Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах.

Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей. Но у главного героя нет прототипов. Это позволяет Пушкину оградить его от однозначных характеристик.

Образ Онегина – сложный, противоречивый. Это личность с новыми запросами к миру, к самому себе. Герой ищет смысл в жизни, думает о назначении человека, проходит путь исканий, ошибок. Читатель знакомится с Онегиным, когда тому исполнилось 26 лет. Он еще молод, но уже устал от жизни. Чтобы объяснить причины душевного разочарования героя, Пушкин описывает его детство и юношеские годы, отмечает факторы, которые повлияли на формирование характера. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для того круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина не обремененного службой, - беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день.

Проснется за полночь, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.

Онегин в ранней юности – «забав и роскоши дитя». Героя раздражает однообразие. Онегин не знает, чем заняться, на что употребить силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум…

Онегин почувствовал себя лишним в великосветских гостиных. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Ему было:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Характер Онегина в романе показан в развитии, в движении. Отказавшись от шумного света, он стал писать и читать, но вскоре бросил и то, и другое, потому что «упорный труд ему был тошен». Он слишком долго жил в праздности, на всем готовом. Онегин стал затворником. Такое поведение – его необъявленный вызов свету и обществу деревенских помещиков. В деревне герой даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким». Свое недовольство светом герой распространяет на жизнь вообще. Он перестал жить чувствами, потерял веру в них, и душа его охладела.

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей.

Своим равнодушием Онегин нанес сердечную рану Татьяне. Конечно, его нельзя упрекать в том, что он не влюбился. Душевная черствость героя проявилась на именинах девушки. Он знал, что Татьяна любит его, но не пощадил ее чувств. Ухаживая за Ольгой, он заставил страдать не только Татьяну, но и Ленского. Онегин – эгоист, холодный, рассудочный человек. Поэтому он не выдержал испытания любовью и дружбой. Убийство Ленского ему нельзя простить. Недаром автор, комментируя состояние Онегина перед дуэлью, горько замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь.

Причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Дуэль – следствие равнодушия и боязни злого языка «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин стал пленником своего старого кумира – «общественного мненья». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только потрясение смогло изменить его.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека. Онегин, «как дитя», влюблен в Татьяну:

…К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень…

Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его любовь:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить…

И это именно тогда, когда Онегин стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова начал читать и читал уже «духовными глазами».

Онегин – особый человеческий тип, впервые выведенный в русской литературе – «лишний человек». «Пустое действие» - вот ключ к пониманию героя. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принес несчастье любящей его женщине, да и сам не достиг счастья.

В финале романа Пушкин оставляет героя на распутье. Однако можно предположить, что Онегин дорог автору способностью к поиску духовных ценностей, готовностью к действию, поступку.

Меню статьи:

Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина является уникальным персонажем, в котором в равной доле сошлись положительные и отрицательные качества характера. Именно поэтому его образ, несмотря на весь драматизм и негативное влияние на судьбы и жизни других персонажей, привлекательный.

Возраст и семейное положение Онегина

Евгений Онегин – молодой дворянин потомственного происхождения. Другими словами, его дворянский титул перешел к нему от предков, а не был заслужен самим Онегиным. Родился Евгений в Петербурге, там же он провел большую часть своей жизни. Родители Онегина к моменту повествования уже умерли, точная дата смерти родителей неизвестна, единственно, что можно сказать: на момент смерти родителей Онегин не был маленьким ребенком – в романе есть упоминания о том, что родители принимали участие в процессе его воспитания и образования.

Других детей у его родителей не было. Двоюродных братьев и сестер у Онегина также нет – его ближайшие родственники бездетны. Онегин был «наследник всех своих родных».

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с А. С. Пушкина в таблице.

После смерти отца Евгений стал наследником не только дворянского титула, но и многочисленных долгов. Положить конец долгам помог случай – его дядя был тяжело болен, и по всем прогнозам вскоре должен был умереть. Так как наследников у дяди не было, то владельцем дядиного имения должен был стать ближайший родственник. В данном случае им был Онегин.

Евгений приезжает к умирающему дяде, но руководит Онегиным не чувство привязанности к дяде или любовь к родственнику – в случае с Онегиным это был тактический ход.

Евгений только создавал видимость горечи утраты, на самом деле он равнодушен к персоне дяди, а ухаживания за умирающим нагоняют на молодого человека тоску и уныние.

После смерти дяди Евгений отдает кредиторам поместье отца и таким образом избавляется от долгов. Таким образом, у молодого 26-летнего холостого дворянина появляется возможность начать жизнь с нового листа.

Образование Евгения Онегина и род деятельности

Евгений Онегин, как и все дворяне, был образованным человеком. Однако его базовые знания желают быть лучше – учитель Онегина мосье Л′Аббе не был строгим учителем, он часто делал Евгению поблажки и старался не усложнять жизнь Онегина науками, поэтому качество знаний Евгения при его природном потенциале могло быть лучше. О том, получал ли образование Онегин в учебных заведениях, не известно ничего. Несмотря на такое явное пренебрежение науками Онегин, как и все дворяне, хорошо знал французский (Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал), немного знал латынь (Он знал довольно по-латыни, / Чтоб эпиграфы разбирать). Он очень не любил историю: «Он рыться не имел охоты / В хронологической пыли / Бытописания земли».

Пушкин в романе говорит о том, что Евгений жил беззаботно и не испытывал никаких трудностей жизни. Цели в жизни у него также не было – Онегин жил одним днем, предаваясь развлечениям. Евгений не состоял на военной или же гражданской службе. Это происходило вполне вероятно из-за его прихоти, а не из-за невозможности приступить к службе.

Евгений Онегин ведет активную светскую жизнь – он завсегдатай балов и званых обедов.

Привязанность к модным тенденциям в одежде

Евгений Онегин – настоящий денди. «Острижен по последней моде».

Его костюм всегда соответствует последним модным тенденциям. Евгений много времени проводит за гигиеническими процедурами, долго одевается, рассматривая свой наряд со всех сторон: «Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил».

Для него непозволительно, чтобы в его внешности было что-то не идеальное. Онегин не выглядит нелепо в своем костюме, ему комфортно в такой одежде. Его пластика движений удачно подчеркивается с помощью тех или иных элементов одежды.

Онегин и общество

Выход в общество для Онегина стал повседневным развлечением – поэтому в скором времени все типы поведения аристократов ему стали хорошо известны, а некогда увлекавшие его выходы в свет стали утомлять и наводить скуку.

Евгений редко чем может увлечься – ему все надоело: и театр, и балы, и званые обеды – все нагоняет скуку на молодого франта. Именно поэтому Евгений старается отстраниться от любого общения – он слишком устал от общества и предпочитает уединение». Ему наскучил света шум…. и в деревне скука та же.

В целом же Евгений не любил ни общество, ни людей. Единственный человек, которому он завидовал и уважал, был Владимир Ленский:
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, -
/ Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Досуг Онегина

Так как Евгений Онегин не состоит на службе и фактически ничем не занят, то в его арсенале оказывается много свободного времени. Однако, несмотря на все сопутствующие факторы, он долго мается, не зная чем себя занять. У Онегина ничего не вызывает интерес – ни наука, ни путешествия.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в повести А. С. Пушкина “Пиковая дама”.

Время от времени Онегин коротает время за чтением книг. В основном это произведения на экономическую тематику, например, работы Адама Смитта, но и это не длилось долго «как женщин, он оставил книги». Сам же Евгений любит философствовать, хотя глубокими знаниями не обладает ни в одной отрасли науки или культуры.

Евгений Онегин и женщины

Онегин был заметной личностью в глазах аристократов. Его молодость, естественная красота и хорошие манеры позволили ему стать фаворитом в женском обществе. В начале такое внимание к своей персоне льстило Онегину, но в скором времени это Евгению надоело.


Онегин замечает, что в основном все женщины непостоянны – они легко переменяют свое решение и это откладывает негативный отпечаток на взаимоотношения с женщинами.

Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели

После приезда в деревню Онегин знакомится с молодым помещиком – романтиком-поэтом Владимиром Ленским. Именно благодаря Ленскому Евгений попадает в дом Лариных.

Ольга, младшая сестра, была невестой Ленского, а вот у старшей, Татьяны, жениха не было. Несмотря на то, Татьяна заметно отличается от других представительниц женского пола, ее персона не вызывает у Онегина интерес. Однако такая же тенденция не срабатывает в случае с Татьяной – девушка влюбляется в молодого человека и решается первой признаться в своих чувствах. Однако, Онегин не испытывает влюбленности по отношению к девушке, он пытается дать ей советы и ведет себя с ней грубо, чем приносит ей значительные душевные муки и разочарование.

Евгений Онегин и Ленский

После переезда в деревню Евгений избавляется от многочисленных долгов, но убежать от общества и скуки ему так и не удалось. Как и в любой другой деревне, находящейся на отдаленном расстоянии от больших городов, приезд любого нового человека вызывает ажиотаж. Поэтому надежды Онегина на уединенную жизнь никоим образом не могли быть оправданы. Усиливал эту печальную тенденцию еще и тот факт, что Евгений был молод, состоятелен и холост, а значит, он был потенциальным женихом.

Интерес к персоне Онегина возникал не только у молоденьких незамужних девушек и их родителей. В лице Онегина Владимир Ленский предполагал найти себе друга. Евгений был совсем не похож по своему темпераменту и характеру на Владимира. Такое разногласие во взглядах и личностных качествах привлекало молодого поэта. Со временем, Онегин стал другом Ленского, несмотря на то, что дружба, как и любовь, ему уже порядком надоела и разочаровала: «друзья и дружба надоели».


Нельзя сказать, что Онегина и Ленского связывает истинное понятие дружбы, по крайней мере, со стороны Евгения. Он поддерживает свое общение с молодым поэтом исключительно из-за скуки и отсутствия другой компании.

Во время празднования именин Татьяны Лариной, куда его привел Ленский против желания, Онегин порядком скучает, его злит поведение Татьяны. Вскоре, Евгений решает отомстить Владимиру за то, что привел его сюда силком – он танцует с Ольгой – невестой Ленского, чем вызывает приступ ревности у своего друга. На этом инцидент не был исчерпан – за приступом ревности последовала дуэль. Евгений прекрасно понимает, что был неправ, но объясниться с другом не решается – Евгений намеренно пренебрегает некоторыми правилами дуэли (опаздывает, берет в секунданты слугу), надеясь, что из-за этого Ленский отложит дуэль, но это не происходит. Как видим, Онегин не безнадежный человек, но он не в силах признать публично свою ошибку, что приводит к трагедии – Ленский получил смертельное ранение и умер на месте:

Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет…

Характеристика личностных качеств Евгения Онегина

С младенческих лет Евгений Онегин не был обделен вниманием. Он вырос в достатке и вседозволенности, поэтому в взрослом возрасте он был эгоистичным и разбалованным человеком.

У Онегина есть огромный потенциал для развития своей личности – у него незаурядный ум, он сообразительный и внимательный, но всем этим пренебрегает. Он не желает заниматься чем-либо полезным, что принесло бы ему положительные плоды в будущем – ему нравится плыть по течению.

Онегин умеет производить впечатление на людей – он умеет рассуждать на любую тему, невзирая на поверхностность своих знаний. Онегин – не эмоциональный и неромантичный человек. У него «резкий охлажденный ум».

Онегин «Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив!». Он окружающим кажется странным и чудаковатым и это еще больше притягивает к нему людей.

Таким образом, Евгений Онегин – необычный персонаж – у него есть все возможности изменить свою жизнь и привнести много положительного в жизнь своих родных, но он пренебрегает этим ввиду своей несдержанности и неумения заставить себя делать нужные, но неинтересные вещи. Его жизнь похожа на бесконечный праздник, но, как и любое другое занятие, постоянные развлечения наскучили Онегину и стали причиной его хандры.

Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах

4 (80%) 7 votes

Роман в стихах “Евгений Онегин” справедливо называют “энциклопедией русской жизни”. Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин. Она мучительно искала свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официозных социальных институтах. Реальность образа Евгения Онегина и духовную его близость автору Пушкин неоднократно подчеркивал на страницах романа: “Онегин, добрый мой приятель”, “мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий, охлажденный ум”.

Евгений Онегин родился в Петербурге в разорившейся аристократической семье, получил типичное светское воспитание и образование:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше?

Свет решил,

Что он умен и очень мил.

В этой оценке подчеркивается непритязательность аристократического общества, требующего лишь соблюдения внешних атрибутов уровню цивилизованного общения: знание французского, танцы, поклоны, изящество и умение поддерживать светские беседы. Но Пушкин, критически оценивая типичное дворянское образование (“мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”) отдавал должное заинтересованности Онегина определенными науками. Его познания в античной литературе были довольно посредственны, в поэтической технике Онегин вообще не разбирался, но интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и вслед за прогрессивным буржуазным экономистом Адамом Смитом считал, что деньги – мертвый капитал.

В юности Онегин вел обычный для “золотой молодежи” образ жизни: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту. Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, “забав и роскоши дитя” вскоре понял, что жизнь его “однообразна и пестра”, критически оценил бездуховность, пустоту праздного времяпрепровождения. Все это иссушало душу, притупляло чувства, не давало пищи его острому уму – тоска и разочарование овладели Евгением.

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…

Онегину претит однообразие этого красочного праздника жизни, его деятельная натура жаждет созидания, а не потребительского пользования плодами цивилизации. Евгений пытался изложить свои взгляды на бумаге, “но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его”. Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение преодолевать себя – издержки беспорядочного воспитания – не позволили Онегину заняться творчеством. Тогда, “преданный безделью, томясь душевной пустотой”, Евгений пытался в книгах найти ответы на томящие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, способах самореализации, но разбросанные в плодах “ума чужого” зерна мудрости были столь малы и редки, что собирать их герою представилось бесполезным. Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но не может преодолеть критического восприятия действительности, а критика, как правило, не носит конструктивного характера:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Евгений Онегин по интеллектуальному развитию, безусловно, выше своей среды и ограничиться растительным существованием “золотой молодежи” не может, но вырваться за пределы системы тоже не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В, Г. Белинский так оценил нравственное состояние героя, психологические истоки его душевного беспокойства: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.

Получив в наследство имение дяди, Онегин был очень рад, что “прежний путь переменил на что-нибудь”: он наслаждался созерцанием мирной природы и “деревенской тишины”. Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности помещичьего жизненного уклада, “где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”, вновь возобновили в нем приступы хандры. Пытаясь разнообразить жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществил доступные ему социальные преобразования:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Несмотря на прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал особого значения своим преобразованиям: жизнь крепостного крестьянства не очень волновала новоявленного реформатора. Разумеется, он облегчил жизнь своим подданным, чем вызвал критическое отношение расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных взглядов на эффективность освобожденного труда. Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и обращением к активной жизни. Но слишком занят он своими душевными терзаниями, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная жизненная цель стала определяющей, поглотила его целиком.

Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, “хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал”, близко сошелся с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, “он сердцем милый был невежда”, “он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы”. Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднили Онегина с Ленским. Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира:

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.

Однако искренняя привязанность Онегина к юному поэту не помешала ему спровоцировать Ленского на дуэль: из-за своего плохого настроения, вызванного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”. Евгений не мог представить состояние поэта, в воображении которого каждая деталь значима, ведь “он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена”. Евгений искренне раскаивается в своем глупом розыгрыше, “что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно”, корит себя за то, что вовремя “мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь”. Но не находит в себе нравственных сил подняться над “общественным мненьем” ради торжества справедливости. Ленский погибает от руки Онегина – чести был принесен в жертву единственный друг. Испытанное Евгением потрясение не избавляет его от ответственности за гибель поэта. Несмотря на пренебрежение светскими условностями и резкое неприятие светского образа жизни, над Онегиным все же сильно довлеют предрассудки, его внутренний мир полон противоречий.

Любовь очаровательной Татьяны Лариной глубоко тронула Евгения: он высоко оценил ее естественность, цельность натуры, одухотворенность, тонкость чувств. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив сестре: “В чертах у Ольги жизни нет”. Но душевная опустошенность, эмоциональная пресыщенность не позволили ему поддаться естественному порыву.. Многочисленные победы над “сердцами кокеток записных” притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви. Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, “не в первый раз он тут явил души прямое благородство”. Однако впоследствии, когда Евгений полюбил ставшую светской дамой Татьяну, она хоть и выражала ему благодарность за честность и прямоту, все же с содроганием вспоминала его “суровость” и менторский тон:

И нынче – боже! – стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…

Пожертвовав дружбой и любовью ради “вольности и покоя”, Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, “странствия без цели”, неразделенная любовь – вот итог его жизни. Онегин не реализовал себя, оставшись непонятым и одиноким:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Жизнь создала этого “страдающего эгоиста”. Превосходство над окружающими, нежелание служить толкали героя на путь бесплодных поисков своего пути. Всей своей жизнью он утверждал несовершенство общества, не-востребовавшего эту яркую личность.

(No Ratings Yet)

  1. Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев В пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а...
  2. Русская литература 1-й половины XIX века Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной,...
  3. Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений...
  4. В романе “Евгений Онегин” нашла художественное воплощение жизнь России начала 19 века. Духовные поиски и идейно-психологический кризис части передового столичного дворянства, быт и культурный уровень провинции, жизнь народа – все...
  5. Ольга – одна из главных героинь романа в стихах “Евгений Онегин”. Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского. Ах, он...
  6. Не будет преувеличением сказать, что “Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Так, кстати, считал В. Г. Белинский. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь...
  7. Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги,...
  8. Образ Татьяны – один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она – духовный предшественник поэтичных, самобытных, самоотверженных...
  9. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с...
  10. Читая роман “Евгений Онегин”, восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной...
  11. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Основу романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” составляет любовная история двух главных персонажей – Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Однако не менее важным является...
  12. Образ музы неоднократно предстает на страницах романа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние и уровень творческой зрелости. Муза – покровительница поэзии, источник поэтического...
  13. Роман “Евгений Онегин” отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой “энциклопедии русской жизни” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах...
  14. Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа....
  15. Прими собранье пестрых глав, Полу смешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных...
  16. Русская литература 1-й половины XIX века Лирические отступления в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Самим А. С. Пушкиным жанр произведения “Евгений Онегин” определен как роман в стихах. Этот жанр...
  17. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ИЗОБРАЖЕНИЕ СТОЛИЧНОГО И ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ: А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина “Евгений...
  18. ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Сюжетная линия Онегин – Ленский выполняет очень важную функцию в романе A. C. Пушкина “Евгений Онегин”. Что объединило этих двух...
  19. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это...
  20. На многие размышления наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было это произведение более 150 лет назад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим...
  21. Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,...
  22. Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной... “Евгений Онегин” как энциклопедия русской жизни I. Глубина и многогранность личности Пушкина, отраженные в романе. II. “Евгений Онегин” – это “поэтически воспроизведенная картина русского общества, взятого в одном из интереснейших...
  23. Русская литература 1-й половины XIX века “В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина “Евгений...
  24. А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального...
  25. Изучая с ранних детских лет творчество Александра Сергеевича Пушкина, гениального русского поэта, мы все же знаем его поверхностно и, перечитывая произведения великого поэта, открываем все новые и новые грани его...
ОБРАЗ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Сочинение. ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».:

Евгений Онегин - это очень неординарный герой. Он интересен мне как человек, резко выделяющийся из остальной массы людей. Пушкин создает образ «лишнего человека». Поэт рисует Онегина очень похожим на себя по воспитанию в детстве (Пушкин воспитывался няней, и Онегин воспитывался не родителями), но очень часто их взгляды на жизнь не совпадали. Пушкин пишет роман так, что, хотя он и не герой, он постоянно присутствует рядом с Онегиным и сравнивает его с собой.

В детстве отцу Онегина неохота было заниматься его воспитанием, и он нанял «убогих»madameи monseir, которые ничему не учили мальчика, а лишь слегка за “слегка за шалости бранили”. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Онегин - светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от народной почвы

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь...

И немудрено, что из Онегина вырос эгоист, думающий только о своих желаниях и удовольствиях. Хорошее в его душе благодаря воспитанию и обществу оставалось в нем. Образование он получил поверхностное, но сам, хотя и без всякого удовольствия, углублялся в чтение книг. Как потом выясняется, он читает не только художественную литературу, но и философские книги. И это очень пошло ему на пользу, потому что, встретившись с Ленским, окончившим один из лучших в мире в то время университетов, он мог спорить даже с ним на такие серьезные темы, как философия и политика.

Онегин вращается в высшем свете. Сначала он живет, как и все светские люди: ездит на балы, ходит в театры, но это он делает без удовольствия, как что-то обязательное, его даже перестало интересовать, что происходит на сцене:

“...потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился - и зевнул”.

(Хотя Пушкин называет театр «волшебным краем».)

Но по своим взглядам и требованиям к жизни он стоит намного выше не только своих соседей-помещиков в деревне, но и представителей петербургского света, и потому эта бессодержательная, пустая жизнь ему вскоре надоела:

Но к жизни вовсе охладел.

Как Child Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он... В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни

Онегин хотел бы расстаться с такой жизнью, но у него не хватает на это ни сил, ни желания. При этом его эгоизм, невнимание к чувствам других постоянно приводят к тому, что, не желая этого, он причиняет зло тем людям, с которыми его сталкивает судьба. Получив любовное письмо Татьяны, он чувствует, что не может ответить ей тем же и отказывает ей,но отказывает вежливо в мягкой форме, не считаясь с ее чувствами. Но, по-моему, это было лучше, чем если бы он обнадежил ее, обещая ей ответить тем же, заведомо не любя ее. Он решает отомстить Ленскому за то,что Владимир сказал Онегину что на именинах Татьяны кроме родных и близких людей никого не будет. он причиняет боль Татьяне и Ленскому на именинах Татьяны, открыто ухаживая за Ольгой. Пушкин показывает Онегина эгоистом, но он «страдающий эгоист», а не самодовольный и влюбленный в себя. Он, видимо, понимает, что основной источник его тоски - это отсутствие труда, общественной деятельности. Но его ум не позволяет ему идти по проложенной дороге, по которой шли многие молодые дворяне, желающие найти себе «полезное» занятие. Пойти служить офицером или чиновником он не мог, так как понимал, что это значит поддерживать тот строй, из-за которого и появляется у него тоска. И единственным трудом для него остается борьба со злом тогдашней русской жизни - крепостным правом и царским самодержавием. Но как раз к этому он не был способен в силу своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякий интерес к труду:

«Труд упорный ему был тошен». Онегин не принадлежал к дворянским революционерам, но то, что он чувствовал себя неуютно в тогдашней обстановке, говорит о том, что он стоял значительно выше дворянской молодежи. Пушкин говорит, что Онегин был «сноснее других».

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал -

Но (нет правил без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал,

То есть он видел в других и ценил то живое, чего уже не осталось в нем.

Почти на протяжении всего романа действия, мысли, речи Онегина остаются неизменными, принадлежащими умному человеку, озлобленному на общество (у него злой, острый язык, он зло отзывается обо всем окружающем), разочарованному во всем и неспособному к каким-либо сильным чувствам и переживаниям. Но события, о которых Пушкин рассказывает в последних главах, производят на Онегина сильное впечатление. И мы видим, что он обнаруживает такие черты характера, которых даже не подозревал в себе. Дуэль с Ленским дает ему возможность понять, к чему его привел эгоизм, его невнимательность к людям, забота только о себе. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов".. Он уже не такой высокомерный, не эгоист, стоящий выше всех жизненных впечатлений, он приходит в ужас от своего бессмысленного поступка:

Мгновенным холодом облит,

В тоске сердечных угрызений...

Убийство Ленского перевернуло всю его жизнь. В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь.Теперь уже Онегин не может игнорировать чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить. Повлияла на него действительность жизни русского народа, которую он увидел во время путешествий. После пережитого Онегин изменяется, становится совершенно другим человеком. Но, несмотря на странствия, эгоизм и самолюбие в Онегине не поубавились. Это и есть «перерождение» Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине.Написав письио Татьяне Онегин не задумывается о её чувствах,думает только о себе. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Образ Онегина - это образ, вобравший в себя общие черты, типичные для целого слоя тогдашней молодежи. Это молодые люди, обеспеченные трудом, но получившие плохое, беспорядочное образование и воспитание, которые ведут пустую, бессодержательную жизнь с развлечениями на балах, в гостях, на праздниках. Но в отличие от остальных слоев, то есть господствующего класса, относящегося к своему безделию спокойно, эти молодые люди более умны, у них есть хоть какая-то доля совести, они испытывают неудовлетворенность от окружающей среды, от того общественного строя и недовольны собой, но все-таки они так же, как Онегин, благодаря своему воспитанию, не могут порвать с такой жизнью. Пушкин очень хорошо характеризует скуку и чувства, свойственные этим людям:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Хотя весь роман - это повествование о Евгении Онегине как об индивидуальности, здесь он показан как типичный представитель дворянской молодежи того времени.

Образ Онегина… Сколько раз брались и будут браться за его освещение совершенно различные люди?.. Наверное, даже не сотни тысяч (учитывая школьную программу и специальные направления высшего образования). Скорее всего, миллионы раз россияне и жители зарубежья пытались написать о нем. Этот знаковый образ не только очаровывает своей художественностью и эстетичностью; он в свое время реально вдохновлял интеллигенцию начала XIX века вывести Россию из тупика социального развития на столбовой путь социального и промышленного прогресса.

Место «Евгения Онегина» в творчестве Пушкина

Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Свою семилетнюю работу над романом в стихах «Евгений Онегин» сам классик считал подвигом. Это был предельно честный взгляд «поэта, первого на русском Парнасе» на окружающее его российское общество, включая высший свет. Он писал о своем поколении, и это придавало ему сил… Впервые отечественный литератор поднялся на Голгофу реализма и попытался честно и высокохудожественно представить то, что волновало на то время самых передовых людей России. Это было его любимое творение. Специально него Пушкин придумал специфическую «онегинскую» строфу - 14 строк с рифмованием по формуле CCddEffEgg.

Объективность в показе дворянства начала XIX века

Александр Сергеевич, следуя принципам реализма, честно и откровенно показал, что социальный слой дворян, по сути - управляющий Российской державой, перестал быть движущей силой прогресса. Дворянство прошлого века - люди, сформировавшиеся в Екатерининскую эпоху, в которых просматривалась и горячая кровь, и решимость совершать для Отечества поступки и подвиги - выродилось. Кануло в Лету славное время побед и утверждения славы России золотого XVIII века. Служба в офицерском звании уже не прельщала дворян. Представителей высшего света увлекла гонка за чинами и наградами. Они с упоением занимались различными интригами, кознями. Зачастую дворяне ставили личное благополучие и свою частную жизнь выше интересов общества. Кроме того, они были главной политической силой, заинтересованной в сохранении крепостного права. Ведь именно право повелевать судьбами миллионов людей составляло основу их влияния в государстве.

Пассивность Онегина - продукт великосветского воспитания

Евгений Онегин - представитель другого, неслужилого поколения дворянского сословия образца начала XIX века. Онегин - в прошлом офицер, но он разочаровался и уволился (по словам Пушкина, ему наскучили «и брань, и сабли, и свинец»). Служение Отечеству как идея создания приближенного к монарху слоя общества, характерная для золотого XVIII века, сто лет спустя перестала быть актуальной для дворян. Хотя это были самые образованные люди на то время.

Это как раз и помогает осознать читателям романа предельно честный образ Онегина

Очевидна попытка Пушкина, этого удивительного мастера слова, создающего образ Евгения, запечатлеть, донести читателям типичные черты противоречивого современника из образованной молодежи России, в котором бурлят силы, искрятся мысли, который, в конце концов, обладает определенным капиталом и связями, вполне достаточными, чтобы реализовать нечто прогрессивное и нужное. Однако он пассивен. Он взял на себя роль умного наблюдателя окружающей жизни, а не ее участника. Он чем-то напоминает мраморного мальчика из сказки Андерсена «Русалочка». Его обаяние, красота, ум - холодны. Возможно, поэтому образ Онегина трагичен…

Куда мог бы приложить силы Евгений?

Этому человеку с его экономическими знаниями, исходя из исторической обстановки, реально было куда приложить силы. Экономика России отставала. Не было железных дорог. Капиталистические предприятия находились в зачаточном состоянии. сковывало человеческий ресурс огромной страны. Однако он бездеятелен и, что поразительно, общество не подталкивает, не мобилизует его (человека, несомненно, передового) на решение этих важных задач. Российское общество - аморфно, оно подчинено влиянию высшего света. Дворянская молодежь, получая образование европейское (точней, профранцузское), полностью изначально социально дезориентирована! Как глубоко засосал ее искусственный, эфемерный, оторванный от российской действительности мирок высшего света!

Жандармское подавление декабристского движения

А высший свет, по крупному счету, подчинен личным эгоистическим интересам отдельных конкретных людей. Как мы видим - круг замкнут. Настоящая «уловка - 22»! Не это ли послужило толчком к созданию декабристского движения? В ответ на волнения передовой мысли император Николай I, а затем и Александр I (последний, в меньшей мере) выбрали план строительства полицейской державы, план, чуждый интересам россиян. Жертвой такого типа государства стал и сосланный в южную ссылку Пушкин. «Онегин», роман в стихах, начал создаваться именно в южной ссылке поэта, благодаря друзьям пребывание его Сибири за «возмутительные стихи, наводнившие Россию» в последний момент заменили, смягчив наказание.

Роман Пушкина - предвестник перемен

Вспомним, какими словами начинается известный написанный профессором Толкиеном роман-трилогия. Он начинается волнующей мыслью о том, что во всем мире ощущаются перемены, во всех его стихиях, что эти перемены - близки, что они вот-вот грядут.

Нам кажется, что подобное ощущал веком ранее и Александр Сергеевич, накануне создания своего выдающегося произведения. Средством выразить и дать ощутить сорокамиллионной России потребность реформ послужил образ Онегина в романе в стихах, знаковом художественном и реалистическом сочинении России начала XIX века.

Роман Пушкина был мощным интеллектуальным ударом по отжившему крепостному праву.

«Онегин» - произведение народное

Есть еще один аспект в произведении Пушкина. Напомним, что для самого Александра Сергеевича «Евгений Онегин» был любимым произведением. Поэт, следуя похождениям своего главного героя, создает предельно широкую картину государства российского. В книге мы встречаем и персонажей высшего света, и поместных дворян, и крестьянство. Кроме фактического показа всех слоев общества, Александр Сергеевич демонстрирует вкусы, моду того времени, направления общественной мысли.

Именно поэтому Петр Плетнев, друг поэта, назвал роман «карманным зеркалом», а Виссарион Григорьевич Белинский - произведением в высшей степени народным. И это несмотря на то, что образ Онегина в романе во многом привязан к высшему свету. С одной стороны, он презирает его, пренебрегая его условностями, предельно ясно показывая читателю, что люди «оттуда» не отличаются ни глубокими знаниями, ни самоотверженным трудом для Отечества. А с другой, он не может отдалиться от него настолько, чтобы полностью пренебрегать его мнениями и оценками. Александр Сергеевич писал о своем герое, что великосветская «хандра … бегала за ним… как верная жена».

Онегин становится дворянином поместным

Мы знакомимся с Евгением в самом начале романа, когда он, небогатый дворянин, зимой 1819 года внезапно для себя становится наследником почившего помещика, приходящегося ему дядей. Образ Онегина в романе Пушкина, воспитанного гувернером-французом, индифферентен ко всему тому, что сам поэт любил: русскому языку, русской природе, народной культуре, фольклору. Он безупречно владеет французским языком, умеет любезно вести разговор, владеет «наукой страсти нежной». Александр Сергеевич живописно рассказывает о посещении Онегиным театров и ресторанов.

До он вел обычную для молодежи своего круга жизнь, растрачивая ее на салоны, балы, рауты, театры. Однако ему претили салонные нравы. Он стал избегать приглашений.

Образ Онегина в романе Пушкина - это типаж образованного дворянина, осознающего тлетворность крепостного права. Его отличают холодный логический ум и благородство души. Характерно, что войдя во владение имением, он заменил тяжелую для крестьян барщину «оброком легким». Однако деятельным владельцем крестьянского хозяйства он так и не стал. Как типичный представитель господствующего класса, он не испытывает ни малейшей потребности в любой работе, полезной для общества. Попытавшись заняться литературным трудом, он вскоре охладел к этому занятию, как саркастически написал Пушкин. Онегин, став поместным дворянином, остался великосветским человеком. Все предыдущее воспитание не привило Евгению адаптации к любой деятельности. Для него весь уклад жизни людей, создающих общественные блага, чужд, не вызывает интереса, а также желания участвовать в нем деятельно. Этот недюжинный, глубокого ума человек, словно греческий герой Антей, лишенный связи с родной землей, выглядит бессильным и бесполезным, не имея какой-либо цели в жизни.

Испытание любовью

Именно в период пребывания Евгения в деревне проявляется его характер. С одной стороны, он избегает общества пустых и ограниченных окружающих помещиков. С другой, как показывает анализ «Онегина», он не выдерживает испытания любовью.

Внутренняя противоречивость главного героя романа наиболее рельефно отображается в его отношениях с Татьяной Лариной. Татьяна - самый любимый персонаж для самого Александра Сергеевича среди всех, когда-либо созданных им. Она, воспитанная на романах, увидела в Евгении «тот самый» типаж романтического героя и искренне влюбилась в него. Ее письмо с признанием, написанное летом 1820 года, - шедевр литературного выражения человеческих чувств.

Следует признать, что женские образы в романе «Евгений Онегин», а в особенности Татьяна Ларина, гораздо естественнее, чем главный герой романа, оторванный от реальной народной действительности, витающий в своих размышлениях. У нее, в отличие от главного героя, имеется такая черта личности, как близость к народному восприятию мира, искренность. Шум и суету света она называет «ветошью маскарада». назвал этот показ «русскости» в образе Татьяны (что напрочь отсутствовало в Евгении) - подвигом.

Действительно, до пушкинской Татьяны в искусстве народ и представители дворянства скорей противопоставлялись, но не ассоциировались в принципе.

Испытание дружбой

Литературный герой Онегин отличается «души прямым благородством». Как пишет о нем Пушкин, Евгений - «добрый малый» и его личный друг. Более того, на одной из собственноручно изображенных иллюстраций к роману он показывает себя рядом с Онегиным у перил Невского моста. Евгений привязывается душой к друзьям. Примером могут послужить его дружеские отношения с Владимиром Ленским, восторженным восемнадцатилетним поэтом. Тот, получив образование в Германии, проникся там духом романтизма. Будучи поэтом, он энергичен, бойко сочиняет восторженные стихи. Впрочем, анализ «Онегина» показывает, что дружба эта проистекает по законам высшего света. Кроме совместного приятного времяпровождения на балах и в гостях, а также дружеских советов друг другу, такая дружба предполагала огромное эго каждого из молодых людей. Это вполне допускало и лелеяние взаимных обид, и возможность отомстить другу за какое-то мелкое и временное неудобство.

Совершенно глупо с точки зрения элементарного здравого смысла выглядит история дуэли Онегина и Ленского 14 января 1821 года, закончившаяся трагически для последнего. Следуя понятиям света, боясь прослыть трусом, не отменил дуэли обладающий холодным острым умом Евгений Онегин. Герои романа, конечно же, могли уладить свои отношения и не прибегая к оружию. Нравы высшего света навязали им извне депрессивную и неадекватную схему поведения.

Евгений Онегин после дуэли

Зимой 1821 года Онегин отправляется в путешествие. Так было заведено у дуэлянтов - уехать, чтобы потом, по прибытии, пересуды поутихли. А Татьяна в это же время выходит замуж. Онегин же в 1823/1824 проживает в Одессе (хронология совпадает с пребыванием там самого Пушкина). А зимой 1824/1825 годов возвращается в Санкт-Петербург.

Здесь он встречается с Татьяной. Он уже искренен. Лед его сердца растоплен. Евгений объясняется в любви… Однако Татьяна уже другая… Мать семейства, мужнина жена, хранительница очага. Превыше движений своей души она ощущает личную ответственность за сохранение своей семьи.

Пушкин… Онегин… Татьяна… Какую замечательную картину чувств изобразил великий мастер слова!

Знаковость образа

Начиная с пушкинского Евгения Онегина, в русской литературе появляется традиция изображать «героев времени». Классики, начиная именно с Александра Сергеевича Пушкина, начали задаваться вопросом о том, кто он такой - типичный для данного времени человек, определяющий прогресс общества. Вослед за пушкинским героем на суд публики предстал лермонтовский Григорий Александрович Печорин. Сравнительная и Печорина показывает, что они оба - дворяне, их скептицизм, неверие во многом - плоды внутренней жандармской политики России после событий 14 декабря, политики недоверия к людям. Сущность обеих этих личностей - протест против окружающей действительности, стремление отыскать и реализовать себя.

Вывод

Образ Онегина - знаковый для творчества Пушкина. Его сочностью и художественностью восхищались и восхищаются. Это - не серая личность, он - персонаж фактурный. Его отличают глубокий разум, умение проанализировать и определить реальные мотивы и рычаги процесса. Он хорошо разбирается в людях. Различные образы в романе "Евгений Онегин" словно притягиваются магнетизмом главного героя романа.

В нем есть и черты автобиографические. Однако поэт полностью не ассоциирует себя с Онегиным. Он не идеализирует Евгения, указывая на присущие тому недостатки. Его он называет своим другом. Себя же Александр Сергеевич ассоциирует с «голосом от автора».

Роман Пушкина, как известно, заканчивается на неоконченном действии. Поэтому каждый читатель сам имеет право самостоятельно домыслить - сможет ли Евгений найти себя, или же так и проживет жизнь - бесцельно.