Негласный комитет эпохи александра 1. Состав и основные направления деятельности негласного комитета

В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций). Павел I оставил после себя четверых сыновей: Александра, Константина, Николая и Михаила. Старший из них, Александр, вступил на престол; он был любимым внуком Екатерины II и заботами ее получил тщательное воспитание. Александр I был человеком нового столетия. Пообещав править по заветам своей бабки Екатерины II, он гораздо глубже ее понимал идеи французских просветителей и пытался претворить в жизнь некоторые их положения. Еще в юном возрасте он почерпнул эти идеи от своего воспитателя, швейцарского республиканца Ф. Лагарпа. Вступив на престол, Александр отменил наиболее одиозные указы отца и восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезд за границу, на европейскую литературу, возвратил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. человек), пострадавших при Павле. Не доверяя старому отцовскому окружению, а может быть, и опасаясь его, он в 1801 г. собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», получивший название Негласного комитета (1801-1803). В него входили А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Все они были давними приятелями Александра Павловича и каждый из них был по-своему интересен и талантлив. Воспитанные под влиянием английских государственных идей, они стремились применить эти идеи к обустройству России.

Организуя Комитет, император пытался не только собрать свою «команду», но и создать штаб, который должен был разработать проекты реформ России. Планы Комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России. При этом под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

За полтора года работы Комитет наметил основные направления будущих перемен, сосредоточившись на двух главных проблемах: ограничении крепостного права и изменении формы правления. Однако практические результаты деятельности «молодых друзей» оказались незначительными, хотя о некоторых мероприятиях надо сказать особо. Указом 12 февраля 1801 г. получили разрешение покупать незаселенные свободные земли все недворяне, за исключением крепостных крестьян: купцы, мещане, государственные крестьяне. Тем самым была нарушена монополия дворянства на землю, несколько расширены возможности для предпри­нимательства. 20 февраля 1803 г. по инициативе С.П. Румянцева (сына екатерининского фельдмаршала П.А. Румянцева) появился указ императора «О вольных хлебопашцах», который послужил поводом для обвинения Александра I в лицемерии. Действительно, разрешение отпускать крестьян на волю (с обязательным наделением землей) на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп), полученное помещиками по этому указу, не повлияло на крепостническую систему. Получившие вольную на основании указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами». Этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное, значение: к концу царствования в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс. Однако, если предположить, что этот указ был не столько наивным обращением к добрым чувствам помещиков, сколько проверкой их готовности к радикальным переменам, то такой шаг выглядел вполне разумным и необходимым. В 1803 г. Негласный комитет был распущен ввиду неприятия его проектов дворянством и неготовности императора к радикальным действиям.


Первая половина царствования Александра ознаменовалась важными преобразованиями во внутренних учреждениях. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Большинство историков сходится во мнении, что это наиболее важное, если не единственно реальное преобразовательное мероприятие, осуществленное Александром в первые годы царствования.

Одновременно с учреждением министерств 8 сентября 1802 г. специальным указом императора расширялись права Сената. Он объявлялся «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией (с правом контроля за деятельностью министров). Однако в действительности указанные функции Сената оказались призрачными, а полученное им право представления императору своего мнения по указам (некоторое подобие законодательной инициативы), а также ответственность министров перед Сенатом - мнимыми.

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского (1772-1839). Выходец из семьи сельского священника, Сперанский благодаря поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и стал одним из ближайших советников императора. Являясь сторонником освобождения крестьян, Сперанский тем не менее придерживался более умеренных взглядов, чем члены Негласного комитета (получившего среди дворянства и бюрократии прозвище «якобинской шайки»). В отличие от членов Негласного комитета, бывших почитателями английских учреждений, Сперанский отдавал предпочтение французской системе; он увлекался простотой и стройностью государственного механизма во Франции при Наполеоне. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ. Эта позиция оказалась близка либеральному и осторожному императору. К тому же государственная машина Российской империи действительно требовала модернизации.

В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований. Сперанский составил план целой системы государственных учреждений, который отличался внешней стройностью и гармонией своих частей. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий) и некоторое ограничение самодержавной власти императора. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского (иногда его называют конституцией) был заложен принцип разделения властей. Стержнем проекта являлась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума, которая как бы венчала пирамиду волостных, окружных и губернских дум. Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. Права императора были весьма широки, но при этом твердо очерчены. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений. Члены Совета не избирались, а назначались императором; Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной.

Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную. Император одобрил этот проект, но принять его в целом не решился. Реализованы были лишь некоторые замыслы Сперан­ского. Так, в январе 1810 г. был создан Государственный совет; в том же году последовало преобразование министерств, функции которых были распределены более точным образом, чем прежде (при этом министерство коммерции было упразднено и были вновь учреждены министерства полиции и путей сообщения; впоследствии обер-прокурор Священного синода получил значение министра).

В более полном виде идеи Сперанского удалось осуществить в России лишь через 100 лет, в 1905-1906 гг.

Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызвало негативную реакцию как слева, так и справа. Сперанский - «первый министр» императора - стал объектом постоянных нападок консервативной части «света» и противников преобразований. О Сперанском распускались политические сплетни, молва объявляла его даже французским шпионом. Наступило и охлаждение в личных отношениях Александра и Сперанского. В итоге в 1812 г. Сперанский был обвинен в шпионаже в пользу Наполеона и выслан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а затем переведен в Пермь. На государственную службу он был возвращен в 1816 г.; впоследствии Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири (1819).

Война с Францией нарушила реформаторские планы Александра I. Одержав победу над Наполеоном, Россия превратилась в основного гаранта Венской международной системы, поддерживавшей статус-кво на континенте. Новое международное положение не благоприятствовало внутренним реформам.

Негласный комитет

В первой половине XIX века в государственном управлении было значительно усилено значение высшего, императорского управления. С этой целью были реорганизованы старые и созданы новые органы, более тесно связанные с местными учреждениями.

Так, 26 марта 1801 года был упразднен Совет при высочайшем дворе, утративший еще в предшествующее царствование свое высокое положение, переставший функционировать и влиять на систему управления.

Став императором, в первые годы своего правления Александр I опирался на своих близких молодых сподвижников: В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, П.А. Строганова, А. Чарторыйского, советовался с «друзьями юности», объединил их в «негласный комитет». Это комитет не имел официального статуса государственного учреждения, однако, именно он оказал огромное влияние на изменения в управлении империей. Вплоть до ноября 1803 года здесь обсуждались почти все государственные меры, проекты реформ, многие из которых предложили сами же участники этого «интимного кружка Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 378.».

Стоит сказать, что негласный комитет играл довольно значимую роль во внутриполитической жизни страны. Планы, при его создании были чрезвычайно обширны: от полной реорганизации государственного управления, до постепенной отмены крепостного права и введении в России конституции. Говоря об этом, следует отметить, что под конституцией члены негласного комитета понимали создание представительского учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение самодержавной власти через создание новых законов.

По мнению Многих историков, в том числе, С, Ф. Платонова, практически все преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его правления напрямую, или косвенно были связаны именно с деятельностью этого комитета Дворниченко А. Ю. И др. Русская история с древнейших времен до наших дней. СПб.; Лань, 2004. С. 196-197..

В частности, вполне очевидно активное участие членов «негласного комитета» в подготовке и проведении министерской реформы, разработке системы министерств в России, реформы Сената, а также ряда других крупнейших преобразований в России начала XIX века Стариков Н. В. История России с древнейших времен до XX века. М.; ПРИОР, 2001. С. 291..

Учреждение системы министерств

8 сентября 1802 года был учрежден Комитет министров, ставший новым, и весьма важным органом управления. Его оформление напрямую связано с созданием министерств. Учреждающий данный орган власти манифест предусматривал возможность для министров собираться вместе по инициативе и под председательством императора на совещания для обсуждения сложных межведомственных вопросов. Собрания министров приобрели характер совещаний абсолютного монарха с главами всех центральных учреждений. При этом состав Комитета постоянно расширялся за счет высших чиновников, назначавшихся императором и ответственных перед ним.

Уже в 1810 году в его состав были введены: председатель, госсекретарь, главы департаментов Госсовета, а также другие влиятельные должностные лица.

20 марта 1812 года, по предложению М. М. Сперанского «учреждением комитета министров» оформлены законодательно пределы компетенции, функции, а также состав комитета. Согласно ему, никакое заключение комитета не могло быть приведено в исполнение, пока оно не рассмотрено императором и не утверждено им, а министры введены в состав Сената Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5 1895 года - №11 1896 года. / Allpravo.ru.

Под непосредственным руководством императора комитет рассматривал также дела, которые касались деятельности нескольких министерств, требующие новых законов, согласованных действий, а также чрезвычайно запутанные дела, которые не могли быть решены в рамках деятельности лишь одного министра. Кроме того, под руководством императора проверялись и обсуждались также материалы сенатских ревизий, назначения, увольнения, награждения, выговоры местным администраторам и даже отдельные законопроекты.

В отличие от западных правительств, возглавляемых самостоятельными председателями (премьерами) и представлявших объединение, кабинет министров, российский Комитет министров не был подобным правительством, или главой исполнительной вертикали управления, несмотря на то, что эти вопросы неоднократно поднимались в «негласном комитете» и других инстанциях. В ходе подготовки учреждения министерств предлагалось изучить опыт английского объединенного кабинета (министерства) его королевского величества, где были глава министерства и главы восьми отраслевых отделений.

Здесь стоит отметить, что и Александр I, и Николай I боялись утратить часть собственных верховных функций, а также возникновения относительно самостоятельного главы центрального исполнительного управления. Тем самым, за основу был взят не английский, а опыт административной системы наполеоновской Франции, где министры не объединялись в один совет, а непосредственно подчинились императору Бонапарту, являясь членами Сената с совещательным голосом. При этом сам Сенат имел право судить министров в случае нарушения ими свободы печати и личной свободы.

Французский опыт весьма импонировал Александру I и Николаю I, поскольку полностью соответствовал их стремлению удерживать бразды правления в собственных руках. Таким образом, было сохранено право царей самолично управлять государством, поскольку именно они сами назначали, увольняли, контролировали министров, направляли и объединяли их действия, принимали их всеподданнейшие индивидуальные доклады, осуществляли через Комитет министров верховный надзор за деятельностью государственного аппарата Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 379-380..

Как уже было сказано выше, возникновение министерств находится в тесной связи с общей административной реформой. Проведение, характер и необходимость этой реформы обусловили целый ряд причин. Прежде всего, среди них стоит назвать нравственные качества императора Александра I и окружавших его лиц, внешние влияния, а также состояние государственной и общественной жизни.

Разумеется, что проведение в жизнь такой важной и сложной реформы, как переустройство всего высшего государственного управления, требует весьма взвешенного и осторожного подхода, а значит определенная доля ответственности за ее последствия лежит не только на самом императоре, но и на его сподвижников.

Тем самым, успех преобразования центральных органов при Александре I во многом зависел также от характера окружавших императора лиц, от их умственного и нравственного развития, от их политических взглядов. Наиболее близкими к императору лицами были члены негласного комитета: Новосильцев, граф Строганов, князь Кочубей, князь Чарторижский и князь Голицын.

Говоря об особенностях характера и взглядов графа В.П. Кочубея, стоит еще раз подчеркнуть, что он получил прекрасное заграничное воспитание, сначала в Женеве, а потом в Лондоне, где с успехом занимался политическими науками. Как и Новосильцев, в царствование Павла он жил в отставке, и лишь при Александре, питавшем к нему искреннюю дружбу, он вновь был призван к государственным делам.

В силу особенностей собственного характера, образования и жизненного пути, многие современники даже были склоны обвинять его в том, что он знал Англию лучше России, поскольку многое старался переделать на английский манер. Вообще это был человек чрезвычайно умный, одаренный превосходною памятью и умевший распознавать людей и пользоваться ими.

При учреждении министерств Александр I, разумеется, не обошелся без многократных совещаний со своими сотрудниками. О содержании этих совещаний мы знаем из дошедших до нас записок его участников. Совещания по поводу организации министерств происходили в рамках «негласного комитета», в состав которого входили наиболее приближенные к императору лица, и состояли в обсуждении представляемых членами комитета проектов. Подобные проекты были представлены Чарторижским, Кочубеем, Новосильцевым, а также другими приближенными в государю людьми.

Результатом совещаний неофициального комитета стал, уже упоминавшийся ранее, указ 8 сентября 1802 года, которым учреждались министерства. Указ этот был неожиданностью даже для лиц, стоявших на высших ступенях чиновничьей иерархии, благодаря чему, появилось множество недовольных, перетолковывавших указ в неблагоприятном для него смысле. В действительности указ этот, был весьма далек от совершенства.

В нем нет четкого определения компетенции министерств, их состава, организации и делопроизводства. Общее учреждение министерств, выраженное в указанном манифесте, отличается крайней неопределенностью и наполнено многочисленными недомолвками Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5 1895 года - №11 1896 года. / Allpravo.ru.

В своей основе данный манифест содержал ряд немаловажных установлений. В нем была подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I. Введение министерской системы государственного управления было мотивировано необходимостью приведения всех частей управления государством в прочное устройство, в соответствии с намерениями императора. В нем также выражалась надежда на то, что министерства помогут утвердить в стране спокойствие, тишину, правосудие, благоустройство империи, а также оживить промышленность, торговлю, все хозяйство в целом, распространить науки и художества, возвысить общее благосостояние, обеспечить благоденствие народов, входящих в состав Российской империи.

Согласно установлению, государственными делами теперь должны были управлять восемь министерств: военных сухопутных сил; военных морских сил; иностранных дел; юстиции; внутренних дел; финансов; коммерции; народного просвещения: «Управление государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим Государственные учреждения в России. Ред. Пищулин Н. П. Нижний Новгород; ННГУ, 1994. С. 54.».

Предполагалось также, что при разделении государственных дел каждое министерство будет ведать определенной их частью. При этом, все министерства должны были обеспечить естественную связь и единство управления. Сами министры должны были назначаться только императором и нести перед ним ответственность, а также непосредственно управлять всеми вверенными им частями. Через Сенат министры были обязаны представлять императору ежегодные письменные отчеты. В них должно было быть обосновано расходование средств структурами министерства, отражены успехи в деятельности министерства, а также состояние текущих дел и возможные перспективы развития.

Помимо прочего, Сенату было необходимо рассматривать и анализировать деятельность министров, представлять доклады императору с соответствующими заключениями, а также мнением о состоянии управления каждым из министров. Министры же должны были управлять вверенными ему структурами на местах и получать еженедельные мемории обо всех текущих их делах, иметь постоянные связи с ними.

Согласно манифесту, учреждалась также должность «товарища министра», который должен был помогать министру в его деятельности. Были также совмещены должности министра юстиции и генерал-прокурора Сената, а также определены функциональные направления, предметы и параметры деятельности каждого из министров, подведомственные ему сохраненные государственные коллегии http://www.i-u.ru/biblio/archive/istorija_gosudarstvennogo_upravlenija_rossii/08.aspx - _ftn3 и другие учреждения. Тем самым, обеспечивалась преемственность управления и эволюционный характер преобразования его аппарата при переходе на качественно новый уровень единоначалия, ответственности, исполнительности и формирования ведомственности Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 410..

Негласный комитет - неофициальный совещательный орган в России при императоре Александре I. Действовал с июня 1801 г. до сентября 1803 г. .

Молодой император Александр I постепенно удалил от двора убийц своего отца Павла I и окружил себя своими «молодыми друзьями». Они и вошли в состав Негласного комитета. Это были граф П. А. Строганов, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев .

Предполагалось, что Негласный комитет разработает государственные реформы и даже подготовит конституцию. В Негласном комитете обсуждались многие правительственные мероприятия нач. 19 в. - реформа Сената, учреждение министерств в 1802 г. и др. Пристальное внимание Негласный комитет уделял крестьянскому вопросу и подготовил некоторые мероприятия для его решения - указы о дозволении купцам и мещанам покупать землю в собственность (1801 г.), о вольных хлебопашцах (1803 г.). Н. П. .

Новосильцев Николай Николаевич (1768 - 08.04.1838 гг.) - русский государственный деятель, президент Петербургской академии наук в 1803-1810 гг., граф (1833 г.) .

Н. Н. Новосильцев был из древнего дворянского рода. Он воспитывался в доме дяди, графа А. С. Строганова. Записанный с детства в пажи, с 1783 по 1796 гг. находился на военной службе. Он отличился в русско-шведской войне 1788-1790 гг. и за храбрость его произвели в подполковники. После окончания войны его представили великому князю Александру I Павловичу .

В 1794-1795 гг. он отличился в сражениях при подавлении польского восстания, проявил административные и дипломатические способности. В первые годы правления Александра I он пользовался его особым доверием, был членом Негласного комитета, объединявшего наиболее близких его друзей. Новосильцев занимался проектами реформ земледелия, торговли, ремесел и искусств. Он предложил заменить коллегии министерствами. Занимал ряд высших государственных должностей: был президентом Академии наук и одновременно попечителем Петербургского учебного округа, а также товарищем (заместителем) министра юстиции .

С конца 1804 по 1809 г. выполнил ряд дипломатических поручений в Западной Европе, заключил союз с Великобританией. С 1813 г. - вице-президент временного Совета герцогства Варшавского. Когда его переименовали в Царство Польское, Новосильцев был главным императорским делегатом при его правительстве и главнокомандующим польской армией при Константине Павловиче. В 1819 г. составил проект конституции. В 1813-1831 гг. проводил суровую русофильскую политику в Царстве Польском. Его высокомерие и жестокость вызвали недовольство у поляков. С 1834 г. и до конца жизни был председателем Государственного совета и Комитета министров. По отзывам современников, Н. Н. Новосильцев был человеком ума необыкновенного, но властолюбивым и жестоким. Н. П. .

Чарторыйский Адам Адамович (Адам Ежи (Юрий)) (14.01.1770 - 15.07.1861 гг.) - князь, польский и российский государственный деятель .

А. А. Чарторыйский происходил из знатного польско-литовского аристократического рода. Его отец, генерал-фельдмаршал австрийских войск Адам Казимеж, претендовал на польский трон, но отказался в пользу своего двоюродного брата Е. А. Понятовского .

Родители старались дать сыну лучшее образование, которое он завершил в Англии. В 1792 г .

Чарторыйский участвовал в военных действиях против русских войск, и это заставило его эмигрировать в Англию. Он хотел вернуться на родину, узнав о восстании Т. Костюшко, но Екатерина II арестовала имения Чарторыйских и обещала вернуть их, если Адам и его брат Константин будут жить при дворе как бы в качестве заложников. В 1795 г. он жил в Петербурге, где подружился с великим князем Александром I Павловичем, но эта дружба вызвала подозрения, и Павел I отправил его посланником ко двору сардинского короля .

В 1801 г. император Александр I вызвал Чарторыйского в Петербург и назначил членом Негласного комитета. Он пользовался неограниченным доверием императора, который с 1802 г. назначил его товарищем (заместителем) министра иностранных дел, с 1804 г. - министром иностранных дел, одновременно сенатором и членом Государственного совета. На этом посту Чарторыйский заботился в первую очередь о возрождении независимого польского государства путем заключения военного союза России с Англией и Австрией против Франции. Но поражение при Аустерлице, сближение России с Пруссией вызвало охлаждение императора к плану Чарторыйского. В июне 1806 г. он был уволен с поста министра иностранных дел. Однако Александр I продолжал прислушиваться к его советам, и он участвовал в Венском конгрессе 1814 г. Чарторыйский сумел убедить русского царя создать в составе России Царство Польское и даровать ему конституцию. Александр I назначил Чарторыйского сенатором-воеводой и Административного совета (правительства) Царства Польского. Однако в 1816 г. за распространение идеи вхождения литовских губерний в состав Царства Польского ему пришлось уйти в отставку .

До 1830 г. Чарторыйский занимался наукой и литературой. В кон. 1830 г. польские повстанцы, овладевшие Варшавой, избрали Чарторыйского президентом Сената и главой Национального правительства. После подавления восстания в 1831 г. Чарторыйский эмигрировал во Францию, где оставался до конца жизни, возглавляя аристократический лагерь польской эмиграции. Чарторыйский выступал за восстановление польской независимости путем военного выступления западных держав против России. Император Николай I в 1831 г. исключил его со службы и лишил княжеского титула и дворянского достоинства .

Кочубей Виктор Павлович (11.11.1768 03.06.1834 гг.) - князь, государственный деятель .

В. П. Кочубей был потомком В. Л. Кочубея, казненного в 1708 г. гетманом И. Мазепой, и племянником А. А. Безбородко, государственного канцлера времен правления Екатерины II. Кочубей воспитывался в доме своего дяди, который прочил ему карьеру дипломата. Свою службу он начал в Преображенском полку, затем был назначен адъютантом к князю Г. А. Потемкину. В 1784 1786 гг. был прикомандирован к миссии в Стокгольме. В Швеции он продолжил свое образование .

Благодаря влиянию дяди в 1792 г. его назначили посланником в Константинополь. Кочубей желал, чтобы все державы дорожили дружбой России. В 1798 г. он стал членом Коллегии иностранных дел и помощником своего дяди. Но после смерти А. А. Безбородко в 1799 г. впал в немилость, и Павел I уволил его в отставку .

При Александре I Кочубей входил в Негласный комитет, занимавшийся подготовкой государственных преобразований, с 1801 г. - сенатор, инициатор создания министерств, в 1802 1807 гг. и 1819 1823 гг. - первый министр внутренних дел Российской империи, с 1827 г. - председатель Государственного совета и Комитета министров, с 1834 г. - канцлер .

Кочубей считал крепостное право «гигантским злом», но боялся «потрясений». Он разрабатывал проект государственных реформ, частично осуществленных в 1830-1840-е гг., был сторонником разделения властей при сохранении верховенства самодержавной власти. О. Н .

Дней Александровых прекрасные начала.

Александр Пушкин

Русским государям, вступавшим на трон, было очень легко начинать: достаточно было отменить, простить, реабилитировать - исправить сделанное предшественником. Пушкин вспоминал с тоской в 1822 г. прекрасные дни начала царствования Александра. В 1801 г. все были счастливы. 15 марта, через 4 дня после убийства Павла, новый царь простил 156 человек, в том числе Радищева. Последовавшими указами были помилованы другие жертвы свергнутого императора - всего 12 тыс. человек. Принимая во внимание немногочисленность правящего слоя, на который в первую очередь обрушивался гнев Павла I, это цифра очень внушительная. В марте были восстановлены дворянские выборы по губерниям; амнистированы бежавшие за границу; объявлен свободный въезд и выезд за границу; разрешены частные типографии и ввоз всяких книг из-за границы. 2 апреля восстановлена жалованная грамота дворянству и городам, данная Екатериной. Уничтожена тайная экспедиция - секретная полиция императора. 27 сентября были запрещены пытки и «пристрастные допросы». Само слово «пытка» было запрещено употреблять в делах.

В манифестах, указах, частных разговорах Александр I выражает свое горячее желание водворить на место произвола законность. Для подготовки и осуществления необходимых реформ Александр собирает вокруг себя друзей, молодых людей, которые в мае 1801 г. становятся членами особого Негласного комитета.

Состав комитета, собиравшегося на тайные заседания до сентября 1804 г., вызывал надежды у сторонников реформ и опасения у противников. Членами комитета Александр назначил четырех представителей нового поколения, воспитанных на самых передовых идеях XVIII в., отлично знавших Западную Европу. Лагарпа, приехавшего в Петербург по приглашению императора, Александр в комитет не назначил, хотя много с ним говорил.

Во второй половине XIX в. были опубликованы протоколы заседаний Негласного комитета, все его члены написали воспоминания. Первое столкновение мечтаний и реальности, пережитое Александром I, отлично документировано. Записку о необходимости создать особый Негласный комитет для обсуждения плана преобразований России представил царю граф Павел Строганов (1772-1817), единственный сын самого богатого из екатерининских вельмож, личный друг Александра. В 1790 г., вместе со своим воспитателем, французом-республиканцем, математиком Жильбером Роммом, Павел Строганов оказался в Париже. Вступил в якобинский клуб, стал любовником неистовой революционерки Теруань де Мерикур. Вызванный Екатериной в Петербург и отосланный в деревню, Павел Строганов был вскоре возвращен ко двору. С великим князем Александром его познакомил князь Адам Чарторыйский (1770-1861). Александр, метавшийся между двором Екатерины и гатчинским двором отца, выбрал себе в друзья князя Чарторыйского, находившегося в Петербурге в качестве заложника после разгрома восстания Костюшко. Дружба сохранилась и после того, как наследник стал императором. Близким отношениям не помешали даже слухи об увлечении молодой супруги наследника польским князем. Рассказывали, что когда у великой княгини Елизаветы родилась в мае 1799 г. дочь, ее показали Павлу. Император спросил у статс-дамы Ливен: «Сударыня, возможно ли, чтобы у мужа-блондина и жены-блондинки родился черненький младенец?» Статс-дама совершенно справедливо возразила: «Государь! Бог всемогущ». Адам Чарторыйский был «сослан» послом ко двору короля Сардинии, находившегося в изгнании, но остался близок Александру - и был вызван в Петербург после убийства Павла.

Третьим членом комитета был назначен двоюродный брат Павла Строганова Николай Новосильцев (1761-1836). Четвертым стал Виктор Кочубей (1768-1834), племянник канцлера Безбородко, воспитанный в Англии, в 24 года занимавший пост посла в Константинополе.

Талантливые, образованные друзья императора на первом же заседании Негласного комитета сформулировали задачи и план его работы: узнать действительное положение дел в России; реформировать правительственный механизм и, в заключение, обеспечить существование и независимость государственных учреждений конституцией, дарованной самодержавной властью и соответствующей духу русского народа. Две коренные, неизменные проблемы стояли на повестке дня: самодержавие и крепостное право. Александр понимал необходимость реформ, соглашался с Лагарпом, говорившим, что «закон выше монарха». Дилемма была квадратурой круга: как ограничить самодержавие, не ограничивая власти государя? Державин рассказывает, что, будучи министром, настаивал в разговоре с Александром на каком-то своем предложении: «Ты меня всегда хочешь учить, - государь с гневом сказал. - Я самодержавный государь и так хочу» . Разговор имел место в самую либеральную эпоху царствования.

Не менее трудным был и крестьянский вопрос. При его обсуждении в Негласном комитете были высказаны различные мнения. Чарторыйский высказался против крепостного права, ибо держать людей в рабстве неморально. Новосильцев и Строганов говорили об опасности раздражать дворянство. Единственными мерами для решения крестьянского вопроса было принятие проекта адмирала Мордвинова (долгие годы проведшего в Англии, где, как пишет его биограф, «он проникся духом английской науки и уважением к учреждениям этой страны») и проекта графа Румянцева о вольных хлебопашцах. Мордвинов подошел к крестьянскому вопросу с неожиданной стороны. Почитатель Адама Смита и Бентама, он считал, что необходимо создать такой экономический строй, при котором дворянство само признало бы невыгодность подневольного труда крепостных и само отказалось бы от своих прав. Мордвинов предложил дать право владеть недвижимым имуществом купцам, мещанам и казенным крестьянам, лишив таким образом дворянство монополии на владение землей. В результате, по его мнению, возникнут фермы с наемными работниками, которые явятся конкурентами крепостному хозяйству и побудят помещиков согласиться на освобождение крестьян. В 1801 г. этот проект стал законом.

В 1803 г. был принят по проекту Румянцева закон о «вольных хлебопашцах». Помещикам было разрешено отпускать крестьян на волю с земельным участком за выкуй. Крестьяне, не записываясь в другое состояние, становились «вольными хлебопашцами». Для заключения сделки было, следовательно, необходимо согласие помещика и наличие денег у крестьянина. На основании этого указа в царствование Александра I освободилось 47153 семьи, а в царствование Николая I - 67149 семей.

Закон о «вольных хлебопашцах», как и лишение дворянства монополии на владение землей, свидетельствовали о желании найти решение крестьянского вопроса и одновременно об отсутствии как плана, так и воли к его реализации. Лагарп, которого считали якобинцем и демократом, также не знал, что делать. Он считал главной нуждой России просвещение, без которого ничего сделать нельзя, но признавал одновременно, что в условиях крепостного права просвещение распространяется очень трудно. Выхода из заколдованного круга не находил даже швейцарский республиканец.

Вполне довели до конца члены Негласного комитета только одну работу - преобразование центральных органов управления. 8 сентября 1802 г. были учреждены министерства, заменившие прежние коллегии: иностранных дел, военное и морское, и новые министерства - внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции и коммерции. Новый регламент Сената определял его функции как органа государственного надзора над администрацией и высшей судебной инстанции.

Деятельность Негласного комитета вызывала страхи, недовольство, сопротивление. Державин, назначенный министром юстиции, резко критиковал идею министерств, подчеркивая, что проект сочинили «князь Чарторыйский и Кочубей, люди, ни государства, ни дел гражданских основательно не знающие» . Поэту-министру не нравились не только новые коллеги (Адам Чарторыйский был назначен товарищем министра иностранных дел графа Воронцова, а Виктор Кочубей - министром внутренних дел), но также неподготовленность закона, неопределенность прав и обязанностей министра.

Больше всего раздражал Гаврилу Державина «конституционный французский и польский дух», которым было «набито» окружение императора. Автор «Записок» называет полностью имя Чарторыйского, но ограничивается буквами, говоря о других «якобинцах»: Н[овосильцев], К[очубей], С[троганов] . Князь Чарторыйский, ставший при Александре Воронцове, которого считали глубоким стариком (ему исполнился 61 год), практически руководителем внешней политики России, был особенно неприятен Державину, как наиболее влиятельный из «окружавших государя поляков и полек» . Намек на «полек» был очевиден для современников, знавших, что любовницей императора была Мария Нарышкина, урожденная княжна Четвертинская, полька, следовательно, «красавица и кокетка», как о ней говорили.

Мнение Гаврилы Державина о деятельности Негласного комитета и о его членах было общепринятым в высших кругах общества.

Не только это мешало работе Комитета. Была причина, которую можно назвать административной. Мечтая о конституции, о правовом государстве, Комитет был органом бесправным, рожденным волей монарха. «Тем временем, - писал Адам Чарторыйский, - настоящее правительство - сенат и министры - продолжало управлять и вести дела по-своему, потому что стоило лишь императору покинуть туалетную комнату, в которой происходили наши собрания, как он снова поддавался влиянию старых министров и не мог осуществить ни одного из тех решений, которые принимались нами в неофициальном комитете» . Князь Чарторыйский, писавший свои мемуары много лет спустя после своей деятельности в Негласном комитете, возлагает вину за незначительность результатов на императора, на его колебания и уступки «старым министрам». Современный историк согласен с тем, что Александр I не был готов пойти на решающие шаги в области реформ, что он «лишь чувствами воспринимал неодолимость грядущих перемен, но умом, как сын времени и представитель своей среды, он понимал, что их наступление будет означать прежде всего перемену в его собственном положении неограниченного монарха» .

Александр Кизеветтер, автор психологического портрета Александра I, спорит с взглядом о слабости и нерешительности сына Павла. Наоборот, он подчеркивает его решительность и умение настаивать на своей точке зрения. В то же время историк признает, что среди членов Негласного комитета «Александр был наименее расположен к каким-либо решительным шагам по пути политических нововведений». И объясняет это двумя причинами. Первая - сочетание восторженного отношения к прекрасному призраку политической свободы и нежелания реального воплощения этого призрака. «Здесь не было ни неискренности, ни слабоволия; здесь была только холодная любовь к отвлеченной мечте, соединенная с боязнью, что мечта улетучится при попытках реализовать ее» . Кроме опасений психологического порядка, жил в Александре страх совершенно реальный: его дед и его отец были убиты ближайшим окружением, недовольным их политикой.

Колебания, нерешительность, опасения и страхи Александра имели реальные основания. Трезвый Лагарп, некоторое время бывший членом Гельветской директории, что дало ему государственный опыт, вернувшись в Россию по приглашению императора, составил для своего бывшего ученика анализ социальных сил в зависимости от их отношения к реформам. Против - по мнению Лагарпа - будет почти все дворянство, чиновничество, большая часть купечества (мечтают превратиться в дворян, владеть крепостными). Особенно воспротивятся реформам те, кого напугал «французский пример: почти все люди в зрелом возрасте; почти все иностранцы». Лагарп предостерегает от привлечения народа к участию в преобразованиях. Русские «обладают волей, смелостью, добродушием, веселостью», но их держали в рабстве, они не просвещены. Поэтому, хотя «народ желает перемен… он пойдет не туда, куда следует». Силы, на которые царь-реформатор может опереться, невелики: образованное меньшинство дворян (в особенности «молодые офицеры»), некоторая часть буржуа, несколько литераторов. Поэтому швейцарский республиканец не рекомендует ограничивать самодержавие (традиционный авторитет царского имени представляет собой огромную силу) и предлагает как можно энергичнее действовать в области просвещения .

Историки и современники-консерваторы, в первую очередь Карамзин (сочетавший оба качества), упрекали Александра I в излишней склонности к реформам, в слабовольном следовании недобрым советникам. Либеральные историки критиковали Александра I за нерешительность в проведении реформ. Карамзин в «Записке», адресованной монарху, напоминал о «правиле мудрых», знавших, что «всякая новость в государственном порядке есть зло» . Ключевский говорил об Александре: «прекрасный цветок, но тепличный», «он был убежден, что свобода и благоденствие водворятся сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг» .

Во второй половине 80-х годов XX в., в первые годы «перестройки», посеявшей множество иллюзий, советские историки обратились в прошлое в поисках аналогий. Натан Эйдельман наиболее ясно изложил теорию «революции сверху», единственно возможной (не кровавой) в России. Анализируя деятельность Александра I, он пришел к выводу, что «в России «сверху виднее». Неразвитость общественно-политической жизни, многовековая практика самодержавного правления привела к тому, что «на самом верху, среди министров и царей естественно появление людей, которым виднее интересы их класса, сословия, государства в целом». Используя шахматный термин, Натан Эйдельман говорит, что те, кому «виднее», умеют считать «на два хода вперед», в то время как крепостники и большинство бюрократов - исключительно «на один ход» .

Незначительные результаты деятельности Негласного комитета, неумение найти ответ на два главных вопроса - политический и социальный: как ограничить самодержавие, не ограничивая самодержца и как освободить крестьян, не обижая их владельцев, - не означали, что общество оставалось неподвижным. И этим движением оно было, несомненно, обязано инициативам и взглядам Александра I в это время.

Внук Екатерины, получивший в наследство империю, расширение которой будет продолжаться при нем, Александр I очень хорошо ощущал имперский характер России. Это выражалось в его интересе к проблеме управления огромной территорией. В молодости Александр проявлял интерес к федерализму, что легко объяснить влиянием Лагарпа. Вступив на престол, он делал попытки завязать отношения с Томасом Джефферсоном, избранным в 1801 г. президентом США. Отражением этого интереса была реформа губернского управления. Губернатор отдавал отчет непосредственно государю, но губернские управления были подчинены не Сенату, как раньше, а министерствам. «Становилась возможной некоторая административная децентрализация, оставлялось больше свободы местной инициативе и автономии; это было необходимо для смазки механизма и сообщения большей гибкости управлению» .

Чувство империи выражалось в ощущении различия между ее отдельными частями. Продолжая политику Екатерины, Александр заботится о быстрой колонизации юга России. С 1803 по 1805 г. в Новороссии поселилось более 5 тыс. колонистов (немцев, чехов, южных славян). Новым поселенцам предоставлялись значительные льготы. Одесса, губернатором которой был в это время французский эмигрант герцог Ришелье (памятник Дюку до сих пор украшает город), получила статут порто-франко, т.е. право беспошлинного ввоза и вывоза товаров, и превратилась в крупный торговый порт. Освоение южных плодородных земель идет очень быстро, и Новороссия становится важным источником хлебного экспорта, прежде всего пшеницы.

После 1805 г. колонизация южных степей развивается прежде всего за счет русских крестьян: государственные крестьяне из сравнительно густо заселенных губерний (Тульской, Курской) переводятся в Новороссию, массовый вывоз иностранцев прекращается. Делая некоторые шаги в сторону децентрализации, Петербург не хотел отказаться от контроля. Дополнительным примером этой политики может быть американская эпопея. В XVIII в. русские моряки вели торговлю в сравнительно ограниченной зоне Тихого океана: у берегов Охотского моря и Камчатки, доходя до Алеутских островов и северо-американского побережья. Петербург не отзывался на просьбы моряков-торговцев оказать им поддержку. Только в 1799 г. проект Григория Шелехова (1747-1795), наиболее динамичного из русских купцов-мореходов, через 15 лет после его смерти был утвержден императором Павлом I. Была создана контролируемая государством Русско-Американская компания, получившая монопольное право торговли в Тихом океане. Образцом для статута Русско-Американской компании были хартии, данные в XVIII в. голландским, английским и французским компаниям, торговавшим с Индией и другими колониями. Александр I, продолжая дело отца, перевел правление Русско-Американской компании из Иркутска в Петербург.

Первые годы правления Александра, время мечтаний и разговоров о реформах, были периодом религиозной терпимости, широта которой становится особенно очевидной при сравнении с политикой Николая I. В числе причин было равнодушие императора к религии, в которой он видел одну из форм просвещения народа, интерес к эзотеризму и мистике. Все члены Негласного комитета были, как считали современники, масонами. В масонстве подозревали, имея серьезные основания, князя Александра Голицина, которого Александр назначил обер-прокурором Синода, руководившего православной церковью. В 1803 г. молодого императора посетил И.В. Бебер, один из виднейших масонов своего времени. «То, что вы мне говорите об этом обществе, - сказал якобы Александр, убежденный собеседником, - меня вынуждает не только оказать ему покровительство, но даже просить о принятии меня в число масонов». По существующим разноречивым версиям, Александр I был принят в масонский орден в 1808 г. в Эрфурте, в 1812 г. в Петербурге, в 1813 г. в Париже одновременно с прусским королем Фридрихом Вильгельмом III.

Запретительные меры против «раскольников» были прекращены Екатериной II в 1783-1785 гг. При Александре, хотя и с колебаниями, старообрядцы начали получать разрешения на строительство церквей, часовен, на богослужения и кладбища. Историки называют время Александра «золотым веком» русского сектантства. Возникавшие со второй половины XVII в. многочисленные секты, отражавшие интенсивный характер духовных поисков русского народа и напряженность религиозных настроений, преследовались еще активнее, чем старообрядцы. Александр I, вступив на престол, немедленно прекратил их преследование, из тюрем были освобождены все узники-сектанты, вернулись ссыльные. Сектанты - хлысты, скопцы, духоборы, молокане и т.д. - получили возможность переселения из внутренних губерний, где их преследовали местные власти и вражда населения, на окраины: в Таврическую, Астраханскую, Самарскую губернии.

Терпимость властей способствовала пробуждению интереса к русскому «духовному христианству», к сектам в столичном высшем обществе. Особое внимание привлекали мистическая секта хлыстов и выделившиеся из них скопцы, учившие, что женская красота «весь свет поедает и к Богу идти не пущает, а поскольку никакие средства не действительны против женщин, остается лишить мужчин возможности грешить». Основатель скопческой секты Кондратий Селиванов после возвращения из ссылки в Сибири (1775- 1796) жил в Петербурге (умер в 1832 г.), где пользовался неизменным вниманием высшего общества и купечества. В 1805 г. Александр I, отъезжая в армию, нанес визит основателю скопчества. Рассказывают, что Кондратий Селиванов предсказал императору поражение под Аустерлицем.

Взгляд на религию как инструмент просвещения определял в значительной мере отношение императора к лютеранству и католицизму. «Вот почему, - пишет биограф Александра I, - лютеранские пастыри и католические ксендзы, как люди светски образованные, пользовались в глазах Александра большими правами на уважение, чем наше православное духовенство. Польские ксендзы и остзейские пастыри легко добились тогда таких привилегий, о коих не смели и мечтать русские священники» .

Возродились планы обращения России б католицизм, казалось бы, прерванные убийством Павла I. Одним из активнейших пропагандистов католицизма был Жозеф де Местр, считавший, что следует начать с обращения в католичество дюжины аристократок. В этом направлении были достигнуты значительные успехи: духовными дочерями иезуитов были М. Нарышкина (Четвертинская), фаворитка императора, знатные дамы - Бутурлина, Голицина, Толстая, Ростопчина, Шувалова, Гагарина, Куракина.

Либеральный воздух эпохи побуждал к мечтам. Алексей Еленский, камергер последнего польского короля, поселившись в Петербурге, стал последователем скопчества и послал в 1804 г. Новосильцеву проект создания корпуса государственных пророков. Они придавались бы всем важнейшим правительственным деятелям и умилоствляли Бога своими молитвами, а также возвещали волю Духа Божьего. Место главного представителя Святого Духа при императоре Еленский предназначал «Богу» скопцов Кондратию Селиванову. Проект остался в бумагах Новосильцева, автор был сослан в монастырь. Александр посетил Селиванова год спустя.

Расширение империи за счет территорий, входивших в состав Речи Посполитой, окончательно ликвидированной после третьего раздела, привело к включению в состав России миллионного (в конце XVIII в.) еврейского населения. Возник еврейский вопрос, который не перестанет занимать государственных и политических деятелей, идеологов и публицистов и в конце XX в.

Екатерина II, вступив на престол, вынуждена была, как она рассказывает в своих «Записках», немедленно решить вопрос (пришла его очередь в Сенате) о проекте, разрешавшем евреям въезд в Россию. Выяснив, что Елизавета отвергла подобное предложение резолюцией: «Я не желаю выгоды от врагов Иисуса Христа», молодая императрица приказала отложить дело «до другого времени». По мере увеличения имперской территории и еврейского населения вопрос принимает иной характер. Проблема въезда евреев в Россию становится проблемой их жизни в империи. В 1791 г. была введена черта оседлости - территория, вне которой евреи не имели права жительства. В черту оседлости входили Малороссия, Новороссия, Крым и провинции, присоединенные в результате раздела Польши. Но и на этой территории евреи имели право жить только в городах, но не в сельской местности. В 1794 г. Екатерина обложила евреев двойной податью по сравнению с христианами.

В 1798 г. сенатор Гаврила Державин был отправлен в Белоруссию, чтобы «исследовать поведение евреев, не изнуряют ли они поселян в пропитании их обманами, и искать средств, чтобы они, без отягощения последних, сами трудом своим пропитывать себя могли» . Державин, как он рассказывает в мемуарах, собрал сведения «от благоразумнейших обывателей, от езуитской академии в Плоцке, всех присутственных мест, дворянства и купечества и самих казаков, относительно образа жизни жидов…»

Сенатор Державин представил свое «мнение о евреях» Павлу I, но император оставил его без внимания. Записка Державина «пришла в движение» при Александре I. Был создан комитет. Состав его свидетельствовал о значении, которое придавалось вопросу. Членами комитета были граф Чарторыжский, граф Потоцкий, граф Валериан Зубов и Гаврила Державин . Первым решением комитета было приглашение представителей еврейского населения для того, чтобы выслушать их мнение о выводах, сделанных Державиным. В 1804 г. было выработано «положение о евреях». Черта оседлости была сохранена, но ее территория расширена, включив Астраханскую и Кавказскую губернии. В пределах черты оседлости евреи должны были пользоваться «покровительством законов наравне со всеми другими русскими подданными». Сохранялось запрещение проживать в сельских местностях и строжайше запрещалось торговать вином. На первом месте в положении 1804 г. стоят статьи, поощряющие просвещение. Детям евреев предоставлялось право обучения во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах. Одновременно разрешалось для желающих создание еврейских «особенных школ».

Положение 1804 г. было первым актом, регулировавшим положение евреев Российской империи. Его либеральность, терпимость - знак времени - становятся очевидными при сравнении с последующим законодательством, которое непрерывно ужесточалось.

Исторические имена.

Основные понятия и термины.

Основные события.

План.

Внутренняя политика Александра I.

Россия в 1801-1825 гг.

I. Вступление на престол Александра I. Реформы «Негласного комитета».

1. Личность императора. Особенности его правления.

2. «Негласный комитет».

3. Министерская реформа.

4. Аграрный вопрос.

5. Реформы в области просвещения.

П. М.М.Сперанский и его план преобразования России.

III. Н.М.Карамзин и его сочинение «о древней и новой России в ее политичес­
ком и гражданском отношениях».

IV. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1. Конституция царства польского.

2. Аграрная политика Александра I.

3. Аракчеевщина. Организация военных поселений.

4. Реакционная политика Александра I последних лет царствования.

1801 - вступление на престол Александра I.

1802-1811 - проведение министерской реформы.

1803 - указ о вольных хлебопашцах.

1803 - новое положение об учебных заведениях.

1804 - цензурный уставЛ
1804 - университетский устав.

1809 - указы о придворных званиях и об экзаменах на чин.

1810 - образование Государственного Совета.

1811 - написание Н.М.Карамзиным «Записки о древней и новой России»*

1815 - дарование конституции Царству Польскому.

1816 - начало массовой организации военных поселений.
1816-1819 - освобождение крестьян в Прибалтике.

1819 - восстание в чугуевском военном поселении.

1822 - подтверждение права помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь.

1825 - смерть Александра I в Таганроге.

Негласный комитет, министерства, государственный совет, сенат, государствен­ные крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, указ о вольных хлебо­пашцах, Записка о древней и новой России, конституция Царства Польского, го­сударственная уставная грамота, «аракчеевщина», военные поселения.

ФЛагарп, Н.Н.Новосильцев, П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский, М.М.Сперанский, Н.М.Карамзин, А.А.Аракчеев

1. Начало царствования Александра I. Реформы «Негласного комитета».

12 марта 1801 г., в результате дворцового переворо-
та, на российский престол вступил старший сын
Павла I - Александр. Этот человек был, пожалуй, одной из самых загадочных фигур среди российских государей. Ни о ком другом не высказывали столько противоречивых суждений как соотечест­венники, так и иностранцы, его современники и нынешние исследовате­ли. Его правление неразрывно связано с важнейшими политическими со­бытиями в жизни Европы первой четверти XIX в., важными экономичес­кими и политическими реформами российской действительности, многие из которых, однако, так и остались незавершенными. В деятельности Алек­сандра 1 наиболее ярко проявилось стремление приспособить существующий в России самодержавный строй к новым социально-экономическим и политиче­ским явлениям в жизни Европы в связи с Великой французской революцией.


Александр родился в 1777 г. Екатерина II сама занялась воспитанием внука, а из приглашенных ею воспитателей наиболее близок к Александ­ру был француз Фредерик Сезар де Лагарп - демократ по убеждениям, внушавший своему воспитаннику любовь к идеалам свободы, равенства и братства. Но образование Александра закончилось рано: бабушка женила его на баденской принцессе Луизе, когда ему не исполнилось еще и 16 лет, рассчитывая сделать его наследником престола, устранив Павла. В 1796 г. она, вместе с вице-канцлером Безбородко, составила документ, согласно которому Павел лишался престола в пользу Александра. Положение Алек­сандра между бабушкой и отцом было трудным и двусмысленным, и по­этому после смерти Екатерины он не решился открыто выступить против отца, признав Павла законным наследником трона. Трагические обстоя­тельства вступления Александра I на престол также не могли не отразить­ся на его правлении. Став императором могущественной империи, Александр I проявил себя как гибкий, осторожный и дальновидный политиче­ский деятель, умеющий скрывать свои истинные политические пристрас­тия, проводящий осторожную реформаторскую деятельность.

Начало правления Александра I. Внезапная смерть Павла и вступление на престол Александра вызвали ликование в столице. Н.М.Ка­рамзин, в то время восходящая звезда на небосклоне российской литера­туры и исторической мысли, приветствовал Александра I такими словами: «Весны явление с собой приносит нам забвенье всех мрачных ужасов зи­мы». В изданном на следующий день после смерти Павла манифесте, но­вый император объявил, что будет править по законам своей бабушки Екатерины Великой, начав свое правление с восстановления отмененных Павлом I Жалованных грамот дворянству и городам, отмены Тайной экс­педиции, а также других тиранических распоряжений своего отца.

«Негласный комитет». Занявшись государственными делами, Александр скоро осознал, что ему не обойтись без советников и

помощников, людей, разделявших его убеждения. Конечно, среди его ок­ружения было немало опытных политиков, на которых можно было опе­реться, но все они принадлежали к ушедшей эпохе, - «Веку Екатерины», а он собирался реформировать страну в духе нового времени. Кроме того, Александр не хотел искать себе советчиков среди убийц своего отца, кото­рые к тому же многое знали и на многое претендовали. Поэтому после со­бытий 12 марта 1801 г. они, один за другим, и в частности граф Пален, бы­ли удалены от двора. Вся основная работа по подготовке задуманных Александром I преобразований сосредоточилась в Негласном (или Интим­ном) комитете, который существовал с мая 1801 по ноябрь 1803 г. и состоял из молодых друзей императора: графа П.А.Строганова, графа В.П.Кочу­бея, польского князя Адама Чарторыйского и Н.Н.Новосильцева. «Не­гласный комитет» не имел официального статуса. Его собрания были ок­ружены таинственностью. Два или три раза в неделю члены этого малень­кого кружка обедали у Александра, а после шли в его кабинет, где бурно, без определенной повестки дня, обсуждали необходимые для России ре­формы. В пылу спора члены комитета могли смело опровергать точку зре­ния императора. Поэтому нетрудно догадаться, какие настроения царили на заседаниях этого комитета. Друзья Александра I были воодушевлены смелыми либеральными и революционными идеями. В их деятельности отразилось понимание необходимости приблизить государственный строй России к европейским стандартам.

Деятели «Негласного комитета».

Фактическим основателем «Негласного комитета» явил­ся Павел Александрович Строганов (1772-1817) - выхо­дец из богатейшей семьи России. Его отец не помнил в точности, сколько у него земель и крепостных, зато владел крупнейшим в России собранием картин и считался образованным человеком. Повину­ясь собственной прихоти, он поручил воспитание сына французскому учителю Жильберту Ромму и разрешил ему увезти Павла в Париж, куда они прибыли в разгар революционных событий. Заразившись революционными идеями и событиями, Строганов отказался от своего титула, при­нял имя «гражданин Поль Очер», стал посещать Якобинский клуб, всту­пил в общество «Друзья закона», основанное его учителем, щедро снабжал новых друзей русским золотом, разгуливая при этом по Парижу в красном санкюлотском колпаке. Русский посол во Франции Симолин уведомил о выходках Строганова Екатерину II, которая послала в Париж Николая Но­восильцева с приказом любыми средствами вернуть Павла в Россию. Вер­нувшись на родину, он был сослан в свое подмосковное имение Братцево, где провел несколько лет и, образумившись, снова вошел в милость, сбли­зился с наследником престола России Александром Павловичем, блистал в петербургских салонах и женился на княжне Софье Голицыной, ведя при этом праздную жизнь просвещенного вельможи. Впоследствии, вспоми­ная о днях, проведенных в Париже, Строганов писал: «Я видел народ, под­нявший знамя свободы и сбросивший оковы рабства; нет, никогда мне не забыть тех мгновений. Да, я не закрываю глаза на то, что деспотизм суще­ствует в моей стране, и я с ужасом вглядываюсь в его уродливое лицо...»

И именно Строганов после воцарения Александра, в мае 1801 г. подал на его имя записку, в которой предлагал учредить комитет для обсуждения необходимых России преобразований. Являясь впоследствии самым ак­тивным из его членов, последовательно отстаивал перед императором не­обходимость реформ внутренней жизни Российской империи, особенно отмены крепостного права.

В 1802-1807 гг. он был товарищем министра внутренних дел, часто вы­полнял ответственные дипломатические поручения. Однако после 1807 г. он отошел от политической деятельности и поступил на военную службу простым волонтером, имея чин тайного советника. Случай в истории Рос­сии исключительный! Строганов принимал участие в русско-шведской (1808-1809) и русско-турецкой (1806-1812) войнах, а в период Отечест­венной войны 1812 г. он командовал сводной казачьей дивизией, участво­вал в заграничном походе русской армии. Но в феврале 1814 г. погиб его единственный сын. Этот удар Строганов не смог перенести: он сразу же вышел в отставку и вскоре скончался.

Другой член этого комитета - Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) яв­лялся племянником одного из видных государственных деятелей екатерининской эпохи А.А.Безбородко, в доме которого и воспитывался. Свою карьеру он начал, служа при российском посольстве в Лондоне, а в 1792 г. был назначен на ответственную должность российского посланни­ка в Османской империи. В 1802 г. Кочубей был назначен министром вну­тренних дел. Эту должность он занимал с 1802-1807 и с 1819-1823 гг. Сто­ронник умеренных реформ, он был единственным среди участников этого кружка, чья карьера отличалась относительной стабильностью. В 1827 г. он стал председателем Государственного совета и комитета министров.

Не менее примечательной личностью был третий член кружка Николай Николаевич Новосильцев (1768-1838). Он являлся племянником графа А.С.Строганова, в семье которого и воспитывался. В 1783 г. Новосильцев поступил на военную службу, хорошо проявив себя во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. С воцарением Павла I он, в 1796 г., вынужден был уехать в Лондон, где в течение четырех лет слушал лекции в универ­ситете. Вернувшись на родину, стал одним из участников заговора против императора. Именно Новосильцев был автором идеи реформирования коллегий в министерства. В 1803-1810 гг. он - президент Петербургской академии наук. В 1813 г. он назначен вице-президентом временного сове­та Герцогства Варшавского, а в 1815 г. - императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Затем состоял при князе Константине - главнокомандующем польской армией. Новосильцев отличался ярко выраженными антипольскими настроениями, выступая за отмену Кон­ституции Царства Польского. В 1832 г. он был назначен председателем Го­сударственного совета и кабинета министров.

Но, пожалуй, самая примечательная судьба была у четвертого члена «Не­гласного комитета» - польского князя Адама Чарторыйского (1770-1861). Он приехал в Россию в 1795 г., после подавления восстания Т. Костюшко. Побывавший до этого в Англии и ставший поклонником ее конституци­онных порядков, он сблизился с будущим императором Александром, ко­торый уверил Чарторыйского в своем сочувствии к делу восстановления независимости Польши. В 1799 г. он стал посланником России в Сардин­ском королевстве.

Активно участвуя в заседаниях «негласного комитета», Чарторыйский пытался использовать проводившуюся либеральную политику, для того чтобы добиться национального объединения всей Польши в форме лич­ной унии конституционного Польского королевства с Россией. С 1804 по 1807 гг. он был министром иностранных дел, а в 1815 г. принял активное участие в работе Венского конгресса, являясь главным советчиком Алек­сандра по польским делам. В 1815 г. после образования Царства Польско­го он вошел в состав его временного правительства, однако уже в 1816 г. вынужден был подать в отставку.

Всю свою дальнейшую жизнь он посвятил борьбе за восстановление не­зависимости Польши «от моря до моря», являясь активным участником восстания 1830-1831 гг. После его поражения Чарторыйский эмигрировал во Францию, где пытался привлечь внимание европейских государств к польскому вопросу. Но эта его деятельность не имела большого успеха.

Министерская реформа 8 сентября 1802 г. проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо устаревших петровских коллегий были учреждено восемь министерств: 1) военных сухопут­ных дел; 2) морских дел; 3) иностранных дел; 4) юстиции; 5) внутренних дел; 6) финансов; 7) коммерции; 8) народного просвещения, а также Госу­дарственное казначейство на правах министерства. Дела по каждому ве­домству теперь решались лично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты - на отделения, а отделения - на столы. Ми­нистерская реформа была завершена в 1811 г., когда было учреждено но­вое министерство полиции, упразднено министерство коммерции, в функции министерства внутренних дел стал входить контроль за положе­нием дел в сельском хозяйстве и промышленности. Кроме министерств, в то время были учреждены «главные управления» - путей сообщения, ре­визии государственных счетов и главное управление духовных дел иных (кроме православного) вероисповеданий. Министры образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был окончательно определен в 1812 г. Все министры входили в состав Се­ната. В 1802 г. была также проведена реформа этого органа, который стал «хранителем законов», высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией; министры должны были представлять Сенату годо­вые отчеты.

Аграрный вопрос. Крестьяне составляли основную массу непривилеги­рованных сословий. Среди них можно выделить три категории: государственные, помещичьи и удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии). Самой многочисленной категорией были помещичьи крестьяне, фактически находившиеся в полной зависимости от своего вла­дельца. Они были лишены всех гражданских прав, в том числе им запрещалось уходить без разрешения на заработки, заключать финансо­вые сделки, жаловаться на своего владельца и т.п. Однако в течение XIX в. доля крепостных крестьян постепенно уменьшалась. Если в конце XVIII в. они составляли 45% населения, то к 1861 г. их доля уменьшилась до 30%.

Положение государственных крестьян было несколько лучше. Они при­надлежали казне и назывались «свободными сельскими обывателями». В их составе находились и однодворцы - потомки служилых людей южной засечной черты, жившие, главным образом, в Курской, Орловской, Воро­нежской губерниях. Своими участками они владели на правах полной собственности. Помимо подушной подати, государственные крестьяне платили еще и денежный оброк в казну.

Удельные крестьяне находились в собственности императорской фами­лии. Помимо уплаты подушной подати и отбывания рекрутской повинно­сти, удельные крестьяне платили оброк в пользу императорской семьи за пользование земельным наделом.

«Негласный комитет» обсуждал вопрос о крестьянской реформе, но его члены не решились произвести какие-либо серьезные перемены в сущест­вующем положении вещей. Лишь в феврале 1803 г. был издан указ о «сво­бодных хлебопашцах», предоставляющий помещикам право освобождать крестьян с землей за выкуп. Понятно, что лишь немногие крестьяне ока­зались в состоянии выкупить себе свободу: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепо­стных. Однако именно Александр I прекратил практику раздачи государст­венных крестьян в частные руки, положив таким образом предел расширению крепостного права.

В 1804-1805 гг. началось проведение крестьянской реформы в прибал­тийском крае. Александр I запретил продажу крестьян без земли, им пре­доставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправле­ние и крестьянские суды. Крестьяне становились наследственными владельцами своих наделов, а размеры их платежей в пользу господ должны были определять специальные комиссии.

Реформы просвещения. Более успешными оказались реформы в области народного просвещения. Новое министерство не только разработало, но и осуществило план довольно широкого развития средне­го и высшего образования. Этот план, обоснованный в новом положении об устройстве учебных заведений от 24 января 1803 г., устанавливал четы­ре типа учебных заведений: 1) сельские; 2) уездные; 3) губернские учили­ща или гимназии; 4) университеты. Россия была разделена на шесть учеб­ных округов, во главе с попечителями, каждый со своим университетом, гимназиями и училищами. В 1804 г. были открыты Харьковский и Казан­ский университеты, педагогический институт в Петербурге, позже также преобразованный в университет. В Вильне был основан университет с польским языком преподавания, а Юрьеве (Дерпте) университет с немец­ким языком преподавания. Фактическое руководство делом народного просвещения в каждом из округов осуществлялось местным университе­том. В 1804 г. был принят университетский устав, предоставивший широ­кую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, дека­нов и профессоров на вакантные кафедры. 9 июля 1804 г. был издан цен­зурный устав, согласно которому за цензуру отвечали цензурные комите­ты при университетах, состоящие из профессоров. Общее руководство цензурой осуществляло министерство народного просвещения. Цензур­ные послабления способствовали расширению в России издательской де­ятельности. Появился ряд новых журналов и литературных альманахов («Вестник Европы», «Журнал российской словесности», «Северный Вест­ник», увеличилось количество переводной литературы).

Реформы первого периода царствования Александра I носили весьма огра­ниченный характер, но значительно укрепили его положение как самодер­жавного монарха, явились результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством. Распад «негласного комитета» был вполне ес­тественным: молодой император к тому времени занял достаточно прочное положение на троне, стал в состоянии самостоятельно проводить программу намеченных реформ с новыми советчиками.