Творчество Достоевского. Основные этапы

Оставил после себя огромное литературное наследство, в котором критика не разобралась до сих пор, не установив даже взаимного отношения между различными произведениями, из которых некоторые имели значение подготовительных этюдов к позднейшим крупным вещам. Но характерные черты его творчества вполне ясны. Достоевский – писатель-психолог по существу, исследователь глубин человеческой души, аналитик её тончайших настроений. Жизнь представляется ему необычайно сложной и стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок; на человеческую душу, переживающую сложность и стихийность жизненного процесса, одновременно действуют и ум, и сердце, прозорливая мысль, и слепая вера. Таинственное мистическое начало, таясь в глубинах человеческой личности, владеет ею не меньше, чем внешние обстоятельства.

Реальное и мистическое постоянно сопоставляются в романах Достоевского, иногда до того, что исчезает граница между рассказом автора и галлюцинациями изображаемого героя. Раздвоением человеческой личности, неопределенностью чувств и стремлений многие герои Достоевского, особенно Голядкин в «Двойнике », напоминают героев Гофмана , писавшего, как и Достоевский, в момент болезненного расстройства нервов по ночам. В глубине жизненных явлений у Достоевского лежит трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным совпадениям, которые и создают решающий мотив. Разговор неизвестных лиц в трактире о старухе-процентщице наталкивает Раскольникова на мысль об убийстве, почти дает готовый план, очерчивает рамки психологического содержания, в пределах которого станет развиваться дальнейшее действие романа. И этот трагический роковой элемент проявляет себя среди резких контрастов ненависти и любви, зверской жестокости, пороков, всевозможных ужасов и подвигов самоотречения, ангельской ясности и чистоты.

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

Действие развивается у Достоевского чрезвычайно быстро; события нагромождаются массами в самые незначительные промежутки времени, они неудержимо рвутся вперед, не давая читателю опомниться, остановиться на особенностях, характеризующих обыденные настроения людей известного круга в известную эпоху. Понятно поэтому, что, сосредоточивая весь интерес рассказа на передаче психологических моментов, Достоевский дает сравнительно мало бытового материала. Стремление к правде, к верности в изображении чувство значительно превышает заботу Достоевского о внешних приемах художественности.

Из этого вытекает и общественное значение романов Достоевского. Сделав исходной точкой своих психологических экскурсов страдание, в которое вовлекается человек внешними и внутренними противоречиями жизни, Достоевский стал на сторону людей забитых и угнетенных, страдающих столько же от того, что их придавили житейские обстоятельства, сколько и от сознания своего человеческого достоинства, ежеминутно оскорбляемого и попираемого, от сознания своего права на осмысленную и нравственную жизнь. Достоевский болеет за человека, который примиряется с силою вещей и начинает считать себя неполным, не настоящим человеком. Это и есть путь к искуплению.

Достоевский. Бесы. Лекция Людмилы Сараскиной

Формы страдания в изображениях Достоевского в высшей степени разнообразны; психологические мотивы их разработаны в самых причудливых сочетаниях: страдание от любви к человеку вообще, страдание от сильных и низменных страстей, от любви, соединенной с жестокостью и злобой, от болезненного самолюбия и подозрительности, от волчьих инстинктов, с одной стороны, и овечьей покорности с другой. «Человек – деспот от природы и любить быть мучителем», – говорит Достоевский в «Игроке ». Его «подпольный человек » доходит до утверждения, что «человек до страсти любит страдание», – последнее, таким образом, возводится на степень не требования людской природы.

Страдание рождает любовь и веру, а в них наше оправдание перед Высшим Существом – такова философия страдания у Достоевского. В его романах много жестокости, но в них много и милосердия. С точностью психиатра, великий русский писатель раскрыл целый мир «блаженненьких», пьяниц, сладострастников, юродивых, идиотов , помешанных, и каждое изображение не только потрясает читателя, но и открывает его сердце влиянию лучей евангельской любви. В книгах Достоевского перед нами проходят разнообразные типы ограниченных счастливцев, бессердечных эгоистов, наивных мечтателей, людей чистой непорочной жизни и т. д. Изображение этого в высшей степени сложного мира, который становится близок сердцу читателя до полного слияния с ним, ставит Достоевского в ряды первостепенных реалистов, и сопоставление его с Л. Толстым , сделанное критикой, имеет за себя глубокие основания. При всех своих частных различиях, оба они – страстные искатели той истины и нравственного исцеления человечества.

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин , чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения, как зарубежных поэтов – Гомера , Корнеля, Бальзака, Гюго , Гёте, Гофмана, Шиллера , Шекспира, Байрона , так и русских – Державина , Лермонтова , Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844-1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым . Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845-1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.

В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума.

1850 – 1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860 – 1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» , который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879-1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.


Подписи к слайдам:

(1821 – 1881)
Писательпублицисткритик
В.Перов. Портрет Ф.М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский Я скажу вам про себя, чтоя - дитя века, дитя неверияи сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоиттеперь эта жажда верить. Ф.М.Достоевский
В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота - с болезненной мнительностью, замкнутость - с искренностью и откровенностью, сердечность и участие - с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность - с непроницаемостью, серьезность - с легкомыслием. Э.М.Румянцева Флигель Мариинской больницы
Отец писателя -Михаил АндреевичДостоевский
Ф.М.Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных.
Мать писателя –Мария Федоровна Нечаева (Достоевская)
1789 -1839
1800 -1837
Часто по вечерам в доме Достоевских устраивались семейные чтения. Читали Н.М.Карамзина, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, И.И.Лажечникова, сочинения западноевропейских писателей. Любовь к Пушкину Достоевский пронес через всю свою жизнь. Первоначальным обучением детей занимались родители и приходящие учителя. 1833 г. – полупансион Сушара, через год – пансион Л.И.Чермака. «Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность… по-моему, это была ошибка…»
1838 – 1843 г.г. – учеба в Главноминженерном училище в Петербурге. Первые литературные опыты (исторические трагедии «Борис Годунов», «Мария Стюарт»- не сохранились)
1843 – 1844 г.г. – служба в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. Отставка.
1845 год – роман «Бедные люди»(высокая оценка романа В.Г.Белинским)
Образ Петербурга, образ «маленькогочеловека», тема психологической двойственности человеческой личности,противоречий мечты и действительности, возникшие в «Бедных людях», продолжаются в произведениях:«Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.),«Неточка Незванова» (1846-1849 г.г.).
С 1847 года Достоевский сближается с социалистом-утопистом М.В.Буташевичем-Петрашевским, посещает «пятницы» петрашевцев. Критика правительства, свобода и социальная справедливость, отмена крепостного права, революционный переворот- идеи петрашевцев. В апреле 1849 года Достоевский прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное «дерзкого вольнодумства» (по словам тайного агента). 23 апреля 1849 года тридцать семь участников кружка, в т.ч. Достоевского, арестовали и отправили в Петропавловскую крепость (Алексеевский равелин). После семи месяцев следствия последовал приговор – «подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни.«Момент этот был поистине ужасен. Сердце замерло в ожидании, и страшный момент этот продолжался полминуты». Но выстрелов не последовало…- Его Величество … повелел вместо смертной казни … в каторжную работу в крепостях на четыре года, а потом рядовым…
25 декабря 1849 года Достоевскогозаковали в кандалы и отправили в дальний путь…Тобольск. 6 дней в пересыльной тюрьме. Встреча с женами декабристов – Ж.А.Муравьевой, П.Е.Анненковой,Н.Д.Фонвизиной, которые навещалиссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждому подарили Евангелие. Книгу эту Достоевский берег всю жизнь, как святыню.Омский острог – 4 года каторги.
«Это был ад, тьма кромешная». Грабители, убийцы, насильники, воры, фальшивомонетчики… Достоевский был в остроге чернорабочим: обжигал и толок алебастр, вертел точильное колесо в мастерской, таскал кирпич с берега Иртыша, разбирал старые барки, стоя по колено в холодной воде. Духовное «перерождение». Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Что за чудный народ! Если я узнал не Россию, так русский народ хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».(из письма брату Михаилу) На каторге Достоевский, впервые близко столкнувшись с народом, был поражен, когда увидел, с какой ненавистью обитатели острога относятся к дворянам. Мысль о трагическом разъединении с народом стала одним из основных аспектов духовной драмы Достоевского. Постепенно писатель приходит к мысли о том, что передовая интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, от попыток пробудить сознательность народных масс, поднять их до уровня понимания прогрессивных политических программ. Интеллигенция сама должна пойти на выучку к народу и воспринять его взгляды и моральные идеалы, главными из которых он считал глубокую религиозность, смирение и способность к самопожертвованию. Политическую борьбу он стал считать величайшим заблуждением и противопоставлял ей морально-этический путь перевоспитания человека. 1854 -1859 г.г. – солдатская служба в Семипалатинске.В 1855 году произведен в унтер-офицеры.В 1857 году – венчание с М.Д.Исаевой.
1859 г. – «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (изображение русской провинции и деревни)
Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен». Объединить людей может христианская религия с её идеями братства и взаимного сострадания. «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа» (Достоевский). 1859 год – возвращение в Петербург. Издание журналов «Время»(1861-1863), «Эпоха»(1864-1865), «Гражданин»(1873).
1861год – «Униженные и оскорбленные»Своеобразная личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своеготворческого пути, неутихающая больза униженного и поруганного человека.Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, единственной защитой «униженных и оскорблённых»от всех жизненных невзгод является братская помощь друг другу, любовь и сострадание.Писатель призывает бедных людей не к борьбе с социальным злом, а к отстранению от участия в неправедной жизни, к уходу в свой замкнутый мир и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему и всепрощением.

«И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости,сколько великих сил погибло здесь даром!... Ведь это,может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? То-то, кто виноват?»
1860-1861 г.г. –«Записки из Мертвого дома» Картины русской каторги. Мир закоренелых преступников, в которых автор сумел найти что-то человеческое. «Записки…» - «страшная книга»(А.И.Герцен) Летом 1962 года Достоевский впервые выехал за границу (Германия, Италия, Франция, Швейцария. Лондон). Свои впечатления от заграничного путешествия Изложил в цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), в которых высказал мысль, что Европа утратила способность к развитию, что у неё нет будущего, что там никогда не восторжествуют идеи социальной справедливости, поскольку люди, живущие на Западе, в силу господства в их среде эгоистических и индивидуалистических начал, лишены стремления к братству. Такие стремления, считал писатель, есть только в России, где народные массы, не утратив своего исконного тяготения к общинным началам, сохранили «всемирное боление за всех», и поэтому только Россия может указать Западу путь к общечеловеческому единению и братству. Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться безучастным он не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон…
В романе поставлены социальные,нравственные, философские проблемы.
1866 год – «Преступление и наказание» Роман Достоевского – суровый приговор общественному строю,основанному на власти денег, на унижении человека, страстноевыступление в защиту человеческой личности.
Жанровое своеобразие романа
социальный
философский
психологический
петербургский
роман - опровержение
Анна Григорьевна Сниткина
«Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу…» (Достоевский) В 1864 году не стало жены, старшего брата Михаила, друга и единомышленника. В 1867 году Ф.М.Достоевский женился на А.Г.Сниткиной. 1871-1872 г.г. – «Бесы» 1875 год – «Подросток»
1868 год – «Идиот» Книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим, но, к сожалению, ничего не может сделать, он бессилен перед окружающим злом. 1879-1880 г.г. – «Братья Карамазовы» Философский роман о смысле человеческой жизни, добре и зле, атеизме и религии. Духовная биография автора, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Отрицание идеи «вседозволенности» (Смердяков). Последнее крупное событие в жизни и творчестве Достоевского – «Речь о Пушкине» на заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника Пушкину в Москве (8 июня 1880 года). Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир,они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба всталикак равные в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. М.Горький
В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.Ч.Айтматов
Ф.М.Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года. Похоронен на кладбище Александро -Невской лавры в Петербурге.
А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь. В.С.Соловьев. Три речи в память Достоевского. 1881-1883

Жизненный

и творческий путь

Ф. М. Достоевского

(урок-исследование)

Усыпенко Е. А.

учитель мировой

литературы

Дьяковской гимназии

им. И. М. Стрельченко

ТЕМА. Жизненный и творческий путь Ф. М. Достоевского

Цель: используя метод проектов, провести исследовательскую работу, выделяя основные моменты жизни писателя; развивать самостоятельность, логику построения высказывания; учить самостоятельному подбору материала; воспитывать интерес к творчеству писателя

Оборудование : Иллюстрации, портреты, видеофильм.

Тип урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА

«Скажем только, что это талант необыкновенный

и самобытный, который сразу, еще первым

произведением своим резко отделился от всей

толпы наших писателей, боле или менее

обязанных Гоголю направлением и характером,

а потому и успехом своего таланта…»

(В. Г. Белинский)

«Коли твори літератур європейських

Нам подобались, порушували наш смак

Естетичний і нашу фантазію, то твори

Росіян мучили нас, порушували наше сумління,

Будили в нас чоловіка, будили любов до

Бідних та покривджених»

(І. Франко)

1. Сообщение темы урока и восприятие материала

Учитель.

С большим вниманием относился к творчеству Достоевского И. Я. Франко. Ни один русский писатель не оставил в прозе Франко такого следа, как Достоевский. Это отразилось, например, в повестях «Основи суспільності », «Перехресні стежки», в которых особое внимание уделено образам людей с раздвоенным сознанием, а острая социальная критика сочетается с углубленным психологическим анализом. И другие выдающиеся деятели украинской литературы высоко ценили достижения Достоевского- реалиста и отмечали его влияние на мировую культуру. Ольга Кобылянская писала, что на нее наибольшее влияние оказали Тургенев и Достоевский. М, Коцюбинский называл Достоевского среди тех писателей, которые влияли на формирование его литературных вкусов. Подобно другим русским классикам, Достоевский проявлял интерес к Украине, ее народу, культуре. Произведения великого русского писателя еще при жизни его приобрели популярность на Украине.

Первые переводы произведений Достоевского на украинский язык появились еще в 70-е годы 19 в. В 1885 году Франко перевел повесть «Слабое сердце», роман «Преступление и наказание» был опубликован во Львове в 1887г. В переводе Подолинского. Достоевского переводили М. Коцюбинский, Т. Бордуляк, О.П. Косач (мать Леси Украинки). И мы сегодня в очередной раз вспомним имя великого русского писателя, прикоснемся к его творчеству, проникнем в тайны его души.

1 -я группа исследователей. Детство писателя

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, на Божедомке. Родители сначала жили в правом флигеле, а через 2 года, после рождения будущего писателя, заняли левый флигель, в котором теперь находится музей Достоевского. Импозантный, дворцового типа, двухэтажный, с высоким цоколем корпус с колоннами и огромными окнами живописно выделялся на фоне раскинувшегося парка, который сливался с зелеными кустами парков соседних – Александровского и Екатерининского. Перед фасадом – большой двор с клумбой, каменные въездные ворота.

Но внутреннее убранство небольшой казенной квартиры коллежского советника, штабс – лекаря, было очень скромным. Была ли семья бедной? Обычно бедность – основной мотив всех рассказов о жизни Достоевского в детстве. По – видимому, нехватка в средствах – понятие относительное. Отец дослужился до личного дворянства. Имел частную практику. Прислуживали: няня, две горничные. Были кухарка, повар, кучер и лакей. Когда рождались дети, нанимали кормилиц. Семья была большая: брат Михаил (со старшим братом Федор сдружился духовно, кроме Михаила никто не понимал Федора Михайловича, родные даже не догадывались, каким гениальным он был), сестра Варя. Несколько младше были: Андрей, близнецы Вера и Люба (Люба умерла через несколько дней после рождения), Николай и Александра. Разница в годах была – 8, 10, 14 лет.

Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, по всем характеристикам был желчным, вспыльчивым, мнительным и строптивым человеком. Он учитывал тряпки за прачкой Василисой, приходил в бешенство, недосчитав в шифоньере серебряной ложечки, в письмах к жене в деревню допытывался, где запропастилась сломанная ложечка.

Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: веселая, общительная, хозяйственная – в купеческую родню. В одном из писем мужу она докладывает, как, «не кормя лошадей», прямохонько «скакнула» в карете из Каширы в Зарайск за 50 верст и поспела в самый разгар « ярмонки», хотела купить лошадку, да дорого показалось, а накупила тесу для ворот и к скотному двору, да на закрома и потолок к «анбару», да еще кадочек и меду для варенья, да к вечеру была уже дома, в Даровом. Мария Федоровна любила и пофрантить, сколько позволяли средства: даже в деревне была к лицу одета, шляпку носила «корабликом», с лентами, завязанными у подбородка. Предание гласит, что крестьяне ее любили: она была добрее мужа.

В раннем детстве у Достоевского была своя няня, Алена Фроловна, прижившаяся потом в семье как родная. Она и кормилица рассказывали сказки о чудесах Жар – птицы, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде…Потом началось самостоятельное чтение. Особенно поразила книга «104 священных истории Ветхого и Нового завета». Все новинки были в поле его зрения: произведения В. Скотта, Бальзака, Гюго Гофмана…Ж. Санд…Но на первом месте в его ранних «сновидениях» были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Федора и Михаила Достоевских как «личное горе». Если бы не болезнь и кончина маменьки, они объявили бы траур в семье по Пушкину.

Федор и Михаил учились в первоклассном московском пансионе обрусевшего чеха Леонтия Чермака. Строгий порядок, богатая учебная программа, образованные преподаватели на всю жизнь оставили у Достоевского благодарные воспоминания. Ничего специфически писательского в Достоевском не наблюдается. Один из товарищей вспоминает: «…серьезный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона» Перед нами пока погруженный в себя одаренный юноша. Что является предметом его увлечения, для чего все им читается, сказать пока трудно. Это не Пушкин в Лицее.

2-я группа исследователей. УЧЕБА

В мае 1837 года отец отправил Михаила и Федора в Петербург в главное инженерное училище. Младшего приняли, а старший должен был получать образование в Ревельской инженерной команде. Для Федора выбор этого училища был ошибкой. Куманин внес за его обучение около 1000 рублей, но денег не хватало: в письмах к отцу постоянные просьбы прислать денег на чай, сахар, сапоги. Достоевский очень переживал провал на экзамене при переводе на высший курс: сказались какие – то интриги. Тогда – то у отца случился удар, от которого он едва оправился, а у Федора, по свидетельству дочери, - первый приступ эпилепсии. В училище Достоевский отличался странностями, религиозностью. Он и в юности был стариком, каким выглядел в зрелом возрасте. Нелюдим, друзей мало: Бережецкий, Трутовский (позже ушел в Академию художеств). Ему принадлежит самый ранний 1847г. Портрет писателя. А вот и словесный его портрет: «Был очень худощав; цвет лица был у него какой – то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий».

3-я группа исследователей ЗНАКОМСТВО С ГРИГОРОВИЧЕМ, БЕЛИНСКИМ

Появился в жизни Достоевского светский человек актерского склада, блестяще говоривший по-французски Д. В. Григорович. Они снимали одну квартиру на углу Владимирской и Графского переулка. Григорович поражался начитанности Достоевского. Достоевский был поглощен переводом романа Бальзака «Евгения Гранде», который вышел на русском языке в 1844 году. С этим переводом и явилось что – то новое в сознании Достоевского. Роман Бальзака показал ему куда надо идти. Григорович был свидетелем того, как Достоевский по ночам упорно, но скрытно что – то писал. Это был роман «Бедные люди». И Григорович был первым, кто по просьбе Достоевского прочел роман еще в рукописи. Он пришел в восторг и показал произведение Некрасову. Потом оба побежали к Достоевскому ночью, разбудили его и стали поздравлять. Понесли рукопись к Белинскому: «Новый Гоголь явился». Белинский, прочтя, захотел видеть автора. По выходе романа в свет все заговорили о Достоевском как о крупнейшем писателе натуральной школы. Знакомство с Белинским Достоевский называл «самою восхитительною минутой» всей соей жизни. Но вскоре он отошел от Белинского. Белинский был за революционный путь достижения идеала, а Достоевский – за мирный. Высшим идеалом справедливости, братства для Достоевского был Христос, атеизма Белинского он не мог принять.

4-я группа исследователей «Петрашевцы». На эшафоте и в Сибири

В «Петербургской летописи»(1847 г.) Д. писал: «… весь Петербург есть не что иное, как собрание огромного числа маленьких кружков». Порвав с Белинским, он стал посещать собрания кружка братьев Бекетовых. Собиралось у Бекетовых человек 15, везде слышался «негодующий, благородный порыв против угнетения и несправедливости». Посещал и кружок Майковых, кружок Введенского. «Петрашевцами» назывались члены одного из главных обществ молодых людей в Петербурге 40 – х годов по имени его организатора. Вокруг центрального кружка Петрашевского образовались другие побочные кружки. Они отражали оттенки в политических настроениях молодежи. Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Какое же место среди петрашевцев занимал Достоевский? П. П. Семенов – Тян-Шанский говорит: «Революционером Достоевский никогда не был и не мог быть». Он негодовал по поводу всякой несправедливости, возмущался коррупцией, подкупами и взятками среди военных и чиновников, но у него мало было общего с петрашевцами. Не исключено, как предполагают некоторые ученые, что Достоевский со временем отошел бы от петрашевцев, как он отошел от Белинского.

Царские власти заслали тайного агента в общество Петрашевского. Он записывал все, что там говорилось, и по его доносам был составлен список «преступников» и предварительное обвинение. В ночь на 23 апреля 1849 ода были произведены аресты по всему Петербургу. Через полгода над петрашевцами состоялся суд. Следственной комиссией Достоевский был определен как «один из важнейших и умный, независимый, хитрый, упрямый… преступник….» На следствии Д. не отрицал: «Я говорил о политике, о западе, о цензуре. Но кто же не говорил и не думал в наше время об этих вопросах?» особенно горячо Д. вступался за русскую литературу, изнывавшую под цензурным гнетом. «Письмо Белинского к Гоголю Д. Читал у Петрашевского в многолюдном собрании, и дерзкий тон письма вызвал восторженное одобрение присутствующих, все понимали друг друга с полуслова.» 22 декабря 1849 года вдруг всем арестованным повелели одеваться, стало ясно: будут объявлять приговор; вывели во двор и стали сажать в кареты. Куда – то везли. На площади стоял квадратный помост с лестницей, обтянутый в траурный цвет., и сбоку три столба. 23 «государственных преступника» проводятся на позорище по всему фронту и затем восходят на эшафот…Д. вместе с 9 – ю был приговорен к «расстрелянию». Приговор объявляют на месте казни. Обходит священник с крестом, палачи ломают над головами смертников шпаги. Первых трех уже подвели к столбам, привязали руки назад, колпаки надвинули на глаза. Остается секунда до команды «пли».Д. был во второй очереди и все видел и все чувствовал, жить ему осталось минуту. Но в это самое время последовала команда отвязать расстреливаемых, смертников вернули на эшафот, и был прочитан заготовленный заранее другой, настоящий приговор – каторга и ссылка. Никто не дрогнул, когда читали первый, никто не возликовал, когда читали второй. Царь «милостиво» даровал «преступникам»жизнь. После перенесенного потрясения, писал брату: «Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь: жизнь в нас самих, а не во внешнем.»Главное – остаться человеком Но какой – то кризис в нем произошел в этот день. Нет, высшие потребности духа не умерли в Д., но многое он передумает там, на каторге. К писательству вернется, но – уже другим.

И вот Омск, место назначения, здесь предстояло отбывать каторгу. Что это была за жизнь, Д. подробно поведал в книге «Записки из Мертвого дома». Много всяких историй наслышался Д. на каторге. Это была еще не ведомая никому по литературе Русь. Он писал брату: «Вообще – то время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, то народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Наконец Д. отбыл свой срок, пришло избавление от кандалов. Они рухнули к его ногам, как признается Д. , даже как – то вдруг их жалко стало, так привык он их носить, жалко стало прожитой жизни, жалко оставляемых людей.

5-я группа исследователей. Личная жизнь писателя.

В 1857 году Д. женился по страстной любви на Марии Дмитриевне Исаевой, женщине больной и неуравновешенной. Семейная жизнь складывалась трудно. Во время литературного чтения в 1861 году Д. получил письмо от увлекшейся им слушательницы женских курсов Аполлинарии Сусловой. Знакомство началось, с ее письма. Новое чувство захватило Д., завязался роман. Он и Суслова уговорились совершить в 1863 году заграничное путешествие. Суслова была моложе его почти на 20 лет. Аполлинарии была женщиной слишком эгоистичной, вспыльчивой, не столь собранной и волевой. Отношения их вскоре разладились. Суслова все время обвиняла Д. в недостатке внимания к ней, в том, что порвав с изменившей ему женой, он помогал ей материально и был озабочен состоянием ее здоровья. Как известно, Исаева умерла, положение ее было безнадежным. В 1865 году Д. испытал серьезное чувство к Анне Корвин – Круковской, старшей сестре Софьи Ковалевской – первой русской женщине - математика. Софья была по – детски в него влюблена. Но ее сестра Анна отказала Д.: кроме чувства дружбы, она к нему ничего не испытывала.

Тихое пристанище ему дала Анна Григорьевна Сниткина.

Достоевскому 44 года… Известен, почти знаменит, хотя великие романы еще не написаны. Создана большая часть «Преступления…» Он беден, болен, одинок. 10 лет назад женился на Марии Исаевой. Несчастлив. 3 года назад она умерла.

Сейчас он в западне. Ловкий издатель Стеловский так опутал его, что Достоевкому грозит голодное будущее и долговая тюрьма. Выход один: в месяц написать роман объемом более 200 страниц, что, конечно, нереально. Да и «Преступление…» надо закончить. Один из знакомых Милюков напомнил, что есть план романа?

Д.: « До сих пор не написано ни строчки…»

Милюков: « Возьмите стенографистку и продиктуйте роман (это было сказано вскользь, т. к. никто из писателей не диктовал романы).

Д.: « Профессор стенографии Ольхин прислал мне лучшую свою ученицу – Анну Григорьевну Сниткину. 20 лет, ясного доброго характера. Работа пошла превосходно. Роман написан за 24 дня.

А. Г.: « Имя Достоевского было знакомо с детства. Это любимый писатель отца.»

Она прочитала «Сеточку Незванову» в семье ее называли Неточной. Она представляла его пожилым человеком, толстым и лысым стариком, суровым, хмурым. Увидела: рассеянным, тяжко озабоченным, беспомощным, одиноким, раздраженным, почти больным. Он несколько раз спрашивал ее имя и забывал. Называл ее «голубчиком, милочкой, доброй Анной Григорьевной.»Перестала его бояться, говорила с ним свободно и откровенно. Работа над романом «Игрок» приближалась к концу. Она не хотела этого, т.к. привязалась к нему. Он тоже сожалел об этом.

Д.: «Неужели же теперь, с написанием романа все кончится? Мне вас будет недоставать.» 19 октября последняя диктовка романа. 30 октября она изменила наряд (черное платье сменила лиловым), знала, что этот День его рождения, принесла диктовку.

8 ноября 1866 года Анна Григорьевна: «Я увидела его взволнованным. У него было возбужденное выражение лица, что очень его молодило». Он рассказывает ей сюжет нового романа: Герой – художник таких лет как Достоевский, влюблен в девушку таких лет как она. Спрашивает: «Возможно, ли чтобы молодая девушка полюбила художника? Не будет ли это психологической невероятностью?»

А.Г.: « Что в том, что он беден и болен? Неужели можно любить за внешность и богатство? Если она любит и будет счастлива!»

Д.(помолчав): « Поставьте себя на минутку на ее место. Представьте, что этот художник – я. Что бы вы мне ответили?»

А. Г.: «Я бы вам ответила, что люблю вас и буду любить всю жизнь.»

Перед смертью утешал, говорил ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь.

Д.: «В браке 3 четверти счастья человеческого, а в остальном едва ли четверть.»

Поручил ей детей. Затем сказал слова, которые редко кто из мужей произносил после 14 лет брачной жизни: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно»

«Братья Карамазовы» посвятил Анне Григорьевне Достоевской», - Написано на титульном листе.

А.Г. : «Что мне в том, кого потеряла Россия. Вспомните, кого я потеряла! Я лишилась лучшего в мире человека, составляющего радость, гордость, счастье моей жизни, мое солнце, мое божество.

Многие годы писатель страдал тремя тяжелыми болезнями: эпилепсией, эмфиземой легких и, видимо, туберкулезом. 28 января 1881 года Д. скончался. Он был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Петербург). За его гробом шла вся русская литература. Распорядителем на похоронах был старый его друг, открывший первым его талант – Григорович. Процессия растянулась по улицам, на тротуарах стояли сплошные толпы народа. «Великого художника хороним!» и «Великого патриота»

Достоевского давно нет в живых. Но все им написанное остается достоянием человечества. Его романы знает весь мир: они стали большой эстетической ценностью.

Итог урока.

Творчество Достоевского кратко описать очень трудно. Ведь этот писатель совершил настоящую революцию в литературе, сделав ее предметом познания человеческой души, всех ее тайных закоулков и хитросплетений.

Главные темы в творчестве Достоевского

Главной темой всех произведений писателя была судьба человека, а именно судьба его души, его пути к Богу, познание Истины.

Уже в первой из опубликованных своих работ – в повести «Бедные люди» писатель рассказывает о трагической судьбе своих героев – немолодого мелкого чиновника и девушки, в которую он влюблен, но не может жениться на ней из-за своей бедности. Эта повесть заставляет читателя задуматься о том, насколько тяжело человеку с живой душой выжить в холодном мире, где царит несправедливость.

В других своих романах описывает судьбы не менее несчастных людей, однако, в них уже есть место свету Христовой истины, которая дает надежду как самим героям, так и читателям, утешая их. Кроме того, творчество великого писателя содержит в себе еще несколько основных тем.

Кратко перечислим эти темы:

    судьба маленького и несчастного человека;

  • путь человека к познанию Бога;
  • история о богоотступничестве;
  • использование темы двойников героев;
  • судьба женщины из бедной среды;
  • предназначение России в истории человечества.

Итоги творчества Достоевского

Творчество Достоевского кратко позволяет нам понять, насколько было велико влияние писателя на мировоззрение его современников. Достоевский из рядового автора, публиковавшегося в толстых журналах, превратился в символ эпохи, выражающий собой поиски определенного числа интеллигентных людей своего пути в мире и понимания места России в мировой истории и культуре.

Писатель заставил многих своих современников отказаться от идей нигилизма и революционного бунтарства. Он во многом предчувствовал то безжалостное пламя всеобщей смуты, которое охватило нашу страну через 40 лет после его смерти. Поэтому роль Достоевского в русской литературы очень велика.

Постараемся кратко подвести итоги его творчества в каждом из его великих повестей и романов.

1. «Бедные люди» - судьба маленького и никому не нужного человека, продолжение размышлений, высказанных в гоголевской «Шинели».

2. «Униженные и оскорбленные» - продолжение темы бедных людей.

3. «Преступление и наказание» - история о духовной смерти и воскресении одной человеческой души, прошедшей через все испытания и обретшей смысл бытия в вере и надежде.

4. « » - история о прекрасном человеке, который не смог выдержать ударов судьбы.

5. «Бесы» - критика идей нигилизма, которые приводят их носителей к духовной гибели.

6. «Подросток» - история о душевых метаниях и взрослении юноши.

7. « » - центральное произведение творчества Достоевского, в котором он рассказывает об истории одной семьи.