Танец менуэт – от королевских балов до современных танцплощадок. Менуэт - это танец прошлого, который стал основной для новой музыки Менуэт старинный танец

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas - маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.

Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем - несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора - король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта - в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Менуэт – яркий представитель эпохи барокко

Красивый, изящный, грациозный танец родом из Франции сумел донести до нас свое очарование через столетия. Такие названия, как павана, алеманда, гальярда, гавот - знают сегодня только искусствоведы, о менуэте – слышали почти все. Этот танец способен перенести нас в другую эпоху, дать почувствовать, как сложно было двигаться женщинам в тесных корсетах и пышных юбках, мужчинам – в скользких туфлях и тяжелых бархатных камзолах. Иногда менуэт называют «приглашением к танцу», изящной танцевальной «беседой». Отразив характерные черты своей эпохи, он превратился в произведение искусства, которым мы любуемся и восхищаемся до сих пор.

Менуэт как порождение галантного века

Невозможно говорить о менуэте без понимания эпохи, в которую он появился. XVI-XVII века - расцвет барочного искусства (barocco в переводе с итальянского - «причудливый, странный»). Для эпохи барокко характерна вычурность и показная роскошь нарядов, пышные балы, театрализованные представления, грандиозные празднества. Религиозная строгость и сдержанность Средневековья уступила место новому образу жизни – смелому, эпатажному, яркому. Стало модным все необычное и неестественное. Новое отношение к жизни - проникло в новый танец.


Менуэт – разновидность бального танца, но более уместно назвать его маленьким танцевальным спектаклем. Сначала его исполняли два человека (партнер и партнерша), но в более позднюю эпоху на паркет стало выходить несколько пар - танец стал массовым. При этом в менуэте строго сохранялась очередность вступления пар в танец в зависимости от ранга. Первыми всегда выходили король и королева, затем особы, связанные с первыми лицами государства кровными узами, и, наконец, другие представители аристократии. В 17-м веке менуэт был главным церемониальным танцем, с которого начинался бал.

История танца

Искусствоведы сходятся во мнении, что своим появлением менуэт обязан французскому региону Пуату (историческая область в западной части страны). Изначально это был народный крестьянский танец бранль. Попав во дворцы и аристократические салоны, он был значительно облагорожен и видоизменен. С середины 17-го века менуэт – главный бальный танец во дворце короля.

Что касается самого слова menuet, то о происхождении названия есть 2 основные версии:

1) менуэт произошел от хоровода аменер, популярного в Пуату в 14-15 веках («а mener» - значит «вести»);

2) менуэт получил свое название от слова «menu» («маленький, мелкий») благодаря тому, что весь танец состоит из мелких шагов, плавно перетекающих друг в друга.

Фигуры и схемы менуэта


Для менуэта характерен трехдольный размер 3/4. Танец идеально подходил для вычурных костюмов и причесок той эпохи. Вспомним, как в 17-м веке выглядели наряды танцующих. У женщин - высокие прически в виде различных фигур, пышные платья с кринолинами, фижмами. У мужчин – напомаженные парики и довольно тяжелые камзолы. В таких костюмах танец невозможно танцевать в быстром темпе! Поэтому в первоначальном варианте менуэт мало был похож на привычный нам бальный танец – скорее, на церемонию приветствия, череду поклонов, перемещений, поворотов, реверансов. Танцоры передвигались маленькими шажками по заданной схеме.

Сценический характер менуэта проявляется в пышности костюмов, статичности поз (в танце есть много фигур, когда один из партнеров стоит без движения), сложной хореографии, которая подразумевала постоянную смену поз и движений. Не даром менуэту посвящено столько живописных полотен – танец так и просился в мастерскую художника!

В 18-м веке менуэт пережил «модернизацию». Музыкальный размер, который ранее занимал два полных такта, стал занимать один такт. Стала допустимой импровизация, появилась сюжетная линия, новые, более сложные движения. Эту разновидность танца называют balance-menuet.


Секрет очарования танца


Становление менуэта как бального придворного танца тесно связано с именем французского короля Людовика XIV. Правление этого монарха прославилось пышными балами, торжественными приемами, дорогостоящими увеселениями. Не удивительно, что в XVI-XVII веках Франция стала законодательницей мод. Менуэт танцевала вся Европа.

Разумеется, до нас не дошли видеоматериалы того времени. Мы знаем о менуэте:

  • по описаниям (современные исторические школы танца используют для реконструкции дневники и записи придворных балетмейстеров);
  • из художественной литературы (упоминания о танце можно встретить у Ги де Мопассана, Пушкина, Толстого);
  • по музыкальным композициям (жанр нашел свое отображение в творчестве Моцарта, Генделя, Баха, Чайковского).
  • из писем и дневников современников.

Интересно наблюдать, как танец изображали в живописи! На картинах европейских художников хорошо видны характерные танцевальные позы и фигуры. Практически всюду на полотнах - одна танцующая пара (остальные – наблюдают за ней). Также по картинам видно, что менуэт не был исключительно прерогативой королевского дворца. Его танцевали в парках, городском саду, на карнавалах и просто на природе.

Где знать обучалась менуэту? В парижской Королевской Академии танца, основанной в 1661 году по приказу Людовика XIV! Лучшие танцоры занимались кодификацией придворных танцев, разрабатывали и фиксировали на бумаге схемы, фигуры, приемы для танцующих. В те времена говорили: «Кто умеет танцевать менуэт, тот все умеет!»



Интересные факты

  • Во время исполнения менуэта танцоры движутся по определенной схеме. Это может быть фигура в виде цифры или буквы (литеры S или Z).
  • Менуэт танцевали не только на балах. Его включали в оперные и балетные спектакли, инструментальные сюиты, сонаты и симфонии.
  • Движения кавалера считались более сложными, чем у дамы. Ему необходимо демонстрировать свое почтение к партнерше, галантно снимать перед ней шляпу, выделывая со своим головным убором замысловатые па.
  • Говорят, что во время менуэта кавалеры и дамы передавали друг другу любовные записки. Они умудрялись прочитать их во время танца и даже передать ответное послание.
  • Пары во время менуэта не брались за руки. Разрешалось вести партнершу за кончики пальцев.
  • Моцарт сочинял менуэты для клавесина в шестилетнем возрасте! Их записывали в так называемую нотную тетрадь, специально подаренную ему отцом. Сейчас ранние менуэты Моцарта для клавесина изучают дети в музыкальной школе.
  • Пушкин очень ярко описал танцевальные па в романе «Арап Петра Великого.Здесь же есть упоминание о том, что княжескую дочку учил премудростям менуэта пленный шведский офицер.
  • В 2016 году группа из 43-х человек отличилась оригинальным исполнением менуэта Моцарта. Они поочередно бросали монетку в стаканы, наполненные жидкостью: в результате получилась узнаваемая мелодия. Этот ролик агентство PARTY выпустило в рекламных целях.

Менуэт в России


Общеизвестный факт: менуэт появился в государстве российском благодаря Петру I. Он завез этот танец вместе с другими диковинками в северную столицу; затем он и его придворные выписывали из европейских стран балетмейстеров. В 1718 году Петром был подписан приказ об ассамблеях, где в числе прочих пунктов значилось: «Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять». Петр I и сам был отменным танцором, любил пройтись по танцевальной зале в паре со своей супругой – императрицей Екатериной.

Так получилось, что во Франции 18-го века менуэт утратил свое значение, поскольку жизнь высшего сословия после Великой Французской революции кардинально изменилась. А в России он, напротив, вошел в моду, так как соответствовал выражению величественного имперского духа, пышности, богатству и праздности королевского двора.

Менуэт в творчестве известных композиторов

Менуэт можно отыскать в творчестве многих композиторов – русских и зарубежных. Назовем несколько наиболее известных композиций.

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан». Прекрасный образец классического менуэта – полнозвучный, мелодичный, торжественный. Покоряет сочетанием глубины и легкости - как всегда у Моцарта.

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан» (слушать)

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт. Одна из самых узнаваемых и популярных мелодий. Ее считают самостоятельным произведением, но на самом деле это часть квинтета A-dur (ор. 13 № 5).

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт (слушать)

Игнаций Падеревский. Менуэт из цикла «Концертные юморески». Эффектная фортепианная пьеса в духе старинных французских мелодий.

Менуэт из цикла «Концертные юморески» (слушать)

Гайдн. «Менуэт быка». Это шуточная мелодия обросла целой историей. По известной легенде композитор сочинял мелодию на заказ – для свадьбы дочери мясника, за что получил в награду от заказчика целого быка. Так это или нет, сказать трудно, но если послушать, характерно, что сама мелодия «рисует» нам портрет неуклюжего животного, пытающего танцевать бальный танец.

loadmodule mod_custom,p4}

Сегодня интерес к менуэту возвращается. Многие танцевальные школы пытаются реконструировать танец, пользуясь сохранившимися картинками, описаниями, схемами. Некоторые современные балетмейстеры даже придумывают в рамках жанра новые схемы! Современным парам танцевать менуэт непросто, и дело даже не в костюмах. Это не только непривычный темп, но и другое отношение к жизни. Отголосок того времени, когда у людей было больше свободного времени и больше желания уделять внимание друг другу.

Видео: смотреть Менуэт

Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.


Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

(pas menus ). Произошёл от медленного вальса (так называемый menuet de la chaîne) - танца провинции Пуату . Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.

Исторический обзор

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной , клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же "титула"), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах , Гендель), иногда - даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно -симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре , то второй нередко пишется в одноимённом миноре . Второй менуэт чаще всего назывался трио .

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна , у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. [ ] Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих поздних симфониях заменил менуэт на скерцо . Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский , Глазунов , Дебюсси , Сати и другие композиторы.

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн . В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Источники

Менуэт - это танец королей. Именно так его характеризовали в минувшие века, и ничего не изменилось в наши дни. В современном мире о существовании такого танца знают лишь истинные ценители искусства, а от широкой публики, увы, он безвозвратно ушел. Менуэт - танец, который состоит из медленных движений, маленьких шажков, красивых па и реверансов. И для того чтобы окунуться в прошлое и узнать, как именно отдыхали на балах наши предки, мы более детально изучим историю и все особенности менуэта.

Зарождение жанра

Родными местами менуэта считается историческая область Там он существовал наряду с прочими которые, однако, исполнялись и в аристократических кругах. Суть его тогда заключалась лишь в том, что пары двигались грациозно, выполняя поочередно мелкие шажочки. Конечно же, такое действо всегда сопровождалось соответствующей медленной музыкой. Даже в то время еще народный французский менуэт уже исполнялся с определенным размером - ¾. Многие композиторы специально для этого танца писали произведения или просто импровизировали на торжественных приемах и балах.

Становление танца в широких народных массах

В начале 17 столетия об этом удивительном явлении народного творчества узнал Людовик XIV. Именно он официально провозгласил на всю страну, что менуэт - танец. Это была новость, которая моментально расползлась по всем городам, и при каждом аристократическом дворе начали исполнять менуэт приближенные к королю особы, графы, бароны и прочие обладатели высоких титулов. Учитывая тот факт, что в 17-18 веках во всей Европе и даже в России была мода на все французское, этот новый жанр быстренько завоевал лидирующие позиции при всех знатных дворах.

Менуэт был в фаворе у то есть в Петербурге и в Москве, его исполняли в Польше, в Великобритании. Популярность танца не спадала до середины 19 века, пока на смену медленным па не пришли более энергичные ритмы и резкие движения.

Исторический образ танца

На заре своего существования менуэт состоял из крайне простых, но очень грациозных движений. Исполнители выполняли реверансы, протяжные па; они двигались по залу, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Таким образом создавалось впечатление, что менуэт - это не танец, а лишь приглашение, очень галантное, кокетливое и вежливое. Примечательным было то, что исполняла его всегда только одна пара. То есть гости по очереди танцевали менуэт - сначала самые знатные особы, потом все остальные.

После того как танец стал широко распространен во Франции и за ее пределами, его движения усложнились. Важно было с максимальной точностью выполнять шаги в сторону и вперед, выстраивая таким образом фигуры. Также произошла еще одна важная метаморфоза. С 17 века менуэт - танец, который исполняется всеми гостями сразу. Первыми шествовали короли, за ними следовали дофины со спутницами, а потом и остальные титулованные гости. Все исполнители во время танца выстраивались в определенные фигуры. Чаще всего это были буквы «Z» или «S».

Эпоха барокко

В этот период менуэт терпит значительные трансформации. Ускоряется его темп, становится более подвижным и нестандартным ритм. Если ранее танец исполнялся строго на ¾, то теперь к этому размеру добавилась вариация - 6/8. В менуэт - это танец, который исполняется одновременно большей частью гостей. При этом все их движения должны быть наполнены не только кокетством, но и жеманством, хитростью, харизмой. Для того чтобы подчеркнуть такой «легкомысленный» характер танца, люди менялись партнерами. Важно также выделить, что в годы популярности появились первые классические музыкальные сопровождения для этого танца. Они делились на три части и коду. Первая была двухголосной, вторая - трехголосной, в третьей части повторялись мотивы из первой. Кода была маленькой и обязательно исполнялась в мажоре.

Особенности изучения танца

Поразительно, но при всей кажущейся простоте исполнения менуэта предварительно его изучали годами. Детей с малых лет учили правильно двигаться, развивали их пластичность, грацию. Каждый переход, каждый шаг репетировался с максимальной точностью, ведь любое движение в таком танце должно было быть легким, будто бы импровизация, и в то же время четким, уверенным, совпадающим со всеми остальными. Справедливости ради стоит выделить, что менуэт - это танец, который сложен в первую очередь для мужчин. Им необходимо было снимать шляпу, потом, как бы одним движением, заманивать даму к танцу, затем, не прерывая того же «дыхания», надевать ее обратно на голову.

Как писали мировые классики

Менуэт в музыке - это не просто сопровождение для танца, которое имеет определенный ритм и темп. Это отдельный жанр, который существует наряду с сонатой или прелюдией. Изначально он существовал как отдельная форма и исполнялся на клавесине или клавикорде. Позже он стал обязательной частью инструментальной сюиты. Когда популярность стал набирать такой жанр, как опера, менуэт стал частью увертюры. В 18 веке из менуэтов уже начали составлять целые сюиты. Первый номер обязательно писался в мажоре, а за ним следовал танец в миноре.

Нередко этот танец чередовали с другими, где лады также варьировались. Среди композиторов, которые писали музыку в этом жанре, стоит назвать И. С. Баха. Наряду с ним творили Гендель, Ж.-Б. Люлли и прочие композиторы эпохи рококо. Позже за написание менуэтов взялись творцы эпохи романтизма. Это были Бетховен (в своих нотах он называет менуэт «скерцо»), Глюк, Моцарт, Сати, Дебюсси. Описываемый жанр встречается и в творчестве отечественных композиторов: Чайковского, Глинки, Рубинштейна и др.