Плёсское городское поселение - официальный портал. Мацуев, Кобзон, Цой и другие звезды подарили праздник жителям Плёса Но все же ваш репертуар во многом пересекается

История Дачного фестиваля имени Шаляпина ещё укладывается в несколько страниц. Зато каких! С яркими именами! С музыкой, что врывается в сердце майскими цветущими садами. С голосами, полными очарования…

Нынче Фестивалю три года. Но, как самое ожидаемое событие плёсского лета, он уже заслуживает ретроспективы.

– Можно и в большом городе сделать маленький фестиваль, о котором никто знать не будет. А можно сделать в маленьком Плёсе большой Фестиваль, который будут знать все. Мы начинаем делать историю, – отметил год назад художественный руководитель Дачного фестиваля имени Шаляпина, народный артист Башкортостана, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков.

Первый.

Первый Дачный был оценен как масштабное событие. Это подтвердили и аншлаги, и острая нехватка билетов, и приставные стулья, и заполненный балкон. Фестиваль словно подтвердил: Фёдор Иванович Шаляпин для Плёса – в одном ряду с Левитаном, Фёдоровым, Глузским, Евстигнеевым, Меньшиковым и другими мастерами культуры, которых наш город пленил единожды и на всю жизнь.

Ярчайшим, философичным выступлением на Фестивале отметился Армен Борисович Джигарханян. Рассуждая о серьёзных вещах, он отметил: «Пока мы живы, мы будем жить по закону энергии заблуждения – настолько долго, насколько нас хватит».

Китайский оперный певец Жун Ши Цзе своим исполнением знаменитой шаляпинской «Блохи» заставил удариться в поиски и сыскать у Максима Горького описание чудесного шаляпинского дарования. Вот что писал Горький о Шаляпине: «…Вышел к рампе огромный парень во фраке, перчатках, с грубым лицом и маленькими глазами. Помолчал. И вдруг улыбнулся и – ей-богу – стал дьяволом во фраке. Запел не громко так: «Жил-был король когда-то, при нём блоха жила…». Спел куплет и до ужаса тихо захохотал: «Блоха? Ха-ха-ха!» Потом властно – королевски властно! – крикнул портному: «Послушай, ты! Чурбан!» … И – это невозможно передать!».

Китайский тенор Жун Ши Цзе то ли читал Горького, то ли очень хорошо знал творчество Шаляпина. Но исполнением «Блохи» он сорвал овации.

А слушатели, выходившие с концерта ивановского струнного ансамбля «Интермеццо», признавались: «Прямо мурашки по коже забегали».

В программе:

– концерт «Посвящение Шаляпину»;

творческая встреча с Народным артистом СССР Арменом Джигарханяном;

– гала-концерт «Летний вечер романса».

Имена:

Аскар Абдразаков (солист Мариинского театра оперы и балета), Артём Варгафтик (музыкальный критик), Армен Джигарханян (актёр театра и кино, театральный режиссёр, театральный педагог), Михаил Дзюдзе (народный контрабас России), Ирина Долженко (солистка Государственного Большого Академического театра России), Инна Лясковец (актриса театра под руководством Армена Джигарханяна), Наталия Мордашова (концертмейстер Мариинского театра оперы и балета), Лолитта Семенина (солистка Государственного Большого Академического театра России), Жун Ши Цзе (оперный певец, Китай), Виталина Цымбалюк-Романовская (генеральный директор Московского драматического театра под руководством Джигарханяна), Нара Ширалиева (телеведущая канала «Культура»).

Коллективы:

– Московский драматический театр под руководством Джигарханяна;

– «Перекличка птиц» (инструментальное трио, Санкт-Петербург);

– «Интермеццо» (струнный ансамбль, Иваново).

Второй.

Второй Дачный фестиваль имени Шаляпина признали главным культурным событием года в Плёсе. При этом на первый план выступили два концерта: в Левитановском культурном центре и на Торговой площади.

В Левитан-холле выступал Владимир Спиваков со своим оркестром «Виртуозы Москвы». На площади же царил главный дирижёр Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Валерий Халилов и его оркестр.

Вечерний концерт на Торговой площади – сама суть восторга, его основа. Тамару Гвердцители и Аскара Абдразакова площадь встречала стоя. А в финале этого грандиозного концерта публика под оркестр вместе с солистами исполняла любимую «Надежду».

Дачный фестиваль имени Шаляпина в Плёсе проходит в третий раз. Одна из задач организаторов – привлечь внимание к чудесному атмосферному городку, который находится совсем рядом. И им это удается: с каждым годом фестиваль все масштабнее – в небольшой Плёс (Ивановская область) съезжаются именитые артисты, деятели культуры и искусства. Программа Дачного Фестиваля была очень насыщенной.

«Звезды мировой величины собрались в маленьком городке на Волге, чтобы вновь радовать своим талантом всех ценителей искусства, - рассказала президент фестиваля Инга Каримова. - В этом году фестиваль включает два замечательных события: возвращение пяти картин, украденных из музея Левитана, и церемонию закладки камня в основание памятника Федору Шаляпину. Мне бы хотелось высказать огромную благодарность всем участникам и меценатам мероприятия - они вкладывают частичку души в наш общий праздник, несут людям радость и свет».

В этот раз в Левитановском культурном центре давал большой концерт пианист Денис Мацуев, его доставили в Плёс на вертолете. Специальным гостем стал Иосиф Кобзон. Певец отменил все гастроли, когда узнал, что в рамках Дачного Фестиваля имени Шаляпина пройдет концерт памяти главного военного дирижера Валерия Халилова, погибшего 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе в Сочи самолёта Минобороны России. Иосиф Давыдович был лично знаком Валерием Михайловичем, без которого не проходил ни один парад в День Победы. Фестиваль посетили также Анита Цой с сыном Сергеем, семья Виктора и Тамары Шкулевых, политики и другие именитые гости. Например, известный актер Райф Файнс, особенно известный у нас по роли Воландеморта в «Гарри Поттере».

Оказалось, что Райф в Плёсе не случайный гость, он вообще в российском городке уже в третий раз.

Предыдущие два раза я был в Плёсе на фестивале памяти режиссера Андрея Тарковского. Влюбился в это место, его атмосферу. Вообще, я всегда с большой радостью приезжаю в Россию. У меня здесь много друзей. К тому же я работал в здесь, снимался в фильме. Это трудно объяснить, но на подсознательном уровне я понимаю, что меня тянет в эту страну. Тут душа, искусство… - признался он корреспонденту «СтарХита» .

В этом году фестиваль вообще оказался особенно богатым на события. Во-первых, в музей вернулись похищенные в 2014 году пять картин Левитана. Напомним, воры проникли в дом-музей художника и унесли полотна «Овраг за забором», «Тихая речка», «Полустанок», «Речная заводь» и «Розы». Общая их стоимость оценивалась в 77 миллионов рублей. А в декабре 2016 года картины полицейские нашли. На фестиваль этих героев тоже, конечно, пригласили и осыпали благодарностями.

Во-вторых, на набережной Плёса, одном из самых красивых мест города, был заложен символический камень в основание скульптурной группы, посвященной Федору Шаляпину. Автором памятника станет народный художник России Александр Рукавишников.

«В Плёсе поражает не только его неповторимый вид, который словно переносит тебя в прошлое, но ещё и бурная культурная жизнь, - подвел итог глава города Тимербулат Каримов. - Казалось бы, чем можно заняться в таком маленьком городке? Но нужно отдать должное: люди находят способы проводить здесь очень интересные культурные мероприятия, обогащающие жителей и гостей духовно. Дачный фестиваль имени Шаляпина, фестиваль «Зеркало», художественные выставки, всё это формирует неповторимый облик Плёса, ставшего одним из важных культурных центров».

ПЛЕС, 22 мая — РИА Новости, Юлия Чичерина. В третий раз в Плесе прошел Дачный фестиваль имени Шаляпина: в маленьком приволжском городке выступили именитые артисты, состоялись закладка камня в основание памятника Федору Шаляпину и возвращение картин, похищенных в 2014 году из дома-музея Исаака Левитана.

"Звезды мировой величины собрались в маленьком городке на Волге, чтобы вновь радовать своим талантом всех ценителей искусства. В этом году фестиваль включает два замечательных события: возвращение пяти картин, украденных из музея Левитана, и церемонию закладки камня в основание памятника Федору Шаляпину. Мне бы хотелось высказать огромную благодарность всем участникам и меценатам фестиваля — они вкладывают частичку души в наш общий праздник, несут людям радость и свет",- сказала президент фестиваля Инга Каримова.

Гостями Дачного фестиваля стали и журналисты из России и Белоруссии — участники пресс-тура "Плес — культурно-исторический проект и объект событийного туризма", организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА "Россия сегодня".

Уже днем в субботу, 20 мая, в Плес начали съезжаться именитые артисты. Одним из самых ожидаемых стал Денис Мацуев, сольный концерт которого состоялся в первый день фестиваля. Виртуоз признался, что представленная им сольная программа звучит перед зрителями всего в пятый раз и скоро ее услышат ценители искусства из Америки, Европы и Азии.

"Сегодня мою новую программу услышали в Плесе, вчера я ее исполнял в Большом зале Консерватории, и совсем скоро ее услышат в Тель-Авиве",- сообщил Мацуев.

После выступления виртуоз поделился журналистам впечатлениями о концерте, а также рассказал о том, что в Плес он приехал впервые и свободное время посвятит экскурсии по городу.

"Хочется отметить особую теплоту зала. На протяжении всего выступления шла большая "работа со зрителем". Отсутствие дистанции между сценой и публикой привело к тому, что начался прекрасный диалог между музыкой и понимающей тишиной. Мне очень приятно, что публика прекрасно понимала, что я хотел ей сказать, какую основную мысль донести", — отметил пианист.

Второй день фестиваля открылся праздничной церемонией передачи пяти картин Левитана, которые были украдены из Дома-музея художника в 2014 году. В 2016 году подозреваемые в краже картин были задержаны в Подмосковье. У них были обнаружены похищенные полотна, стоимость которых оценивается в 77 миллионов рублей. Работы "Овраг за забором", "Тихая речка", "Полустанок", "Речная заводь" и "Розы" в торжественной обстановке были возвращены музею.

Как отметил на церемонии директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика Грабаря Дмитрий Сергеев, после обнаружения полотен они прошли в центре экспертизу и реставрацию.

Следующим событием фестиваля стала торжественная церемония закладки камня в основание памятника Федору Шаляпину. По словам автора, скульптора Александра Рукавишникова, окончательный эскиз памятника еще не утвержден, но основная его идея — "легкость и в тоже время глубина великого певца".

Дачный фестиваль делает доступным широкой публике творчество звезд мирового уровня.

Третий по счету Дачный фестиваль имени Шаляпина прошел в Плесе. На церемонии открытия в Левитановском культурном центре к организаторам и гостям форума обратилась президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева.

Светлана Медведева подчеркнула, что Плес, имеющий великие культурные и духовные традиции, сегодня возрождается, возвращаются имена людей, которые любили и прославили этот город. Она поблагодарила организаторов фестиваля за прекрасный праздник. «Пусть в вашем сердце живет любовь, радость и то творческое удовлетворение, которые вы получите от этих прекрасных концертов и от этого прекрасного города», — сказала Светлана Медведева, обращаясь к зрителям.

Приветственную телеграмму в адрес организаторов и участников фестиваля прислал Министр культуры России Владимир Мединский. Почетный гражданин города Плес, министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень напомнил о ходе развития города в последние несколько лет, а также выразил благодарность президенту фестиваля Инге Каримовой, главе Плесского городского поселения Тимербулату Каримову, которые, при поддержке руководства региона, продолжают начатую работу.

«Плес заслуженно называют жемчужиной Волги, городом художников. Но благодаря этому фестивалю, который носит имя великого русского певца Федора Шаляпина, Плес приобретает славу еще как город музыки и музыкантов», — отметил губернатор Ивановской области Павел Коньков. Он подчеркнул, что Дачный фестиваль проходит в третий раз и уже смог завоевать любовь и признание жителей и гостей нашей области. «Творчество звезд мирового уровня становится доступным широкой публике», — отметил глава региона. Он также поблагодарил президента фестиваля Ингу Каримову за значимый вклад в осуществление этого яркого проекта.

На открытии третьего Дачного фестиваля имени Шаляпина с сольной программой выступил пианист-виртуоз, народный артист Российской Федерации Денис Мацуев.

Во второй день фестиваля, в воскресенье, на набережной Плеса был заложен символический камень в основание скульптурной группы, посвященной Федору Шаляпину. Автором памятника станет народный художник России Александр Рукавишников. Известный скульптор признался, что ему будет интересно поработать над созданием памятника великому русскому певцу. «Это серьезная ответственность перед следующими поколениями», — отметил мастер.

Традиционным завершением Дачного фестиваля имени Шаляпина стал вечерний концерт на Торговой площади города. Перед жителями и гостями Плеса выступил Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ. Концерт был посвящен памяти дирижера, композитора, народного артиста Российской Федерации генерал-лейтенанта Валерия Халилова. Ровно год назад, 21 мая 2016 года, он дирижировал военным оркестром во время концерта на Торговый площади. 25 декабря 2016 года Валерий Халилов трагически погиб при крушении самолета в небе над Сочи. Вместе с оркестром выступитла народная артистка России, народная артистка Грузии Тамара Гвердцители. Специальный гость фестиваля — народный артист СССР Иосиф Кобзон. На сцену выйшел художественный руководитель Дачного фестиваля имени Шаляпина, народный артист Республики Башкортостан Аскар Абдразаков, а также молодые исполнители.

Дачный фестиваль имени Шаляпина проходит при поддержке Совета Плесского городского поселения и Плесского музея-заповедника. Меценатами музыкального праздника выступили фонд «Традиции и культура», фонд имени Мустая Карима, русская медная компания, корпорация развития Плеса.

Подробный фоторепортаж Андрея Егорова о событии смотрите над текстом новости в режиме пролистывания.

В Плесе прошел Дачный фестиваль имени Шаляпина was last modified: Май 24th, 2017 by Коньков Павел

В субботу, 20 мая, в знаменитом Плёсе открывается "Дачный фестиваль имени Федора Шаляпина". Художественный руководитель форума - известный бас Аскар Абдразаков. Певец рассказал о том, как появился новый фестиваль на карте России и о своих иных творческих занятиях и планах

Как родилась идея шаляпинского "Дачного фестиваля"?

Аскар Абдразаков: Первый раз я приехал в Плёс просто погостить к своему другу Тимербулату Каримову - внуку народного поэта Башкирии Мустая Карима. А в 2015 году он, будучи председателем Плёсского горсовета, предложил мне стать худруком музыкального фестиваля. Плёс ведь знаменит не только тем, что его пейзажи вдохновляли Левитана, Репина, Саврасова: эти места очень любил Федор Иванович Шаляпин. В 1910 году он впервые приехал в Плёс, вскоре выкупил в окрестностях пустошь Хмельницы и в 1914-м построил там дачный дом. От этого исторического факта и родилась идея небольшого, как сам город, фестиваля, открывающего дачный сезон. Мне кажется, очень важно, чтобы культурная жизнь не сосредотачивалась только в крупных городах России... В этом году "Дачный фестиваль имени Шаляпина" пройдет уже в третий раз.

И какова программа в этом году?

Аскар Абдразаков: Откроет фестиваль сольный концерт Дениса Мацуева. Приедет Александр Калягин со своим театром "Et Cetera". 21 мая днем заложим камень на месте, где появится памятник Шаляпину работы Александра Рукавишникова, а вечером на центральной площади города состоится большой концерт памяти моего друга Валерия Халилова. Не забуду, как однажды Валерий Михайлович вдруг сел за рояль и стал играть свою музыку. Очень красивую. Он ведь автор и многих романсов, и музыки, что исполняется при официальных церемониях у Вечного огня в Александровском саду.

Осенью 2010-го вы стали министром культуры Башкортостана, пробыли на посту год. Каким оказалось "хождение во власть"?

Аскар Абдразаков: В некотором смысле опыт получился для меня экстремальным. Работа министерства культуры - это благополучие и библиотеки, и музеев, и театров. И я добивался реформ, занимался расширением выставочных площадей музея Нестерова: много великолепных картин в запасниках, хотелось, чтобы их увидели. Удалось организовать выступление в Уфе Симфонического оркестра Мариинского театра, БДТ имени Товстоногова. Единственное, что не успел из задуманного - организовать ежегодные "Довлатовские чтения", открыть мемориальную доску на доме, где жил Сергей Довлатов.

Оперные певцы часто говорят: ни на что, кроме работы, не остается ни времени, ни желания. Вы с этим согласны?

Аскар Абдразаков: Конечно, пение измены себе не прощает. Отвлекаясь, тратишь слишком много сил, физических и эмоциональных, что неизбежно сказывается. На сцену нельзя выносить пустую оболочку. Сам по себе голос важен - но не важнее того сопереживания, что должно возникать у слушателей. Всегда помню слова великой певицы Ирины Константиновны Архиповой: "Мы зрителя, как удочка рыбку - раз! И елозим, хотим - вправо, хотим - влево, хотим - вытаскиваем, хотим - опять опускаем". Но для этого нужны мощные силы, и вокальные, и душевные.

Встреча с Ириной Архиповой стала ключевой в вашей творческой судьбе?

Аскар Абдразаков: Безусловно. Ирина Константиновна - огромная фигура нашей культуры. Интуиция у нее была невероятная. Она очень любила свою страну и свой дом. "Я никогда не рвалась на Запад, - говорила. - Никогда! Всегда меня приглашали"... И мне очень больно, что ее могила на Новодевичьем кладбище в ужасающем состоянии. И ничего нельзя сделать: родственники не позволяют, а сами не хотят или не могут. Надеюсь, все-таки в ближайшее время что-то удастся предпринять. Никто сегодня не делает и малой доли того, что делала для молодых певцов Ирина Константиновна.

Но ваша дорога к певческим вершинам была не самой прямой?

Аскар Абдразаков: Да. Было много крутых поворотов в судьбе. Я работал с юных лет. Был и монтировщиком сцены, и артистом миманса, в армии служил артистом хора в Ансамбле песни и пляски Приволжского военного округа. И только потом стал солистом, в биографии которого сегодня Большой театр, Ла Скала, Метрополитен, Арена ди Верона, Мариинский театр.

Кстати, я безмерно благодарен Валерию Гергиеву, который в сложное постминистерское время меня поддержал и позвал работать в театр. Мне комфортно в качестве приглашенного солиста Мариинки. У басов голос "созревает" во второй половине жизни.

А конкуренция между двумя знаменитыми братьями Аскаром и Ильдаром - солистами одного театра - не обострилась?

Аскар Абдразаков: Мы никогда не относились друг к другу как конкуренты. Рад, что Ильдар, хотя и злился ребенком, что я бужу его по утрам своими занятиями, пошел по моим стопам и состоялся как певец. Хотя петь вместе очень волнительно. И концерты, и особенно спектакли. Правда, мы лишь однажды пели вдвоем один спектакль: Ильдар - Дон Жуан, я - Лепорелло. Переживал за него больше, чем за себя. А к тому, что нас часто люди путают, мы привыкли. Один театр звал меня на работу, обещал зарплату высокую, квартиру. А официальное письмо адресовали Абдуразакову Аскеру Амуровичу... К этому надо с юмором относиться.

Спеть Бориса Годунова в Большом театре в декорациях Федоровского для меня - мечта детства...

Но все же ваш репертуар во многом пересекается?

Аскар Абдразаков: Ну и что? Театров и спектаклей хватит на всех. Только что мы оба спели премьеру оперы Верди "Сицилийская вечерня" в Мариинском театре. Я пою много партий, которые Ильдар не исполняет. Дон Кихот, Дон Базилио, Гремин, Кончак, Руслан, Салтан, король Треф - это неполный список ролей в Мариинском театре. Но я очень хочу спеть в Большом театре Бориса Годунова в декорациях Федоровского. Еще ребенком видел выдающегося баса Евгения Нестеренко в этом легендарном спектакле. Мне повезло, я общался с замечательными басами: Иваном Петровым, Булатом Минжилкиевым, Александром Ведерниковым. Пел вместе с феноменальным Николаем Гяуровым. Для любого баса с шаляпинских времен Борис Годунов - творческая вершина.