Золотой век в истории русской культуры кратко. Культурно-историческое значение "золотого века" русской культуры

ВВЕДЕНИЕ 3
1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 4
2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 6
3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ВВЕДЕНИЕ
XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпо¬хи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы про¬шлого столетия - государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положе¬ние крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской исто¬рии не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные обществен¬ные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, на-родники, марксисты...
Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.
В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литера¬туры, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из са¬мых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, созда¬ла совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве.
Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Восстание декабристов оказало огромное воздействие на дальней-шую эволюцию русской культуры. Последовал мощный подъем общест-венной и философской мысли - центральной стала проблема выбора пу¬ти развития, будущего России. Этот вопрос был не нов для страны, но те¬перь он оформился в виде двух важнейших течений духовной культуры - западничества и славянофильства. Оба течения отвергали режим само-державия и крепостничества, но занимали противоположные позиции в понимании путей переустройства России.
Западники стояли на позициях культурного универсализма и рацио¬нализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за разви¬тие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли пре¬творяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.
Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивиз¬ма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразо¬вания, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Они выступали за принципиально иной путь развития России, нежели запад¬ноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии Рос¬сии, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-нацио¬нальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источни¬ками которых были русская община, артель и православие.
Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу, которого составил не западный рациона¬лизм, а православная религиозность. В познании истины западная фило¬софия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали кон¬цепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали все способности человека - чувства, разум, вера, воля и любовь.
Истина может принадлежать не отдельному человеку, а только кол-лективу людей, объединенному единой верой, надеждой и любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность, таким образом, проти-востоит индивидуализму и разобщенности. Главным регулятором отно-шений между людьми должна выступать истинная вера, носителем кото-рой является православная церковь. Славянофилы были убеждены, что именно русское православие со всей возможной полнотой воплощает в себе подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестан-тизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвинули идею о мессианской роли России в спасении человечества и мировой культуры.
К середине столетия «брожение умов» достигло своего апогея. Писа¬тели, художники, композиторы той эпохи не остались в стороне от жгу¬чих проблем современности. Общественно-политическая мысль и художественное творчество развивались в тесной взаимосвязи, порой пере-кликаясь и дополняя друг друга. Культура стала ярким и непосредствен-ным отражением общественных проблем своего времени.
Наконец, культурно-исторический процесс в России XIX в. имел еще одну важную особенность, которая в немалой степени обусловила его ре¬зультаты. Дело в том, что на протяжении столетия основными творцами и носителями русской культуры были два общественных слоя: в первой половине века дворянская интеллигенция, а во второй половине - раз-ночинцы, т.е. образованные представители всех сословий буржуазии. Этот слой состоял в основном из выходцев из чиновнического, мещан¬ского, купеческого и крестьянского сословий. Они привнесли в художест¬венную культуру новое мироощущение, идеи и образы, увеличили число писателей, поэтов, художников и тем самым во второй половине столе¬тия существенно изменили ее лицо. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два основных этапа, временная граница ме¬жду которыми проходит как раз по середине столетия, т.е. на рубеже 50-60-х гг.
2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе сти¬ля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудитель-ным мотивом его поступков.
Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечествен¬ной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление проти¬вопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладыва¬лись в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Лич¬ность находится в противоречии с окружающей ее реальностью - таково исходное положение романтизма. Дело в том, что романское искусство создавалось художниками, которые зачастую сами находились в сложном разладе с «враждебной действительностью». Они искали умиротворения в идеализированном прошлом, в народных преданиях, в тишине и покое природы. На почве увлеченности «вечной красотой» народного творчества возрождается интерес к самобытным истокам культуры.
Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к оте-чественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исто-рической проблематике обращались многие писатели, поэты, компози-торы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со сво¬ей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала привержен¬ности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действи¬тельности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реа¬листической образности, которая сочеталась с романтическими средст¬вами выразительности. Историки русской культуры справедливо полага¬ют, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное пере¬плетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведе¬ний русского искусства.
В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизи¬рующую и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, много¬мерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образ¬ность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, уни¬версальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.
На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты граж-данственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действитель-ности, получившего впоследствии название критического реализма, од-ного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых рус¬ских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.
Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты - И.С. Турге¬нев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.
В первые десятилетия столетия архитектура, развиваясь в формах позднего классицизма - ампира, обретает особую торжественность. В от-личие от дворцовых и храмовых построек предшествующей эпохи зодчие трудятся в основном над проектами зданий общественного и утилитарно¬го характера: театров, министерств, казарм и т. д. Иными словами, облик архитектуры определяли постройки общегородского предназначения.
Первыми в русле позднего классицизма (ампира) в русской архитек¬туре творили А.Н. Воронихин и А.А- Захаров.
К началу 30-х гг. классицизм как ведущий стиль русской архитекту-ры совершенно исчерпал себя: подъем национального чувства, гражданский пафос служения отчизне, бывшие духовной основой классицизма первой четверти столетия, после поражения декабристов практически утратили свое значение. Именно в этом заключалась основная причина кризиса в архитектуре во второй трети XIX в. Внешне кризис проявился в утрате гармонии архитектурных форм, их чрезмерной геометричности, переусложненности декоративных деталей. Примером тому могут слу¬жить здания, вошедшие в ансамбль Исаакиевской площади в Петербур¬ге, и главное из них - Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана.
В 30-х гг. в связи с упадком классицизма на смену ампиру пришли различные эклектические формы, в том числе получил распространение русско-византийский (или псевдорусский) стиль. Одним из ведущих ар-хитекторов этого стиля был К.А. Тон - автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.
С первых лет XIX в. в художественных вкусах российского общества заметны очевидные изменения в связи с отказом от художественных ка¬нонов классицизма. В русской живописи растет интерес к человеческой личности, жизни простых людей. Как и в литературе, в живописи мир ро¬мантических чувств соединился с реальными образами, вызвав к жизни новые имена художников и творческие открытия.
Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искус-стве повлекло за собой серьезные перемены в академической живописи. В 30-50-х гг. идейные основы академизма, основанные на иерархиче¬ской ценности жанров, все более устаревали. Художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общест-венными задачами искусства. Все очевиднее становилась потребность в новых выразительных средствах в живописи. В этих условиях еще сохра-нялся приоритет исторического жанра, в то время как бытовой жанр в качестве самостоятельного еще не получил признания. Утверждение ро-мантических идей предопределило тогда быстрое развитие портретного жанра в живописи.
В первой половине XIX в. русская музыкальная культура вступила в качественно новую эпоху своего развития. Под влиянием исторических событий 1812 г. композиторы все чаще обращались к героико-патриотическим и национальным сюжетам. На этой волне уже в первое десятиле¬тие XIX в. многие композиторы тяготели к романтизму. Ведущим жан¬ром того времени стал романс, а видными приверженцами этого жанра были А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, Я.Н. Верстовский, П.П. Булахов, А.А. Турилев. Именно этими композиторами были написаны романсы, которые и поныне пользуются большой гяопулярностью: «Соловей» (Алябьев), «Тройка» (Булахов), «Вдоль по улице метелица метет», «На за¬ре ты ее не буди» (Варламов), «Колокольчик;» (Гурилев).
Русская культура первой половины XIX в., отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве ху-дожников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности. Плодотворность этой идеи подтвердилась в еще более вы-соких достижениях литературы, живописи и музыки второй половины столетия.

3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
Столичное дворянство было основным носителем культуры пример¬но до середины столетия, когда в России выдвинулись новые обществен¬но-политические силы - разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем - образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили раз¬нообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и ду¬ховное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.
Кроме того, разночинцы сделали русскую культуру более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократичной по на¬правленности и формам. Отныне гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Никогда ранее культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях. Отсюда ее характерными чертами стали гра¬жданственность, высокая нравственность и демократическая направлен¬ность.
Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением. Крити-ческий реализм существенно изменил общественные функции искусст¬ва, которое должно было не только воспроизводить и объяснять жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».
Русская литература пореформенного времени подарила миру «яркое созвездие великих имен». Новое поколение писателей-реалистов пришло в литературу в 60-70-х гг. и предложило обществу новые темы, жанры, идейно-художественные принципы. Переосмысление и переработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанра социально-бытового романа и повести. Выдающиеся достиже¬ния в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому.
Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева отно-сится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева - он был про-тивником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.
На рубеже 40-50-х гг. в общественной жизни России все явственнее за¬являло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким ради¬кализмом, неприятием крепостнических порядков. Тургенев первым из рус¬ских писателей вывел в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» героев, выражавших взгляды «новых людей». В этих романах он отразил конфликт поколений в форме антагонизма двух мировоззрений - дворянских либера¬лов и революционеров-разночинцев. Взгляды новых героев эпохи писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои обще¬ственной жизни. При этом сам автор не одобряет их радикализма, но с симпатией и уважением относится к их нравственным устоям, смелости, само¬отверженности, подвижничеству. Писатель (будучи сам дворянином) счита¬ет дворянство носителем высших духовных ценностей русской культуры. Вместе с тем он понимает, что «время» дворянства истекает и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». В своих рома¬нах писатель раскрывает лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Эти качества служат оп¬равданием того романтического пессимизма, которым проникнуты многие образы лучших людей дворянского сословия.
Совсем иную роль в русской культуре сыграл Федор Михайлович Дос¬тоевский, который внес неоценимый вклад в мировую культуру. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.
Достоевский вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к про-блеме «маленького человека». Однако, в отличие от своих предшественни-ков, он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни за-ставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого на-рода». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни.
60-70-е гг. стали самым важным этапом в творчестве Достоевского - им были написаны знаменитые романы - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». В этих романах он обосновал и раз¬вил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие с суще¬ствующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. Он считает, что особый исторический путь Рос¬сии и сближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Достоевский предостерегал, что революционная практика способна взять на вооружение принцип «цель оп¬равдывает средства». При этом писатель был убежден, что только одних со¬циальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку обя¬зательно необходима нравственная опора, вера в Бога.
Лев Николаевич Толстой вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель-реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой ви¬дел свое предназначение в критике общественно-исторического опыта, а также философских, религиозных, этических учений. Писатель считал источником своих суждений мнение народа. Тема поисков нравственно¬го идеала, соответствующего «естественной жизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война и мир», «Анна Каре¬нина», «Воскресенье», повести и драмы).
Творчество Толстого было посвящено изображению пореформенной Рос¬сии. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь от¬дельного человека, неустанный поиск духовного идеала - все это делает фено¬мен Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.
Изобразительное искусство пореформенного периода, так же как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая оценка социальной действительности, народнические взгляды на кресть-янство, извечный поиск нравственного идеала. Общественная функция живописи коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60-70-х гг. эстети-ческая сторона уже не считается главной. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувст¬ва людей разных сословий. Стремление отразить, передать главное, отли-чающее свое время, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись.
Важнейшую роль в русском искусстве живописи того времени сыг-рали художники-передвижники, выступившие против официального академического классицизма с его устаревшими канонами.
По мере развития русской реалистической живописи у художников все чаще пробуждался интерес не к сиюминутным, а к «вечным» вопро¬сам общественного бытия, ответить на которые помогала история. Та-лантливым выразителем жанра русской исторической живописи стал Василий Иванович Суриков.
К началу 80-х гг. радикализм, господствовавший в предыдущие 20 лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спо¬койное восприятие действительности. В этой обстановке живопись получи¬ла возможность освободиться от диктата публицистики. В русском искусст¬ве совершенно особое значение приобрел пейзаж. На художественных выставках 80-х гг. выставлялись преимущественно пейзажи. Замечатель-ными мастерами, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушев-ность русской природы, стали A. И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И. Шишкин («Рожь»), И. Левитан («Над вечным покоем»), К. Сав¬расов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др.
В русской музыке второй половины столетия отчетливо проступила тенденция к усвоению лучших достижений других видов художествен¬ной культуры, в особенности литературы. И это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с дости-жениями других искусств, музыка одновременно формировала свою кар-тину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэто-му музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым раз-нообразием. Совершенства достигло оперное искусство, которое использовало сюжеты русской истории, культуры, быта и раскрывало пси-хологию национального характера.
Появилась целая плеяда композиторов, в сочинениях которых цен-тральное место занимали человек с его сложным душевным миром и на-род, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Пскови-тянка», «Царская невеста»).
Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного пе-риода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творче¬ское содружество единомышленников, состоял из пяти русских компо¬зиторов - М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.
Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.
Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.
Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства дос-тигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского ис-кусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.
2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 2.
3. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.
4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
5. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М, 1997.
6. Мир русской культуры. М., 2004.
7. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007.
8. Серебряный век русской поэзии. М., 1993.
9. Серебряный век. Л., 1991.
10. Ценностный мир русской культуры. СПб., 1995.

XIX век в общем историко-культурном процессе занимает особое место. Это столетие, включавшее в себя Золотой век русской культуры, характеризуется яркими проявлениями национальной самобытности, достижениями, которые признаются классическими, то есть эталонными для данной культуры и определяющими её лицо в масштабе мировой культуры. В отличие от многих культур Западной Европы, где формирование национальной классики было связано с эпохой Возрождения или Просвещения, в России классическая культура начала формироваться вместе с процессом активного развития самосознания русского народа на рубеже XVIII-XIX веков. Одной из значимых фигур здесь явился Н.М. Карамзин с его «Письмами русского путешественника», а затем «Историей государства Российского», сделавший современную ему историю и культуру России предметом художественного, публицистического, научного и культурного сознания читающей русской публики.

Каждый новый период в истории культуры органично связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нём наблюдаются качественно новые явления. В этом проявляется преемственность культуры как основа формирования культурного на­следия. В первые десятилетия XIX в. сохранялось понимание просвещения как силы, способной преобразовывать жизнь. Уже в конце XVIII в. определилась тесная связь художественной культуры с идейными исканиями, начался про­цесс формирования национальных школ в живописи, музыке, архитектуре, а также современного русского литературного языка. «Мы зреем не веками, а десятилетиями», - писал Н.М. Карамзин. Важными этапами в становлении самосознания на­ции явились Отече­ственная война 1812 г. и движение декабристов. Идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала в стране небывалый патриотический подъём. А.И. Герцен отмечал, что декабристы в 1825 г. «пробудили душу у нового по­коления». Стремление осмыслить идеи дворянских революци­онеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации интеллектуальных исканий в русском обществе. Распространёнными формами проявления обществен­ной деятельности в XIX в. были легальные и тайные общества, кружки, салонные собрания. Реформы середины и второй половины XIX в. были рубежом в социально-экономической и культурной жизни России. Отмена крепостного права в 1861 г. сняла юридические препятствия для свободного передвиже­ния населения, более интенсивно стало развиваться отходни­чество. Эти факторы способствовали углублению культурных интеграционных процессов в обществе, демократизации образования.



Деятельность в области просвещения была наиболее подвержена колебаниям внутриполитического курса правительства. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук - первый в исто­рии России орган, осуществлявший централизованное руководст­во системой образования. В основе реформ Александра I начала XIX в. в области образования лежал приоритет общего образования, идеи светскости и гуманного отношения к ученикам. Вторая же четверть века отмечена усилением контроля государства над всеми формами обучения, а принцип сословности образования стал главным в политике правительства Николая I. Первая половина XIX в. – это период формирования системы университетского образования. Университеты оснащались лабораториями, библиотеками, имели ботанические сады, обсерватории, становились центрами интеллектуального потенциала страны. Начальная школа развивалась значительно медленнее, подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. К середине XIX в. в губернских промышленно развитых городах грамотные составляли 3-5% жителей. В пореформенную эпоху при ак­тивном участии российской интеллигенции была создана народная школа, появи­лась система технических училищ, учительские семинарии. Рост востребованности людей умственного труда для госу­дарственной, военной, общественно-культурной сферы способст­вовал распространению профессии врача, адвоката, учителя, журналиста.

Система просвещения наряду со школой включает библиотеки, выставки, музеи, которые являются важным элементом культурной среды. Современники подчёркивали большую роль журналов в культуре России XIX в. Позиции журна­лов в целом совпадали с направлениями обществен­но-политической мысли. Консервативно-охранительной журналистике («Москвитянин», «Северная пче­ла») противостояла демократическая («Московский телеграф», «Телескоп», «Современ­ник», «Отечественные записки»). В XIX в. возникает идея создания пуб­личного художественного музея. В начале 1830-х гг. значительную коллекцию отечест­венной живописи имел «Русский музеум» П.П. Свиньина. В дворянской и купеческой среде получает распространение коллекционирование предметов старины, книг, живописных по­лотен, которые впоследствии составили основу фондов многих музеев России (коллекции Ф.П. Прянишникова, В.А. Кокорева, К.Т. Солдатенкова). В 1852 г. статус публичного музея получил Эрмитаж, который по широте и ценности коллекций является одним из крупнейших художественных музеев мира. В залах музея представле­ны картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, скульптуры Микеланджело, Кановы, Фальконе и др. Эрмитаж обладает ценнейшей нумизматической коллекцией, включающей в себя монеты почти всех стран мира. С 1856 г. начал собирать коллекцию русской живописи П.М. Третьяков. Интерес к отечественной живописи со стороны многих коллекционеров был одним из проявлений общих процес­сов, которые происходили в русской национальной культуре в этот период.

Научная мысль в России XIX века в своем раз­витии опиралась на достижения науки предшествую­щего времени. С одной стороны, развивались прикладные от­расли научных знаний, связанные с потребностями промышлен­ности, транспортных и информационных средств, а с другой - пробуждался инте­рес к отечественной истории, изучению русского языка.

Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил Н.И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, полу­чившую название «неевклидова геометрия» (1826 г.). В химии с именем Д.И. Менделеева связано открытие в 1869 г. одного из основных законов естествознания - периодического за­кона химических элементов. Учёный предсказал существова­ние элементов, которые были ещё неизвестны в то время и кото­рые действительно были открыты впоследствии. В области электротехники В.В. Петров, демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о её практическом применении для сварки и плавления металла. С именами П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби связано изобретение и усовершенствование электромагнитного телеграфа, полу­чившее практическое применение уже с 1850-х гг., что считается од­ним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия. Во второй половине XIX в. П.Н. Яблочков изобрёл первую практически пригодную дуговую электрическую лам­пу без регулятора («свеча Яблочкова»), а А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А.С. Поповым относится к числу выдающихся мировых откры­тий. Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жу­ковский. В 1870 - 1880-е гг. над созданием первого русского самолёта ра­ботал А.Ф. Можайский. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолков­ского.

Наряду с Академией наук, научными центрами становятся университеты, получившие право создавать учёные общества – Общество испытателей природы, Мос­ковское общество истории древностей российских, Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Последнее объединяло не только учёных, но и многих русских писателей, и среди них - А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Горький.

Интерес к отечественной истории, усилившийся в это вре­мя, был тесно связан с ростом национального самосознания. Учёных-гуманитариев, публицистов, деятелей культуры интересовали проблемы развития русского языка, его ис­тория и будущее. Становлениесовременного литературного язы­ка, закрепление его норм происходит в эпоху А.С. Пушкина. Важными общественно-культурными центрами были литератур­ные салоны. Например, в салоне А.П. Елагиной происходили знаменитые споры славяно­филов и западников. Западники связывали социальные преобразования с освоением достижений стран Западной Европы (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.). Они были сторонниками конституционной монархии, выступали против революционных методов борьбы, за мирный путь преобразований, прежде всего связанный с отменой крепостного права. Славянофилы же отстаивали самобытные начала в историческом развитии России (А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские, Ю.Ф. Самарин и др.).

Интеллектуальные искания тесно переплетались с художественной культурой XIX в., в которой наблюдалась постепенная смена художественных стилей: классицизм - романтизм - реализм. В первые десятилетия проис­ходил отход от нормативности просветительского мировоззрения, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Каноны классицизма, признававшие иерархию жанров, приоритет исторической живописи (один из представителей – К.П. Брюл­лов), нега­тивно относившиеся к бытовому жанру как низкому виду ис­кусства, уже не могли полностью удовлетворять творческие по­требности худож­ников. Сущностью романтического искусства было противобор­ство идеального героя с реальной действительностью. Внимание к внутреннему миру человека, интерес к национальной само­бытности и истории отечества были характерны для русского романтизма. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников). Поэты-романтики (В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич, А.Н. Струговщиков и др.) впервые познакомили русского чита­теля с произведениями Гомера, Байрона, Шиллера, Гёте. Видным представителем ро­мантизма в музыке был А.Н. Верстовский. Растущий интерес к жизни простых людей получил наибольшее выражение в роман­тическом портрете (О.А. Кипренский). Одним из ярких художников XIX в. был А.А. Иванов – предста­витель монументально-героического направления в русском ис­кусстве. Это направление в литературе свя­зано с «Борисом Годуновым» А.С. Пушкина, в музыке - с операми М.П. Мусоргского, продолжено в исторических полотнах В.И. Сурикова, в творчестве М.А. Врубеля.

Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии художеств. Появление жанровых картин П.А. Федотова на художествен­ной выставке в 1849 г. произвело настоящую сенса­цию. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны обще­ственной жизни («Свежий кавалер», «Сватовство майора» и др.). Возникновение в 1871 г. Товарищества передвижных художественных выставок обеспечивало каждому свое­му участнику право выставлять и продавать картины и получать дохо­ды от выставок. От симпатий публики зависели и благосос­тояние художника, и его известность. Для творчества передвижников были характерны гражданствен­ность, осознание общественных проблем своего времени, психологизм, интерес к облику современника, разнообразие жанров – пейзаж, портрет, историческая живо­пись, бытовой жанр (Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков и др.).

Золотой век русской культуры неразрывно связан с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. «Пушкин есть явление чрезвы­чайное и, может быть, единственное явление русского духа», - го­ворил Н.В. Гоголь. «Пушкин - это наше всё»,- эти слова принадле­жат А.А. Григорьеву. В развитии национальной литературы и культуры в це­лом роль А.С. Пушкина огромна. С его творчеством связаны утверждение современного литератур­ного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. Творчество М.Ю. Лермонтова отразило трудное время и разочарование, наступившее после восстания декабристов в 1825 г. Его роман «Герой нашего времени» (1840 г.), сохраняя романтиче­ские черты, заложил основы русского реалистического романа XIX в. Значима роль Н.В. Гоголя в русской литературе. «Мертвые ду­ши» - одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. Предметом пристального внимания русской литературы XIX века стано­вилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В. Григорови­ча, очерки В.И. Даля, «Записки охотника» И.С. Тургенева). А.Н. Островский открыл читателю мир русского купечества. В эти годы созда­вали свои лучшие произведения выдающиеся русские писатели Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Н.А. Некра­сов, Н.С. Лесков, Н.Г. Чернышевский, А.П. Чехов и др. Одним из открытий литературы этого периода был «маленький человек» с его нелёгкой житей­ской судьбой. Пореформенные десятилетия были от­мечены также расцветом лирической поэзии, которая стала связующим звеном между пушкинской эпохой и Серебряным веком рубежа столетий (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет).

Культурную среду российского города во многом формировал театр. Он был не только формой культурного досуга, но и неотъемлемой частью светской жизни. На протяжении почти всего столетия в Петербурге были открыты только императорские театры: Большой, Мариинский, Александрийский и Михайловский. Только в 1882 г. была разрешена свобода частной антрепризы в столицах, и в конце века появляются частные театры, такие как "Аквариум", Суворинский и др., зрителями которых становится также городской средний класс, интеллигенция, учащаяся молодежь. На сцене ставились комедия, трагедия, романтический балет и высокая опера. Популярностью в свете с 1877 г. пользовался цирк Чинизелли. Распространенным явлением были крепостные театры, известные ещё в XVIII в. Театр XIX века воспитал плеяду замечательных актёров, которыми до сих пор по праву гордится русская сцена (Е.С. Семёнова, А.С. Яковлев, А.И. Истомина, М.С. Щепкин и др.).

Музыка этого времени, как и многие другие области художест­венной культуры, испытала воздействие событий 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим национальным сюжетам (например, опера К.A. Кавоса «Иван Сусанин», 1815 г.). Появились романсы на слова русских поэтов, некоторые на­родные песни становились популярными романсами. В обществе стали чаще устраиваться публичные концерты. В залах Филармонического об­щества в Петербурге выступали многие евро­пейские знаменитости (Ф. Лист, П. Виардо, Г. Берлиоз и др.). С именем М.И. Глинки связано возникновение русской му­зыкальной классики, национальной школы в музыке. Его современником был А.С. Даргомыжский – создатель народно-бытовой музыкальной драмы (опера «Ру­салка», 1856 г.), драматических и сатирических песен («Ти­тулярный советник», «Червяк» и др.). Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии отечест­венной музыкальной культуры сыграло содружество композиторов, известное как Балакиревский кружок (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). В 1867 г. В.В. Стасов, музыкальный критик, идейный руководитель молодых композиторов, дал кружку название «Могучая кучка». Одной из основных черт их творчества было стремление передать в музыке «правду жизни», националь­ный характер. Они широко использовали фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам. Выдающиеся достижения русской культуры свя­заны с именем П.И. Чайковского – мастера раскрытия душевного мира человека, певца рус­ской природы, который оставил творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического музы­кального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая да­ма»).

Культура XIX века представляла собой сочетание культур, порождённых деятельностью различных социальных групп. Особое место занимала русская интеллигенция, которая, по характеристике философа Н.А. Бердяева, яв­лялась не социальной, экономической или профессиональной груп­пой, а идеологической, которая зачастую переносила по­литику «в мысль и литературу». Это в значительной мере предопределило литературоцентризмрусской культуры XIX в., т.е. влияние литературы и литературной критики на смежные явления культуры - философию и обществен­но-политическую мысль, живопись и музыку, нравственные и ре­лигиозные искания. Литература проникала в мировоззрение и повседневную жизнь представителей различных сословий.

Важнейшими социокультурными пластами были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство. В XIX в. формируется мещанская культура – специфическое явление городской культуры, одной из характерных форм которой являлись народные гулянья. Они не только собирали весь город, но и показывали собранные воедино традицию и новацию, искусство "своё" и "чужое", простонародное и барское. Подобные гулянья вбирали в себя зрелищно-развлекательные формы календарных праздников, черты европейского ярмарочного карнавала и великосветских развлечений. Одним из знаковых обозначений появлявшихся в быту горожан новаций была одежда, хотя и здесь приверженность традициям сохранялась: «Многие женщины из купеческого и мещанского сословия одевались, как и везде - в длинные платья, носят шляпки и чепчики; у мужчин есть нововведение - некоторые носят галстуки и подстригают бороды […] Большая половина жителей ходит в русском платье; волосы обстригают в кружок».

Город являлся центром сосредоточения культуры в различных областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной культуры, формировалась информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни. Именно город обеспечил возможность деятельности интеллигенции через салон, университет, кружок, издание журналов. Среди городских жителей можно было встретить все сословия тогдашней России. В 1850-е гг. дворяне и чиновники составляли 5,5%, купцы - 4,5%, духовенство - 1,4%, мещане - около 60%, разночинцы, солдаты, крестьяне - 38,5%. Дворянство, а в пореформенное время и зажиточное купечество, являлись городской элитой и оказывали влияние на культурную ситуацию. Известно их участие в общественно-благотворительных делах, поддержке театров, музеев, содержании школ, приютов и т.п. Но культурная среда города изобиловала контрастами. Для подавляющей части населения жизнь доставляла больше тягот, чем комфорта: огромные расстояния при слабом развитии городского транспорта, теснота жилища, отсутствие водопровода и канализации, высокая преступность.

Социальный динамизм XIX в. проявился и в развитии российской провинции. При сохранении доли традиционности в культуре, она также была подвержена воздействию новаций. Мир загородной усадьбы стал той сферой, где активно происходили интеллектуальные и художественный искания. Превращаясь в соперницу городского салона, она объединяла поэтов, писателей, философов, художников, композиторов своего времени. В XIX в. факторы новейшей цивилизации устраняли обособленность сельского населения. Железные дороги, периодическая пресса, свобода передвижения содействовали распространению идей, зародившихся в крупных городах, усиливали темпы экономической и общественной деятельности, создавали условия для развития культурных процессов.

Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX века становится литература. Её расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII века. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатели, поэты стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией.

Для русской литературы первой половины XIX века характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения.

Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX века как "Золотой век" русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили, сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX века закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVIII-XIX веков классицизм уступил место сентиментализму. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе в 1823 году явилась пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума», в которой традиции классической комедии XVIII века сочетаются, как у Д.И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г.Р. Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин, написавший повесть "Бедная Лиза".

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Романтизм - течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А. Жуковского проявился "салонный" романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли такие поэты и писатели - декабристы, как К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский. Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям.

Во второй четверти XIX века в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин. После создания романа "Евгений Онегин" этот художественный метод стал доминирующим. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Именно время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к Родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ Родины. А.С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные его черты: правдивое отображение действительности во всём её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа. Н.В. Гоголя (1809-1852) считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадными разоблачениями самодержавных российских порядков. В 1836 году появилась первая печатная форма “Ревизора” Гоголя.

Большое значение для развития литературы имела деятельность "толстых" литературных журналов "Современник" и "Отечественные записки". Основателем "Современника" был А.С. Пушкин, а с 1847 года его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX века "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени: И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В выше упомянутых журналах возникло новое явление для России - литературная критика, которая стала самостоятельным жанром. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узко литературоведческих вопросов. В.Г. Белинский был одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Во многом благодаря Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 году цензурный устав, названный современниками "чугунным", сменил прежний устав 1804 года, более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него всё, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. "История нашей литературы, по словам А.И. Герцена, это или мартиролог, или реестр каторги". А.И. Полежаев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.

Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной.

1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло надежду на то, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

2. Развитие образования, литературы и науки

В период преобразований начала XIX в. была реформирована система народного просвещения. В 1803 г. было создано шесть учебных округов во главе с попечителями и четыре разряда учебных заведений. По Уставу 1804 г., университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли методическое руководство школами в учебном округе. В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, в 1804 г. основаны университеты в Вильно, Казани, Харькове. Университеты пользовались значительными правами самоуправления.

В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян – лицеи (в Ярославле, Одессе, Царском Селе), открывались высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Институт путей сообщения).

Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г. в России было 66 типографий. Количество периодических изданий к середине века выросло с 64 наименований до 200.

Опираясь на достижения европейской науки, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали:

1) Академия наук;

2) университеты;

3) научные общества.

Выдающихся успехов достигли математики:

1) Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии);

2) П. В. Чебышев;

3) астроном В. Я. Струве;

4) химик Н. Н. Зинин.

Уровню развития мировой науки соответствовали открытия и изобретения профессора В. В. Петрова (электрохимия и электрометаллургия), академика Б. С. Якоби (гальваника), П. Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова(металлургия). Новые идеи в медицине и физиологии выдвинул Н. И. Пирогов. Среди историков этого периода выделяется профессор Московского университета Т. Н. Грановский.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головкиным (1776–1831) обследовали Курильские острова. Ф. П. Литке (1797–1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки, основал Русское географическое общество. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778–1852). Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского (1813–1876).

В 1819 г. в университетах начались гонения, в них были учреждены богословские кафедры. Жесткий «чугунный» устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений определил, что в приходских училищах должны обучаться дети «людей низших состояний», в уездных училищах – дети купцов, ремесленников и других орожан, в гимназиях – дети дворян и чиновников. В 1835 г. университеты были лишены статуса научных центров, а также внутренней автономии. Для подготовки квалифицированных кадров открывались технические высшие учебные заведения:

1) Московское ремесленное училище;

2) Архитектурное училище;

3) Медико-хирургическая академия в Петербурге;

4) Лазаревский институт восточных языков в Москве;

5) Духовные, военные училища и академии.

Общественная мысль в России начала XIX в. развивалась в традициях Просвещения. Распространялись идеи:

1) Монтескье;

3) Вольтера;

Однако лишь небольшая часть общества считала необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Основная масса дворянства и чиновничество были настроены консервативно.

1-я половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Расширялась русская научная терминология – при университетах были открыты словесные отделения. «Освободил язык от чуждого ига» Н. М. Карамзин. Последователи Карамзина создали объединение «Арзамас» (1815–1818 гг.).

3. Литература и общественная мысль

В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:

1) классицизм;

3) предромантизм;

4) романтизм;

5) реализм.

В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Значение литературы в России 1-й половины века было огромным. В научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, светских салонах обсуждались актуальные политические проблемы.

Важным этапом в развитии национального самосознания стала Отечественная война 1812 г. В то же время после войны в обществе усилились религиозные настроения. Опасаясь влияния европейского революционного движения, правительство усилило политический контроль внутри страны.

В 1814–1815 гг. в армии возникли первые тайные организации, задачей которых было изменение существующего строя. В 1816 г. по инициативе братьев Муравьевых, С. П. Трубецкого, братьев Муравьевых-Апостолов и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения. В Союзе насчитывалось около 200 членов. На состоявшемся в январе 1821 г. съезде мнения о программе действий Союза разделились. Руководство объявило о роспуске Союза благоденствия. Но сразу после этого одновременно возникли конспиративные Северное и Южное общества.

В 1824 г. Южное общество приняло программный документ («Русская правда» П. И. Пестеля). Северное общество приняло «Конституцию» Никиты Муравьева. В 1824 г. на переговорах было решено собрать в начале 1826 г. съезд для объединения двух обществ. Но в ноябре 1825 г. в Таганроге скоропостижно скончался Александр I, и после выяснения вопроса о престолонаследии присяга новому императору Николаю Павловичу была назначена на 14 декабря 1825 г. Руководители Северного общества К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев решили действовать.

Николаю I стало известно о заговоре. Из 579 человек, привлеченных к следствию, 289 были признаны виновными. К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский 13 июля 1826 г. были повешены.

Наступивший после разгрома декабристов период А. И. Герцен назвал «временем наружного рабства». Цензурный устав 1826 г. запрещал все, что «ослабляет почтение» к властям.

В 30-е гг. XIX в. получает развитие:

1) жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский);

2) исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь).

Начало XIX в. – время становления русской журналистики. Значительно возросло число газет и журналов, увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания печатались не более чем в 1 500 экземплярах. Среди русских журналов особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным.

Во 2-й половине 20-х – начале 30-х гг. XIX в. в России формировались многочисленные тайные кружки. Их члены обсуждали политические и философские проблемы, пытались осмыслить события 14 декабря 1825 г., читали запрещенную литературу. В Московском университете были созданы кружки: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. В. Станкевича и др. Большинство из них было разогнано полицией.

Постоянно усиливавшаяся цензура в первую очередь была обращена против периодических изданий, игравших большую роль в идейной борьбе. В 1836 г. журнал «Телескоп» опубликовал одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева (1794–1856), яркого и самобытного мыслителя.

Ставший министром народного просвещения С. С. Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое основывалось на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности. Теория «официальной народности» С. С. Уварова стала базисом идеологии николаевской эпохи.

В 1830-40-е гг. формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России. Их представители называли себя:

1) славянофилы;

2) западники;

3) революционеры.

Все более заметную роль в общественной жизни стал играть театр. Центрами театральной жизни бьши Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александрийский в Петербурге (с 1832 г.). Театры существовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Бьши поставлены и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Такие композиторы, как А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов, писали песни и романсы на стихи русских поэтов.

Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М. И. Глинки (1804–1857), автора романсов, симфонических произведений, классических опер «Жизнь за царя» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.). Новатором в музыке был А. С. Даргомыжский (1813–1869), создавший оперу-балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».

Хотя в театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры, некоторые русские помещики становились театральными предпринимателями. Их театры превращались в общедоступные. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).

Яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой отличается и другая опера Глинки – «Руслан и Людмила», принятая публикой холодно. Пушкинский сюжет лег и в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Эта опера также встретила холодный прием у публики, привыкшей к музыке итальянских композиторов.

5. Живопись

Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Первенство оставалось за историческим жанром.

Известным художником-портретистом этого времени был О. А. Кипренский (1782–1836). Его живопись привлекает теплыми золотистыми тонами в духе голландского художника Рембрандта. Около 1808–1809 гг. Кипренский написал «Портрет мальчика А. А. Челищева». Художник словно предсказал незаурядную судьбу своего героя: в 15 лет он уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и дошел до Парижа. Большой глубиной обладают женские образы Кипренского.

В. А. Тропинин (1776–1857) родился в семье крепостных графа Моркова. Сильный характер и любовь к искусству помогли ему отстоять свое право заниматься любимым делом. В 1823 г. граф под давлением общественности дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова» (1821 г.), «Старик нищий» и «Кружевница» (обе в 1823 г.). Получив свободу, художник поселился в Москве. В период с 20-х по 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно популярен и написал много работ. Среди них портрет Пушкина (1827 г.) – очень простой и «домашний», «Автопортрет с палитрой на фоне Кремля» (1846 г.) и др.

Знаменитый художник С. Ф. Щедрин (1791–1830) одним из первых открыл необычный цветовой эффект лунной дорожки, ставший очень популярным в русской живописи середины и 2-й половины XIX в. Его творчество предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов. К. П. Брюллов (1799–1852) сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями.

Первая крупная работа 18-летнего Александра Иванова (1806–1858) на сюжет из «Илиады» Гомера – «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г.) – показала, что он в совершенстве усвоил академическую манеру живописи. В картине «Явление Христа Марии Магдалине» (1834–1836 гг.) классическая постановка поз и жестов героев сочетается с христианской просветленностью их лиц, ощущением чуда. За эту картину Иванов получил звание академика. Более 20 лет автор работал над картиной «Явление Христа народу».

6. Архитектура и скульптура

В архитектуре XIX в. господствовал классицизм. Здания, построенные в этом стиле, отличаются четким и спокойным ритмом, правильностью пропорций; они четко выдерживают такие законы архитектурной композиции, как:

1) симметрия;

2) подчеркивание центра;

3) общая гармония частей и целого.

Значительные отличия имелись в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. Еще в середине XVIII в. Петербург был городом архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова (1761–1811).

Принципиальное значение имело строительство в начале XIX в. здания Биржи на трелке Васильевского острова. Новое здание объединило остальные ансамбли в этой части города. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид единого ансамбля со времени постройки в 1810–1811 гг. Казанского собора. Он был построен по образцу собора св. Петра в Риме зодчим А. Н. Воронихиным (1759–1814). В 1806 г. А. Н. Воронихин получил заказ на перестройку зданий Горного кадетского корпуса (с 1833 г. – Горный институт). Сохранив существующие строения, Воронихин объединил их общим фасадом – строгим, лишенным декоративных деталей. Здание украшает серия скульптурных работ на античные сюжеты, символизирующих назначение этого учреждения. Их выполнили скульпторы В. И. Демут-Малиновский (1779–1846) и С. Пименов (1784–1833).

Сорок лет, с 1818 по 1858 гг., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в 1-й половине XIX в. Проект был разработан французским архитектором О. Монферраном (1786–1858).

Триумфальные мотивы Александровской колонны были воплощены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К. И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского проспекта.

Завершающие работы по формированию петербургских ансамблей связаны с творчеством К. И. Росси (1775–1849). По его проекту были построены здания.

1. Сената и Синода.

2. Александрийского театра.

3. Михайловского дворца (ныне – Русский музей).

Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал прилегающие к ним улицы и площади. Эти работы приобрели такой размах, что, казалось, Росси был близок к осуществлению своей мечты – сделать целый город произведением искусства. Однако зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в городе людей, и его творения стали превращаться в грандиозные декорации.

Проявления московского классицизма были характерны для отдельных зданий. Даже пожар 1812 г. не устранил разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

В 1813 г. была организована Комиссия по восстановлению Москвы, которая занималась перестройкой города в течение тридцати лет. В том же году в Москву из народного ополчения возвратился О. И. Бове (1784–1834), получивший должность архитектора.

В первые десятилетия XIX в. Москва приобрела новый облик. И в этом наряду с Осипом Бове не последнюю роль сыграл Доменико Жилярди (1785–1845). Первой большой работой архитектора стало восстановление Московского университета после пожара 1812 г. Жилярди сохранил композицию здания, построенного М. Ф. Казаковым, но изменил фасад.

В это же время продолжал свою деятельность архитектор Стасов. Самыми известными его постройками стали два петербургских храма – Преображенский и Троицкий соборы. Для Преображенского собора (1827–1829 гг.) зодчий выбрал простую и выразительную форму куба. Проектируя Троицкий собор (1828–1835 гг.), мастер не мог отойти от форм старых церквей XVIII в. В результате он возвел крестообразное здание, завершив каждый из выступов креста 6-колонным портиком и увенчав небольшим куполом на гладком барабане. Стасов занял особое место в русской архитектуре 1-й половины XIX столетия, показав, что яркое архитектурное решение не зависит от назначения здания.

В 1839–1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевров мирового искусства.

К. А. Тон (1794–1881) в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил 5-главые церкви с узкими закругленными окнами, использовал русский и византийский декор. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, от которых Тон не смог отказаться. Работы Тона понравились Николаю I. В 1838–1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.

Активно развивалась и скульптура. На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение И. П. Мартоса (1754–1835). Следуя традициям классицизма, ваятель облачил своих героев в античные одежды.

В 40-50-е гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П. К. Клодта (1805–1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге также принадлежит Клодту.

Соответствуют ли эти данные определению XIX века как «золотого века» в истории русской культуры? Сформулируйте проблемный вопрос (авторский вариант – с. 368).

Вопрос: Почему именно XIX век получил название «золотого века» русской культуры?

Ответ: Он получил такое название благодаря наследию, которое он оставил. Россия сделала огромный скачок вперёд, произведения искусства именно этого времени считаются русской классикой.

Изучите текст и объясните, какие достижения русских учёных в разных областях вы считаете наиболее важными для страны и мира? Почему?

Система неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевского. Он смог опровергнуть догмы, которые считались незыблемыми со времён Древней Греции, совершил революцию в своей науке. На его работах основаны изыскания ХХ века о космическом пространстве, где законы линейной геометрии не действуют.

Работы об освещении с помощью электрической дуги Василия Владимировича Петрова. Жизнь полностью изменилась, когда человеку больше не надо было подстраиваться под заход и восход солнца, стал другим сам её ритм. Сегодня города с самой динамичной экономикой отличает именно то, что деловая активность там не прекращается круглые сутки. А ведь всё это возможно только благодаря электрическому освещению.

Применение Николаем Ивановичем Пироговым анастезии сразу позволило сделать гигантский скачок в медицине. Появилась возможность проделывать ранее немыслимые операции, потому что пациент больше не испытывал боли. Сегодня хирургия способна творить чудеса, например, заменять органы на донорские, но всё это было не возможно без анастезии.

Для страны была важна «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Она не только рассказала дворянству о прошлом их страны, но и пробудила интерес к истории как к таковой, «открыло» её по выражению А.С. Пушкина. Но научная ценность этого труда не столь велика. По признанию более поздних историков, того же П.Н. Милюкова (который был так же лидером партии кадетов в начале ХХ века), гораздо большее влияние на развитие этой науки оказали вышедшие несколько раньше сочинения Августа Шлёцера. Карамзин не критически относился к источникам, в то время как Шлёцер уже пытался выделить в летописях напластования разных веков.

До XIX века русская наука серьёзна отставала от европейской. Но в ходе «золотого века» она встала вровень с мировой. Многие её достижения были передовыми не только для самой России, но также для всего мира. Та же геометрия Лобачевского до сих пор широко используется по всему миру. Работы русского учёного положили начало целому направлению мировой науки. Тот век не зря назвали «золотым».

Изучите текст и сформулируйте, какие нравственные идеи, идеалы, ценности определили расцвет русской литературы первой половины XIX века?

В начале XIX века в русской литературе появился герой, которые служит не государству, а своим идеалам, тому, что он считает правильным. Другой образ – это активная борьба за свои идеалы в целом против обстоятельств. То есть герои русской литературы эпохи романтизма так или иначе ищут истину. Обычно эти поиски трагичны, как и положено во время романтизма, когда по всей Европе воспевалось противостояние гения и толпы. Поиск правды не прекратился и в эпоху реализма, только её стал искать в основном автор через поступки своих героев.

Сделайте вывод о правомерности названия «золотой век».

В этот период творили такие великие поэты и писатели как Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие, которые сегодня считаются классиками. Правомерна фраза «Пушкин – наше всё». Кроме того, они реформировали русский литературный язык, сделали его менее тяжеловесным. Произведения того времени читаются легко, как современные, в то время как творения предыдущего века воспринимать откровенно трудно именно из-за языка. Деятели XIX века создали тот русский язык, которым мы пользуемся сегодня. Тот век не зря назвали «золотым».

С помощью фактов докажите, что в русском искусстве отчётливо зазвучали идеи патриотизма, народности.

Глинка пишет такое патриотическое произведение как «Жизнь за царя», одно название которого всё объясняет. Создаётся помпезная архитектура, призванная прославить Россию. Соборы Исаакиевский и Христа Спасителя одними своими размерами говорят о величии построившей их страны. В литературе также было не мало патриотических произведений, самый известный пример которых – ода Пушкина «Клеветникам России».

Почему, на ваш взгляд, русское искусство обратилось к этим темам?

Победа в ходе Отечественной войны 1812 года, а потом успех заграничного похода, русские войска в Париже и спасение Европы вызвали подъём патриотизма, которого хватило надолго. Именно тогда были созданы величайшие произведения. Позже патриотизм поддерживался идеологией официальной народности, но на культуре это сказалось пагубно.

Сделайте вывод о правомерности названия «золотой век».

Живопись, музыка и архитектура России в этот период также выходят на мировой уровень. Не даром картина «Последний день Помпеи» выиграла конкурс в Италии. Русская живопись того времени до сих пор высоко котируется по всему миру. Тогда создаются произведения, составляющие значительную часть культурного наследия нашей страны. Тот век не зря назвали «золотым».

Подискутируйте о лучших достижениях русской культуры с позиций сторонников романтизма и реализма.

С позиции реализма романтизм показывает идеал, недостижимый и зачастую трагический. За поисками этого идеала удаётся забыть о пороках общества.

С другой стороны, с точки зрения романтизма только идеал и достоин внимания. Искусство, где вскрываются пороки общества некрасиво, поскольку некрасиво то, что оно показывает.