Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, жи­вописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусст­во и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фольклором. Можно выделить две харак­терные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демо­кратичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых техно­логий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в от­влеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкаль­ные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифици­руется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще приме­няется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую оче­редь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм

поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общест­ва.

Субкультура - это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предпола­гает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это - своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная ак­тивность молодежи зависит от ряда факторов:

    уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она за­метно выше, чем у студентов вузов);

    от возраста (пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она существенно понижается);

    места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформиро­ваться в контр культуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии откры­того конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей, норм, образцов поведения: дописьменные письменные

В зависимости от особенностей сфер общества и видов деятельности: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, городская, сельская и т. д.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализо­вать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтерна­тивных форм жизни.

Доброе время суток, дорогие читатели нашего блога!

Поговорим о том, что в пирамиде Маслоу занимает верхушку, о духовном и прекрасном. Вопрос духовного и культурного, человек несет на всем протяжении своего существования, и нам с Вами предстоит разобраться в хотя бы в малой, но теоретически изученной части этой бравады информации.

Культура является сложным явлением, что можно подтвердить приводя новые и новые трактовки и определения, но самыми распрастраненными считаются три подхода:
— технологический подход (культура, как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни всего общества);
— деятельностный подход (культура, как осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность);
— ценностный подход (культура, как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Из этого следует, что культура обладает своей структурой, системой, функциями, формами и т.д. Таким образом, мы говорим о культуре, как об институте общества, который исторически обусловлен рядом факторов. Открывая историческую справку о происхождении культуры, мы сталкнемся с первым упоминанием в I в. до н. э. и употреблении как филососфкого понятия в XVIII — н. XIX в.
На сегодняшний день понятие «культура» трактуют в широком и узком смысле, что помогает понять и оценить данное явление.
!Культура (шир) — исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во все сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.!
!Культура (узк) — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.!

Как мы уже ранее отмечали, культура наделена рядом функций, которые призванна выполнять, как явление общественной жизни. И так, основные функции культуры :

  • познавательная — формирует представление о том где мы живем или о том или ином народе, стране или эпохе;
  • оценочная — осуществляет дифференциацию ценностей, в том числе и обогащение традиций;
  • регулятивная — формирует нормы и установки в обществе во всех областях жизни и деятельности;
  • информативная — передает знания, ценности и опыт предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение и передача культурных ценностей, а так же их развитие через общение;
  • социализации — освоение индивидом знаний, норм, ценностей, осознание и готовность к выполнению социальных ролей и стремление к самосовершенствованию.

Оценивая данные функции, приходишь к выводу о том какую огромную роль в нашей жизни занимает культура, и это часть большого пространства под названием «духовная жизнь общества». Это та область бытия, в которой объективная реальность дается в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющейся неотъемлемой частью его личности.
Говоря о духовном сразу возникают в голове следующие ассоциации: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления — все то что составляет духовный мир человека. Элементами духовной сферы жизни общества выступает мораль, наука, искусство, религия и некой степени право. Представим структуру духовной жизни общества в виде схемы (см. ниже).

Внимательно рассмотрев представленную схему можно представить на сколько многогранна духовная жизнь, и только гадать широту и простор каждого её элемента, в особенности затрагивая культуру.
Культура имеет самые разные формы и разновидности, в литературе принято выделять, три формы культуры: элитарная, народная и массовая; и две разновидности : субкультура и контркультура.
Рассмотрим формы и разновидности с указанием их основных особенностей.
Формы культуры:

  1. Элитарная
    создается привилегированной частью общества, либо по их заказу профессиональными творцами, которые обладают специальными знаниями в этой области процесса создания.
  2. Народная
    создается анонимными творцами, которые не обладают проф. или специальными знаниями (мифы, легенды, былины, песни и танцы).
  3. Массовая
    форма характеризующая современное культурное производство и потребление.

Разновидности культуры:

  1. Субкультура
    часть общей культуры, система ценностей, присущей определенной группе (религиозные, этнические, криминальные группы).
  2. Контркультура
    оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре(хиппи, панки, скинхэды и т.д).

И что самое удивительное каждая форма и разновидность удивляет своей широтой взглядов, и то сколько потребностей и интересов она может удовлетворять.

По итогу хотелось бы сказать, о том что каждый из нас является творцом своей культуры, которую через многие года будут упоминать в учебниках истории, и очень важно что мы оставим после себя, массовая культура продукт глобализации, и нам необходимо не забывать про самобытность нашего многонационального и великого народа.

© Мария Растворова 2015.

Лекция:

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

Культура - результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология.

Культура делится на две части:

  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека.
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.

Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге).


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.

Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:


1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:


1.
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.

Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:

    Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

    Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

    Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия.

    Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

    Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

ОГЭ

Сфера духовной культуры и ее особенности

Каталог материалов

Лекции Схемы и таблицы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Значения понятия «культура».

Культура - (от латинского глагола colo), который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Позднее появилось и другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура».
В современном языке понятие культура употребляется в:
Широком смысле - совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания
Узком смысле - сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности
Поскольку культура это - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. , то для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:
Культура труда - умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.
Культура быта - совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.
Культура общения - гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.
Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Культура образования - способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.
Культура мышления - способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.
Культура речи и языка - уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.
Культура чувств - степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.
Культура питания - осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Формы и разновидности культуры.

Критерии классификации
1. По характеру удовлетворяемых потребностей: - Различают материальную и духовную культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
Материальная - всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство
Духовная - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение)
2. По связи с религией: - религиозная и светская;
3. По региональному признаку: - культура Востока и Запада;
4. По национальному признаку: - русская, французская и т.д.;
5. По принадлежности к историческому типу общества: - культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
6. По связи с территорией: - сельская и городская культура;
7. По сфере общества или виду деятельности: - культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
8. По уровню мастерства и типу аудитории: - элитарная (высокая), народная, массовая
Элитарная культура - (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры:
1) высокий уровень (сложность содержания);
2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью;
3) подготовленность аудитории к восприятию;
4) узкий круг создателей и аудитории;
5) узкий круг создателей и аудитории;
Массовая культура (поп-культура) - ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка.
Признаки массовой культуры:
1) общедоступность;
2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей);
3) серийность, тиражируемость;
4) пассивность восприятия;
5) коммерческий характер.
«Экранная культура» - складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Народная культура - наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны.
Субкультура и контркультура
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. В в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.
Контркультура - 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.

Взаимодействие культур

Диалог культур - 1) преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; 2) то же, что аккультурация.
Аккультурация - (англ. acculturation, от лат. ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.
культурный контакт - предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурный контакт является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Процесс взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности культурного контакта.
Культурная диффузия - (от латинского diffusio – распространение, растекание, рассеивание) – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.
Глобализация культуры - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны. Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.

Функции культуры

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых , культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека . Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.
Во-вторых , важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.
С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.
Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.
Еще один подход к классификации функций культуры представлен в таблице "Основные функции культуры"

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Где начинается культура?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее надо там, где заканчивается природа и начинается человек - существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав его к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до того не существовало. Таким образом становится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком, С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология- Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук - истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура - явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции - стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь традициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после которого с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! Однако прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.