Брежнев. Внутренняя политика и «застой»

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника. - М.,1991. С. 281.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными статьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом - машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр.

Таким образом, руководство получило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника. - М.,1991. С. 285.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.

Период от прихода Леонида Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х) обычно характеризуется в публицистике как «эпоха застоя».

Термин «застой» ведет свое происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС (1986), сделанного Михаилом Горбачевым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.

Со сменой руководства в 1964 году в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. 30 сентября 1965 года вышло постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 года - постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Главным инициатором проводимых реформ стал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.

Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета. За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы. В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.

Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %. В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки . Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной - на 171%.

К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.

Еще одна попытка оживления советской экономики была осуществлена в 1979 году. Тогда было принято постановление ЦК КПСС «О совершенствовании планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Однако оно не оказало существенного воздействия на происходившее в экономике. За 1970-е годы структура экономики существенно изменилась , она стала абсолютно зависимой от нефтяных доходов, с одной стороны, и поставок продовольствия, ширпотреба и машиностроения из развитых стран, с другой.

В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.

Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития . Доля топливно сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн тонн продовольствия ежегодно.

В конце 1970-х - начале 1980 годов в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в 8-й пятилетке его среднегодовой прирост составлял 7,8 % и в 9-й - 5,7 %, то в 10-й он снизился до 4,3 %, а в 11-й составил около 3,6 %.

Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году - уже более 80%.

В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2006 году, 61% опрошенных считают годы правления Леонида Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% - неблагополучным. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дали 75% респондентов, среди тех, кто старше - 74% (негативную - соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затруднялись дать оценку временам Брежнева, но и они гораздо чаще признавали их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. - генеральный секретарь, с 1977 г. - одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов , которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие.

Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии . При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих - один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.

После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни, что выражается, среди прочего, в необычайной, по сравнению с предшествующим периодом, стабильности состава руководства страны. В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводит реалистическую политику, отказавшись от хрущевских «планов» построения коммунизма в пользу внешне более скромной концепции «развитого социализма» как стадии, на которой, по мнению руководства, и находится СССР. Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская "команда" начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны и приступает с 1965 к проведению ряда реформ.

2.1 Хозяйственная реформа 1965 г.

Относительная стабилизация советской экономической системы совпала с осуществлением восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1966--1970). Новые ориентиры развития советской экономики были намечены на XXIII съезде партии, состоявшемся в конце марта 1968 г.

Предполагалось, что за пять лет выпуск промышленной продукции удвоится, сельхозпродукция возрастет на четверть, производительность труда в промышленности -- на 30--35%, прибыль -- более чем в два раза. Позитивные перемены должны были непосредственно отразиться на жизни населения, реальные доходы которого в сравнении с 1965 г. должны были увеличиться в 1,5 раза. Первостепенное внимание уделялось развитию сельского хозяйства и производству потребительских товаров. Подъему местной инициативы служили планы развития территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Тимано-Печерского, Южно-Якутского и др. Тем самым, брежневского руководство вновь в качестве важнейшей задачи ставит приращение богатства родины за сч_т неуклонного продвижения на Восток.

В 1964 пленум ЦК КПСС восстановил единство партийных, государственных, а так же всех других органов, разделенных в 1962 г. на промышленные и сельские. Через год была упразднена система совнархозов, которая превратилась в источник местничества, и восстановлены отраслевые министерства.

Базовые, утвердившиеся исторически устои советской экономической системы, такие как всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль сверху за основными показателями развития сомнению не подвергались, но теперь для придания им большей эффективности намечалось возродить, казалось, навсегда утраченный дух частной инициативы, допустить в советской экономике отдельные проявления товарно-денежных отношений, иначе говоря, рынка.

Возможность задействовать рыночные рычаги управления экономикой обсуждалась в советской экономической науке еще с конца 1950-х гг. Важной вехой на пути формирования идеологии реформ становится публикация в сентябре 1962 г. в центральном печатном органе коммунистической партии газете «Правда» статьи Е. Либермана «План, прибыль, премия», в которой получили обоснование основные параметры предстоящей реформы. По мнению экономиста, предприятия следовало освободить от навязчивой опеки со стороны плановых органов, предоставить им широкое поле для принятия самостоятельных решений. Тем самым, он вплотную подходил к признанию необходимости таких рыночных атрибутов, как спрос, предложение, рентабельность. Предложения Либермана по оживлению товарно-денежных отношений поддержали известные в то время экономисты Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов. Подготовка изменений в экономическом механизме страны велась с ведома и при содействии Хрущева, поэтому некоторые историки полагают, что его смещение обернулось отказом от многих важных предложений, звучавших в ходе обсуждения. Другие авторы, наоборот, указывают, что после отставки Хрущева реализация реформаторских замыслов ускорилась.

В первую очередь хозяйственные нововведения затронули сельское хозяйство, пребывавшее в особенно плачевном состоянии после постоянных встрясок предшествующего десятилетия. В марте 1965 г. на пленуме ЦК КПСС он призвал в максимально сжатые сроки устранить негативные последствия ошибок прежних лет. Борьба с личными приусадебными участками, повсеместные обязательные посевы кукурузы, уничтожение домашнего скота, -- все это уходило в прошлое. С колхозов и совхозов списывались неподъемные для них долги перед государством, понижались непомерно вздутые в прошлом ставки подоходного налога на крестьян.

Реформирование сельского хозяйства осуществлялось на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности крестьян в результат их труда. Закупочные цены на рожь, пшеницу и другие культуры повышались в 1,5--2 раза, предусматривалось их дифференциация по различным зонам и районам страны. План государственных закупок существенно снижался, при этом государство гарантировало его стабильность на период всей пятилетки. Производство сверхплановой продукции поощрялась рублем: за сданное дополнительно зерно устанавливалась 50% надбавка (т.н. «полуторная цена»). Цены на технику и запчасти были установлены на более приемлемом для деревни уровне. Результаты не заставили себя ждать. Уже в 1965 г. колхозы и совхозы ощутили весомую выгоду, получив за сданную государству продукцию на 15% больше, чем в предшествующем году. Начатые в марте 1965 г. реформы сельского хозяйства были продолжены и в последующие годы восьмой пятилетки. На майском (1966 г.) Пленуме ЦК КПСС принимается решение существенно увеличить финансовые вливания в деревню. За счет бюджета страны развернулись широкомасштабные работы по орошению и осушению земель, по борьбе с водной и ветровой эррозией. Началось возведение Каховской оросительной системы, Краснодарского водохранилища и других важных ирригационных сооружений. С целью перехода на интенсивный путь развития аграрного сектора на октябрьском (1968 г.) Пленуме ЦК получили одобрение меры, направленные на увеличение поставок селу передовой техники и удобрений. По данным современных исследователей, к концу восьмой пятилетки на полях страны работали до 2 млн. тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов, подавляющее большинство колхозов и совхозов пользовались электроэнергией от государственных энергетических сетей.

Важной вехой реформы сельского хозяйства становится проходивший в Москве в ноябре 1969 г. III съезд колхозников СССР. Съезд наметил комплекс мер по укреплению хозяйственной самостоятельности колхозов, принял новый Примерный устав колхозов, вместо действовавшего устава 1935 г. Чтобы повысить материальную заинтересованность и поднять в прошлом очень низкий уровень жизни колхозников, существовавшая со времен коллективизации пресловутая системы оплаты труда по трудодням заменялась ежемесячной гарантированной оплатой по тарифным ставкам соответствующих категорий рабочих совхозов. Для этого из доходов колхоза формировался специальный денежный фонд (в случае нехватки средств у колхозов, государство предоставляло целевой кредит на выплату колхозникам заработной платы). Устанавливалось пенсионное обеспечение колхозников. Параллельно с внедрением новых условий хозяйствования, укреплялись демократические начала в деятельности коллективных крестьянских хозяйств.

Преобразования брежневского времени в аграрном секторе не всегда исправляли ошибки предшествующего десятилетия. Так, была продолжена практика преобразования колхозов в совхозы, в результате которой число коллективных хозяйств за пятилетку сократилось с 36,9 до 33,6 тыс., а число совхозов в 1970 г. достигло 15 тыс. Вместе с тем, в 1960-е гг. второе дыхание обрела идея сельскохозяйственных звеньев, наиболее полно отразившая рыночных дух преобразований. Задумывалось перейти от крупных бригад в 100 и более человек к небольшим мобильным звеньям. Эти звенья должны были отвечать за весь технологический цикл, причем заработная плата работников жестко увязывалась с количеством и качеством произведенной продукции. Звеньям предъявлялось лишь одно требование: произвести заданный объем продукции к определенному сроку. Конечно, удалось решить далеко не все проблемы советской деревни (во многих колхозах и совхозах не полностью использовалась техника, допускались потери урожая и т.д.). Тем не менее, в общем, результаты восьмой пятилетки в области сельского хозяйства были положительными. Уже в 1966 г. был собран небывалый в истории страны урожай зерна -- 171,5 млн. тонн. Урожайность в среднем по стране составила 13,7 центнера с гектара. Государство смогло закупить 75 млн. тонн зерна. Среднегодовой объем продукции увеличился на 21%, в то время как за предыдущие пять лет -- всего на 12%. Тем самым, темп роста сельскохозяйственного производства увеличился почти вдвое. Наиболее ощутимым был рост производства зерна: в среднем страна собирала в 1,3 раза зерна больше, чем в 1961--1965 гг. Росло так же производство хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока, яиц и других сельскохозяйственных продуктов.

По-настоящему масштабным новый экономический курс становится по мере распространения его основных принципов на промышленность. Первоначально, еще в августе 1964 г. предложенная Либерманом система в порядке эксперимента была внедрена на двух фабриках. В полном объеме реформа стартовала на сентябрьском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС. На нем с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий» выступил новый председатель правительства А. Косыгин.

Косыгин подробно обосновал необходимость решительных действий. Экономика СССР, по-прежнему сохраняя высокий потенциал, теряла темпы своего развития и прежнюю эффективность. Подтверждением этому служили невысокое качество многих видов отечественной продукции, распыление капиталовложений, отставание от основных конкурентов на международной арене в производительности труда. Смыслом предстоящих изменений, сугубо по-советски, провозглашалась потребность привести систему управления народным хозяйством в соответствие с уровнем развития производительных сил.

В отличие от прежних лет, когда предприятия были ориентированы на производство продукции, теперь главным показателем эффективности становится объемы ее реализации. Соответственно, прежние натуральные плановые показатели были заменены на стоимостные. Как и в странах с рыночной экономикой, основным критерием успешности предприятия становится рентабельность, а целью производства -- получение прибыли. Из отчислений от полученной прибыли предприятиям разрешалось создавать фонды экономического стимулирования, которых было три: 1) фонд развития производства; 2) фонд материального поощрения; 3) фонд социально-культурного и бытового развития. За счет этих фондов можно было премировать работников в соответствии с их трудовыми показателями, расширять производство, строить жилье, больницы, санатории. Считалось, что переход к хозяйственному расчету позволит достичь большей заинтересованности производителей в результатах своего труда.

Законодательно основные положения реформы были закреплены в Положении о социалистическом государственном предприятии, принятом в октябре 1965 г. в развитие решений пленума ЦК. В нем закреплялись права производителей в области производственно-хозяйственной деятельности, строительства и капитального ремонта, материально-технического снабжения, финансов, труда и заработной платы, а так же круг обязанностей и степень ответственности в случае их нарушения.

Хозяйственная реформа проводилась очень активно. В январе 1966 г. хозрасчет вводится на 43 предприятиях в 17 отраслях промышленности. В 1967 г. на принципах хозрасчета работало существенно больше -- 7 тыс. предприятий. На них трудилось свыше 10 млн. человек и выпускалось до 40% всей промышленной продукции. В последний год пятилетки на новую систему были переведены уже 83% предприятий, выпускавших 93% суммарного объема промышленной продукции, а к исходу пятилетки переход на новые методы хозяйствования был завершен. В ходе осуществления преобразований шел процесс слияния мелких предприятий с крупными методом создания производственных объединений. Осуществлявшаяся в рамках этих объединений кооперация по переработке сырья и выпуску готовой продукции сразу же дала положительный экономический эффект.

Результаты восьмой пятилетки обнадеживали. Национальный доход возрос на 41%, производительность увеличилась на 37%. Производство промышленности возросло на 50%. В одном только завершающем году пятилетки было произведено промышленной продукции почти в два раза больше, чем за все довоенные пятилетки, вместе взятые. Опережающими темпами развивались машиностроение, радиоэлектроника, химическая, нефтехимическая и другие отрасли. Продукция станкостроения возросла почти на 65%. За годы пятилетки было сооружено 1900 крупных промышленных предприятий. В строй вступили Братская ГЭС и первая очередь в то время крупнейшей Красноярской ГЭС, было завершено создание Единой энергетической системы европейской части СССР -- самой крупной энергосистемы в мире. Завершилось строительство первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. В Москве было закончено сооружение высочайшей в мире Останкинской телевизионной башни (533 м.). Много внимания уделялось отраслям, производящим предметы потребления. Выпуск легкой и пищевой промышленности в годы восьмой пятилетки увеличивался на 8,3% в год против 6,3% в предыдущем пятилетии, что позволило заметно сблизить темпы развития отраслей группы «А» и группы «Б». В производстве товаров для населения возросла доля предметов длительного пользования.

К концу восьмой пятилетки темпы развития промышленности вновь начинают снижаться. Считается, что причиной этого становится скрытое сопротивление командно-административной системы внедрению рыночных механизмов. И действительно, многие представители советского руководства усматривали в реформе угрозу политической стабильности. Часто консервативные настроения приписывают лично Брежневу. При этом высказывается точка зрения, что в выборе экономической стратегии сталкивались две концепции. Первая, косыгинская, предпочтение отдавала промышленности и ее неуклонному реформированию. Вторая, брежневская линия, якобы исходила из приоритета оборонных отраслей и сельского хозяйства, а, кроме того, с 1977 г. Брежнев, как и некоторые его предшественники, стоявшие во главе страны, особое внимание начинает уделять поступательному движению на Восток, в первую очередь освоению Сибири. А для этих приоритетов, как якобы полагали некоторые советские лидеры, необходимости в реформах не существовало.

Однако все эти часто называемые в литературе обстоятельства не отменяют того факта, что деструктивные процессы начали нарастать параллельно с расширением реформы на все новые и новые хозяйствующие субъекты. Комплексный анализ советской экономики показывает невозможность проведения в тот момент каких-либо рыночных преобразований. Потеря темпа в предшествующее десятилетие не позволило СССР вовремя перейти от экстенсивного к интенсивному развитию. Индустриальная модель, сложившаяся в 1950--1960-е гг., характеризовалась жесткой зависимостью экономического роста от масштабов вовлечения первичных ресурсов, т.е. от объемов использования топлива и сырья. Это делало советскую экономику заведомо неконкурентноспособной на международной арене.

Переориентация экономики с производства конечного продукта на получение прибыли не могла дать долгосрочного положительного эффекта не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Прибыль можно было получить двумя путями. Во-первых, снижая производственные затраты. Во-вторых, поднимая цены. Первый путь в условиях рутинной организации труда и при наличии устаревшей техники для большинства предприятий был просто нереален. Для ускорения научно-технического перевооружения требовались большие капиталовложения, которые стали бы приносить прибыль только через несколько лет, что делало их невыгодными. В результате руководителям приходилось вздувать цены.

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему: "Эпоха правления Брежнева Л. И. 1964-1982 гг."

План

1. Введение.

2. Биография Брежнева Л. И. Становление Брежнева во главе государства.

3. Внутренние преобразования в период правления Брежнева.

4. Внешняя политика при Брежневе.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Л. И. Брежнев был хорошим политиком, к моменту своего прихода к власти он имел огромный послужной список и большой опыт руководства. Однако, к моменту возвышения он уже был в преклонном возрасте, в последние годы, после инсульта он стал практически не дееспособным. Ему сохранили место, но на практике, страной управляли уже другие люди. Это отразилось в противоречивости его политики. Успешные реформы начинают сворачиваться, и наблюдается возврат к старым устоям.

В те годы народ о многом не знал, успехи всегда преувеличивались, а ошибки напротив, замалчивались. Не было доступа и к большей части документов. В последние годы советское время стали тщательно исследовать, пытаясь разобраться во всех причинах произошедших событий. Среди историков бытует множество разных мнений.

Учитывая, что все эти события произошли сравнительно недавно, с исторической точки зрения, многим сложно абстрагироваться от субъективного мнения и анализировать сухие факты.

С падением СССР документы рассекретили, но далеко не все, поэтому полный анализ сделать невозможно. Даже используя доступный материал, некоторые события остаются непонятными, поэтому ученым приходится решать эти вопросы путем анализа общей ситуации.

2. Биография Брежнева Л. И. Становление Брежнева во главе государства.

19 декабря 1906 года в селе Коломенское Екатеринославской губернии, в семье обычных рабочих родился первенец - Леонид, ставший впоследствии лидером страны на целых 2 десятилетия. Семья жила бедно, но родители стремились окружить детей заботой и лаской. Леонид был старшим, позже появились младшая сестра Вера и брат Яков.

Мальчик ничем не выделялся из толпы дворовых мальчишек. В 1921 году Леонид окончил классическую гимназию, и сразу начал работать на маслобойном заводе. Спустя 2 года Леонид Ильич вступил в комсомол и в тот же год поступил учиться в техникум на землеустроителя. С 1927 года работал по специальности в должности первого зам. начальника окружного земельного управления.

В 1930 году молодой человек поступает в московский сельскохозяйственный институт машиностроения, но спустя год переводится на вечернее отделение Днепродзержинского металлургического института и параллельно работает слесарем-кочегаром на Днепровском металлургическом заводе. В это же время Брежнев получает партийный билет.

В 1935 году Брежнев получает диплом инженера и уходит служить в армию. Военный путь заканчивается в звании лейтенанта. Вернувшись в Днепродзержинск, Леонид Ильич возглавил металлургический техникум. В 1937 году Брежнев начинает свою политическую карьеру, с этих пор именно партийная деятельность становится его основным занятием.

Свой путь он начал с должности заведующего отделом областного комитета коммунистической партии в Днепропетровске. В годы войны содействовал мобилизации красной армии и принимал активное участие в эвакуации советской промышленности. Затем на политических должностях в армии дослужился до генерал-майора.

В послевоенные годы занимался восстановлением хозяйства и промышленности. По рекомендации Н.С. Хрущева, Брежнев был назначен первым секретарем обкома Запорожской компартии. Именно дружба с Хрущевым позволила Брежневу войти в высшие эшелоны власти.

Оказавшись в партийной элите, Леонид Ильич смог добиться расположения И.В. Сталина, который в 1950 г. назначил его на пост первого секретаря ЦК КПСС Молдавии. Тогда же политик стал членом Президиума ЦК партии и начальником Главного политуправления Военно-морского флота и Советской Армии.

Смерть Сталина вытеснила Брежнева с высоких должностей, но Хрущев снова вернул его к работе. Первой должностью стало место секретаря ЦК компартии Казахстана. Брежнев занимается поднятием целины и участвует в строительстве Байконура. Брежнев курировал космическую технику и участвовал в подготовке первого человеческого полета в космос.

Заговор против Хрущева помог поднять еще выше. Брежнев стал первым секретарем ЦК КПСС. На пути к возвышению он нещадно устраняет конкурентов и ставит на ключевые посты своих людей.

Добровольную отставку Хрущева население встретило со смешанными чувствами. С одной стороны, все устали от бурной реформаторской деятельности прежнего лидера, но в то же время, боялись возврата к авторитарным методам руководства страной.

В самой партии так же не было единого мнения остались и сторонники реформ, и те, кто желал возврата к старому курсу. Л. И. Брежнев придерживался центристских позиций, поэтому его личность в качестве первого секретаря стала своеобразным компромиссом и устраивала большинство.

После политики изобличения сталинизма впервые вновь заговорили о роли Сталина в победе над фашизмом, это и стало первым маяком консерватизма. Наметился некий возврат к прошлому: президиум ЦК вновь был переименован в полит бюро. Возникли разговоры об усилении идеологического контроля над обществом.

Изменилась и идеологическая концепция. Вместо активного курса Хрущева на строительство коммунизма, в статье от 21 декабря 1966 года объявлялось, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Концепция развитого социализма предполагала развитие вглубь. Главной задачей стало соединение достижений науки и техники с социалистической системой хозяйствования. Говорилось о необходимости достижения однородности всех социалистических народов. Но для реализации этих целей так и не создали необходимых рычагов.

3. Внутренние преобразования в период правления Брежнева.

Новый политический курс привел и к смене первых лиц страны. Спустя всего месяц выбраны новые члены президиума: П. Е. Шелест и А. Н. Шелепин. В декабре 1965г. подал в отставку председатель Президиума ВС А. И. Микоян, на его место избран Н. В. Подгорный - активный участник заговора против Хрущева. На прочих весомых постах так же постепенно сменялись люди, как и прочие лидеры, Брежнев стремился окружить себя верными соратниками, разделяющими его взгляды на управление страной.

Сразу же после отставки Хрущева в октябре 1964 года была проведена контрреформа, произошел обратный перевод управления от территориального принципа к отраслевому принципу. Однако, для преодоления всех последствий бурной реформаторской деятельности Хрущева этого было недостаточно. Было принято решение командно-административное распределение дополнить некоторыми элементами рыночной экономики.

Идея родилась еще в 1962 г. экономист Е. Г. Аиберман первым в СССР стал говорить о том, что для успешной работы предприятия необходима его рентабельность и прибыльность, для этого необходимо некоторое оживление товарно-денежных отношений. В качестве эксперимента теоретические выкладки опробовали на нескольких предприятиях еще при Хрущеве. Образцом экономической реформы во многом стал НЭП, но без участия частных предприятий.

На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. наметилось решение аграрной проблемы. В первую очередь, снизили план обязательных поставок зерна и зафиксировали эту цифру на 10 лет. На все сельхоз продукты повысили закупочную цену в 1.5 - 2 раза, а за все, что закупалось сверх плана, платили больше на 50%. Это сделали для стимулирования личной заинтересованности работников сельского хозяйства. Выполнить план стало намного легче, а высокие сверхплановые цены стимулировали работу.

С колхозов и совхозов списали все долги государству. Благотворно сказалось и понижение цен на сельскохозяйственную технику, и запчасти для ремонта. Кроме того, снизили подоходный налог и понизили цену на электроэнергию. Совхозы и колхозы по-прежнему получали государственные задания, но имелась определенная свобода в планировании работы.

Новшества в промышленной сфере провозглашались на сентябрьском пленуме ЦК 1965г. в докладе А. Н. Косыгина. Совнархозы отменялись, и восстанавливался отраслевой принцип управления. Но это не было простым возвратом к прошлому. Наряду с общей централизацией руководства, промышленные предприятия сохраняли оперативно-хозяйственную самостоятельность.

Количество обязательных плановых показателей сократилось с 30 до 9. Показателем стал не валовой объем продукции, а реализованный, теперь главные показатели переводились из натуральной в ценовую категорию. Главным показателем стала прибыль предприятия, из нее выделялись деньги на развитие производства и поощрения работников. От этого завесила 13 зарплата на конец года, выделялись значительные средства на улучшение условий труда и строительство жилья.

Работа заводов теперь регулировалась положением о промышленных предприятиях. Теперь не было постоянной опеки и жесткой регламентации работы предприятия, многие вопросы руководство могло решать теперь самостоятельно, что значительно сократило время принятия решений.

В 1965 г. произошла и реформа управления. Всего стало 11 общесоюзных министерств и 17 союзно-республиканских. Причем в каждой республике не действовали все сразу, а только те, которые были необходимы именно здесь.

Реформа вводилась в действие постепенно. В 1966 году на систему хозрасчета перевели всего 43 предприятия, где работали наиболее опытные коллективы, только после того, как был получен положительный результат, реформа двинулась дальше. Уже в следующем году 40% всех предприятий управлялось по новому образцу.

Процесс перехода завершился только к концу пятилетки. За это время крупные предприятия поглотили более мелкие. Развилась система производственных объединений. Несколько заводов связывались производственной кооперацией от переработки сырья до выпуска готовой продукции. За 8 пятилетний план выпуск готовой продукции повысился на 50%.

На хозрасчетную систему стали переводить и сельское хозяйство. Все затраты должны были покрываться из собственных средств, из них же состоял и фонд заработной платы. Оплату по трудодням отменили, вместо этого ввели фиксированный оклад в зависимости от занимаемой должности. Учитывая, что колхозам простили долги, средств на оплату труда оставалось больше, что повышало благосостояние тружеников сельского хозяйства.

В ноябре 1969 г. прошел III съезд колхозников СССР. На нем создали новый устав. Теперь выборными становились не только должности председателя и членов правления, но прочего руководящего состава - бригадиров, мастеров.

На пленумах ЦУ было принято еще несколько важных решений для развития сельского хозяйства. Теперь за счет госбюджета финансировались работы по повышению плодородия земли и мелиорации. Налаживались поставки машин и минерального удобрения в колхозы и совхозы. Как и в промышленности, в сельском хозяйстве происходит кооперация между несколькими колхозами и совхозами. На их базе создается агропромышленные комплексы с предприятиями по переработке продуктов сельского хозяйства.

Реформы давали результат в промышленности и в сельском хозяйстве, но уже к концу 60-х гг. началось свертывание преобразований и возврат к директивной экономике. После событий в Чехословакии 1968 г., консерваторы это использовали в своих целях и стали настаивать на более жесткой линии правительства.

Основным недостатком всех новшеств оказалось то, что они были больше ориентированы на рыночную экономику, при полумерах не все срабатывало должным образом. В это же время, правительство не было готово полностью отказаться от директивной экономики и государственного распределения.

В 70-е годы вновь усиливается централизованное управление экономикой. В 9 и 10 пятилетки уже не удавалось достичь плановых темпов роста. В 70-е создаются гигантские промышленные комплексы. Именно в этот период времени идет активная разработка месторождений нефти в Западной Сибири. Затраты были колоссальными, и всего за 10 лет Сибирь стала давать 10% от мировой добычи нефти и газа.

Экстенсивный путь развития экономии, основанный на экспорте природных богатств, привел страну к отставанию от Европы в наукоемких отраслях. Именно тогда наметилось отставание в электронике, кибернетике, биотехнологиях.

Несмотря на все противоречия, экономический потенциал страны за 8 и 9 пятилетки возрос на столько же, как за предыдущие 50 лет развития. Причиной возврата к директивным мерам послужило не только субъективное мнение влиятельных членов ЦК. В условиях холодной войны СССР было нелегко нести финансовые расходы на военно-промышленный комплекс. Оборонная промышленность поглощала десятую часть всего валового продукта страны, многие промышленные предприятия так же работали на оборону. Это не давало возможности влить дополнительный капитал для интенсификации гражданского производства.

4. Внешняя политика при Брежневе.

К началу Брежневского времени в международных отношениях была достигнута небольшая разрядка. Этого удалось достичь благодаря тому, что в текущий момент времени ни США, ни СССР объективно не могли победить в ядерной войне, она могла бы привести только к тотальному уничтожению всех участников конфликта.

В 1970 г. наконец было признание всех послевоенных границ. Однако, ФРГ и ГДР признали друг друга лишь в 1972 году. В мая 1972 г. заключен договор между СССР и США об ограничении систем ПРО. Кроме того, заключили договор на 5 лет об ограничении количества межконтинентальных ракет, но общее число ядерных зарядов не обговаривалось, поэтому эта мощь продолжала наращиваться. Этот договор получил название СВО-1.

В 1974 г. заключен договор СВО-2. В нем говорилось о сокращении стратегических наступательных вооружений, включая все бомбардировщики и ракеты с РГЧ. Но уже в 1977 г. в США создали крылатые ракеты и не собирались накладывать на них ограничения. В мае 1975 г. в силу вступила международная конвенция о запрете разработки и производства бактериологического и токсического оружия, прежние запасы тоже подлежали уничтожению.

Таким образом, не смотря на разрядку, гонка вооружений продолжалась. Налагая ограничение на уже существующее оружие, обе страны продолжали разработку новых видов вооружения, чтобы достичь превосходства.

Разногласия не помешали СССР и США создать совместную космическую программу. В 1975 совместно отправили в космос 2 корабля «Союз» и «Аполлон». Новый заключенный регламент позволил проводить подземные ядерные испытания в мирных целях.

В 1975г. совещание по безопасности заключило договор по сотрудничеству, его подписали 33 европейские страны, США и Канада. В нем говорилось о соблюдении границ, не вмешательстве во внутренние дела, не допустимость использования силы, а так же, соблюдении прав человека. Но с развертыванием европейской компании в защиту прав человека и войной в Афганистане 1979г. договор оказался подорван.

Нарастало напряжение с некоторыми странами советского лагеря, особенно с Китаем. Несогласие Китая с отказом от мировой революции, Китай предъявил притязание на часть восточных территорий - Владивосток, Хабаровск, Камчатка. В марте 1969г. произошло военное столкновение на реке Уссури, затем и на других участках границы. Всего за годы конфликта произошло около 500 столкновений. Переговоры шли медленно, и соглашения достичь не удавалось. В 1976 умер Мао Цзэдун, но это не облегчило ситуацию.

СССР оказало поддержку северному Вьетнаму в рамках помощи братскому социалистическому народу. В основном это были военные специалисты и пусковые установки зенитных ракет. На стороне Южного Вьетнама в свою очередь открыто выступало США. Война началась в 1974 году, и закончилась в 1976, провозглашением Социалистической Республики Вьетнам.

Социалистический блок пошатнули события в ЧССР. Экономические реформы и демократизация подвергли опасности власть КПЧ, на выборах в Национальное собрание они могли проиграть. В СССР приняли решение о вводе войск. Этот акт в СССР рассматривали как помощь братским социалистическим народам, в то время, как в Европе в этом видели вмешательство во внутреннюю политику страны.

Социалистические страны тоже по разному смотрели на участие СССР в конфликте. В 70-х гг. напряженная обстановка появилась в Польше. Польша стала первой страной, где возникла альтернативная власть.

5. Заключение.

Годы управления страной Л. И. Брежневым оказались противоречивыми. Брежнев был выходцем из простой рабочей семьи, но это не помешало ему добиться многого. К моменту прихода к власти он уже имел большой опыт управления, полученный в союзных республиках, поэтому в первые годы провел немало успешных реформ.

Экономические реформы Брежнева давали больше свободы промышленным предприятиям и совхозам. Большим плюсом для сельского хозяйства стало списание всех долгов. Удалось создать хоть и не большую, но все же материальную заинтересованность всех работников страны в собственной работе.

Все эти реформы предполагали оживление товарно-денежных отношений, но это оказалось лишь полумерой, пойти дальше правительство не решилось, поэтому, не смотря на успех, началось свертывание реформ и возврат к директивной экономике.

Во внешней политике, к этому моменту, удается достичь как бы договора со старинами Западной Европы и США. Гонка вооружений не завершилась, но договорами СВО она немного ограничивалась. В это же время нарастает конфликт в социалистическом лагере. Одни страны начинают тяготеть к Капитализму, но СССР изо всех сил сдерживает эти порывы. С другой стороны, более решительно Китай обвиняет СССР в отказе от мировой революции и предъявляет территориальные притязания.

Узел противоречий нарастает и становится понятно, что СССР предстоят тяжелые потрясения в будущем.

6. Список литературы.

2. Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России. - М.: 2009.

3. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. Отечественная история. - М.: ЕАОИ, 2008.

4. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009.