Альфред муха картины. Роскошные «женщины Альфонса Мухи»: шедевры чешского художника-модерниста, создателя «искусства для всех


Его называют одним из самых известных художников и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.

Альфонс Муха с детства любил рисовать, но его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.

Однажды Альфонс Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

После занятий в Мюнхене он переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.

Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Когда актриса увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформлял афиши, костюмы и декорации к ее выступлениям.

В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем, оно стало буквально символом живописи конца «золотого» – начала «серебряного» веков. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.

Альфонс Муха - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших художников стиля модерн.

Роскошные и чувственные «женщины Мухи» тиражировались и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

В 1898-1899 годах Альфонс Муха работал над обложками и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» - изображения женских фигур, иногда обнажённых, а также изящных дамских головок. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».

Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.

Техника оригиналов - литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Многие работы художника впоследствии были выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.

Несмотря на творческий и финансовый успех в США, американская жизнь тяготила Муху своей ориентацией исключительно на деньги, он мечтал вернуться в Чехию. В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы фокусирует на «Славянской эпопее». Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критиков искусства.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок, стала его фирменным знаком.

Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов - иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная.

Картины Альфонса Мухи обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров - Климта, Врубеля, Бакста - произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Стиль модерн в творчестве Мухи - это стиль женщин и цветов.

Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.

Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника - Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.

Мария была младше художника на 22 года и примерно настолько же его пережила. В ее чувствах к художнику отсутствовал материальный расчёт, ведь на момент их свадьбы долги Альфонса Мухи намного превышали его состояние.

Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей – все они обладали этим типом внешности.

Многие изобразительные элементы его творчества можно найти в работах современных дизайнеров, иллюстраторов и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на второстепенное искусство плакатов, афиши и оформление разнообразных товаров.

Художник создавал не только настоящие картины и , но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX-XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня стиль модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, при этом, не зная имени художника.

Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.

Муха выразил стиль модерн в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Альфонса Мухи уникальным явлением в истории

Скончался художник 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В наши дни в Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями картин и иллюстраций Альфонса Мухи.




«Славянская эпопея»












Конец ХIX века. Fin-de-siècle. В Европе правит бал Арт-нуво или искусство модерн. Под аккомпанемент громких споров между искусствоведами рушатся академические нормы. Прямые линии сменяются растительными завитками, а викторианская роскошь - стремлением достичь гармонии с природой. Альфонса Муху, как и многих других художников его времени, накрыла волна нового искусства. "Женщины Мухи" ("Les Femmes Muchas") стали олицетворением Арт-нуво.

на фото: фрагмент картины "Лавр" Альфонса Мухи, 1901

Образ La Femme Fatale

Резко изменившаяся социальная роль женщины и стремление символистов к простоте, пуританству, порождают враждебное отношение к сексуально притягательной женщине. Так создается новый женский образ − la femme fatale («роковой женщины»). Символисты, вдохновившись поэтическими образами Прозерпины, Психеи, Офелии, Леди из Шалотт, рисуют таинственных, эфемерных женщин. Но, в то же время, бросается в глаза их нервозность, часто - истеричность. Иногда они даже безобразны и отвратительны.

Разделяя общие идеи символистов, Муха сумел создать образ прекрасной, пышной, грациозной женщины. Она как будто застыла между миром людей и миром богов. Она - полубогиня, божество природы, воплощение самой Судьбы. И, вопреки тому, что сам Альфонс Муха считал главной работой своей жизни 20 монументальных полотен на историческую тематику под общим названием «Славянская эпопея», судьбоносными в его жизни стали именно «женщины». Причем, как в кавычках, так и без них. Просто женщины.

Серия Время суток: Дневной порыв, Утреннее пробуждение, Вечерняя задумчивость, Ночной отдых

Альфонс Муха: ранние годы

Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha) родился в 1860 году в чешском городе Иванчице неподалеку от Брно. Здесь он встретил первую любовь, но вскоре девушка, как и большинство его братьев и сестер, умерла от туберкулеза. Свою будущую дочь Альфонс назовет ее именем - Ярослава, а ее образ еще долгое время будет появляться в его творчестве.

Портрет дочери Ярославы, 1930

Серия Времена года: Весна, Лето, Осень, Зима

Театр в жизни Альфонса Мухи: "Жисмонда", Сара Бернар

Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. В 1887 году, получив финансовую помощь от знакомого мецената, Муха переезжает в Париж - центр культурной жизни Европы. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.

Но один телефонный звонок изменил жизнь Альфонса Мухи окончательно и бесповоротно. Случилось это 26 декабря 1894 года, когда художник, заменяя своего приятеля, подрабатывал в театре Лемерсье. Директору издательства Брунхоффу позвонила Сара Бернар и попросила срочно сделать афишу для ее нового спектакля «Жисмонда». Все штатные художники были на рождественских каникулах, директор в отчаянии посмотрел на Муху. Отказывать Божественной Саре было нельзя.

Нарисованная Мухой афиша произвела фурор в дизайне плаката. Поражал как ее размер (около 2 м на 0,7 м), так и новый авторский стиль. Коллекционеры дрались за каждую копию плаката, даже срезали их с заборов. Муха прославился за одну ночь. Довольная Сара Бернар предложила Мухе 5-летний контракт на разработку дизайнов афиш, костюмов, украшений и декораций для ее спектаклей. Кроме того, Муха заключает эксклюзивный контракт с издательством Шампенуа на производство коммерческих и декоративных плакатов.

Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар - 50 лет. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.

Натурщицы Альфонса Мухи

В своей новой мастерской Альфонс Муха много работает с натурщицами. Он их рисует и фотографирует в роскошных нарядах и драгоценностях. К фотографиям добавляет комментарии вроде «красивые руки», «красивые бедра», «красивая спина». Потом из отдельных частей складывает идеальный образ. Случалось, что Муха даже закрывал лица моделей платком, если они диссонировали с образом, созданным его воображением.

Натурщицы Альфонса Мухи

Марушка

Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине, и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».

«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня - наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…», − писал Муха.

Портрет жены художника Марушки, 1905

Все меньше и меньше Муха создает полубогинь, рисуя реальную женщину, а также портреты дочери Ярославы и сына Иржи. А по возвращению на родину, в Чехию, художник берется за реализацию проекта всей своей жизни - «Славянской эпопеи». Созданные Мухой почти за 15 лет картины настолько грандиозны и монументальны, что разместить их смог только замок в городке Моравски Крумлов в Чехии. Все они, кстати, были подарены самим художником жителям Праги.


Судьба

Была еще одна Женщина, занимавшая особое место в жизни и творчестве Мухи. Это была Судьба. Увлеченный оккультизмом, спиритизмом и экстрасенсами художник свято верил в перст Судьбы, в счастливый случай. По его мнению, именно Судьба ведет человека по жизни, определяет его поступки. Эта женщина также воплотилась на картинах Мухи.

Картина "Судьба", 1920

С появлением авангардных идей и расцветом функционализма Альфонс Муха теряет свою актуальность как художник и декоратор. Нацисты, оккупировав чешские земли, добавляют его имя в списки врагов рейха. Его арестовывают, обвиняют в славянофильстве и связи с франкомассонами, допрашивают. В результате чего 79-летний художник заболевает и умирает от пневмонии.

Во время большевистского режима в Чехословакии творчество Мухи считают буржуазно-декадентским. И только в 1960-х годах, стараниями детей художника, его работы возобновляют участие в международной выставочной деятельности. А в 1998 году в Праге открыт Музей Мухи и создан культурный Фонд его имени.

Альфонс Мария Муха (1860-1939) - чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства. С его именем связано возникновение нового стиля в искусстве, зародившегося на стыке 19-20 веков. В европейском искусстве этот стиль получил название модерн или ар-нуво.

Отличительной чертой произведений в стиле модерн стал отказ от прямых линий в пользу естественных природных изгибов. Альфонс Муха был признанным мастером новых изысканных форм. Его многогранный талант оказал влияние на многих европейских архитекторов, художников, графиков.

Биография Альфонса Мухи

24 июля 1860 недалеко от Брно, в старом маленьком моравском городке Иванчице родился Альфонс Мария Муха. Мальчик рано начал увлекаться пением и живописью.

После окончания гимназии, отец направил его работы в художественное училище в Праге с просьбой о зачислении. Но в ответ профессора сообщили, что у автора работ недостаточно таланта.

После такой неудачи юноше пришлось работать писарем в местном суде. Но это не помешало Альфонсу придумывать декорации, рисовать афиши и билеты для местного театра. Во многом этот период жизни определил характер его будущего творчества.

Два года спустя, в 1789 году, по объявлению в венской газете, Альфонс Муха устроился в мастерскую «Каутски-Бриоши-Буркхарт », которая занималась изготовлением различной театральной фурнитуры.

В 1881 мастерская была полностью уничтожена во время пожара, и художник вынужден был уехать в маленький чешский городок Микулов. Здесь ему пришлось заняться оформлением родового замка местного графа Куэн-Беласи .

Творчество Альфонса произвело большое впечатление на графа, который предложил молодому художнику помощь и стал его меценатом. В 1885 Альфонс поступил на третий курс Академии художеств в Мюнхене. Отучившись два года, художник принял решение завершить свое художественное образование в Париже.

Альфонс Муха был принят в одну из самых известных художественных школ Франции – Академию Жюльена , а затем в Академию Коларосси . Однако в 1889 он лишается материальной помощи графа Куэна-Беласси и работает простым оформителем, газетным иллюстратором.

В 1894 художнику поступил заказ от театра «Ренессанс ». Требовалась афиша для премьеры спектакля «Жисмонда» с блистательной Сарой Бернар . Выбрав для работы вытянутый горизонтальный формат, добавив цвета и мелких деталей, художник изменил до сих пор существовавший принцип составления афиш.

На Сару Бернар работа неизвестного художника произвела колоссальное впечатление. Великая актриса захотела с ним познакомиться. В результате сотрудничества были созданы работы: «Дама с камелиями », «Медея », «Самаритянка », «Тоска », «Гамлет »


В течение шести лет после этой счастливой встречи, Альфонс Муха в качестве главного декоратора театра «Ренессанс» рисовал афиши, создавал украшения, придумывал костюмы и декорации к этим спектаклям.

В этот период творчества у художника складывается свой характерный узнаваемый стиль.

Смысловым центром горизонтально вытянутого панно служит изображение загадочной незнакомки с пленительной улыбкой на устах в обрамлении замысловатого орнамента, составленного из фрагментов фантастических цветов и растений, символических изображений, изысканных переплетений арабесок.

На волне успеха, в 1897, в парижской галерее «La Bodiniere » успешно прошла первая выставка работ художника. На следующий год в Salon des Cent (Салон Ста) открылась вторая, более крупная. Затем целый ряд выставок прошёл по всей Европе.

В 1898 началось блестящее сотрудничество Альфонса с Жоржем Фуке , сыном предприимчивого парижского ювелира. Результатом совместной работы стала неординарная коллекция ювелирных изделий. Впечатлённый успехом ювелир, заказал Мухе оформление фасада своего дома и разработку интерьера для нового магазина.

Кроме художественного творчества, Альфонс Муха занимался преподавательской и аналитической деятельностью. В 1901 была опубликована его книга «Декоративная документация», которая стала практическим пособием для многих художников.

В ней были собраны образцы всевозможных орнаментов, эскизы мебели, предметов бытового обихода, наброски ювелирных изделий. Большая часть представленных рисунков была позже воплощена в готовых изделиях.

В 1900 в Париже проходила Всемирная выставка, для которой Муха оформил павильон Боснии и Герцеговины. Именно в это время у художника возникает интерес к истории славянских народов, который только усиливается во время путешествия по родным местам. В нём крепнет желание создать цикл патриотических картин в неоклассическом стиле.

К началу XX века Альфонс Муха завоевал репутацию мэтра, к мнению которого с почтением прислушивалась художественная общественность не только Европы, но и Америки, которую он впервые он посетил в 1904. Имя Альфонса Мухи в Америке было хорошо известно.

3 апреля 1904 газета «New York Daily News » напечатала одну из его работ - «Дружба » и статью, посвящённую творчеству художника. В 1906 Альфонс Муха сотрудничал с «German Theatre » в Нью-Йорке: придумывал декорации и проект занавеса, создавал декоративные панно и эскизы костюмов. Четыре года он провёл в США, успешно совмещая занятия живописью и преподаванием.

Вернувшись в Чехию в 1910, художник начал работать над осуществлением своей давней мечты - созданием цикла полотен «Славянская эпопея ». Эта работа заняла почти 18 лет.

В 1913 Альфонс Муха совершил поездку в Россию, побывал в Москве и Санкт-Петербурге. Особые чувства у него вызвало посещение Троице-Сергиевой лавры. Полученные во время поездки впечатления нашли отражение в «русских» полотнах этого цикла.

В 1918 была образована новая республика Чехословакия, и её правительство обратилось к Альфонсу Мухе с просьбой разработать дизайн новых государственных , почтовых марок, государственного герба и бланков правительственных документов. Этот период его творчества отмечен созданием эскиза знаменитого витража в соборе Святого Вита в Пражском Граде.

Заключительное полотно из цикла «Славянская эпопея» было написано в 1928, и художник передал в дар чешскому народу 20 произведений, поэтизировавших историю славянских народов. Эти произведения вызвали у зрителей меньший интерес, чем его ранние работы в стиле модерн, хотя для самого Альфонса Мухи работа над этим грандиозным замыслом была основным смыслом его творческой жизни.

В 1939, после оккупации Чехословакии, художник был арестован нацистами. В тюрьме 14 июля 1939 Альфонс Муха умер и был похоронен на вышеградском кладбище в Праге. В 1998 в столице Чехии в честь знаменитого чешского художника был открыт музей.

Творчество и работы Альфонса Мухи

Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:

  • «Женщина в красном », 1902
  • «Мадонна в лилиях », 1920
  • «Зимняя ночь », 1920
  • «Портрет Ярославы », 1930
  • «Женщина с горящей свечой », 1933

Цикл работ «Славянская эпопея»

Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:

Литографии, афиши и плакаты

Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.

  • Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
  • » 1897
  • », серия 1896
  • », серия 1898
  • », серия 1900
  • », 1911

Ювелирные украшения

Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.

Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства.

Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки », золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея »

Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству. Он был категорически против того, чтобы его запомнили только по великолепным декоративным произведениям.

Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.

Музей Альфонса Мухи в Праге

В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого , построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи.

В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи. Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка.

Стоимость посещения музея:

  • 180 крон — взрослые
  • 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
  • 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)

Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:

Телефон: +420 221-451-333

Официальный сайт музея: www.mucha.cz

Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00


Альфонс Муха сделал поистине неоценимый вклад в развитие культуры своей родины и Чехия благодарна за все его творения.


24 июля исполняется 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника, иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи . Его называют одним из самых известных представителей стиля модерн и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.



Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.



После занятий в Мюнхене Муха переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек. Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу, Альфонс сходил на спектакль и под впечатлением набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, и стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. А когда Сара Бернар увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформил множество афиш, костюмов и декораций к ее выступлениям.





В 1897 г. во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а привычка изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах. Его женщины всегда были узнаваемы: грациозные, миловидные, пышущие здоровьем, чувственные, томные – они тиражировались в открытках, плакатах, рекламных листовках, игральных картах.





Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы. Вскоре Муха стал сотрудничать с ювелиром Жоржем Фуке, который по его эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения. В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций – от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги. В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль – Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».





В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян, что стало поводом создания цикла «Славянская эпопея». С 1904 по 1913 гг. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над «Славянской эпопеей».





Альфонсу Мухе довелось побывать и в России. Его персональная выставка тут состоялась еще в 1907 г., а в 1913 г. он отправился в Москву и Петербург, чтобы собрать материалы для «Славянской эпопеи». Большое впечатление на него произвели Третьяковская галерея и Троице-Сергиева Лавра. Муха был в доме художника Пастернака, когда там праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака.



Творчество Альфонса Мухи и сегодня находит своих продолжателей:

Альфонс Мариа Муха - знаменитый чешский художник, ярчайший представитель арт-нуво, произведениями которого восхищаются и по сей день. Его шедевры, приобретшие большую популярность еще на момент их создания, сегодня тиражируются сотнями копий. Живописные произведения Альфонса Мухи украшают элитные здания особняков, его манеру исполнения копируют крупнейшие дизайнеры мира, его эскизы включают в свои работы стилисты и даже тату-мастера.

Детство

Будущий художник Альфонс Муха родился во второй половине XIX века - 24 июля 1860 года в небольшом уютном городке на юге Чехии. От родителей Альфонс получил как моравские, так и польские корни. Помимо будущего художника, отца - Ондрея Мухи, и матери - Амалии, в семье было еще пятеро детей. Благодаря тому что отец Альфонса работал судебным чиновником, а мать получила некоторую часть средств от обеспеченных родственников, семья не голодала. Денег хватало на приличную одежду, обучение и некоторые светские развлечения.

Еще в детстве Альфонс Муха проявлял различные творческие способности - в раннем возрасте у него был замечен острый музыкальный слух, позже - актерские данные. Около 10-11 лет будущего художника приняли в юношеский хор капеллы собора Святых Петра и Павла. Его участие в данном хоре позволило мальчику поступить в хорошую по тем временам гимназию, где он получал как церковное, так и светское образование.

Юношество

По мере обучения увлеченность музыкой стала утихать, в то время как страсть к изобразительному искусству лишь возрастала. В 19 лет закончив гимназию, Муха пытается поступить в Академию художеств в Праге. После того как попытка не увенчалась успехом из-за вступительных экзаменов, Альфонс пробует развивать себя в живописи самостоятельно. Он расписывает афиши театров и пригласительных билетов, изучает различные художественные жанры и формы.

Начало творческой карьеры

В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт. Согласившись работать в его мастерской, Альфонс переезжает из Бруно в Вену, где он работает ровно полтора года, пока сильнейший пожар не уничтожает мастерскую. Уволенный из-за банкротства Бриши-Бургхардта, Муха направляется в небольшой город Микулов, куда его пригласил граф Куэн-Беласси для росписи своего замка. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа, из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси.

После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Там он поступает в Академию изящных искусств. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года - в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения - Академия Жюлиана и Академия Коларосси. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.

Безоблачная жизнь в Париже резко оборачивается многочисленными проблемами, когда граф Куэн-Беласси, на чьи средства жил Муха, умирает. Художник отказывается от обучения в академии, начинает зарабатывать на жизнь росписью афиш, плакатов и даже ресторанных меню. Начав получать регулярные заказы, Альфонс Муха открывает свою маленькую мастерскую.

В 1892 году художник получает крупный заказ на оформление работы исторического содержания. Именно опыт, извлеченный Мухой при создании иллюстраций к данному труду, впоследствии лег в основу самой известной его серии картин - «Славянской эпопеи».

Парижский период

Поворотным в судьбе и стилистике работ моментом стал заказ на оформление премьерной афиши от известного театра. Мухе предстояло создать иллюстрацию к пьесе «Жисмонд», где одну из главных ролей исполняла актриса Сара Бернар. Восхищенный ее невероятной женственностью и утонченностью образа, Альфонс создает работу, которая тут же приковывает взгляды всех парижан к молодому художнику.

Плавность линий, мягкость очертаний и некая воздушность стиля Мухи делают его главным декоратором театра «Ренессанс». Впечатленная иллюстрацией Альфонса, Сара Бернар настаивает на ее знакомстве с ним. Их романтические отношения, стремительно вспыхнув, столь же стремительно потухли.

Восхождение

В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год - «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год - «Самаритянка», «Тоска» и т.д.). Известность художника растет. Муха получает множество самых разнообразных заказов - от создания театральных костюмов к пьесе до дизайна интерьеров. В это же время Альфонс начинает выступать в роли дизайнера ювелирных украшений - он создает как серьги и кольца, так и шкатулки, подсвечники, брошки и даже заколки. Слава талантливого художника, предлагающего нечто совершенно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.

Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Из-под его руки появляются такие серии, как «Времена года», «Деревья», «Луна и звезды».

Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ - позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В 1900 году Альфонс помогает отделать один из павильонов Всемирной выставки, проходящей во Франции. За время своей работы Муха тесно знакомится с историей славян, что откладывает определенный отпечаток на последующие его работы.

Переезд в Америку

В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Тем не менее, несмотря на славу и всеобщее восхищение, художника с каждым годом все больше тянет на родину, где он не был долгое время. В 1910 году Альфонс Муха уходит с должности преподавателя и возвращается вместе с супругой в Чехию.

Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»

Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.

Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере - за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».

Вторая мировая война и смерть Альфонса Мухи

Начавшаяся в скором времени война вынудила Муху спрятать свои картины, так как он понимал, что они станут одним из первых пунктов в списке уничтожения. В 1939 году, во время Второй мировой войны, немецкие солдаты, захватив Чехию, долго и мучительно пытали уже немолодого художника о месте нахождения главных полотен его жизни. Так и не выдав тайны, Альфонс Муха заболевает от перенесенных им страданий и умирает 14 июля 1939 года.

Картины, о которых так пытались узнать гестаповцы, удалось сберечь практически чудом - скатав их в свитки, их спрятал в подвале полуразрушенного музея один из его служащих. Благодаря этому дерзкому поступку, который мог стоить мужчине жизни, картины были спасены.

Стиль Альфонса Мухи

Художник известен во всем мире как величайший представитель арт-нуво. Его произведения отличались особой утонченностью, практически сказочным изяществом, где свет и тень, взаимодействуя, создают воздушную дымку, отчего пространство картины кажется туманным и слегка нечетким, «расфокусированным».

На своих полотнах Альфонс Муха изображает женщин как героинь поэтической баллады - с правильными, благородными чертами лица и заманчивыми улыбками, с яркими глазами и роскошными волосами, обрамляющими их тела сплошными узорчатыми завитками, они предстают зрителям то в образе времен года, то в образе звезд, то в образе принцесс и цариц.

Более серьезные его работы, выполненные в конце жизни и вошедшие в целые серии картин, созданы с профессионализмом великого художника. В эмоциях героев появляются самые разные чувства: гнев, ярость, отчаяние, боль, страх, счастье, ликование, злорадство и т.д. Более поздние картины дают зрителям возможность насладиться не только эстетичностью изображения, но и вникнуть в глубокий психологизм, запечатленный на холсте.

К наиболее известным картинам художника можно отнести:

  1. серия «Времена года»;
  2. серия «Луна и звезды»;
  3. серия «Славянская эпопея»;
  4. серия «Отце наш»;
  5. «Мадонна с лилиями»;
  6. «Дух весны»;
  7. «Девушка с распущенными волосами» и др.

Описание картин Альфонса Мухи «Времена года» начинается с героинь, запечатленных на холсте. Весна, Лето, Осень и Зима изображены как женщины, руководящие теми или иными силами природы.

На картине «Лето» героиня, изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. В этом и есть прелесть "Времен года" Альфонса Мухи - в непохожести картин. Так, слегка втягивая голову в плечи и поднося красные от холода руки к лицу, девушка тем самым передает атмосферу подлинного холода и сдержанности всех природных красок.

Альфонс Муха, «Славянская эпопея»

«Славянская эпопея» - серия из двадцати картин, отражающаяся славянское единство, идею сопричастности. Каждая из работ имеет огромные для полотен размеры (примерно 6*8 метров). Поразительная красочность, сочность, драматизм и глубокий психологический подтекст сделали данные картины достоянием Чехии.

Наиболее известные картины из серии «Славянская эпопея»:

  1. «Славяне на исконной родине»;
  2. «Введение славянской литургии»;
  3. «Гора Афон»;
  4. «Апофеоз истории славянства»;
  5. «Встреча в Кржижках»;
  6. «Праздник Светотита на основе Руга».

Плакаты девушек

Знаменитые афиши и плакаты художника, на которых запечатлены поэтические женские образы, до сих пор тиражируются сотнями копий. Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов - девочка.

Раздувающиеся от легкого ветра длинные, блестящие на солнце волосы обрамляют чувственные девичьи лица, придавая им некую схожесть с христианской Мадонной. Стройные тела, облаченные в летящие дымчатые одежды, неизменно выделяются на чуть затемненном, как бы уходящем вдаль фоне. На каждой из девушек имеется большое количество различных украшений - обилие мелких витиеватых деталей, разноцветных пятен и завитков и сделало когда-то А. Муху знаменитейшим представителем арт-нуво.

Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно... Тем не менее это полотно сумело доказать, что Муха способен метко передавать психологические переживания, пики эмоциональных и чувственных волнений. В похожем стиле было выполнено также еще несколько работ, к числу которых относится портрет дочери художника Ярославы.