течение нескольких месяцев участники со всех концов России присылали заявки, в которых предлагали увековечить в их родном городе или селе память о каком-либо писателе, поэте или литературном персонаже, связанном с этим местом.

Финалисты Всероссийского конкурса Литературный след 2015:
1. Антиграффити (Татьяна Гришаева, Красноярский край) - несколько городских литературных троп в г. Норильске: строки из стихотворений местных поэтов, нанесенные на стены домов и ведущие к фасаду центральной городской библиотеки.
2.Поэтическая табуретка (Оксана Китаева, Мурманская обл.) - большая табуретка на центральной аллее городского парка г. Мончегорска или в литературном парке городской Детской библиотеки для чтения стихов во время городских праздников.
3. Танин след (Полина Смирнова, Санкт-Петербург) - след детской туфельки, отпечатанный в бронзе, в память о девочке Тане Савичевой, погибшей в блокадном Ленинграде и знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику.
4. Памятник Морской волк (Алексей Гулянин, Мурманская обл.) - памятник объединяющему герою морской прозы морскому волку на площади Пять Углов г. Мурманска.
5. Анна N (Всеволод Удальцов и Ольга Материкина, Московская обл.) - памятная доска на станции Железнодорожная (Горьковское направление) с надписью: Господа! Даже если вам очень плохо, помните, что поездом управляет живой человек. А. К. Вронский, А. А. Каренин.
6. Антоновские яблоки (Галина Черная, Липецкая обл., с. Становое) - аллея яблонь сорта антоновка, высаженная в районе ко дню рождения И. А. Бунина.
7. Полярный жираф (Екатерина Сафонова, Красноярский край) - арт-объект, посвященный герою стихотворения детского поэта Эдуарда Нонина полярному жирафу в виде теплой остановки, внутри которой будет оборудована электронная библиотека.

Сценарий внеклассного мероприятия "Заглянем в бабушкин сундук"

Автор : Николаева Елена Владимировна, учитель математики
Место работы : МБОУ СШ №2, г.Починок, Смоленская область
Описание : Предложенная разработка будет полезна учителям, воспитателям, студентам педагогических ОУ. Мероприятие может быть проведено с обучающимися 4-6 классов во внеурочное время, как классный час, во время предметной недели, во время каникул. Как любое театрализованное мероприятие вызывает большой интерес у всех школьников и их родителей, сопровождается показом презентации.
Цель: Привлечение внимания обучающихся к изучению родного языка как носителя культурных и исторических традиций народа.
Задачи:
образовательные: изучение приёмов работы с различными источниками информации с целью поиска значений незнакомых слов (в том числе в сети интернет), обучение практическим навыкам работы на ПК.
воспитательные: воспитание патриотизма, любви к родному языку и истории страны,сплочение классного коллектива в процессе подготовки выступления, формирование коммуникативных компетенций.
развивающие: расширение словарного запаса и кругозора, развитие интереса к истории своей семьи, выявление и развитие творческого потенциала.
Предварительная работа : Вместе со школьниками найти значения слов (преимущественно, названия предметов одежды и обуви), узнать их смысл, составить глоссарий (в виде презентации), подготовить театрализованное выступление.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация-глоссарий.

От автора: Помните, у Сергея Есенина в стихотворении «Письмо матери»:
…Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Попросите объяснить современного школьника, что такое шушун. Не стоит даже пытаться! А что такое зипун, доха, тулуп, архалук, френч? Да, эти и многие другие слова уже устарели, практически не используются в нашей речи, но ведь мы встречаемся с ними в книгах, на школьных уроках литературы, истории. Может быть потому нынешние школьники и молодые люди не любят читать классику, что слишком часто встречают слова непонятные, не несущие для них никакой смысловой нагрузки, а сами не могут или не хотят найти объяснение, не привыкли пользоваться толковыми словарями ни в текстовом, ни в электронном виде.
У учителя появляется новая проблема: перевести для ученика текст с русского языка на русский, причем это делает не только историк, литератор, но и математик, ведь даже в условиях задач встречаются незнакомые термины.
Сейчас перед учителем стоит задача не только научить школьника самостоятельно работать с различными источниками информации, пользоваться современными возможностями поиска, а главное, показать богатство и разнообразие родного языка, заинтересовать и полюбить его, а через него заинтересоваться историей и литературой своей родины и полюбить их. Определенные возможности решить эту задачу дает внеурочная деятельность. Мероприятия подобной направленности актуальны не только потому, что сейчас проходит год литературы, но и в связи с тем, что в обществе наметился интерес к патриотическому воспитанию и оно востребовано.

Ход мероприятия:

1 ученик(отец):
Тили-бом, тили- тук!
Был в семье у нас сундук,
Краешки резные, бока расписные,
И кругом роз – воз,
С четырех сторон – газон!

Ведущий:
Крошка-сын к отцу пришел
И спросил он вдруг:
2 ученик (сын):
Почему ты не откроешь бабушкин сундук?
Почему ты не покажешь мне её наследство,
Может быть совсем другим стало б моё детство?


Ведущий:
Заглянем в бабушкин сундук!
А что увидим?
1 ученик (отец):
Архалук,
Видавший виды макинтош –
На деда старого похож –
Истрёпан ветром и дождём.



2 ученик (сын):
Продать их что-ли?
Все вместе:
Подождём!
1 ученик (отец):
Ещё есть серенький жилет,
Старее вещи в доме нет!

Монисто тусклое блестит


И кепи дедово лежит.

Тулуп, штиблеты и берет –
Все вместе:
Всё отголоски прошлых лет!




Ведущий:
Откроем бабушкин сундук!
И вдруг поймём: там русский дух!
Девичий строгий сарафан
И дедов свадебный кафтан –
Не пыль веков и не тряпьё,
А наше русское нутро!
В семейном старом сундуке
Хранится Память…
Ученики (по очереди):
О войне,
О добрых днях и о лихих,
О людях щедрых и святых.
Хранит сундук печаль-тревогу,
И то, как жизнь звала в дорогу,
Хранит пылинки целины
И треугольники с войны.
Ведущий:
Чудесный бабушкин сундук!
Не распродай богатство с рук!
Для внуков сохранить сумей
Ты аромат родных полей,
Дубрав прохладу и ветров,
И песни русских соловьёв!

Все вместе: Спаси России величавой
Могущество, достоинство и славу!

Спасибо за внимание.

Презентация на тему: Заглянем в бабушкин сундук!

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Открытию

Года литературы в России

Цель: знакомство учащихся с проведением в 2015 году Года литературы в России

Задачи: 1. Познакомить учащихся с важным проектом РФ – проведением Года литературы в России.

2. Рассказать о роли литературы и книги в современном обществе.

3. Воспитывать любовь к литературе, книге, чтению, патриотизм.

Ход мероприятия:

Зал празднично украшен. На стене- макет огромной раскрытой книги, цветы, воздушные шары, на которых прикреплены портреты писателей. Звучит музыка. На сцену поднимаются ведущие.

1 ведущий . Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский мавзолей и маяк в Александрии.

2 ведущий . Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это- книга.

(на сцену выходит группа читающих людей с книгами под музыку, учащиеся 6-7 классов)

3 ведущий . С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.

4 ведущий. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

1 ведущий . Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей своего читателя. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты сам откроешь ее.

2 ведущий. Протяни руку - и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.

Чтец 1 . Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Чтец 2 . Ведь без книги, как без света,

Как без доброго совета,

Мы без книги как без рук,

Книга- это первый друг.

Чтец 3. Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает:

Учиться, работать и жить.

3 ведущий . 13 июня 2014 года президент Р.Ф. Владимир Владимирович Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.

"Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы, указ о его проведении в 2015 году подписан", - сказал он на церемонии вручения государственных премий за 2013 год в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.

Российская эмблема этого значительного события - три профиля: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и А.Ахматовой в цветах триколора.

4 ведущий " Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать" - сказал великий классик Иван Александрович Гончаров. С приобщением к книге начинается интеллектуальное, духовное развитие и становление человека и нации.

1 ведущий Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Просмотр видео «История письменности. Году Литературы посвящается»

2 ведущий. На Руси книги появились с принятием христианства. Писали их летописцы. Рукописная книга писалась в течение года или даже нескольких лет. Каждая книга была настоящим шедевром. Двух совершенно одинаковых книг не было, да и быть не могло. Тексты писались на дорогом и редком пергаменте, переплеты изготовлялись из сафьяновой кожи, оклады украшали золотом и серебром.

3 ведущий Самые старые книги, появившиеся на Руси и дошедшие до нас, относятся к 11 веку. Это «Остромирово евангелие» и «Изборник великого князя Святослава Ярославича».

4 ведущий Началом русского книгопечатания принято считать 1 марта 1564 года, когда Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили в государственной типографии созданной по указу Ивана 4, первую книгу- «Апостол».

1 ведущий Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. Само слово « библиотека» в те времена почти не употреблялось, а помещения для книг называли по- разному: «книгохранилище», «книжная клеть», «книжная палата».

(Звучит запись стихотворения "Слово" Бунина)

2 ведущий Примерно в то же время появились и библиотекари - люди, которые все на свете читали, все на свете знают. Сегодня к нам на праздник пришла библиотекарь Ичалковской ЦРБ __________________________________________

3 ведущий Художественная ценность лучших образцов русской литературы признаётся во всем мире и остаётся неизменной на протяжении столетий. Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова читают на всех континентах.

Наша страна всегда была самой читающей страной и такой она должна быть в будущем и оставаться в настоящем. Лейтмотивом Года литературы должны быть справедливые слова: «Книга стала ценностью, а чтение - любимым и модным занятием».

4 ведущий. Ребята, мне хочется попросить вас ответить на вопрос: что лично вам дает чтение книг?

Один из ведущих спускается в зал с микрофоном и предлагает ребятам ответить на вопрос.

1 ведущий

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы нарягая, Мужала с гением Петра

(Звучит музыка русского барокко 18 века)

(на фоне музыки)

2 ведущий XVIII век - столетие перемен, в котором господствовала идеология Просвещения. Грандиозные преобразования Петра I не могли не затронуть и сферу словесности. В Россию проникают западноевропейские научные и литературные труды, которые переводятся на русский язык, вводится гражданский шрифт, появляются первые газеты и журналы. За сто лет русская литература осваивает путь от классицизма к сентиментализму.


3 ведущий Масштабные преобразования Петра I, сменившего титул московского царя на императора всероссийского и поставившего Русь в ряд современных европейских государств, открыли новую эпоху и в развитии русской литературы. Она превращается в важный элемент государственной идеологии и призвана соответствовать новому положению России как великой державы. Литература окончательно становится светской, закрепляется институт авторства.

4 ведущий В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой.

1 ведущий Высшим достижением русской драматургии XVIII в. стало творчество Д.И. Фонвизина, в пьесах которого перед зрителем предстали самые насущные нравственные и общественные вопросы. В своих комедиях писатель отступает от нормативов классицизма, идет к правдивому изображению жизни. Персонажи Фонвизина - не условные комические маски, чье поведение определяется каким-то одним пороком, как в комедиях Сумарокова. Это более сложные характеры, живые типы времени.

2 ведущий Романович Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы». «Первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г Белинский.

3 ведущий «Радищев - рабства враг» - так сжато и точно определил позднее основной пафос радищевского творчества Пушкин. Вопрос всех вопросов тогдашней русской жизни - крепостное рабство - стоит в центре «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Радищев готов был опрокинуть до основания устройство великой империи, истребить дотла порядок, если он основан на рабстве, «скорби, отчаянии».

ведущий Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин. Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей».

1 ведущий Сколько бы ни прошло времени, XVIII век останется в памяти поколений одной из самых замечательных культурных и литературных эпох.

Звучит песня группы «Белый орел» «Как упоительны в России вечера».

2 ведущий XIX век - один из самых интересных веков истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

3 ведущий Из тьмы веков светлеющие лики…

Как много их, несущих явь и свет,

Как много их, прекрасных и великих,

Оставивших в душе глубокий след.

4 ведущий 19 век - это время, когда музыка впервые наравне с литературой, век дуэлей, балов, нарядов, локонов, гусаров, дам и кавалеров, сплетен, интриг...

Сценка: "Две дамы"

Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!

Вот, капитан Васильев - душка -

Со мной мазурку танцевал!

Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын

Ко мне неравнодушен, знаю!

Он здесь без матушки, один!

Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.

На нас он смотрит не мигая.

Ну, просто, чудо кавалер.

А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.

Сейчас к нам подойдет поближе.

Он, кстати, сказочно богат.

О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!

Товар удачно сбыл папаша,

Гостинцев ворох ей привез.

А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!

- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.

Явилась старая сова!

Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.

И мы, с тобой, не лыком шиты.

Себя в обиду не дадим.

Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!

Вино французское рекою!

И будем танцевать всю ночь!

Танец под музыку вальса "Первый бал Наташи Ростовой"

1 ведущий Вы, конечно же, узнали мелодию первого бала Наташи Ростовой, любимой героини Л.Н.Толстого из романа - эпопеи "Война и мир". Слушая эту музыку ты видишь как в вихре танца....

Чтец 1. Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих,

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Чтец 2. Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд.

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

Чтец 3. В движенье всё. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы; говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Чтец 4: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

2 ведущий Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы пробиваемся к их постижению, даже пройдя через горький опыт исторических потрясений 20 века. Нам всем есть над чем задуматься. Нам нужны уроки литературы - уроки жизни...

монолог Анохиной Марины

3 ведущий XХ век... С каждым годом он все дальше и дальше от нас. Это был век удивительный - век космоса, атома, автомобилей, компьютеров и ракет, но вместе с тем и век мировых катастроф, жестоких правителей. За каждым крупным событием XX века стоят личности - символы своего времени, талантливые актеры и композиторы, поэты и писатели, художники, знаменитые ученые, прославленные военачальники.

4 ведущий. Хочу привести высказывание известного поэта Расула Гамзатова. «Для того чтобы узнать самих себя, нужна книга. Для того чтобы узнать других, нужна книга. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо. Народ без книги похож на человека с завязанными глазами: он не видит мира."

1 ведущий . 2015 год знаменателен важным, памятным и скорбным событием 20 века. В этом году вся страна отмечает 70 - летие Великой Победы.

Презентация о ВОв (под музыку "О той весне)

1 ведущий Да, действительно, война – это боль, страдания, слезы. О войне написано огромное количество книг, о том, как русские люди выдержали все и победили. И этой Победе 70 лет. И мы помним! Мы гордимся!

3 ведущий Каждый выбирает для себя...

Выбирает добро или зло, верность или предательство, черствость души или сострадание, любовь или ненависть. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Именно об этом стихотворение Владимира Высоцкого, поэта - барда, актера, которое называется "Баллада о борьбе"

Звучит песня

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,-

И дрались мы до ссадин, до смертных обид.

Но одежды латали нам матери в срок,

Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз,

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших стекая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,

За таинственный клич принимавшие вой,

Тайну слова «приказ», назначенье границ,

Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут

Сколько пищи для маленьких наших мозгов!

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,

И прекраснейших дам обещали любить,

И друзей успокоив, и ближних любя,

Мы на роли героев выводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать:

Краткий век у забав- столько боли вокруг!

Попытайся ладони у мертвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев еще теплым мечом

И доспехи надев, что почем, что почем!

Разберись, кто ты- трус иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг,

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его- не тебя,-

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал

По оскалу забрал: это смерти оскал!

Ложь и зло,- погляди, как их лица грубы!

И всегда позади воронье и гробы.

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Если мясо с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа наблюдал свысока

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом-

Значит в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Выходят все ведущие

4 ведущий Год литературы открыт! Желаем всем больше читать, узнавать новое, побольше интересных встреч с классиками, поэтами и писателями.

1 ведущий Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой к

2 ведущий «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». А.И. Герцен

3 ведущий «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.» Достоевский Ф. М.