Сергей рахманинов. Жизненный и творческий путь композитора У кого учился рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов появился на свет в Новгородской губернии в апреле 1873 года. Первые уроки фортепианной игры будущий композитор получил от матери. Когда Сереже исполнилось 4 года, она начала проводить с ним музыкальные занятия. И они не прошли бесследно.

С. В.: учеба в консерватории

Когда Сереже было 9 лет, его семья переселилась в северную столицу. Мальчика сразу отдали учиться в Петербургскую консерваторию. Он попал в класс профессора Демянского. Через три года Сергею пришлось перевестись в Московскую консерваторию, так как его родители переехали в этот город. В 1892 году он окончил учебное заведение с В качестве работы на экзамен он написал оперу «Алеко», состоящую из одного акта. В этом же году она с успехом была поставлена на сцене Московского большого театра.

Биография Рахманинова С. В.: первые выступления

Как талантливый пианист Сергей Васильевич предстал перед публикой еще зимой 1892 года. Все быстро убедились в его незаурядных способностях. Уже тогда игра Рахманинова была яркой, сильной, звучала богато и насыщенно, отличалась остротой ритма. Волевая напряженность композитора захватывала, покоряла и приковывала внимание слушателей и зрителей.

Биография Рахманинова С. В.: признание и первый провал

Настоящую славу талантливому симфонисту его принесла фантазия «Утес». Написана она была почти сразу после завершения учебы в консерватории. В печати отметили тонкость и богатство, гармонию и яркость произведения, поэтичность его настроения. Конечно, индивидуальный обаятельный почерк Рахманинова как композитора чувствовался уже в первых опытах. В 1897 году случился провал его Первой симфонии. Рахманинов вложил в нее столько душевной энергии и труда и при этом остался непонятым большинством музыкантов и критиков.

Это стало для него глубокой психической травмой. На некоторое время Рахманинов замолчал: он критически переосмысливал все, что создал ранее. Зато результатом напряженной внутренней работы стал колоссальный творческий всплеск.

Биография Рахманинова С. В.: первые годы 20 века

В это время композитор сочинил целый ряд прекрасных произведений в разных жанрах. В 1901 году Рахманинов предстает перед публикой в совершенно новом свете. Второй фортепианный концерт показал его как создателя, который обладает всеми средствами новой техники. Еще одной несомненной творческой удачей Рахманинова стала Вторая сюита. По характеру музыки в некоторых моментах она даже перекликалась с концертом. Оперы «Франческа да Римини», а также «Скупой рыцарь» были показаны в течение одного вечера на сцене Большого театра. Они вызвали немало разногласий и споров, хотя и были встречены с интересом. Отдельное место в творчестве композитора отводится романсам. Фортепианное сопровождение этих произведений отличается разнообразием форм и красочностью.

С. В. Рахманинов. Биография краткая: эмиграция

Впервые композитор успешно гастролирует по Америке в 1909 году. Но тогда у него и мысли не было остаться за границей. А вот когда на родине произошла Рахманинов, в отличие от многих, был уверен, что старой России пришел конец, и ему как артисту жизни здесь не будет. Неожиданно он получил приглашение из Швеции. Ему предлагали принять участие в концерте в Стокгольме. Сергей Васильевич воспользовался этим случаем и вместе с женой и детьми в 1917 году оставил Россию. Сначала он отправляется в Швейцарию, оттуда - в Париж. А с 1935 года его семья живет в США. Только спустя 10 лет после длительного перерыва в творчестве он завершил Четвертый фортепианный концерт, который начал еще до Первой мировой войны, и обработал несколько народных песен для хора и оркестра. Рахманинов очень тосковал по Родине. Он собирал советские пластинки, читал всю прессу и книги, поступавшие из СССР.

Сергей Рахманинов. Биография: последние годы жизни

Завершающий концертный сезон композитора открылся в 1942 году. Он начался сольным выступлением осенью в Детройте. Через месяц большой сбор с концерта, проведенного в Нью-Йорке, Рахманинов уже не в первый раз отдал на военные нужды. Часть денег ушла Красному Кресту Америки, а часть через генерального консула была передана России. После изнурительной болезни в марте 1943 года Сергей Васильевич скончался в Беверли Хиллз, окруженный самыми близкими людьми.

С ергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всем мире. После Октябрьской революции он эмигрировал в Америку и прожил там последнюю треть жизни, однако музыкальные сочинения Рахманинова были известны всему миру, не исключая и Советского Союза.

Пять с тремя плюсами

Сергей Рахманинов родился в усадьбе Семеново Новгородской губернии (по другим данным, в имении Онег Старорусского уезда Новгородской губернии) в апреле 1873 года. Семья Рахманиновых была очень музыкальна. Дед учился у известного в России педагога и композитора Джона Фильда, и сохранилось несколько романсов и фортепианных пьес его сочинения, изданных в XVIII веке. Отец - потомственный тамбовский дворянин - тоже увлекался музыкой, но профессионально не играл. Первой учительницей музыки Сергея Рахманинова стала его мать Любовь Рахманинова, дочь генерала Петра Бутакова, директора Аракчеевского кадетского корпуса.

Когда Сергею Рахманинову было 8 лет, семья переехала в Петербург. Осенью 1882 года мальчик поступил на младшее отделение Петербургской консерватории в класс Владимира Демянского. Поначалу юный музыкант тяготился занятиями и часто их прогуливал. Но позже он встретился со своим двоюродным братом - молодым, но уже известным московским пианистом Александром Зилоти. Зилоти послушал игру мальчика и убедил его родителей отправить Рахманинова в Москву, в ученики к Николаю Звереву. Известный педагог держал в своем доме частный пансион для одаренных учеников и в условиях строжайшей дисциплины занимался с ними по шесть часов в день.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе Зилоти. Он окончил консерваторию как пианист и композитор, получив Большую золотую медаль за дипломную работу - одноактную оперу «Алеко». Чайковский , который принимал экзамен у юного композитора, поставил опере оценку «пять с тремя плюсами» и рекомендовал ее к постановке в Большом театре .

От первой симфонии до «симфонических танцев»

Сергей Рахманинов с супругой. Фотография: clubintimlife.ru

Молодой Рахманинов быстро стал любимцем московской публики: его знали как талантливого пианиста, композитора и дирижера. Но в 1897 году музыканта настиг настоящий провал: композитор Александр Глазунов крайне неудачно исполнил его Первую симфонию в Петербурге. Рецензии были разгромными. Новаторское сочинение Рахманинова не приняли ни критики, ни публика. Композитор впал в депрессию и на протяжении почти четырех лет ничего не сочинял и практически не выходил из дома.

Новый этап в его жизни и карьере наступил в 1901 году, когда композитор завершил Второй фортепианный концерт. Сочинение вернуло Рахманинову статус известного российского музыканта: он много писал, дирижировал на организованных Зилоти выступлениях, ездил с концертами в Европу, Америку и Канаду. Композитор занял должность дирижера в Большом театре, где руководил всем русским оперным репертуаром на протяжении нескольких сезонов, и возглавил художественный совет Российского музыкального издательства.

В 1902 году Сергей Рахманинов обвенчался со своей двоюродной сестрой, дочерью статского советника Натальей Сатиной. У них родились две дочери - Татьяна и Ирина.

Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов покинул Россию - вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией. Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами, поэтому вновь стал играть на фортепиано и выступать с концертами. Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи.

Сергей Рахманинов. Фотография: classicalarchives.com

Сергей Рахманинов. Фотография: meloman.ru

Сергей Рахманинов. Фотография: novostimira.net

Почти все первые 10 лет эмиграции Рахманинов не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя...» . Первое сочинение - Четвертый концерт и русские песни - он создал только в 1926–1927.

Рахманинов был нетерпим к советской власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. В годы Второй мировой войны он перечислял сборы от концертов в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР - на эти деньги в России построили военный самолет. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу» , - писал музыкант.

В последние годы жизни Рахманинова создал «Симфонические танцы», которые исследователи музыки считают одним из его лучших произведений. Все это время он продолжал выступать - и свой последний концерт дал за 6 недель до смерти. Композитора на стало в 1943 году, он всего несколько дней не дожил до 70-летнего юбилея. Рахманинова похоронили на кладбище Кенсико в Нью-Йорке рядом с женой и дочерью.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), композитор, пианист и дирижёр.

Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семёнове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию.

С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени А. Г. Рубинштейна.

На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.

Наиболее значительное из ранних произведений - одноактная опера «Алеко» на сюжет А. С. Пушкина. Она была закончена в небывало короткий срок - чуть больше двух недель. Экзамен состоялся 7 мая 1892 г.; комиссия поставила Рахманинову высшую оценку, ему была присуждена Большая золотая медаль. Премьера «Алеко» в Большом театре состоялась 27 апреля 1893 г. и имела огромный успех.

Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия.

В 1902 г. создана кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум». За неё композитор также получил Глинкинскую премию в 1906 г.

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. В тот же год композитор завершил свои оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.

Здесь была написана симфоническая поэма «Остров мёртвых». В марте 1908 г. Сергей Васильевич вошёл в состав Московской дирекции Русского музыкального общества, а осенью 1909 г., вместе с А. Н. Скрябиным и Н. К. Метнером, - в Совет Российского музыкального издательства.
В это же время он создал хоровые циклы «Литургия святого Иоанна Златоуста» и «Всенощная».

Осенью 1915 г. появился «Вокализ», посвящённый певице А. В. Неждановой. Всего Рахманинов написал около 80 романсов.

В 1917 г. положение в стране обострилось, и композитор, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.

Летом 1940 г. он закончил своё последнее крупное сочинение - «Симфонические танцы».
5 февраля 1943 г. состоялся последний концерт великого музыканта.

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов - композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).

Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Это «Детский альбом» (24 пьесы для фортепиано). Здесь и сценки из детской жизни («Игра в лошадки», трилогия: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), и картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»), и мелодии разных народов («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Русская песня»). Глубокое проникновение в детскую психологию, в царство детской фантазии способствовало созданию простых ярких пьес. «Детский альбом» Чайковского оказал большое влияние на сочинение произведений для детей русскими и советскими композиторами.

«Шестнадцать песен для дегей» композитор написал на стихи А. Плещеева, К. Аксакова и других поэтов. Наиболее известны из этого цикла песни «Мой садик», «Кукушка», «Мой Лизочек». В репертуар молодых музыкантов прочно вошли и 12 пьес, объединенных в цикл «Времена года». Все эти пьесы отмечены характерными чертами творчества Чайковского - прекрасной, яркой образностью, задушевностью высказывания. Многие, даже неискушенные слушатели хорошо понимают задумчивые и напевные мелодии, звучащие в пьесах из этого цикла, - «На тройке», «Баркаролу», грустную «Осеннюю песню», веселое оживление «Масленицы» - картинки русского быта. Изобразительное неразрывно здесь слито с лирическим, и весь цикл - это нарисованные композитором страницы жизни природы и людей.

Большое место в творчестве Чайковского занимает опера. Композитор считал, что опера «должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки...» В операх Чайковского гармонично сочетается раскрытие сложного внутреннего мира героев, их душевных переживаний с драматизмом действия. Это присуще всем операм композитора: «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Чародейке», «Мазепе», «Иоланте» и др.

Чудесный мир сказки нашел воплощение в балетах «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889; по мотивам сказки Ш. Перро) и «Щелкунчик» (1892; по мотивам сказки Гофмана). И хотя балеты написаны на разных этапах творческого пути композитора и не походят друг на друга (в «Лебедином озере» преобладает сфера драматическая, в «Спящей красавице» - эпическая, в «Щелкунчике» - характерная), но все они глубоко лиричны и во всех общая для Чайковского тема - стремление человека к счастью, преодоление препятствий в напряженной борьбе. Балеты Чайковского, созданные в содружестве с балетмейстерами Л. Ивановым и М. Петипа, разрешили главную проблему балетного театра - соотношение музыки и танца. Они открыли эру симфонического балета. Потому Чайковский - великий симфонист и оперный композитор - вошел в историю музыки как реформатор жанра балета. В его балетной музыке, сочетающей в себе черты других жанров, последовательно проводятся симфонические методы развития.

Важнейшая черта творчества Чайковского - ярко национальный характер его музыки. Естественно и органично «живут» в финалах Второй (1872) и Четвертой (1877) симфоний украинская песня «Журавель» и русская «Во поле березонька стояла». Просто и трогательно распета «Сидел Ваня на диване» в медленной части Первого струнного квартета.

Чайковский знал и любил свою Родину. Еще живя в Воткинске, где он родился, будущий композитор прислушивался к народному пению. Позже он часто бывал на Украине; его сестра Александра Ильинична была замужем за Л. В. Давыдовым - сыном известного декабриста. У своих родных Чайковский подолгу жил в Каменке.

Композитор много ездил по родной стране. Он любил и тонко чувствовал красоту русской природы. «...Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще и.в ее великорусские части в особенности», - писал он.

Эта «влюбленность в матушку Русь» звучит в его первой симфонии «Зимние грезы» (1866), написанной под впечатлением путешествия по берегам Ладожского озера и на остров Валаам. Образы зимней русской природы, Kpacdra зимнего пейзажа, широта русских равнин, настроение задумчивости и светлой грусти пронизывают первые две части цикла («Грезы зимней дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Третья часть - скерцо - подготавливает финал, как бы рисующий картину народного праздника, образ сильного и веселого русского народа.

Чайковский часто уезжал за границу. Его музыка получила мировое признание еще при жизни автора. Во многих странах композитор выступал пропагандистом русской музыки, дирижировал своими сочинениями. Не раз бывал он в Чехии, Германии, Франции, Италии. В 1891 г. Чайковский - в Америке, в 1893 г. - в Англии, где ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Но за границей он тосковал по России. С середины 1880-х годов Чайковский жил под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда городка Клина. Последнее жилище его сохранено в неприкосновенности, здесь Дом-музей П. И. Чайковского.

Но Чайковский знал не только природу России. Несправедливое устройство русского общества он тоже знал. Воспитанник петербургского Училища правоведения, он в возрасте 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиции. За три года службы через руки молодого юриста прошло около 20 дел крестьян, в которых в основном содержались просьбы в заступничестве против жестокости помещиков.

И не случайно, когда, бросив службу, он поступил в Петербургскую консерваторию, одним из первых его самостоятельных произведений была увертюра «Гроза» по драме А. Н. Островского.

«Служение обществу» он понимал серьезно и многосторонне. По окончании Петербургской консерватории в 1866 г. он начал работать в Москве: здесь также открылась консерватория, и Чайковский стал одним из первых ее преподавателей. Откликаясь на нужды отечественного музыкального образования, он создал первый русский учебник гармонии. В конце 60-х - начале 70-х годов Чайковский активно сотрудничал в качестве музыкального критика в газете «Русские ведомости». В своих статьях он боролся против слепого преклонения перед итальянской оперой, отстаивая русское музыкальное творчество. Чайковский горячо защищал просвещение, интересы широких масс в области национального искусства, глубокую уверенность в творческих силах России. И позже, уже будучи прославленным композитором, став одним из директоров Русского музыкального общества в Москве, он использовал свой авторитет для пропаганды русской музыки, музыкального просвещения.

В музыке Чайковский обращается к слушателю, размышляет совместно с ним о важных, серьезных вопросах жизни. Обобщенное содержание, как бы программу своей Четвертой симфонии, например, изложил сам композитор в одном из писем. От «безотрадных и безнадежных» чувств и «нежных грез» первой части, через меланхолические воспоминания, владеющие лирическим героем симфонии во второй части, через причудливые образы скерцо третьей, через преодоление зла, «рока» композитор ведет нас к грандиозному финалу - «картине праздничного веселья», к утверждению объективной ценности мира. Концепция эта близка основной идее Пятой симфонии Бетховена. Чайковский во многом и выступил как наследник бетховенского симфонизма.

Музыку Чайковского любил В. И. Ленин. Так, в письме к матери от 4 февраля 1903 г. он писал о Шестой («Патетической») симфонии: «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны - особенно последней симфонией Чайковского (Symphoniе pathetique)».

Сергей Рахманинов – выдающийся русский композитор, пианист и дирижер родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии.

Детство и родители

Отцом будущей мировой знаменитости был отставной военный Василий Аркадьевич Рахманинов. Он хорошо играл на разных инструментах, но занимался этим на любительском уровне. Скорее всего музыкальные таланты передались по папиной линии, так как дед играл на пианино и по городам России с гастролями много ездил. Сочиненные им произведения дошли до наших дней.

Маму Сергея звали Любовь Петровна. Ее отец возглавлял кадетский корпус и к творчеству не имел отношения. 2 апреля младенца крестили, окунув в купель местной церкви.

Музыкальный талант обнаружился у мальчика рано. Его мама познакомила маленького Сергея с нотами, провела начальные уроки игры на фортепиано. С переездом семьи в усадьбу Онег с ним профессионально начинает заниматься специально приглашенная учительница музыки, мамина подруга А.Д.Орнатская, которая в свое время училась в консерватории Санкт-Петербурга.

В молодости

Через определенное время семья Рахманиновых переезжает в столицу Российской империи. Отношения между родителями становились очень сложными, отец проиграл в карты все приданое супруги и ушел из семьи. Любовь Петровна вместе с детьми осталась в абсолютной нищете, поэтому Сергею пришлось жить у своей тетки, чтобы хоть как-то облегчить тяжелое положение.

Спустя два года при поддержке Орнатской юный Рахманинов поступил в консерваторию. Предоставленный самому себе и не имея никакого контроля, мальчик начал пропускать занятия. Ему интересно было вместо изучения нотной грамоты пойти на каток или же покататься на конке. Когда об этом стало известно, было принято решение перевести его в Москву.

На новом месте, в частном пансионе профессора Н.С.Зверева был строгий и постоянный надзор. Здесь Сергею было уже не до глупостей – шесть часов музицирования каждый день с обязательными посещениями Филармонии и Оперного театра.

Зверев развивал в своих учениках художественный вкус и широкий культурный кругозор, приглашая к себе в пансион известных музыкантов. Там Рахманинов познакомился с Петром Ильичом Чайковским, что стало важной вехой в биографии юного дарования.

Карьера

Самые первые сочинения Рахманинова, дошедшие до нашего времени, датируются 1887 годом, то есть когда ему было 14 лет. Через три года Сергей на стихи русских поэтов написал романсы, а еще «Вальс», чтобы сестры Скалон, а их было трое, могли исполнять его на фортепиано одновременно в шесть рук.

Большая (так и пишется с заглавной буквы, наверное, чтобы придать значимости) золотая медаль была вручена Рахманинову по окончании Московской консерватории, которую он окончил и как пианист, и как композитор. Блестящей дипломной работой выпускника-музыканта стала опера «Алеко», состоящая из одного акта. Очень приятно было Сергею от осознания того, что высоко оценил его оперу П.И.Чайковский.

По настоянию мировой знаменитости она была поставлена на сцене Большого театра. Более того, Чайковский ставил вопрос о включении «Алеко» в репертуар самого величественного театра в России, но замыслу его осуществиться было не дано. Петр Ильич неожиданно заболел и скоропостижно скончался. Сергей посвятил гению Элегическое трио, назвав его «Памяти великого художника».

Рахманинов начал публично выступать как пианист. Чтобы заработать больше денег ему пришлось давать уроки фортепиано для учеников частным образом. Но надолго Сергея не хватило, таланту тяжело обучать простых смертных. Им надо по многу раз объяснять, они не умеют хватать на лету, никакого терпения не хватит. В общем учительствовать композитор совсем не любил, и не скрывал этого.

Премьера написанной им в 22 года Первой симфонии неожиданно обернулась полнейшим провалом в 1897 году, что стало абсолютным потрясением для Рахманинова. Жесточайшая критика раздавалась в адрес произведения. Он настолько не был к этому готов, что тяжелая меланхолия поразила Сергея. Ему не хотелось ничего делать, депрессия одолевала музыканта.

Семья невесты, а он был тогда уже признан официальным женихом Натальи Сатиной, бросилась его спасать. С помощью московского лекаря Николая Даля, а вернее его дочери яркой красавицы Ланы, в которую Рахманинов влюбляется, композитора удалось вернуть к жизни и творчеству.

Сергей заявляет о себе за рубежом, где выступает сначала в Лондоне, затем в Италии. Происходит это как раз на рубеже двух столетий. Следующие 15 лет становятся самыми лучшими и плодотворными в творческой биографии знаменитости. Начинается зрелый период деятельности композитора, о чем свидетельствует его Второй фортепианный концерт – важное события для мира классической музыки.

На пике славы

К Рахманинову приходит безумная популярность, он окружен выдающимися друзьями – Федором Шаляпиным, Владимиром Горовицем, Натаном Мильштейном. Три зимы он живет в немецком Дрездене, затем в Париже дирижирует на концертах, приводя в восторг местную публику, совершает турне по США и Канаде, где музицирует на рояле.

Сочиняет Третий фортепианный концерт. Дальше – больше: Романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «Маргаритки», фортепианные пьесы, богослужебные композиции, симфоническая поэма, музыкальные произведения для скрипки. Он работает в удовольствие, у него все легко получается.

Везде Сергея Васильевича сопровождает успех, он купается в мировой славе. И в этот момент происходит Октябрьская революция. Гегемон пролетариат, прямо на глазах музыканта, бесцеремонно вышвыривает его рояль из родового поместья. Музыкальный инструмент, как пережиток буржуазного царского режима, летит со второго этажа, как ненужная ветошь.

Советскую власть композитор не воспринял и при первой же возможности покинул Россию навсегда. Кстати, у него произошел тяжелый разрыв с его мамой, которая не поехала в эмиграцию. Неизвестно, какой у них состоялся разговор, но позже сын с ней практически не общался. В 1918 году Рахманинов поселяется в США.

Любовь к России он пронесет до конца своих дней, в годы Второй мировой войны им будет оказана большая помощь Отчизне и отдельным людям, живущим на Родине. Много денег музыкант перечислит для защиты страны от грозного врага, но негативную реакцию всегда будет вызывать у него упоминание о советском строе, руководителей которого Сергей на дух не выносил.

Девять лет жизни за рубежом ознаменовались большим количеством концертов, на которых музыкант играл и дирижировал. Это забирало много сил и энергии, поэтому Рахманинов не сочинял новую музыку. Получился такой вынужденный застой.

Вообще же, за все годы эмиграции, а это ни много, ни мало, четверть века, Сергей Васильевич создал всего шесть произведений. Не было уже того прежнего «фонтанирующего» творчества, когда спрашивали: «Как можно было столько всего создать за столь небольшой промежуток времени?» Но все его музыкальные композиции относятся к шедеврам музыкального искусства.

Личная жизнь

После того, как юный Рахманинов покинул частный пансион выдающегося музыкального педагога Зверева, он стал проживать у родной тети Варвары Аркадьевны Сатиной, которая спасла молодого гения от нищенского существования. Теткина дочь пианистка Наталья Сатина станет его будущей женой, то есть Сергей женится на своей двоюродной сестре.

Влюбчивое сердце Рахманинова переживет и другие пылкие моменты. Летом 1890 года он гостил в Ивановке, где находилось имение его родной тетки по отцу, и познакомился там с сестрами Скалон – Натальей, Людмилой и Верой. Взаимная юношеская любовь накрыла его и Верочку, которую он звал «Моя Психопатушка». Вернувшись в Москву, от пишет ей больше сотни нежных, ласковых писем.

Впрочем, все это не мешает Рахманинову практически сразу же влюбиться в жену собственного друга Анну Лодыженскую. Да еще и романс в ее честь посвятить с таким провокационным названием «О нет, молю, не уходи!» Какая наглость.

С женой Натальей

Нет ничего удивительного в том, что творческую личность всегда на сочинение возвышенной лирики подвигала любовь к женщине. В конце жизни музыкант лишь подтвердит очевидное. Источниками вдохновения назовет любовь, природу, поэзию и через длинную паузу… прекрасную даму.

Очень противоречивым и скрытным был Рахманинов, и не всегда его можно понять. Так, например, он утверждал, что музыканту нужно жить одному, хотя его родные свидетельствуют о другом. Что бы там он ни утверждал, а сам не мог переносить одиночества совершенно.

Своей будущей женой Натальей Александровной Сатиной, хотя они и были знакомы уже продолжительное время, Сергей увлекся, когда ему было двадцать лет. Именно ей посвящен романс «Не пой, красавица, при мне». Свадьбу сыграли в 1902 году, венчание прошло в военной церкви. У пары родились две дочери – Ирина и Татьяна. Потом появились внуки.

Тайны, рассказанные через много лет

По признанию внука композитора Александра Рахманинова (ныне покойного, его не стало в 2012 году), выдающийся музыкант сорок лет жил в очень обременительном для него любовном треугольнике. Сердце его принадлежало не только супруге Наталье, и она прекрасно знала об этом еще с самого начала всей продолжительной и скрытой от других истории. Внешне все было прекрасно, идиллия в отношениях.

Но и Сергей и жена не сомневались, что по завершении каждого концерта пианиста будет ждать маленький подарок. Он всегда неизменный – веточка белой сирени. Интересно, где Лана ее находила в холодные месяцы зимы. Да, это именно та самая дочь врача.

Никогда Наталья по этому поводу не устраивала своему мужу скандалов, не говорила ни одного слова упрека, не выясняла никаких отношений. Какими были переживания у женщины в душе, лучше не представлять. Чего ей это стоило, тут даже подумать невозможно. Оказывается, Наталья специально придумала легенду, что Рахманинова на длительный период накрыла меланхолия, лечить которую он ходит на сеансы гипноза к доктору Далю. Хотя он ходил туда уже по другому поводу. Следует говорить о величии жены музыканта.

Тяжело было и Сергею Васильевичу, в сердце которого гармонично уживалась любовь к обеим женщинам. Конечно, он мучился из-за этого, но бессилен был что-либо сделать, и карал себя за это несколько десятков лет. Ни от одной из них не хотел избавиться великий пианист и дирижер.

Кто-то подметил, что музыка композитора похожа на мольбу грешника, просящего прощения. Утверждать не станем, мы глубоко этот вопрос не исследовали.

Когда перед смертью силы покидали выдающегося композитора, то Наталья Александровна послала шофера за Ланой и та незамедлительно приехала. В момент последнего вздоха у изголовья великого человека находились две женщины. «Мой добрый гений» – именно так Сергей называл свою жену в благодарность за ее мудрость и терпение.

Умирал Рахманинов тяжело. Из-за того, что он много курил, у него образовалась онкология. Правда, сам пианист об этом не подозревал и работал до последних дней. Заключительный период жизни Сергей находился в Калифорнии. В какой-то момент музыканту показалось, что на улице играют его «Всенощную». Через мгновение он навсегда ушел в лучший из миров. До его 70-летия оставалось три дня.

Считается, что Рахманинов всегда был мрачным, нелюдимым, с тяжелым характером. На фотографиях он неулыбчив, суров, иногда даже устрашающ с высоким ростом в 198 см. Американские репортеры никак не могли понять его отчужденности от собственных почитателей, ведь звезда вообще-то должна любить находиться в центре внимания.

Композитору не нравилось, когда лезли его фотографировать, а интервью вообще давать не любил и если уж и отвечал на вопросы прессы, то неохотно.

Его внук, который руководил фондом имени своего знаменитого родственника, повествовал о малоизвестных эпизодах жизни деда. Оказывается, композитор был простым человеком, с присущим ему хорошим чувством юмора. Мог повеселиться, пошутить, приколоться над Шаляпиным, с которым знаком был с конца ХІХ столетия. Тот тоже не оставался в долгу, по-доброму говоря Сергею: «морда ты моя татарская», зная, что в роду музыканта были татарские корни.

Устроил как-то раз Рахманинов себе веселье, когда вписал по-тихому ноту в экземпляр Шаляпина, приготовленного для камерного концерта с узким кругом лиц. Сергей знал наперед, что бас Федора Ивановича взять эту ноту не сможет и потому сел скромно в конце небольшого зала, чтобы быть первым у выхода.