Процесс формирования социальной активности у младших школьников в учебной деятельности. Формирование социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности

3.2 Социальная активность учащихся

Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято пи­сать о познавательной активности учащихся. Разработаны и приемы ак­тивизации познавательной деятельности, но все это нисколько не изме­нило традиционное обучение, которое уже веками в своей основе оста­ется неизменным, а, следовательно, и его эффективность, если и повы­силась, то весьма незначительно. Педагоги считают (В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при рассмотрении про­цесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность учащихся в процессе обучения, т. е. ученик в процессе обучения воздействует на окружающих его людей и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассивности большинства современных школьников. Анализ форм организации процесса обучения показыва­ет, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность школьни­ков.

I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу, выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая в живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную деятельность у школьников уходит 30-50 процентов учебного времени. Социальная активность при индивидуаль­но-обособленной учебной работе равна нулю. Она может проявиться в будущем, когда ученик что-то выучит, напишет сочинение, усвоит содер­жание книги (статьи), но, как правило, в подавляющем большинстве случаев этого тоже не происходит, так как для этого оказывается нет объективной возможности, что видно из анализа других форм обучения.

II. Парная форма учебной работы, если учитель занимается с отдельным учеником (учитель-ученик), как это имеет место при репетиторстве или дополнительных занятиях с отстающими, то возможности проявления социальной активности у уче­ника ничтожно малы. Цель такой работы - изменить сознание и пове­дение отстающего ученика, помочь ему догнать своих товарищей.

Если же преуспевающий ученик занимается с отстающим учеником, то он при этом проявляет социальную активность, но такая работа - явление исключительное; пока здесь системы нет. Напротив, это откло­нение от установившейся системы.

III. Групповое обучение.

1. Лекция преподавателя является образцом социальной активности преподавателя и полного отсутствия социальной активности тех, кто оказывается ее слушателем.

2. Беседа, семинар. Учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, но цель этих ответов заключается не в том, чтобы воздействовать на окружающих, преобразовывать их сознание и деятель­ность. Напротив, ответы и выступления делаются для того, чтобы их положительно оценил преподаватель. Поэтому здесь можно говорить то­лько о зачатках социальной активности у некоторой части учащихся. Даже выступления и спор отдельных учащихся сути не меняет. Все это только зачатки.

3. Занятия в малых группах, бригадах и звеньях. В положение социальной активности ставятся отдельные школьники, кото­рые выполняют работу бригадиров, консультантов, т. е. те, кто обучает малую группу. Но таких школьников незначительное меньшинство - не более 20 процентов. Но главное даже не в этом, а в том, что сами-то бригадные занятия в массовой школе почти не практикуются. И сотни учителей только два-три учителя на своих уроках проводят бри­гадные занятия. При традиционной классно-урочной системе бригадные занятия оказываются не нужными, а если в них и возникает необходи­мость (например, выполнение измерительных работ, некоторых лабора­торных работ), то только в порядке исключения.

Итак, мы охватили все формы традиционного обучения и видим, что социальная активность школьников в их рамках не могла развивать­ся, а напротив, социальная пассивность культивировалась постоянно.

IV. Коллективные учебные занятия. Все ученики при коллективной работе, т. е. работа учащихся в парах сменного состава, постоянно на­ходятся в положении, когда нужно воздействовать на других учеников (людей), учить их новому учебному материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их деятельностью. Социальная активность каж­дого школьника проявляется систематически, регулярно, не менее 40 - 50 процентов того времени, которое выделяется на коллективные заня­тия. Социальная активность школьников в процессе коллек­тивной работы проявляется также и в том, что все они активные уча­стники самоуправления, которое осуществляется непосредственно на уроках в процессе обучения. Поэтому в данном случае мы можем говорить о высшем уровне социальной активности школьников. Современное общество требует воспитания активных, самостоятельных учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.

Глава II. Методический аспект использования различных форм обучения

§1. Использование различных форм обучения при изучении физики (из опыта работы)

Многие учителя испльзуют в своей практике деловые игры. Рассмотрим опыт некоторых из них. И. Я. Ланина предлагает при обучении физике использовать следующие игры: [ Ланина.98]

Экспертиза

Имитационная модель игры. На предприятие (завод, стоительная организация, проектный институт) прибывает прибывает экспертная комиссия фирмы. Её задача: оценить качество продукции. Учитель в качестве руководителя предприятия предлагает всем учащимся класса стать членами экспртной группы.

С докладами на комиссии выступают работники предприятия, назначенные руководителем. Участники экспертной группы по каждому докладу составляют акт приёма на бланке по специальной форме, где указываются достоинства доклада, ошибки. Дополнения, выводы. Указываются фамилии отвечающего и эксперта.

Подготовка к игре. Специальной подготовки к игре не проводится. Для учащихся такая игра – обычный отчёт о выполнении домашнего задания. Учитель более тщательно,чем обычно, подбирает вопросы и с помощью учащихся класса готовит бланки актов приёмки. Общее число бланков равно числу учащихся класса, умноженному на число ответов.

План оценки ответа может быть следующим:

1. Оценка правильности ответа.

2. Характеристика глубины ответа (достаточны ли обоснования, доказательства и примеры).

3. Характеристика полноты ответа.

4. Оценка логичности построения ответа.

В этом случае акт экспертизы будет содержать не только исправление ошибок и дополнения, но и оценку достоинств ответа, что должно быть характерно для любого акта. Все акты оцениваются руководителями предприятий – учителями.

Вакансия

Имитационная модель игры. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть следующии вакнсии: заведующий лабораторией, старший научный струдник, лаборант. На конкурсной основе происходит отбор специалистов. Оценивают участников конкурса группы экспертов: теоретики, экспериментаторы, прктики.

На должность принимаются претенденты, которые сумели првильно и чётко ответить на поставленные перед ними вопросы.

Подготовка к игре. Учитель выбирает общую тему для игры и определяет задания для тестов трёх категорий сложности (три вакантные должности). Готовятся приборы и материалы для постановки опытов. Карточка-тест включает в себя три вопроса: теоретический, экспериментальный (подразумевает постановку опыта и его объяснение), задачу.

Учащиеся тоже готовятся и оформляюткласс для игры (рисуют плакат с названиями лаборатории и вакнтных должностей, таблички на стол экспертов).

Экспертам выдаются карточки подобные карточкам-тестам претендентов, но только с вопросами, соответствующими их специальности. Группы экспретов могу разделиться на подгруппы. Разные подгруппы будут работать с карточками разной сложности (3-5 мин). Всем учащимся: претендентам и экспертам - отводится время для составления ответов на ворпросы теста (15 мин).

Заслушивание ответов - самая ответственная часть урока. Эксперты, выслушав ответы претендентов, дают рецензии, отмечая правильность ответа, его полноту, чёткость, и рпедлагают свой ответ на этот же вопрос. После совещания они высказывают своё мнение о претендентах (20).

Далее следует подведение итогов конкуса. Прошедшие по конкусу занимают свои рабочие места за столами с табличками «Лаборант», «Старший научный сотрудник», «Заведующий лабораторией». Им выдаются удостоверения (5 мин).

Ниже рассматривается ход игры «Вакансия» по теме «Количество теплоты» (8 класс).

I. Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:

1. Теоретический вопрос (задача). Присгорании порха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.

2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

3. Эксперимент. Возьмите учебные весы,установите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. почему они выходят из равновесия?

II. Карточка-тест претенденту на должность старшего научного

сотрудника:

1. теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объёмом 5 л от 10 ° С до кипения.какое количество теплоты пойдёт на нагревание кастрюли и воды?

2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлождается с помощью труб, по которым течёт олождённая жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?

3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?

III. Карточка-тест претенденту на должность заведующего

лабораторией:

1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового

шара массой 2кг, если он упадёт с высоты 26 м на стальную

плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия превращается в его внутреннюю энергию).

2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?

4. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте её цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?

Учительница 55-й средней школы г. Иваново Н. Л. Смирнова, организуя уроки-деловые игры, имитирует работу специального конструкторского бюро (СКБ).

На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель – актуализация опорных знаний), помощи (выдаёт сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции), инженеров (собирает сконструированную установку и показывает её действие), историков (ищет сведения о развитии научных взглядов по данному вопросу), обозревателей (даёт представление о значении рассматриваемой проблемы для жизни общества, подбирает факты о моральной ответственности специалистов за последствия применения их научно-технических достижений), правил безопасного труда, охраны окружающей среды, экономистов, психологов (организует психологическую разгрузку учащихся на уроке), ОТК (оценивает работу групп). В зависимости от темы создаю не весь набор групп, а только их часть.

Для урока использую демонстрационные приборы, конструкторские модели разных типов, справочную и научно-популярную литературу, периодическую печать, тематические школные стенгазеты по физике, самодельные приборы, диапозитивы, а также таблички с названиями групп и большое табло с критериями оценок.

По рссмотренному типу проведены уроки: в VII классе – «Плавние судов», «Применеие сообщающихся сосудов», «Простые механизмы»; в VIII классе – «Тепловые двигатели», «Нагревательные приборы». Их продолжительность 1-2 часа. К ним даю опережающее домашнее задание.

Намечены и новые аспекты в проведении традиционных уроков, рассмотрим урок решения задач учителя 8-й средней школы г. Уварово Тамбовской области В. Н. Ардабьева .

Урок первых задач. Изучен теоретический материал. Можно приступать к задачам. Начинаю это так: на доске заранее сделана запись условий трёх или четырёх типовых задач. Тетради учащихся закрыты, а глаза устремлены на доску. Вначале анализирую первую задачу: ставлю вопросы и отвечаю на них сам либо привлекаю к беседе школьников.; в классе напряжённое внимание. Наконец, запись решения закончена. Говорю: «Опустите голову вниз, закройте глаза. Кому непонятно решение задачи, посмотрите на меня». Если есть хоть один взгляд, кратко повторяю логику решения, пользуясь готовой записью на доске.после этого решение первой задачи стираю. Аналогично разбираю вторую, третью… Объявляю «Приступайте к самостоятельному решению в тетрадях двух первых задач. Как только справитесь с работой, поднимите руку».так создаётся «поле» для активной умственной деятельности ребят. Через несколько минут вижу первую руку. Это Марина Ф. Быстро проверяю её решение. Тем временем поднимаютсяещё две руки. Правильность решения у первого проверяю я, у другого – Марина. Когда появляются ещё руки, уже три ученика готовы проверять работы своих товарищей. Они же могут оказать помощь «застрявшим» одноклассникам. «А теперь, - говорю, - домашнее задание. Задачник А. П. Рымкевича, задачи №… . Два последних типа из четырёх, разобранных в классе, входят в число домашних. Поэтому вы легко сделаете домашнюю работу».

Урок-экскурсия

Уроки этого типа в первую очередь призваны показать учащимся практическое приминение знаний, полученных при изучени темы или раздела курса физики. Ныне всю большую популярность у учитеоей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определённых заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятияи ознакомлении с его оборудованием и технологическим циклом.

Опытом организации таких уроков делятся пофессор И. Я. Ланина и учительница 190-й средней школы Санкт-Петербурга И. П. Шидлович [.158].

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь учащихся к активной деятельности. Проиллюстрируем на примере обобщающей экскурсии по разделу «Элекрические явления» в XIII классе. Её цель – показать применение постоянного тока, электрических и электромагнитных явлений на производстве; объект экскурсии – цех завода или фабрики.

Ко времени проведения экскурсии (IV четверть) объём информации, которую получили учащиеся, достаточен для того, чтобы каждый смог подробно вникнуть в суть вопросов: где, почему и как применяют на заводе электричество? Урок строится как поиск-поход за ответами на эти вопросы. Класс разбивается на пять бригад, каждая получает своё задание.

Задание 1. Значение электричества для развития данного предприятия. Выяснить, как облегчился труд рабочих в связи с применением электричества, как повысилась производительность труда, каковы перспективы роста использования электричества на предприятии, какие рационализаторские предложения, связанные с электричеством, были внедрены, что они дали, как предприятие намерено экономить электроэнергию.

Задание 2. Электрические цепи и схемы: электрическая схема предприятия в целом. Её основные части и узлы. Электрическая цепь отдельного станка.

Задание 3. Электричество – источник света и тепла: электрическое освещение в цехе, применение электрического нагрева на производстве, электросварка и электроплавильные печи на заводе, электросистемы для сушки изделий или лакокрасочных покрытий.

Задание 4. Электродвигатели на производстве: их роль (функции), технические особенности и параметры.

Каждая бригада имееет в составе три рабочие группы: теоретическую, инжинерную и практическую. Члены первой выясняют принципы действия прборов, машин и цепей, о котрых они узнали на экскурсии; члены второй подробно разбираются в устройстве этого оборудования, а членов третьей интересует область использовани этих приборов на поизводстве, а также возможности их совершенствования. Все учащиеся сначала осматривают объект в целом, а затем побригадно знакомятся с тем оборудованием, которое имеет отношение к полученному заданию.

На уроке, завершающем экскурсию, проходит конференция: бригады делают сообщения о выполнении заданий. Кроме того, могут быть заслушаны ученические выступления на темы «Завод завтрешнего дня», «лучшие люди завода»; материал для последнего дают интервью с передовиками производства. В ходе обсуждения материалов конференции подводятся итоги и определяется лучшая бригада. Все ученики получают оценки.

§2. Разработка своей деловой игры

2.1 Деловая игра

На практике я провела имитационную игру « Международная научная выставка».

Цель игры: закрепить знания по теме «Воздухоплавание», повысить активность учащихся в процессе обучения физике, вызвать познавательный интерес у учащихся, развить такие качества личности как коммуникабельность, самостоятельность, инициативность.

Имитационная ситуация такова: на международную научную выставку конструкторских моделей по использованию воздушных шаров, шаров-зондов приезжают представители разных стран. Каждая страна представляет свою модель. Победители выставки заключают долгосрочный контракт с Комитетом природных ресурсов для создания необходимой техники по представленным проектам моделей.

Учащиеся разделены по ролям: организатор выставки, конкурсное жюри, эксперты, конструкторы моделей, рекламодатели, критики.

Игра состоит из следующих этапов:

1. Вступительное слово организатора выставки (ввод в игру).

2. Представление жюри.

3. Просмотр моделей. Конструкторы характеризуют свои модели (из чего состоит, каким газом заполняется шар, какой объём и т. д.).

4. Модели оценивают эксперты (решают задачи по данным характеристики, например, найти пдъёмную силу шара, зная плотность газа и объём шара).

6. Критики отмечают отрицательные стороны данной модели, задают вопросы (что такое балласт, подъёмная сила, как вычислить силу архимеда?).

7. Вывод жюри. Определение победителя. Разрешение проблемной ситуации.

Анализ игры. Ребята активно принимали участие в игре, серьезно отнеслись к своим ролям. Конструкторы отвечали на вопросы критиков. Эксперты решали поставленные задачи. Ребята с интересом играли и одновременно закрепляли материал по воздухоплаванию. В классе царила атмосфера соперничества. Ребята проявляли свои творческие способности. Урок прошел интересно и наглядно. Я направляла деятельность учащихся, но, в общем, они провели игру самостоятельно. Цели игры были достигнуты.

2.2 Видеофильм

Активизировать познавательную деятельность учащихся можно используя рзличные игровые ситуации. Например, на практике я сняла небольшой фильм на тему «Атмосферное давление».

Данный фильм имеет воспитательные и развивающие функции. Он способствует развитию логического мышления учащихся, формированию новых умений и навыков, закреплению полученных знаний. Ребята сами разрабатывают сюжет фильма, подбирают материал, много работают самостоятельно, выполняя роли и артистов, и режиссеров. С помощью данного фильма можно провести урок закрепления знаний, урок изучения нового материала, итоговый урок по теме «Атмосферное давление». Просматривая опыт, можно предложить учащимся самим ответить на поставленные в фильме вопросы, проанализировать результаты опыта. Такой урок будет необычным, и учащиеся с интересом будут обучаться, даже если они устали. Я показала фильм перед итоговой проверочной работой по теме «Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах», куда входит тема «Атмосферное давление». Они вспомнили изученный ранее материал.

Таким образом, игровая деятельность способствует обучению учащихся, делает учёбу интересным процессом, проходящим в коллективной форме.

Крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства ХХ века. 2. Творчество художников - импрессионистов 2.1 Эдуард Мане О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуарда Мане (1832-1883 ...

Владимир Ильич625000 Тюмень, ул. Советская 88-1 Хабаровский государственный педагогический университет На правах рукописи Золотарева Светлана Алексеевна Развитие Теории урока в советской дидактике периода середины 50-х – середины 60-х годов Диссертация на соискание ученой степеникандидата педагогических наук. 13.00.01 – Общая педагогика. Научный руководитель: доктор...

«Прогимназия «Сообщество» Воспитательная система класса. Формирование социальной активности у младших школьников Учитель 4 класса «б» Михина Н.А.

"Важно не то, что активно производит субъект, а чем наполнена его активность" Н.Е.Щуркова

форма диалектической связи ребёнка с окружающей действительностью, в которой проявляется единство внутреннего и внешнего, форм самоутверждения и самореализации, степени его участия в социально ценных видах деятельности при овладении социальным опытом. Социальная активность младшего школьника-

Социально- экономические изменения. Происходящие в современном обществе, предъявляет высокие требования к уровню социализации личности. Взаимодействие ребёнка со сверстниками, взрослыми, социумом обозначается понятием «социализация». сверстники взрослые социум Социализация

Под социальным аспектом понимается потребность детей в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые, в свою очередь, являются регулятором нравственных поступков. Способность к общению включает: -желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (« Я знаю»); -умение организовать общение (« Я умею»). Поэтому задача педагога- научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Гипотеза: Формирование социальной активности младших школьников будет эффективным, если: Процесс формирования социальной активности строится на принципах: -включенности учащихся в реально социально-значимые отношения; -организации и функционирования развивающей среды, с учётом психосоциальных и личностных особенностей учащихся. Осуществляется поэтапное формирование отношения учащихся к себе как субъекту общественной деятельности, основанное на комплексной диагностике социальной активности. обогащается совместная деятельность младших школьников посредством постоянного усложнения всех её структурных компонентов, создания общественно ценного продукта, обеспечивающих повышение личностной значимости каждого учащегося, и возникновение атмосферы эмоционального принятия. Активизируются субъект- субъектные взаимодействия детей в ходе воспитательно- образовательного процесса, способствующие созданию социальной направленности общения младших школьников.

В исследованиях отечественных психологов К,А, Абульханова-Славской, Л.И. Анциферовой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и других, ставших широко известными, в концепциях зарубежных учёных А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Берне и других выделен принцип саморазвития личности. Наиболее близкими к проблеме развития социальной активности школьников можно считать труды А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, которые подчёркивают, что что подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение её к культуре. По многочисленным наблюдениям, особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей как в школе, так и за её пределами. Этому посвящён ряд исследований, теоретические и практические аспекты проблемы социализации личности рассматривались в научных трудах Г.Л. Балла, И.А. Жданова, П.С. Кузнецова, Г.И. Царегородцева и других. Однако, проблема развития социальной активности младших школьников изучена недостаточно. В настоящее время имеет место ряд противоречий, обусловленных: современными требованиями к развитию социальной активности младших школьников и реально осуществляющейся социализацией младшего школьника в учебном процессе.

Цель: создать условия для формирования социальной активности у младших школьников.

Задачи: 1. Создать развивающую среду и ситуацию успешности с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 2. Формировать умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. 3.Вовлечь родителей в реализацию воспитательной системы 4.Развивать творческий потенционал каждого ребенка

Принципы Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый ребёнок должен быть самим собой, обрести свой образ. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности класса, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Я-концепции личности учащегося стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений и самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация даёт успех обучения и воспитания ребёнка.

Базовые ценности, положенные в основу воспитательной системы Инициатива Ответственность Самостоятельность

Классный Руководитель Учитель физ-ры Учитель музыки Музыкальные сказки. Кружок Учитель Физ-ры Родители выбирают планируют, распределяют обязанности, Участвуют. Психолог тренинг для девочек Социальный Педагог «Веста» «Развитие творческих способностей» Ребёнок Выбирает Предлагает Планирует Организует участвует

Правила дружбы Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей порадоваться успехам товарища. Умей спокойно принять помощь от ребят. Выполняй эти правила и общение с ребятами будет протекать без ссор и конфликтов

Самоуправление в классе Сектора (формируются по выбору детей) Организаторы (организуют дела в классе) Художники (оформление) Санитары (внешний вид детей, чистота класса) Библиотекари (следят за сохранность Учебников) Учебный (помогают отстающим) Физ-ра (зарядка) Помощники (помогают Учителю)

«МТС» «Мегафон» Командир класса « Шпильки» « Опа - на Звёздочки (создаются по симпатиям) Планируют Предлагают Выбирают партнёров Организуют Проводят Распределяют Роли автодиагностика

Виды деятельности, которые лежат в основе воспитательной системы Коллективно - творческая деятельность Проектная деятельность Самоуправление Традиции класса

Механизм реализации воспитательной системы (что делала) 1.Изучение детского коллектива. Сильные, слабые стороны, предпочтения. Класса Ребёнка Портрет класса Индивидуальные особенности Выявление воспитательных возможностей родителей

2. Совместное планирование классных дел. 3. Создание поля выбора. Ребёнок Родитель Учитель Поле выбора для ребёнка Поле выбора для родителей

Поле выбора для ребёнка Утренний, итоговый сборы Проектная деятельность Классные дела Традиционные дела класса «Веста» Детская библиотека Д. С. «Сибиряк» Взаимодействие Самоуправление

Поле выбора для родителей Родительские собрания Классные традиционные дела Школьные традиционные дела Проекты Благоустройство класса Родительский комитет КТД Походы, экскурсии Помощь учителю Помощь учителю

4. План совместных действий (совместная деятельность) Традиционные дела: Выезд на природу, в «Сказку»

Механизм включения детей и родителей в коллективно-творческую деятельность Стартовая беседа Что будем делать? Зачем? Для кого? С кем? Кто будет проводить? Коллективное планирование (работа в группах через игру «Ассоциации» Подготовительная работа -совет дела –(по желанию) выбор своего дела готовим свое дело отчет о готовности Проведение дела (каждый выполняет свою роль) Подведение итогов (отвечаем на вопросы, даем оценку себе своему делу Что будем делать дальше? (план действий)

Механизм включения детей в проектную деятельность Выбор темы проекта ПЕДАГОГ+ ребенок: - организует выбор темы проектов; - ранжирует темы проектов; - классифицирует вопросы по темам; - создает ситуацию «модели 3-х вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнаю? Какой продукт получу? (3-4 кл.) - составляет планирование; - оформляют информационный стенд; РЕБЕНОК: - предлагает тему проекта, которая его интересует; - формулирует вопросы; Сбор сведений - организует выбор детьми тех или иных областей интересов внутри темы; - направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации; - собирает интересующие его сведения в виде записей, рисунков, поделок; - готовит сведения к использованию в проектах;

Реализация проектов - знакомит с проектами, которые позволяет выполнить изученная тема; - сам придумывает свой проект по теме, выбирает вид деятельности; Презентация проекта - создает условия для презентации; - включает родителей в презентацию проекта; - рассказывает о своей работе; - показывает то, что у него получилось, что не получилось; - делает вывод (на какой вопрос хотел получить ответ и что получил)

Механизм включения родителей в реализацию воспитательной системы класса Запрос родителей (каким хотим видеть свой класс) Совместное планирование (план совместных действий) Создание поля выбора (выбор своего дела) Правила взаимодействия Выполнение своего дела Анкетирование (что изменилось в жизни ребенка, жизни класса)

Вся работа строится на основе: - равенства всех участников, независимо от возраста; - добровольного участия; - чередования индивидуальной и коллективной работы; - выбора вида деятельности; - ответственности каждого за свой выбор; - самооценки каждым участником своей деятельности

Игра – анкета по созданию воспитательной системы класса «Жизнь на детском острове» Подумайте и опишите, как должен выглядеть остров, чтобы жить на нем было радостно, приятно и с пользой для человека. 2. Остров – это детское государство. Кто и как станет им управлять? Какие права и обязанности будут у жителей острова? 3. Назови, какие дела и обязанности, которые ты выполнял дома, продолжал бы выполнять с удовольствием на острове и от каких охотно отказался бы? 4. Если ты мальчик, то какую работу, на твой взгляд, должны выполнять девочки? А если ты девочка, то что, на твой взгляд, должны делать мальчики? 5.Твоя любимая игра, в которую ты чаще всего хотел бы играть на острове? 6.С собой на остров можно взять три вещи или три живых существа. Что или кого бы ты выбрал? 7.Назови свое самое сокровенное желание, которое могло бы осуществиться на детском острове? 8.В палатке на сколько человек ты бы предпочел жить? (Один, вдвоем, втроем и т.д.) Обоснуй свой выбор. Назови тех учащихся, которых ты пригласил бы. Учащиеся должны представить поездку на остров, где есть все для полноценной жизни: современная школа, кинотеатр, парк, стадион.

Анкета-опрос для родителей класса. 1.Что изменилось в школьной жизни, в жизни класса, в котором он учится, и во взаимодействии с классным руководителем? 2. Как Как часто и с какой целью Вы общаетесь с классным руководителем? 3.Кто является инициатором встреч? 4. Какое значение лично для Вас как для отца(матери) имеют эти встречи? 5. Хотите ли Вы(пойдёте ли, если понадобится) к классному руководителю за помощью и советом: -чтобы поговорить, как помочь ребёнку в учёбе? (да, нет) -чтобы посоветоваться, как ему наладить отношения с одноклассниками, сверстниками? (да, нет) -чтобы помочь наладить отношения с учителями? (да, нет) -чтобы поговорить о том, как улучшить свои отношения с ребёнком? (да, нет) 6. Подскажите, . Что Вы больше всего цените в жизнедеятельности класса, в котором учится Ваш ребёнок? 7. Что Вам не нравится? 8 пожалуйста, что необходимо изменить в классе, чтобы Вашему ребёнку и другим детям было комфортно? 9. Какую помощь Вы можете привнести (своим участием) в воспитательную работу с классом? (Допишите)

5. Диагностика. Результаты социальной активности ребенка

Автодиагностика (соц. проект.) Ф. И. Предложил Организовал Выбрал С кем? Отметка о выполнении Рустам Игра «крестики нолики» Илья, Юлиан. Слава + Илья Игра «Крестики- нолики» Юлиан, Слава, Рустам + Слава Игра «Крестики-нолики» Илья, Юлиан, рустам +


Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Стратегия модернизации образования: конкурентноспособность; конкурентноспособность; компетентность; компетентность; мобильность; мобильность; способность нести способность нестиответственность.




Социализация– это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.


Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Во-первых, оно идет стихийно Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.


Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи в социализации личности ребенка: Помочь ребенку формиро вать и использо вать свой социальн ый опыт; Помочь ребенку формиро вать и использо вать свой социальн ый опыт; Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния. Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства; Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства;


Работа по развитию социальной активности поможет ребёнку: приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; научиться чувствовать и понимать других людей; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; приобрести уверенность в себе; приобрести уверенность в себе; научиться принимать решения и достигать научиться принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью. результаты в соответствии с поставленной целью.


Сначала изучается представление о самом себе, своём месте в школьном коллективе. Этому способствуют игры, тренинги, работа в группах, чтение и обсуждение книг, ролевые игры, рисование, работа с пиктограммами. Игры: «Я – ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Сначала изучается представление о самом себе, своём месте в школьном коллективе. Этому способствуют игры, тренинги, работа в группах, чтение и обсуждение книг, ролевые игры, рисование, работа с пиктограммами. Игры: «Я – ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Рисование на темы: «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное», рисование самого себя Рисование на темы: «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное», рисование самого себя


Задачи Развитие у детей гражданского самосознания. Развитие у детей гражданского самосознания. Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность. Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность. Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений. Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений. Повышение ценности здоровья, формирование здорового Повышение ценности здоровья, формирование здорового образа жизни. образа жизни. Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей. Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей. Вовлечение детей в совместную трудовую деятельность. Вовлечение детей в совместную трудовую деятельность.


Формирования самооценки, осознанию своего «Я». Игра «Волшебный магазин». Игра «Волшебный магазин». Что бы вы хотели «купить"? Что бы вы хотели «купить"? Какие свои недостатки или неприятности хотели бы «обменять» на то, что есть в «магазине»? Какие свои недостатки или неприятности хотели бы «обменять» на то, что есть в «магазине»? Беседа на тему «Кто ты? Какой ты?» Во что я верю? Во что я верю? Что я знаю? Что умею? Что я знаю? Что умею? Какие поступки я совершаю? Какие поступки я совершаю? Кем я хочу быть? Кем я хочу быть? Чем я могу помочь близким? Родине? Чем я могу помочь близким? Родине? Кто или что помогает тебе стать лучше? Кто или что помогает тебе стать лучше? Какой поступок ты никогда не совершишь? Какой поступок ты никогда не совершишь? Чему ты можешь научить младшего? Чему ты можешь научить младшего? Игры «Горячий стул», «День рождения ». любовь удача смелость целеустремлённость благородство нежность милосердие честность радость успех




Как сделать лучше? Зачем это нужно? Зачем это нужно? Для кого? Для кого? Кто будет участвовать? Кто будет участвовать? С кем вместе? С кем вместе? Кто нам поможет? Кто нам поможет? К каким результатам мы стремимся? К каким результатам мы стремимся? Главный девиз наших совместных дел: Кто, если не мы, Когда, если не сейчас, Наша жизнь в наших руках.


В ходе работы над заинтересовавшими проблемами ребята научились: ставить цель, и идти к её достижению доступными средствами, ставить цель, и идти к её достижению доступными средствами, работать в команде, работать в команде, привлекать к своим делам взрослых, привлекать к своим делам взрослых, агитировать, агитировать, отстаивать свою точку зрения. отстаивать свою точку зрения.
















Оценка ключевых компетенций учащихся «Как я оцениваю свое здоровье»; «Размышляем о жизненном опыте» (младшие школьники); «Оценка уровня конфликтности»; Тест «Оценка коммуникативных умений»; Методика изучения типа личности в общении; «Оценка уровня общительности»;





Процесс формирования социальной активности у младших школьников в учебной деятельности

дипломная работа

1.1 Социальная активность: сущность, основные направления исследований, проблемы формирования

В условиях современной России, когда в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер, человек вынужден многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. Лидерство, целеустремлённость и другие качества личности приобретают сегодня особенную актуальность и значимость. На одно из приоритетных мест среди них выходит такая интегрированная характеристика, как социальная активность личности, обеспечивающая в конечном итоге её способность к самореализации и социальной успешности. Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. При разработке образовательного стандарта второго поколения «образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

· российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;

· консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;

· национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;

· патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;

· идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы,

· благосостояния, семейных традиций;

· конкурентоспособности личности, общества и государства;

· ценностей личностной, общественной и государственной безопасности» .

«Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками» .

Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.

В целях решения поставленных задач многие образовательно-воспитательные учреждения ориентируются в своей деятельности на создание оптимальных условий для облегчения процесса социализации ребенка. Обучение в начальной школе является первой ступенью в формировании качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющихся в социально ценных видах деятельности. И хотя, в начальных классах еще невозможно достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте.

Понятие «социальная активность» встречается у представителей разных наук. В настоящее время оно рассматривается ведущими педагогами с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания. В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений . А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела . По Х.Д. Дамадановой «Социальная активность - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу» . Концепция И.Ф. Харламова определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках .

По А.В. Мудрику развитие социальной активности личности рассматривается, как «многогранный процесс очеловечивания человека», включающий в себя непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира: «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, - социально активный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако мы видим, что чаще всего молодые люди, фактически растворившиеся в социуме, не готовы и не способны к той активности, которая нужна для противостояния среде и воздействия на нее. Насколько это противоречие будет велико, связано во многом с тем типом общества, в котором развивается человек, с тем типом воспитания - характерным, как для общества в целом, так и свойственным отдельным учебным заведениям» .

Л.Ю. Гордин и О.Н. Козлов считают, что социальная активность личности - это составная часть воспитания. При этом под воспитанием понимается объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений. А.В. Колосовский под социальной активность понимает объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность .

Сейчас в педагогике наметился новый подход к пониманию активности с точки зрения ее субъектности. Суть его сводится к тому, что личность рассматривается как носитель индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и нужно только помочь ей, предоставив соответствующие педагогические условия раскрыть этот потенциал. В.А. Сластенин трактует социальную активность в субъектно-деятельностном подходе, и понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовывать себя как творца, организатора, распределителя собственной жизни. В свою очередь среда, организованный процесс со своими отношениями, нормами, знаниями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психическим регуляторам жизнедеятельности человека .

В.С. Мухина, рассматривает социальную активность как потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями , у Е.П. Поликарповой социальная активность - это качество, «присущее каждому человеку, но при этом активность может быть разной по объему, характеру, направленности, форме, уровню» и В.Д. Луганского, считающего, что процесс развития социальной активности нельзя отнести к какому-то одному периоду жизни человека - он протекает всю жизнь. Тем не менее, можно выделить наиболее интенсивный этап - это молодые годы. В.Д. Луганский определяет развитие социальной активности личности учащегося как целенаправленный непрерывный процесс его включения в систему общественных связей и как результат усвоения им опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения личных и социально значимых потребностей.

Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, А. Гуддинса, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Наторпа, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и исследований показал, что структура социальной активности остается мало разработанной, основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших школьников, и мало затрагиваются вопросы формирования социальной активности в младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения детей в новую систему отношений с действительностью.

Но прежде чем перейти к проблеме формирования социальной активности младшего школьника, необходимо понимать какие личностные качества подразумевает под собой социальная активность человека. Она включает в себя множество качеств, таких как гражданственность, самостоятельность, нравственность, общительность, сочетание которых и характеризуют человека как социально активную личность. К примеру, важность наличия качества гражданственности подразумевает под собой то, что «каждому гражданину Российской Федерации необходимо стать и быть реальным субъектом государственной информационной политики, активно действующим участником в информационной среде на всех уровнях (региона, страны, мира). Только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации являются необходимым условием становления полноценного гражданского информационного общества и демократического информационно-правового государства». Активность же и самостоятельность учащихся - один из основных принципов всей дидактической системы: «задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». Также одним из важнейших среди качеств социально активной личности является жизненная позиция (или гражданственность), которая проявляется в личностном отношении ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Существует следующее определение термина «жизненная позиция». «Жизненная позиция - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу» . Она имеет практическую направленность и проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее совершенствовать. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает “линию наименьшего сопротивления”. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей действительности.

Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. При этом пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции проявляется в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность.

Не трудно заметить так же, что более сознательная, более активная личность, как правило, добивается больших успехов в жизни и играет более важную социальную роль, чем личность пассивная, несознательная. Социальная активная позиция связана с активностью личности, выражающейся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. Ее наличие предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям.

Каждый из этих показателей характеризует отношение человека к своей деятельности, к окружающим его людям, к определенным принципам и идеалам общества. Проявление этих показателей у отдельных учащихся может быть различным и зависит от возрастных особенностей, индивидуального опыта, уровня самостоятельности и активности. Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприятным для формирования у них активной социальной позиции. Это связано с тем, что, вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во “взрослых” видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Присущая младшему школьнику любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности .

Социальная активность сродни творчеству. Это творчество, созидательная деятельность, которая характеризуется после окончания школы в стремлении внести свой, личный вклад в ход того или иного общественного процесса, в развитие общественной жизни. Конечно, для активного творческого отношения к жизни необходимо желание, но одного желания мало. Понимание активной, творческой личности включает обычно такие черты, как высокая культура, нравственность, знания. Всё сказанное позволяет определить социальную активность, как сознательное, творческое отношение школьника в будущем к трудовой и политической жизни, как глубокую и полную самореализацию личности.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе на современном этапе развития общества актуальным является понятие социальной активности. Так как в современной России, где политические, экологические, экономические и другие процессы резко интенсифицировались, принимая всё более кризисный характер, человек вынужден проявлять в полной мере те личностные качества, которые способствуют его выживанию и развитию, в том числе и социальную активность.

Многоплановое усиление социальной активности - неукоснительное требование времени для современного россиянина. В данном контексте миссия школы состоит в воспитании у учащихся качеств социально активного гражданина. Понятие «социальная активность» встречается у представителей различных наук, в том числе у ведущих педагогов, которые рассматривают его с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.

Интересен подход педагогов к пониманию активности с точки зрения ее субъектности, когда личность рассматривается как носитель индивидуального опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и роль школы - предоставить соответствующие педагогические условия для его раскрытия.

Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания

Известно, что становление человека как личности невозможно без самоактивности, т.е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества...

Влияние методики обучения на основные виды движения

Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства...

Интеллектуальная готовность к обучению в начальной школе дошкольников, посещающих ДОУ компенсирующего вида и основные направления ее формирования

Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр

Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека...

Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй

Под социальной политикой принято подразумевать действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. /1, с.75/ В широком смысле...

Основные направления деятельности школы по вопросу формирования здорового образа жизни школьников

Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в начальных классах

Качества творческой личности развиваются непосредственно в творческой активности. Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта...

Особенности формирования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми...

Педагогические условия формирования мотивации обучения у подростков

Исследование научной литературы, посвященной проблеме формирования мотивации к учению у старшеклассников, показало, что ведущей деятельностью для школьников всех возрастов является учение. Психологи определяют, кроме этого...

Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов...

Семейная педагогика

Создание методологического обеспечения для технологий мониторинга качества обученности по математике

«Качество образования» - это единство компонентов...

Развитие системы общественного дошкольного воспитания ставило перед дошкольной педагогикой новые проблемы, требующие теоретического и практического решения...

Этапы развития дошкольной педагогики

Сложившаяся в сфере дошкольного образования современная ситуация может быть охарактеризована, с одной стороны, отказом от единой, обязательной для всех государственной программы и появлением значительного количества вариативных программ...

Развитие социальной активности младших школьников.

Аннотация

Данная статья посвящена развитию социальной активности учеников 1-4 класс. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

Ключевые слова: развитие, активность, социальная активность.

В современном образовательно –воспитательном процессе, развитие социальной активности младших школьников является одной из важнейших задач.

А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

Жизненная позиция - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает “линию наименьшего сопротивления”, следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.

Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции - в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность.

Социальная активная позиция связана с активностью личности, выражающейся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. Ее наличие предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям.

Каждый из этих показателей характеризует отношение человека к своей деятельности, к окружающим его людям, к определенным принципам и идеалам общества. Проявление этих показателей у отдельных учащихся может быть различным и зависит от возрастных особенностей, индивидуального опыта, уровня самостоятельности и активности. Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприятным для формирования у них активной социальной позиции. Это связано с тем, что, вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во “взрослых” видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Присущая младшему школьнику любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего необходимы знания, представления о том или ином явлении. Например, воспитывая в учащихся социальную активную позицию по отношению к труду, педагог расширяет его знания о трудовой деятельности, ее роли в жизни общества, ее значимости. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо возникновение отношения к труду, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении. Учащийся будет активно стремиться к участию в трудовой деятельности на благо других людей, будет побуждать своим примером и убеждением других людей.

Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта. В этой связи иногда говорят, что применительно к деятельности понятие активности не имеет смысла, поскольку сама деятельность представляет собой проявление активности личности. Действительно, если школьник участвует в общественной работе с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Если же работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, она не может быть охарактеризована как активность личности.

Движущей силой формирования социальной активности является интерес – как окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности. Формирование интереса к общественной деятельности является сложной задачей. Чаще всего, для того чтобы сформировать его и поддерживать длительное время, недостаточно ставить перед ребенком одну цель и разъяснять ее преимущества. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей, каждая из которых имеет свой масштаб. Ближние цели должны вытекать из средних, а средние должны быть поддержаны дальше.

Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. Необходимым условием эффективной работы по формированию у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. Чем шире и богаче общение учащихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которые помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя со сверстниками, учащийся осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности.

В реальном процессе воспитания необходимо учитывать неравномерность развития различных компонентов социальной активности, чтобы влиять на те ее стороны, которые слабее развиты или не развиты у отдельных учащихся. Учителю нужно изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести учащихся к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом. Поэтому необходима поддержка учителя в развитии общественной активности школьников, распределение поручений с учетом интересов учащихся, в формировании ответственного отношения к порученному делу.

Социальная активная позиция учащихся успешно развивается в условиях демократического стиля педагогического общения, когда педагог заинтересован в повышении роли учащихся во взаимодействии, стремится привлекать каждого из них к решению общих проблем, когда создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности.

Если в начальной школе учитель проявляет заботу о развитии самостоятельности учащихся, уважает их мнение и считается с ним, если ему удается сформировать коллектив школьников, отличающийся высокой организованностью и активностью, у учащихся формируется социальная активная позиция, которая совершенствуется в дальнейшем. Особое значение в формировании социальной активности младших школьников имеет ученическое самоуправление.

Немаловажным условием формирования социальной активности учащихся является работа педагога по обучению учащихся организаторским умениям. С этой целью используют систему меняющихся поручений учащихся, так чтобы каждый из них смог попробовать свои силы в организационных делах. Это может быть работа в группах сменного состава, где каждый ученик имеет возможность побывать в роли лидера, организатора какого-либо совместного дела. Обучение школьников умениям планировать, контролировать, оценивать свою работу и работу своих товарищей также является важнейшим фактором развития их организаторских способностей.

Социальное пространство в современной жизни людей не очерчено однозначными правилами и обязанностями – оно обусловлено многими составляющими, которые не доступны ребенку. Это – провозглашаемая или подразумеваемая идеология государства, традиционные нормативы, нравственные требования религий, реалии межэтнических и реалии экономических отношений людей, естественноисторическая нестабильность правовых и моральных критериев. Безусловно, столь сложная система зависимостей, обязанностей и свобод находится за пределами самосознания ребенка младшего школьного возраста.

Из всей совокупности сложных взаимодействий внутри социального пространства, которое предстоит осваивать ребенку, самыми ясными для него являются правила взаимодействия с другими людьми. Помимо отношений в семье и ближайшем заинтересованном окружении ребенок осваивает нормативность школьной жизни, нормативность двора, улицы, где сосуществуют сверстники, более старшие и младшие дети. Если ребенок воспитывается в религиозной семье, он осваивает нормативность и ценности религиозных отношений и движения духа к самосовершенствованию.

Ребенок как субъект воспитания представляет собою постепенно формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогающие осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. Появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самосодействовать становлению собственной личности.

Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности.

Активность, как черта личности, предполагает, что учащийся становится субъектом деятельности и руководит своим собственным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества и поэтому активность, как личностное образование, выражает состояние обучаемого и его отношение к деятельности. Это состояние проявляется в психологическом настрое его деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личностной инициативе. Активность предусматривает преобразовательное отношение субъекта к объекту, которое предполагает наличие следующих моментов: избирательность подхода к объектам; постановка после выбора объекта цели, задачи, которую необходимо решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы. Развитие активности обучаемого происходит, сопровождая весь процесс развития личности: от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительный к творческому уровню. Существенное изменение в активности отражается и на деятельности, а развитие личности отражается в состоянии активности. Если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств личности, то активность его принадлежность, как субъекта деятельности выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер, влияет на процесс целеполагания и осознание мотивации способов деятельности.

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение. И тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Социально ориентированные воспитательные дела создают необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников, когда они привлечены к преобразующей практической деятельности. Это должны быть не игровые, а серьезные настоящие и ответственные дела.

Таким образом, важнейшими условиями формирования социальной активности учащихся являются совместная деятельность коллектива класса, объединенная общей целью, демократический стиль руководства в коллективе, развитие гуманистических коллективистских отношений между учащимися, обучение младших школьников организаторским умениям.

Библиографический список

1.А.В. Петровский Социальная активность и ее аспекты: статья, журнал Гуманитарный вектор, 2009. 15 с.

2.И.Ф. Харланов Концепция развития социальной активности: моно-графия. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 380 с.