Сочинение по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир

В романе под названием «Война и мир» гениальный автор Лев Толстой раскрывает многие темы, которые касаются жизни во время войны, взаимоотношений, которые складывались между людьми в то время. Здесь автор пытается ответить на вопрос и о смысле жизни с помощью такого героя произведения, как Андрей Болконский.

Этот персонаж является одним из самых важных героев романа. Читатель знакомится с ним уже в начале исторического повествования. Здесь он открывается как человек, который нуждается в интриге, светском обществе, он приверженец корыстных побуждений, а также пустых разговоров. Но все ли так на самом деле? Или первое мнение все же обманчиво?

Понимать сущность Андрея Болконского можно понять только, если познакомиться с историей его жизни. Этот человек является целеустремленным и настойчивым, он находится в постоянных поисках смысла жизни. Дело в том, что происходящее вокруг него, просто не вызывает у Болконского радости, поэтому у него возникает желание достичь идеала. Он женится на Лизе, которая, по его мнению, является идеальной партией. Однако все иллюзии начинаются расплываться, и прожив с этой девушкой некоторое время, Андрей перестал любоваться ее очарованием, а после и вовсе его не замечал. Она стала для него обычной, по этой причине его отношение к супруге совершенно поменялось.
Болконский на протяжении своей жизни видел смысл именно в славе, поэтому у него было желание совершить какой-нибудь знатный подвиг. Здесь он видел только один выход – поступить на службу, что собственно он и сделал, при этом кардинально изменив своей образ жизни.

Тут ему удается осуществить свою мечту. При участии в Аустерлицкой битве Андрей бежал впереди войска и держал в руках знамя. Этот поступок был оценен даже самим Наполеоном. Однако после того, как Болконский добился того, о чем мечтал его подвиг перестал быть для него самого значимым.

Но тут Андрей получает ранение и только при таких обстоятельствах он начинает понимать, что война - это очень страшное явление и герой не хочет прощаться с жизнью, ведь наконец-то он начал осознавать смысл своего существования, но сколь время и сил было потеряно.

Перед Андреем открывается и истинное счастье, когда он встречает на своем пути Наташу Ростову. Этот период его жизни является очень романтичное. С этим человек он по истине счастлив. Именно такая девушка должна быть рядом с ним. Это понимание приходит к Болконскому, несмотря на то, что раньше он был полностью разочарован в любви и поэтому потерял веру в нее, что можно понять, отталкиваясь от его мировоззрения.
О любви между Наташей и Андрея можно сказать, что она возникла с первого взгляда. Болконского привлекала какая-то загадка, которая была у Ростовой и он не в силах был ее разгадать. Поэтому чувствует любовь к героине даже на расстоянии. Но Наташа молодая девушка, которая, конечно же, любит князя и ожидает предстоящую свадьбу, однако тут же влюбляется в Анатоля.
Случай, который возник с Курагиным, разрушает отношение между Болконским и Наташей. Поэтому в их душе остается лишь боль и ощущение разочарования.

Отталкиваясь от событий, которые происходили в жизни Болконского, следует сделать вывод. Болконский пытался найти смысл жизни во всем, а именно в светской жизни, в войне, в славе, в любви, но достигнув своей цели, он очень быстро во всем разочаровывался, поэтому понимание самого важного к нему пришло слишком поздно. Дело в том, что он не понимал, что нужно ценить каждое мгновение, поскольку сама жизнь – это уже чудо, за которое нужно бороться, его следует уважать и беречь. И не стоит разочаровываться при каждом поражении, ведь жизнь, как и война полна побед и поражений.

Роман-эпопея, написанный Львом Николаевичем Толстовым, это не просто сборник сочинений, грамотно переработанный. В нем отражается целая эпоха во всей своей красоте и безудержной глупости. С первых строчек задается официальный тон, который сменяется кровопролитием, жертвами и жизнью простых людей. Для того, чтобы передать то время, необходимо его прочувствовать. А для этого, чтение книг крайне мало.

Действие начинается во время приема у одной из приближенных к императорскому двору. Там собирается высший свет столицы, чтобы присутствовать на светском мероприятии. Событие не является даже ключевым, но задает тон для всего произведения. Начинается описание того времени глазами знати.

Война и Мир – это целая эпоха, заключенная в четыре тома с эпилогом. Они по-настоящему олицетворяют и передают всю атмосферу, которая была тогда. Союз с Австро-Венгрией не приносит должных плодов, и Россия остается одна против 600-тысячного войска с одним из самых талантливых полководцев. Противостояние предстоит не только солдатам и офицерам, но и простым людям. Ведь победа достигалась множеством путей, которые приходилось пройти всей России.

Та эпоха была по-настоящему грандиозной и величественной. Офицеры и гусары выполняли самые невероятные поступки, доказывающие их верность короне. Они могли переправиться через реку на лошадях, при этом течение и температура воды были не пригодными для этого! Девушки благородного происхождения надевали шикарные платья на балах и танцевали с мужчинами, а простые люди гибли от пушечных выстрелов и мушкетов. Невероятные сражения на саблях и молниеносные решения, ставшие судьбоносными для всей войны в целом, завораживают читателей от начала и до самого конца.

Только внимательное чтение романа может по-настоящему передать атмосферу, которая была в 19 столетии. Проникнувшись судьбой главных героев, можно понять, почему люди были сильно раздражены сдачей даже пустой Москвы и как было легко гнать неприятеля с родной земли. С обеих сторон было больше чести, чем это необходимо.

Особенно красочно передается сражение Бородино. Ведь оно является одним из ключевых в той войне. После него все поняли, что Наполеона можно победить, но силы, которые были затрачены для этого, слишком непомерны. Поэтому и после него последовало отступление и дальнейшая череда жертв русского народа.

Прочитав роман, я понял, что самым страшным злом в нашей жизни является кровавая и беспощадная война. Роман заставляет нас задуматься о проблеме добра и зла в нашей жизни, в самом себе. Читая его, я задумался о том, что каждый из нас должен стремиться творить как можно больше добра, тогда и мир станет хоть чуточку добрее. Мы должны понимать, что рядом с нами такие же люди, как и мы. И что мир не может существовать без мира на земле!

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Война и мир» читают:

«Война и мир» – это роман-эпопея, охватывающий огромный пласт исторических событий, происходивших в России и Европе. Главная тема романа определена Толстым как историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года.

В 1867 году Лев Николаевич закончил работу над своим произведением, которому суждено стать великим в русской литературе. Автор поэтизирует простоту и доброту народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. Общество у него показано как несоответствующее нормам этическим и нравственным.

Одна из главных задач «Войны и мира» – показать, насколько ужасно такое явление как война. Толстой определил роль войны «…как противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». По его мнению, война – это не нормальное явление жизни людей, когда «человеческие существа» истребляют друг друга. Роман ставит вопросы перед читателем, «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?». И читатель должен по мере прочтения сам дать себе ответ.

Вопрос «мир или война?» всегда стоял перед человечеством и оно, не силясь ответить на него, выбирало второе. Толстой (сам офицер, ветеран Крымской компании) пытается показать суть войны между людьми, их внутренние переживания. Показать связь с тем, что происходит на фронте и в обществе, а также отношение простых людей и солдат к войне.

Толстым показаны и описаны такие исторические личности как император Франции Наполеон и император России Александр I. Однако в романе император Александр отведён писателем на второй план. Главные исторические фигуры у него это Наполеон и Кутузов. Однако Толстой напрочь отрицал «роль личности в истории». По его мнению роль отдельных личностей в истории ничтожна. Невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль» и выражается как движение огромных человеческих масс. То есть не личности ведут массу, а масса личностей. Тут выступает определённый фатум истории, где всё «предопределено предвечным».

Изображая исторические личности (особенно Наполеона) Толстой порой изображает их как актёров в театре. Например, накануне Бородинской битвы Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».

В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой показывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн. Автор указывает, что Наполеон по факту сверхчеловек, потому как переступил грань добра и зла, невиданную грань, расплатившись за это сотнями тысяч жизней. Поступки его (Наполеона) были «слишком противоположны, добру и правде, слишком далеки от всего человеческого и поэтому он был вынужден отказаться от правды и добра и всего человеческого».

Война не «игра», а жестокая необходимость, думает князь Андрей Болконский накануне сражения. Здесь тоже показан фатум судьбы героя Болконского, обречённость на смерть. Чувство смерти ярко и отчётливо представляется ему. Другой фатум – это Пьер Безухов, не понятый и осмеянный обществом чувствует в себе желание стать свидетелем исторической битвы и принести хоть какую-то пользу. Пьер не боится смерти, скорее она его привлекает. «Пасть на поле брани» – это качество ставит знак равенства между героями (Болконского и Безухова), несмотря на противоположность характеров.

Помимо войны, Толстым рассмотрены человеческие поступки в нормальных (мирных) ситуациях и на войне. Противостояние добра со злом пронизывает весь роман Толстого, не только на полях сражений, но и между людьми в тылу. Как, например, конфликт Долохова и Безухова. Добро, по мнению писателя, должно создать противовес злу, «если люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным нужно сделать то же самое».

Он приходит к выводу, что общество от скуки занимается интригами и сплетнями, что представители этого общества, попадая на войну, проявляют свои положительные качества во имя долга и спасения родины. И, пожалуй, это единственный плюс такого явления как война.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Война и мир» читают:

Сочинение по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
В 19 веке очень актуальной была проблема поиска нравственного идеала женщины. Какой должна быть она, идеальная женщина. Многие авторы того времени задумывались над этим вопросом в своих произведениях, создавая различные женские образы: Соня Мармеладова, пожертвовшая своей честью ради семьи и Вера Павловна, живущая по принципу разумного эгоизма, княгиня Трубецкая - жена декабриста, которая оставила ребенка и последовала за мужем в Сибирь и Анна Одинцова - решительная женщина с твердым характером. Поставил такую проблему и Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир». Он изобразил несколько женских образов, как бы сравнивал их. Но его любимой героиней является Наташа Ростова.
Впервые мы встречаем Наташу тринадцатилетней девочкой: «Черноголовая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, а своими сбившимися назад черными кудрями... была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Очень часто, описывая Наташу, Толстой подчеркивал ее некрасивость. Но есть в романе и очень красивая женщина - Элен: «Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою... победительно действующую красоту». Элен - душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но только из-за влекущей внешней оболочки.
Наташу тоже любят все, несмотря на то, то она некрасива. Не во внешней красоте дело. Наташа жизнерадостна, непосредственна и, что самое главное, естественна. Она никогда не скрывает своих чувств. Например, ночь в Отрадном. Душа Наташи полна восторженности, ей не спится, она просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Разве могли такие же чувства, охватить душу Элен. Нет! Элен живет по заведенным правилам, она постоянно лицемерит, «умеет держать себя» или, по-другому, умеет быть неестественной. Именно эта неестественность светских дам больше всего отвратительна Андрею Болконскому, и, когда он встречает живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу, он в нее влюбляется. Его привлекает в Наташе ее непохожесть на светских барышень, потому что она всегда остается сама собой: «Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».
Наташа тоже полюбила Андрея, полюбила его искренно до глубины души. Толстой подчеркивает в Наташе это качество отдавать себя полностью каким-либо чувствам, погружаться в них с головой. Наташа любит Андрея и желает сделать это чувство еще более полным и волнующим: «Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце».
А способна ли Элен любить так искренне, так глубоко! Наверное, нет. Сердце Элен слишком холодно для переживания таких чувств. «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и все перед ней преклоняются». Так думает об Элен Пьер, и с ним нельзя не согласиться. Она только представляется всем умной, а на самом деле она, скорее, догадлива и расчетлива. Она хочет разбогатеть и делает это самым простым не требующим ума, привычным для женщины способом она выходит замуж за миллионера, решив за него, что он ее любит.
В Наташиной душе нет и тени той расчетливости и эгоизма, которые присущи Элен. Наташа же обладает редким даром, который дан не каждому: она умеет сострадать. Когда Соня плакала, Наташа, не знала причины слез подруги « ... распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок и только оттого, что Соня плакала».
Наташа - человек очень чуткий она интуитивно угадывает людей. Возникает вопрос, как же Наташа, так глубоко любившая Андрея и всегда чутко чувствовавшая людей, могла влюбиться в такого лживого и лицемерного Анатолия Куракина? Дело в том, что характер Наташи изменчив, она реальный человек, которому не чуждо все мирское Ее сердцу присущи открытость, влюбчивость, доверчивость. Она просто не думала, что делала, а открывалась навстречу чувствам. Но Толстой с тревогой думает о том, что неестественный и лицемерный мир, в котором живет Куракин, способен поглотить естественную человеческую душу. В конце концов, Наташа осознает лживость и неискренность чувств Анатолия и понимает, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Больше всех за измену жениху Наташа упрекает себя. Она мучается угрызениями совести, страдает, ненавидит себя за все случившееся. А Элен? Даже став причиной развода и расставшись с мужем, она не чувствует угрызений совести, и в обществе представляет все так, что виноватым оказывается Пьер, а не она.
Во время войны 1812 года раскрывается еще одно качество Наташи - патриотизм. Она всеми силами хочет помочь русским солдатам, и, когда она узнает, что раненым срочно нужны подводы, она ни минуты не колеблясь, отдает их им: «Люди собрались вокруг Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказание о том, что отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».
Толстой преподносит нам Наташу пылкой, живой, любящей, патриотической и дает нам понять, что она способна на подвиг. И если Пьер в 1825 году окажется на Сенатской площади, а позже его сошлют в Сибирь, Наташа бросит все и отправится за ним. А способна ли на такой подвиг Элен? Да она ни на что на свете не променяет светское общество, деньги, балы и салоны, ведь только в этом заключается вся ее жизнь.
Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую семью, которой она отдается целиком и полностью. Она сумела организовать все в доме так, что прислуга не только исполняла, но даже угадывала желания ее мужа Пьера. Семья стала для Наташи основой ее духовного счастья: «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить, и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы если бы был другой». Не приходится сомневаться, что в семье Наташи вырастут хорошие дети, ведь она понимает, что материнство ставит женщину превыше всех, и она счастлива этим материнством. Элен не способна созидать, давать новую жизнь, она - бездумная разрушительница. Как жестока Элен в сцене, когда она отказывается от материнства. Элен можно сравнить с божественно красивой статуей из белого мрамора, на которую смотрят, которой восхищаются, но никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, - камень, холодный и твердый, там нет души, а значит нет отклика и тепла. А в образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все, что по его мнению, должно быть присуще женщине. Он дал ей все те же качества, которые необходимы человеку и которые он ценит в людях, и в особенности в женщинах. Вот почему Наташа - любимая героиня автора романа «Война и мир».


Жизнь каждого человека построена на достижении больших и малых целей, которые каждый ставит сам. Чтобы чего-то достичь приходится много трудиться, чем-то жертвовать. Из ничего не может вырасти дерево, построиться дом. Таким образом, цели – это ориентиры, по которым человек следует всю свою осознанную жизнь, выполняя при этом большую работу. Легко ли найти своё истинное предназначение? Ради чего живет человек? Что побуждает людей стремиться к своей цели? На какие средства стоит идти ради достижения мечты? Многие писатели пытались ответить на эти вопрос в своих произведениях.

Лев Николаевич Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» описал жизнь общества в девятнадцатом веке.

Автор показал нам, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов ищут ответы на вопросы: как жить, чему посвятить себя в жизни. Смысл своего существования герои находят в счастье жить полнокровной жизнью, исполняя высокое назначение человека, в счастье единение с народом в годину бедствия и в постоянном внутреннем обновлении.

Наташа – аристократка с рождения, но она очень близка к народу. Ей симпатичны народная музыка, песни и танцы. Девушку с детства не волнует мнение окружающих. Это не означает, что она эгоистична, совсем нет, она обладает духовной свободой, которая ограничивается не светскими требованиями, а нравственными законами. Самым сильным чувством для Наташи на протяжении всего романа является любовь.

Любовь к Родине, отцу и матери, к Андрею, а позже к Пьеру.

Путь искания Наташи Ростовой проходит через тяжкие испытания. Она была обманута Анатолием Курагиным, неудачно пыталась сбежать с ним из дома, тем самым перечеркнула чистую любовь к князю Андрею. Девушка после всех этих бед продолжила жить. Но она пока еще не нашла свою истинную цель. Наташа во время войны 1812 года решает отложить все свои желания. По настоянию Наташи все подводы семьи Ростовых были отданы не на перевозку имущества, а на вывоз раненых солдат из охваченной огнем и осаждённой противником Москвы. Могла ли Наташа поступить иначе? Нет, эта добрая, патриотичная девушка не способна поставить материальные богатства выше человеческих жизней. Результатом этого поступка, цели, которую поставила перед собой героиня, стали выжившие русские офицеры и солдаты. Это достойный результат!

По мнению автора, счастье девушки, ее конечная цель заключается не в общественной деятельности, а в исполнении высокого назначения быть женой и матерью. Наташа выходит замуж за Пьера Безухова. Теперь, все действия героини направлены на семейную жизнь. Эта цель имеет огромное значение в жизни всего общества. Силы, потраченные на воспитание ребенка, поддержание семейного очага, стоят того, так как дети – это наше будущее!

Все герои романа находятся в постоянном обновлении, так Андрей Болконский проходит через тяжелые испытания, ошибки, заблуждения, прежде чем находит своё предназначение в этой жизни. В начале романа князь желает вырваться из надоевшей светской жизни. В тот момент он поставил себе цель - совершить подвиг, чтобы прославиться, как его кумир, Наполеон. Слава для него – это не только признание народа, но и желание сделать для других что-то хорошее, испытать себя, как мужчину. Стремясь к этой цели, он выбирает не правильные средства. Герой переоценивает свои возможности и идет на верную гибель под Аустерлицем. В безумной погоне за славой Андрей получает тяжелое ранение. С другой стороны, этот поступок поднял боевой дух наших войск, но стал губительным для самого героя.

В первом же своём сражении герой расстается с двумя своими ошибочными целями: желанием прославиться одним лишь своим подвигом и стать похожим на Наполеона. Долго Андрей не мог найти своё предназначение, свою истинную цель. Последствием такого душевного переворота стала закрытость героя, он уходит в себя.

Пройдя путь пробуждения, князь Андрей приходит к выводу, что нужно жить и любить. События 1812 года стали переломным моментом в жизни всех героев романа, в том числе и Андрея. Все свои личные проблемы, желания он ставит на второй план. Главной целью в эти годы для него становится защита своей Родины. Он уже не мечтает прославиться, его не волнует его жизнь. «Жить, помогая людям, понимать их, слить свою жизнь воедино с жизнью народа» - вот новый идеал, к которому стремится князь Андрей.

Таким образом, можно выделить два пути искания своего истинного предназначения. Первый, совершать ошибки, ставя перед собой ложные и низменные цели, при достижении которых тебе самому будет неприятно смотреть на результат проделанной работы. Второй, идти «в ногу с народом», не переоценивать себя, делая небольшие, но положительно настроенные шаги в сторону своей мечты, своего предназначения. И в итоге, пройдя все трудности и заблуждения, найти ответ на вопрос: «Ради чего я живу и что могу сделать для окружающих меня людей?».