Духовная культура.


Понятие культуры и ее многообразие

Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. Культура через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы деятельности; поведения и общения людей. Они обеспечивают воспроизводство многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей.

Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, и все, что является результатом производства, будет являться вещественной формой культуры. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

Культура неотделима от человека. Накопление культурных ценностей связано с передачей от поколения к поколению духовного опыта, традиций и основных достижений человечества. Оно наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре.

В рамках определенной исторической эпохи существует различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

Когда культура характеризуется с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни, то выделяются следующие формы культуры:

Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе.

Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.

В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье.

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки.

Политико-правовая культура касается сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами.

Экологическая культура предполагает признание единства системы "человек-природа", причем определяющим является не только воздействие на развитие общества географической среды и народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Физическая культура, в центре которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества и др.

Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют специальной подготовки, - это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков.

Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур.

Совокупность непосредственных отношений и связей, складывающихся между различными культурами, их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений и составляют сущность диалога культур. Выделяют следующие уровни диалога культур:

1) личностный, который связан с формированием или изменением человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций и норм;

2) этнический, присущий для отношений между различными локальными социальными общностями, зачастую в рамках единого социума;

3) межнациональный, характеризующийся разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований, их политических элит;

4) цивилизационный, базирующийся на встрече принципиально различных типов социальности, систем, ценностей и форм культурного творчества.

В процессе диалога культур принято выделять культуру-донора, которая больше отдает, чем получает, и культуру-реципиента, которая выступает принимающей стороной. В течение длительных исторических периодов времени эти роли могут меняться в соответствии с темпами и тенденциями развития каждого из участников.

Духовная жизнь общества: характеристика, структура

Духовная жизнь - относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.

Духовная культура формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

Духовный мир человека - это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

Духовность - это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

Бездуховность, - это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

Причины духовности и бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире.



В статье поговорим о духовной культуре личности и общества. Мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, максимально его раскрыть и обозначить все ключевые моменты.

Немного о теме

В современном мире есть очень много толкований такого понятия, как культура, но на самом деле этот термин пошёл от латинского слова, которое при дословном переводе означает «воспитание». Однако время шло, и значение этого слова расширялось. Таким образом, сегодня под этим термином понимают целую совокупность неких норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, которая представляет наибольший интерес и является наиболее разносторонней.

Духовная культура

Отметим, что деление понятия на материальную и духовную составляющую началось почти две тысячи лет назад. Согласитесь, это довольно внушительный срок, который говорит о том, что на определенном этапе своего развития люди осознали двойственность ценностей. Под материальной культурой понимают разнообразие предметов, созданных руками человека. Это памятники, ландшафты, одежда, инструменты и так далее. Здесь перечислять можно очень много вещей, но цель нашей статьи не в этом. Под духовной культурой подразумевают некоторые нормы и нравы, а также представления о прекрасном и добре, религиозные учения, идеи и так далее. Таким образом, мы понимаем, что к духовной культуре во многом относятся интеллектуальные изобретения людей в сфере мысли. Однако именно отсюда исходит понимание того, что деление на формы духовной культуры довольно условное и размытое. Настоящих границ нет, потому что многие великие идеи получают материальное воплощение. Но мы должны понимать, что в основе этого лежит некий мыслеобраз, который сам по себе является великим достижением. В дальнейшем мы разделим духовную культуру личности и общества для лучшего понимания.

Истоки

Начнем с того, что рассмотрим одно из самых точных и лаконичных определений слова «культура». Оно принадлежит русскому философу Н. Бердяеву. Этот человек утверждал, что культура является продуктом творческой работы человеческого духа над физическими условиями. Таким образом, мы понимаем, что даже духовная культура всегда направлена на преобразование чего-то внешнего, о чем мы говорили выше.

Само понятие своими истоками восходит к немецкому философу, государственному деятелю и лингвисту по имени Вильгельм фон Гумбольдт, который представил довольно интересные философские идеи. Он является создателем теории, согласно которой мировая история - не что иное, как результат духовной силы, которая действует за пределами познания человека и может проявлять себя через отдельные творческие способности и таланты людей. Собственно, плоды этого творчества и являются духовной культурой личности и общества.

Индивидуум и группа

Что представляет собой культура отдельного человека? Во-первых, это некий духовный мир, который есть у каждого человека в той или иной степени. Его характер напрямую зависит от желаний, помыслов и устремлений отдельного индивидуума. Также духовный мир во многом определяется деятельностью человека и тем, насколько он способен создавать духовные продукты. Под этим подразумевается предложение научных идей, создание законов, творческая самореализация, совершенствование мира. Вторым определяющим фактором духовной деятельности отдельного человека являются его духовные ценности, по которым он живет и координирует свою жизнь. Сюда можно отнести законы и обычаи, а также традиции, которым человек подчиняется. При этом не надо недооценивать возможностей группового сознания, из-за которого человек может так или иначе подчиняться каким-то условностям, даже если на самом деле он этого не хочет.

Форма духовной культуры общества проявляется в общественном сознании, которое выражается в политике, в праве, нравах, религии, науке, философии. Уровень общества проявляется в том, как оно относится к искусству и литературе, как помнит и чтит своих предков, как относится к нестандартным решениям и необычным людям.

При этом в целом духовная культура подразумевает науку, религию, образование, язык и так далее. Благодаря всему этому появляются некие правила, модели, нормы поведения, эталоны, знания, символы и мифы. Заметим, что духовная культура человека является результатом работы не его рук, а разума. Несмотря на то, что нематериальные объекты почувствовать или услышать невозможно, так как они находятся лишь в сознании и поддерживаются благодаря общению, всё же определенные объекты культуры имеют своего носителя. Например, знания проявляются в материальном мире при помощи книг, обычаи приветствия - в рукопожатии. Это банальные примеры, но благодаря им можно понять смысл.

Ценности и нормы

Давайте рассмотрим культурные формы при помощи таких фильтров, как духовные ценности. Сюда относится понимание истины, справедливости, красоты и так далее. Известное выражение «вечные ценности» подразумевает под собой некий набор идеальных представлений, которые являются стержнем для человека и его опорой в трудных жизненных ситуациях. Именно эта культурная опора позволяет не опуститься и не потерять себя как личность. Вечные ценности — это ориентир, к которому надо двигаться даже тогда, когда вокруг полная неизвестность. При этом именно такие ценности являются ядром любой культуры.

Мировоззренческие ценности

Основы духовной культуры очень тесно переплетаются с мировоззренческо-философскими ценностями, в которых выражается сам смысл жизни человека и его отношений с миром. И в этом заключаются ключевые понятия, которыми мы будем оперировать и коими являются жизнь и смерть. В разное время эти ценности ассоциировались с противостоянием ада и рая, чёрного и белого, войны и мира. Но глубинная философия понимает, что жизнь и смерть - это не противоборствующие принципы, а единое целое, которое существует вне времени. Бытие человека описывается такими словами, как вечность, судьба, прошлое, настоящее и будущее. Это такие мировоззренческие ценности, которые требуют от человека осмысления и самоопределения. Влияние духовной культуры на общество в этом аспекте невероятно велико. Это вызвано тем, что такие ценности относят человека к классу разумных и думающих существ, которые могут соотносить свое существование с природой и космосом, а также находить взаимосвязи и проводить параллели. Это базовая группа ценностей, которая в каждом обществе является основной и формирует так называемую картину бытия всего мира. Благодаря таким понятиям человек может осознать свое отношение к миру и найти свое место в нем. Здесь подразумеваются такие важнейшие и фундаментальные понятия, как творчество, свобода, гуманизм и индивидуальность. Эти категории очень тонко граничат с нравственностью, о которой сегодня речь идет во всем мире.

Нравственные ценности

Проблемы духовной культуры очень часто касаются по большей части именно нравственной сферы. Дело в том, что эта группа регулирует взаимоотношения человека с окружающим миром с позиции противостояния либо сотрудничества. Ранее взаимосвязь осуществлялась исключительно посредством противостояния. Из-за этого были установлены довольно жесткие неписаные нормы, а также предписание, заповеди и табу, за нарушение которых следовало серьезнейшее наказание либо смерть. На данный момент все эти понятия изучает этика. Сейчас же основными категориями нравственных ценностей становятся добро и зло. Именно определение этих понятий является ключевым при трактовке таких качеств, как милосердие, достоинство, справедливость и человечность. Эти ценности представляют собой масштабный уровень морали, который существует на уровне всего человечества. Многие недооценивают роль нравов, но между тем они оказывают огромное влияние на отношения между отдельными людьми, группами и даже государствами. Ведь на любом из уровней взаимодействия фигурируют такие ценности, как верность, добросовестность, долг, коллективизм, патриотизм, трудолюбие. Всё, что мы перечисляли, позволяет соотносить свои интересы и интересы общества, чтобы добиться максимальных результатов обеих сторон. Именно поэтому мы говорим о том, что духовная культура личности и общества неделима. Нравственные ценности наиболее сильно влияют на частную жизнь каждого человека в области дружбы, такта, вежливости и любви. Этими понятиями во многом определяется качество жизни и внутреннее спокойствие каждого человека. Заметьте, что мораль является мощнейшим регулятором общественных отношений на разных уровнях.

Эстетические ценности

История духовной культуры невозможна без эстетики и красоты. Многие говорят о том, что красота - это добро и любовь, только выраженные по-другому. Что ж, поспорить с этим трудно, ведь эстетика дарит человеку гармонию. Древние греки определяли это чувство как умение понимать единство многообразия, чувство целостности и слаженности в повседневной жизни, в рутине. Когда человек гармонизирует отношения с другими и с миром, он таким образом создает себе отличный психологический климат, может наслаждаться своей жизнью. При этом гармония не может быть обыденной, она всегда приносит вдохновение и порождает красоту. Но эстетические ценности доступны не каждому человеку, так как они связаны с эмоциональным интеллектом. То же самое правило действует на уровне общества. Если человек или группа людей умеют принимать разные эмоции, сострадать, воспринимать разные оттенки чувств, то эта общность может гораздо более тонко и ярко прочувствовать эстетическую составляющую мира. Люди же, которые живут обыденно и не признают другой правды, кроме своей, сильно ограничены в возможностях своего восприятия. Они также будут ограничены в возможности совершенствования до тех пор, пока не освободятся от своих рамок и не научатся замечать окружающий мир. Основными эстетическими ценностями являются такие понятия, как возвышенность, трагедия, комедия, красота.

Формирование духовной культуры в области религиозных ценностей

Религиозные ценности очень специфичны, так как они зависят от конкретного общества и принятых в нём правил. Но при этом есть очень схожие черты. Это некоторые запреты и нравственные ценности, которые имеют наивысшую силу в данной религии. Если запреты преступают, а нравственные ценности не выполняют, то за этим следует грех. Мы не будем углубляться в религию, а просто скажем о том, что основными понятиями религиозных ценностей являются любовь, терпение и вера, смирение и милосердие.

Русская духовная культура

В нашей стране культура очень разнообразна. Это вызвано тем, что территория России очень большая, каждый уголок по-своему уникален. При этом важнейшей особенностью духовной культуры народов России является то, что вера в высшие силы здесь всегда была на первом месте. Люди издавна верили в то, что всё происходит не просто так и имеет свои последствия. Культура много раз преобразовывалась, приобретая новые черты и лишаясь старых, благодаря чему она становилась неповторимой и такой, какой мы наблюдаем её сегодня. Но это понятие динамичное, поэтому мы наблюдаем не статическую культуру, а просто её развитие в определенный временной отрезок.

Большое влияние на формирование русских особенностей оказывали страны Запада и Востока. Особенно ярко это проявилось в ограниченных культурных районах, которые стали благоприятной почвой для насаждения чужих идей. Культура отдельного русского может стать темой целой книги, а не статьи. С одной стороны, образ русского ассоциируется с Иваном-дурачком, который лежит на печи и ничего не делает, а потом резко получает большое богатство. Это характеризует ту часть русской личности, которая всегда стремится получить что-то даром. Не скрыть, что такие черты ментальности действительно присутствуют. Однако вторая часть русского человека заключается в том, что он будет идти к своей цели благородно и справедливо, если действительно этого хочет. При этом он может проявить недюжинную силу духа, смелость и смирение.

Состав

Многие исследователи говорят о том, что понятие духовной культуры для России не подходит в том плане, что она является комплексом сразу нескольких культур. Обычно выделяют три этнических компонента, а именно: финно-угорский, славянский и балтийский. Также заметно влияние германских, северокавказских и тюркских этнических групп.

Доминантной характеристикой нашей культуры является православие, которое было распространено на Руси и развивалось там довольно быстро. Но в то же время оно носило автономный характер. Государство всегда опиралось своей властью на религию, которая была важной областью духовной культуры. Она могла в один момент настроить людей против князя или же за него, что было очень важно.

Идеология

Хотелось бы рассмотреть данную область духовной культуры, которую мы выше никак не упоминали, ведь она довольно существенна. Идеология начала формироваться сравнительно недавно, так как в ранних обществах власть была у представителей силы, а после - у богатых. С приходом идеологии власть перешла в руки умных людей, которые умеют вести за собой массы. Эту проблему очень подробно рассматривали немецкие ученые Фридрих Энгельс и Карл Маркс. Они характеризуют эту категорию с негативной точки зрения, так как она способна формировать ложное сознание у людей. Таким образом, мы понимаем, что идеология является сложным социальным образованием, которое при этом может выгодно работать на того, кто ее создал. По сути, оно формирует ложное самосознание группы, общности или класса. Опасность идеологии в том, что она может привести к очень большим трагедиям, если власть окажется в руках глупого, но очень тщеславного человека, который легко может управлять эмоциями масс. Из-за этого многие исследователи говорят о том, что идеологию нужно рассматривать не как отдельную составляющую культуры, а как некую надстройку, которая присуща всем другим формам культуры.

Это действительно так, ведь религию, философию, искусство, науку, нравственность во многом определяет идеология. Что такое искусство? Духовная культура определяет это понятие как возможность личности самовыражаться и тем самым пополнять сундучок культуры всего мира. Ведь мы знаем, как искусство в руках идеологов может стать сильнейшим оружием и влиять на сознание людей. Для этого стоит вспомнить советские времена, когда некоторые авторы были в цене, скажем так, а некоторым категорически запрещали писать и даже отсылали в лагеря. Всё это было из-за того, что они могли напечатать нечто, неугодное власти, что бы посеяло в головах людей зерно сомнения.

Наука

Несмотря на всю свою рациональность, наука тоже является составляющей частью культуры. Она очень тесно связана с философией, которая является теоретическим фундаментом. Значение науки в современном мире огромно, и переоценить его сложно. Она влияет на сознание людей и их образ мыслей, меняя их мнение, и формирует точки зрения. Если ранее индивидуумы были склонны полагаться на какие-то религиозные книги или тех же идеологов, то сейчас человек в первую очередь обращается к науке и анализирует её доводы, а лишь затем делает выводы. И это замечательно, что современного человека уже не так просто водить за нос.

Духовная культура – это культура, объектами которой являются идеология, мораль,духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы - несомненных продуктов духовной культуры.

Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры.

Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение. Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.

Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это проективный вид деятельности, который предлагает идеальные модели будущих конструкций, имеющий величайшую культурную ценность. Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования может выступать и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества.

Сегодня проективная деятельность существует как специализи-рованная, она разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы - природных, социальных или человеческих. Таким образом, выделяют следующие виды проектирования:

Техническое (инженерное) - неразрывно связано с научно-техничсским прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом становится мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;

Социальное - связано с созданием моделей общественных явлений - новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;

Педагогическое - ориентировано на формирование моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые создаются родителями и учителями.

Вторая сфера духовной культуры, охватывает способы познавательной деятельности человека, и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку, - практическое, мифологическое и игровое познание.

Практические знания всегда имели и имеют конкретный характер, связаны с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетены в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно.

Мифологическое знание хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа.

Игровое знание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни - как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.

Третья сфера духовной культуры, связанна с ценностно- ориентированной деятельностью. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Мир человека-это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.

Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами:

Моральная культура. Дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.;

Художественная культура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляющаяся система, элементами которой являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление.

Следует отметить, что в искусстве, как и в других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно - ориентированная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов – художественных образов;

Религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).

Четвертая сфера духовной культуры направлена на духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Душевный контакт между двумя партнерами, в ходе которого происходит обмен информацией, является в данном случае высокой культурной ценностью.

Общение также возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений.

Духовное общение может происходить не только на личностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речах, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», становятся достоянием сознания людей.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей - образов общественного сознания.

Духовная культура

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта . Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Источники

  • Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1992.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Духовная культура" в других словарях:

    1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.). Большой… … Энциклопедия культурологии

    Духовная культура - способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N… … Официальная терминология

    Духовная культура - это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Духовная культура - Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь

    «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» - [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия

    Духовная культура Китая самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия

    Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян» русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия

    - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

Книги

  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Том 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование , . Пятый том Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование энциклопедии Духовная культура Китая отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…
  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. Том 5 , . Пятый том "Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование" энциклопедии" Духовная культура Китая" отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…

Введение

1. Понятие духовнойкультуры. Критерии духовности

2. Право и наука всистеме духовной культуры

3. Религия в системедуховной культуры

Заключение

Список литературы


Введение

Культура - областьдуховной деятельности человека, объек­тивируемая в материальныхдействиях, знаках и символах; ее сущность выявляется впротивопоставлении с природой (как со­вокупностью естественныхусловий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развитиятого или иного общества).

Первичная сфера духовной деятельностичеловека - мифо­логия, которая включала всебя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира,моральные регулятивы, религиозные имировоззренческие представления.

В теологической традиции актуализируется связькультуры и культа, религия выступает как основа культуры.Наука рассмат­ривает религию как один из элементов культуры, специфиче­скуюдуховную деятельность, направленную на сверхъестествен­ныеобъекты. В различные эпохи религия охватывала различные областикультуры.

Религия выполняет культуротворческую роль,она задаст спектр универсальных культурных понятий,определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религияспособствует утверждению личности, формированию личностного сознания;выходу его за пределы узкоземного существования, Религия так­же осуществляет трансляцию культуры, передачу ееот одного поколения к другому.


1 . Понятие духовной культуры. Критериидуховности

Понятие духовнойкультуры:

· содержит в себевсе области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показываетсоциально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властныхструктурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние грекисформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолютачеловеческой духовности:

· теоретизм, сориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположногообычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющийнравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм,достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственноепереживание.

Обозначенные выше стороныдуховной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей:в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодняопределяют уровень интеллектуального, нравственного, политического,эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагаетдеятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а такжепредставляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – этосовокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формычеловеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируетсяпредставление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Этипредставления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себяэстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы ихсоздания и потребления.

Религия обслуживаетзапросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехипознающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духак единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культурапронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык,воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени,идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессежизни.

Понятие «духовная культура»имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культурарассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века пониманиедуховной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но инравственность, политику, искусство.

В советский периодпонятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальноепроизводство порождает материальную культуру – она первична, а духовноепроизводство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – онавторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовойдеятельности.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечтосвященное (религиозное);

· как нечтоположительное, которое не требует пояснения;

· какмистически-эзотерическое.

В настоящее время,по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и неразработано.

Актуальность проблемыформирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядомпричин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальнойжизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе,состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поискпутей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центргуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинамиэкономического характера: по мере осуществления социальных, экономических,политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характерчеловеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазахэкономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованиюличности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность,ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателямидуховной зрелости человека.

Истинная духовность есть«триединство истины, добра и красоты» и основными критериямитакой духовности являются:

· интенциональность,то есть «направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело иличеловека, на идею или на личность». Человек нуждается вцели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолеваетизолированность и ограниченность своего существования, и эта способностьставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитойличности;

· рефлексия надосновными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности ивыступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именноспособность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главнойпричиной превосходства человека над животным. У человека духовного этаспособность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», кпознанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формированияспособности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольноеили вынужденное одиночество. «Изгнания и заключения, всегда столь страшныеи роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любитдобровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, ностоль же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного…Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека сдухом не начинается». Все величайшиепредставители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара,постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть нетаким, «как все»;

· свобода, понимаемаякак самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своимцелями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как «обретениевнутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества надчеловеком», «экзистенциальнаянесвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - отпринуждения, от давления, от зависимости от органического;

· творчество,понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее несуществовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поисксамого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть,которая согласует „вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуациейконкретного индивида“, ибо сознанию открытосущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несетответственность за реализацию своего смысла жизни;

· ответственностьличности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а такжеза все, что происходит в мире.

Таковы основные критериидуховности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева,В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.


2. Право и наука всистеме духовной культуры

Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

Культура –это система средств человеческой деятельности, благодаря которойпрограммируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп,человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура– это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества.Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника,физическая Культура, благосостояние людей.

Социальная культура– это система правил поведения людей в различных видах общения испециализированных сферах общественной деятельности. Система включает в себятакие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (правовой,религиозной, экономической и другой).

Духовная культура– это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышленияиндивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальнымзнаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, какмораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

Гуманитарныенауки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. Кним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения,поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группыили человечества каких-либо предметных действий.

Антропологическиенауки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных иобщественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическаяантропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология,медицина (300 специальностей), криминология и т.д.

Техническиенауки – это система знаний и деятельности по практическому использованиюзаконов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы испецифику создания и функционирования сложных технических устройств,используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание– это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося вдеятельности людей. Оно изучает специфику макро- и микрообъединений общностилюдей (социология, демография, этнография, история и др.).

Анализприведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи междуэлементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определениекультуры как особого, жизненно важного явления общества – его подсистемы. Культурапредставляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремленийчленов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяютхарактерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.
Цельность христианского мировоззрения в условиях многообразия культурных связейобусловлена его абсолютными ориентирами.

В основехристианского мировоззрения лежит знание о разумном устройстве окружающего мираТворцом и его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспеченияполной физической, эмоциональной и духовной жизни человека, являющегося особымБожьим творением. Христианское мировоззрение связано с представлением онеобходимости познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучаятворение, мы познаем Творца.

Основойизучения окружающего мира учеными с любым мировоззрением является принципсистемного подхода.


3. Религия в системедуховной культуры

Роль религии в истории человечества, в целомвесьма значи­тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­торавлияния религии на общественное развитие: религия в каче­ствестабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии в системе культурыдолжен произво­диться с учетом следующих факторов:

· влияние религии может осуществляться только в опосре­дованномвиде (через деятельность религиозных индиви­дов, групп, сообществ);

· характер и степень воздействия различны для той или иной религии, для той или инойисторической эпохи.

Статус религии на различных этапах развитияобщества:

· религиозное сознание „является доминирующим, происхо­дитсращение религиозной и этнической общности. Рели­гиозные институты наделенысветской властью;

· религиозное сознание существует наряду со светским, про­исходитвыделение и дифференциация других сфер и ин­ститутов общественной жизни;

· религиозное сознание отодвинуто на второй план; этниче­скаяобщность уже не совпадает с религиозной; осуществля­етсяи закрепляется разделение светской и духовной властей.

Культура Беларуси не быламонолитной; в ней содержались различные мировоззренческие тенденции,обусловленные уровнем социального и духовного развития общества, различиемпотребностей разных социальных слоев в тех или иных формах культурнойдеятельности. В течение длительного периода в Беларуси господствоваларелигиозная культура – совокупность форм, проявлений, элементов духовнойдеятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали,философии и пр.), функционирующих в рамках религиозного мировоззрения ивыполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиознойявляется сакральная культура – священные книги, вероучение, таинства, обряды, атакже предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень,ядро религиозной культуры.

Под светской культуройкак правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко –внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру,освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можнопринять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней меретри направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозноеразвитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ееинститутов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистическиенастроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос осоотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматриваяего в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру,придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религиюи культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религиюкак «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности междуавтономной светской культурой и культурой сакральной, церковной, существуетмножество переходных форм, которые иногда трудно идентифицировать с религиознойили светской культурой. Использование религиозных сюжетов в культурномтворчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего:внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционныерелигиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светскоеосмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этоминдифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские,коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным каксредства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторыепредставители духовенства при анализе тех или иных проблем (в том числе религиозногохарактера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как и вдругих странах, уже в древности обнаруживается наличие двух сфер культуры –религиозной и светской. Праславянские племена наряду со сложной системойполитеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыкамив строительном деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлическихукрашений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке.Введение христианства в его православной форме на Руси было связано сразрушением дохристианской – «языческой» культуры, как религиозной, так имирской. Отдельные элементы «языческой» религии были ассимилированы христианством.В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепныездания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозноеобразование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники,знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культурыограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда имисоблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностямимонотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма), несколькосдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающихмир.

Элементы светской ирелигиозной культуры содержались в народном творчестве. Народная религиозностьотразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христамилостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях,пословицах (напр., «Жить – Богу служить», «От Бога отказаться – к сатанепристать», «Ум - в смирении»). Существовал и богатый внерелигиозный фольклор,содержавший социальные и антиклерикальные мотивы (напр., в пословицах типа«Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив,а им сыт монастырь благочестив»). Народная мирская культура воплощалась также вскоморошестве, в исторических песнях, в былинном эпосе, где поэтизировалсякрестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитываласьвоинская доблесть, служение Родине.


Заключение

· Духовная культура– это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

· Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

· Истиннаядуховность есть “триединство истины, добра и красоты».

· Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

· Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

· Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи­тельная,не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­тора влияния религии наобщественное развитие: религия в каче­стве стабилизирующего фактораи религия как фактор перемен.

· Под светскойкультурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру,нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий,культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

· Религиозныекультурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры ирелигиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии икультуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смыслпродуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разнымипланами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как«закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.


Список литературы:

1. Бердяев Н.А.Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. Оназначении человека. - М: Республика, 1993. – 458с.

2. Рогалевич Н.Религиоведение. – Мн.: Новое знание, 2005. – 207 с.

3. Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001. – 368 с.

4. Федотова В.Г.Практическое и духовное освоение действительности. - М: Наука, 1992. – 384с.

5. Франкл В. Человекв поисках смысла. - М: Прогресс, 1990. – 486с.

6. Шелер М.Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис,1994. – 394с.