Патриотизм в реальной жизни.

Патриотизм в наше время.

Уважение к своему государству, к его истории, стремление изменить свою страну в лучшую сторону, сделать ее красивее, беречь и ценить родину – обычно в таком проявляется патриотизм каждого человека. Но интересно было бы узнать каков патриотизм в наше время, готовы ли те же школьники в случае чего поступить, как их прадеды, которые, будучи обычными подростками, рвались на фронт, чтоб защитить свое отечество.

В словарях, зачастую, можно встретить определение патриотизму как любви к родному языку, к земле, природе и к власти, которая оберегает свой народ. Национализм и патриотизм не идентичные, но близкие понятия. У них есть ряд отличий и общих характеристик. Помимо этого, патриотизм является производной от национализма.

Рассмотрим наглядный пример проявления национализма и патриотизма. К примеру, каждая семья любит, как свой дом, так и своих родных и близких. Но эта любовь разная. Если семья переедет в другой дом, она не будет так горевать, если умрет кто-то из близких. То есть патриотизм – расширение определения человеческой любви к своему дому, а национализм – к родным людям.

В патриотизме главным является государство, а в национализме - любовь, иногда слишком фанатичная, к своему собственному народу. Согласно опросу среди детей школьного возраста, формирование патриотизма происходит в:

Знании своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического прошлого.Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядах, семье.Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций.

Стоит отметить, что патриотизм проявляется как в уважительном отношении к культурным ценностям своей страны, так и в уважении к соотечественникам. Считается, что воспитание любви к своей Родине должно закладываться еще с раннего детства, но, увы, патриотизм настолько свободное понятие, что оно легко может перейти к расизму или национализму. За последние годы можно заметить широкую популярность различных неофашистских и пр. организаций. Именно в такой обстановке и проявляется проблема патриотизма. Каждому человеку стоит осознавать, что проявление патриотизма – это не фанатичная, дикая любовь как к своей стране, так и своему населению, но и уважение к другим. Проявляя уважительное отношение к другим национальностям, культурам других стран, человек показывает тем самым, что способен к истинному патриотизму, настоящей преданной любви к своему отечеству.

Истинный и ложный патриотизм - отличия

Случается и такое, что личность только стремится делать вид, что всей душой готова постоять за ценности своего государства, что она – истинный патриот. Ее главной целью является достижение личностных целей или же такая игра на публику для того, чтобы иметь хорошую репутацию. В этом проявляется ложный патриотизм.

Стоит отметить, что истинный и ложный патриотизм отличаются тем, что первый основывается на настоящей любви к родине. Человек не стремится об этом сообщать каждому прохожему, он просто знает, что способен в нужный момент постоять за свое государство. В настоящее время иногда можно встретить такое понятие как «кризис патриотизма», вызванный низким уровнем жизни населения и малоэффективной политикой в области образования и воспитания.

Для избегания зарождения новых организаций с ярко выраженным национализмом или для сокращения количества уже имеющихся, необходимо помнить, что чувство патриотизма должно зарождаться с семьи, друзей человека, с его памяти о его старшем поколении, которые отдали последние силы во благо своей родины. И необходимо помнить, что традиции, заложенные ими, необходимо каждому человеку преумножать.

Итак, патриотизм необходимо воспитывать в себе, своих детях еще с самого рождения. Ведь из-за неумелого патриотического воспитания общество получает людей с ярко выраженными античеловеческими взглядами.

Аннотация: статья затрагивает тему , исследуется патриотическая проблематика в недавнем историческом периоде и в современных российских условиях с уточнением ее влияния на воспитательную работу с молодежью.

Ключевые слова: , . Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения.

В связи с этим особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. Цель статьи является исследование патриотического воспитания молодежи как отражение отношения к Родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации.

Это «вечная тема» традиционной педагогики, обусловленная объективной необходимостью целостности государства. В настоящее время для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование по узкой специализации. Патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и в не учебное время. Развитие патриотизма должно осуществляться системно, т.е. посредством экономического, социального, духовно-нравственного, информационно-психологического, педагогического, семейного и иного аксиологического воздействия на основе общегосударственной идеи, на базе существующих традиций.

Говоря о таком понятии как патриотизм, необходимо упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации.

И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян. Обратимся к истории России и ответим на вопрос: как связано развитие патриотизма в стране сегодня с ее прошлым? Начиная с 80-х годов в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к концу 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта.

Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Так что же такое патриотизм? В толковом словаре В.И. Даля этому понятию дается такое определение: - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…». Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.

Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо . Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы именуем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район.

По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация.

Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше прилагали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Падение советской власти в России не могло означать только смену политического порядка или господствующей . Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Как известно, когда свободы чересчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, «тусовки» по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи. Хотелось бы упомянуть о еще одном аспекте жизни современного общества и привести немного статистики.

Студентам был задан вопрос: ”Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?” Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (80,65%). Ответ “навсегда” занимает второе место(14,51%). Тех, кому и в России хорошо оказалось всего 4,95%. Любого здравомыслящего человека подобная статистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, что абсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну просто некому будет защитить. И действительно - многие из нас, считая себя патриотами, ведут себя апатриотично. Это происходит, когда родители хотят направить своего ребенка учиться на Запад, выпускник вуза, окончив институт, мечтает уехать из России и работать где угодно, но только не в стране, где родился.

О каком патриотизме может идти речь, когда молодежь бессознательно не любит свою страну? Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству. С 2001 года в России началось построение новой системы патриотического воспитания. За последующие пять лет были заложены его основы. В настоящее время система патриотического и гражданского воспитания развита достаточно неплохо. Государство и власть на местах всячески поддерживают и пропагандируют патриотическое воспитание современной молодежи. Как проявляется чувство патриотизма, в чем оно выражается? Односложно ответить на этот вопрос трудно.

Это чувство, скорее всего, сокровенное, и во внешней своей демонстрации оно вряд ли нуждается. Проявляется же оно и в преданности определенной территории, в желании жить и трудиться только здесь, а не там, где комфортней и лучше. В зависимости от уровня сознания индивида его понятие родины может быть ограничено определенным двором или деревней, а может подниматься до осознания себя гражданином целого государства. Патриотизм - это и уважение местных обычаев и традиций, уважение к памяти своих предков. Это также и осознание того, что достойное развитие твоего города и государства в целом в какой-то степени зависит и от тебя лично.

Для этого надо просто честно и добросовестно выполнять свой долг, который заключается в добросовестном выполнении своих гражданских, профессиональных обязанностей. Нелегко любить Родину при таком государственном устройстве. Сейчас выросло не одно поколение молодых людей, которые ничем не обязаны государству. Оно не дало им учиться нормально, не обеспечило социальной перспективы. И молодежь не уважает эту власть, не ценит и не боится.

И здесь важно донести до сознания молодежи, что понятие Родины, России не тождественно понятию государства. Власть государственная может меняться, она и меняется на наших глазах, а Родина - одна при любой власти. Россия была, есть и будет. Будет, если будут люди, готовые работать и жить во благо своего отечества, а не только ради личной корысти. Вопрос в том, как воспитать таких людей, патриотов своего отечества? Один из ответов на такой вопрос мы можем найти в программах современных российских политических партий. Необходимо отметить то обстоятельство, что политические партии не ставят целью воспитание патриотизма у молодого поколения современной России. Так партия «Единая Россия» своей целью провозглашает построение новой, свободной, процветающей, сильной России на основе общих ценностей и интересов. Ее ценности - любовь к родине, крепкая семья, здоровый образ жизни, профессионализм.

Она подчеркивает, что воспитание у подрастающих поколений ответственности, целеустремленности, патриотизма, формирование активной гражданской позиции возможны на основе духовных и нравственных ценностей. И задача партии - создавать условия для их самореализации через совершенствование программ кадровой политики, создание рабочих мест, поддержку молодых семей, выравнивание стартовых возможностей для развития личности. В результате, по мнению ЕР, у молодых сограждан не возникнет желания во что бы то ни стало уехать жить за границу, а наоборот, связать свое будущее с Россией. КПРФ, являясь партией «патриотизма, интернационализма и дружбы народов», отмечает, что будущее России можно строить только на прочном фундаменте ее созидательных традиций и исторической преемственности. ЛДПР выступает за вовлечение молодежи в общественную жизнь, спорт, в проекты благотворительности, организацию для молодых людей государственного обучения перспективным и престижным профессиям. В планах ЛДПР создание молодым людям условий для полноценного проведения досуга: клубы, дискотеки, военно-патриотические секции. Это оторвет молодежь от тлетворного влияния чуждых мнимых ценностей, наркотиков, преступности. ЛДПР твердо намерена переломить эти негативные тенденции. «Цель партии - создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей. Место, занимаемое молодым человеком в обществе, будет зависеть

лишь от его собственных способностей, а не от толщины кошелька родителей или наличия «московской прописки». Политическая партия «Патриоты России» выделяет главные ценности патриотов России - это общенациональные идеалы и приоритеты, имеющие наивысшую значимость для российского общества, государства и подавляющего большинства граждан. К ним партия относит, прежде всего, человека, семью, его счастье и благополучие, основанные на духовном развитии человека и общества, государственность России, ее независимость, суверенитет, территориальную целостность, экономическое и оборонное могущество, безопасность государства и т. д. «Патриоты России» предлагают осуществлять воспитание патриотизма на основе общенациональной идеи: «Справедливость для всех, счастье для каждого», которая отвечает глубинным потребностям, интересам и надеждам нашего народа. То есть партия не ставит перед собой конкретную задачу воспитания чувств и действий современного патриота.

Политическая партия «Справедливая Россия» о воспитании патриотизма у молодого поколения не говорит ни слова, но весь раздел «Молодежная политика» наполнен такой мыслью. Она подчеркивает, что государство, которое не заботится о молодом поколении, не имеет будущего. Молодежь - это главный инновационный потенциал. Наглядным примером развития понятия патриотизма у нынешней молодежи в России, в статье автора стала выставка-ярмарка «Ладья. Весенняя фантазия 2015.». Побывав на выставке можно с уверенностью сказать, что не каждая страна может похвастаться такими многонациональными особенностями и таким многообразием народного творчества.

Выставка «Ладья» открывает всю палитру народных художественных промыслов. Это показ творческих достижений мастеров и художников народных художественных промыслов России. Побывав там, действительно убеждаешься в том, насколько разнообразна Россия и невольно начинаешь гордиться ею. На выставке были множество мастер классов, где на месте ты мог научиться любому творчеству и неважно в каком ты возрасте. Развитие патриотизма в нашей стране не стоит на месте, в этом автор убедился, посетив выставку-ярмарку. Исследования показали, что в России развиваются патриотические качества у современной молодежи.

Список литературы:

1. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

3. Каджаспирова Е.М. Педагогический словарь. М., 2003. С. 47-48.

4. http://www.bestreferat.ru/referat-171751.html (Статистика - опрос. Научная работа: Проблема патриотизма современной молодежи в России).

Кто за эту сторону формирования гражданина ответствовать должен? И должен ли? Патриотизм, патриот, отечество, гражданин, верность народу, высокий долг… Эти понятия сегодня настолько выхолощены, что наполнить их снова живым, важным для сердца человеческого смыслом сложно. Но нужно. Очень нужно. Это единственно верный и даже категорический ответ на поставленные в начале вопросы. А дискуссия должна разворачиваться вокруг другого вопроса - «Как?» Как эту проблему должна решать школа?

Семья, безусловно, тоже должна, но надеяться на нее - значит получить поколение, наполовину состоящее из эгоистов, страдающих беспамятством. Половина эта вырастает в семьях или неблагополучных, или нищих, или неполных. Видят дети там бедность, насилие, пьянство и слышат мат. Вряд ли это можно расценить как примеры патриотизма. Отсюда цинизм, неверие и беспринципность. Остается школа. И возможностей у нее много. Это воспитательная составляющая каждого урока; это и внешкольные; это экскурсии и встречи; это личный пример всех, кто с детьми работает, - от учителя и воспитателей до вахтера и посудомоек в школьной столовой.

Но основной формой воздействия остаются Именно они. И вовсе не нужно постоянно выносить на классный час патриотизм, любовь к Родине, долг перед Родиной как главные темы. Слово это вообще должно звучать как можно реже. Почему бы не разработать цикл тематических классных часов «Родина - это…». Каждая новая тема будет продолжением главной. Например, «славная история», «…выдающиеся деятели», «…подвиг народа», «…деревянное зодчество», «…русская песня», «народные промыслы», «…православие» и т. д. Главное, не сводить все к назидательному монологу педагога, который поучает, как важно Родину любить, и для убедительности приводит примеры патриотизма, давно уже всем известные, а потому за душу не трогающие.

Это не значит, что о Великой Отечественной войне все сказано. Просто вместо штампов «великий подвиг великого народа в великой войне» можно прочитать какое-нибудь фронтовое письмо солдата к любимой, послушать «Землянку», а потом просто, без пафоса сказать, что суждено ему было пройти «до смерти четыре шага», а до любимой навсегда остались «снега и снега». Это больше любых лозунгов тронет душу даже самых циничных подростков. Можно предложить целевые эпизоды из фильмов «Петр Первый», «Война и мир» и других. И обсуждать не нужно, нет. Если затронет, дети сами высказываться будут. Учителю только слушать останется. Школьники будут говорить, а в это время в их душах будет происходить огромная работа.

О том, что мы не детей учим, а «человеков» растим, следует помнить на каждом уроке и использовать малейший повод, дабы заставить детей гордиться культурой, историей своей Родины. Почему бы не подчеркнуть на уроке музыки, что частушка есть только у русского народа? На уроке труда - что особенно модными сегодня в Канаде являются деревянные дома с резьбой, основой для которых послужили русские избы? Каждый урок, в большей или меньшей степени, дает «воспитательные поводы». Есть у России великие открытия, есть физики, химики. Их жизнь и служение русской науке - это лучшие примеры патриотизма. Главное, не восхвалять. Пафоса не нужно. Просто рассказывать. Знать об этом - уже патриотическое воспитание. А учителям литературы, как говорится, сам Бог велел. Патриотизм в литературе, начиная со «Слова о полку Игореве» (а то и раньше), был и остается главной темой и основным пафосом.

Безусловно, надо привлекать мам и пап. На можно им посоветовать фильмы для общего просмотра, книги для совместного чтения. Напомнить им, что общение с ребенком - это самый эффективный способ воспитания, патриотического в том числе. В повседневной жизни ведь тоже есть примеры патриотизма. Задача родителей -научить детей эти примеры замечать, хотеть им следовать. Только так слова «патриотизм» и «Родина» наполнятся живым смыслом и станут значимыми для ребенка.

им, что общение с ребенком - это самый эффективный способ воспитания, патриотического в том числе. В повседневной жизни ведь тоже есть примеры патриотизма. Задача родителей -научить детей эти примеры замечать, хотеть им следовать. Только так слова «патриотизм» и «Родина» наполнятся живым смыслом и станут значимыми для ребенка.

На вопрос Что значит быть патриотом (примеры из жизни) заданный автором философствовать лучший ответ это Быть патриотом значит быть преданным своей стране и быть готовым защищать её интересы и даже отдать свою жизнь если этого потребует Отчизна
Много примеров патриотизма можно взять из истории
Так в начале XVII века народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в борьбе с иноземными захватчиками отстояли независимость России.
Во время ВОВ многие патриоты шли на смерть чтобы защитить свою страну: Александр матросов, Зоя Космодемьянская,

Ответ от Манька облигация?¦? [гуру]
Ездить на ВАЗе...


Ответ от Евгений пуров [гуру]
ездить на калине и курить приму


Ответ от Европейский [гуру]
Стать депутатом. Они все патриоты.


Ответ от Проселок [гуру]
Подвиг Зины Портновой
Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса летом 1941 года она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там её и застала война. Белоруссию заняли фашисты.
С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали решительно действовать, была создана тайная организация «юные мстители». Ребята вели борьбу с фашистскими оккупантами. Ими была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десять фашистских эшелонов. Отвлекая противника, «Мстители» разрушали мосты и шоссе, взорвали местную электростанцию, сожгли завод. Добывая сведения о действиях немцев, они сразу же передавали их партизанам.
Зине Портновой поручали всё более сложные задания. По одному из них девочке удалось устроиться на работу в немецкую столовую. Поработав там немного, она осуществила эффективную операцию – отравила пищу для немецких солдат. Более 100 фашистов пострадали от её обеда. Немцы стали обвинять Зину. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.
В 1943 году появились предатели, которые раскрывали секретные сведения и выдавали наших ребят фашистам. Многие были арестованы и расстреляны. Тогда командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Фашисты схватили юную партизанку, когда та возвращалась с задания. Зину страшно пытали. Но ответом врагу было лишь её молчание, презрение и ненависть. Допросы не прекращались.
«Гестаповец подошел к окну. А Зина, метнувшись к столу, схватила пистолет. Очевидно уловив шорох, офицер порывисто обернулся, но оружие было уже в ее руке. Она нажала курок. Выстрела почему-то не слышала. Только увидела, как немец, схватившись руками за грудь, свалился на пол, а второй, сидевший за боковым столом, вскочил со стула и торопливо отстегивал кобуру револьвера. Она направила пистолет и на него. Снова, почти не целясь, нажала курок. Бросившись к выходу, Зина рванула на себя дверь, выскочила в соседнюю комнату и оттуда на крыльцо. Там она почти в упор выстрелила в часового. Выбежав из здания комендатуры, Портнова вихрем помчалась вниз по тропинке.
«Только бы добежать до реки» , – думала девочка. Но сзади слышался шум погони… “Почему они не стреляют? ” Совсем рядом уже казалась гладь воды. А за рекой чернел лес. Она услышала звук автоматной стрельбы, и что-то колючее пронзило ногу. Зина упала на речной песок. У нее еще хватило сил, слегка приподнявшись, выстрелить… Последнюю пулю она берегла для себя.
Когда немцы подбежали совсем близко, она решила, что все кончено, и наставила пистолет себе на грудь и нажала курок. Но выстрела не последовало: осечка. Фашист вышиб пистолет из ее слабеющих рук» .
Зина была отправлена в тюрьму. Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала ее.
Утром 13 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Она шла, спотыкаясь босыми ногами, по снегу.
Девочка выдержала все пытки. Она по-настоящему любила нашу Родину и погибла за нее, твердо веря в нашу победу.
Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Русский патриотизм... Последнее время он служит неисчерпаемой темой для споров, дискуссий, "круглых столов". Представители самых разных слоев общества, в том числе и военные, пытаются раскрыть смысл этого понятия. Слово "патриотизм" происходит от греческого раtrio - родина, отечество. В толковом словаре Вл. Даля указывается, что «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его...» К проблемам патриотизма начали все чаще обращаться российские политики. В их выступлении подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться только на патриотизме.

Без воспитания любви к Отечеству, пропаганды исторических традиций невозможно укрепить духовные силы народа, возродить новое сильное государство. Без акцента на защиту интересов России немыслимо выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без привития молодежи чувства уважения к истории России, к делам и традициям предшествующих поколений нельзя построить сильную армию.

Учитывая актуальность темы, я хотел в своем проекте показать преемственность русского патриотизма на примере двух отечественных войн.

За более чем тысячелетнюю историю Россия пережила множество нападений чужеземных армий, которые, как правило, заканчивались поражением и гибелью агрессоров. Независимость своей Родины отстояли широкие народные массы, решив исход вооруженной борьбы. Высшим проявлением патриотизма отмечены две последние освободительные войны - 1812 года и 1941-1945 годов. Поднявшийся на защиту своей земли народ, и в лице своей армии, и в лице мирных жителей, сжигавших свои дома и небогатое добро, чтобы ничего не досталось неприятелю, и шедших в партизаны, и в лице своих военачальников, возглавивших трудную оборону против превосходящих сил завоевателей, - для всех, для всей России войны эти были справедливыми, истинно Отечественными, народными. Они показали преемственность патриотизма нашего народа и традиций нашей армии.

Войны 1812 года и 1941-1945 годов, которые в России назвали отечественными, разделяют не только 130 лет. Россия начала XIX века – это страна дворян-помещиков и крепостных крестьян, оплот православия. Советская Россия 40-х годов XX века – это страна с совершенно иным социально-экономическим устройством при полном господстве коммунистической идеологии. Что же объединяет эти две войны? Во-первых, невиданные по размерам армии, собранные захватчиками со всей Европы, во-вторых, высочайшая стойкость, проявленная русскими воинами в кровопролитных боях с врагом. Но главное – это были «народные войны», то есть войны, где агрессору противостояла не только регулярная армия, но весь народ, вся страна. Отечественные войны вызвали небывалый рост национального самосознания. Возникло всенародное патриотическое движение, направленное на изгнание ненавистного врага из родной земли. Традиционный лозунг русской армии «за Бога, Царя и Отечество!» сменился во время Великой Отечественной войны лозунгом «За Родину, за Сталина!», но главное, за что шли умирать русские солдаты во все времена, было Отечество и Родина. И можно понять чувства русского патриота, бывшего белогвардейского командующего на юге России в годы Гражданской войны, генерала Антона Деникина, который находился во время Великой Отечественной войны в эмиграции, в оккупированной немцами Франции.

Деникин в своем послании к ветеранам белого движения в ноябре 1944 года писал: «Враг изгнан из пределов отечества. Мы – и в этой неизбежности трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясших нашу родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа, с гордостью – за величием его подвига. Мы испытали боль в дни поражения армии, хотя она зовется «красной», а не российской, и радость – в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне».

В своем реферате я использовал много литературы по Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Хочу кратко рассказать о некоторых книгах.

Книга «1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников» составлена из воспоминаний, мемуаров, переписки, рассказов участников и свидетелей Отечественной войны 1812 года. Ее ценность в том, что читатель знакомится из первых уст с драгоценными сведениями современников об исторической драме русского народа почти двухсотлетней давности.

В альбоме «1812 год. Бородинская панорама» представлены портреты, батальные композиции, фрагменты панорамы из обширного собрания музея-панорамы "Бородинская битва". Сцены боев, эпизоды партизанской войны кисти известных русских и зарубежных художников дают яркое представление о подвиге русского народа во время Отечественной войны 1812 года. Авторы-составители И.А.Николаева, Н.А.Колосов, П.М.Володин.

Поэт-гусар, поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 года, Денис Васильевич Давыдов уже при жизни стал легендой. Он был удивительно талантлив. Во всем, что бы ни делал: воевал, любил, писал стихи и прозу, дружил, был деятельным и обаятельным человеком. В сборник «Гусарский пир» вошли стихи Д.Давыдова и военные записки.

Юбилейное издание «Бородино. 1812.» выпущено к 175-летию Бородинского сражения. Большое количество цветных иллюстраций, популярный текст позволяют четко и зримо представить историю Отечественной войны 1812 года и проследить буквально по часам весь ход грандиозной Бородинской битвы.

Широко известная книга четырежды Героя Советского Союза Маршала Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления» впервые вышла в 1969 году и с тех пор выдержала двенадцать изданий. Все эти годы книга пользуется неизменно огромной популярностью у читателей разных поколений. Новое издание (2002 г.) приурочено к 60-летию Битвы под Москвой и 105-й годовщине со дня рождения Г.К.Жукова.

В книге использованы фотодокументы из личного архива Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Центрального Государственного архива кинофотодокументов, Центрального Музея Вооруженных Сил СССР, фотоархива журнала "Советский воин", фототеки АПН, фотохроники ТАСС, Жуковского Народного Военно-Исторического музея, а также фотографии советских военных фотокорреспондентов.

В первом томе рассказывается о жизни Жукова, начиная с детства и до начала Великой Отечественной войны, до борьбы за Ленинград.

Во второй том вошли: Битва за Москву, стратегическое поражение противника в районе Сталинграда, разгром фашистских войск на Курской дуге, освобождение Белоруссии и Украины, Берлинская операция и Потсдамская конференция.

Краткий исторический справочник «Великая Отечественная война 1941 - 1945. События. Люди. Документы» посвящен одному из самых героических и тяжелейших периодов в истории нашей страны и народа. В разделе «Хроника событий» показан долгий и трудный путь Советской Армии от трагического начального периода Отечественной войны до великого Дня Победы над фашизмом. В книге представлены также краткие биографические справки о партийных и государственных деятелях периода Отечественной войны, военачальниках, особо отличившихся бойцах и командирах Советской Армии, партизанах и подпольщиках, ученых и конструкторах оборонной техники и других. Публикуются документы Отечественной войны. Справочник богато иллюстрирован, содержит карты.

К началу 1944 года германский Вермахт полностью утратил стратегическую инициативу, но немцы все еще занимали обширные территории Советского Союза, однако все попытки германского командования удержать завоеванное заканчивались поражениями. Вермахту не удалось провести в 1944 году на Восточном фронте ни одной наступательной операции ни стратегического, ни оперативного масштаба. Агония Третьего Рейха неотвратимо приближалась. Гитлер тщетно пытался создать неприступную оборону Германии, а немецкие солдаты, офицеры и генералы продолжали сражаться и гибнуть, хотя многие из них понимали - война проиграна. Выдающийся немецкий историк Алекс Бухнер в своей книге «1944. Крах на Восточном фронте» всесторонне рассматривает военные причины поражений Вермахта в шести главных оборонительных сражениях и делает интересные выводы на основе многочисленных военно-исторических исследований и воспоминаний очевидцев. Многие детали операций 1944 года и военные документы впервые становятся доступными отечественному читателю благодаря этой книге.

О битве под Москвой написано немало, тема эта неисчерпаема. И все-таки особо выделяется книга «Москва прифронтовая. 1941-1942. Архивные документы и материалы», рассчитанная на широкий круг читателей.

Именно в сражении под нашей столицей немецко-фашистские войска потерпели первое стратегическое поражение в Великой Отечественной войне, был развеян миф о непобедимости германской армии. Именно здесь положено начало Великой Победы в сорок пятом. Ценность книги в том, что впервые на основе уникальных документов, воспоминаний, фотографий из крупнейших архивов Москвы, а также музеев показана повседневная жизнь столицы военной поры. Много материалов посвящено Московской области. Документы повествуют о первых тяжелейших месяцах борьбы с сильным врагом, о стойкости, мужестве и патриотизме наших дедов и отцов, которые погнали и победили фашистов.

Без сомнений, никого не оставят равнодушным около 400 документов и свыше 400 иллюстраций, большинство из которых публикуются впервые. «Советские воины, партизаны и труженики тыла отдали все для защиты своей столицы, - подчеркивал маршал Г.К.Жуков, выступая на научной конференции, посвященной 25-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой. - В ожесточенных кровопролитнейших боях за Москву все наши части, соединения всех родов войск показали исключительное упорство и настойчивость. Советские воины от начала до конца с честью выполнили свой священный долг перед Родиной, проявили массовый героизм, не жалея ни сил, ни самой жизни для защиты Москвы».

Патриотизм русского народа на Бородинском поле

В ночь на 24 июня 1812 года, после большой и тщательной подготовки французская армия, названная «Великой», начала переправу через реку Неман. Общая численность «Великой армии» превышала 600 тыс. человек. Подобных по мощи армий мировая история еще не знала. Наполеону противостояли расположенные вдоль границы русские войска общей численностью всего 230 тыс. человек. Избегая разгрома поодиночке 1-я и 2-я русские армии отступали вглубь страны, ведя упорные бои.

В русской армии по поводу дальнейших действий единства не было. Барклай-де-Толли считал, что ради сохранения армии надо продолжать отступление, а пылкий Багратион требовал перехода в наступление, обвиняя Барклая в отсутствии патриотизма. Чтобы избежать раскола в армии, Александр I назначил главнокомандующим 67-летнего князя Михаила Илларионовича Кутузова, ученика Суворова, которого хорошо знал и кому верил народ и армия, и который пользовался репутацией умного и осторожного полководца. «Я должен был, - писал император, - остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас».

Именно такой вождь нужен был для народной войны. Кутузов знал: Наполеона погубит не просто пространство и непомерно растянутые линии сообщений, а пустыня, в которую русский народ превратит свою страну, чтобы уничтожить вторгшегося врага. Постепенно «кампания 1812 года» переходила в войну народную, Отечественную. Все слои населения принимали участие в защите отечества. Купцы и дворянство жертвовали деньги, молодежь записывалась в ополчение, крестьяне вооружались и нападали на французов.

Бородинское сражение 1812 года – редкий в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания.

26 августа (7 сентября) 1812 года в районе села Бородино произошло генеральное сражение между русской (120 тысяч человек, 640 орудий) и французской (130-135 тысяч человек, 587 орудий) армиями в ходе Отечественной войны 1812 года. Началось сражение на рассвете 26 августа.

Дивизия Дельзона внезапно атаковала и захватила село Бородино, в котором располагался лейб-гвардии Егерский полк.

Почти одновременно главный удар наносился Наполеоном на русский левый фланг, на Семеновские (Багратионовы) флеши. Ожесточенные бои на этом направлении длилось почти до полудня. Десятки тысяч людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве. С лицами черными от пороха, в едином стремлении одолеть противника, русские пехотинцы, артиллеристы, кавалерия отразили несколько атак. После ранения Багратиона войскам Великой армии удалось занять три флеши, являвшихся передовыми артиллерийскими укреплениями общей системы обороны левого фланга в районе деревни Семеновской. Наполеон, одержимый стремлением, во что бы то ни стало, прорвать оборону левого фланга русских войск, бросает в атаку кавалерийские корпуса Латур-Мабура и Нансути. На смену раненому Багратиону подоспел генерал Д.С. Дохтуров, который сумел вовремя и грамотно организовать оборону Семеновских высот. Деревня Семеновское оказалась в руках противника, но попытки прорвать оборону левого фланга так и не увенчались успехом.

Центр русской позиции - батарея Раевского («роковой редут»). Атаки на это укрепление, предпринятые корпусом Е. Богарне и пехотными дивизиями Даву в первой половине дня, захлебнулись в ожесточенном сопротивлении сил русской армии. Смерть летала повсюду.

В боях за Утицкий курган на левом фланге войска корпуса Н.А. Тучкова мужественно сдерживали корпус Понятовского, не давая обойти себя с фланга. Войска Тучкова 1-го проявляли необыкновенную отвагу и стойкость, выполняя свой воинский долг.

В середине дня Ф.П. Уваров, командуя кавалерийским корпусом, и атаман М.И. Платов, во главе казачьего отряда совершил беспримерный рейд на левом фланге противника. Эта «диверсия» насторожила Наполеона и отвлекла часть сил его армии, давая временную передышку изнемогавшему от атак неприятеля левому флангу русской армии.

Во второй половине дня эпицентром событий, вновь стала батарея Раевского. Кавалерия генерала О. Коленкура обрушилась всей мощью на центральную высоту. Пытаясь развить успех, кавалеристы атаковали русских пехотинцев восточнее захваченной батареи за ручьем Огник. Но русские драгуны и кирасиры, включая, лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков опрокинули французов.

Бесконечная пальба, крики командиров, вопли раненых, стон умирающих, ржание лошадей - все смешалось на этом грандиозном и ужасающем кровопролитием театре военных действий. Казалось, солнце померкло в черном пороховом дыму и ничто живое не может выжить в этом чудовищном пекле.

Ночь опустилась над полем брани, тысячи убитых остались лежать в местах, где приняли смерть с оружием в руках. Потери каждой из сторон составили по 40 тысяч убитых и раненых, пропавших без вести.

Неувядаемой славой покрыли себя в Бородинском сражении русские воины! Можно ли перечислить всех отличившихся на ратном поле? Это и храбрые защитники Багратионовых флешей и батареи Раевского, и отважные и умелые артиллеристы, и отчаянные и лихие кавалеристы и казаки, и мужественные и стойкие армейские и гвардейские пехотинцы. Да, страшно идти в штыковую атаку стенка на стенку, но сколько мужества нужно иметь, чтобы несколько часов простоять на совершенно открытом месте под ужасающим огнем вражеской артиллерии, расположенной буквально в шестистах шагах, и не дрогнуть, не смалодушничать, не отступить?! Вот так, как вкопанные, стояли на левом фланге русской армии лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки. Каждый залп неприятельской артиллерии нещадно косил их стройные ряды, а когда затихала пушечная пальба, на гвардейцев лавиной неслись "железные люди" Наполеона, как называл французский император своих кирасир. Сверкая на солнце кирасами, наполеоновские панцирники налетали на гвардейские, ощетинившиеся штыками каре и откатывались назад, не в силах преодолеть мужество русской гвардии. И вновь на литовцев и измайловцев обрушивался град ядер и картечи. Артиллерийский огонь был столь силен, что русские с нетерпением ждали очередной атаки кавалерии, чтобы хоть немного отдохнуть от адской бомбардировки. Отбивая очередную атаку тяжелой кавалерии Наполеона, гвардейцы по ходу дела умудрялись еще и захватывать в плен кирасиров, которых ставили в середину каре. Более того, после третьей атаки ожесточенной неудачами французской кавалерии, так же отбитой гвардейцами, Литовский полк сам рванулся в наступление, в котором имел успех. Неоднократно и позже гвардейская пехота, испытывающая на себе в течение шести часов губительнейший огонь неприятеля, понесшая огромные потери, вновь и вновь бросалась в штыковую атаку на пехоту и кавалерию вшестеро превосходящего ее порой противника и обращала его в бегство! Это ли не истинные образцы доблести, славы и патриотизма! Рапортуя М. И. Кутузову о сражении при Бородине, генерал-лейтенант П. П. Коновницын писал: "Я не могу с довольною похвалою отозваться вашей светлости о примерной неустрашимости, оказанной в сей день полками лейб-гвардии Литовским и Измайловским. Прибывши на левый фланг, непоколебимо выдерживали они наисильнейший огонь неприятельской артиллерии; осыпаемые картечами ряды их, несмотря на потерю, пребывали в наилучшем устройстве, и все чины от первого до последнего один пред другим являли рвение свое умереть прежде, нежели уступить неприятелю. Три большие кавалерийские атаки неприятельских кирасир и конных гренадер на оба полка сии отражены были с невероятным успехом, ибо несмотря, что карей, строенные оными полками, были совсем окружены, неприятель с крайним уроном был прогнан огнем и штыками... Одним словом, полки Измайловский и Литовский в достопамятном сражении 26-го августа покрыли себя ввиду всей армии неоспоримою славою...". Не имея возможности развить успех, Наполеон отвел свои войска на исходные позиции, а русская армия отошла к Москве.

«Во всемирной истории очень мало битв, - писал советский историк академик Тарле, - которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям. Наполеон уничтожил в этом бою почти половину русской армии и спустя несколько дней вошел в Москву, и, несмотря на это, он не только не сломил дух уцелевшей части русского войска, но не устрашил и русского народа, который именно после Бородина и после гибели Москвы усилил яростное сопротивление неприятелю».1

Очень точную оценку результатов Бородинского сражения дал сам Наполеон. «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой высказано наиболее

доблести и одержан наименьший успех». «Сражение при Бородино было одно их тех, где необыкновенные усилия имели самые неудовлетворительные результаты». «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».